Что предусматривала земская реформа

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864

Про­во­ди­лась в со­от­вет­ст­вии с По­ло­же­ни­ем о гу­берн­ских и уезд­ных зем­ских уч­ре­ж­де­ни­ях, ут­вер­ждён­ным императором Алек­сан­дром II 01(13).01.1864 года. Раз­ра­бот­ка ре­фор­мы на­ча­та в 1859 году спе­ци­аль­но соз­дан­ной Ко­мис­си­ей о гу­берн­ских и уезд­ных уч­ре­ж­де­ни­ях при МВД (председатель Н. А. Ми­лю­тин), под­го­то­вив­шей в 1860 году со­от­вет­ст­вую­щий про­ект, по ко­то­ро­му зем­ские уч­ре­ж­де­ния яв­ля­лись бы ча­стью ор­га­нов ме­ст­но­го управ­ле­ния, бы­ли ос­но­ва­ны на прин­ци­пах вы­бор­но­сти и все­со­слов­но­сти, ве­да­ли «об­шир­ным кру­гом ме­ст­ных ин­те­ре­сов» и име­ли собственный бюд­жет. По­сле уволь­не­ния Ми­лю­ти­на и ми­ни­ст­ра внутренних дел С. С. Лан­ско­го (1861 год) про­ект ре­фор­мы пе­ре­ра­бо­тан под руководством но­во­го министра внутренних дел П. А. Ва­луе­ва: зем­ст­ва ис­клю­че­ны из сис­те­мы административного управ­ле­ния и при­об­ре­ли ха­рак­тер ор­га­нов са­мо­управ­ле­ния.

Зем­ст­ва уч­ре­ж­да­лись «для за­ве­до­ва­ния де­ла­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к ме­ст­ным хо­зяй­ст­вен­ным поль­зам и ну­ж­дам ка­ж­дой гу­бер­нии и ка­ж­до­го уез­да». К их обя­за­тель­ным функ­ци­ям от­но­си­лись со­дер­жа­ние тю­рем, уст­рой­ст­во и ре­монт поч­то­вых трак­тов и до­рог, вы­де­ле­ние под­вод для разъ­ез­дов государственных чи­нов­ни­ков и чи­нов по­ли­ции и пр. Не­обя­за­тель­ные функ­ции за­клю­ча­лись в «по­пе­че­нии» о народном об­ра­зо­ва­нии, ме­ди­ци­не и ста­ти­сти­ке. Зем­ст­ва долж­ны бы­ли су­ще­ст­во­вать на сред­ст­ва от специальных ме­ст­ных сбо­ров.

По­ста­нов­ле­ния зем­ских со­б­ра­ний по ря­ду во­про­сов всту­па­ли в си­лу по­сле ут­вер­жде­ния гу­бер­на­то­ром или ми­ни­ст­ром внутренних дел. Гу­бер­на­тор ут­вер­ждал по­ста­нов­ле­ния о при­ве­де­нии в дей­ст­вие зем­ских смет и рас­кла­док, о раз­де­ле­нии до­рог на гу­берн­ские и уезд­ные, об из­ме­не­нии на­прав­ле­ния зем­ских до­рог, о про­ве­де­нии вы­ста­вок ме­ст­но­го хо­зяй­ст­ва, о временном от­стра­не­нии от долж­но­сти чле­нов зем­ских управ. Ут­вер­жде­нию ми­ни­ст­ра внутренних дел под­ле­жа­ли по­ста­нов­ле­ния о зай­мах, пре­вы­шав­ших сум­му зем­ских сбо­ров за 2 го­да, о сбо­рах за про­езд по зем­ским пу­тям со­об­ще­ния, об от­кры­тии яр­ма­рок бо­лее чем на 2 недели, об их пе­ре­не­се­нии, о раз­де­ле­нии иму­ществ и за­ве­де­ний об­щественного при­зре­ния, со­дер­жав­ших­ся зем­ст­ва­ми, на гу­берн­ские и уезд­ные и др. К ком­пе­тен­ции ми­ни­ст­ра внутренних дел от­но­си­лось так­же раз­ре­ше­ние или на­зна­че­ние в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти чрез­вы­чай­ных зем­ских со­б­ра­ний.

Зем­ст­вам за­пре­ща­лось вме­ша­тель­ст­во в де­ла, от­но­сив­шие­ся к ком­пе­тен­ции иных об­щественных уч­ре­ж­де­ний, государственных ор­га­нов и ор­га­нов со­слов­но­го са­мо­управ­ле­ния. Од­на­ко не­оп­ре­де­лён­ность в раз­гра­ни­че­нии хо­зяйственно-рас­по­ря­ди­тель­ных во­про­сов, на­хо­див­ших­ся в ве­де­нии земств и ад­ми­ни­ст­ра­ции, при­во­ди­ла к кон­флик­там ме­ж­ду ни­ми. По­пыт­ки уст­ра­нить эти не­дос­тат­ки бы­ли пред­при­ня­ты в 1880-е годы и при­ве­ли к со­став­ле­нию Зем­ско­го по­ло­же­ния 1890 года.

Источник

Земская реформа 1864 года

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

1 января 1984 года были проведена Земская реформа, которая стала одной из главных либеральных реформ Александра 2. Реформа вошла в историю под названием «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и определяла систему местного самоуправления на местах.

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Что предусматривала земская реформа. Смотреть фото Что предусматривала земская реформа. Смотреть картинку Что предусматривала земская реформа. Картинка про Что предусматривала земская реформа. Фото Что предусматривала земская реформа

Суть реформы

1 января 1864 года император подписывает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этот документ запустил Земскую реформу, создав в уездах и губерниях органы местного самоуправления. Назывались эти органы – Земства.

Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и крестьянская.

Кто поулчил избирательные права в 1864 году

КурияПолучали избирательные права
ЗемледельческаяПри наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей. Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей.
КрестьянскаяНа 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно.
ГородскаяКупцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах).

Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.

Что предусматривала земская реформа. Смотреть фото Что предусматривала земская реформа. Смотреть картинку Что предусматривала земская реформа. Картинка про Что предусматривала земская реформа. Фото Что предусматривала земская реформа

Земское самоуправление

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.

Что предусматривала земская реформа. Смотреть фото Что предусматривала земская реформа. Смотреть картинку Что предусматривала земская реформа. Картинка про Что предусматривала земская реформа. Фото Что предусматривала земская реформа

Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.

Что предусматривала земская реформа. Смотреть фото Что предусматривала земская реформа. Смотреть картинку Что предусматривала земская реформа. Картинка про Что предусматривала земская реформа. Фото Что предусматривала земская реформа

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

Что предусматривала земская реформа. Смотреть фото Что предусматривала земская реформа. Смотреть картинку Что предусматривала земская реформа. Картинка про Что предусматривала земская реформа. Фото Что предусматривала земская реформа

Реализация реформы

Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:

Источник

Земская реформа

Земская реформа — положение 1864 года о губернских и уездных земских (самоуправленческих) учреждениях, либеральная реформа, вызванная необходимостью заменить систему бюрократического управления в областных учреждениях, при которой областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учёта местной специфики.

Содержание

История

Проект земской реформы разрабатывался с 1859 года комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 года — П. А. Валуев). Подписанное Александром II «Положение о земских и уездных учреждениях» отразило различные интересы дворянских группировок.

Суть реформы

Что предусматривала земская реформа. Смотреть фото Что предусматривала земская реформа. Смотреть картинку Что предусматривала земская реформа. Картинка про Что предусматривала земская реформа. Фото Что предусматривала земская реформа

Процесс избрания

Согласно «Положению» 1864, создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы — и те, и другие выборные, на началах бессословности. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание.

Устройство и функционирование

Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы собственно занимались выполнением решений. Земские собрания можно сравнить с местными парламентами, а управы — с правительствами

Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.

Что предусматривала земская реформа. Смотреть фото Что предусматривала земская реформа. Смотреть картинку Что предусматривала земская реформа. Картинка про Что предусматривала земская реформа. Фото Что предусматривала земская реформа

Что предусматривала земская реформа. Смотреть фото Что предусматривала земская реформа. Смотреть картинку Что предусматривала земская реформа. Картинка про Что предусматривала земская реформа. Фото Что предусматривала земская реформа

Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.

Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 1870-х годов земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в области Войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Позже земские органы появились на окраинах: в Ставропольской, Астраханской, Оренбургской губерниях. Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 году.

Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры.

См. также

Литература

Что предусматривала земская реформа. Смотреть фото Что предусматривала земская реформа. Смотреть картинку Что предусматривала земская реформа. Картинка про Что предусматривала земская реформа. Фото Что предусматривала земская реформа

Что предусматривала земская реформа. Смотреть фото Что предусматривала земская реформа. Смотреть картинку Что предусматривала земская реформа. Картинка про Что предусматривала земская реформа. Фото Что предусматривала земская реформа

Полезное

Смотреть что такое «Земская реформа» в других словарях:

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА — 1864 г. составная часть буржуазно демократических реформ 1860 1870 х гг. в России. Ввела выборное и бессословное земское самоуправление. Были созданы земские учреждения, состоявшие из земских собраний и земских управ, институт земских гласных … Юридический словарь

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА — 1864 (Положение о губернских и уездных земских учреждениях) одна из буржуазных реформ 1860 х гг. в России, создала органы местного самоуправления земства … Большой Энциклопедический словарь

Земская реформа — (в России, 1864) … Орфографический словарь русского языка

Земская реформа Александра II — Земская реформа 1864 года Положение о губернских и уездных земских учреждениях, либеральная реформа, вызванная необходимостью заменить систему бюрократического управления в областных учреждениях, при которой областная жизнь управлялась… … Википедия

Земская реформа Ивана IV — реформа местного управления в Русском государстве в середине 16 в.; проведена для ликвидации кормлений, т. е. содержания должностных лиц за счёт населения, и введения земского самоуправления. Вызвана необходимостью укрепить местный… … Большая советская энциклопедия

Земская реформа 1864 — («Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.») одна из наиболее важных Великих реформ 1860 70 х гг., наиболее тесно связанная с отменой крепостного права в России. Земская реформа вводила всесословное выборное местное… … Политология. Словарь.

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА ИВАНА IV ГРОЗНОГО — проведенная в середине XVI в. совокупность мероприятий по отмене наместничьего управления на основе кормлений и по передаче управления выборным земским органам (в городах, черных и дворцовых волостях). Завершила перестройку местных органов по… … Юридический словарь

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА ИВАНА IV — сер. 16 в., заменила наместничье управление (на основе кормлений) в городах, черных и дворцовых волостях местным выборным самоуправлением. Завершила перестройку местных органов по принципу сословного представительства … Большой Энциклопедический словарь

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 — (Положение о губернских и уездных земских учреждениях), одна из реформ 1860 70 х гг., создала выборные органы местного самоуправления земства. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА ИВАНА IV — ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА ИВАНА IV, середина 16 в., заменила наместничье управление (на основе кормлений) в городах, чёрных и дворцовых волостях местным выборным самоуправлением. Завершила перестройку местных органов по принципу сословного… … Русская история

Источник

Земская реформа, Судебная реформа

Что предусматривала земская реформа. Смотреть фото Что предусматривала земская реформа. Смотреть картинку Что предусматривала земская реформа. Картинка про Что предусматривала земская реформа. Фото Что предусматривала земская реформа

«ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ» 1870 ГОДА

В связи с отменой крепостного права возник вопрос о новой организации местного управления. После освобождения крестьян возникла необходимость создать новые бессословные органы местного управления.

1 января 1864 года Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Это были выборные органы губернского и уездного самоуправления, состоящие из представителей всех сословий.

По положению 1864 года земские учреждения были введены в 33 губерниях Российской империи. Они состояли из распорядительных и исполнительных органов управления. Распорядительными органами являлись выборные уездные и губернские земские собрания, депутаты которых назывались «гласные». Выборы в уездные земства проводились по трем куриям (группам избирателей): 1) землевладельческой, 2) городских избирателей, 3) выборных от крестьянских обществ. Если в первых двух куриях выборы были прямыми, то в крестьянской трехстепенными: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков выбирал гласных в уездное земское собрание.

Уездное земское собрание заседало под председательством местного предводителя дворянства и избирало из своей среды в качестве исполнительного органа уездную земскую управу (с председателем во главе, который затем утверждался губернатором) и «губернских земских гласных», составлявших губернское земское собрание, заседавшее под председательством губернского предводителя дворянства. Последнее избирало губернскую земскую управу, председатель которой подлежал утверждению министром внутренних дел.

«Гласные» земских собраний собирались на ежегодные сессии, которые проходили открыто, и на них мог присутствовать каждый желающий. Никакого вознаграждения за свою деятельность они не получали, в отличие от членов земских управ, которые действовали постоянно и получали годовое жалование.

Земства были лишены каких-либо политических прав, их деятельность ограничивалась лишь хозяйственными вопросами: устройства и содержания школ, больниц, строительства дорог, попечение о развитии местной торговли и промышленности. На их содержании находились земские врачи, учителя, ветеринары, агрономы и другие служащие, составлявшие так называемое «третье сословие» земств. Эти органы сыграли огромную роль в решении местных нужд. На первый план их деятельности выдвинулись заботы о народном образовании и организации медицинской помощи. Земский врач стал символом неутомимого и самоотверженного служения простому народу.

Избирательным правом обладали мужчины с 25-летнего возраста, также разделенные на три курии по величине уплачиваемых в городскую казну налогов. Каждая курия избирала в городскую думу одинаковое количество «гласных». Нетрудно догадаться, что при такой системе голос небольшой группы богатых налогоплательщиков равнялся голосу нескольких сот средних и нескольких тысяч мелких. Компетенция органов самоуправления в городах полностью соответствовала компетенции земских учреждений.

Несмотря на ограниченность этих преобразований, они явились большим шагом вперед, поскольку заменили собой прежнюю сословную систему управления новыми принципами, основанными на нормах буржуазного права.

«РЕВОЛЮЦИЯ СВЕРХУ»

Позволим себе некоторую фантазию: во Всероссийском земстве помещики, буржуазия, даже в некоторой степени крестьянство, разночинцы обрели бы положительный и отрицательный политический опыт, заложили бы основы (пусть не формально, а фактически) будущих политических партий.

Иван Аксаков предлагал, «чтобы дворянству было позволено торжественно перед лицом всей России совершить великий акт уничтожения себя как сословия».

Разумеется, эти идеи не прошли. Впрочем, как и чисто дворянские претензии на усиление своего политического влияния,

ФУНКЦИИ ЗЕМСТВ, ПРОПИСАННЫЕ В ПОЛОЖЕНИИ 1864 Г.

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по Губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.

XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей Губернии или уезда.

XII. Представление, чрез Губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд Губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез Губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.

XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.

ГОНИТЕЛИ ЗЕМСТВА И АННИБАЛЫ ЛИБЕРАЛИЗМА

«Земская реформа была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска….

Итак, земство с самого начала было осуждено на то, чтобы стать пятым колесом в телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось, а роль депутатов от населения ограничивалась голой практикой, простым техническим исполнением круга задач, очерченных все тем же чиновничеством. Земства не имели своих исполнительных органов, они должны были действовать через полицию, земства не были связаны друг с другом, земства были сразу поставлены под контроль администрации. И, сделав такую безвредную для себя уступку, правительство на другой же день после введения земства принялось систематически стеснять и ограничивать его: всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством и принялась всячески стеснять его».

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

Реформировалась и судебная организация. Вводились мировой и коронный суды. «Мировые судьи», избиравшиеся уездными земскими собраниями и утверждавшиеся Сенатом, рассматривали мелкие гражданские иски на сумму до 500 рублей. Следующей инстанцией мирового суда были съезды мировых судей, избиравшие из своей среды председателя. На нем можно было обжаловать решение мирового судьи.

Окружные суды и судебные палаты учреждались для более важных уголовных и гражданских дел. В заседаниях окружных судов и судебных палат могли принимать участие 12 присяжных заседателей, выбираемых по жребию из «местных обывателей всех сословий» и записанных в специальные списки. Они устанавливали виновность или невиновность обвиняемого, а меру наказания определял судья. Такое решение окружного суда считалось, как правило, окончательным. Судебная инстанция являлась апелляционной инстанцией, если окружной суд вынес приговор без участия присяжных заседателей.

Сенат, как высшая инстанция, имел право кассации (пересмотра или отмены приговора) судебных решений в случае нарушения законного порядка ведения судопроизводства или обнаружения новых обстоятельств уголовного или гражданского дела. Члены Сената, председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором. Все назначаемые члены судебных заседаний пользовались важным правом несменяемости, т. е. не могли быть уволены, кроме как по собственному желанию.

Действие новых судебных уставов распространялось на 44 российские губернии. Окончательно реорганизация судебного управления была завершена лишь к 1896 году.

Судебная реформа явилась одной из наиболее последовательных и удачных политических преобразований того периода. Новые суды вскоре приобрели большую популярность у населения, а участие в процессах красноречивых адвокатов привлекало на них процессы массу посторонней публики. Смущенный либерализмом новых судов, в 1872 году Александр II изъял из их ведения дела о государственных политических преступлениях (чему, кстати, немало способствовала террористическая деятельность «народников»), которые передавались в «особые присутствия» Сената или судебных палат.

РЫЦАРИ ЖИВОГО СЛОВА

Н.А. Троицкий. Царизм под судом прогрессивной общественности. М., 1979

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *