Что предусмотрено программой по лыжному спорту в школе

Программа дополнительного образования «Лыжная подготовка»

Программа дополнительного образования

по лыжной подготовке на 3 года

Составила учитель Веселова А.В.

Введение

Для обеспечения здоровья населения посредством двигательной активности в разных странах отдают предпочтение различным физическим упражнениям. Среди свойственных россиянам многочисленных средств физкультурно-спортивной деятельности наши территориально-климатические условия особенно благоприятны для занятий лыжами, которым необходим снег.

В нашей стране, где громадные пространства продолжительное время покрыты снегом, лыжи находят самое широкое применение. Целый ряд особенностей лыжного спорта обуславливает его огромное практическое значение.

Лыжные гонки – вид спорта, зародившийся в 19 веке, хотя лыжи в хозяйстве использовались издавна.

В физическом воспитании школьников лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Занятия этим видом спорта требует от учащихся развития выносливости в условиях дефицита кислорода. Лыжнику наряду с выносливостью, необходимы пластичность, ритмичность движений, согласованность работы мышц конечностей и туловища с дыхательными движениями грудной клетки. При передвижении на лыжах в работу вовлекаются все основные группы мышц рук, ног и туловища, что оказывает положительное влияние на организм. Ходьба и бег на лыжах благотворно воздействуют на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы учащихся.

Лыжные гонки позволяют развивать у учащихся волевые качества, взаимопомощь, и в целом благоприятно влияют на организм занимающего.

Дополнительные занятия лыжным спортом в спортивной секции помогают школьникам не только получить дополнительные знания и навыки, но расширить и углубить их.

Приобретение технических и тактических навыков лыжников – процесс длительный и сложный, требующий учета всех особенностей детского организма. Исследования показывают, что правильно организованные учебно-тренировочные занятия на лыжах в сравнении с другими видами спорта оказывают наиболее благоприятное влияние на физическое развитие детей. Сказывается и то, что занятия лыжной подготовкой проводятся в благоприятной гигиенической среде. Чистый зимний воздух, легких мороз, вызывающий потребность в движении, сравнительно равномерная нагрузка на весь опорно-двигательный аппарат в сочетании с увлекательностью самих упражнений весьма благоприятно действуют на организм школьника любого возраста.[9,с.5].

Работая в школе учителем, замечаешь, что очень часто встречается проблема поиска подходящей программы для внеклассных занятий по различным видам спорта, в том числе и лыжным гонкам. Большинство программ для внеурочной деятельности не переиздавались более 25-30 лет. Поэтому целью работы разработка учебной программы по лыжному спорту для занятий во внеурочное время.

В работе над данной проблемой могут быть поставлены следующие задачи:

а) исследование структуры программ по физическому воспитанию разных авторов;

б) разработка основных разделов программы, тематического планирования, базы теоретических знаний и технических навыков, основных требований к занимающимся;

в) анализ внедрения элементов программы и их результатов.

Методы, которые предполагается использовать в данной работе, будут изучение, обобщение и анализ методической литературы, наблюдение за учащимися на учебных и тренировочных занятиях.

Пояснительная записка

Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения в нашей стране. Цель физической культуры в общеобразовательной системе – это формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В системе физического воспитания лыжная подготовка – национальное средство повышения уровня физической работоспособности, оздоровления, закаливания всех возрастных групп населения нашей страны, включая инвалидов.

К общим задачам занятий лыжным спортом в детской группе относятся:

привитие устойчивого интереса к занятиям;

укрепление здоровья и закаливание организма;

— всестороннее физическое развитие;

овладение основами техники способов передвижения на лыжах.

Реализация дополнительной образовательной программы на материале лыжной подготовки рассчитана на 5- тилетнее обучение детей, начиная с 7-летнего возраста. Программой предусмотрены двухчасовые занятия 3 раза в неделю. Данная программа предусматривает занятия в подготовительной, младшей и старшей детских группах.

Структура и содержание учебной программы. Программа состоит из следующих разделов: «Теоретические подготовка», «Физическая подготовка», «Техническая подготовка», «Тактическая подготовка», «Контрольные испытания».

Основные задачи теоретической подготовки – дать необходимые знания по физической культуре и спорту, истории развития лыжного спорта, общей гигиене лыжника, о самоконтроле и врачебном контроле, о первой медицинской помощи при травмах и обморожениях, об инвентаре, лыжных мазях, технике и тактике лыжника-гонщика, правилах и организации соревнований.

Теоретические знания юные спортсмены получают в ходе специальных бесед, а также небольших сообщений в процессе практических занятий. При занятиях с детьми главное их внимание обращается на укрепление их здоровья и разностороннее физическое развитие.

Практические занятия по лыжной подготовке включают в себя два раздела: «Физическую подготовку» и «Техническую подготовку». «Физическая подготовка» в свою очередь подразделяется на общефизическую (ОФП) и специально физическую (СФП) подготовки. Упражнения в ОФП направлены на всестороннее развитие всех качеств занимающихся. СФП помогает развить качества, необходимые лыжнику-гонщику. На практических занятиях приобретаются умения и навыки выбора оборудования, ремонта и хранения лыжного инвентаря, пользования лыжными мазями, на базе всесторонней физической подготовки и развития физических качеств изучаются и совершенствуются техника, развиваются специальные качества, необходимые лыжнику-гонщику. Каждое занятие условно разделено на три части: вводную, основную и заключительную.

Тактической подготовке целесообразнее начинать обучать на третьем году занятий, так как соревновательный период начинается более интенсивным и выходит на уровень школы и района. В тактической подготовке выделяются следующие четыре основных раздела: «Планирование тактики, обучение составлению плана соревнований», «Распределение сил на дистанции», «Борьба с противником в непосредственном контакте (в условиях зрительной связи), овладение приемами этой борьбы», «Гибкое владение техникой».

Контрольные испытания включают в себя нормативы контрольных упражнений, обусловленных определенным возрастом, участие в соревнованиях разного уровня (школьные, районные, зональные и так далее). Для каждой возрастной группы следует составить показатели низкого, среднего и высокого уровня подготовленности занимающихся, в том числе по теории и практическому овладению спортивной техникой и тактикой, а также общей и специальной физической подготовленности.

Завершается программа изложением «Зачетных требований к уровню подготовки занимающихся», которые задаются по следующим базовым основаниям: «знать/понимать», «уметь», «демонстрировать», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни». Данные требования устанавливают минимальное содержание образования по лыжному спорту. Зачетные критерии дифференцируются по годам обучения, что является условием успешного овладения программным материалом.

Приложение в конце программы включает в себя описание игр и упражнений специальной физической подготовки, направленных на укрепление здоровья занимающихся и овладение техникой движений лыжника, развитие физических качеств, также включено методическое обеспечение программы по лыжной подготовке и методику определения контрольных нормативов. Игры и упражнения соответствуют темам раздела «Общая физическая подготовка (ОФП) и «Специальная физическая подготовка (СФП). Общие основы техники и тактики лыжника». Данная подборка материала позволяет скорректировать поурочное планирование по программе и сэкономить время педагога на подбор упражнений согласно возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся.

Формы организации и планирование образовательного процесса. Основными формами организации образовательного процесса во внеурочное время являются занятия в спортивных секциях и кружках, проведение спортивных праздников и соревнований, самостоятельные занятия. Доминируют занятия в спортивных секциях и кружках.

Общее руководство работой секций и кружков возлагается на учителей физической культуры или педагогов дополнительного образования, имеющих соответствующую данному виду спорта подготовку.

При создании секции или кружка руководитель количество и состав занимающихся (учебные группы), дни и часы занятий, оповещает школьников о приеме и времени врачебного контроля. Зачисление в секцию происходит обычно в начале учебного года.

Учащиеся, допущенные к занятиям в лыжной секции, распределяются руководителем по трем признакам: возрасту, полу и уровню физической подготовки.

Мальчики и девочки, юноши и девушки в секциях занимаются отдельно. Допускаются совместные занятия только в младших группах при четком дифференцировании физической нагрузки.

Занятия в секции (кружке) проводятся в форме урока и самостоятельной подготовки. Занятие в форме урока состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Задачи вводной части занятия подразумевают организацию детей и подготовку их организма к последующей работе.

В основной части учащиеся знакомятся с новым материалом, выполняют упражнения по общей физической подготовке и/или совершенствуют упражнения специальной физической подготовки, направленные на улучшение лыжной техники, изучают тактические действия лыжника, воспитывают волевые качества и выполняют контрольные нормативы. При постановке нескольких задач приоритет отдается упражнениям на изучение техники и тактики, а затем на развитие физических качеств.

Приведение организма занимающихся в относительное спокойное состояние и подведение итогов занятия решаются в заключительной части.

Самостоятельные занятия проводятся индивидуально или небольшими группами, без непосредственного наблюдения руководителя, но по его предварительным указаниям и заданиям. Эти задания должны быть достаточно трудными, чтобы вызывать интерес, безопасными, чтобы не повредить здоровью занимающихся, и понятными, чтобы не вызвать появления грубых ошибок, которые в последствии трудно будет исправить. Каждое задание педагогу следует хорошо продумать и объяснить учащемуся.

В детской группе учебно-тренировочный процесс планируется без деления на общепринятые периоды. Большое внимание во всех периодах тренировки уделяется ОФП. В детской группе общая физическая подготовка составляет – 90%. Во всех упражнениях дозировка нагрузки для девочек должна быть на 25 – 35% меньше, чем у мальчиков.

В годовом плане подробно раскрывается содержание основных разделов учебно-тренировочной работы, точно указывается сколько часов занятий приходится на каждый месяц. План составляется для каждой возрастной группы отдельно.

Оперативное планирование в спортивной секции предусматривает применение недельных циклов тренировочных занятий. Физическая нагрузка в таких случаях при трех дневных занятиях постепенно увеличивается к концу цикла.

Глава 1. Планирование занятий лыжным спортом в школьной секции

Источник

Программа спортивной секции «Лыжная подготовка»

Просмотр содержимого документа
«Программа спортивной секции «Лыжная подготовка»»

Муниципальное образование Каменский район Алтайский край

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аллакская средняя общеобразовательная школа»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Возраст обучающихся – 10-17 лет

Срок реализации – 1 год

Автор- составитель: Шабанов Сергей Иванович,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Лыжная подготовка» составлена в соответствии с:

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

Направленность программы – физкультурно-оздоровительная

Лыжный спорт является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

Лыжные гонки являются одним из самых массовых видов спорта. Занятия лыжными гонками способствуют развитию всех физических качеств, а более всего общей выносливости, что актуально в современном мире.

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 140 часов в год, по 4 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 (80 мин) часа каждое.

Форма обучения – очная, в дневное внеурочное время.

Формы аттестации: контрольные испытания по ОФП, участие в соревнованиях разного уровня.

Цели программы «Лыжная подготовка»:

освоение знаний о физической культуре, её связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой;

формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физкультурой и спортом;

укрепление здоровья и повышение уровня физического развития обучающихся.
Задачи программы «Лыжная подготовка»:

· освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов

· развитие и закрепления потребности в систематических занятиях спортом

· развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом

· формирование морально-волевых качеств юных спортсменов

· воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;

· способствовать снятию стрессов и раздражительности;

· воспитание спортивного резерва для занятия лыжными видами спорта.

Обучаясь по данной программе, учащиеся должны:

влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;

требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом;

способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.

планировать и проводить индивидуальные и групповые тренировочные занятия по лыжному спорту;

выполнять приемы страховки и самостраховки;

выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;

выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по избранному виду спорта;

выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;

владеть техникой основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений);

использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

1. Введение. История возникновения и развития лыжного спорта

Эволюция лыж о снаряжения лыжника. Освоение терминологии лыжника- спортсмена. Единые правила ухода за лыжным инвентарём. Особенности применения лыжных мазей. Понятие об общефизической и специальной подготовке лыжника—гонщика. Крупнейшие международные и всероссийские соревнования лыжников.

Лыжный инвентарь. Подбор палок и лыж. Переноска лыж и палок. Надевание лыж. Строевые упражнения.

Одежда и обувь для занятий на лыжах. Подготовка, смазка лыж к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям. Правила безопасности на уроках лыжной подготовки и соблюдение правил дорожного движения при переходе к месту занятий. Оказание первой помощи при травмах и обморожении. Название

разучиваемых упражнений и основы правильной техники. Элементы тактики лыжных гонок. Виды лыжного спорта. История развития лыжного спорта, спортсмены-лыжники, Олимпийские чемпионы. Влияние занятий лыжными гонками на укрепление здоровья. Режим и питание лыжника. Выносливость. Развитие выносливости во время самостоятельных занятий.

2. Психологическая подготовка юного лыжника. Стойка лыжника, развитие координации.

Стойка лыжника. Понятие о чувстве «времени, снега и лыж». Тренинг на формирование и развитие координации движения рук и ног, равновесия, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование на препятствие, перестроение двигательной деятельности. Согласование и дифференцирование параметров движений, сохранение статико-кинетической устойчивости во время движения по снегу.

3. Особенности различных лыжных ходов.

Значение правильной техники хождения на лыжах для достижения высоких спортивных результатов. Особенности скоростного режима при прохождении различных дистанций на соревнованиях. Понятие о разнообразии техник лыжного хода, о торможении и поворотах, о преодолении подъёмов и спусков, об особенностях махов ногами и руками в сочетании со свободным скольжением на лыжах. Физические свойства опорно-двигательного аппарата юного лыжника.

Физическое совершенствование. Техника передвижения на лыжах:

1. Передвижение ступающим и скользящим шагами;

2. Попеременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход, одновременный безшажный ход, коньковый ход;

3. Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках;

4. Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»;

5. Повороты переступанием на месте;

6. Торможение падением, повороты переступанием;

7. Непрерывное передвижение от 1,5 км до 20 км.

Специальная физическая подготовка:

Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта.

Ходьба широким шагом. Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой.

В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двухшажного хода, то же имитация движений бесшажного одновременного хода. Шаговая имитация с учебной целью.

4. Общая физическая подготовка.

Строевые упражнения: Построение и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в строю. Ходьба и бег в строю. Выполнение команды «Лыжи на плечо», «Лыжи под руку», «Лыжи к ноге», «На лыжи становись». Общеразвивающие упражнения:

1. Общеразвивающие гимнастические упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата рук и плечевого пояса;

2. Упражнения для развития мышц туловища;

3. Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног;

4. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.

5. Упражнения в равновесии;

6. Легкоатлетические упражнения.

7. Упражнения на лыжах для развития физических качеств:

координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки)

 выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной интенсивности, повторное прохождение дистанции 20-40 метров в режиме большой интенсивности.

 скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на дистанции от 200 до 500 метров.

5. Особенности передвижения на лыжах по пересечённой местности. Подъём и спуск по склонам.

Особенности ступающего и скользящего шага, способы поворота. Движение попеременным двухшажным и одновременными ходами. Отличительные особенности техники коньковых и классических способов передвижения на лыжах. Подъём и спуск по склонам.

Игра «Скользи как можно дольше» проводится с целью выработки силы отталкивания, координации движений и быстроты разбега на ровной площадке. Группа на лыжах выстраивается в шеренгу, разомкнутую на вытянутые руки. По сигналу все играющие делают мощный разбег с толчками палками до стартовой отметки, после чего скользят на двух лыжах, стараясь прокатиться как можно дальше без помощи палок. Победителем признаётся проскользивший дальше всех.

6.Подготовка и проведение квалификационных соревнований лыжников.

Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям, оформление стартового городка, разметка дистанции. Требования к спортивной форме лыжника. Эмблема, номер, другие спортивные атрибуты. Правила проведения соревнований. Права и обязанности судейской коллегии

7. Кроссовая подготовка.

Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности

Источник

Основы организации и методики лыжной подготовки в школе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Карсунская средняя школа имени Д.Н. Гусева

по лыжной подготовке в школе.

Основы организации и методики лыжной подготовки в школе

Курс рассчитан на 21 час.

Составил: Губин С.И., учитель физической культуры

На лыжах любят кататься все: молодые и старые, юные и зрелые. Начинать следует в как можно более раннем возрасте. Поставить на лыжи можно уже трехлетнего ребенка.

Физическое воспитание подрастающего поколения в нашей стране является предметом постоянной заботой государства, основные задачи которого – обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детства, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.

В системе физического воспитания лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Занятия лыжами доступна всем, так как во время прогулок или учебно – тренировочной работы на лыжах физическая нагрузка может легко дозироваться в зависимости от возраста, пола, подготовленности и состояния здоровья занимающихся.

У нас в стране используются две основные формы занятий лыжами – лыжная подготовка и лыжный спорт.

Лыжная подготовка является обязательным разделом физического воспитания (там, где это позволяют климатически условия) в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях и в Вооруженных Силах. Она проводится на основе государственных программ. Основная задача лыжной подготовки – обучение детей, подростков юношей и взрослых людей технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов. Кроме того, в процессе лыжной подготовки приобретаются первоначальные знания по гигиене лыжного спорта основам техники передвижения на лыжах, методам подготовки к соревнованиям и т.д.

Для занятий лыжным спортом не требуются дорогостоящие сооружения, сложное оборудование и снаряжение. Все это способствует привлечению к занятиям лыжным спортом широких масс населения.

Лыжная подготовка и лыжный спорт оказывают большое влияние на всестороннее физическое развитие занимающихся. Передвижение на лыжах по равнинной или пересеченной местности вовлекают в работу большие группы мышц и оказывают положительное воздействие на развитие и укрепление основных функциональных систем организма.

Велико воспитательное значение лыжного спорта. В процессе учебно – тренировочных занятий и соревнований у спортсменов – лыжников воспитываются морально – волевые качества: дисциплинированность и настойчивость, смелость, способность к преодолению трудностей, чувство коллективизма.

Особенно велико оздоровительное значение занятий лыжами. Длительное передвижение на лыжах в виде прогулок или во время учебно – тренировочных занятий на чистом морозном воздухе, выполнение мышечной работы в благоприятных гигиенических условиях значительно повышают общую работоспособность организма, его сопротивляемость различным заболеваниям.

Передвижение на лыжах широко используется как средство активного отдыха. Занятия лыжами в красивой лесистой местности доставляют большое удовольствие, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее состояние организма, обеспечивая высокую умственную и физическую работоспособность.

Лыжная подготовка и лыжный спорт взаимосвязаны. На основе массовой лыжной подготовки увеличивается число занимающихся лыжным спортом.

1. Основы организации и методики лыжной подготовки в школе

1.1 Содержание школьной программы по лыжной подготовке

В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1- го по 11- й классы. Уроки по лыжной подготовке проводятся в школе в третьей четверти, после зимних каникул, в объеме 16 часов в каждом классе.

Программой предусмотрено: овладение учащимися умениями и навыками в основных способах передвижения на лыжах; навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений; повышение общей работоспособности и развитие основных физических и морально – волевых качеств.

Система уроков по лыжной подготовке в школе должна иметь инструкторскую направленность с тем, чтобы учащиеся старших классов стали активными помощниками учителя в организации внеклассной, спортивно – массовой и оздоровительной работы о лыжам со школьниками младших классов.

Вместе с тем программой выдвигаются очень важные требования к проведению уроков, которые имеют самое прямое отношение к урокам лыжной подготовки, учитывая особые условия их организации и проведения. Эти требования сводятся к следующему:

На уроке должна быть обеспечена высокая моторная плотность. Необходимо сократить до оптимальной величины время, отводимое на показ и объяснение.

Высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует повышению ее качества.

Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсивности нагрузку, на уроке лыжной подготовки, в соответствии с полом, возрастом и подготовленностью школьников.

1.2 Организация уроков лыжной подготовки

Практика показывает, что человек любит то, в чем хорошо разбирается. Детей надо учить технически правильному передвижению на лыжах, и они полюбят этот вид спорта. Кстати, техника таких движений сохраняется на всю жизнь, а вот выносливость со временем теряется. Значит, на занятиях лыжной подготовки в школе нецелесообразно тратить много времени на развитие выносливости. Гораздо важнее обучить лыжной технике. Кроме того, работа над техникой заодно развивает выносливость.

Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школе: научить детей владеть лыжами.

Задачи лыжной подготовки будут такими:

Овладеть техникой передвижения на лыжах – ходы, спуски, торможения, повороты.

2. Овладеть военно – прикладными упражнениями (преодоление препятствий, метание, стрельба).

3.Развить интерес к занятиям на лыжах (игры на лыжах).

Я противник сдвоенных уроков физической культуры, в том числе и лыжной подготовки. Поэтому у нас в школе занятия проводятся два раза в неделю, по одному уроку, во всех классах – с 1 по 11. урок начинается со звонком, заканчивается тоже со звонком. По звонку на урок класс строится с лыжами на улице у школы, а перед звонком с урока очищают лыжи от снега у входа в школу.

Преимущества проведения двух уроков в неделю по одному академическому часу, по сравнению с одним спаренным, по моему мнению, таковы: для оздоровления достаточно 30 – минутного занятия, и лучше, если их будет два в неделю; дети почти не мерзнут – не успевают переохладиться; пропадает один урок, а не два в случае плохой погоды (сильный мороз или оттепель); ученик пропускает один урок, а не два в случае, если забыл что – то из одежды или инвентаря или сломал лыжи, палки, крепления; суммарная продолжительность двух уроков по 1 часу – 80 мин. а одного спаренного в реальности примерно 50 мин.

Занятия лыжной подготовкой осуществляем в основном на пришкольной территории, но иногда выходим за ее пределы.

Структура урока лыжной подготовки включает в себя вводно – подготовительную, основную, заключительную части.

Вводно – подготовительная часть

Общая задача: организация группы для предстоящих занятий и подготовка занимающихся к последующей более интенсивной нагрузке.

Частные задачи: организовать группу для занятий; сообщить содержание предстоящего урока; направить внимание обучаемых на предстоящие занятия; вовлечь организм в работу(подготовить сердечно – сосудистую систему, дыхательный и нервно – мышечный аппараты к последующей повышенной нагрузке); повысить эмоциональное состояние занимающихся.

Общая задача: изучение техники владения способами передвижения на лыжах и совершенствование в ней; работа над развитием выносливости, быстроты, воспитанием волевых качеств; повышение работоспособности.

Частные задачи: овладение общими основами лыжной техники; изучение способов передвижения на лыжах; изучение специально – прикладных упражнений; совершенствование способов передвижений на лыжах; овладение умением использовать приемы лыжной техники в прикладных целях и в усложненных условиях; повышение работоспособности организма – развитие выносливости, силы, быстроты, ловкости; воспитание волевых качеств(смелости, настойчивости, воли к победе и т.д.); работа над тактикой движения на лыжах.

Общая задача: завершение тренировочной работы занимающихся.

Частные задачи: постепенное снижение нагрузки; подведение итогов проведенного урока.

1.2.1 Правила техники безопасности на уроках лыжной подготовки

Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии. Неисправностями считаются: трещины, сколы, поломки носка или пятки лыж, деформация скользящей поверхности.

Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять к лыжам ботинки или валенки. Следует использовать жесткие крепления(они более надежны) или резиновые, стандартного образца, но не самодельные.

Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки.

Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме голеностопного сустава.

Необходимо систематически смазывать ботинки бесцветным гуталином(или салом, растительным маслом и т.п.), это предохранит их от влаги и смягчит кожу или заменитель, из которых они изготовлены. Не зашнуровывать ботинки слишком туго и не обвязывать шнурки вокруг голени – из – за этого ухудшается кровообращение и ноги быстрее мерзнут.

После занятий надо обязательно просушить ботинки: ходьба в сырой обуви приводит к потертостям. Ни в коем случае нельзя сушить ботинки на батарее отопления или печке: от этого они становятся жесткими и коробятся.

Надевать обувь лучше на два носка(хлопчатобумажный и шерстяной). Носки должны быть сухими. При сильном морозе можно к тому же обернуть пальцы ног газетной бумагой.

Одежда на занятиях лыжной подготовкой должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной, не сковывающей движений. Чтобы не застудить поясницу, следует надеть свитер такой длины, чтобы он «перекрывал» брюки даже при сильном наклоне туловища вперед.

При занятиях в мороз следует обязательно надеть тепло белье из натуральных (не синтетических) тканей, а на руки – варежки.

Запрещается заниматься без головного убора. Следует надеть спортивную шапочку(при сильном морозе лучше две), прикрывающую уши или наушники.

Получив лыжный инвентарь, надо проверить исправность, развязать лыжи до выхода на улицу(если они связаны вместе). Выйдя на улицу, следует не спешить вставать на лыжи, а дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.

В случае опоздания на занятие лыжной подготовкой надо предупредить учителя о своем приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Не уходить с занятий без разрешения учителя.

В течение всего года регулярно выполнять упражнения на выносливость. Низкий уровень выносливости является одной из причин травматизма, ведь утомленный человек менее внимателен и скоординирован.

Владение правильной техникой выполнения упражнений – лучшая профилактика травматизма. Поэтому следует внимательно слушать объяснения учителя, стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения.

Обязательно выполнять правила поведения на лыжне. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдать интервал 3 – 4м, при спусках – не менее 30м. при спусках не выставлять вперед лыжные палки. Если возникла необходимость в быстрой остановке, приседая, падать на бок(обязательно держа при этом палки сзади).

После спуска не останавливаться у подножия склона, помня, что за тобой следуют другие лыжники.

Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники.

Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.

Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой.

При занятиях лыжным спортом нередки случаи обморожения открытых участков лица и шеи. При побелении или потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сделать растирание. Делать это нужно сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

Если во время занятий(соревнований) ученик по каким – либо причинам был вынужден сойти с дистанции, то он должен обязательно предупредить об этом учителя, инструктора, судейскую коллегию(лично, через контролера или товарища).

О поломке и порче лыжного снаряжения надо также сообщить учителю.

Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции и после его окончания. Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения надеть вновь.

Перед входом в помещение счистить снег с лыж, а зайдя в помещение, связать их вместе.

Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду чтобы не заболело горло.

Ограничения по температуре воздуха и погодным условиям при занятиях лыжной подготовкой для школьников разного возраста(по классам) даны в ( таблице №1.)

1.2.2 Спортивный инвентарь и одежда

От лыжного инвентаря зависит многое. Здесь не годится принцип: «Научишься кататься – купим хорошие лыжи». Инвентарь должен быть лучшим или хотя бы хорошим, доброкачественным. На начальном этапе обучения все равно, какие у ребенка будут лыжи – пластиковые или деревянные. Гораздо боле важное значение имеют крепления. Они должны прочно прикреплять ботинки к лыжам и то же время легко расстегиваться и застегиваться, причем ребенок должен делать это сам.

Очень часто родители регулируют крепления дома в тепле, а в школе, на улице у ребенка ничего не получается. На морозе крепления сжимаются и резинки не растягиваются, а в крепежные углубления в подошвах ботинок попадает снег. Кроме того, дома дети прикрепляют к ботинкам лыжи будучи в легкой одежде а на улице им приходится делать это в полной экипировке, еле сгибаясь.

В случае финансовых затруднений лучше окупать хорошие ботинки и крепления, а лыжи брать любые. Маленьким детям бывает трудно найти ботинки по размеру, поэтому можно брать их на 1-2 размера больше, а в носок ботинка положить вату до нужного размера.

Если у ребенка крепления ременные, лыжами невозможно управлять; если лыжи постоянно соскакивают – неприятно кататься. Помучившись на таких лыжах один – два урока, дети начинают придумывать причины, чтобы на занятия лыжной подготовки не ходить. Эти ребячьи хитрости понятны, тем более что при наличии хороших лыж и креплений подобных проблем не возникает. Имея хороший инвентарь дети с удовольствием катаются и, что самое главное, делают успехи.

На одежду надо обратить особое внимание. О том, какая она должна быть, написано выше в правилах техники безопасности. Решающим здесь является отношение родителей и особенно коллег к этому вопросу. Когда некоторые коллеги утверждают что главное, чтобы ребенок катался и не важно в чем, это великое заблуждение.

Ребенок в сверхтеплой неспортивной одежде или перекутанный, как правило сильно перегревается и сильно потеет. В этом случае срабатывает охранительное торможение в его нервной системе, и у него пропадает желании двигаться. Ему хочется охладиться(поэтому дети расстегиваются или едят снег). Продолжение передвижения на лыжах может привести к перегрузкам. В результате ребенок не получает удовольствия от выполняемых заданий (упражнений), а после урока чувствует себя уставшим, обессиленным и «сырым». К тому же некоторые дети не переодеваются после урока и ходят потом во влажной одежде. Неудивительно, что после подобных занятий дети заболевают, а родители винят в этом занятия на улице и еще больше укутывают своих детей.

И выходит – ребенок покатался один урок но затем по болезни пропустил 6 или 8 уроков да еще получил много неприятных впечатлений, не способствующих популярности занятий лыжной подготовкой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *