Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы

Системные свойства организации

Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть картинку Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Картинка про Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть картинку Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Картинка про Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть картинку Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Картинка про Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть картинку Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Картинка про Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы

Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть картинку Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Картинка про Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы

Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть картинку Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Картинка про Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы

Организации как системы обладают следующими свойствами: целенаправленностью, целостностью, эмерджентностью, гомеостазисом, структурностью.

Целенаправленностьпредполагает наличие общей цели функционирования или развития элементов системы.

Цель технических систем состоит в удовлетворении определённых потребностей людей. Целью любой биологической системы является выживание. Цели социальных систем различны и более подробно рассмотрены в следующих темах.

Целостность – это внутреннее единство системы.

Это свойство предполагает следующие следствия:

— целое первично, а части вторичны;

— части образуют неразрывное целое так, что воздействие на любую из частей влияет и на все остальные;

— каждая часть имеет своё определённое назначение с точки зрения цели функционирования целого;

— целое ведёт себя как нечто единое, независимо от уровня сложности.

Например, целостностью обладает организм любого живого существа, несмотря на сложность и многокомпонентный состав.

Целостной считают эффективно функционирующую фирму, состоящую из совокупности подразделений, каждое из которых выполняет определённый перечень функций; при этом деятельность каждого подразделения направлена на достижение общих целей организации. Целостность фирмы обеспечивается связями между подразделениями или другими выделенными компонентами.

Целостностью обладает семья как социальная группа, которую отличает общий бюджет, общее хозяйство, распределение функций, культура, при этом каждый человек обладает своей индивидуальностью. Аналогичным образом целостностью обладает неформальная группа, коллектив работников, где поведение личности зависит от сложившихся в группе социальных норм.

Эмерджентность– это наличие у системы качественно новых свойств, которые отсутствуют у её составных частей.

Например, вода обладает принципиально другими свойствами, чем водород и кислород в отдельности. Семья как целостное образование способна к воспроизводству потомства, что невозможно для каждого её члена в отдельности. Коллектив работников, состоящий из специалистов разного профиля, способен производить сложную продукцию, разрабатывать и реализовывать стратегию развития фирмы.

Гомеостазис – это свойство устойчивости, благодаря которому система всегда стремиться восстановить нарушенное равновесие, компенсируя изменения, возникающие под влиянием внешних факторов.

Примером гомеостазиса является механизм поддержания постоянной температуры тела человека независимо от температуры внешней среды; проявлением гомеостазиса можно назвать также борьбу живого организма с болезнью, что обычно называется иммунитетом. Сопротивление неформальных групп переменам в организации также есть проявление гомеостазиса, и представляет большую проблему для руководства организации.

Формой выражения гомеостазиса социальной системы может быть также следующая ситуация. Если сотрудник организации не выполняет правила внутреннего трудового распорядка, он выводит организацию из состояния равновесия. Руководство пытается воздействовать на него путём разъяснительной беседы или наказания. Если, несмотря на это, сотрудник продолжает нарушать установленные правила, организация освобождается от такого работника, восстанавливая, таким образом, нарушенное равновесие.

Структурность, т.е.прерывность, возможность выделения составляющих системы.

Это означает, что любая система состоит из более мелких систем (подсистем) и сама является частью более крупной системы.

Подсистема – это автономная часть системы, которая в определённых условиях рассматривается как неделимая. Например, в живом организме выделяют пищеварительную, нервную системы, системы дыхания и т.д. Каждая из этих систем состоит из совокупности органов. Аналогично в структуре фирмы можно выделить финансовую, коммерческую, производственную службы, службу управления персоналом и т.д. В свою очередь каждая служба состоит из ряда подразделений. В финансовой службе можно выделить финансовый отдел, бухгалтерию, планово-экономический отдел и т.д.

Источник

Синергизм и эмерджентность социально-экономических систем

1. О сходстве понятий «синергизм» и «эмерджентность»

Формулировки и определения синергии и эмерджентности

понятия эмерджентности

«Для любой системы (технической, биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее, входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т.д.) либо существенно меньше» (с. 103);

«Объединяемые части сильно зависят друг от друга и при объединении могут существенно (положительно или отрицательно) повлиять друг на друга в рамках целого. Это называется синергетическим эффектом» (с. 150)

Как и в случае разделения учитываются три возможности:

­ объединяемые части слабо зависят друг от друга и они не ухудшают и не улучшают функционирование объединяемых частей в рамках целого;

­ объединяемые части зависят друг от друга и при объединении могут несколько усилить или ослабить функционирование объединяемых частей в рамках целого. Это называется эмерджентностью» (с.150)

«Любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности; стремится максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффектов» (с. 179)

«На самом деле по отношению к общим системным свойствам эмерджентность и синергизм – синонимы» (с. 178)

«Свойства организации больше суммы качеств ее составляющих» (с. 119)

«Эмерджентность – оперативная мобилизация принципиально новых качеств» (с. 196)

«Сумма свойств организованного целого не равна арифметической сумме свойств каждого из его элементов в отдельности; или сумма свойств организационного целого превышает арифметическую сумму свойств каждого из

его элементов в отдельности» (с. 171)

«Получение при объединении элементов целого работоспособного образования, потенциал которого выше семы потенциалов объединенных элементов носит название эмерджентность. Эффект синергии – составная часть эмерджентности.

Эмерджентность относится к явлениям, а синергия к процессам, происходящим в элементах организации» (c. 304)

«Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо существенно меньше» (с. 50)

«Эмерджентность – особенность систем, состоящая в том, что свойство системы не сводится к совокупности свойств частей, их которых она состоит и не выводится из них» (с. 86)

6. Большая Советская Энциклопедия

7. Новый энциклопедический словарь

1) совместное действие органов или систем; 2) совместное действие лекарств, усиливающее эффект каждого из них».

«Эмерджентность- качество, свойство системы, которые не присущи её элемента в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему».

Таким образом, у Смирнова Э.А., Лафты Дж.К., Лапыгина Ю.Н. понятия синергизма и эмерджентности практически не различаются, Акимова Т.А. называет их синонимами и только Латфуллин Г.Р. и Райченко А.В. дают определение эмерджентности как оперативной мобилизации принципиально новых качеств, но и синергизм приводит к возникновению новых качеств. Яндекс принципиального различия между этими понятиями тоже не устанавливает.

Следует сделать вывод, что генезис сходства синергизма и эмерджентности заключается в несводимости свойств системы к сумме качеств её составляющих частей.

В статье «Эволюционная динамика и эмерджентность» Интернет-ресурса отмечается: «Появление эмерджентности является результатом синергизма. Эмерджентность – это новое свойство (информация), появившееся в результате объединения элементов в систему» [7]. И далее: «Она может восприниматься как «чудо», но имеет другие корни и является следствием проявления, как минимум, трех факторов: а) резкого нелинейного усиления ранее малозаметного свойства; б) следствием непредсказуемой бифуркации какой-либо подсистемы; в) следствием рекомбинации связей между элементами» [7].

В статье [8] утверждается: «На состояние и эффективность любой организации действует множество внутренних и внешних факторов. Согласно свойству эмерджентности, совместное действие нескольких факторов всегда или почти всегда отличается от разделенных эффектов. Именно это отличие, которое называют эффектом синергии, фактором взаимодействия или кооперативным эффектом, является количественным или качественным выражением эмерджентности, или синергии».

И далее: «В теории организации синергизму придается важное значение. Во главу закона синергии положен принцип эмерджентности сложных систем: совместное действие нескольких факторов всегда или почти всегда отличается от суммы раздельных эффектов» [8].

Содержание Интернет-ресурса по обозначенной нами проблеме окончательно убеждает, что многие исследователи не видят существенного различия между понятиями «синергизм» и «эмерджентность».

2. Природа различий синергизма и эмерджентности

Наше несогласие с общепринятым мнением основывается на двух позициях: а) эти понятия тождественны и взаимозаменяемы в определенных условиях быть не могут, иначе одного из них просто не существовало бы; б) не может закон синергии, даже в рыночных условиях, быть единственным основным законом функционирования и развития предприятий, фирм, корпораций и т.д., поскольку любое развитие подразумевает и определенные ограничения. Следовательно, между синергизмом и эмерджентностью необходимо провести «разделительную полосу». Ниже излагаем свое авторское видение обозначенной проблемы.

Думаем, что никто не будет возражать против такого утверждения: «Среда, в которой функционирует и развивается любая социально-экономическая система является неоднородной: внутренней и внешней. По отношению к внутренней среде система (и организация) является субъектом управления, а по отношению к внешней среде – объектом управления, причем одновременно».

Далее обратимся к определениям, данным в википедии:

«Синерги́ясуммирующий эффект, когда целое больше простой суммы своих частей (1+1=2 × х, где х > 1)» [9].

А выше, в п.1. мы ссылались на автора [8], который утверждает, что «на состояние и эффективность любой организации действует множество внутренних и внешних факторов». Определение синергии не дает ответа на вопрос: за счет каких факторов получается синергетический эффект – внутренних и (или) внешних? А вот из определения синергетики как науки о самоорганизации систем следует, что синергетический эффект в социально-экономических системах получается преимущественно за счет внутренних факторов.

Если несколько отстраниться от мистики и дословности перевода, то можно утверждать, что в социально-экономических системах эмерджентность – это возникновение новых высших качеств под воздействием внешних факторов.

3. О гармонизации синергизма и эмерджентности

Выше мы отмечали, что любая социально-экономическая система (или организация) на микроэкономическом уровне является одновременно и субъектом, и объектом управления. Успех ее функционирования и развития во многом зависит от гармонизации синергизма и эмерджентности.

Синергизм присущ системе или организации естественным образом и является результатом единения и целостности ее элементов, результатом самоорганизации. Именно синергизм характеризует организацию, а его проявление отличает фактическую, действительную организацию от формальной. Синергизм есть признак организации – определенного количества людей, сплоченного единой целью, общими задачами и ресурсами. В системе управления синергизм проявляется в объекте управления.

Теперь давайте вспомним о различии таких понятий как «управление» и «менеджмент». «Управление» применимо как к живым, так и неживым объектам. «Управляют» велосипедами, автомобилями, коллективами людей и т.д. «Менеджмент» применяется только по отношению к коллективу людей.

В командной экономике широко применялся термин «управление», в рыночной экономике чаще используется «менеджмент», то есть, там где больше внешнего воздействия – «управление», больше самоорганизации – «менеджмент».

Человеком или коллективом не нужно «управлять» в классическом понимании этого слова. Его необходимо мотивировать на определенные действия и осуществлять корректирующие направляющие воздействия, в случае отрицательного отклонения от заданной, запланированной «траектории движения». Внезапность в момент направляющего воздействия, как одна из характеристик эмерджентности, может присутствовать, но скачкообразность прироста нового качества, по нашему мнению, не обязательно это может быть и изменение направления движения или изменения цели. Важно, что это воздействие на объект управления извне (экзогенный фактор). Как правило, такое воздействие имеет приоритет перед действиями эндогенных факторов и не позволяет самоорганизации, самоуправлению коллектива эволюционировать до эгоцентризма.

Считаем необходимым пополнить систему законов организации законом эмерджентности, который сбалансировал бы закон синергии. В нашей трактовке он формулируется следующим образом: «Свойства организации могут изменяться под воздействием экзогенных факторов (внешней среды)». Здесь речь идет о степени существенности внешнего воздействия, поскольку не всякое воздействие вызывает качественные изменения в организации.

Естественно, что внешнее воздействие на организацию требует ответной реакции и она происходит, синергизм приобретает новое качество. Взаимодействуя между собой законы организации приходят в соответствие с законом эволюционного развития Дарвина (см. рис.), восстанавливается преемственность законов развития организаций с законами развития биологических систем, которой лишена «классическая» система законов организации [11].

Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть картинку Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Картинка про Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы

Рисунок Эволюционное развитие биологических и социально-экономических систем.

Наследственность биологических систем и синергизм социально-экономических систем формируется за счет эндогенных факторов. Изменения происходящие во внешней среде оказывают влияние на исследуемую систему или объект. В биологических системах такое влияние называют «изменчивость», в социально-экономических системах предлагаем называть – «эмерджентность». В биологических системах, как правило, действует естественный отбор. В социально-экономических системах «выбор» означает обоснование и реализацию управленческого решения, направленного на ее адаптацию к изменившимся условиям, т.е. он носит искусственный характер. В результате имеем новое качество системы или объекта.

Важно подчеркнуть, что синергизм в организациях отвечает за наследуемые признаки. Оглянувшись в историю, считаем, что признание такого явления в социально-экономических системах как наследственность, позволило бы отдельным организациям и нашему обществу в целом избежать неприятностей, которые со временем становятся очевидными.

Преобладание эндогенных или экзогенных факторов в том или ином явлении, процессе или действии имеет важное квалификационное значение и в экономике, и в управлении (табл. 2).

Классификация явлений, процессов, действий по признаку преобладания эндогенных или экзогенных факторов

Источник

ВУЗРУ

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Смотреть картинку Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Картинка про Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы. Фото Что предполагает эмерджентность как признак организации как системы

Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации

к.э.н., доцент кафедры

«Стратегическии и антикризисныи менеджмент»

ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: В статье рассмотрена проблема реализации эмерджентной стратегии предприятием, в рамках чего: раскрыта сущность эмерджентной стратегии на основе ее сравнительной характеристики с плановой стратегией, определены возможности и ограничения реализации эмерджентной стратегии в условиях высокой непредсказуемости изменений рыночной ситуации.

Ключевые слова: стратегический процесс, стратегический менеджмент, эмерджентная стратегия.

Financial University under

the Government of the Russian Federation

Cand.Econ.Sci., associate professor

«Strategic and anti- recessionary management

EMERGENCY IN THE STRATEGIC PROCESS OF THE ENTERPRISE

Abstract: In the clause the problem of implementation of emergent strategy by the enterprise is considered, within the framework of which: the essence of the emergent strategy on the basis of its comparative characteristics with the planned strategy is revealed; opportunities and limitations of implementing the emergent strategy in the conditions of high unpredictability of changes in the market situation are determined.

Keywords: strategic process, strategic management, emergent strategy

В условиях высокой непредсказуемости изменений и постоянного ускорения различных процессов, наблюдаемых в современной рыночной среде, перед руководителями предприятий возникает проблема поиска адекватных методов укрепления своих конкурентных преимуществ. Самой распространенной концепцией обеспечения успешного решения этой задачи остается стратегическое управление, с помощью которого предприятия различных форм собственности, размеров и бизнес-профилей достигают цели развития путем разработки и реализации различных стратегий.

Современный этап развития стратегического менеджмента характеризуется противоречиями, которые проявляются в двух плоскостях: во-первых, выбор способа формирования стратегических альтернатив (плановая стратегия или спонтанная стратегия); во-вторых, выбор фокуса стратегического выбора ( «внешняя» конкурентная позиция или «внутренняя» ключевая компетенция). Таким образом, дискуссии вокруг вопроса «плановости» стратегических решений в обеспечении успешного долгосрочного развития предприятия обостряются и дают основание для постановки и решения соответствующей научной задачи. Все больше научных и прикладных разработок посвящаются проблеме применения спонтанных (эмерджентных) стратегий для достижения целей деятельности, реализации экономическими субъектами имеющихся способностей и использования потенциально доступных ресурсов.

Анализируя опубликованные исследования по данной проблеме, необходимо отметить, что концептуально сущность эмерджентных стратегий как таковых, возникающих спонтанно в процессе реализации управленческих решений по достижению организацией поставленных целей и образуют своеобразный паттерн действий организации, раскрыл Г.Минцберг [1, с.35-37].

На основе эмпирических данных о стратегическом процессе в разных компаниях, а также основываясь на результатах социологических исследований были идентифицированы три типа стратегий:

1) умышленные (запланированные) стратегии, разработанные по модели, подобной двухэтапному процессу К. Эндрюса;

2) несбывшиеся стратегии, которые были определены (спланированы), но никогда не воплощены в жизнь по разным причинам (в течение фазы осуществления такие стратегии не получали достаточной поддержки, или вообще были отклонены, так как оказались неоправданно дорогими или были неадекватны по отношению к изменениям внешней и внутренней среды предприятия);

3) стратегии, которые появляются без того, чтобы быть явно сформулированными или предварительно определенными. Последние стратегии появляются путем взаимодействия различных участников на протяжении долгого времени.

Изменение условии внешнеи среды зачастую создает необходимость адаптации и корректировки стратегии компаниями. Такая нестабильность в различных сферах деятельности, косвенно или прямо влияющая на организацию, может привести к перестроике даже базовои методики ведения бизнеса. Следовательно, стратегия должна учитывать возможность изменения требовании внешнего окружения в противном случае компания может потерпеть неудачу на рынке.

Концептуально идея Г.Минцберга об эмерджентных стратегиях сводится к следующему. Во-первых, эмерджентная стратегия не имеет конкретных целей. Она не следует по заранее задуманному пути к успеху, но может быть такой результативной, как и заранее определенная (плановая) стратегия. Благодаря последовательной модели поведения организация может достигать такого же состояния, как если бы она следовала по подробно разработанному плану. Именно такая трактовка эмерджентной стратегии получило распространение в современном стратегическом менеджменте.

Следует признать, что проблема эмерджентности стратегических решений остается практически не разработанной как в научно-методологическом, так и практическом контекстах. Это объясняется, прежде всего, «размытым» предметом исследования: устоявшиеся принципы поведения предприятия, обусловливающие его результативность в долгосрочной перспективе не всегда подлежат четкой идентификации, особенно в условиях турбулентных изменений среды их хозяйствования. Поэтому следует тщательно изучить такие аспекты данной проблемы, как: источники и способы формирования эмерджентных стратегий, управляемость и предсказуемость управленческих действий в пределах эмерджентной стратегии, ее действенность и результативность в стабильных и нестабильных условиях развития предприятия, необходимый уровень и качественная характеристика компетентности управленческого персонала, который пытается внедрять принцип эмерджентности в систему стратегического управления [2, с. 276-281].

С учетом указанного в рамках статьи следует описать сущность эмерджентной стратегии на основе ее сравнительной характеристики с плановой стратегией, определить возможности и ограничения реализации эмерджентной стратегии в условиях высокой непредсказуемости изменений в рыночной среде и определить требования к компетентности управленческого персонала, призванного обеспечивать результативность эмерджентных стратегических решений.

Выделение класса эмерджентных стратегий в общей совокупности возможных стратегий предприятия частично основывается на противопоставлении их основных характеристик подобным характеристикам.

Сравнительные признаки Плановая стратегия Эмерджентная стратегия

Фокус стратегического процесса Позиция предприятия в конкурентной среде (фокус на конкурентах) Отличительные компетенции предприятия (фокус на потребителе)

Тактика реализации стратегического процесса Копирование положительного опыта конкурентов Создание уникальных характеристик рыночного поведения

Основная база разработки стратегии Стратегические матрицы, логические схемы, графики Стратегическое мышление, творчество, интуиция руководителя

Ролевая характеристика основного объекта стратегического процесса Аналитик Новатор

Таблица 1 — Сравнительная характеристика плановой и эмерджентной стратегий предприятия.

Из таблицы видно, что плановая стратегия фокусирует внимание на конкурентах, в то время как эмерджентная — на потребителе, плановая имеет иерархический характер стратегического процесса по структурных уровнях организации с высокой степенью административного воздействия, а эмерджентная — диффузный с высокой степенью делегирование полномочий и ответственности, плановая стратегия использует стратегические матрицы, логические схемы, графики, а эмерджентная характеризуется стратегическим мышлением, получением знаний и опыта, развитием компетенций.

Тем не менее, следует признать, что подобное жесткое противопоставление планового и спонтанного способов принятия и реализации стратегических решений не имеет смысла в условиях экономического кризиса и высокой непредсказуемости рыночных процессов.

Вообще эмерджентность (от англ. Emergent — тот, что появляется неожиданно) отражается через свойство системы сохранять целостность и является одной из форм проявления принципа перехода количественных изменений в качественные. Ценность эмерджентных стратегий в условиях кризиса заключается в обеспечении адекватной реакции предприятия на непредвиденные изменения в спросе на продукцию, жизненном цикле товаров.

На ряду с очевидными преимуществами в обеспечении развития предприятия в условиях высокой непредсказуемости изменений в рыночной среде, эмерджентные стратегии не лишены определенных недостатков и ограничений [3, с.118-122].

Повышенная маневренность предприятия в нестабильной среде Угроза «стратегического» дрейфа предприятия

Адекватная и быстрая реакция на возможности и угрозы в рыночной среде Отсутствие четко сформулированных целей

Согласование интересов инвесторов вследствие их широкого привлечения в стратегический процесс Сложность оценки реализации стратегии

Таблица 2 — Преимущества и недостатки эмерджентной стратегии

Следует отметить, что определяющая роль в успешном внедрении принципа эмерджентности стратегических решений принадлежит руководителям и персоналу предприятия в целом, их способности обучаться и эффективно использовать полученные знания для реализации определенных целей развития.

Удачная реализация стратегической идеи (миссии, видения, целей и задач) организации возможна только в условиях, когда весь персонал предприятия:

1) понимает, поддерживает и разделяет провозглашенные в организации ценности;

2) настроен на реализацию поставленных целей;

3) способен к выполнению стратегических задач [4, с. 81-88.].

Во многих российских компаниях стратегический процесс оказывается неформализованных и спонтанным. Однако разработка и реализация стратегии являются главными инструментами увеличения стоимости компании. От того, насколько стратегия адекватная внешним условиям и внутренним возможностям компании, зависит ее успех на рынке в долгосрочной перспективе. Понимание бизнес-среды и модели бизнеса позволяет менеджменту принимать взвешенные и ответственные решения. Итак, от компетентности и осведомленности менеджмента зависит качество и результативность стратегических решений. Успешность реализации эмерджентной стратегии может быть обеспечена соблюдением основных шагов, определенных К. Омае [5, с. 187-188.]:

1) четкое определение сферы бизнеса;

2) идентификация движущих сил в окружении предприятия и понимание причинно-следственных связей их действия;

3) полное ресурсное обеспечение избранных стратегических альтернатив;

4) поддержка паритета между темпом стратегии и ресурсами компании.

Обобщая промежуточные результаты исследования проблемы применения спонтанных (эмерджентных) стратегий в процессе достижения предприятием целей своего развития, считаем необходимым сделать следующие выводы. Во-первых, спонтанные стратегии присущи почти всем предприятиям, которые целенаправленно пытаются противостоять вызовам внешней среды и стремятся реализовать определенные целевые установки. В таком контексте эффективность эмерджентных стратегических решений во многом определяется уровнем компетентности менеджмента предприятия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *