Что предшествует составлению промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности
Порядок составления бухгалтерской отчетности в 2021-2022 годах
Составление бухгалтерской отчетности — одна из основных задач, стоящих перед бухгалтером по окончании календарного года. Основные этапы и правила ее оформления рассмотрены в нашей рубрике «Составление бухгалтерской отчетности».
Основные этапы составления бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность представляет собой вид документации, которая полностью отражает финансовое состояние организации или ИП. В связи с этим при составлении бухгалтерской отчетности всегда требуется соблюсти последовательность этапов, начиная с подготовительных работ и заканчивая собственно ее формированием. Благодаря этому можно добиться корректности и достоверности отчетов.
Рассмотрим основные этапы составления бухгалтерской отчетности:
Правила составления бухгалтерской отчетности предприятия
Порядок составления бухгалтерской отчетности регулируется ПБУ 4/99 и включает следующие группы правил:
О порядке заполнения отчета о финрезультатах читайте в статье «Заполнение формы 2 бухгалтерского баланса (образец)».
Использование бухгалтерской отчетности предприятиями и ИП в упрощенном виде
П. 4 ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ предусмотрено формирование субъектами малого бизнеса упрощенного баланса. Для этого важно соблюсти условия отнесения к СМП, а именно:
Если указанные условия выполняются, порядок составления бухгалтерской отчетности может быть упрощен. В ее составе будут только 2 основных отчета: баланс и отчет о финрезультатах. При этом могут быть представлены дополнительные отчеты, о которых идет речь в статье «Упрощенная отчетность малого бизнеса».
При этом упрощенный бухбаланс будет включать:
Правильно заполнить упрощенный баланс вам поможет эта публикация.
Отчет о финрезультатах также заполняется малыми предприятиями в упрощенной форме, которая отражает:
При этом при составлении бухгалтерской отчетности информация в отчете о финрезультатах указывается за 2 года.
Кроме того, правила составления бухгалтерской отчетности в упрощенной форме требуют наличия в документе строгих граф. В связи с этим, если малому предприятию при составлении бухгалтерской отчетности понадобилось внести какие-то дополнительные расшифровки, упрощенную форму уже использовать нельзя (подробности — здесь).
Законодательство предусматривает 2 формата составления бухгалтерской отчетности: по стандартной и упрощенной форме. Определиться, можно ли вам применять нужный формат, а также правильно заполнить отчеты вам поможет наша рубрика «Составление бухгалтерской отчетности».
Годовой бухгалтерский отчет
Годовой бухгалтерский отчет – это одна из форм бухгалтерской отчетности, которая сдается за год. Составляется она на основе промежуточной отчетности, налогового учета и регистров бухучета, которые непрерывно ведутся на протяжении всего года.
Состав годовой бухгалтерской отчетности
Состав годовой бухгалтерской отчетности полностью регламентирован ст. 14 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Годовая бухгалтерская отчетность, согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, состоит из отчета финансовых результатов и приложения к нему, а также бухгалтерского баланса.
В категорию приложений входят (п.п. 2, 4 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н):
Годовая бухгалтерская отчетность имеет четкую форму, которая утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Аудиторское заключение
В случаях, когда организация подлежит аудиту (согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ), готовая бухгалтерская отчетность для Росстата также должна содержать аудиторское заключение, которое подтвердит достоверность и актуальность предоставленной бухгалтерской отчетности (п. 5 ПБУ 4/99).
Бывают случаи, когда аудиторское заключение не готово на момент сдачи отчетности, тогда его можно сдать немного позже.
Сделать это необходимо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, однако обязательно до 31 декабря года, следующего за отчетным годом включительно (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Поэтому состав годовой бухгалтерской отчетности состоит из следующих документов:
Субъекты малого предпринимательства работают на основе отдельных бухгалтерских форм:
Основной регламент составления годовой бухгалтерской отчетности
Самое главное требование – это полная достоверность данных. Другими словами, каждый показатель должен быть достоверным, чтобы будь то внутренний или внешний пользователь, не возникало сомнений в результатах хозяйственной деятельности.
Данные должны отвечать критериям своевременности, что существенно влияет на качество годового отчета. Данные должны обязательно отражаться в отчетном периоде, в котором они на самом деле происходили.
Принцип полноты, согласно которому бухгалтерская отчетность должна отображать данные в максимально полном объеме.
Все показатели из отчетности должны быть сопоставимы. Это означает, что данные деклараций и регистров обязаны иметь логичную взаимосвязь.
Когда полнота данных отсутствует по какой-либо причине, тогда данный факт обязательно указывают в пояснительной записке.
Для кого бухгалтерская отчетность обязательна
Все предприниматели и организации, кроме лиц, которые освобождены от бухгалтерской отчетности либо же могут применять упрощенную ее форму, обязаны подавать годовую бухгалтерскую отчетность. Список выглядит так:
Основные пользователи бухгалтерской отчетности
Предприятие должно иметь сводную форму бухгалтерской информации, чем и является годовая бухгалтерская отчетность.
Исходя из этого, бухгалтерская информация должна иметь целевых пользователей, которые будут использовать ее в различных целях. Поэтому пользователей делят на внешних и внутренних.
Категория внешних пользователей состоит из государственных органов: Федеральная налоговая служба, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, а также Федеральная служба государственной статистики. Также внешними пользователями считаются юридические и физические лица, ведь бухгалтерская отчетность должна обязательно отвечать принципам публичности и гласности.
Внутренними пользователями принято считать вышестоящие организации (при их наличии), руководителей предприятия, разнообразные руководящие подразделения (если фирма крупная).
Обязательная годовая бухгалтерская отчетность организации за 2020 год в 2021 году
Подходит конец марта, поэтому все бухгалтеры страны готовятся к ответственному делу – сдача годовой бухгалтерской отчетности. Помимо хорошо известного баланса, также необходимо сдавать приложение к нему, чего требует ФНС. Далее подробно о самих приложениях и сроках сдачи.
Комплект годовой отчетности состоит из отчета финансовых результатов, бухгалтерского баланса и нескольких приложений (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Нюансы и тонкости хорошо раскрыты в ПБУ 4/99.
Разные виды приложений:
Крайний срок подачи отчетности – 31.03.2021. Не нужно сдавать по-отдельности, ведь все подается одним пакетом документов. Упрощенная процедура бухгалтерской отчетности рассчитана на малые предприятий.
Публичность отчетности
Для определенного круга компаний, публикация бухгалтерской отчетности обязательная процедура. Ведь все заинтересованные лица должны иметь свободный доступ к данным, которые характеризуют деятельность предприятия (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Обязательно или необязательно публиковать отчетности организации – это можно узнать из закона, который регулирует деятельность компании. Для примера можно взять саморегулирующиеся компании, которые по закону обязаны публиковать отчетности (пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ).
Также акционерные общества обязаны раскрывать данные своей годовой отчетности (п. 1 ст. 92 Закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
Крайняя дата, до которой необходимо все опубликовать – 1 июня (согласно п. 46 Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43Н).
Особенности бухгалтерского баланса
Согласно методичке, бухгалтерский баланс (она же Ф-1) состоит из пассивов и активов, выключающих разделы, в каждом из которых выделяются строки, содержащие данные об определенных видах имущества или обязательств.
Актив в себя включает 2 раздела:
Здесь находится информация об НМА, НИОКР, ОС, долгосрочных финансовых вложениях, то есть об имуществе, которое не относится до быстро реализуемого.
Их называют короткие активы или быстро реализуемые: дебиторская задолженность, имеющая срок погашения не более 1 года: запасы, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения.
Пассив содержит 3 раздела:
Раздел отражает данные о капитале организации (добавочном, резервном, уставном), а также нераспределенной прибыли (непокрытом убытке).
Если срок погашения более 12 месяцев, тогда это долгосрочные обязательства (оценочные, отложенные, заемные).
Данный раздел отображает информацию по обязательствам, которые имеют срок погашения менее года, а также о кредиторской задолженности, заемных средствах, оценочных и других обязательствах.
Необходимо показатели баланса приводить на одну из следующих дат:
Строки баланса кодируются, а сам код берут из приложения 4 к приказу № 66н.
Пример правильного заполнения бухгалтерского баланса
Например, ООО «Флаги» было основано в 2019 году. Директор и главный бухгалтер в одном лице, на конец года составил актуальный баланс на основании оборотно-сальдовой ведомости по счетам учета. По причине того, что деятельность ведется первый год, за прошлые 2 года показатели попросту отсутствуют. Имеющиеся остатки по счетам хорошо представлены в таблице.
Из чего состоит промежуточная бухгалтерская отчетность
Промежуточная бухгалтерская отчетность — это документы, содержащие показатели деятельности организации за произвольный период.
Что такое ПБО
В настоящий момент для компаний установлен отчетный период, равный календарному году. Приказом Минфина № 74н от 11.04.2018 отменена обязанность юридических лиц сдавать форму 1 и форму 2 в контролирующие органы и в органы статистики за квартал, полугодие и девять месяцев.
Однако, в ходе хозяйственной деятельности компании возникают ситуации, когда необходимо заполнить баланс и проанализировать финансовые результаты за интервал времени, отличный от календарного года. В этом случае составляют бухгалтерские отчеты за необходимый период времени.
В зависимости от целей организации промежуточная бухгалтерская финансовая отчетность составляется за отчетный интервал:
Если руководством принято решение о регулярном составлении отчетов за период, отличный от установленного законом о БУ, то в учетной политике компании следует зафиксировать следующие моменты:
В первую очередь, к промежуточной бухгалтерской отчетности относится баланс и отчет о финансовых результатах. В зависимости от назначения готовящихся документов, их перечень может быть расширен.
В настоящий момент промежуточная отчетность предоставляется в налоговую службу только в исключительных случаях, установленных законодательно.
Что включают в состав ПБО
В обязательном порядке промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из баланса и отчета о прибылях и убытках. Баланс — самая важная отчетная форма коммерческой организации. Показывает финансовое состояние предприятия на конкретную дату. Используется для анализа финансово-хозяйственной деятельности компании.
Отчет о прибылях и убытках дает представление о показателях деятельности за выбранный период, позволяет проанализировать полученные организацией финансовые результаты за указанный интервал времени и сравнить их с аналогичным периодом прошлых лет.
При необходимости в состав промежуточной отчетности коммерческих организаций включаются и другие отчеты, например о движении денежных средств, и пояснительная записка к балансу.
Зачем составляют ПБО
На усмотрение руководства и собственников коммерческой организации остается решение вопроса, обязательна ли промежуточная бухгалтерская отчетность или нет.
Бухгалтеру на заметку: ПБО является эффективным финансовым инструментом при анализе деятельности организации, прогнозировании и составлении бюджета.
Часто финансовые документы, составленные на текущую дату, необходимы в следующих аспектах работы компании:
Если контрагент для заключения сделки просит предоставить ему финансовые показатели, а руководство компании не готово раскрывать эти данные, то организация вправе составить письмо об отсутствии промежуточной бухгалтерской отчетности предприятия. Но это может негативно отразиться на деловой репутации юридического лица.
Заключение
Необходимость юридического лица формировать ПБО определяется руководством и закрепляется в учетной политике. Перечень коммерческих организаций, кто обязан составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность для контролирующий органов, ограничен.
Тема 19. Содержание и порядок составления бухгалтерской финансовой отчетности
Цель: раскрыть понятие бухгалтерской финансовой отчетности, ее состав и порядок составления.
Задачи:
Оглавление
19.1 Понятие отчетности, ее виды, и предъявляемые требования
В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина от 06.07.1999 г. № 43н бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерскую отчетность составляют организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от форм собственности, включая организации с иностранными инвестициями.
Различают промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточной является отчетность, составленная за месяц и квартал. Отчетность, составленная за год, является годовой.
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организаций, созданных после 1 октября, – по 31 декабря следующего года включительно.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регламентирован Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н, Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности».
В состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с этими документами включаются:
Критерии деятельности организаций, отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, установлены Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Обязательный аудит осуществляется в следующих случаях.
В приведенном выше объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность и малые организации, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности. Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4, 5, пояснительную записку согласно приказу Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н.
Некоммерческие организации также имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4, 5 при отсутствии соответствующих данных, но им рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности форму № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».
Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательскую деятельность и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляются формы № 3, 4, 5 и пояснительная записка.
Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
Квартальная бухгалтерская отчетность включает:
Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности, указанная выше, должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. Организации, имеющие дочерние и зависимые организации, составляют и представляют помимо собственного бухгалтерского отчета также консолидированную (сводную) отчетность, включающую отчеты своих дочерних и зависимых организаций, в порядке и в сроки, предусмотренные в учредительных документах объединения юридических лиц.
Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяется последовательно от одного отчетного периода к другому. Формы бухгалтерской отчетности разрабатываются организациями с учетом рекомендуемых образцов форм в Приказе Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н.
В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года – отчетный и предшествовавший отчетному.
Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и в валюте Российской Федерации. Имущество и обязательства, выраженные в валюте, отражаются в отчетности в российских рублях путем пересчета по курсу ЦБ РФ на дату составления отчетности.
В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. Исправления в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписями лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.
Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах рублей без десятичных знаков. Организациям, имеющим существенные объемы оборотов товаров, обязательств и т. п., разрешается представлять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. В организации, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Бухгалтерская отчетность должна представляться в отдельной папке в сброшюрованном виде.
Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке.
При составлении бухгалтерской отчетности должны соблюдаться следующие требования: достоверность и полнота отчетности; нейтральность; существенность; сопоставимость; последовательность и др.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
При составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним необходимо придерживаться применения формы и их содержания последовательно от одного отчетного периода к другому.
Приводимые отчетные данные должны быть сопоставимы. Если данные за периоды, предшествующие отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то данные за предшествующие периоды подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, и приведению их к сопоставимому виду. Показатели, отражаемые в отчетности, должны быть существенными. Показатели является существенными, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 %.
При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.
Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.
При отражении данных в бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что если показатель должен вычитаться из соответствующих показателей, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках (в частности, непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг убыток от продаж, проценты к уплате и пр.)
В случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены. При выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершений, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря года, за который подготавливается к утверждению и представлению в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность.
В случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждений в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся.
19.2. Порядок составления бухгалтерского баланса
Данные бухгалтерского баланса характеризуют финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Бухгалтерский баланс составляется на основе данных счетов Главной книги, подтвержденных инвентаризацией.
Инвентаризацию имущества и обязательств организации обязательно проводят перед составлением годового отчета, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в 3 года, а библиотечных фондов — один раз в 5 лет. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за предыдущий год. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года в пояснительной записке должны быть объяснены причины.
В бухгалтерском балансе активы и обязательства представляются с подразделением их в зависимости от срока обращения на краткосрочные (срок обращения не более 12 месяцев) и долгосрочные (срок обращения более 12 месяцев).
В бухгалтерском балансе не допускается зачет между статьями активов и пассивов, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами бухгалтерского учета.
В случае, если показатель имеет отрицательное значение, в бухгалтерском балансе этот показатель показывается в круглых скобках (непокрытый убыток, собственные акции, выкупленные у акционеров, и проч.).
При составлении баланса необходимо руководствоваться следующими правилами по оценке статей баланса:
Источники средств организации отражаются в балансе:
По состоянию на 31 декабря отчетного года закрываются счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений», 63 «Резервы по сомнительным долгам», а также закрываются субсчета открытые, к счету 90 «Продажи», кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
19.3. Содержание отчета о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации.
В отчете о прибылях и убытках доходы отражаются с подразделением на доходы по обычным видам деятельности и прочие доходы.
К доходам по обычным видам деятельности относится выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).
Прочие доходы могут показываться в отчете о прибылях и убытках за минусом расходов, относящихся к этим доходам, когда:
В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. К расходам по обычным видам деятельности относятся:
Прочие расходы могут не показываться развернуто по отношению к соответствующим доходам в следующих случаях:
В случае отсутствия у организации данных по соответствующим доходам, расходам, хозяйственным операциям, показатели по которым предусмотрены в образце формы отчета о прибылях и убытках по Приказу Минфина РФ № 67н, эти показатели (строки, графы) в форму организации могут не включаться.
В отчете о прибыли и убытках строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, организациями кодируются самостоятельно при разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности.
В случае, если показатель должен вычитаться из соответствующих показателей при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, в отчете о прибылях и убытках этот показатель показывается в круглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, проценты к уплате, прочие расходы и т. д.).
В отчете о прибылях и убытках отражается:
Порядок определения базовой прибыли (убытка) на акцию, разводненной прибыли (убытка) на акцию регламентирован методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденными Приказом МФ РФ от 21.03.2000 г. № 29н.
Отчет о прибылях и убытках составляется по данным счета 90 «Продажи» и счета 91 «Прочие доходы и расходы», счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».
19.4. Содержание отчета об изменениях капитала
Хозяйственные товарищества и общества в составе бухгалтерской отчетности должны раскрывать информацию о наличии и изменении капитала организации. В состав капитала организации включается уставный (складочный) капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, резервы (оценочные, предстоящих расходов и др.).
Отчет состоит из двух разделов:
I – отчет об изменениях капитала;
В первом разделе отчета показывается остаток капитала на 31 декабря года, предшествовавшего предыдущему году; изменения остатка капитала на 31 декабря года, предшествовавшего предыдущему году, за счет переоценки основных средств и изменений в учетной политике на следующий год; остаток капитала на 1 января предыдущего года; изменения капитала за предыдущий год; остаток капитала на 31 декабря предыдущего года; изменения остатка капитала на 31 декабря предыдущего года за счет переоценки основных средств и изменений в учетной политике; остаток капитала на 1 января отчетного года; изменения капитала за отчетный год; остаток капитала на 31 декабря отчетного года с учетом увеличения величины капитала за счет дополнительного выпуска акции, увеличение номинальной стоимости акций, реорганизации юридического лица.
В разделе II «Резервы» отражаются резервы, образованные в соответствии с законодательством, резервы, образованные в соответствии с учредительными документами, оценочные резервы и резервы предстоящих расходов.
Информация приводится за предыдущий и отчетный год.
В справке отражаются чистые активы и целевое финансирование, полученное на расходы по обычным видам деятельности, всего, в том числе на капитальные вложения во внеоборотные активы и другие цели.
Данные приводятся на начало и конец отчетного периода с подразделением на средства, полученные из бюджета и из внебюджетных фондов за отчетный и предыдущий год.
19.5. Содержание отчета о движении денежных средств
Данные отчета о движении денежных средств характеризуют изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, т.е. деятельность по производству промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнению строительных работ, продаже товаров, оказанию услуг общественного питания, заготовке сельскохозяйственной продукции, сдаче имущества в аренду и др.
Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т. п.).
Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т. п.).
Сведения о движении денежных средств организации представляются в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте формируется информация о движении иностранной валюты по каждому ее виду применительно к отчету о движении денежных средств, принятому организацией. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка РФ на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета о движении денежных средств.
По каждому виду деятельности рассчитываются чистые денежные средства. Остаток денежных средств на конец отчетного периода определяется как сумма остатка денежных средств на начало отчетного года и чистых денежных средств по каждой деятельности с учетом влияния изменения курса иностранной валюты по отношению к рублю.
19.6. Приложения к бухгалтерскому балансу и его содержание
Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках обеспечивают пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают следующие дополнительные данные в виде отдельных отчетных форм:
Отдельные показатели, приведенные в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, могут раскрываться в виде самостоятельных форм и включаться в пояснительную записку.
19.7. Пояснительная записка и ее содержание
В состав бухгалтерской отчетности входит пояснительная записка. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать информацию об организации, полезную для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении.
Поскольку в нормативных актах установлены только общие требования к пояснительной записке, то организации самостоятельно определяют состав пояснительной записки и форму подачи данной информации.
В пояснительной записке, как правило, приводится следующая информация:
Информация об организации включает в себя организационную структуру организации, данные о наличии дочерних и зависимых обществ, характеристику головной организации, если общество является дочерним или зависимым.
Акционерные общества приводят информацию о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ.
В пояснительной записке приводится краткая характеристика деятельности организации по обычным видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты организации, решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли.
При изложении в пояснительной записке основных показателей деятельности, характеризующих качественные изменения в имущественном и финансовом положении, их причин, в случае необходимости следует привести действующий порядок расчета аналитических показателей (рентабельность, доля собственных оборотных средств и пр.).
При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При характеристике платежеспособности следует прокомментировать такие показатели, как наличие денежных средств на счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, полноту перечисления соответствующих налогов в бюджет, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом. Также следует дать оценку положения организации на рынке ценных бумаг и причины имевших место негативных явлений.
При оценке финансового положения на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и пр. Приводится также динамика инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций.
Кроме того, должна быть дана оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и иная информация; степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения); уровень эффективности использования ресурсов организации. В пояснительную записку включаются данные о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, дается описание будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности.
В пояснительной записке в соответствии с правилами, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000) раскрывается информация об участии в совместной деятельности.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей Учетной политике на следующий отчетный год.
В случаях наличия событий после отчетной даты в пояснительной записке организация обязана раскрыть данные события в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утв. Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 г. № 56н.
Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.
Датой подписания бухгалтерской отчетности считается дата, указанная в представляемой в адреса, определенные законодательством РФ, бухгалтерской отчетности при подписании ее в установленном порядке.
К событиям после отчетной даты относятся:
В бухгалтерской отчетности отражаются только существенные события после отчетной даты независимо от положительного или отрицательного их характера для организации.
Существенным является событие после отчетной даты, без знания которого невозможна достоверная оценка финансового состояния организации.
Существенность события после отчетной даты устанавливается организацией самостоятельно.
Последствия существенных событий после отчетной даты должны быть оценены в денежном выражении, для чего должен быть сделан соответствующий расчет.
В бухгалтерской отчетности последствия событий после отчетной даты отражаются путем:
Событие после отчетной даты, свидетельствующее о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. При этом в отчетном периоде никакие записи в бухгалтерском (синтетическом и аналитическом) учете не производятся.
При наступлении события после отчетной даты в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, в общем порядке делается запись, отражающая это событие.
Информация, раскрываемая в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, должна включать краткое описание характера события после отчетной даты и оценку его последствий в денежном выражении. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.
Выводы
Бухгалтерская финансовая отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.
Различают промежуточную и годовую отчетность. При составлении отчетности необходимо соблюдать требования к ней, изложенные в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Бухгалтерская отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записке, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.
Перед составлением отчетности организация обязана провести инвентаризацию и закрыть счета по образованию резервов под обесценение товарно-материальных ценностей, резерва по сомнительным долгам и обесценению финансовых вложений, а также субсчета, открытые к счету 90 «Продажи».
При составлении баланса необходимо учитывать правила оценки статей баланса, изложенные в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
При составлении отчета о прибылях и убытках необходимо учесть нормы ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
При составлении других форм отчетности необходимо руководствоваться ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», а также методические рекомендации по расчету отдельных показателей.