Что предсказывают ему бояре слово о полку игореве
«Слово о полку Игореве»: краткое содержание и анализ
«Слово о полку Игореве»: YouTube / MyBook
Неизвестный автор, современник описываемых событий создал «Слово о полку Игореве». Краткое содержание этого монументального произведения поможет проникнуть в мир древнерусского княжества и воинов, которые храбро сражались с половцами в начале XII века. Хотите узнать, о чем «Слово о полку Игореве» и понять его замысел? Прочтите статью.
«Слово о полку Игореве»: краткое содержание
Древнерусским языком написано «Слово о полку Игореве». Читать его в оригинале сегодня могут только специалисты, но зато есть переводы на современный язык, которые позволяют понять общий замысел текста.
Подспорье для школьника и студента — краткое содержание. «Слово о полку Игореве» состоит из трех частей. Начинается со вступления, в котором автор сообщает, что не будет «растекаться мыслию по древу», а посвятит сочинение легендарному походу князя Игоря на половцев:
«Слово о полку Игореве» — это эпохальное произведение, которое поднимает серьезные и важные проблемы. В то же время поработал автор и над сюжетом: сделал его интересным, добавил элементы фантастики, фольклора и мифологии.
«Слово о полку Игореве»: анализ произведения
Анализ произведения поможет понять идеи автора, их значение:
«Слово о полку Игореве»: история создания
Кто написал «Слово о полку Игореве»? Этому масштабному эпическому сочинению приписывают несколько версий возникновения:
Человек, который создал произведение, безусловно, был грамотным и образованным, а таковыми в те времена были преимущественно духовники. Что касается авторства, то подпись тогда никто не ставил. Таковы были этические нормы. Рукопись в списке якобы в XVIII веке обнаружил Мусин-Пушкин, переписал ее и издал. Оригинал списка сгорел, остались только копии.
Из-за распрей между отцом и Изяславом он лишился престола в Галиче и с сестрой (Ярославной), которая вышла замуж за князя Игоря, перебрался в Новгород-Северск. Владимир был образован, принимал участие в походе Игоря.
Так или иначе, «Слово о полку Игореве», автор которого доподлинно не установлен, описывает реальные события: такой поход состоялся в 1185 году. Сочинение было написано между 1185 и 1187 годами.
«Слово о полку Игореве»: YouTube / MyBook
«Слово о полку Игореве»: сюжет и основные темы
Автор «Слова» охватил множество тем. Главный посыл — быть патриотами. Призыв к этому звучит рефреном в тексте. Кроме того, важен следующий круг проблем:
Таким образом, смысл произведения и сейчас не теряет своей актуальности. Современный читатель сможет сделать правильные выводы, извлечь из поэтических строк мудрые мысли и проникнуться идеями автора.
«Слово о полку Игореве»: композиция
Композиционно поэма состоит из вступления, трех основных частей и заключения. Во вступлении упоминается великий сказитель Боян, который славил смелость русских воинов.
Первая часть посвящена походу князя Игоря на половцев. Для него важно утолить свое тщеславие, а все природные знаки князь игнорирует. Первая победа заканчивается шумным пиром. Но повторный натиск половцев отбить не удается.
Во второй части на первый план выходит князь Святослав. Он упрекает Игоря и произносит «золотое слово», обращаясь к другим князьям. В него автор вложил мысли, как защитить Отчизну от набегов врагов, призвал к объединению всех русских княжеств. Только без распрей, междоусобиц и раздоров можно бороться с врагами.
Третья глава начинается с плача Ярославны, который созвучен мыслям и чувствам жен и матерей, потерявших в боях мужей и сыновей. Ярославна просит природу о помощи и добивается цели. Князю удается побег. Игорь возвращается, что приносит радость в русские земли.
«Слово о полку Игореве»: жанр
О жанре этого произведения литературоведы спорят до сих пор. Исследователи называют его и повестью, и поучительной песней.
Согласно канонам современной литературы, его следует называть «эпической поэмой». Оно написано по правилам этого жанра.
«Слово о полку Игореве», краткое содержание которого вам теперь знакомо, пришло к современному читателю из глубины веков, но остается современным. Автор пытался донести мысль о важности любви к родной земле, единства, а также восхищался мужественными воинами.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Краткое содержание «Слово о полку Игореве» ⭐
Дата публикации: 1800 | Форма произведения: поэма | Жанр: исторический | Время событий: средние века | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа |
Темы: верность и предательство, война и мир, героизм, добро и зло, дружба, любовь, милосердие и жестокость, патриотизм, религия и бог, свобода, смелость и трусость, человек и природа
Вступление
Автор начинает повествование, сообщая о полном соответствии рассказываемого им историческим реалиям.
Часть 1
Князь Игорь вместе со своими дружинниками ждал брата Всеволода: они собирались вместе пойти в поход на половцев. Когда настал день отправляться, князь Игорь посмотрел на солнце: светило было закрыто тенью. Однако, несмотря на это недоброе предзнаменование, Игорь не стал откладывать или отменять поход. После краткой речи князя войско выдвинулось в дорогу в сторону половецких земель, и на протяжении всего пути его сопровождали дурные знамения: вой волков, тревожные крики птиц, ночная гроза.
Бой с половцами дружина Игоря начала на рассвете, после ночлега в степи. Она одержала победу и забрала богатую добычу, также захватив в плен девушек-половчанок. Тем временем половецкие ханы Гзак и Кончак направили свои войска – самые крупные силы половцев — вслед русичам, но дружина Игоря была готова к еще одной схватке. Тут случилось еще одно недоброе предзнаменование – рассвет окрасился в кроваво-красный цвет.
Автор «Слова». Иллюстрация В. Фаворского
Автор несколько отступает от основного повествования, расстраиваясь, что воины рано забыли о грозных походах Олега, предка Игоря. Олег вел крупные междоусобные войны в борьбе за власть. Автор говорит, что в то время Русь видела множество сражений, однако не было среди них подобного этому.
Сражение дружины Игоря с половцами у реки Каялы было страшным и жестоким. На третий день половцы победили. Князь Игорь и его брат Всеволод, который сражался отважнее всех, попали в плен. Словно сочувствуя русичам, деревья низко склонили свои ветви, вся степь наполнилась печалью.
Трудные времена настали на Русской земле. Бессчетное число воинов погибли на поле битвы. Прекратили князья давать отпор врагам, вместо этого воюя друг с другом. Отовсюду стали идти враги на Русь, пользуясь междоусобицей.
Дорога на Русскую землю была открыта для бед и горестей Игорем и Всеволодом. Не так давно их отец Святослав разгромил половцев, взял в плен хана Кобяка, а теперь снова половцы, ничего не боясь, наступают на Русь и побеждают.
Часть 2
Великий князь Святослав в Киеве увидел тревожный сон, объяснить значение которого он не смог. Во сне его, лежащего на тисовой кровати, одевали в черное покрывало. Черпали синее вино, смешанное с горем, и пустыми колчанами крупные жемчужины на грудь сыпали. Святослав поведал боярам о своем сне, и они истолковали его так: Игорь и Всеволод проиграли битву с половцами.
Кадр из фильма-оперы «Князь Игорь». 1969
С горькой печалью обратился Святослав к младшим князьям, упрекая их в том, что в неподходящее время начали делить между собой земли и решили найти славу только для себя, забыв о Родине. Сам он «никому не даст гнезда в обиду», но не оказывают ему помощь князья, занятые борьбой за власть. После поражения Игоря пришли половцы на Русь. Во время защиты Переяславля ранение получил князь Владимир. Святослав призвал князей спасти родную землю и отомстить за Игоря с Всеволодом, которые, отправившись в поход, оказались единственными продолжателями его дела, пытаясь дать отпор половцам, а не заниматься междоусобицами.
Не понимает автор, почему еще не защищают Русь князья Ингвар, Всеволод и три Мстиславича. Призывает он выступить за землю родную и галицкого князя Ярослава – умного и сильного человека. Никто не охраняет русские рубежи: князь Изяслав Полоцкий пытается защитить их в одиночку, но погибает на поле сражения – не явились к нему на подмогу князья.
Битва с половцами. Иллюстрация В. Фаворского
Автор обращается ко всем князьям, говоря, что им нужно прекратить вражду и понять, что они проиграли в междоусобицах: на их родную землю пришел враг. Он рассказывает про судьбу Всеслава, который жил в конце языческого периода. Всеслав воевал со многими княжествами и сам познал разные беды. Идеальным защитником Родины автор называет старого Владимира, сравнивая его со своими современниками Рюриком и Давыдом, которые никогда не жили в согласии.
Часть 3
Жена князя Игоря Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Голос ее разносится до самых дальних русских границ, слышно его даже на берегах Дуная.
Печальная княгиня обращается ко всем природным силам. Она упрекает ветер в том, что он развеял ее радость, спрашивает у солнца, почему оно отвернулось от дружины ее мужа. Главную реку – Днепр – она просит сохранить любимого князя на дальней стороне. Природа будто поняла слова княгини – море всколыхнулось, а вихрь помчался в ту сторону, где был дом князя Игоря.
В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами
В полночь не мог спокойно спать князь, думая о том, как ему вернуться домой. Вдруг он услышал условный свист. Овлур – один из половцев – приготовил коней для побега и звал князя. Побежали они из плена. Игорь вскоре обратился в горностая, а потом «поплыл, как гоголь, по волне, полетел, как ветер, на коне» вместе со своим помощником. После, когда они загнали коней, Игорь полетел соколом, а Овлур побежал волком.
В полях и лесах не было слышно криков галок, сорок и ворон, соловьи же, наоборот, радостно пели вдалеке. Нужное направление беглецам указывали дятлы своим стуком.
Игорь разговаривает с рекой Донец. Река сказала, что князь несет радость на землю Русскую, возвращаясь из плена. Игорь благодарит Донец за то, что он приютил его на своих берегах и предупреждал об опасностях во время отдыха.
Сцена из оперы «Князь Игорь». Красноярский театр оперы и балета
Половецкие ханы Гзак и Кончак стали искать сбежавшего князя. Гзак предложил: раз улетел к гнезду сокол (то есть князь Игорь), нужно соколенка (его сына Владимира) расстрелять золочеными стрелами. Кончак сказал, что соколенка можно опутать красной девицей, на что Гзак возразил: тогда не будет ни девицы, ни соколенка: вернется он в свой терем, и русичи станут нас снова бить в поле Половецком.
Возвратился князь Игорь из плена. Его приезд на Родину автор произведения сравнивает с появлением солнца на небе. Радуются все русские люди: «песни с дальнего Дуная» доносятся до самого Киева. Удалой князь Игорь по Боричеву подъему направляется к церкви Богородицы Пирогощей.
В заключение автор прославляет храбрую дружину князя Игоря.
(для чтения и изучения в 8, 9, 11-м классах)
«Слово о полку Игореве» — шедевр древней литературы, произведение, проникнутое нежной и сильной любовью к родине, было открыто в начале 90-х годов XVIII века. Рукописный список «Слова» был найден известным любителем и собирателем русских древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в сборнике, поступившем из Ярославля, из Спасо-Ярославского монастыря. Граф заинтересовался находкой и принялся изучать текст. Он показал рукопись своим друзьям — директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н. Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф. Малиновскому. В качестве консультанта был привлечен известный историк и писатель Н.М. Карамзин. По совету Карамзина и Малиновского Мусин-Пушкин решил опубликовать текст. В 1800 году «Слово» было издано. Это стало большим событием в литературной и культурной жизни русского общества начала XIX века. Сразу же началось интенсивное изучение и освоение памятника. Рукопись «Слова» вскоре погибла во время московского пожара 1812 года вместе со всем собранием рукописей Мусина-Пушкина и его библиотекой.
«Слово о полку Игореве» посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятому им в 1185 году против половцев.
Историческая основа событий такова. В 1184 году к юго-восточной границе Русской земли подступила большая орда половцев. Навстречу им вышел великий князь киевский Святослав Всеволодович. На реке Ореле, левом притоке Днепра, Святослав неожиданно напал на половцев, нанес им тяжелое поражение и взял в плен половецкого хана Кобяка с сыновьями. Игорь же не смог в это время присоединиться к Святославу. Он тяжело переживал свою неудачу: ему не удалось участвовать в победе, не удалось доказать своей преданности союзу русских князей. Вот почему в следующем, 1185, году он, «не сдержав юности», двинулся в поход против половцев. Окрыленный победой Святослава, он ставит себе безумно смелую задачу — собственными силами «поискать» старую Тмутаракань, когда-то подвластную его деду Олегу «Гореславичу». Он решается дойти до берегов Черного моря, уже почти сто лет закрытого для Руси половцами. Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской — все это двигало им в походе. В этом черты особого трагизма похода Игоря. Подробности похода Игоря освещены в древнерусских летописях.
Игорь выехал из Новгорода-Северского во вторник, 23 апреля 1185 года. Вместе с ним в поход выступили его сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Они поехали по направлению к Дону. У реки Донец Игорь увидел солнечное затмение, что предвещало беду. Застать половцев врасплох не удалось. Игорю советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, на что князь ответил: «Если нам не бившися возвратиться, то срам нам будет хуже смерти». В пятницу полк Игоря столкнулся с небольшим отрядом половцев. Те не ожидали нападения и бросились бежать. Игорь догнал их и захватил богатую добычу.
На рассвете следующего дня лагерь русских оказался окружен половцами. Завязалась сеча, князь был ранен. До позднего вечера отбивалась дружина Игоря от половцев. Наутро следующего дня русские не выдержали половецкого натиска и побежали. Игорь поскакал остановить бегущих, даже снял шлем, чтобы дружина могла его узнать, но ничего не добился. На расстоянии полета стрелы от своего войска он был схвачен половцами. В плен попали все князья, часть дружины успела бежать, а часть была перебита. Так бесславно кончился поход Игоря. Это был первый случай, когда русские князья попали в плен. Произошло то, чего так опасался князь Святослав: земля русская стала жертвой нового половецкого нашествия. Когда Святослав узнал о беде Игоря, он горько вздохнул и сказал со слезами: «Милая моя братия, сынове и мужи земли русской! Не сдержали вы юности своей, отворили вы ворота половцам на землю русскую».
Совместными усилиями русским князьям удалось отбросить половцев обратно в степь. Игорь между тем томился в плену и каялся, считая, что не вражеская, а божья сила за грехи «обломила» его дружину. С помощью половчанина Оврула ему удалось бежать из плена. Он перешел вброд реку, сел на коня и помчался, как говорит летопись, на родину. Конь его пал в пути, одиннадцать дней Игорь пешком шел к Донцу и, наконец, прибыл в Новгород-Северский.
Эти исторические события, описанные в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, и дали автору «Слова о полку Игореве» сюжет.
Скорбь о постигшей родину беде, горькое раздумье о судьбах русской земли, терзаемой степными кочевниками, желание найти выход из создавшегося положения — такова основная тема «Слова». Автор пытается дать политическую и художественную оценку событий, он считает поражение Игоря одним из следствий отсутствия единения между князьями.
Основная идея «Слова» — страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции.
«Слово» открывается небольшим вступлением. Выступление русских войск в поход составляет завязку сюжета, поражение — его кульминацию. Действие переносится в Киев, столицу Русской земли. Автор вводит символический сон Святослава, который заканчивается публицистическим призывом, обращенным к князьям, «постоять за землю русскую», отомстить за «раны Игоревы». Затем следует лирический плач Ярославны, жены Игоря. Он предваряет развязку — бегство Игоря из плена и его возвращение.
Во вступлении «Слова» автор обращается к образу вещего Бояна, говорит о его исполнительском искусстве, умении «растекаться мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками», размышляет, как ему начать печальную повесть о походе: старинным ли складом или выбрать свою манеру повествования. Его произведение — не слава, не хвала князьям, а реальное описание.
В «Слове» нет точных этнографических описаний, хотя отдельные детали, отражающие особенности быта и культуры можно обнаружить. Этнографические понятия сосредоточиваются в сознании автора «Слова» вокруг общенациональной идеи — борьбы за объединение Русской земли — и представлены как два враждебных мира, два противоположных полюса — «земля Русская» и «земля Половецкая».
Пространство, как пишет Д.С. Лихачев, может обладать своеобразными «географическими» свойствами. Пространство в «Слове», как представляется, обозначено этнографическими знаками, терминами, понятиями. Место действия — вся Русская земля. Кони ржут под Сулою, победы звенят в Киеве, трубы звучат в Новгороде-Северском, стяги стоят в Путивле. Здесь и Дунай («девицы поют на Дунае»), и Волга, и Дон (воины Всеволода могут раскропить Волгу веслами, вычерпать Дон шеломами), Полоцк, Чернигов, Тьмутаракань. Автор называет отдельных ханов — Кончака, Гзака, Кобяка.
Автор прославляет победу киевского князя над половцами, его идея выражена и в «золотом слове» Святослава. Оно перекликается со страстным призывом автора к князьям выступить «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!» Князьям, говорит Святослав, надлежит забыть о своих распрях, прекратить усобицы, подумать о Русской земле и не дать в обиду половцам «своего гнезда», «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами».
Патриотические чувства народа, любовь к родине выражены и в описании автором его горя после поражения Игоря («О! Рыдать Русской земле») и его радости после возвращения князя из плена («Солнце светит на небе, князь Игорь — в Русской земле. Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине! Аминь» 8 ).
Анализа человеческих чувств, психологических состояний, «душевного развития», безусловно, не найти в «Слове», поскольку это явление стилей эпического и монументального историзма. Однако психологизм «Слова» очевиден. События, образы, природа передают оттенки различных психологических состояний и ощущений. Это и тяжелые предчувствия обреченности, вызванные зловещим предзнаменованием: встревожены звери, птицы, тревога распространяется к Волге, Приморью, доходит до Тмутаракани. Туга наполняет ум, печаль течет, тоска разливается. Природа в «Слове» скорбит и тревожится; вой волков, лай лисиц, клекот орлов сменяется картинами долго меркнущей ночи, погасшей зари, замолкнувшего щекота соловья. И снова в предчувствии поражения русских воинов появляются кровавые зори и черные тучи, идущие от моря, мутно текущие реки и подземные стуки, символизирующие движение несметных сил половцев. Эти чувства сменяются патетическим призывом автора к объединению, затем лирическим умиротворением и, наконец, радостным и торжественным финалом. По верному замечанию Д.С. Лихачева, в «Слове» соединяются «идеи-эмоции», «идеи-чувства», «идеи-образы».
Эмоциональность также присуща самим событиям и самой природе. И побег Игоря из плена, и светлая, полная поэзии скорбь Ярославны, смягчающая боль утраты и поражения, и «золотое слово», и вещий сон Святослава, и личная тема Игоря, его переживания, и, наконец, многообразие проявлений авторского чувства любви к Родине: тревоги и тоски, горечи и гордости, нежности и радости — все это, сливаясь воедино, создает эмоциональный фон «Слова».
Большое место в «Слове» отводится изображению исторических лиц. Игорь, Всеволод, все «Ольгово храброе гнездо» пользуются у автора нескрываемой симпатией. Все они показаны как лучшие представители современного поколения князей, как храбрые воины, посвятившие себя борьбе с «погаными» и защите родины.
Во всем подобен Игорю и Буй-Тур Всеволод. Он первый, о ком вспоминает автор «Слова», переходя к рассказу о битве, завязавшейся на реке Каяле. Это доблестный воин. Он един со своей дружиной, со своими воинами, которые, «как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы». Он мужествен, его героические черты проявляются и в бою на Каяле. Подобно былинному богатырю, Буй-Тур Всеволод мечет на врага свои стрелы, гремит о шлемы врагов мечами «харалужными», скачет по полю брани, поражая врагов. Он так увлечен боем, что забывает о своих ранах, об отцовском «золотом» престоле. В его изображении автор использует элементы преувеличения (гиперболизации), следуя художественным принципам фольклора. Наделяя своих героев всеми доблестями храбрых воинов, автор даже изображает их как богатырей народного эпоса, в устно-песенной манере излагая их поведение и поступки. Например, Игорь, отправляясь в поход, садится на коня и едет по «чистому полю», Всеволод, где только не появляется, «тамо лежат поганые головы половецкие».
За рассказом в «Слове» отчетливо вырисовывается образ самого автора — горячего патриота Русской земли. Кто же был автором «Слова»? Существуют различные точки зрения на этот счет, например, один из дружинников Игоря, или певец Митус, великий князь Святослав Всеволодович, или сам Игорь. Д.С. Лихачев считает, что автор «Слова» участвовал в походе Игоря, поскольку живые картины похода отражаются в тексте: он создал памятник и сам записал его.
В каком жанре написано «Слово»? Мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что «Слово» — «песнь», поэма (лирическая или героическая), памятник древнерусского героического эпоса. Другие отрицают стихотворную природу памятника. По их мнению, «Слово» не песнь и не поэма, а воинская повесть, памятник древнерусской исторической повествовательной прозы. Д.С. Лихачев в своих работах показал, что в «Слове» соединены два фольклорных жанра — слово и плач. Оно близко к народной поэзии по идейной сущности и по стилю.
Высокая идейность «Слова», связь с насущными запросами народной жизни, великолепное мастерство, проявляющееся в отделке мельчайших деталей текста, — все это обеспечило памятнику одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы.
► Читайте также другие темы главы «Литература периода феодальной раздробленности»: