Что предполагает технология коучинга
Технологии коучинга в образовании
Цель коучинга в образовании – помогать учащимся учиться сознательно, с интересом приобретать знания, находить и максимально раскрывать потенциал, развивать навыки и умения, эффективнее усваивать программу и выполнять задания.
Многие принципы и технологии коучинга успешно применяют в педагогике. И это современный подход к обучению, который помогает осознавать смысл обучения, создает вовлечённость, поднимает мотивацию и повышает ответственность за результаты.
Коучинг в образовании — это
Все это помогает учащимся осознать свою ответственность за процесс обучения и иметь собственную мотивацию, подкрепленную личными целями.
Используя коучинг, педагог помогает ребенку понять свои возможности и ресурсы, определить цели, превратив проблемы в задачи.
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». К.Д Ушинский.
Если мы вспомним традиционный подход к обучению, то наверняка вам сразу представится строгая учительница в очках с указкой в руке. Она заставляет заучивать правила или параграфы из учебника, а потом требует, чтобы мы их рассказывали наизусть. Если не ответил или ответил не так – садись, два! Не слишком мотивирует учиться, не так ли? А развивает ли зубрёжка мозг ребёнка? Конечно нет.
Если копнуть глубже в историю, то уроки в школе те, какими мы их помним из советского прошлого – это модель обучения, перенесённая из подготовки прусских солдатов. Там вовсе не требовалось развивать самобытность учащихся и личное мнение было никому не нужным и даже опасным. Главной целью являлось беспрекословное подчинение и строгое повторение. Прошли века, а система никак не поменялась.
Вместе с тем, современный мир каждый день подкидывает нам новые задачи: начиная от интернета, заканчивая освоением космоса и клонированием человека. Каждое новое изобретение несёт за собой новые вопросы – как его использовать? Какие изменения это привнесёт в общество? Как это повлияет на человечество в целом?
Мир, задающий вопросы, требует людей, умеющих на них отвечать и умеющих ставить эти вопросы раньше, чем они появятся извне.
Поэтому в современное образование неизбежно начинают проникать коуч-технологии. В отличие от традиционного образования, они помогают учащимся размышлять, а не бездумно заучивать пустые факты и формулы.
Например, на уроках истории или литературы учитель может провоцировать учеников к размышлениям:
Или, к примеру, учитель биологии, химии или географии мог бы построить свой предмет на изучении различных природных явлений или географических объектов непосредственно взаимодействуя с ними – отличный способ пробудить интерес ребёнка, полностью вовлечь его в процесс.
Некоторые преподаватели предлагают ученикам создавать различные проектные группы, в которых они могут проводить исследование различных явлений. Реализуя такие проекты, учащиеся не только изучают предложенную тему более глубоко, но и тренируют свои навыки коммуникации, лидерства, партнёрства, умения договариваться, поиска информации, генерации нестандартных решений и т.д.
И, наконец, даже когда учитель, разбирая контрольную работу, отмечает то, что ребёнок сделал правильно, а не зачёркивает то, что выполнено не так – это тоже элементы коучинга. Ведь то, что мы подкрепляем своими действиями (в данном случае – учитель обращает внимание на ошибку) – то и фиксируется в памяти ребёнка. Тем самым принижая его самооценку и мотивацию. Если же просто сместить акцент на то, что уже получается хорошо — мы подкрепляем верные решения и тем самым подросток запоминает, что это слово пишется именно так. Ну и внутреннее ощущение «я молодец» и «у меня всё получится» в ребёнке прорастает ещё ярче и мощнее.
Что требует изменений?
Итак, чтобы обучение было успешным необходимо, чтобы его содержание соответствовало потребностям и интересам учеников. Чтобы ученики относились к учёбе осознанно, получаемые знания должны иметь для них личностный смысл. Многие педагоги реализуют коучинговый подход в образовании. На уроках часто подразумевается большой объем самостоятельной работы.
В этом помогают коучинговые технологии и инструменты:
Задумываясь о том, как сохранить активность учеников на уроке, их заинтересованность, как удержать внимание, как повысить эффективность урока, усвояемость материала и получить желаемый результат и учителю, и ученику, педагоги неизбежно приходят к поиску новых форматов в обучении. Таким образом, технологии коучинга в образовании помогают увеличить эффективность обучения школьников и студентов.
Коучинг
Коучинг – это особый тренинговый метод, направленный на достижение четко обозначенных целей (под этим не подразумевается общее развитие личности или множества качеств, а качеств, исключительно необходимых для достижения конкретно обозначенных целей). Предполагает совместную работу с коучем, человеком, являющимся тренером в данной области (жизненной или профессиональной).
Коучинг и наставничество имеют больше общих смысловых позиций, чем развитие и менторство, то есть имеют четкую фокусировку направления деятельности, вместо расширенного плана улучшения.
Виды разновидностей тренингового метода
Имеется множество видов коучинга, в зависимости от сферы его применения, и главными тут являются жизненный коучинг (лайф) и корпоративный коучинг (профессиональный). Первый очень близок по своим приемам и во многом граничит с психологией, специалисты, практикующие данное направление могут быть сертифицированы во многих смежных специализациях (медицина, социология, преподавание), но при этом не являться чистым представителем ни одной из них.
Применять методики коучингового развития можно при подготовке спортсменов к соревнованиям и при выборе карьеры, даже при выработке стратегии выполнения домашних заданий.
Коучинг по управлению своими финансовыми потоками (актуальный для больших фирм и сведения семейного бюджета), а также коучинг здорового образа жизни (помогающий поддерживать здоровье или справляться и учиться жить с хроническими заболеваниями) не столь распространенные, но очень эффективные стратегии. Зачастую в таких узких ответвлениях даже нет именования тренера коучем, чаще их называют консультантами или же коуч-методики используют доктора и экономисты, но суть заметных положительных изменений от этого не меняется.
Часто подобные методики подвергаются критики морали, поскольку в основу положено достижение цели, часто пути и способы при этом не учитываются. Кроме того, в отличие от деятельности сходных направлений (психотерапия, социология), коуч следует четким алгоритмам работы и требует от клиента неукоснительного соблюдения советов, тогда как деятельность в этой сфере не является законодательно утвержденной, а регламентацию действий и результатов проводит лишь Федерация Коучей.
Определения коучинга разнообразны, и включает в себя формирование окружающей среды человека таким образом, чтобы движение к цели приносило удовольствие, создание условий развития, неотъемлемость длительных отношений между клиентом и коучем, поскольку во многом коучинг и наставничество сходны. Сюда же относится определение коучинга как системы взаимодействия социальных и личностных, профессиональных и творческих способностей и одаренностей всех участников процесса для получения максимальной дальнейшей выгоды.
Чтобы избежать путаницы понятия, что такое коучинг, следует разграничить коучинг, тренинг, консалтинг и психотерапию (именно эти направления чаще всего путают между собой и уходят неудовлетворенные результатами из-за первоначального ошибочного выбора).
Итак, в тренинге существует определенный сценарий и рекомендации от ведущего по наилучшим стратегиям поведения, то есть вы берете готовый ответ и учитесь применять его к своей жизни.
В этом есть отличие от консалтинга, где вы получите консультацию и рекомендации, после чего больше никто не принимает участия в жизни клиента, оставив выбранные приемы на его собственное рассмотрение и для того, чтобы получить новые советы, необходимо устанавливать новые отношения. Пожалуй, больше всего сходства по выстраиванию партнерских отношений у коучинга с психотерапией, однако если для терапевтической сессии характерно довольно обширное внимание к травмам прошлого, то в коучинге все внимание сосредотачивается на настоящем моменте и стремлении к будущему.
Коуч-сессии могут быть единоразовыми (или периодическими), когда клиент обращается с конкретной проблематикой – такой вид считается вольным стилем. В противовес ему существует процессный коучинг, когда затрагивается множество различных проблем, связанных или нет между собой, для решения которых разрабатывается отдельная программа, продолжительность которой может быть годичная или более.
Типы затрагиваемых проблем обычно делятся на поведенческие (когда возникает необходимость некоторых реакций, например, неуверенности при большом количестве людей), эволюционные (предполагающие личностное развитие или развитие как профессионала), трансформационные (затрагивающие экзистенциальные проблемы смысла и своего предназначения).
Коучинг, как форма обучения, эффективна при работе с негативными эмоциональными состояниями, такими как затянувшиеся обиды, неконтролируемый гнев, патологическая ревность и переработка их в позитивные (это не обязательно подразумевает исключение данных эмоций из испытываемого спектра, но позволяет направлять их в полезное для личности русло). Высокие результаты коуч-стратегий для формирования устойчивости к внешним травматичным событиям, сохранения целостного самовосприятия и поддержания адекватной самооценки (как и ее повышения), а также в борьбе с зависимостями (в отношениях или химическими).
В лайф-коучинге можно выработать необходимые личностные качества (уверенность и позитивность, целеустремленность и преданность), устранить нежелательные или деструктивные. Также можно работать с поведенческими стратегиями, привычками, способностью управлять своими внешними проявлениями и внутренними состояниями. Но помимо таких четких целей, предоставляется возможность разобраться в своем жизненном пути, сформировать сами цели, к которым возникнет желание стремиться и преодолеть непредвиденные критические жизненные изменения, сбивающие прежние ориентиры (развод, военные действия, смена профессии, конфликты и многие другие).
Бизнес коучинг
Это одно из популярных ответвлений деятельности данного направления представляет собой взаимоотношения на профессиональном уровне между коучем, как специалистом по развитию (бизнеса или профессиональной компетенции отдельного сотрудника) и клиентом (руководителем, менеджером по персоналу, индивидуальным работником с поставленными личными целями). Так же как и лайф-коучинге, происходит постоянная поддержка, сопровождение и разработка стратегий достижения целей и эти отношения длятся ровно столько, сколько требуется времени для достижения заявленных потребностей.
Наиболее востребован бизнес-коучинг среди руководителей среднего бизнеса, где нет возможности нанять достаточно большое количество специализированных сотрудников, и приходится за всем следить самому.
Проблемы могут возникать от недостатка знаний в какой-либо из сфер (тяжело совмещать в себе бухгалтера, мотивирующего психолога и менеджера по закупкам, одинаково владея всеми навыками), от загруженности и невозможности уследить за всеми процессами (это может быть и неверное распределение задач, огрехи тайм-менеджмента, так и недостаток отдыха). Из нерабочих моментов довольно часто большое влияние на успехи дела оказывают личные отношения, которые неизбежно возникают при ведении небольшого бизнеса – коллеги становятся друзьями, начальник знает, чем болеет ребенок сотрудницы, а к рабочему процессу подключаются члены семьи, что окончательно спутывает понимание происходящего.
Коуч способен взглянуть на ситуацию в целом и в перспективе развития, вычленить слабые места (и не всегда это будут чисто рабочие моменты, иногда личная жизнь влияет значительно существеннее). После постановки проблематики и выделения целей для работы, составляется план по повышению эффективности компании, с учетом обнаруженных тормозящих факторов.
Корпоративный коучинг не исключает индивидуального коучинга каждого сотрудника, с целью его продвижения или обучения, улучшении мотивации, коммуникации в коллективе, построения личной эффективной концепции работы или же усиления необходимых качеств (усидчивости, стратегического мышления или лидерских качеств). Подобная деятельность немного напоминает психолога, специализирующегося на психологии труда, с той разницей, что психолог должен обеспечить максимально правильные условия для деятельности, тогда как коуч способен заняться реорганизацией всего коллектива и поиском тех моментов, которые будут приносить сотрудникам радость от выполняемой работы. Также, коуч никогда не уйдет просто, увидев результаты, обычно после проведенной им работы остаются новые инструкции по работе с командой, реорганизована сама корпоративная культура и четкий план дальнейших действий.
Проводить бизнес-коучинг может внутренний коуч компании, имеющий должность и обязанности в организации, и отвечающий за продуктивность вверенных ему процессов (обычно так происходит в больших холдингах). Там, где нет возможности держать коуча на постоянной основе действует механизм приглашенного внешнего консультанта, работа которого в организации заканчивается при достижении целей (обычно к услугам специалистов прибегают, когда компания находится в кризисе). Но не стоит надеяться на специалистов, поскольку любой руководитель является коучем для своих сотрудников, способный поднять их мотивацию или разобраться в регрессирующих процессах.
Узких специалистов бизнес-коучинга приглашают для преобразования имеющегося проекта или открытия нового, при установлении партнерства или повышении мотивации персонала. Но немаловажными могут оказаться советы и вмешательства также при составлении рекламных продуктов, установлении ценовой политики, поскольку на подобные моменты часто имеет влияние внутреннее восприятие человека, его личные амбиции и комплексы, что может породить неэффективную расстановку приоритетов.
Эриксоновский коучинг
Проблематика обучения человека эффективным жизненным стратегиям всегда была прерогативой психологов, и именно отталкиваясь от основ изучения функционирования мозга и психики, были разработаны ведущие принципы коучинга. Мэрилин Аткинсон, изучившая работы Милтона Эриксона основала университет, где все желающие смогли бы обмениваться и развивать уже имеющиеся в этом направлении данные (на данный момент это аккредитованное образовательное учреждение). Сам Эриксон разрабатывал концепции психотерапии и гипнотерапии, используя в жизни принципы, ранее не появлявшиеся в научных кругах. Именно эти идеи позволяли человеку изменить не только рабочие моменты и некоторые черты своей личности, но и целиком свою жизнь, взяв под контроль ее проявления и дальнейшее течение.
Методы, не подходившие под концепции психотерапевтических школ, шокировали, но работали. Основой их было поиск оптимального решения, отталкиваясь от ситуации, которая уже сложилась, без излишних компаний в прошлом и поиске причин. Первый и основной курс Эриксоновского университета был построен на консультировании по поиску решений, с применением НЛП и гипнотерапии. Начиная с этого момента, стало проводится обучение коучингу, где за основу стало движение человека вперед и преобразование его жизни в лучшую сторону. Консультанты, практикующие этот новый вид, не стремились ни к поиску глубоких первопричин кризиса, ни к обозначению всех проблемных факторов, их взгляд всегда устремлялся в будущее, считая, что не имеет значения искать, где человек подхватил насморк, гораздо лучше начать его лечить, даже не зная причин.
Эриксоновский коучинг обязан своим названием тому, что базируется на принципах и методах, разработанных Милтоном Эриксоном. Первостепенной среди них является вера в каждого человека и наличие у него всех необходимых ресурсов для разрешения собственной проблемной ситуации, а коуч является лишь направляющей функцией, задавая вопросы, помогающие найти выход. И следующим является понимание того, что абсолютно любой человек способен к изменениям к внутренним, своей жизни, бизнеса или любой другой части, при этом способен довольно быстро заметить результаты изменений.
Помимо этого, если вникнуть в модель эриксоновского коучинга, можно распрощаться с нападками тех. Кто считает данную модель аморальной. Базис выхода к изменениям строится на гармоничном сочетании четырех разнополюсных понятий: науки и искусства, отношений и планов, стратегий и инноваций, а также материального и духовного. И именно поддержание одинаково высокого уровня развития и взаимоперехода этих частей способствует гармоничному развитию.
Модели
Как и в любой системе, способствующей развитию человека, в коучинге существуют свои модели, являющиеся основой сессии. Это набор техник, позволяющих видеть ситуацию целостно, а не отдельные ее составляющие, поскольку не всегда та зона, которая является проблемной, требует реорганизации, может требоваться участие в других областях. Также эти модели позволяют самому коучу не поддаваться влиянию искажающих факторов и оставаться в адекватном восприятии происходящего. Модель не одна, поскольку само направление актуально в работе с различными зонами человеческой жизни и впитало в себя принципы различных теорий – это дает вариабельность применения и исключение неэффективных для конкретной ситуации действий.
Общие принципы для всех коучинговых моделей заключаются в установлении открытых и доверительных отношений (основа для них полная конфиденциальность полученной информации и происходящих процессов), формулирование целей и ценностей строится на интересе, ожиданиях и потребностях клиента, вне зависимости от убеждений консультанта. Этому способствует еще один объединяющий принцип – первоочередным шагом всегда будет детальный опрос клиента и ознакомление с ситуацией, а также последующее обучение самостоятельным действиям.
Выбирать наработанные модели, отсеивать из них наиболее подходящие личному стилю коуча или комбинация имеющихся не снижает эффективности, но рождает всегда новый подход. Придя с одинаковым запросом к пяти разным специалистам, вы получите пять различных стратегий.
Самая распространенная модель GROW, включающая этапы:
– определение и постановка краткосрочных и долгосрочных целей;
– изучение ситуации на данный момент;
– изучение и поиск имеющихся возможностей для реализации поставленных целей;
– определение будущих действий, включающее обозначение, как самих действий, так и их временного промежутка, а также участвующих лиц.
Самостоятельное применение модели, даже зная ее этапы весьма затруднительно, поскольку для получения новой информации необходим взгляд с другой стороны, и это не взгляд коуча. Его задача состоит в задавании большого ряда вопросов, помогающих человеку самому увидеть ширину ситуации, новые возможности и риски.
Техники
Техники – это тот инструмент, при помощи которого достигаются цели клиента, обозначенные в запросе. Их арсенал велик, а подчас они рождаются в процессе сессии, но есть основные, которые подойдут везде.
Основной техникой являются вопросы, поскольку прямые советы не входят в концепцию самой системы. Вопросы позволяют узнать ситуацию и заставить человека рассуждать, задумываться. Для такого не подходят однозначные закрытые вопросы, следует ставить вопрос таким образом, чтобы он порождал ответ, похожий на маленький рассказ, а далее уточнять при помощи вопросов такого же плана.
Следующий важный инструмент – это шкалирование, может касаться как эмоционального состояния (тревога на уровне восьми из десяти), так и положения дел (прибыль составляет четыре уровня из десяти). Помогает не только для установки текущей позиции и картины мира у клиента, но и необходима в постановке целей.
Коучинг – максимально конкретное занятие, и формулировки «повысить самооценку» слишком размыты, возникает необходимость установить на каком уровне самооценка сейчас, и какого уровня человек желает достичь. Далее можно детализировать, устанавливая временные сроки и ставя в приоритет показатели.
Еще один вариант шкалирования – это временная линия, где на условных временных отрезках намечается план достижения цели, его основные этапы. Техника хороша, чтобы разгрузить восприятие больших и сложных ситуаций, когда долгий проект или тяжелую работу разбивают на вполне обозримые кусочки, достижение которых видно и запланировано.
Если коуч видит, что достижению цели мешает собственное сопротивление клиента, то используется техника «а что если?», где предполагается, что называемые человеком трудности устранены. Действует она в обход сознания и трезвого рассудка, чем выпускает много творческой энергии на разрешение вопросов. Также хороша техника выявления истинных ценностей, когда человеку на каждый ответ задается вопрос «что ценного в этом для вас?» и так до тех пор, пока череда диалога не упрется в тупик – именно последнее и будет истинной ценностью клиента. Обнаружение таких ценностей дает понимание, почему проваливаются остальные, например, когда основная ценность отношения, может систематически рушиться карьера, в угоду сохранения этих отношений.
Это лишь перечень основных техник, которые можно комбинировать между собой и с другими, часть из них отлично подойдет для самокоучинга или чтобы разобраться с текущей ситуацией, часть требует непосредственного участия коуча. Не смотря на простоту одних и сложность других, эффективность никак не зависит от длительности и потраченных ресурсов, более важна точность применения, иногда один простой вопрос способен дать человеку огромное вдохновение и понимание изменения ситуации.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Путеводная карта по видам коучинга
Сегодня мы решили описать классификацию и виды коучинга по области применения. Вы когда-нибудь отправлялись в путешествие на автомобиле? Чтобы приключение прошло без неприятных сюрпризов, недостаточно уверенно чувствовать себя за рулем, обладать смекалкой и любопытством. Требуется подготовка: купить карту, заранее залить бак бензином, разведать информацию о месте для ночлега, узнать о препятствиях на пути. Коучинг – тоже предварительная работа. Под руководством опытного наставника вы самостоятельно составляете маршрут и увереннее чувствуете себя в дороге. В зависимости от ситуации используются разные виды коучинга.
Что такое коучинг
Представим, что вы находитесь на берегу бурной реки. Нужно срочно перебраться на другую сторону, но моста нет. Сначала возникает чувство растерянности – непонятно, как справиться с проблемой. Потом появляются первые робкие идеи: отправиться на поиски моста, сделать его самостоятельно, переплыть на другой берег. Взвесив все «за» и «против» вы выбираете оптимальный вариант и начинаете действовать. В повседневности часто происходят подобные ситуации. Мы чувствуем себя «растерянными на берегу» и размышляем, как действовать дальше. В такие моменты грамотное решение – коучинг.
Этот тренинговый метод появился более 30 лет назад и все это время набирает популярность. Он заключается в работе с опытным наставником. Специалист не предлагает готовые схемы, решения или инновационные идеи. Задача коуча – направить мысли ученика в нужное русло для принятия самостоятельных и взвешенных решений. Вы начинаете чувствовать себя режиссером собственной жизни, корректируете сценарий и быстрее достигаете поставленных целей.
В основе коучинга убеждение – у каждого ученика кроме задачи есть все необходимое для ее решения. Найти ответ не получается по разным причинам – мешают ограничивающие установки, стереотипы, неуверенность в себе. В процессе партнерства с наставником раскрываются внутренние ресурсы, которые не использовались раньше. Вы активизируете все способности и действуете эффективнее. Показатель результата совместной работы – когда спустя время ученик понимает, что не нуждается в наставнике для достижения своих целей.
Джон Уитмор считает коучинг процессом разблокировки человеческого потенциала для улучшения производительности. Карен Вайс отмечает, что данный вид наставничества предоставляет клиентам возможность принимать взвешенные и осознанные решения, чтобы стать в собственной жизни лидерами. Майлс Дауни называет коучинг искусством упрощения работы.
Происхождение термина
Термин коучинг сегодня у всех на устах. О его происхождении ходят споры. Основных версии две. Англичане заимствовали «coach» из венгерского языка. «Kocsi» – название маленького городка в Венгрии, где делали вагоны и конные экипажи. Согласно этой теории, коучей ассоциировали с извозчиками, которые направляли экипажи в нужное место.
Есть еще одна версия. По другой гипотезе, зажиточные семьи брали с собой в путь проводников. Помощники хорошо знали дорогу и ориентировались на местности. Благодаря их знаниям путешествие проходило легче. Такое сравнение раскрывает методы коучинга. Опытный наставник извозчика не заменит, но будет сидеть рядом и направлять, пока экипаж не прибудет в место назначения.
Лучшее определение коучинга простыми словами принадлежит ICF (International Coach Federation). Этот метод характеризуют как продуманный творческий процесс. Ученик находится в партнерстве с наставником, вдохновляется на раскрытие профессионального и личного потенциала.
Виды коучинга
Виды коучинга выделяют в зависимости от количества участников, типа взаимодействия с наставником, области применения и других факторов. Сегодня известно множество классификаций, но популярны 5 из них.
По количеству клиентов
Работа с наставником может быть:
В первом виде взаимодействие проходит с глазу на глаз. Цель индивидуального коучинга – решить конкретные вопросы в проблемных сферах жизни клиента. Задачи бывают разного плана: улучшить отношения в семье, наладить дела в бизнесе, научиться грамотнее планировать время или распоряжаться финансами.
В зависимости от целей и потребностей ученика назначают разовую встречу или курс. Для решения простых вопросов требуется не более восьми сессий. Если предстоит глобальная и комплексная работа с разными сферами, нужен системный подход. В этом случае встречи назначают не реже одного раза в 7 дней, развиваться с наставником предстоит не менее 10 недель.
Организационный коучинг подразумевает интенсивную работу с главой компании, а также взаимодействие с руководителями отделов и их подопечными. Цель бизнес коуча – улучшить ситуацию в организации, раскрыв потенциал каждого участника и особенно первого лица.
Командный коучинг проходит в группе. Результат зависит от наличия общего запроса у всех клиентов. Похожие цели встречаются в семье, бизнесе, спортивных командах. Успех зависит от мотивации и вовлеченности каждого участника процесса.
По формату обучения
В последнее время становятся популярнее заочные встречи. Дистанционный коучинг стал возможен благодаря развитию технологий. Легко выбрать канал связи, подходящий для обеих сторон. Общение проходит в мессенджерах, по скайпу, телефону или электронной почте. Это экономит время. Возможность общаться с коучем не пропадает во время командировок и отпуска. Сеансы можно проходить со специалистом из другой страны.
В фильмах мы привыкли видеть очные консультации, когда наставник находится с клиентом в одном помещении. Такой вид взаимодействия называется личным.
По уровню значимости задач
У каждого клиента свои запросы. В зависимости от масштабности действий подбирается подходящий вид коучинга:
По области применения
Ещё одна классификация — по сфере. Выделяют следующие виды по области применения:
Лайф коучинг. Одно из самых популярных направлений. Потребность в нем остро возникает во время жизненных трудностей. Например, когда человек не до конца проявляет свои способности, страдает от низкой самооценки и не знает, куда двигаться дальше. В жизненном коучинге моделируются ситуации и вырабатываются нужные качества. Уверенность в себе, позитивный взгляд на вещи, целеустремленность — все это развивается в процессе. Бесполезно делать то же, что и обычно, и ждать других результатов. Чтобы стать успешнее, измените поведенческую стратегию, добавьте полезные привычки и последовательно двигайтесь к целям. Все эти навыки появляются в результате партнерства с лайф коучем.
Карьерный коучинг. Такой вид взаимодействия необходим людям, которые задумываются о смене сферы деятельности, места работы или должности. Подходит он также тем, кто «достиг потолка» на работе и хочет продвинуться по службе. Вместе с карьерным коучем клиент раскрывает потенциал, чтобы оперативно решить весь спектр рабочих вопросов.
Бизнес коучинг. Сессии проводятся для сотрудников любых уровней, чтобы улучшить личную результативность и работу в группе. Как и в лайф направлении, бизнес коучи постоянно «держат руку на пульсе» — контролируют процессы, помогают грамотно подготовить стратегии развития компании и заранее предусмотреть трудности на пути. Процветание организации зависит от множества факторов. Недостаток знаний, загруженность, многозадачность, проблемы в отношениях — во время работы с профессионалом выявляются все «болевые точки» бизнес процессов. Тормозящие факторы устраняются, повышается мотивация сотрудников и улучшаются отношения. После сессий у руководителей остаются подробные инструкции для эффективной работы команды в будущем.
Семейный коучинг. Специалист общается с отдельными родственниками и со всеми членами семьи, чтобы сделать отношения гармоничными и теплыми. Групповой коучинг помогает легче преодолеть кризис, научиться решать вопросы без скандалов, достигать поставленных целей и стать счастливее дома.
Финансовый коучинг. Этот вид коучинга подходит тем, кто не умеет распоряжаться деньгами.
Коучинг личной эффективности не всегда выделяют в отдельную группу — это направление пересекается с другими.
Если вы не планируете заниматься с наставником, но заинтересованы в вопросе, почитайте работы Джона Уитмора, Мэрилин Аткинсон, Марии Илиф-Вуд, Джули Старр и Майлза Дауни.
По стилю проведения
Направления коучинга разделяют по типу проведения сессий. Фристайл иначе называют еще «вольным стилем». Предусмотрены как разовые встречи, так и системные. Например, в конце каждого месяца для подведения результатов и постановки новых целей.
Второй тип коучинга называют процессным. Наставник во время первой встречи узнает о проблеме, уточняет пожелания клиента и составляет подробную программу развития. Сессии длятся в зависимости от поставленной задачи в течение года и даже дольше.
Модели и техники
Перед началом работы хочется составить хотя бы примерное впечатление о том, что предстоит. Моделью коучинга называют набор специальных техник. С их помощью легко увидеть целостно сложившуюся ситуацию. Бывает такое – серьезные проблемы в одной сфере, но для их решения требуется погрузиться в другую область, о которой клиент не задумывается. Специалист использует знания и опыт, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны, адекватно оценить происходящее и увидеть нужное направление работы.
Основные принципы всех моделей – в том, чтобы установить доверительные, партнерские отношения. Информация, полученная во время работы, остается полностью конфиденциальной. В основе всего интересы и ожидания клиента, а не коуча. Именно поэтому первый шаг – детальное обсуждение сложившейся ситуации. Одна из самых распространенных моделей называется GROW. На первой сессии определяются и формируются цели, рассматривается нынешнее положение вещей. Затем клиент вместе с наставником анализирует все возможности, которые приблизят его к осуществлению желаемого. После этого составляется подробная стратегия действий.
Техниками называют инструменты для достижения нужных результатов. Некоторые появляются во время встреч спонтанно, другие – универсальные – наставник готовит заранее.
Философия коучинга не предполагает навязанные решения извне, задача наставника – направить ход мыслей клиента. Поэтому одна из главных техник – открытые вопросы. Они заставляют человека задуматься, порассуждать, по-новому взглянуть на сложившиеся обстоятельства.
Часто применяется шкалирование – оценка положения дел или эмоционального состояния. Этот шаг нужен одновременно для глубокого понимания настоящего и грамотного формулирования целей. Большой путь разбивается на маленькие участки. После преодоления каждого из них виден результат, поэтому мотивация не падает.
Одна из самых длительных техник – колесо коучинга. В круге, разделенном на сектора, обозначаются разные сферы жизни. Клиент наглядно видит, каким областям требуется повышенное внимание.
Все техники комбинируются между собой. Даже простой, но грамотно подобранный вопрос, помогает взглянуть на ситуацию извне и подкорректировать действия. После нескольких сессий клиенты начинают по-новому расставлять приоритеты, эффективнее решать важные задачи, становятся энергичнее и увереннее в себе. Работая с наставником, легче найти выход из кризисной ситуации, развить лидерские качества, стать гармоничнее в семье и успешнее на работе.