Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе

Стратегическая картонка: лучший способ видеть цели

Самая плохая привычка человека – забывчивость. Ежедневно нам в голову приходят десятки идей, но только часть из них задерживается в нашем сознании, и еще меньшее количество становится полноценными целями жизненного пути. А это очень важно – держать фокус и точно знать, куда двигаться. Помощником в этом процессе станет удобный и очень простой для реализации инструмент – стратегическая картонка.

Стратегическая картонка – цели перед глазами

Стратегическая картонка – это небольшой список, в котором собраны самые главные цели на ближайшие 3-5 лет. Придумал этот инструмент ведущий тренер по тайм-менеджменту Глеб Архангельский, и он же предложил формат исполнения удобной памятки.Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Смотреть фото Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Смотреть картинку Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Картинка про Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Фото Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе

Стратегическая картонка составляется по простым и понятным правилам:

Стратегическая картонка отлично смотрится в виде таблицы Excel, списка Word, интеллект-карты, заставки на компьютере. Любом варианте, который удобен для восприятия и доступен для частого изучения.Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Смотреть фото Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Смотреть картинку Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Картинка про Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Фото Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе

Работа со стратегической картонкой

Стратегическая картонка – это инструмент, что подразумевает некоторую работу с ней. Тут есть несколько вариантов:

Этот простой стратегический инструмент тайм-менеджмента стоит использовать всем. Он не требует много времени для составления и внедрения, но эффект от него превосходит все стандартные варианты планирования.

Источник

Ещё о тайм-менеджменте

Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Смотреть фото Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Смотреть картинку Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Картинка про Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Фото Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе

С появлением ежедневника Архангельского я впервые за многое время начал делать такую интересную вещь как план на неделю. Раньше такими вещами развлекался, только когда наступал аврал на работе или во время сессии. Иногда каждый день был расписан чуть ли не по секундам.

Вспомнилось также то, как я ходил сдавать экзамены до поступления в ВУЗы. Я подсчитал, что в общей сложности я сдал почти 30 пробных ЕГЭ, ЕГЭ, выпускных экзаменов, централизованных тестирований, а также просто вступительных экзаменов, конкурсов и олимпиад. Тоже время было интересное и горячее.

Стратегическая картонка

Мемуарник

В конце каждой недели оглядывайтесь назад и записывайте в ежедневник главное событие недели. Наше время подобно калейдоскопу и за неделю происходит много интересных и ярких событий. Но главное событие всегда бывает только одно.

Идея вести мемуарник мне как-то не по душе. Но с этой недели я попробую делать это. Посмотрим, что получится. В итоге, по идее, должна сложиться цельная картинка года ближе к следующему январю.

Встречается также рекомендация записывать каждый раз главное событие дня. И исходя из этого выделять главное событие недели. Глядя на них, сверяйте их с вашими стратегическими задачами.

Контекстное планирование

Многие задачи не имеет смысл прикреплять ко времени. Часто они привязаны к каким-то людям, местам и событиям. Для этого можно выделить свободную страницу ежедневника и сделать там наклейку. «Нужные книги», например. И когда вы случайно зайдёте в книжный магазин, то сможете беспрепятственно докупить то, чего вам не хватает. Контексты могут быть разными. Например: «Регионы», «Филиалы», «Поставщики», «Диссертация», «Сайт» и так далее. Отдельный раздел для контекста есть смысл делать, когда у вас скпопится порядка десяти задач.

Следите за будущими заметками о тайм-менеджменте. Они будут появляться примерно раз в неделю.

Источник

Ежедневник Глеба Архангельского

В ежедневнике по методу Глеба Архангельского реализована идея того, что время должно тратиться на главное в жизни. Первое издание было выпущено всего лишь в 2010 году. А сейчас купить ежедневник Архангельского можно в любом крупном книжном и интернет-магазине. Ежедневник, помимо организации времени, помогает нам расставить жизненные приоритеты. Какими средствами это достигается — сейчас увидим.

Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Смотреть фото Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Смотреть картинку Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Картинка про Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Фото Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе

Стратегическая картонка. Исполняет роль закладки в ежедневнике. Глеб Архангельский – сторонник простых решений, стратегическая картонка — одно из них. В начале года вы выписываете на картонку ваши ключевые цели. Открывая ежедневник, вы каждый раз видите свои цели, что концентрирует вас и ваши усилия на их достижении.

Карта долгосрочных целей. В ежедневнике Архангельского этот раздел находится в самом начале, что подчеркивает его значимость. Вы сможете наметить цели в ваших ключевых областях на 10 лет вперед. Не пугайтесь, именно долгосрочное планирование – залог успеха в достижении целей. Также есть карта целей на год по месяцам, с графами для приоритетных областей (бизнес, семья, образование и т.д.).

Главное событие дня в ежедневнике Архангельского. Мемуарник и приоритеты

Наконец, на странице каждого дня в ежедневнике есть графа для «Главного события дня», где вам нужно вписать наиболее яркое событие и привязать его к одной из ключевых областей. Фактически это мемуарник – один из инструментов тайм-менеджмента, описанный Глебом Архангельским в книге «Тайм-драйв: как успевать жить и работать». Удобство в том, что вам не нужно заводить мемуарник отдельно, он будет всегда у вас под рукой в вашем ежедневнике. Прошла неделя – пролистайте ежедневник и выберите главное событие недели из главных событий дня. В конце месяца определите главное событие месяца, выбрав из 4-5 главных событий прошедших недель. К концу года будет понятно, что для вас главное в жизни, каковы ваши приоритеты. Вы можете быть удивлены результатами :).

Повышение мотивации в ежедневнике Архангельского

Глеб Архангельский в своем ежедневнике использует простые и понятные способы повышения мотивации. Вы увидите их на каждой странице дня.

Эти способы повышения мотивации делают ведение ежедневника приятным и интересным, избавляют от ощущения рутины.

Структура страницы ежедневника по методу Глеба Архангельского

Расположение граф на странице ежедневника Архангельского тоже не случайно.

В самом начале – главное дело, которое необходимо выполнить, чтобы приблизиться к цели из стратегической картонки. Еще больше концентрируемся на главном.

«Лягушки». Как правило, «лягушка» не требует много времени на выполнение. А удовлетворение от сделанного даст вам позитивный настрой на весь день.

Далее – «слоны». Очередной кусочек «слона» приблизит вас к завершению большого дела, длительного проекта.

Жесткие встречи – левая колонка. Они привязаны ко времени.

Гибкие задачи – справа. Выполняются в свободное от жестких встреч время.

Как итог дня – главное событие дня. Пробегите мысленным взором по всем событиям прошедшего дня и прислушайтесь к себе. На каком событии улыбнулись или стало легче дышать, спало напряжение – то и главное :).

Промежуточные радости почти в самом конце страницы, чтобы особенно не увлечься ими и не забыть о главных целях.

В последнем издании ежедневника Архангельского в самом низу страницы – полезные тайм-менеджерские советы на каждый день. 365 советов от эксперта в области управления временем.

Форматы ежедневника Глеба Архангельского

Есть из чего выбрать :).

Купить ежедневник Архангельского можно здесь:

Если вы читали книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв: как успевать жить и работать», ежедневник станет практическим воплощением главной идеи книги и всех рекомендаций, данных в ней.

На мой взгляд, возможность расставить приоритеты и понять, что в жизни главное, является преимуществом и ярким отличием ежедневника Архангельского. А мнение автора по поводу отличий – узнайте из видеоролика.

Источник

Как планировать свою жизнь? Олег Васильчук

Наш век застав­ля­ет чело­ве­ка быть более ско­рост­ным и мно­го­за­дач­ным. Что­бы ниче­го не забыть, всё успеть и быть спо­кой­ным, нуж­но овла­деть инстру­мен­та­ми пла­ни­ро­ва­ния… Или всё-таки не нуж­но? Разо­брать­ся в этом нам помог Олег Василь­чук – про­фес­си­о­наль­ный пси­хо­лог, кон­суль­тант ком­па­нии “Нефор­маль­но”, член обще­ствен­но­го дви­же­ния “Лига Время”.

Планирование – свойство человека

– Насколь­ко совре­мен­но­му чело­ве­ку нуж­но планирование?

– Я бы так ска­зал, что для меня в прин­ци­пе тако­го вопро­са не сто­ит. Наше с вами созна­ние и миро­ощу­ще­ние вклю­ча­ет в себя про­шлое, насто­я­щее и буду­щее. Мы это вре­мя субъ­ек­тив­но выде­ля­ем. И так как в созна­нии у нас это вре­мя выде­ля­ет­ся, а мы еще обла­да­ем мыш­ле­ни­ем и волей, то не можем не пла­ни­ро­вать, пото­му что это про­сто свой­ство чело­ве­ка. Пла­ни­ро­ва­ние орга­нич­но при­су­ще чело­ве­ку, поэто­му нель­зя так поста­вить вопрос: нуж­но оно или не нуж­но. Мы это дела­ем. Кто-то дела­ет это луч­ше; кто-то дела­ет это хуже; кто-то дела­ет это тех­нич­нее и мето­дич­нее; а кто-то это дела­ет как-то по наитию.

– То есть вопрос в мето­ди­ке, как про­ис­хо­дит это пла­ни­ро­ва­ние – в голо­ве либо на бумаге?
– Да, вопрос в эрго­но­ми­ке, в удоб­стве, в точ­но­сти, в эффек­тив­но­сти, в эсте­тич­но­сти того, как про­ис­хо­дит ваше планирование.

– Для чего тогда необ­хо­ди­мо овла­де­вать уме­ни­я­ми, каки­ми-то мето­ди­ка­ми пла­ни­ро­ва­ния, если это настоль­ко орга­нич­но, как Вы гово­ри­те? Для чего надо это­му учиться?

– Не нуж­но учить­ся пла­ни­ро­ва­нию тем, у кого нет такой потреб­но­сти. Такая потреб­ность воз­ни­ка­ет, когда коли­че­ство ваших задач, дел и пла­нов, кото­рые нуж­но сде­лать, пре­вы­ша­ет ваши есте­ствен­ные какие-то инту­и­ции, кото­рые помо­га­ют вам пла­ни­ро­вать. И тогда нуж­но какое-то допол­ни­тель­ное сред­ство. Вот есть мода на ТМ (тайм-менедж­мент), напри­мер, но он не всем под­хо­дит. Люди, кото­рые при­ме­ня­ют ТМ, быст­ро его схва­ты­ва­ют и не муча­ют себя, а сра­зу начи­на­ют делать – это те люди, кото­рые про­сто ина­че не смо­гут сде­лать тот объ­ем, кото­рый они хотят воплотить.
Это вопрос про необ­хо­ди­мость и моти­ва­цию: поче­му нуж­но; нуж­но ли или не нуж­но; и когда нуж­но. На мой взгляд, ино­гда это не нуж­но. Но в какой-то момент ста­но­вит­ся необ­хо­ди­мым, и мето­ди­ки лег­ко подбираются.

– Сто­ит ли учи­ты­вать инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти при выбо­ре каких-то мето­дов, инстру­мен­тов для планирования?

– Я бы здесь ска­зал, что это встреч­ное дви­же­ние, как две сто­ро­ны. Это как учё­ба како­му-то искус­ству, напри­мер, музы­ке, то есть обу­че­ние тако­му слож­но­му навы­ку. Есть неко­то­рые уже выве­рен­ные систе­мы, помо­га­ю­щие пла­ни­ро­вать, а есть дей­стви­тель­но какие-то вку­сы и удоб­ства чело­ве­ка. Тут надо най­ти баланс меж­ду тем, что­бы совер­шить неко­то­рое уси­лие над собой и встро­ить­ся в суще­ству­ю­щую фор­му, то есть неко­то­рые дис­ци­пли­ны про­ве­сти, на про­тя­же­нии како­го-то вре­ме­ни прак­ти­ко­вать реко­мен­до­ван­ный при­ем для того, что­бы им овла­деть. Как в музы­ке: вы игра­е­те гам­мы для того, что­бы потом играть лег­ко. Это неко­то­рый труд, это наси­лие над собой неболь­шое, с точ­ки зре­ния овла­де­ния техникой.

С дру­гой сто­ро­ны, дей­стви­тель­но, я на встре­чах клу­ба и в рабо­те встре­ча­юсь с тем, что люди чита­ют кни­ги по ТМ, их мно­го, в них опи­сы­ва­ет­ся какая-то иная мето­ди­ка, они ее про­бу­ют, муча­ют­ся, про­бу­ют сно­ва, потом опять бро­са­ют. Когда мы раз­би­ра­ем­ся, даль­ше инди­ви­ду­аль­ный пошив начи­на­ет­ся. То есть дей­стви­тель­но важ­но под­би­рать по одно­му, про­бо­вать одно, дру­гое… Я думаю, что это встреч­ное дви­же­ние. И вот здесь будет какая-то калиб­ров­ка ваших инди­ви­ду­аль­ных спо­соб­но­стей. Может быть, мож­но создать реко­мен­да­ции мето­дик пла­ни­ро­ва­ния в зави­си­мо­сти от харак­те­ра чело­ве­ка, но я таких не встре­чал. Мне кажет­ся, они не нуж­ны. Пото­му что это в опы­те, в кур­се прак­ти­ки пла­ни­ро­ва­ния при­хо­дит. Это в целом не про пла­ни­ро­ва­ние орга­ни­за­ци­он­ное, напри­мер, про­ек­ты како­го-то про­из­вод­ства, а это про пла­ни­ро­ва­ние личное.

«Съешь лягушку утром»

– Есть ли какие-то пра­ви­ла, реко­мен­да­ции общие по пла­ни­ро­ва­нию дня, меся­ца, всем ли нуж­но это делать, или, допу­стим, кому-то толь­ко день, кому-то толь­ко месяц, кому-то на год нужно?

– Моя дея­тель­ность сфор­ми­ро­ва­лась за послед­ние несколь­ко лет, или око­ло 10 лет, в так назы­ва­е­мой рус­ской шко­ле ТМ. Орга­ни­за­ция живет в виде клу­бов, где люди при­хо­дят и делят­ся друг с дру­гом опы­том пла­ни­ро­ва­ния, глав­ный ее вдох­но­ви­тель Глеб Архан­гель­ский. Поэто­му мои реко­мен­да­ции будут на нём основаны.

Важ­но осво­ить пла­ни­ро­ва­ние дня, пото­му что план дня и вооб­ще день – это самая такая мини­маль­ная еди­ни­ца нашей жиз­ни. И если вы хоро­шо вла­де­е­те пла­ном дня, то вам лег­че будет пла­ни­ро­вать на более дале­кие пери­о­ды, пото­му что вы в этом плане дня науча­е­тесь вопло­щать те пла­ны, кото­рые перед собой ставите.

Есть два пра­ви­ла по пово­ду пла­ни­ро­ва­ния дня:

В чём здесь нюанс. Если вы гово­ри­те, что «ну я в голо­ве знаю, что мне сего­дня нуж­но вот это, вот это, вот это» – это не план дня. План дня – это неко­то­рый зафик­си­ро­ван­ный на каком-то носи­те­ле доку­мент – на бума­ге, в при­ло­же­нии, в кален­да­ре, на запи­соч­ке, в еже­днев­ни­ке, и он дол­жен быть. Вто­рой пункт. План дня дол­жен быть в одном месте. Это зна­чит, если у вас есть какие-то дела, кото­рые надо сде­лать, встре­чи, или какие-то поезд­ки, пере­дви­же­ния по горо­ду – все, что будет в тече­ние дня, долж­но быть на одном носи­те­ле, что­бы вы это мог­ли визу­аль­но охва­тить взгля­дом, и в раз­ных местах не искать. Если у вас зада­чи раз­бро­са­ны на раз­ных сти­ке­рах и листоч­ках – конеч­но, я пони­маю, что они могут на сто­ле лежать, и вы их види­те все перед собой, но в целом это тоже счи­та­ет­ся неудоб­ной реко­мен­да­ци­ей. Здо­ро­во, когда это один лист или спи­сок дел.

Раз­ные виды задач, встре­чи или дела тоже долж­ны быть собра­ны в одном месте. Нуж­но ещё отме­тить, что план дня – это то, что помо­га­ет нам управ­лять и фоку­си­ро­вать наше вни­ма­ние. По сути, мы мало на что можем повли­ять, но есть то, на что мы можем вли­ять в нашей внут­рен­ней жиз­ни. И план дня помо­га­ет нам удер­жи­вать вни­ма­ние на важ­ных для нас делах. Соот­вет­ствен­но само пла­ни­ро­ва­ние для того, что­бы невос­пол­ни­мое вре­мя нашей жиз­ни про­во­дить в соот­вет­ствии с наши­ми целя­ми и цен­но­стя­ми. Пер­вый шаг – это удер­жи­вать вни­ма­ние на важ­ных вещах.

Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Смотреть фото Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Смотреть картинку Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Картинка про Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе. Фото Что представляют и как используются инструменты мемуарник и стратегическая картонка эссе

В ТМ есть реко­мен­до­ван­ная фор­ма, как удоб­но вести план дня. Это назы­ва­ет­ся «мат­ри­ца жест­ко­го и гиб­ко­го пла­ни­ро­ва­ния». Я про­ком­мен­ти­рую, из чего она состо­ит, и тогда будет понят­но, что там зафик­си­ро­ва­но, и что зна­чит, когда план дня в одном месте нахо­дит­ся. Это так назы­ва­е­мая «пусто­граф­ка пла­ни­ро­ва­ния», она брен­ди­ро­ва­на обще­ствен­ным дви­же­ни­ем «Лига Вре­мя», но есть и в книж­ках. Глав­ное, это струк­ту­ру понять.

Мно­гие люди, когда хотят занять­ся ТМ, пла­ни­ро­ва­ни­ем, дума­ют, что они долж­ны вна­ча­ле цель пра­виль­но поста­вить, хочет­ся боль­ший про­ме­жу­ток сво­ей жиз­ни охва­тить. Но начи­на­ет­ся все имен­но с тако­го еже­днев­но­го пла­ни­ро­ва­ния. Если в тече­ние дня вы научи­лись свое вре­мя балан­си­ро­вать, рас­пре­де­лять, то у вас есть внут­рен­няя уве­рен­ность, что дале­кие пла­ны – на неде­лю, на месяц, на год – вы смо­же­те осу­ще­ствить, пото­му что в тече­ние дня вы дела­е­те то, что хоти­те сделать.

Я про­ком­мен­ти­рую, как устро­е­на эта таб­лич­ка, и реко­мен­дую вам, напри­мер, в тече­ние неде­ли-двух попро­бо­вать ее запол­нять и этот инстру­мент как-то осво­ить. Пер­вый прин­цип «жест­ких встреч и гиб­ких задач» – это такая оче­вид­ная рос­сий­ская осо­бен­ность ТМ. Зару­беж­ный ТМ пред­ла­га­ет при­вя­зы­вать дела, кото­рые нуж­но сде­лать, к кон­крет­но­му вре­ме­ни. Пишет руко­вод­ство, что мы долж­ны знать, что вы в 11:00 сде­ла­е­те вот это, в 12:00 вы сде­ла­е­те вот это, и так далее.

Здесь пред­ла­га­ет­ся дру­гая систе­ма: вы ко вре­ме­ни при­вя­зы­ва­е­те толь­ко те дела, кото­рые к это­му вре­ме­ни точ­но долж­ны про­изой­ти. Обыч­но это встре­чи, поезд­ки, пере­го­во­ры, отве­сти ребён­ка в садик, в шко­лу, встре­ча с учи­те­лем, с кол­ле­га­ми, обед поме­ча­ют, что­бы про него не забыть и вовре­мя на пере­рыв прий­ти и режим тру­да и отды­ха соблю­дать. А спра­ва «гиб­кие зада­чи». Это те зада­чи, кото­рые нуж­но в прин­ци­пе делать в тече­ние дня, вы их сюда запи­сы­ва­е­те и вычер­ки­ва­е­те, или отме­ча­е­те, что они выпол­не­ны. Вот это пер­вый такой фокус внимания.

Ввер­ху этой таб­ли­цы есть три стро­ки. Они тоже обо­зна­ча­ют неко­то­рые зоны вни­ма­ния, но раз­ные. Вос­кли­ца­тель­ный знак обо­зна­ча­ет глав­ное дело дня. Это пер­вый фокус – то, что нуж­но сде­лать обя­за­тель­но. Сюда попа­да­ют дела из двух категорий.

Пер­вая кате­го­рия дел “точ­но сде­лать”, “сроч­но”, “важ­но” и “умри, но сде­лай…” – это пря­мо выс­ший приоритет.

Вто­рая кате­го­рия дел – для пла­ни­ро­ва­ния дол­го­сроч­ных целей исполь­зу­ет­ся инстру­мент «стра­те­ги­че­ская кар­тон­ка», и там зафик­си­ро­ва­ны дол­гие цели. В пла­ни­ро­ва­нии дня вот эту строч­ку исполь­зу­ют для того, что­бы какой-то шаг из ваших дол­го­сроч­ных целей сего­дня осу­ще­ствить. То есть, повто­рюсь, либо это сроч­ное, важ­ное, горя­щее либо это шаг в сто­ро­ну вашей какой-то дол­го­сроч­ной цели.

Сле­ду­ю­щая строч­ка с лягуш­кой – это малень­кое непри­ят­ное дело, кото­рое вы посто­ян­но откла­ды­ва­е­те. Един­ствен­ный спо­соб с ним разо­брать­ся – это его сде­лать. И есть такая фиш­ка «съешь лягуш­ку утром» – мел­кое непри­ят­ное дело, нуж­но его изоб­ра­зить как лягуш­ку, и про­сто взять и сде­лать чуть ли ни пер­вым делом, и вы себя почув­ству­е­те лег­че. Через 2 неде­ли вы обна­ру­жи­те, что все ваши зава­лы откла­ды­ва­е­мых дел осво­бо­ди­лись, жизнь ста­но­вит­ся лег­че, пото­му что дела, кото­рые мы не сде­ла­ли, они где-то на под­со­зна­нии висят и отрав­ля­ют нам жизнь. Они в памя­ти, в фоку­се вни­ма­ния при­сут­ству­ют, но мы зна­ем, что еще вот это и это надо сде­лать. Реко­мен­ду­ет­ся их все-таки раз в день делать, по одной малень­кой непри­ят­ной задаче.

И нако­нец, тре­тья строч­ка – нари­со­ван сло­ник. Есть так назы­ва­е­мый тип зада­чи «зада­ча-слон», это такая зада­ча, кото­рую нель­зя сде­лать за один при­сест. Напи­сать книж­ку, дис­сер­та­цию, кур­со­вую, доклад, выучить пра­ви­ла дорож­но­го дви­же­ния, изу­чить ино­стран­ный язык. Вот для таких задач реко­мен­ду­ет­ся раз­де­лить их на “кусоч­ки-биф­штек­сы”, и каж­дый день съе­дать по тако­му биф­штек­су, выпол­няя часть боль­шой и слож­ной зада­чи. Жела­тель­но, что­бы одно­вре­мен­но таких задач у вас была одна или две, не боль­ше. Слож­но, когда их мно­го. Тре­тья строч­ка пред­на­зна­че­на для того, что­бы вы посте­пен­но боль­шие зада­чи закры­ва­ли, реша­ли и резуль­тат получали.

Вни­зу «замет­ки» сто­ят. И есть ещё два раз­де­ла. Сол­ныш­ко – это тех­ни­ка «мему­ар­ник». Туда нуж­но запи­сать глав­ное собы­тие дня. Жела­тель­но то, что было не запла­ни­ро­ва­но, но при каких-то обсто­я­тель­ствах с нами про­изо­шло. Может быть, вы пла­ни­ро­ва­ли какую-то зада­чу важ­ную и ее сде­ла­ли: напри­мер, нако­нец-то я вело­си­пед купил. Хотел вело­си­пед купить, дав­но выби­рал, и вот сего­дня, нако­нец, купил и поехал катать­ся. Поехал катать­ся – это внеш­нее обсто­я­тель­ство при­ят­ное; а купил вело­си­пед – то, что хотел, я сде­лал. Мему­ар­ник – это моя люби­мая тех­ни­ка в ТМ. Он важен пото­му, что часто вре­мя как песок сквозь паль­цы про­сы­па­ет­ся, мы не можем вспом­нить, что было вче­ра, поза­вче­ра. Если у нас рутин­ная жизнь, рабо­та, офис, то очень слож­но раз­ли­чить один день от другого.

Мему­ар­ник поз­во­ля­ет каж­дый день сде­лать уни­каль­ным, а в кон­це года у вас полу­чит­ся глав­ное дело меся­ца, глав­ное дело года. У меня это выгля­дит как 52 строч­ки, где я выби­раю из неде­ли самое яркое собы­тие и запи­сы­ваю отдель­но в стра­ни­цу еже­днев­ни­ка. И воз­ни­ка­ет такая яркая фак­тур­ная кар­ти­на того, как про­шёл год. А на осно­ва­нии этих собы­тий, кото­рые в тече­ние года вы выде­ля­ли, соби­ра­ли, мож­но сде­лать неко­то­рые выво­ды и гипо­те­зы о ваших лич­ных цен­но­стях. Напри­мер, мно­гие ваши собы­тия свя­за­ны со встре­ча­ми с дру­зья­ми. Явно, что дру­зья для вас это зна­чи­тель­ная цен­ность, и пла­ни­руя сле­ду­ю­щий год, мож­но про­сто про­из­воль­но сде­лать на этом фокус вни­ма­ния, пла­ни­ро­вать какие-то сов­мест­ные поезд­ки, похо­ды, гостей при­гла­шать, и так далее. Может быть, вы раду­е­тесь каким-то осо­бым дости­же­ни­ям – напри­мер, какие-то спор­тив­ные или карьер­ные радо­сти для вас явля­ют­ся цен­ны­ми. Поэто­му сле­ду­ю­щий год мож­но пла­ни­ро­вать с уче­том такой мини лич­ной аналитики.

Аль­тер­на­тив­ный мему­ар­ник – это пяти­бу­ки. Вы, навер­ное, зна­е­те, что есть такой еже­днев­ник, где на одной стра­ни­це один день года, но там несколь­ко стро­чек, и вы може­те видеть, что вы сде­ла­ли в этот же день в про­шлом году, в поза­про­шлом году – вот такой спо­соб сжа­то­го днев­ни­ка. По сути мему­ар­ник – это спо­соб сжа­то­го дневника.

Стро­ка «пода­рок», это назы­ва­ет­ся в ТМ «тех­ни­ка про­ме­жу­точ­ной радо­сти», когда вы зара­нее пла­ни­ру­е­те какую-то при­ят­ную для себя актив­ность, про­ме­жу­точ­ную радость. Мож­но это про­сто так делать, но чаще все­го это при­вя­зы­ва­ют к выпол­не­нию како­го-то слож­но­го дела или к хоро­ше­му тако­му закры­тию биф­штек­са. Про­ме­жу­точ­ные радо­сти могут быть очень разные.

Напри­мер, про­гул­ка в пар­ке для кого-то про­ме­жу­точ­ная радость, поезд­ка на вело­си­пе­де, поси­деть ночью, что-нибудь попи­сать, а не ложить­ся спать. Я кли­ни­че­ская сова. Вче­ра с кол­ле­гой сошлись на том, что самые луч­шие вещи, кото­рые мы когда-либо при­ду­ма­ли, ночью были сде­ла­ны, после полу­но­чи, пото­му что тихо, спо­кой­но, нико­го нет, никто не отвле­ка­ет, сидишь, при­хо­дит твор­че­ское вдох­но­ве­ние и какой-нибудь про­ект дела­ешь, или пишешь какой-нибудь текст. Вот у меня была запи­са­на в одном из дней про­ме­жу­точ­ная радость – это поси­деть за кла­ви­а­ту­рой за пол­ночь, что-то поделать.

Моро­же­ное поесть – про­ме­жу­точ­ная радость. У одно­го зна­ко­мо­го была про­ме­жу­точ­ная радость: когда он что-то такое важ­ное сде­лал, ехал в ГУМ и ел там моро­же­ное. ГУМ и моро­же­ное погру­жа­ло его во вре­мя дет­ства. И в целом нам свой­ствен­но себя уко­рять, а не благодарить.

Я так подроб­но рас­ска­зал про эту тех­но­ло­гию, пото­му что она, на мой взгляд, доволь­но пол­ная, и тре­бу­ет какой-то выдерж­ки, что­бы ее осво­ить и по ней рабо­тать. Я не поль­зу­юсь имен­но этой таб­лич­кой, я поль­зу­юсь обыч­ным еже­днев­ни­ком, где про­сто на листах делаю такое раз­де­ле­ние: сле­ва, спра­ва, свер­ху, и там это запи­сы­ваю. Пла­ни­ро­ва­ние дня обес­пе­чи­ва­ет вам силы, спо­соб­но­сти и воз­мож­но­сти для обес­пе­че­ния дол­го­сроч­но­го планирования.

У нас есть этот один день

– Мы зна­ем, что Гос­подь нам дает толь­ко сего­дняш­ний день. Неко­то­рые не видят смыс­ла в пла­ни­ро­ва­нии, осо­бен­но дол­го­сроч­ном, когда начи­на­ет­ся при­вяз­ка ко вре­ме­ни. Кому-то про­ще про­сто запи­сы­вать спи­сок дел. Будет ли счи­тать­ся пла­ни­ро­ва­ни­ем этот спи­сок дел?

– Я думаю, что спи­сок дел – это одна из вер­сий пла­на. Да, это про­стей­шая мини­маль­ная вер­сия пла­на. Если вы пише­те спис­ки дел – пиши­те, это хоро­шо. Если для вас это­го доста­точ­но, хоро­шо. Если у вас кро­ме дел, есть еще и встре­чи, вы може­те запи­сать эту встре­чу в спи­сок дел – «встре­тить­ся с Колей». Но удоб­но ее еще ко вре­ме­ни при­вя­зать, и тут появ­ля­ет­ся вто­рая колон­ка, как в таб­ли­це, кото­рую я показал.
По пово­ду дол­го­сроч­но­го пла­ни­ро­ва­ния есть неко­то­рые реко­мен­да­ции, но отве­чая на ваш вопрос сто­ит или нет – у меня в этом году доч­ка идет в пер­вый класс. Как ни стран­но, у меня есть план на 11 лет впе­ред. Есть учеб­ный план, и мы можем взять и посмот­реть, что она будет изу­чать во вто­ром, тре­тьем, пятом клас­се, что у нее будет на выпуск­ном, как она будет сда­вать ГИА и ЕГЭ.

Конеч­но, все может изме­нить­ся, но если это изме­нит­ся, про­сто поме­ня­ет­ся план. Мы не можем не пла­ни­ро­вать, я в самом нача­ле гово­рил, что так устро­е­но наше созна­ние. У вас висит на стене кален­дарь, и когда вы смот­ри­те на какой-то месяц, вы види­те чис­ло, кото­рое явля­ет­ся датой ваше­го дня рож­де­ния. Сама дата ниче­го не зна­чит, но день рож­де­ния для вас что-то зна­чит, он будет через несколь­ко меся­цев, и вы волей-нево­лей буде­те думать, как его отме­чать. Вы може­те поду­мать и оста­вить; може­те спи­сок гостей напи­сать; може­те вспом­нить, как вы преды­ду­щие дни рож­де­ния встре­ча­ли и как встре­тить в этом году вам бы хоте­лось. Вы уже пла­ни­ру­е­те. Кто-то это дела­ет про­сто более мето­дич­но и состав­ля­ет спи­сок гостей, или зара­нее пла­ни­ру­ет поезд­ку куда-то. А кто-то это дела­ет менее мето­дич­но, и начи­на­ет суе­тить­ся за неде­лю до того, как у него этот празд­ник наступает.
Здесь для меня нет про­ти­во­ре­чий с тем, что все, что угод­но может зав­тра про­изой­ти. Дей­стви­тель­но у нас есть этот один день, кото­рый нуж­но про­жить так, что­бы мы мог­ли про­из­не­сти вечер­ние молитвы.

– Что делать, что­бы избе­жать разо­ча­ро­ва­ния от невы­пол­нен­ных пла­нов? Я знаю людей, кото­рые тер­петь не могут спис­ки дел, тер­петь не могут пла­ни­ро­ва­ние имен­но пото­му, что если не выпол­нен хотя бы один пункт, это при­во­дит к само­ед­ству, самокопанию.

– Я бы ска­зал, что такие эмо­ции, реак­ции чело­ве­ка на то, что у него про­ис­хо­дит в пла­ни­ро­ва­нии, к само­му пла­ни­ро­ва­нию отно­ше­ния не име­ют. Пла­ны меня­ют­ся, мир меня­ет­ся еже­днев­но, и конеч­но, что-то состо­ит­ся, что-то не состо­ит­ся. Луч­ше созда­вать какие-то ост­ров­ки проч­но­сти и сни­жать сте­пень опре­де­лен­но­сти, созда­вая план. Чем боль­ше вы созда­е­те план, тем боль­ше у вас появ­ля­ет­ся опы­та в том, как он гиб­ко меня­ет­ся. То есть вам лег­че менять эти пла­ны, под­стра­и­вать их, сдви­гать. Да, вы запла­ни­ро­ва­ли сде­лать это утром, у вас 15 встреч с утра, но вы чув­ству­е­те, что вы все рав­но не успе­е­те эти зада­чи сде­лать. Тогда вы ище­те какие-то дру­гие спо­со­бы, или деле­ги­ру­е­те это. Деле­ги­ро­ва­ние – это отдель­ная тема.

А по пово­ду того, что «если я запла­ни­ро­вал, это для меня ско­вы­ва­ю­щие какие-то рам­ки, луч­ше не давать нико­му обе­ща­ний, и луч­ше я не буду пла­ни­ро­вать» – это тема эмо­ций и впе­чат­ле­ний чело­ве­ка по пово­ду пла­ни­ро­ва­ния. Если пере­крест­ных дел мно­го и чело­век их не напи­шет, он не смо­жет их в голо­ве удер­жать. Но если ваша жизнь вам поз­во­ля­ет не пла­ни­ро­вать, и у вас нет поже­ла­ний что-то изме­нить – не планируйте.

Я бук­валь­но недав­но про­чи­тал кни­гу и очень ей бла­го­да­рен «Конец эпо­хи self-help: Как пере­стать себя совер­шен­ство­вать». Автор опи­сы­ва­ет, что есть неко­то­рый тренд сей­час гло­баль­ный антро­по­ло­ги­че­ский, эпо­хи уско­ре­ния, эпо­хи само­раз­ви­тия, что нуж­но бежать, спе­шить, и это в неко­то­ром обра­зе наси­лие. Мы смот­рим теле­ви­зор, чита­ем кни­ги, что люди успеш­ные пла­ни­ру­ют, успе­ва­ют. Успех-вез­де и нуж­но обя­за­тель­но что-то там пла­ни­ро­вать. Думаю, это необя­за­тель­но. Повто­рюсь, пла­ни­ро­ва­ние – это есте­ствен­ное свой­ство наше­го созна­ния, а мето­дич­ность необ­хо­ди­мых тех­ник – это ответ на зада­чу или про­бле­му, когда ваши дела ста­но­вят­ся боль­ше, чем объ­ем опе­ра­тив­ной памя­ти, и вам нуж­но их как-то струк­ту­ри­ро­вать. И здесь появ­ля­ет­ся реше­ние на этот счет. Если же у вас нет такой потреб­но­сти, то само реше­ние пла­ни­ро­вать ни к чему не при­ве­дёт. Вы буде­те гово­рить «как здо­ро­во, я веду еже­днев­ник, у меня там три дела запи­са­но, вот сколь­ко я бума­ги потра­тил», а весь осталь­ной лист пустой. Кста­ти, у людей вид пустой бума­ги тоже вызы­ва­ет огор­че­ние, и по этой при­чине они бро­са­ют пла­ни­ро­ва­ние. Полу­ча­ет­ся, напри­мер, что в моем еже­днев­ни­ке есть от 22 до 25 стро­чек, а заня­ты толь­ко 3 – а осталь­ные сво­бод­ны, и это демо­ти­ви­ру­ет – «не буду пла­ни­ро­вать». Быва­ют и такие люди.

– Лич­ные наблю­де­ния: это ещё все-таки зави­сит от того, в какой ты тет­рад­ке пла­ни­ру­ешь. От еже­днев­ни­ка мно­го зависит?

– Для меня очень. У меня есть люби­мая фир­ма, оран­же­вый еже­днев­ник с жел­той бума­гой. Я поку­паю имен­но этот – имен­но это­го цве­та, на такой бума­ге, как буд­то с одним и тем же еже­днев­ни­ком хожу. А есть, напри­мер, тот же самый еже­днев­ник по мето­ди­ке Гле­ба Архан­гель­ско­го, он изда­ет­ся в типо­граф­ском виде. Я про­бо­вал – мне не нра­вит­ся. Кому-то нра­вят­ся эти отдель­ные пусто­граф­ки, пото­му что их удоб­но носить, под­ши­вать, они лег­кие, свер­нул-раз­вер­нул, зачерк­нул, в кар­ман поло­жил. Кто-то элек­трон­ные устрой­ства исполь­зу­ет. Дело вку­са. Глав­ное под­ход, а не какие вы устрой­ства исполь­зу­е­те. Надо их иметь и уметь ком­би­ни­ро­вать. Ино­гда, когда я в доро­ге, то пишу спи­сок дел в теле­фоне, а когда пла­ни­рую, пере­но­шу их в еже­днев­ник. При пере­но­се, выпи­сы­ва­нии фор­му­ли­ров­ки, может изме­нить­ся какое-то сло­во, и это сло­во может повли­ять на выпол­не­ние. Если мне нуж­но, что­бы у меня были чистые рубаш­ки, я могу напи­сать «пости­рать рубаш­ки»; а могу напи­сать «отне­сти их в хим­чист­ку», или могу попро­сить кого-то отне­сти в хим­чист­ку эти рубаш­ки. Резуль­тат будет один и тот же – чистая одеж­да, но спо­соб, вре­мя и сто­и­мость этой зада­чи будет раз­ная. Поэто­му если кто-то будет деле­ги­ро­вать это, то пока­жет­ся, что у меня вре­мя осво­бо­ди­лось. А если, напри­мер хим­чист­ка, то нуж­но будет заби­рать, и нуж­но будет гла­дить. То есть я пишу и пони­маю, что это раз­ные пути решения.

Время, данное нам, а не наше

“Раз­ру­ши­лись ли пла­ны твои, поник ли ты душою и устал – От Меня это было. Ты созда­вал себе свои пла­ны и при­нес их Мне, что­бы я бла­го­сло­вил их. Но Я хочу, что­бы ты предо­ста­вил Мне рас­по­ря­жать­ся обсто­я­тель­ства­ми тво­ей жиз­ни, и тогда ответ­ствен­ность за все будет на Мне, ибо слиш­ком тяже­ло для тебя это, и ты один не можешь спра­вить­ся с ними, так как ты толь­ко ору­дие, а не дей­ству­ю­щее лицо.” (св. Сера­фим Выриц­кий “От меня это было”)
Насколь­ко необ­хо­ди­мо веру­ю­щим людям обла­дать навы­ка­ми, уме­ни­я­ми пла­ни­ро­ва­ния, насколь­ко это важ­но и сто­ит ли?

– Чело­век может быть веру­ю­щий, может быть неве­ру­ю­щий, но у него есть созна­ние, кото­рое выде­ля­ет про­шлое, насто­я­щее и буду­щее, у него есть мыш­ле­ние и воля, кото­рая обла­да­ет планированием.

Есть в созна­нии, миро­ощу­ще­нии, миро­воз­зре­нии неко­то­рое осо­бое отно­ше­ние к каким-то явле­ни­ям. У веру­ю­щих людей осо­бое отно­ше­ние ко вре­ме­ни. И это не отме­ня­ет пла­ни­ро­ва­ние, а помо­га­ет занять внут­ри такую пози­цию, как к вре­ме­ни, дан­но­му нам, а не наше­му. И явле­ния, кото­рые с нами про­ис­хо­дят, не поток слу­чай­ных собы­тий, а лич­ные пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ные, име­ю­щие смысл. И тогда вопрос не в том, пла­ни­ру­ем ли мы или не пла­ни­ру­ем, а вопрос, как мы посту­па­ем с нашим делом, как мы с ним обра­ща­ем­ся. Я думаю, что глав­ный смысл в этом.

Я дав­но читал житие пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма, он в сво­ей мир­ской жиз­ни был успеш­ным пред­при­ни­ма­те­лем. Я думаю, он бы нас очень хоро­шо научил пла­ни­ро­ва­нию. Луч­ше, чем я сей­час рас­ска­зы­ваю, и даже луч­ше, чем в книж­ках по ТМ. Вывод такой, что у веру­ю­ще­го чело­ве­ка есть дру­гая уста­нов­ка по отно­ше­нию ко вре­ме­ни и делам, и она более ответственная.

– Может быть, мож­но ска­зать, что все в руках Божьих, и зачем пере­жи­вать из-за того, что я не смог сделать?

– Может быть. У меня есть план на неде­лю, и я зеле­ным зачер­ки­ваю то, что я делаю, а крас­ным то, что я не делаю, пере­но­шу на сле­ду­ю­щий день… Мое внут­рен­нее само­ощу­ще­ние в кон­це дня – сде­лал я все, что смог или не сде­лал? Чаще все­го, у меня ско­рее ощу­ще­ние выпол­нен­ных задач, даже если мно­го невы­пол­нен­ных. Часто воз­ни­ка­ют в про­цес­се рабо­ты зада­чи совер­шен­но не запла­ни­ро­ван­ные. У меня не воз­ни­ка­ет таких труд­но­стей, что вот я что-то не сде­лал. Не сде­лал – сде­лаю; а если что-то надо сде­лать точ­но, то я это точ­но сде­лаю. Не вижу здесь ника­кой про­бле­мы. Мне кажет­ся, что это не свя­за­но с пла­ни­ро­ва­ни­ем, это лежит в дру­гой плос­ко­сти. Это такая боль­ше рабо­та пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, а не орга­ни­за­ци­он­но­го тако­го коучин­га и планирования.

“Если бы я не начал в институте планировать, не знаю, как бы я его окончил…”

– Как дав­но Вы нача­ли вести свой днев­ник пла­ни­ро­ва­ния и чем это лич­но Вам помогло?

– Я бы несколь­ко таких момен­тов обо­зна­чил. Во-пер­вых, в шко­ле я нор­маль­но вел днев­ник, у меня не было отно­ше­ния к это­му как к пла­ни­ро­ва­нию, но это в каком-то смыс­ле было реаль­ное пла­ни­ро­ва­ние. Во-вто­рых, в сред­ней шко­ле у меня был соб­ствен­но изоб­ре­тен­ный стиль: листоч­ки так назы­ва­е­мо­го «кон­текст­но­го пла­ни­ро­ва­ния» – сгруп­пи­ро­ван­ные зада­чи по раз­ным кате­го­ри­ям дел. Они у меня перед гла­за­ми на рабо­чем сто­ле все­гда висе­ли, и я знал, что делать.

Глав­ным стар­то­вым момен­том к под­хо­ду к систем­но­му пла­ни­ро­ва­нию был инсти­тут, и то, что на вто­ром кур­се инсти­ту­та я про­чи­тал кни­гу Гле­ба Архан­гель­ско­го «Орга­ни­за­ция вре­ме­ни». Это его моно­гра­фия, напи­сан­ная по резуль­та­там его дис­сер­та­ции, слож­ная и инте­рес­ная кни­га. Там очень мно­го оце­нок тео­рии реше­ния орга­ни­за­ци­он­ных задач, систем­ной дея­тель­но­сти, мето­до­ло­гии. Очень класс­ная книж­ка, она для меня про­сто откры­ла целый мир мыс­ли­те­лей и мето­до­ло­гов наших и зару­беж­ных. И я взял­ся, конеч­но, вести еже­днев­ник и пла­ни­ро­вать. Не могу ска­зать, что я это делал так систем­но, но какие-то отдель­ные тех­но­ло­гии я уже тогда при­ме­нял. Это так кажет­ся, что я очень орга­ни­зо­ван­ный, чет­кий и струк­тур­ный, на самом деле (мож­но у моей супру­ги спро­сить) я какой-то твор­че­ский худож­ник. Если бы я не начал в инсти­ту­те пла­ни­ро­вать, не знаю, как бы я его окон­чил, пото­му что это боль­шая нагруз­ка, тем более я парал­лель­но успе­вал делать какие-то сту­ден­че­ские проекты.

– Учи­те ли Вы сво­их детей пла­ни­ро­вать, или они это впи­ты­ва­ют сами?

– Систе­мы пока нет, но каким-то вещам в пла­ни­ро­ва­нии, конеч­но, я учу. Когда я пла­ни­рую что-то сде­лать, с доч­кой поиг­рать, я про­шу ее при­го­то­вить место: стол убрать, вещи сло­жить-раз­ло­жить имен­но тогда, когда игра­ем во что-нибудь. При­го­тов­ле­ние места – это важ­ный эле­мент планирования.
Еще одна моя такая осо­бен­ность: дове­де­ние дел до кон­ца. Ребе­нок может поиг­рать, убе­жать и все оста­вить, или отвлечь­ся. Наши гад­же­ты раз­ные суще­ствен­но отвле­ка­ют наше вни­ма­ние, ребе­нок может отвлечь­ся и не вер­нуть­ся обрат­но. Вот дове­сти дело до кон­ца – это важ­ное каче­ство, кото­рое долж­но у ребен­ка быть про­сто в быто­вом плане. Поиг­рал – доиг­рай; начал что-то делать – доде­лай; нес – доне­си до того места, куда нес. Мы гото­вим­ся зара­нее к празд­ни­кам, к дням рож­де­ния, зара­нее обсуж­да­ем, пла­ни­ру­ем. Мы обсуж­да­ем, где, что, кого звать. Дочь может пла­ни­ро­вать какие-то дни до како­го-то собы­тия. Вот в таком виде – да, систе­ма­тич­но – нет. Я думаю, сей­час шко­ла нач­нет­ся, и ей потре­бу­ют­ся мето­ди­че­ские книж­ки, реко­мен­да­ции, как школь­ни­кам помо­гать планировать.

– Как Вы счи­та­е­те, пла­ни­ро­ва­ние спа­са­ет от каких-то пси­хо­со­ма­ти­че­ских явле­ний, от нев­ро­зов и про­чих нестроений?

– У нас недав­но был онлайн-клуб, где обсуж­да­лись три такие поня­тия, как аврал, цейт­нот и форс-мажор, и там были сход­ства и раз­ли­чия. Я счи­таю, пла­ни­ро­ва­ние с этим никак не свя­за­но, не вино­ва­то, не спо­соб­ству­ет, не ухуд­ша­ет и не облег­ча­ет таких состояний.

– Пла­ни­ро­ва­ние может являть­ся тера­пев­ти­че­ским сред­ством от неврозов?

При­мер из прак­ти­ки. Мой кли­ент жало­вал­ся на то, что он в послед­нее вре­мя ощу­ща­ет рас­се­ян­ность, забы­ва­ет о встре­чах, пута­ет дни, забы­ва­ет, что сего­дня не тот день, а дру­гой. И для него одна из стра­те­гий реше­ния было чет­ко пла­ни­ро­вать – писать и фик­си­ро­вать. Сама рабо­та шла по двум направ­ле­ни­ям. Это оцен­ка его состо­я­ния с точ­ки зре­ния стрес­са– что, может быть, он устал; а вто­рое– это пони­ма­ние, что у него в жиз­ни про­ис­хо­дит, и како­вы его лич­ност­ные вопро­сы. Ока­за­лось, что он дей­стви­тель­но в состо­я­нии лич­ност­но­го поис­ка и уста­ло­сти в свя­зи с его карье­рой и жела­ни­ем что-то изме­нить в ней. Он, по сути, пре­бы­вал в меч­тах, в состо­я­нии обду­мы­ва­ния, чем ему зани­мать­ся, как он дожил до это­го, и поэто­му был такой рас­се­ян­ный. Когда мы про­сто его все меч­ты и пла­ны закре­пи­ли и рас­пи­са­ли, у него настро­ил­ся режим тру­да и отды­ха, он пере­стал жало­вать­ся на свою забывчивость.

Я бы так ска­зал, что если мы рас­смот­рим пла­ни­ро­ва­ние как не веде­ние пла­на дня на меся­цы и годы, а рас­смот­рим рабо­ту самим с собой с помо­щью бума­ги, руч­ки или какой-то таб­ли­цы, или каких-то фор­му­ли­ро­вок, кален­да­ря – что назы­ва­ет­ся «прак­ти­ка себя», неко­то­рое сред­ство луч­ше­го само­по­зна­ния, само­струк­ту­ри­ро­ва­ния, повы­ше­ния сво­ей про­из­воль­но­сти – то в целом это чело­ве­ка улуч­ша­ет. Такие инстру­мен­ты спо­соб­ству­ют боль­шей дис­ци­пли­ни­ро­ван­но­сти, мож­но так ска­зать. Точ­но так же, напри­мер, как музы­каль­ное обра­зо­ва­ние в каком-то смыс­ле чело­ве­ка улуч­ша­ет. Тера­пев­ти­че­ский эффект – это дру­гое. Для меня это узко­спе­ци­аль­ные эффек­ты, про­ис­хо­дя­щие в про­цес­се кон­суль­ти­ро­ва­ния, лече­ния, и ино­гда от при­е­ма лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов. Здесь я высту­паю за стро­гость понятия.

– Учи­ты­вать фак­тор про­кра­сти­на­ции нуж­но при пла­ни­ро­ва­нии? Допу­стим, у тебя есть спи­сок дел, мож­но прий­ти к тако­му состо­я­нию, что мах­нуть на все рукой: «ниче­го страш­но­го, зав­тра сде­лаю». Какие мож­но реко­мен­да­ции дать?

– Мне кажет­ся, что явле­ния про­кра­сти­на­ции – такие явле­ния, кото­рые отно­сят­ся к теме моти­ва­ции и само­мо­ти­ва­ции. С этим мож­но как-то рабо­тать. Если это не пато­ло­ги­че­ские слу­чаи, то это име­ет пози­тив­ный смысл. И кни­га по ТМ Архан­гель­ско­го начи­на­ет­ся с лени. Это не отме­ня­ет пла­ни­ро­ва­ние. Если вы сего­дня мах­ну­ли рукой на ваш план дня – да, дей­стви­тель­но, это мож­но себе поз­во­лить. Но если вы маше­те каж­дый день на план дня и вооб­ще веде­те двой­ную жизнь – в плане дня одно, а вы дела­е­те дру­гое – это стран­но. Если вы сего­дня не сде­ла­ли, а сде­ла­ли зав­тра – это нор­маль­но, люди так дела­ют. Если зада­чу вы откла­ды­ва­е­те мно­го-мно­го дней, и она вас уже муча­ет, надо най­ти какие-то спе­ци­аль­ные реше­ния, что­бы ее все-таки сде­лать или про­сто пере­стать это делать, совсем от нее отказаться.

– Вы вна­ча­ле ска­за­ли про само­дис­ци­пли­ну. Нику­да от нее, види­мо, не деться..

– Да, нику­да не деть­ся, но есть здесь еще два такие момен­та. Пер­вый момент, что внеш­ние обсто­я­тель­ства нашей жиз­ни нас тоже струк­ту­ри­ру­ют. Если вы чело­век, не веду­щий такой стран­ный образ жиз­ни асо­ци­аль­ный или какой-нибудь образ жиз­ни твор­че­ско­го гения, то есть про­сто будиль­ник, уче­ба, рабо­та, звон­ки, внеш­ние обсто­я­тель­ства – нуж­но жизнь выстра­и­вать по сво­е­му поряд­ку, вы на них откли­ка­е­тесь. Если у вас есть какие-то лич­ные жела­ния делать что-то важ­ное, то вам пона­до­бит­ся какая-то дис­ци­пли­на, что­бы свои лич­ные замыс­лы в эту жизнь вопло­щать. Для меня важ­но, что с точ­ки ТМ и пла­ни­ро­ва­ния эта дис­ци­пли­на под­креп­ле­на неко­то­ры­ми мето­ди­че­ски­ми реше­ни­я­ми. Вам не нуж­но силь­но напря­гать­ся, что­бы делать дело. Вам нуж­но соста­вить спи­сок, смот­реть на пер­вый пункт и делать его, это облег­ча­ет, сни­жа­ет коли­че­ство затра­чи­ва­е­мых душев­ных сил, когда у вас есть про­сто пункт и там понят­но, что нуж­но делать. Поэто­му дис­ци­пли­на дис­ци­плине рознь. Я не фанат какой-то супер­дис­ци­пли­ны, но она нуж­на. Или она внеш­няя, то есть вас кто-то дис­ци­пли­ни­ру­ет, или вы дис­ци­пли­ни­ру­е­те себя.

– Вы запи­сы­ва­е­те в свой план эле­мен­ты духов­ной жизни?

– Я запи­сы­ваю, сей­час реже посе­щаю храм, но у меня даже сей­час сто­ит Литур­гия и все­нощ­ная как «жест­кие встре­чи». Есть зна­ко­мые, у кото­рых отмет­ка какая-то, свя­зан­ная с эле­мен­та­ми духов­ной жиз­ни. Напри­мер, может быть нари­со­ван крест, и он для них что-то зна­чит, напри­мер, что-то свя­зан­ное с молит­вой, или какое-то спе­ци­аль­ное дело. С точ­ки зре­ния пла­ни­ро­ва­ния и ТМ это назы­ва­ет­ся «кон­текст­ным пла­ни­ро­ва­ни­ем», когда вы добав­ля­е­те в еже­днев­ник неко­то­рый кон­текст «духов­ная жизнь», либо там есть такая зада­ча. Они либо какие-то раз­ные, либо повто­ря­ю­щи­е­ся, и тогда это удоб­но записывать.

– Чита­ла, что у биз­не­сме­нов есть такой при­ём – запро­грам­ми­ро­вать себя «на успех». Свои пла­ны чело­век обле­ка­ет в какие-то «мысле­фор­мы» уже в насто­я­щем вре­ме­ни, напри­мер, «я зара­ба­ты­ваю все боль­ше и боль­ше». Как Вы к это­му относитесь?

– Я бы в Вашем вопро­се под­раз­де­лил несколь­ко тем. Хотел отде­лить бы, во-пер­вых, тему биз­не­сме­нов. Те биз­не­сме­ны, кото­рых я знаю, очень силь­ные, тол­ко­вые, глу­бо­кие люди, и у них нет вре­ме­ни зани­мать­ся подоб­ны­ми прак­ти­ка­ми. По пово­ду зара­бот­ка у них нет нуж­ды повто­рять эти фра­зы, пото­му что у них есть ана­ли­ти­ка; они зна­ют, сколь­ко они зара­ба­ты­ва­ют; они зна­ют, сколь­ко они хотят зара­бо­тать потом; они зна­ют, что может на это повли­ять, и т.д. Поэто­му мне кажет­ся, что здесь нель­зя гово­рить, что это биз­не­сме­нам свой­ствен­но, это не так. Наобо­рот, это свой­ствен­но боль­ше мас­со­во­му тако­му созна­нию и людям, кото­рые вме­сто того, что­бы зани­мать­ся биз­не­сом, хотят стать биз­не­сме­на­ми и спра­ши­ва­ют, что делать. Я поло­жи­тель­но отно­шусь к биз­не­сме­нам и пред­при­ни­ма­тель­ству вообще.
А в целом по пово­ду денег я дол­жен ска­зать, что такие фра­зы, они назы­ва­ют­ся аффир­ма­ции, могут быть не толь­ко с день­га­ми, и не толь­ко с успе­хом, но и с дру­ги­ми веща­ми. Это очень мод­ная идея. Люди не дума­ют «ой, инте­рес­но, как это рабо­та­ет?», а людям кажет­ся, что это дей­стви­тель­но рабо­та­ет. То есть когда чело­век слы­шит об этом упраж­не­нии, дума­ет, что это точ­но помо­жет им. Я не думаю, что так все рабо­та­ет. Тра­ди­ции, в кото­рых исполь­зу­ют­ся эти тех­ни­ки, в духе НЛП.
Теперь воз­вра­ща­ясь к тому, как я к это­му отно­шусь. Никак. В таком пош­лом вари­ан­те я такие аффир­ма­ции не прак­ти­кую. Я не верю в то, что люди, кото­рые это прак­ти­ку­ют, смо­гут без кон­тек­ста чего-то тако­го достичь. Про­сто это мод­ная реко­мен­да­ция, и люди в это верят, пото­му что им кажет­ся, что это рабо­та­ет. Вот этот бег, ско­рость и имидж вовне, кото­рый мы видим в соц­се­тях, жела­ние быст­рых изме­не­ний, застав­ля­ют нас все вре­мя чему-то соот­вет­ство­вать. Если ты не соот­вет­ству­ешь, ты про­сто выпа­да­ешь из обой­мы, из мира, из кон­тек­ста. Чело­век дума­ет, что это нуж­но делать имен­но так, пото­му что “если я не буду делать так, я не успею и ока­жусь где-то на обо­чине этой галак­ти­ки”. Думаю, в этом при­чи­на. Если в нас про­сы­па­ет­ся жела­ние куда-то бежать, давай­те на секун­доч­ку оста­но­вим­ся и про­чув­ству­ем: это жела­ние бежать – оно чье? Мое, не мое – куда тянет нас этот бег? И тогда мы к этой аффир­ма­ции отне­сем­ся с боль­шим пониманием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *