Что предполагает вариационное исследование в дифференциальной психологии
Направления дифференциально-психологических исследований
В настоящее время объектом внимания дифференциальной психологии иногда оказывается отдельный признак – например, тревожность, острота восприятия, профессиональная ориентация, а иногда – индивидуальность в целом. В. Штерн выделил четыре направления функционирования психологии индивидуальных различий, которые продолжают развиваться и обогащаться. Так, если изучать, насколько вариативным оказывается рассматриваемое качество, насколько велик размах его значений в данной выборке, мы проводим исследование первого направления. Если интересно выявить, с какими еще качествами одновременно проявляется интересующий нас признак, мы проводим другое исследование. При этом мы ни в первом, ни во втором случаях не задаемся вопросами генезиса и прогноза данного качества, мы ограничиваемся одномоментным срезом. Если же мы подходим к индивидуальности как к целостному явлению, нам необходимо соблюдать исторический подход, открывать причины и основные моменты развития интересующего нас качества. Историчными мы должны быть и в том случае, если пытаемся раскрыть многоуровневость и многофакторность индивидуальности – мы не знаем, что и с чем может проявляться одновременно, и должны обеспечить себе возможность применения типологического подхода. Поэтому в исследованиях второго и третьего типа мы проводим не поперечные, а продольные (лонгитюдные) срезы.
Итак, к настоящему времени психология индивидуальных различий сохранила свою неоднородность, что, среди прочего, проявляется в преобладании частнопсихологических теорий. Так, например, теория интеллектуальных способностей практически ничем не связана с эволюционной теорией пола, а теории темперамента никак не соотносятся с теориями черт личности. Поэтому основная тенденция современной дифференциальной психологии – это интеграция частных, разнородных знаний в единую теорию индивидуальности.
К сожалению, и сегодня остаются верными слова В.Штерна о том, что дифференциальная психология отдельных функций, а также «психология женщины, художника, преступника и т.д. должны оставаться пока предметом обсуждения в монографиях.
Основные направления дифференциальной психологии
Направления дифференциально-психологических исследований
В настоящее время объектом внимания дифференциальной психологии иногда оказывается отдельный признак — например, тревожность, острота восприятия, профессиональная ориентация, а иногда — индивидуальность в целом. В. Штерн выделил четыре направления функционирования психологии индивидуальных различий, которые продолжают развиваться и обогащаться.
Так, если изучать, насколько вариативным оказывается рассматриваемое качество, насколько велик размах его значений в данной выборке, мы проводим исследование первого направления. Если интересно выявить, с какими еще качествами одновременно проявляется интересующий нас признак, мы проводим другое исследование. При этом мы ни в первом, ни во втором случаях не задаемся вопросами генезиса и прогноза данного качества, мы ограничиваемся одномоментным срезом. Если же мы подходим к индивидуальности как к целостному явлению, нам необходимо соблюдать исторический подход, открывать причины и основные моменты развития интересующего нас качества. Историчными мы должны быть и в том случае, если пытаемся раскрыть многоуровневость и многофакторность индивидуальности — мы не знаем, что и с чем может проявлятьсяодновременно, и должны обеспечить себе возможность применения типологического подхода. Поэтому в исследованиях второго и третьего типа мы проводим не поперечные, а продольные (лонгитюдные) срезы (11).
Итак, к настоящему времени психология индивидуальных различий сохранила свою неоднородность, что, среди прочего, проявляется в преобладании частнопсихологических теорий. Так, например, теория интеллектуальных способностей практически ничем не связана с эволюционнойтеорией пола, а теории темперамента никак не соотносятся с теориями черт личности. Поэтому основная тенденция современной дифференциальной психологии — это интеграция частных, разнородных знаний в единую теорию индивидуальности.
К сожалению, и сегодня остаются верными слова В. Штерна о том, что дифференциальная психология отдельных функций, а также «психология женщины, художника, преступника и т.д. должны оставаться пока предметом обсуждения в монографиях» (11, с. 8). В дальнейшем, излагая основное содержание курса, мы постараемся придерживаться следующей логики: введение категории и ее наполнение психологическим содержанием; указание на врожденные и приобретенные детерминанты изучаемого качества; возможности психодиагностики в данной области. Однако эта структура может соблюдаться не везде, поэтому иногда мы будем ограничиваться либо данными о вариативности признака, либо рассмотрением эмпирических типологий.
Таблица 1 Основные направления дифференциальной психологии
Объект исследования | Качество исследования | ||
1. Признак | Один у несколькихиндивидов | Вариационное | « Горизонтальное » |
Два и более у нескольких индивидов | Корреляционное | ||
3.Индивидуальность | Один индивид в отношении многих признаков | Психографическое | « Вертикальное » |
Два и более индивида вотношении многихпризнаков | Сравнительное |
1. Что является предметом дифференциальной психологии?
2. В чем заключается область пересечения дифференциальной
психологии с социальной, сравнительной, возрастной, этнической психологией?
3. Каковы предпосылки возникновения психологии индивидуальных различий как научной дисциплины?
4. В чем заключается стимулирующая и тормозящая роль эксперимента применительно к развитию дифференциальной
психологии?
5. Охарактеризуйте донаучный, естественнонаучный и гуманитарный этапы развития общей психологии.
6. Как относится современная наука к данным графологии, физиогномики и френологии?
7. Каковы источники формирования понятия «психологическая норма»?
8. В чем состоит различие между «горизонтальными» и «вертикальными» исследованиями?
9. Назовите примеры возникновения научных терминов, которые сначала возникли в психодиагностике, а затем — в теоретической психологии, и наоборот.
10. Обрисуйте область практического применения исследования дифференциальной психологии.
1. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
2. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. — М.:
Смысл, 1999. — 534 с.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 1 и 2. — М., 1992.
4. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 146 с.
5. Краткий психологический словарь. — М., 1985.
6. Лейтес Н.С. Теплов и психология индивидуальных различий //Вопросы психологии. — 1982. — Т. 4. — С. 37—50.
7. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. — СПб.:Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. — 132 с.
8. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.:Инфра+, 2000.
9. Флоренская ТА. Диалог в практической психологии. — М.:ИПАН, 1991. — 244 с.
10.Шнейдер Л.Б. Основы психодиагностики. Ч. 1. — М., 1995.
Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. — М.: Наука, 1998. — 335 с.
Дифференциальная психология. Дифференциальная психология
Дифференциальная психология
Какая научная дисциплина стремилась свести различия между людьми к простым типам, занимаясь составлением классификаций по таким основаниям, как анатомофизиологические и психологические?
Выберите один ответ:
a. дримология
b. графология
c. хиромантия
d. характерология
Какая работа была опубликована В.Штерном в 1900 году?
Выберите один ответ:
a. «Психология когнитивных различий»
b. «Дифференциальная психология»
c. «Психогенентика»
d. «Психология индивидуальных различий»
Кто считается родоначальником исследований индивидуальных различий?
Выберите один ответ:
a. Дж. Кеттелл
b. А.Бине
c. А.Ф. Лазурский
d. Ф.Гальтон
Представители какой науки стремились определять особенности человека по форме строения черепа?
Выберите один ответ:
a. дримология
b. характерология
c. френология
d. хиромантия
Укажите ученых, которые вели исследования в рамках дифференциальной психологии в России
Выберите один или несколько ответов:
a. В. Д. Небылицын
b. А. Бине
c. В. С. Мерлин
d. Б. М. Теплов
Что из перечисленного является предметом дифференциальной психологии?
Выберите один ответ:
a. природа и источники индивидуально-психологических различий
b. когнитивные и другие способности
c. психика
d. субъективное отражение объективной реальности
Что предполагает вариационное исследование?
Выберите один ответ:
a. изучаются два и более признаков у нескольких индивидов
b. изучается только один признак у нескольких индивидов
c. изучается один признак у одного индивида
d. изучается один индивид в отношении многих признаков
Как назыавается метод, состоящий в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов?
Выберите один ответ:
a. наблюдение
b. метод контрольных близнецов
c. метод близнецовой пары
d. метод контрольного близнеца
Как называется метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений»?
Выберите один ответ:
a. генеалогический
b. социологический
c. исторический
d. биологический
Какой метод является вариантом биографического метода?
Выберите один ответ:
a. патографический
b. психодиагностический
c. патологический
d. психогенетический
Кем были созданы методы, позволяющие оценить соотношения между различными характеристиками?
Выберите один или несколько ответов:
a. К.Пирсон
b. Ф.Гальтон
c. Р. Фишер
d. А.Бине
Кого в исследовании называют пробандом?
Выберите один ответ:
a. проводящий генетические эксперименты
b. человек, на котором проводят эксперимент
c. составляющий генеалогическое древо
d. человек, ради которого составляется генеалогическое древо
О какой категории методов идет речь в следующей фразе: «они представляют собой модификацию применительно к психологической науки методов, которые используются и во многих других науках»?
Выберите один ответ:
a. психологические
b. общенаучные
c. специальные
d. исследовательские
Укажите, что из перечисленных методов относится к психогенетическим методам исследования.
Выберите один ответ:
a. анкетирование
b. эксперимент
c. близнецовый метод
d. наблюдение
«Системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности» – это …
Выберите один ответ:
a. субъектность
b. индивидуальность
c. индивид
d. личность
Индивидный уровень свойств – это…
Выберите один ответ:
a. социальные предпосылки развития субъекта
b. объективные предпосылки развития субъекта
c. идеальные предпосылки развития субъекта
d. безличные предпосылки развития субъекта
Как называется система исследова¬тельских техник, созданных для выделения психологических характе¬ристик, имеющих широкие индивидуальные различия?
Выберите один ответ:
a. теория черт
b. теория систем
c. теория различий
d. теория техник
Какие качества относят к третьему (высшему) уровню индивидуальности?
Выберите один или несколько ответов:
a. убеждения
b. стилевые характеристики поведения
c. ценности
d. направленность личности
Кто из ученых ввел понятие интегральной индивидуальности?
Выберите один ответ:
a. А. Бине
b. А.Н. Леонтьев
c. В.С. Мерлин
d. Ф.Гальтон
На какие классы подразделяются индивидные свойства?
Выберите один или несколько ответов:
a. индивидуально-личностных свойств
b. индивидуально-типических свойств
c. индивидно-субъективных свойств
d. возрастно-половых свойств
Укажите критерии личности
Выберите один или несколько ответов:
a. иерархия мотивов
b. соподчинение мотивов
c. способность к руководству своим поведением
d. эгоизм
Какие два основных ком¬понента выделил В.Д. Небылицын в структуре темперамента?
Выберите один или несколько ответов:
a. эмоциональность
b. коммуникабельность
c. активность
d. интеллектуальность
Какие теории объяснения природы темперамента существуют?
Выберите один или несколько ответов:
a. психологические теории
b. социологизаторские
c. гуморальные
d. конституциональные
Какие типы темперамента И.Кант отнёс к темпераментам действия?
Выберите один или несколько ответов:
a. меланхолический
b. холерический
c. сангвинический
d. флегматический
Кто из ученых предпринял попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психоло¬гических различий между ними?
Выберите один ответ:
a. О.Гросс
b. К.Юнг
c. И.Кант
d. А.Бине
Кто из ученых пришел к выводу, что каждому из этих видов заболеваний соответствует определенный тип телосложения?
Выберите один ответ:
a. К.Юнг
b. И.Кант
c. О.Гросс
d. Э.Кречмер
Кто является автором «специальной теории индивидуальности»?
Выберите один ответ:
a. О.Гросс
b. М.В. Русалов
c. И.Кант
d. В.Д. Небылицын
Что относят к характерным особенностям темперамента?
Выберите один или несколько ответов:
a. свойства темперамента адекватны основным типам высшей нервной деятельности
b. сравнительное постоянство индивидуально-психологических свойств личности
c. темпераментные особенности могут корректироваться
d. темперамента изменяется с течением жизни
Какому типу по К.Юнгу соответствует следующее описание: «они судят о мире по своим впечатлениям и умозаключениям, задумчивы, сдержанны»?
Выберите один ответ:
a. субъективисты
b. интроверты
c. экстраверты
d. биверты
Какому типу по Э.Фромму соответствует следующее описание: «Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека»?
Выберите один ответ:
a. конформист
b. мазохист-садист
c. разрушитель
d. конформист-автомат
Кем из ученых был введен термин «акцентуация»?
Выберите один ответ:
a. Э.Фромм
b. А.Е.Личко
c. К. Юнг
d. К.Леонгард
О какой особенности характера идет речь: «нормальная особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим»?
Выберите один ответ:
a. акцентуация
b. иннервация
c. избирательность
d. патологичность
О каком типе акцентуации идет речь: «Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели»?
Выберите один ответ:
a. гипертимный
b. лабильный
c. циклоидный
d. сензитивный
С какими сторонами личности связан характер?
Выберите один или несколько ответов:
a. способностями
b. нравственностью
c. темпераментом
d. общительностью
Укажите особенность характера
Выберите один ответ:
a. не наследуется
b. не зависит от воспитания
c. передается по наследству
d. не развивается
Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению – это…
Выберите один ответ:
a. темперамент
b. характер
c. задатки
d. способности
К какой категории теорий интеллекта относят теорию Ч. Спирмена?
Выберите один ответ:
a. иерархии
b. когнитивные
c. множественных интеллектов
d. психометрические
Какие способности в наибольшей степени социально обусловлены?
Выберите один или несколько ответов:
a. взаимодействию с людьми
b. предметно-деятельностные
c. способности к общению
d. специальные
Какое количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов, выявлено в работах последователей Терстона?
Выберите один ответ:
a. 19
b. 8
c. 20
d. 12
Общие способности непосредственно связаны (базируются) с …
Выберите один ответ:
a. типом темперамента
b. врожденными задатками
c. типом ВНД
d. особенностями характера
Продолжите фразу: «Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как …»
Выберите один ответ:
a. в стабильной среде
b. в постоянном процессе развития
c. генетически фиксированное образование
d. стабильное образование
Что такое фактор g?
Выберите один ответ:
a. это выученные интеллектуальные способности
b. это специальные способности
c. это врожденные интеллектуальные характеристики
d. это интеллектуальные характеристики, которые определяются преимущественно общими способностями
Вставьте пропущенное слово «Генотип-средовое …. всегда увеличивает популяционную дисперсию»
Выберите один ответ:
a. сочетание
b. ковариация
c. взаимодействие
d. корреляция
Какая из трех видов генотип-средовой корреляции в процессе взросления становится все менее и менее важной в детерминации поведения человека?
Выберите один ответ:
a. реактивная
b. активная
c. пассивная
Какие типы изменений, происходящих в процессе развития сопровождаются стабильностью и преемственностью? (множественный выбор)
Выберите один или несколько ответов:
a. производность
b. исчезновение характеристики
c. новое образование
d. рост
Методы, позволяющие оценить изменение абсолютных величин психологических показателей, проследить динамику процесса развития и сравнить динамику развития отдельных психологических характеристик у данного индивида называются
Выберите один ответ:
a. описательные методы индивидуального анализа
b. генотипические методы
c. лабораторные методы
d. методы статистического анализа индивидуального развития
Продолжите фразу: «Возраст достижения оптимума и возраст, при котором начинается снижение функционального уровня той или иной психологической характеристики…
Выберите один ответ:
a. определены генотипически
b. зависят от средовых воздействий
c. имеют большие индивидуальные вариации
d. стабильны и определены
Укажите в каких случаях прослеживается роль генотипа и среды в детерминации индивидуальных различий фенотипически похожих психологических характеристик (множественный выбор)
Выберите один или несколько ответов:
a. при анализе когнитивных стилей
b. при анализе результатов обучения
c. при исследовании качественных изменений, происходящих в процессе развития
d. при учете функциональных систем, в которые включены изучаемые психологические характеристики
Укажите два основных варианта взаимодействия генотипа и среды.
Выберите один или несколько ответов:
a. между генотипическими и средовыми факторами есть корреляция.
b. средовые условия не оказывают влияния на проявление генотипа
c. средовые условия оказывают раз¬ное влияние на человека в зависимости от его генотипа.
d. корреляции между средовыми и генотипическими факторами нет
Как называется стиль общения, задаваемый культурой, в которой живет человек?
Выберите один ответ:
a. императивный
b. манипулятивный
c. гуманистический
d. ритуальный
Какая особенность когнитивного стиля свидетельствует о способности сконцентрировать внимание на наиболее важных деталях информации, не отвлекаясь на помехи?
Выберите один ответ:
a. гибкость
b. фокусирование
c. широта
d. выравнивание
Какая характеристика когнитивного стиля свидетельствует об индивидуальных различиях, проявляющихся при свободной классификации объектов
Выберите один ответ:
a. фокусирование-сканирование
b. уравнивание-заострение
c. высокая-низкая толерантность к нереалистическому опыту
d. узкий-широкий диапазон эквивалентности
Система отличительных признаков деятельности человека, обусловленных особенностями его личности – это …
Выберите один ответ:
a. психофизический стиль деятельности
b. биопсихический стиль деятельности
c. когнитивный стиль
d. индивидуальный стиль деятельности
Укажите исследователя, который исследовал особенности способов когнитивной деятельности у детей и выявил три уровня когнитивных стилей
Выберите один ответ:
a. Н. С. Лейтес
b. Г. Клейн
c. Н.Коган
d. Г. Уиткин
Укажите те три теста, Индивидуальные различия в выполнении которых демонстрируют степень зависимости-независимости от зрительного поля (множественный выбор)
Выберите один или несколько ответов:
a. тест вращающейся комнаты
b. тест парной фигуры
c. тест стержня и рамки
d. тест корректирования положения тела
Ядро индивидуального стиля составляют две категории: …
Выберите один ответ:
a. физиологические особенности индивида и психические особенности
b. психофизические особенности и индивидуально-личностные особенности
c. особенности, благоприятствующие успеху и особенности, противодействующие успеху
d. скорость мышечных реакций и скорость протекания когнитивных процессов
Какую особенность эмоциональной сферы девочек по сравнению с мальчиками отмечают исследователи, рассматривая эти особенности?
Выберите один ответ:
a. большую сензитивность
b. меньшую устойчивость
c. стабильность
d. интеллектуальность
Кто из исследователей обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек – мелкая?
Выберите один ответ:
a. А.Гезелл
b. А. Адлер
c. Л. Эллис
d. З.Фрейд
Наука об инстинктивных основах поведения – это …
Выберите один ответ:
a. биология
b. физиология
c. зоопсихология
d. этология
По каким из приведенных шкал опросника В.М. Русалова показатели у женщин выше? (множественный выбор)
Выберите один или несколько ответов:
a. пластичность
b. эмоциональность
c. социальная пластичность
d. энергичность
Сколько было выделено устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом (находящихся под андрогенетическим контролем)?
Выберите один ответ:
a. 18
b. 6
c. 9
d. 12
Укажите автора нейроандрогенетической теории
Выберите один ответ:
a. К. Хорни
b. А. Адлер
c. А.Фрейд
d. Л. Эллис
Укажите в чем чаще проявляются невротические отклонения девочек (множественный выбор)
Выберите один или несколько ответов:
a. агрессивности
b. в появлении страхов
c. вредных привычках аутоагрессивной этиологии