Что предполагает нормативный аспект культуры речи

Нормативный аспект культуры речи (2 курс СПО)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)

СУРГУТСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

(СНТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»)

Преподаватель: Шрайнер Виктория Викторовна

Номинация конкурса: методическая разработка учебного занятия Название материалов: Нормативный аспект культуры речи.

Норма, её динамика и вариативность ( Методическая разработка по дисциплине « Русский язык и культура речи»)

ДИСЦИПЛИНА : Русский язык и культура речи

КУРС: 2 курс дневное отделение спо, 1 курс заочное отделение спо

Методическая разработка составлена по теме «Нормативный аспект культуры речи. Норма, её динамика и вариативность». Дан подробный план урока, составлены опорные сигналы, приложения к опорным сигналам, дан подробный конспект лекции, вопросы для контроля студентов, а также составлены вопросы для самоконтроля студентов.

Урок проводится по канадской системе. Данная методическая разработка может быть использована преподавателями данной дисциплины для проведения урока по теме «Нормативный аспект культуры речи. Норма, её динамика и вариативность».

ТЕМА: Нормативный аспект культуры речи. Норма, её динамика и

ТИП УРОКА: Урок формирования новых знаний

ФОРМА УРОКА: Лекция

-сформировать у студентов понятие о литературной норме, ее динамике и вариативности;

-показать взаимосвязь развития общества, языка и литературной нормы;

-познакомить студентов с основными типами норм и типами нормативных словарей.

-развивать внимание, умение воспринимать и осмысливать полученные знания, делать обобщения и выводы;

-работать в должном темпе;

-грамотно формулировать свои мысли.

-воспитание уважительного и бережного отношения к языку, а также требовательного отношения студентов к собственной речи.

УЧЕБНЫЕ И НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

— приложение №1-№6 к лекции;

— словари русского языка.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: история, литература .

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

— понятие «норма», признаки нормы, вариантность нормы, три степени нормативности, типы норм;

— основные типы нормативных словарей русского языка.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

2.2. Динамичность развития языка и изменчивость норм. Вариантность нормы.

2.3. Формирование нормы. Три степени нормативности.

2.5. Типы нормативных словарей.

3. Обобщение и выводы.

4. Проверка усвоения изученного материала – блиц-опрос и самопроверка.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Нормативный аспект культуры речи

Норма, её динамика и вариативность

Нормой признаётся то, что было, и отчасти то, что есть, но

отнюдь не то, что будет.

1. Организационный момент.

2. Изложение нового материала.

2. Динамичность развития языка и изменчивость норм. Вариантность нормы.

3. Формирование нормы. Три степени нормативности.

5. Типы нормативных словарей.

Понятие «культура речи» содержит три составляющих аспекта:

— соблюдение этики общения- этический аспект

— владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах- нормативный аспект

Важнейшим признаком литературного языка считается наличие норм.

ЯЗЫКОВАЯ НОРМА (норма литературная) – правила использования речевых средств в определённый период развития литературного языка, то есть правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.

НОРМА – единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.

Признаки нормы литературного языка:

-соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Относительная устойчивость. Язык – явление живое, он медленно, но непрерывно изменяется. Следовательно, и норма не является чем-то остывшим и неизменным. С одной стороны, она устойчива, стабильна, но, с другой стороны, в соответствии с внутренними законами языка и влиянием социума норма претерпевает изменения. То, что когда-то было нормой, сегодня литературным языком отвергается (Приложение №1)

Общеобязательность. Норма утверждается и поддерживается языковой практикой культурных людей. Специфической чертой литературного языка является кодификация нормы, т.е. возведение её в степень закона. При кодификации происходит сознательный отбор того, что предписывает употреблять как правильное. Кодификация фиксирует то, что существует в течение долгого времени, и закрепляет данное правило в учебниках, академических словарях, справочниках.

Единство и общеобязательность нормы проявляются в том, что представители разных социальных слоев и групп, составляющих данное общество, обязаны придерживаться традиционных способов языкового выражения, а также тех правил и предписаний, которые содержатся в грамматиках и словарях и являются результатом кодификации. Отклонение от языковой традиции, от словарных и грамматических правил и рекомендаций считается нарушением нормы и обычно оценивается отрицательно носителями данного литературного языка.

Поскольку представление о норме меняется, многие склонны утверждать, что «если все так говорят, то это и будет нормой» Например: многие говорят ЛОЖИТЬ, ЗВО’НЯТ, ХОЧЕМ, СВЕКЛА и т.д. Но пока нет официального призвания и описания того или иного варианта в грамматиках, учебниках, словарях, справочниках, т.е. пока этот вариант не кодифицирован, он считается речевой ошибкой.

Общеупотребительность. Употребление в СМИ. Норма сознательно поддерживается образованными людьми, употребляется большинством. В то же время норма не признает социальных различий при словоупотреблении. Именно норма позволяет языку сохранить его общественность. Например, в современном литературном языке нормативно использование существительного кофе не только в мужском (традиция), но и в среднем роде (частота словоупотребления), а слово шампунь используется согласно норме в мужском и женском родах. Закрепление словарем равноценных форм словоупотребления по сре’дам и по среда’м применительно к обозначению дня недели, разрешение употреблять в речи варианты типа догово’р — до’говор, гренки’ — гре’нки, что еще недавно расценивалось как нарушение нормы, свидетельствуют о появлении не только большей свободы для носителей языка, но и о некоторой демократизации самой языковой системы. Норма относительно стабильна, но речевое использование вряд ли в состоянии изменить те нормы, обязательность употребления которых объясняется законами языка. Так, место постановки ударения в прилагательных в сравнительной степени: краси’вее, умне’е, талантливее, добрее — объясняется тем, что в кратких формах этих прилагательных в женском роде ударение сохраняется на этом же слоге (ср.: умна, красива, талантлива, добра). Измените правило — получите нарушение требований языка.

Соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы. Высказываются мнения о засилии заимствований в русском языке. Они беспочвенны, на наш взгляд. Норма — это социальный регулятор. Весь наш язык практически пронизан заимствованиями. И дело не только в использовании таких слов, как брифинг, дилер, мониторинг и др. Дело в том, что более 90% слов нашего родного языка когда-то были «чужими». Но в том и сила системы, что она подстраивает под себя то, что принимает, регулирует отношения внутри себя строго и лишь в соответствии с языковыми нормами. Пусть, заседает в Думе спикер, а не говорун, ведь слово уже вошло в лексическую систему, стало ее частью так же, как и президент, администрация, как культура, в конце концов.

Норма сопряжена с понятием селекции, отбора. В своем развитии литературный язык черпает средства из других разновидностей национального языка – из диалектов, просторечия, жаргонов, но делает это чрезвычайно осторожно. И норма играет в этом процессе роль фильтра: она пропускает в литературное употребление все наиболее выразительное, коммуникативно необходимое и задерживает, отсеивает все случайное, функционально излишнее. Эта селективная и, одновременно, охранительная функция нормы, ее консерватизм – несомненное благо для литературного языка, поскольку служит связующим звеном между культурами разных поколений и разных слоев общества.

Консервативность нормы обеспечивает понятность языка для представителей разных поколений. Норма опирается на традиционные способы использования языка и настороженно относится к языковым новшествам. «Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет», – писал А.М.Пешковский и так объяснял это свойство и литературной нормы, и самого литературного языка: «Если бы литературное наречие изменялось быстро, то каждое поколение могло бы пользоваться лишь литературой своей да предшествовавшего поколения, много двух. Но при таких условиях не было бы и самой литературы, так как литература всякого поколения создается всей предшествующей литературой. Если бы Чехов уже не понимал Пушкина, то, вероятно, не было бы и Чехова. Слишком тонкий слой почвы давал бы слишком слабое питание литературным росткам. Консервативность литературного наречия, объединяя века и поколения, создает возможность единой мощной многовековой национальной литературы».

Вопросы для закрепления:

1.1. Что такое норма?

1.2. Перечислите признаки нормы.

1.3. Что такое кодификация нормы?

1.4. Что такое консерватизм нормы?

2. Динамичность развития языка и изменчивость норм. Вариантность нормы.

Языковые нормы — явление историческое. Некоторые из них были выработаны давно и сохраняются до настоящего времени, а некоторые изменились. Однако консерватизм нормы не означает ее полной неподвижности во времени. Иное дело, что темп нормативных перемен медленнее, чем развитие данного национального языка в целом. Чем более развита литературная форма языка, чем лучше обслуживает она коммуникативные нужды общества, тем меньше она изменяется от поколения к поколению говорящих. И все же сравнение языка Пушкина и Достоевского да и более поздних писателей с русским языком конца 20 в. обнаруживает различия, свидетельствующие об исторической изменчивости литературной нормы.

В пушкинские времена говорили: дóмы, кóрпусы, сейчас – домá, корпусá. Пушкинское «Восстань, пророк. » надо понимать в смысле ‘встань’, а совсем не в смысле ‘подними восстание’.

Чехов говорил в телефон (об этом он сообщает в одном из своих писем), а мы – по телефону.

А.Н.Толстой, почти наш современник, в одном из своих рассказов описывает действия героя, который «стал следить полет коршунов над лесом». Сейчас сказали бы: стал следить за полетом коршунов.

Примером изменения лексической нормы могут служить слово дипломант. В 30-40-е гг. XX в. слово дипломант обозначало студента, выполняющего дипломную работу, а слово дипломник было разговорным (стилистическим) вариантом слова дипломант. В литературной норме 50-60-х гг. произошло разграничение в употреблении этих слов: словом дипломник стали называть студента в период подготовки и защиты дипломной работы (оно утратило стилистическую окраску разговорного слова), а слово дипломант стало употребляться для наименования победителей конкурсов, смотров, соревнований, отмеченных дипломом победителя.

Со временем изменяется и произношение. Так, например, у А.С. Пушкина в его письмах встречаются слова одного корня, но с разным написанием: банкрот и банкрутство. Чем это объяснить? Можно подумать, что поэт описался или допустил ошибку. Нет. Слово банкрот было заимствовано в XVIII в. из голландского или французского языка и первоначально в русском языке звучало как банкрут. Аналогичное звучание имели и производные: банкрутство, банкротский, обанкрутитъся. Во времена Пушкина появляется произносительный вариант с «о» вместо «у». Можно было говорить и писать банкрут и банкрот. К концу XIX в. окончательно победило произношение банкрот, банкротство, обанкротиться. Это стало нормой.

Постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.

Теперь проведем небольшое исследование. Задача: проследить, как изменилась норма произношения сочетания чн и не нарушаете ли вы ее.

Задание: пользуясь таблицей, определите, сколько слов из девяти сохраняют прежнее произношение [шн], сколько имеют равные варианты [шн] и [чн], у какого количества слов побеждает произношение [чн]. Сделайте вывод, в каком направлении изменяется данная норма ( Приложение №2)

Толковый словарь русского языка (1935-1940)

Орфоэпический словарь русского языка (1983)

Новый орфоэпический словарь русского языка (2004)

Источник

Нормативный аспект культуры речи

Содержание:

Предмет:Культура речи
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:03.06.2019

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по культуре речи:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Во-первых, потому, что язык является составной частью культуры народа в целом. Посредством языка усваиваются и передаются последующим поколениям знания о достижениях общества в производственной, общественной и духовной деятельности.

Во-вторых, язык наряду с экономическими, политическими и другими факторами создает единство нации и государства.

В-третьих, общество состоит из индивидуумов, и, соответственно, культурный уровень общества зависит от уровня культуры его членов.

В-четвертых, язык формирует своего носителя, его ментальность, т.е. модель поведения и стереотипы реакции, присущие эпохе и социальным группам.

Таким образом, актуальной темы сомнений не вызывает.

Культура речи и аспекты культуры речи

И в том и в другом определении подчеркнуты три аспекта (составляющих) культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный.

Коммуникативный связан с целесообразностью общения, с реализацией языковых норм в речи, с функционально-стилистической дифференциацией русского языка. Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия. В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.

Этический связан с нормами, касающимися отдельных моментов общения. Данный аспект предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления и т. п.). На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы, возраст участников речевого акта, их социальный статус, характер отношений между ними, время и место речевого взаимодействия. Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на повышенных тонах.

В основе культуры речи лежит представление человека о речевом идеале, образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь.

Нормативный аспект является главным в общей проблеме культуры речи.

Нормативный аспект культуры речи

Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой.

Норма определяет, что правильно и что неправильно, она рекомендует одни языковые средства как законные (например, документ, договор, лекторы) и отвергает другие, как противоречащие языковому обычаю, традиции (запрещает, например, говорить документ, договор, лекторы).

Природа нормы двусторонняя.

Литературная норма обязательна для устной и письменной речи. Соблюдение норм является признаком речевой культуры личности и общества в целом. Отклонения от норм могут иметь разную природу, они могут свидетельствовать об элементарной неграмотности, недостаточной речевой культуре.

Но отклонение от норм может быть осознанным, несущим определенный смысл. Оно допустимо в среде образованных и профессионально связанных людей, когда такая своеобразная игра с легко воспринимаемым подтекстом вносит элемент непринужденности, ироничности в общение хорошо понимающих друг друга собеседников.

Устойчивость и стабильность норм обеспечивает равновесие системы языка на протяжении длительного времени, способствует поддержанию связей между поколениями и преемственности культурных традиций: «Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет». Но нормы не догма. Они исторически изменчивы, что обусловлено постоянным развитием языка. Например, значение слов дипломник и дипломант в 30-40 гг. и в 50-60 гг., а также изменение во времени значение слова абитуриент. Языковые нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. Если же следовать раз и навсегда установленным нормам, то есть опасность, что общество перестанет с ними считаться и будет устанавливать их стихийно. Кроме того, норма обладает коммуникативной целесообразностью, т.к. зависит от условий, в которых осуществляется речь, в разных ситуациях одни и те же языковые средства могут оказаться уместными или неприемлемыми.

Нормы существуют на всех уровнях языка и во всех функциональных стилях.

Нормы литературного языка отражают самобытность русского национального языка, способствуют сохранению языковой традиции, культурного наследия прошлого. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку оставаться целостным, обще понятым.

Источники изменения норм литературного языка различны, живая разговорная речь, местные говоры, просторечие, профессиональные жаргоны, другие языки. Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка.

Существует два типа норм.

Императивные (обязательные) закрепляют только одну форму употребления как единственно верную. Нарушение этой нормы свидетельствует о слабом владении языком.

Диспозитивные предусматривают возможность выбора вариантов, регламентируя несколько способов выражения языковой единицы. Их использование носит рекомендательный характер.

Лексические нормы, т.е. правила применения слов в речи, требуют особого внимания. М.Горький учил, что слово необходимо употреблять с точностью самой строгой. Слово должно использоваться в том значении (в прямом или переносном), которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Нарушение лексических норм связано с тем, что говорящие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению.

Снижает культуру устной речи не только неправильное произношение, но и неправильное ударение в словах. Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом. Ошибки в ударении могут привести к искажению смысла высказывания. Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из них.

Особенного внимания заслуживают орфоэпические нормы, нарушение которых становится наиболее популярным среди носителей языка.

Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи, внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается.

Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная правильность произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.

Таким образом, орфоэпия в собственном смысле слова указывает, как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических положениях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов или даже отдельных словах, если эти формы и слова имеют свои произносительные особенности.

Язык как важнейшее средство человеческого общения нуждается в единообразии письменного и устного оформления. Неправильное произношение (как и орфографические ошибки) отвлекает внимание на внешнюю сторону речи и поэтому является помехой при языковом общении. Орфоэпия наряду с орфографией, минуя особенности местных говоров, делает язык средством наиболее широкого общения. Как одна из сторон культуры речи орфоэпия должна способствовать поднятию произносительной культуры русского языка.

Сознательное культивирование литературного произношения в театре, в кино, по радио, в школе имеет огромное значение в освоении многомиллионными массами русского литературного языка.

Поэтому важным качеством хорошей речи является ее уместность, т.е. соответствие речи теме, условиям, аудитории. Уже в античной риторике уместность речи и такт, умение найти верный тон считались одной из важнейших предпосылок успеха оратора. Оратор не может поступаться правилами речевого поведения. Уместность выбора необходимых речевых средств, т.е. таких, которые наиболее эффективно служат целям общения, важна не только для оратора. Вспомните, например, формулы приветствия в русском языке (Привет! Здравствуйте! Добрый день!).

Предметная логичность заключается в соответствии смысловых связей речевых единиц отношениям между предметами и явлениями действительности.

Существенным признаком хорошей речи является ее точность. Точность речи понимается как употребление слов в полном соответствии с их языковым значением, строгое соответствие слов обозначаемым явлениям действительности. Неточное употребление обусловлено часто смешением близких по сфере употребления, но все-таки разных по значению слов, например, давать употребляется вместо продавать, брать вместо покупать и т.д.

В русском языке многообразны однокоренные слова, близкие по образованию, но разные по значению и употреблению. Их смешение наблюдается даже в официальной речи. Подобными однокоренными образованиями являются, например, глаголы представить и предоставить.

Очень важно стилистически правильно употреблять синонимичные слова. Из нарушений стилистических норм чаще всего встречаются случаи неуместного употребления стилистически окрашенных слов в нейтральных контекстах.

Требования к точности речи возрастают, когда имеют в виду речь официальную, т.е. деловую, научную, публицистическую. Точность как качество научной, публицистической речи связана с точностью употребления терминов.

Одним из качеств хорошей речи является ее чистота. Чистота речи предполагает отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Каждый из признаков по отдельности может присутствовать в том или ином языковом явлении, но этого недостаточно. Чтобы языковое средство было признано нормативным, необходимо сочетание признаков.

Заключение

Нормы существуют на всех уровнях языка и во всех функциональных стилях.

Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата.

Итак, культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Что предполагает нормативный аспект культуры речи. Смотреть фото Что предполагает нормативный аспект культуры речи. Смотреть картинку Что предполагает нормативный аспект культуры речи. Картинка про Что предполагает нормативный аспект культуры речи. Фото Что предполагает нормативный аспект культуры речиЧто предполагает нормативный аспект культуры речи. Смотреть фото Что предполагает нормативный аспект культуры речи. Смотреть картинку Что предполагает нормативный аспект культуры речи. Картинка про Что предполагает нормативный аспект культуры речи. Фото Что предполагает нормативный аспект культуры речи

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *