Что прекратить делать чтобы повысить доверие в команде
Как создать доверительные отношения в команде
Вы когда-нибудь руководили коллективом, члены которого не доверяли друг другу? Если да, то вы знаете, насколько это сложно.
Команда без доверительных отношений – это даже не команда; это просто группа людей, работающих вместе и часто добивающихся неутешительных результатов. Они могут спорить насчет прав и обязанностей, не делиться информацией и не общаться друг с другом. Неважно, насколько способны и талантливы ваши сотрудники; они могут не реализовать полностью свой потенциал, если в коллективе нет доверия.
Напротив, когда оно есть, каждый человек в команде становится сильнее, потому что он является частью эффективной сплоченной группы. Когда люди доверяют друг другу, группа достигает поставленных целей.
Как помочь своей команде установить доверительные отношения, которые просто необходимы для процветания?
В статье мы рассмотрим вопрос доверия внутри команд, расскажем, почему это важно и что вы можете сделать для этого.
Важность доверия
Одно определение описывает доверие как «уверенность в положительных качествах характера, способностях, сильных сторонах или верности кого-либо».
Подумайте об этих словах одну минуту. Доверие означает, что вы нисколько не сомневаетесь, что человек поступает правильно в той или иной ситуации. Вы убеждены в его порядочности и других положительных качествах до такой степени, что можете не бояться рисковать.
Доверие необходимо для эффективной работы команды, потому что оно дает чувство безопасности. Когда члены коллектива чувствуют себя в безопасности друг с другом, им становится проще «открыться»; они смелее идут на разумный риск и не боятся показать свои слабые места.
Без доверия люди неохотно взаимодействуют друг с другом, не внедряют инновации, не ищут творческие решения и работают непродуктивно. Они тратят время на защиту себя и своих интересов, тогда как это время нужно тратить на помощь группе достичь целей.
Доверие также важно для обмена знаниями. Исследование, опубликованное в Журнале управления знаниями, показало, что доверие является ключевым элементом в приобретении знаний. Проще говоря, если члены коллектива доверяют друг другу, они охотнее делятся знаниями и общаются более открыто.
Как помочь сотрудникам установить доверительные отношения
1. Подайте пример
Если вы хотите укрепить отношения в коллективе, то станьте примером и покажите остальным – команде, коллегам и боссу, – что вы доверяете им. Помните о том, что сотрудники всегда следят за вашими действиями и берут с вас пример. Покажите им, как на самом деле выглядит доверие к другим.
Если вы руководите виртуальным коллективом, общайтесь с людьми так же, как если бы вы работали в одном офисе. Вы должны вовремя подключаться к конференц-связи или видеосвязи, а также не забывать сообщать сотрудникам о своем отсутствии или уходе в отпуск.
Вы должны выполнять обещания, которые даете. Станьте примером для остальных. Это особенно важно в случае с виртуальным коллективом, потому что очень часто ваше слово – это все, что вы можете им дать. Вы сможете укрепить отношения с командой, если сотрудники увидят, что вам можно доверять; это создаст правильный рабочий настрой и повысит их ожидания.
2. Общайтесь открыто
Члены команды не должны стесняться говорить друг с другом честно и конструктивно. Для достижения этой цели можно использовать несколько стратегий.
Во-первых, создайте Устав коллектива. В нем обозначьте цели команды, а также роль каждого сотрудника. Представьте Устав на первом собрании, предложите каждому задать вопросы и обсудите ожидания.
Используйте командообразующие упражнения. При правильном выборе и планировании такие упражнения помогают «растопить лед» и побуждают людей раскрыться и начать общение.
Регулярно собирайтесь вместе, чтобы у членов команды была возможность рассказать о своем прогрессе и обсудить волнующие их проблемы. Так они смогут лучше узнать друг друга. Кроме того, это создает возможности начать общаться и помогать друг другу в решении проблем.
Подкрепляйте слова действиями: если у вас есть важная актуальная информация, которую нужно сообщить остальным, – не откладывайте. Покажите, что открытое общение важно для вас; делитесь с группой информацией. Чем чаще сотрудники будут видеть, что вы ничего не утаиваете от них, тем быстрее они начнут доверять вам и остальным.
3. Добавьте моменты неформального общения
Один из способов завоевать доверие – сделать так, чтобы члены коллектива узнали друг друга лучше. Создайте ситуации, где они смогут поделиться личными историями.
Начните с себя. Расскажите немного о себе, а затем спросите остальных о семье, увлечениях или любимой музыке.
Еще один способ установить доброжелательные отношения в коллективе – это общаться после работы или во время обеда. Например, вы можете выделить время для неформальных групповых обсуждений один раз в неделю. Попросите членов команды выдвинуть предложения по темам, которые было бы полезно обсудить. Для начала вы можете поговорить о ценностях каждого. Расскажите о том, что важно для вас, и попросите других рассказать об их ценностях. Они есть у каждого человека, и, если вы предложите эту тему для обсуждения, вы подчеркнете важность гуманного отношения в команде.
Если вы руководите виртуальным коллективом, запланируйте ознакомительную онлайн-встречу (если это новая команда), чтобы помочь людям лучше узнать друг друга. Попросите каждого написать в своих онлайн-профилях параграф или два об их опыте, навыках и интересах. Пользуйтесь чатами и мессенджерами для обмена мгновенными сообщениями, чтобы всегда быть на связи.
ВАЖНО:
Не задавайте слишком личные вопросы сотрудникам. Соблюдайте деловой этикет.
4. Не будьте строгим критиком
Когда люди работают вместе, трудно избежать ошибок и неприятностей. Обвинить того, кто их совершил, – это самый простой путь; но атмосфера быстро становится напряженной, когда все начинают указывать пальцем на одного. Это ухудшает рабочий настрой, подрывает доверие и в конечном итоге приводит к плохим результатам.
Вместо этого поощряйте коллектив конструктивно размышлять об ошибке. Что каждый из сотрудников может сделать для того, чтобы исправить ситуацию? Как сделать так, чтобы ошибка не повторилась в будущем?
5. Не закрывайте глаза на «группировки»
«Группировки» часто образовывают люди с общими интересами или рабочими задачами. Такие группы могут – даже непреднамеренно – заставить других чувствовать себя одинокими. Они также подрывают доверие между членами группы.
Как руководитель начните открытое обсуждение этого вопроса и посмотрите, что сотрудники думают о «группировках» и их влиянии на других членов коллектива. Открыто обсудив проблему (и только так), вы сможете предотвратить такое вредоносное поведение.
6. Обсудите вопросы доверия
Если вы руководите устоявшейся командой, члены которой так и не сформировали доверительные отношения, важно выяснить, как возникают проблемы; после этого вы сможете выработать стратегию их решения.
Мы рекомендуем раздать сотрудникам анкету, которую они должны будут заполнить анонимно. Включите в нее вопросы об уровне доверия в группе, а также о том, почему они думают, что в коллективе не хватает доверия. Как только вы узнаете результаты, соберите коллектив вместе, чтобы обсудить эти проблемы (ни в коем случае не настаивайте на раскрытии анонимности).
The Improved Methods
Обучение Agile методам, Agile трансформация компаний, консультации
Пять способов построить доверие в команде
Я как тренер работаю с командами по определению 5 проблем-пороков команды. Одним из самых главных пороков, основой разлада команды, является отсутствие доверия. Мне на глаза попалась статья Эcтер Дерби (автора книг по гибким подходам в работе проектов) о том, как построить доверие в команде. Привожу ее полностью в моем переводе. Оригинал можно прочесть здесь.
Пять способов построить доверие в команде.
Создание атмосферы доверия может казаться достаточно загадочным явлением… Однако существуют конкретные действия, которые направлены на укрепление доверия (и конкретные действия, которые могут подорвать это доверие).
Во-первых, определение доверия в рабочем пространстве. Все мы знаем, что доверие — это основа работы команды. Однако часто люди думают, что тут подразумеваются личные события, как например, что члены команды поженились, но никак не разрабатывали вместе программное обеспечение. Поэтому то, что нам нужно в работе — это профессиональное доверие. При профессиональном доверии вы уверены в компетенции коллег, вы готовы обмениваться с ними соответствующей информацией, и у вас добрые намерения по отношению к команде. Грубо говоря, это доверие через взаимодействие, ответственность и компетенцию.
1. Непосредственное обращение
Так или иначе, в команде кто-то кого-то может раздражать. Возможно, потому что он постоянно болтает, или громко слушает голосовую почту. А возможно он пользовался вашим ноутбуком и поменял там все настройки. Или возможно он развалил билд и ушел на обед.
Такие случаи неизбежны. Тем не менее, когда член команды говорит прямо человеку, который мешает ему, он строит доверительные отношения. Он может сказать: «Я ценю наши рабочие взаимоотношения, и я готов к этому неприятному разговору, чтобы улучшить нашу работу», или «Лучше ты узнаешь это от меня, чем я буду говорить об этом у тебя за спиной».
Такой диалог не всегда прост. Иногда люди откладывают этот неприятный разговор до тех пор, пока не накапливается обида и раздражение, и ситуация уже становится просто невыносимой.
Иногда люди стараются избежать трудного разговора, рассказывая о проблеме руководству. И тогда руководитель попадает в ловушку этой информации.
Сет только начал работать на новом месте, и еще не успел завести друзей среди членов команды, поэтому он обедал один, и у него на это уходил час. Через 2 недели его работы новый менеджер вызвал его и сообщил, что другой член команды возмущается, что он так долго обедает, тогда как согласно негласному правилу обед длится 45 минут.
(Почему никто не потрудился рассказать об этом Сету, и почему никто не пригласил его на обед в течение его первой недели, это уже второй вопрос)
Когда сотрудник поговорил с руководителем вместо того, чтобы поговорить с Сетом напрямую, он подорвал доверие. Когда я говорила с Сетом, а он проработал в этой компании уже больше года, я узнала, что Сет по-прежнему не мог полностью доверять тому сотруднику. Никто не любит, когда про него распускают сплетни.
Когда люди не знают, как провести этот сложный разговор или думают, что это не их работа вмешиваться в рабочие взаимоотношения, все это подрывает доверие. И поэтому людям нужна возможность разговаривать про межличностные отношения и иметь обратную связь.
2. Обмен важной информацией.
Если вы не поддерживаете идею или подход, скажите об этом. (Конечно, есть более эффективные и менее эффективные пути сделать это).
Важная информация касается не только задач, но также касается и вас. Люди склонны доверять другим людям, когда они знают про их индивидуальные предпочтения и разделяют их взгляды. Обмениваясь опытом и интересами, у вас не будет оснований для обвинения в наличии трений и конфликтов. Вам не нужно делиться глубоко личными тайнами, но вы можете поделиться информацией о своей жизни вне работы, а это делает людей более «настоящими». Трудно доверять шифру/коду, намного легче просто доверять и быть великодушным с кем-либо, кто разделяет с вами те же интересы и задачи.
3. Выполняйте свои обязательства или заблаговременно уведомьте, что вы не можете это сделать.
Ни один разумный человек не ожидает, что все постоянно выполняют свои обязательства. Мы знаем, что иногда кусок кода (программного обеспечения) может оказаться более сложным, чем изначально предполагалось, и мы можем обнаружить, что не имели полного понимания задачи, когда делали ее оценку. И если вы ждете до конца срока выполнения задачи, чтобы уведомить об этом коллег, то уже может быть слишком поздно. Это подрывает доверие. Поэтому ставьте в известность коллег о своих проблемах, как только вы их обнаружите.
4. Говорите «Нет», если вы имеете в виду «Нет».
Иногда вы не можете не взять другую задачу или не сделать то, что вас кто-то просит. Большинство из нас «запрограммировано» с детства быть любезными с другими людьми. И если мы скажем «Нет», нас назовут эгоистами или «некомандным игроком». Но если вы действительно не можете сделать то, что вас просят, будет более вежливо сказать «Нет», и дать возможность другому человеку получить помощь в другом месте.
Когда вы говорите «Да», и не делаете то, под чем подписались, вашему «Да» не верят, и в дальнейшем все ваши слова будут вызывать большие сомнения. Если вы не можете сказать «Нет», ваше «Да» будет означать все что угодно.
Возможно, это парадоксально, но создание компетентного доверия иногда подразумевает, что вы не можете дать ответы на все вопросы.
5. Покажите, что вы знаете, и что вы не знаете.
Охотно делитесь своими знаниями. Однако также внимательно слушайте идеи других людей, рассчитывайте на них, и помогайте другим «сиять». Признайтесь, когда вы не знаете ответ; нет ничего ужасного в том, чтобы чего-то не знать, не возможно знать все. Попросите помощи. Такая просьба о помощи покажет, что вы такой же человек, как и все, а люди в большинстве своем любят быть полезными и с удовольствием окажут вам помощь.
Как выстроить доверие в команде: 6 шагов
Сначала давайте договоримся о том, что такое доверие в рабочей среде. Мы знаем, что доверие — результат командной работы. Но если послушать, как об этом говорят, кажется, что члены команды собираются пожениться, а не создать общий продукт. На рабочем месте необходимо профессиональное доверие, которое как бы говорит: «я верю, что ты достаточно компетентен, чтобы выполнять эту работу, что ты будешь делиться важной информацией и что ты подразумеваешь только лучшее для команды». Говоря шире, такое доверие состоит из коммуникации, приверженности и компетентности.
0. Доверяйте другим
Нулевой шаг к построению доверия — его демонстрация. Например, не спешите с выводами, когда кто-то делает ошибку или разочаровывает вас. Люди, которые делают поспешные выводы о компетенциях и мотивации других, развивают в коллегах настороженность, а не доверие. Большинство людей не злы и не глупы, поэтому придерживайтесь презумпции невиновности, пока у вас не будет данных, которые доказывают обратное.
1. Говорите о проблемах прямо
Натянутые нервы — часть любого сотрудничества: не исключено, что рано или поздно кто-то начнёт вас раздражать. Может быть, ваш сосед по офису отвратительно жуёт жвачку или прослушивает голосовые сообщения через динамики. А может, кто-то воспользовался вашим ноутбуком и поменял все настройки или поломал сборку и просто ушёл на обед.
Когда кто-то в команде раздражает вас, поговорите с ним напрямую. Такой подход передаёт сообщение: «Я ценю наши рабочие отношения, и я готов вести неудобный разговор, чтобы сделать их ещё лучше». И не менее важное: «Ты будешь знать, в каких мы отношениях, я не буду говорить о тебе за спиной». Эти разговоры не всегда просты, но альтернатива хуже.
Когда люди не умеют вести неприятные и сложные разговоры или думают, что это чья-то работа — управлять отношениями в офисе, доверие подрывается. И поэтому нужны условия, которые позволят поддерживать межличностную связь.
2. Делитесь важной информацией
Знание — сила, но ещё большую силу оно приобретает, когда им делятся. Если кто-то в команде удержит своё мнение или переживание по проекту, а потом придёт и скажет: «Я сразу знал, что это плохая идея», остальные сотрудники будут обескуражены. Если вам не нравится идея или подход, скажите об этом.
Важная информация относится как к задаче, так и к вам лично. Люди склонны доверять тем, кого знают и с кем могут себя соотнести. Общие впечатления, общие интересы и самоидентификация формируют прочную основу, на которую можно опереться в случае разногласий и конфликтов. Не стоит делиться серьёзными секретами, но позвольте другим людям узнать что-то о вашей жизни вне работы. Сложно доверять незнакомцу, гораздо проще верить кому-то со схожими интересами или проблемами.
3. Выполняйте обещания или предупреждайте заранее, если не можете этого сделать
Чтобы команда работала, её члены должны понимать, что могут положиться на своих коллег. Без уверенности, что на других можно положиться и те спокойно примут часть задач на себя, мало кто захочет стремиться к общей цели. Иногда задача оказывается гораздо сложнее, чем предполагалось. Но если вы тянете до последнего, чтобы сказать команде, что не успеете сдать работу вовремя, вы показываете себя ненадёжным. Сообщайте о проблемах, как только они возникают, и обсуждайте новые условия.
4. Говорите «нет», когда имеете в виду «нет»
Иногда вы просто не можете сделать ещё одну задачу или одолжение, о котором просит коллега. Большинство из нас с раннего возраста запрограммированы доставлять удовольствие другим людям, поэтому мы боимся, что на нас повесят ярлыки «эгоист» и «не командный игрок», если мы откажем. Но если вы действительно не можете сделать то, о чём вас просят, гораздо честнее сказать «нет» и позволить человеку найти помощь в другом месте. Если вы скажете «да», но не сможете сделать обещанного, люди будут сомневаться в ваших словах.
Если вы не можете сказать «нет», ваше «да» ничего не значит.
5. Делитесь тем, что вы знаете, и тем, чего не знаете
Делитесь своими знаниями, но будьте открыты к тому, чтобы люди делились своими мнениями и позволяйте сиять другим. Если не знаете ответа на вопрос, скажите об этом. Нет ничего хуже всезнайки, который неправ. Парадоксально, но доверие к вашей компетенции выстраивается и тогда, когда вы признаёте, что не знаете всех ответов. Просьба о помощи показывает, что вы настоящий, а люди по большей части любят помогать.
Мы входим в новую команду с базовым уровнем доверия ко всем её членам. Этот уровень может быть низким или высоким, в зависимости от опыта и перспектив. Но начиная с этого момента, каждое взаимодействие — это возможность повысить или понизить уровень доверия. Со всем вышеперечисленным у вас появилось орудие, чтобы построить сильное основание для развития доверия в вашем коллективе.
2021, ООО «Альпина Диджитал»
Все права защищены