Что предполагает модель рынка совершенной конкуренции
Несовершенная конкуренция
Что такое Несовершенная конкуренция?
Ключевые моменты
Понимание несовершенной конкуренции
Идеальный рынок – это теоретическая концепция в микроэкономике, которая используется в качестве стандарта для измерения эффективности и действенности реальных рынков. В идеальной конкурентной среде должны соблюдаться следующие критерии:
Важный
Несовершенная конкуренция создает возможности для получения большей прибыли, в отличие от среды совершенной конкуренции, когда предприятия зарабатывают ровно столько, чтобы оставаться на плаву.
История несовершенной конкуренции
До Вальраса и Курно математикам было трудно моделировать экономические отношения или создавать надежные уравнения. Новая модель совершенной конкуренции упростила экономическую конкуренцию до чисто прогнозного и статического состояния. Это позволило избежать многих проблем, существующих на реальных рынках, таких как несовершенные человеческие знания, барьеры для входа и монополии.
Математический подход получил широкое признание в академических кругах, особенно в Англии. Любое отклонение от новой модели совершенной конкуренции считалось серьезным нарушением нового экономического понимания.
Ограничения несовершенной конкуренции
Безоговорочная приверженность кембриджской школы созданию статической и математически вычисляемой экономической науки имела свои недостатки. По иронии судьбы, совершенно конкурентный рынок потребует отсутствия конкуренции.
Другие экономисты приняли более гибкие и менее математически жесткие теории конкуренции, такие как равномерно вращающаяся экономика. Однако язык, созданный кембриджской традицией, по-прежнему преобладает в дисциплине – даже сегодня основные графики и уравнения, показанные в большинстве учебников по экономике 101, основаны на этих математических выводах.
Раздел 2. Теория производства
Цель: определение оптимума фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Оглавление
2.1. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
Эта тема посвящена исследованию влияния внешней для фирмы среды на ее поведение. В зависимости от различных рыночных ситуаций по-разному решаются вопросы цен и объемов производства.
В микроэкономике обычно анализируется поведение предприятий в 4 рыночных ситуациях: совершенная конкуренция, как противоположность ей – монополия, и в качестве промежуточных состояний – олигополия и монополистическая конкуренция.
В реальной действительности наиболее типичны монополистическая конкуренция и олигополия. Однако процесс принятия решений фирмой наиболее четко виден при анализе совершенной конкуренции и монополии. Они дают как бы образец или стандарт поведения фирмы.
В условиях совершенной конкуренции предприятие вынуждено продавать продукцию по независящей от него рыночной цене. Другая ситуация – предприятие-монополист, обладая абсолютной рыночной властью, может выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, предоставляя рынку возможность определять величину выпуска. На рынке олигополии предприятия чаще всего являются ценоискателями. Хотя олигополист и обладает определенной рыночной властью, но не может так просто влиять на цену, как монополист. Ему приходится учитывать, как на его ценовое решение будут реагировать соперники. В отличие от олигополистов предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать реакцию конкурентов. Предприятия не являются взаимозависимыми. Их поведение ближе к поведению предприятий в условиях совершенной конкуренции. Неоднородность продукции, ее дифференциация дает таким предприятиям определенную степень рыночной власти при назначении цен.
Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность.
Рис. 1. Линия спроса на продукцию конкурентной фирмы
Рис. 2. Линия, характеризующая выручку конкурентной фирмы
Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используются два подхода:
1. Сравнение общей выручки – TR и совокупных (валовых) издержек – ТС:
Рис. 3. Максимизация прибыли или минимизация убытков
конкурентной фирмы (сопоставление TR и TC)
Точки А и С – точки критического объема производства: любые объемы за пределами этих точек ( Qc) принесут убытки, т. к. общая выручка меньше общих затрат (TR TVC, т. к. некоторая часть выручки пойдет на оплату TFC.
Если же TR Сравнение предельной выручки (MR) и предельных издержек (MC):
Общее правило для любой фирмы: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором:
Рис. 4. Максимизация прибыли конкурентной фирмы (сопоставление MR и MC)
При объеме производства Qa предельные издержки минимальны. Однако фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна продолжить расширять производство до Qe, где MR=MC. Прибыль на единицу продукции равна разнице между ценой и средними издержками (p–AC) или ес – на графике. Общая величина прибыли будет равна площади pcp * ec.
Предположим, однако, что цена меньше средних издержек (p Минимизация убытков
Рис. 5. Минимизация убытков конкурентной фирмы
(сопоставление MR и MC)
В данной ситуации убытки фирмы равны площади p * pcce. Стремясь минимизировать убытки, фирма должна попытаться покрыть выручкой средние постоянные затраты: AFC=AC–AVC. Если цена выше AVC, то фирме это удастся.
Таким образом, если p>AVC, то в краткосрочном периоде фирме стоит продолжить функционирование. Если же p, — закрыться и оплатить убытки из собственного кармана.
2.2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде
В данной ситуации на передний план выступает такая особенность совершенной конкуренции, как свобода входа в отрасль и выхода из нее, т. е. мобильность ресурсов.
Рис. 6. Оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде:
a) предприятие, б) отрасль
В итоге в долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы в точке e, где MR=MC=AC, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
Раздел 2. Теория производства
Цель: определение оптимума фирмы в условиях монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Оглавление
3.1. Определение цены и объема производства в условиях монополии
Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают, и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.
Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.
Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:
Правило MR=MC, как уже отмечалось, характерно для любой фирмы.
Рис. 1. Оптимум монополии
Таким образом, объем выпуска в условиях монополии – Qm определяется пересечением MR и MC – точка а. Но для такого объема производства цена спроса – pm. Отсюда – оптимум монополии: Qm и pm.
Сравним с оптимумом конкурентной фирмы: здесь цена постоянна и выполняется равенство p * =MRk=MC. Точка оптимума – точка k. Следовательно, в условиях монополии выпуск продукции меньше (Qm pk). При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара: MC при Qm равны pa.
Исходя из этого, общая прибыль монополиста на весь объем продукции равна площади pcpamc, сверхприбыль – pkpmmb.
В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Государство может устанавливать предельные цены, потоварный или паушальный налоги. Кроме того, большую роль в этом плане играет антимонопольное законодательство.
3.2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция – это такая форма строения рынка, в которой присутствуют черты как совершенной конкуренции, так и чистой монополии. Это – рыночная ситуация, при которой относительно большое число относительно небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
В то же время следует иметь в виду, что данные продукты являются близкими заменителями друг друга, т. е. производимый продукт дифференцирован. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. В итоге конкурентный монополист обладает возможностью контролировать цену своих товаров.
Такая рыночная ситуация широко представлена в отраслях легкой и пищевой промышленности: платья, костюмы, шоколадные наборы, зубные пасты и т. д. Дифференциация может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя может стать привлекательная упаковка, лучшее обслуживание посетителя, более удобное расположение и время работы магазина и др.
Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы : реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта и т. д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем у конкурентов. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию.
Следует иметь в виду, что неценовые факторы увеличивают издержки фирмы, создают финансовые барьеры для вступления в отрасль и тем самым ограничивают число предприятий и усиливают рыночную власть монополистических конкурентов, приближая их к монополии.
В краткосрочном периоде ситуация напоминает чистую монополию. Фирма будет максимизировать свои прибыли, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки (MR=MC). При этом фирма устанавливает цену, равную цене спроса на такой объем продаж (pm).
При получении прибыли конкурирующая монополия в долгосрочном плане стремится расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей. Кроме того, экономические выгоды привлекут в отрасль новых конкурентов.
Когда новые фирмы войдут в отрасль, кривая спроса, с которой сталкивается типичная фирма, опустится (сдвинется влево) и станет более эластичной. Это связано с тем, что фирма станет обладать меньшей долей в совокупности рынка, большее число фирм станет представлять близкие заменители товаров. Это в свою очередь имеет тенденцию вызывать исчезновение экономических прибылей. Когда кривая спроса явится касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т. е. безубыточна. Ситуация становится похожей на условия совершенной конкуренции.
Новые фирмы будут продолжать входить на рынок до тех пор, пока не станет невозможным получать экономическую прибыль. Этот же процесс работает и в обратном направлении: если спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизится после достижения равновесия, то фирмы покидают рынок.
Рис. 2. Оптимум конкурирующей монополии в долгосрочном периоде
Фирма в условиях монополистической конкуренции, скорее всего, попытается противостоять долговременной тенденции уменьшения прибыли, предпримет шаги для улучшения ситуации. Это возможно следующими способами. Прежде всего в любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Дифференциация продукта углубляется. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Правда, это будет увеличивать издержки фирмы. Но если при этом спрос увеличивается на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки совершенствования продукта и затраты на стимулирование сбыта, фирма улучшит свое положение с прибылью.
3.3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
Олигополия – это такая рыночная ситуация, при которой доминирует небольшое число продавцов. Покупатели на олигополистическом рынке являются «ценополучателями», а сами олигополисты – «ценоискателями».
Характерные черты олигополии: немногочисленность фирм в отрасли, высокие барьеры для вступления в нее, всеобщая взаимозависимость.
Поведение каждой олигополистической фирмы зависит от поведения других. Каждый производитель при выборе хозяйственной тактики должен учитывать контрдействия своих конкурентов.
Таким образом, поведение предприятия в условиях олигополии – это стратегическая игра, каждый игрок должен предугадать действия и контрдействия соперников.
Для упрощения рассмотрим отрасль, состоящую из 2 продавцов – дуополию. Общая величина производимой ими продукции – 400 тыс. ед. Каждая фирма производит 1 /2 продукции, средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. (следовательно, и МС = 25 тыс. руб.). Первоначальная цена равна 50 тыс. руб., что соответствует цене спроса.
Однако снижение цены имеет пределы – пока цена не упадет до уровня средних издержек АС. А так как АС постоянны, то цена снижается, пока не достигнет этого уровня, т. е. p=AC=MC.
Рис.3. Олигополия: ценовая война
В точке е установится равновесие, т. к. ни одна фирма не сможет снизить цену, не понеся убытков. Цена фактически станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль будет равна нулю.
Повышать цену ни одна фирма тоже не может, т. к. это означает потерять часть рынка в пользу соперника, который может удерживать цену неизменной на уровне p=AC. В точке е – равновесие Бертрана: снижать цену нельзя, но и повышать ее нельзя.
От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. Отсюда понятно, что ценовые войны скоротечны и бывают довольно редко.
Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать ценовых войн и их неблагоприятного воздействия на прибыль.
Для исследования поведения олигополий используются также такие модели, как ломаная кривая спроса, равновесие Курно, теория игр.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
Совершенная конкуренция – что это такое?
Совершенная конкуренция считается идеализированной моделью рыночной экономики. Это такая рыночная структура, где продавцы и покупатели приспосабливаются к имеющимся рыночным условиям и не могут оказывать влияние на цену, но формируют её своим суммарным вкладом в рыночный спрос и предложение.
При данной модели конкурентная борьба между продавцами достигает своего пика. Так как участники рынка практически не оказывают влияние на условия продажи, экономика становится устойчивой к возникновению инфляции, безработицы и других негативных процессов.
Суть понятия и основные признаки
Совершенной (чистой, свободной) конкуренцией называется процветающее состояние рынка, когда на нём полностью отсутствует монополия и большая часть продавцов предлагают одинаковые товары либо услуги. Данный вид конкуренции характеризуется равновесием спроса и предложения, благодаря чему рынок регулируется самостоятельно, ни продавцы, ни покупатели не могут оказывать влияние на ценообразование.
Для получения более высокой прибыли от реализации товаров или услуг необходимо использование каких-либо передовых технологий, как при изготовлении данных товаров, так и их продаже, отчего понизится себестоимость, а прибыль увеличится.
Для наглядности приведём пример совершенной конкуренции. Представим огромную сельскохозяйственную ярмарку, на которую много фермеров привезли на продажу морковь. Вся морковь одного качества. Каждый фермер одинаково проинформирован о состоянии дел на рынке, а именно о ценах, спросе, конкурентах и издержках. Можно в любой момент начать продажу моркови или же покинуть рынок.
В подобной ситуации невозможно установление желаемой цены на свой товар и её нельзя самостоятельно повысить. Если стоимость товара будет боле высокой в отличие от цен на этот же товар у других продавцов, спроса на морковь не будет и её никто не купит. Договориться со всеми об одинаковой цене тоже нельзя, т.к. слишком много конкурентов. Поэтому в итоге устанавливается равновесная цена.
Совершенную конкуренцию можно отличить от других видов конкуренции по следующим признакам:
По мнению современных экономистов, совершенная конкуренция – идеальная экономическая модель, существующая только в теории. В реальной экономике наиболее походит на рынок совершенной конкуренции фондовая биржа, на которой множество продавцов продают одинаковые ценные бумаги. Именно здесь данная модель позволяет с достаточной точностью предугадать поведение продавцов и покупателей.
Рынки, максимально приближённые к совершенной конкуренции
В действительности конкуренция несовершенна. Число продавцов и покупателей не может быть бесконечным. В большинстве случаев продукция каждого производителя имеет свои отличия. Действуют экономические и бюрократические ограничения, касающиеся вхождения в отрасль. У каждой фирмы разная информация о состоянии дел на рынке и они находятся в неравных условиях. Некоторые компании обладают рыночной властью и диктуют цены.
На сегодняшний день свободную или совершенную конкуренцию можно наблюдать на рынках, торгующих следующими товарами:
Помимо вышеперечисленного, к рынку совершенной конкуренции можно отнести рынки товаров и услуг малого бизнеса. Например, автомастерские, ларьки, ателье, мастерские по ремонту обуви в масштабах рынка слишком малы и их услуги и товары не являются уникальными, и поэтому они вынуждены принимать действующие на рынке цены.
Плюсы и минусы
Плюсы | Минусы |
Отсутствует завышение цен | Рыночная система нестабильна |
Все участники рынка обладают равными возможностями | |
Рынок регулируется самостоятельно | Имеется риск перепроизводства |
Как можно заметить из таблицы, практически все недостатки совершенной конкуренции сводятся к тому, что при наличии равных возможностей невозможно достижение равного результата.
Происходит это потому, что каждый участник рынка по-своему занимается организацией производства и распределением ресурсов, использует маркетинговые компании и инновационные технологии. Поэтому успех приходит к тем, кто может грамотно организовать процесс производства и реализации, а также пользуется передовыми технологиями, чтобы обойти конкурентов.
Для достижения экономической эффективности, в первую очередь необходимо добиться эффективности производства и распределения ресурсов, которых с лёгкостью можно достичь в условиях совершенной конкуренции. Именно по этой причине данный вид конкуренции считается идеальной рыночной моделью, хотя в реальности её практическое воплощение почти не встречается.
Соблюдение таких условий, как минимум издержек, эффективность распределения ресурсов, саморегулирование процессов и отсутствие дефицита невозможно в долгосрочной перспективе.
Совершенная конкуренция. Рынок совершенной конкуренции: примеры и признаки
На рынке чистой конкуренции нет никаких ограничений на вход и выход.
Пример рынка совершенной конкуренции
Представим большую ярмарку, куда множество фермеров привозит на продажу картошку. Картофель одинаковый по качеству. Все фермеры обладают одинаковой информацией о спросе, о конкурентах и издержках, о ценах. Начать торговать картошкой или уйти с рынка можно в любой момент.
Однако в дальнейшем ученые доказали, что это не всегда так: например, со временем может происходить монополизация рынка.
Если на рынке представлено множество продавцов, но товар каждого по-своему уникален, это рынок монополистической конкуренции. Пример: рынок одежды, где одежда разных производителей взаимозаменяема, но при этом уникальна.
Признаки и условия совершенной конкуренции
Множество равноценных продавцов и покупателей.
Однородность продукции. Товары или услуги идентичны и взаимозаменяемы.
Отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка.
Высокая мобильность факторов производства. Ресурсы можно мгновенно перенаправить на другие нужды.
Равный и полный доступ всех участников к информации: о ценах, спросе и предложении, конкурентах
Критерием эффективности конкурентного рынка выступает равенство цен и предельных издержек.
Когда хотя бы один из этих признаков отсутствует, конкуренция называется несовершенной.
Преимущества совершенной конкуренции
Рынок чистой конкуренции обладает целым рядом преимуществ. Это:
Невозможность завышать цены.
Отсутствие товарного дефицита.
Саморегулирование рынка. Нет необходимости в государственном вмешательстве.
Эффективное распределение ресурсов, высокоэффективное производство.
Равенство возможностей для участников рынка. Свобода предпринимательства.
Недостатки совершенной конкуренции
К недостаткам рынка чистой конкуренции относятся:
Нестабильность рыночной системы. Разорение производителей, проигравших в конкурентной борьбе.
Сосредоточенность каждого участника на личной выгоде, отсутствие внимания к общественным издержкам.
Товары совершенной конкуренции
В реальности рынков совершенной конкуренции не существует, признают экономисты. Число производителей и покупателей не бесконечно. Их продукция почти всегда в чем-то отличается. Действуют бюрократические и экономические ограничения на вхождение в отрасль. Фирмы обладают разной информацией, находятся в неравных условиях. Какие-то из компаний могут обладать рыночной властью и диктовать цены.
Однако к совершенной конкуренции приближаются рынки следующих товаров:
Сельскохозяйственная продукция. Например, зерно, которым торгуют на товарных биржах, однородно. Его предлагает множество производителей, которые вынуждены мириться с рыночными ценами.
Ценные бумаги. Цена акций и облигаций, которые торгуются на бирже, зависит от спроса и предложения. Ни владелец ценных бумаг, ни покупатель не может установить биржевые котировки по своему желанию, а принимает их как данность.
Рынок товаров и услуг малого бизнеса тоже иногда можно рассматривать как рынок чистой конкуренции. Ларьки, автосервисы, фотомастерские, ателье, обувные мастерские в масштабах рынка крайне малы, их услуги и товары не уникальны, так что им приходится принимать существующие на рынке цены.