Что преподают в университете
Как я преподавал в университете и чуть не сошел с ума
Все это похоже на лавкрафтовский Иннсмут. Холодное, душное болото, медленно сводящее с ума. Стоит остаться здесь надолго, и тогда однажды необратимо станешь одним из них. День за днем здешняя атмосфера понемногу вызывает мутации: один месяц и у тебя уже нездоровый вид, один год – и уже проступают жаберные щели, десятилетие – и ты уже не сможешь жить в обществе нормальных людей. Более точной метафоры того, что значит быть преподавателем в российском вузе, трудно придумать.
Мне удалось два года подряд нырять в Иннсмутский залив без особых последствий. Сказалась нерегулярность и малая вовлеченность в жизнь кафедры – иначе меня ждали бы сумасшествие, бред, деменция.
Работа препода
«Владимир, вы что, пришли на работу пьяным?», «поставьте зачет, пожалуйста, я не могла прийти на него, потому что готовилась к родам», «на конференции по аксиологии будет водка, умоляю вас, закусывайте получше», — с какого-то момента эти и другие фразы вообще перестают удивлять. Кажется, что все так и должно быть: действительно, это же конференция по аксиологии, кто к нам пришел бы выступать, если бы не было бесплатного бухла? Профессиональные искажения преподавателя в каком-то смысле напоминают профессиональные искажения военного: и тем и другим жизненно важно вытравить у себя привычку удивляться.
В моем случае тоже не обошлось без насилия над сознанием, но все было сравнительно мягко, как в софтпорно. Минимальная ставка, не слишком много ответственности, хорошие группы (как минимум, никаких среднеазиатов и африканцев). Но все равно иногда хотелось схватиться за голову и бежать – прямо в окно, спуститься по водосточной трубе и рвануть домой под ледяной душ. Вообще, само по себе преподавание – это легко и просто, тем более с нынешними студентами. Они умные, сообразительные, но вареные и ленивые, среди них мало откровенных хамов, зато в моду вошло пассивно-агрессивное поведение.
Когда я только начинал выступать перед аудиторией, был словно на стимуляторах: готовился по четыре часа к лекциям, придумывал небанальные примеры и финты. Почему бы не провести пару при свечах (так докладчики не смогут читать рефераты с листа и мы посмотрим, кто из них реально готовился!). Почему бы не провести занятия в парке? И прочее и прочее. Спустя два года мой день нередко выглядел так: 11 утра, как раз возвращаюсь с дружеской попойки, которая шла почти сутки – я не готовился, но ведь и они тоже, верно? Всем плевать, и я не самый последний в этом списке.
Болото, настоящее болото – кинь в него энтузиаста и завтра найдешь его труп, с ног до головы покрытый плесенью и мхами. Пустые глаза студентов не стоят того, чтобы их зажигать, помещения, выкрашенные в зеленый цвет и пахнущие затхлостью, не стоят того, чтобы в них возвращаться. С другой стороны философия и журналистика – это не науки и даже не дисциплины. Было бы достаточно пройти двухнедельные курсы, чтобы усвоить все, что разжевывают и кладут прямо в рот парализованным на пять лет студентам.
В первый раз меня отстранили от работы за то, что написал на доске слово «жопа» (кажется, пытался объяснить что-то из диалектики Гегеля). Во второй раз я дотянул лямку подписанного контракта и ушел. Мне жутко думать о том, что сейчас происходит с теми, кто остался.
Преподавательский состав
В общественных местах и, особенно, в транспорте вы наверняка встречали этих странных людей. Они одеты вроде бы и неплохо, но как-то помято и блекло, а на дне их глаз с поволокой словно пробиваются ростки картофеля. Терпите их, жалейте их, ведь эти люди – преподаватели вузов и они так же неприспособленны к реальной жизни, как панды или птицы додо.
Один из преподавателей, с которым мне повезло столкнуться на кафедре, выглядел и пах как бомж, после него приходилось проветривать помещение. Он ходил на пары не один, но вместе со своей дворнягой на поводке. Больше всего в жизни этот персонаж сокрушался из-за того, что Сталин не рискнул провозгласить себя императором и наследником дома Романовых. В общем, он был самым изрядным фриком, которого я видел в жизни.
Другой, невероятно добрый маленький старец, в 1993 году организовал партию, целью которой был выход республики Марий Эл из состава РФ и дальнейшего присоединения к братской Финляндии. Топит он за эту идею и по сей день, планируя в случае победы сделать свое родное село столицей финского анклава.
Мой научник вообще в виду своих профессиональных искажений (философ со стажем, high-level-марксист) не мог изъясняться по-человечески. На наших встречах он выдавал замечания в духе «У вас на пятнадцатой странице диссертации, второй абзац, габитус дискурса противоречит дискурсу габитуса. Надо переделать!». Я уверенно и деловито кивал, обещая исправить все буквально за месяц-полтора – на этом и строились наши отношения. Еще его как-то раз чуть не зарезали в Турции и ограбили в Южной Корее. При двухметровом росте и весе сто двадцать кило последнее кажется очень странным.
Примерно что-то похожее можно рассказать про каждого: университет меняет человека, заставляет всплыть самые потаенные и причудливые черты характера и закрепляя их в качестве основных. Если у преподавателя нет паранойи, он не шизоид и не показывает явных признаков горячки или перверсии, значит, он из того типа, который ни разу мне не встречался.
Студенты
Студенты выглядят и ведут себя как живая жижа с Планеты Микрон-8. Они открывают рты, задают глупые вопросы, того и дело капнут на парту тягучей возгрей из хлюпающего носа. Но они не тупые, черта с два! Умные, хитрые ублюдки, которые с первой же недели занятий поняли, что из себя представляет учеба на гуманитарной специальности. Они молоды, но недостаток жизненного опыта компенсируют чутьем, словно дикие звери. Едва нырнув в воды Иннсмута, они сразу же поняли, что здесь им ловить нечего – пустая мертвая гавань, полная распухших трупов менее осторожных существ.
Проследите за студентом в его естественной среде обитания: вот он сидит на паре и медитирует на абсолютную пустоту своей тетради. Он словно даосский святой, зарос мхом и из него можно делать целебные снадобья – настолько далеко сейчас его сознание. Но стоит ему выйти из аудитории – и это уже веселая, пышущая энергией макака, готовая спариваться, пить пивас, курить сиги, и гоготать так, что Сатана вздрогнет в своей Преисподней. Не могу сказать, что порицаю студентов: они просто тянут лямку и экономят силы на более важные вещи. Им едва восемнадцать, но они уже поняли, насколько система образования неадекватна современным реалиям. Мы учим их так, словно им уготовано стать менеджерами по рекламе тюри или журналистами в газете «Новости Уродска». В интеллектуальном плане вуз провинциального города — это как Фукусима после аварии или, если угодно, ересь в Warhammer 40K. Чем меньше студент проникнется ей, тем здоровее будет его семя и шансы дать здоровое потомство без мутаций.
В целом, все не так плохо, я сгустил краски для того, чтобы проявить фундаментальные (они же – самые пугающие) вещи, на которых стоит современное образование. Оно порочно, разрушительно, оно превращает прекрасных людей, жаждущих учить студенчество, в аморфные потусторонние объекты. В определенном извращенном смысле я очень полюбил и привязался к коллективу обеих кафедр, но не могу ужиться с тем, из какого абсурда соткана учеба в университете. В Иннсмуте я предпочел быть Джеком Уолтерсом, а не одним из Deep Ones.
Декан, доцент, куратор, методист — кто все эти люди? Ликбез для первокурсника
Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? Адукар готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.
Студент — учащийся вуза.
Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!
Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.
Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.
Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.
Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:
Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.
Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт
Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.
Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.
Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.
Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.
К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.
Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой, как классного руководителя в школе. Он в курсе учебной, общественной, творческой и порой даже личной жизни каждого студента группы. Не удивляйся, если куратор приедет к тебе на чай в общежитие: в его обязанностях следить за условиями проживания своих подопечных.
Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как к ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре ).
Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.
Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.
Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.
Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).
Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.
Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).
Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).
Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.
Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Профессия преподаватель в ВУЗе: Как освоить? Как попасть на работу в университет? Особенности
Мы расскажем о профессии преподавателя в университете. Рассмотрим все ее особенности. А также поведаем, как освоить профессию.
Что нужно преподавателю?
Потенциальный преподаватель должен идеально разбираться в дисциплине, которую он преподает. Также, учитель должен обладать достаточными коммуникативными знаниями. Для того, чтобы увлечь студентов определенной дисциплиной. Даже если она является очень узконаправленной.
Работать преподавателем в университете нужно ответственным людям. Сюда попадают только лучшие педагоги. Чтобы трудоустроиться в ВУЗ, необходимо обладать достаточными навыками для преподавания. А также дипломом об окончании университета. Как минимум, магистерским.
Должности преподавателей университетов
Чтобы дойти до вершины карьерной лестницы в университете, подростку недостаточно будет только лишь закончить магистратуру. После поступления на работу, ему придется усердно трудиться. Постепенно взбираясь по карьерной лестнице. По одной ступеньке.
В университете есть несколько должностей. Все они идут по следующей иерархии:
Работа преподавателем университета подойдет далеко не для всех. Стать профессором могут только те люди, которые любят свою работу. Которым нравится преподавать. И которые готовы посвящать работе в университете все свое свободное время.
Как пойти работать в университет?
Чтобы стать преподавателем университета, подростку предстоит пройти через следующий путь:
В одни университеты очень легко устроиться. А в другие довольно сложно. Все зависит от того, где расположен университет. Насколько престижным он является.
Например, в регионах устроиться в университет очень просто. Вакансии в ВУЗах появляются часто. А, например, устроиться на работу в МГУ будет сложно. Там свободных мест практически нет. Да и повышаться в звании там тяжело. Нет гарантий того, чтобы свободные места будут даже на должность старшего преподавателя. Банального повышения может понадобиться ждать годами. Далеко не каждый преподаватель готов пойти на такое.
Какие обязанности есть у преподавателей?
Преподаватель университета имеет ряд обязанностей. Он должен:
Каждый преподаватель университета получает учебную нагрузку, которая равна девяти сотням часам в один учебный год. Каждый университет может сам регулировать нагрузку. Однако, преподаватель должен работать в университете не больше тридцати шести часов в неделю. Его права защищены с помощью трудового законодательства.
Уровень зарплаты
Зарплата у преподавателей в университетах довольно низкая. Средний ее уровень составляет около пятнадцати тысяч рублей в месяц. В городах-миллионниках она может держаться на уровне тридцати тысяч в месяц. Профессорам платят от тридцати до сорока пяти тысяч рублей. А еще, сотрудникам ВУЗа могут выдавать различные премии и дополнительные выплаты. Это будет возможно только в том случае, если у университета есть хорошее финансирование.
Чему учат в высших учебных заведениях
Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения – институты, университеты, творческие вузы.
Институты ведут подготовку по массовым профессиям и специальностям (инженеры, врачи, учителя, экономисты, менеджеры, юристы, психологи и др.). Высшее образование предполагает, что специалист (бакалавр, магистр) способен решать задачи определенного класса сложности самостоятельно, то есть думать, искать оптимальные решения и ответственно их принимать.
Высшее образование позволяет самостоятельно отбирать необходимую информацию, создавать новые технологии, генерировать нестандартные идеи; предоставляет возможность карьеры и личностно-профессионального роста (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура).
Содержание любого высшего образования состоит из трех частей: углубленное общее образование, включающее известные школьные предметы, «основы наук» (математика, физика, химия, графика, технология, литература); общекультурное образование (история культуры, философия, социология, педагогика, психология, информатика); специальное образование (в соответствии с профессиональной направленностью, например расчет и конструирование автомобилей или проектирование литейных цехов, кардиология или поэзия эпохи Возрождения).
Понятно, что набор учебных дисциплин определяется профилем вуза, особенностями специализации. По многим учебным дисциплинам студенты выполняют курсовые работы и проекты, научно-исследовательские работы, проходят практику.
Объем и интенсивность самостоятельной работы студента растут от семестра к семестру. Осваивать чужое знание, перерабатывать его, рационально использовать – здесь одного запоминания, выучивания, повторения недостаточно. Необходимо управлять своим образованием.
Завершается высшее образование созданием интеллектуального продукта – дипломных работ или проектов, высокое качество которых наилучшим образом характеризует профессиональную квалификацию. Умный работодатель обязательно спросит о теме дипломной работы.
Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры, будущих академиков и профессоров. Университетское образование имеет отличия. Во-первых, студент с младших курсов занимается научной работой. Во-вторых, учебный план в университете более индивидуален. В-третьих, здесь практикуются междисциплинарные курсы, формирующие научное мировоззрение, расширяющие кругозор. Выпускник университета – универсальный специалист.
Творческие вузы (художественные, театральные, литературные, кинематографические, музыкальные) готовят уникальных специалистов, которыми может стать не каждый – нужен талант. Еще до вступительных экзаменов абитуриенту необходимо выдержать творческий конкурс: спеть, сыграть, нарисовать, слепить, написать, прочитать. Всему этому можно и нужно научиться в системе дополнительного образования и самообразования.
Чему учат в училищах и техникумах
Профессиональное обучение осуществляют курсы, студии, центры. Они обучают «массовым профессиям» (бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др.). Так называемое производственное обучение на рабочих местах тоже вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования: используется показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.
Система профессионального образования готовит специалистов различной квалификации – от рабочих низких разрядов до профессионалов высочайшей квалификации, будь то токарь или фрезеровщик, повар или парикмахер, учитель или ученый.
Специалистов рабочих профессий обучают в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимо образование – расширенный кругозор, углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятка два предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов.
От специалистов рабочих профессий на производстве в первую очередь исправного исполнения того, чему они научились. Но их образованность позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально. Надо успевать за изменениями техники и технологии. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень образования еще выше: учебные дисциплины те же, что и в институтах; объем и интенсивность самостоятельной работы выше; могут выполняться дипломные работы или проекты. Сроки обучения, конечно, увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут проводиться лабораторные работы, лекции, семинары. От «техников» на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.
Как сдавать экзамены
Подготовка к экзаменам для вас продолжалась в течение всей учебы в школе. Экзамены – это возможность показать, на что вы способны. Конечно, если вы ничего не знаете, эти советы вам не помогут. Тем же, кто имеет прочные знания, наши рекомендации помогут справиться с волнением и произвести благоприятное впечатление на экзаменатора.
1. К концу дня экзаменаторы, как правило, менее придирчивы. Они чаще останавливают, задают меньше дополнительных вопросов. Тем, кто не уверен в своих знаниях, лучше идти позже. Но, с другой стороны, к концу экзамена, как правило, «кончаются» хорошие оценки. Срабатывает стереотип «лучшие идут первыми».
2. Последними идут те, кто больше, чем на тройку, не рассчитывают. Отвечать в последней группе могут позволить себе те, у кого крепкие нервы. Лучше всего идти четвертым-пятым в первой пятерке: у вас будет достаточно времени на подготовку, пока будут отвечать первые. Это известно многим. Поэтому приходите сдавать экзамен пораньше.
3. Если у вас хорошая зрительная память, то страница учебника или конспекта сама всплывет перед глазами. Важно сосредоточиться и успокоиться. Закройте глаза, расслабьтесь, вспомните что-нибудь приятное. Когда включитесь в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Начинайте с вопроса, который вы знаете хорошо. Не надо паниковать, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Если вы что-то знали раньше,то в памяти всплывет нужная информация.
4. Если никак не удается вспомнить какое-то определение, формулу, – оставьте на листочке пустое место и вернитесь к этому позднее. Если время на исходе, составьте хотя бы краткий план ответа. Никогда не xoдите отвечать с чистым листком, даже если на 100 % уверены в успехе. Этим вы проявляете пренебрежение к экзамену. Как известно, несколько конкретных цифр и фактов производят большее впечатление, чем абстрактные рассуждения по теме.
5. Прежде чем идти отвечать, понаблюдайте за поведением экзаменатора: как он слушает, какие вопросы задает, что ему нравится, а что – нет.
6. Отдельно поговорим о шпаргалках. Человек, пользующийся шпаргалкой, находится в состоянии стресса. При этом резко уменьшается объем оперативной памяти, потому приходится переписывать чуть ли не каждое слово. Да еще руки трясутся. Редкий преподаватель не обратитнатакого человека внимание.
7. Несмотря на то, что вы знаете ответы на вопросы билета, запишите несколько первых фраз. Если вы уже готовы, – отдохните. Понаблюдайте, как отвечают товарищи – это может пригодиться.
8. Психологи советуют говорить в 3–4 раза больше, чем экзаменатор.
9. Если говорите только вы, трудно поддержать обратную связь с экзаменатором. Если экзаменатор говорит больше, создается впечатление, что отвечает он. И то и другое нежелательно. Если экзаменатор не дает вам обратной связи, то трудно понять, какое впечатление вы производите. Поэтому берите инициативу в свои руки. Провоцируйте высказывания, выдерживая паузы и задавая риторические вопросы. Терпеливо слушайте.
10. Если экзаменатор неоправданно перебивает вас, максимально сократите паузы. При этом следует говорить быстро, уверенно и достаточно громко. Обидно бывает, когда преподаватель объясняет вам то, что вы сами прекрасно знаете. В этом случае необходимо перехватить инициативу.
11. Успешность вашего ответа во многом определяется четкостью вашей речи. Проглатывание окончаний, нечеткая дикция, торопливая речь могут произвести на экзаменатора плохое впечатление.
12. Если при подготовке к ответу у вас есть возможность нарисовать график или схему – не упускай ее. Особенно эффектно выглядит рисование по ходу ответа: вы показываете свободное владение темой. График – «вещественное доказательство» ваших знаний.
13. Не теряйте нить ответа, чтобы не испортить общее впечатление. Поддерживайте темп ответа, интонационно выделяйте особо важные определения, не стесняясь их повторять. Если вам уже нечего сказать, а экзаменатор ждет продолжения ответа, перефразируй уже высказанные мысли. Когда вы излагаете хорошо усвоенный материал, акцентируйте внимание на своем ответе интонацией и ритмом.
14. Среди факторов, влияющих на оценку, определенное место занимает уровень знаний предыдущего отвечающего. Обратите внимание, на чьем фоне вы будете отвечать. Если это был посредственный ответ, вы будете смотреться лучше. Значит, если предыдущий абитуриент отвечал плохо, вы должны продемонстрировать совершенно иной стиль ответа. Например, если он мучительно долго подбирал слова, то вы говорите в быстром темпе. Если же ваш предшественник утомил преподавателя своей болтовней, отвечайте спокойно, взвешивая каждое слово.После неудачника отвечать, как правило, легче.
15. Самые дальновидные учащиеся стараются не пропускать консультации. Уровень вопросов к преподавателю говорит об уровне их подготовки к экзаменам. Вы должны внимательно следить, как преподаватель отвечает на них. Это даст вам представление о требуемом уровне знаний, о характере преподавателя и его притязаниях.
Как управлять стрессом
План темы:
— технология аутотренинга «как выпустить пар»;
— десять шагов уверенности в себе
Есть только одна непобедимая сила в жизни, и эта сила – «Радость». Каждый раз, когда вам что-то не удается, когда вы хотите преодолеть все препятствия и добиться результатов, побеждайте любя и радуясь. Улыбка ускорит вашу победу и развернет ваши силы. Слезы и уныние отодвинут вашу победу далеко от вас.
Стресс и дистресс
Большинство людей в ситуации экзамена испытывает чувство беспокойства, тревоги, неуверенности в себе.
Любой экзамен – это стресс. От того, насколько успешно вы будете справляться со стрессом, зависит не только ваша оценка, но и самочувствие.
Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказывается более успешной, чем в спокойных обстоятельствах. Спортсмен на соревнованиях обычно показывает лучшие результаты, чем на тренировках, благодаря стрессу. Такое состояние называетсяэустресс. Эустресс – это активизирующий стресс. Когда напряжение становится слишком сильным, возникает чрезмерная суетливость. На пользу здоровью это не идет. Такой стресс называетсядистресс. Дистресс – разрушительный стресс. Именно его следует избегать.
Таким образом, саморегуляция – это искусство пользоваться преимуществами эустресса и избегать дистресса.
Что происходит с человеком в стрессовом состоянии? В состоянии эустресса пульс учащается до 90–100 ударов в минуту, в состоянии дистресса – свыше 100 ударов при уменьшении пульсовой волны. При эустрессе артериальное давление повышается умеренно. При дистрессе возможны два типа реакции: или резкое повышение артериального давления, или его резкое падение. Дыхание в состоянии эустресса обычно усилено. При дистрессе оно становится учащенным. Характерна реакция кожи на стресс. При эустрессе происходит покраснение, при дистрессе – побледнение или появление красно-белых пятен на коже. Эустресс вызывает ощущение тепла, иногда чувство «жара». Дистресс чаще всего сопровождается ознобом.
Посмотрим, как изменяется протекание психических процессов в стрессовом состоянии. Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Задача, которую предстоит решить, видится особенно четко. Деятельность прогнозируется на несколько ходов вперед. Расширение объема внимания дает удивительное ощущение собранности. Память при эустрессе тоже улучшается. Человек быстрее и успешнее запоминает, с легкостью вспоминает забытое.
В состоянии дистресса ухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии. При дистрессе нарушается речь. Человек «проглатывает» буквы и слова, заикается, употребляет слова-паразиты «типа», «как бы», «так сказать», «это» и другие.
Когда стресс перерастает в дистресс, проявляются трудности в управлении вниманием. Человек не может сконцентрироваться на решении задачи или, наоборот, не может переключиться на другие вопросы.
Качество мышления при дистрессе ухудшается. Мысль вращается как в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Характерная особенность мышления в состоянии стресса – сужение сознания. Отсюда и нечувствительность к юмору. Не стоит шутить с человеком в состоянии стресса. Он шуток не поймет. Ведь чувство юмора предполагает мгновенное переключение с одной точки зрения на другую, необычную точку зрения.