Что превратило обломова в апатичного лежебоку

Тест по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Вопросы по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Вопросы по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1. Какие вещи стали символом «обломовщины»?

Символами «обломовщины» стали халат, домашние тапочки, диван.

2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче­ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно­стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди­вана.

3. Какова функция сна Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Глава «Сон Обломова» рисует идиллию патриархальной кре­постной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обло­мов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка — как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие «обломовщину».

4. Можно ли Обломова назвать «лишним человеком»?

Н.А. Добролюбов о, что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть «лишним людям». Но «лишние люди» предшествующей литературы были окружены неким ро­мантическим ореолом, казались сильными людьми, исковеркан­ными действительностью. Обломов же тоже «лишний», но «све­ден с красивого пьедестала на мягкий диван». А.И. Герцен гово­рил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

5. В чем состоит особенность композиции романа И.А. Гон­чарова «Обломов»?

Композиция романа И.А. Гончарова «Обломов» характеризу­ется наличием двойной сюжетной линии — романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Оль­ги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман построен на контрастности образов: Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына, Захар — Анисья. Вся первая часть романа представляет собой об­ширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом воз­расте.

6. Какую роль играет в романе И.А. Гончарова «Обломов» эпилог?

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав­ственно?

Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде­лала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспита­ние.

8. Как в романе И.А. Гончарова «Обломов» показана сложная взаимосвязь рабства и барства?

Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому — судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти — он становится нищим.

9. Что такое «обломовщина»?

«Обломовщина» — социальное явление, заключающееся в лени, апатии, инертности, презрении к труду и всепоглощающем стрем­лении к покою.

10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, пере­ломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обло­мова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

11. Можно ли считать Штольца положительным героем романа И.А. Гончарова «Обломов»?

Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстраст­ной, рациональной. Он схематизированный, неестественный че­ловек.

12. Охарактеризуйте Штольца из романа И.А. Гончарова «Об­ломов».

Штольц — антипод Обломова. Он активный, деятельный чело­век, буржуазный делец. Он предприимчив, всегда к чему-то стре­мится. Взгляд на жизнь характеризуют слова: «Труд — образ, со­держание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Но Штольц не способен испытывать сильные чувства, от него веет рассчитанностью каждого шага. Образ Штольца в художествен­ном отношении схематичнее и декларативнее образа Обломова.

Комическое и трагическое в романе И. Гончарова «Обломов»

Я считаю, что “Обломов” Гончарова — это роман-трагикомедия: в нем много трагического, но немало и комических сцен, где автор смеется во весь голос.

Одна из главных трагедий этого произведения — трагедия самого Обломова, главного героя повествования. Илья Ильич Обломов — потомственный дворянин, молодой человек 32—33 лет. Автор дает нам его портрет: “Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи”. Гончаров показывает читателю во всех подробностях быт Обломова, дает нам понять, что это человек нравственно погибающий. “По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала… могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память”; “Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием”. Но почему же один из героев романа, морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов, нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, “Обломовка была почвой, на которой росла обломовщина; гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от своих усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба”. В этом и есть трагедия Обломова. Он, еще недавно чем-то увлекавшийся, медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. И никто уже не может вернуть его к жизни, возродить в нем интерес к этой жизни.

Трагичен в какой-то степени и Штольц. На первый взгляд, это новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности. В отличие от Обломова, доброго и сердечного, автор описывает нам Штольца как некую машину: “Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул… цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца”. Читая роман дальше, мы приходим к выводу, что трагедия Штольца — в его ненатуральности, он почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно. Гончаров неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор тем не менее в душевности, доброте, сердечности видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. И хотя он рисует почти идеальным образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость, неестественность.

Итак, Гончаров убедительно доказал читателю, что Обломов и Штольц — два совершенно разных человека.

Я считаю, что истоки трагедии обоих героев — в их воспитании.

Обломовцы — хранители традиций древности. Так же, как Обломов, проводили свое время и его отец, дед, прадед; из поколения в поколение передавалась обломовская утопия, представление о человеке, гармонично сосуществующем с природой. Трагедия здесь заключается в том, что мечта Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невозможных.

Причина неестественности Штольца — также воспитание, на этот раз “правильное”, рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может быть не только в том, что герой умирает, но и в том, что он живет строго по плану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Она— как точный график времени отправления поездов, а сам он поезд, идущий строго по расписанию, хотя и очень надежный, но все же искусственный. Его идеал — достижение материального достатка, комфорта, личной устроенности. Прав Чехов, который писал: “Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный малый, а я ему не верю… Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен”.

Трагична дальнейшая судьба Захара: он сделался нищим. “Все лицо его как будто прожжено было багровой печатью от лба до подбородка. Нос был, сверх того, подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные… На нем была ветхая шинель, у которой недоставало одной полы, он был одет в галоши на босу ногу, в руках держал меховую, совсем обтертую шапку”. После смерти хозяина Захару некуда было идти. Все его помыслы были связаны с Ильей Ильичей, которого он искренне любил.

Но в то же время в романе есть очень много сцен, над которыми читатель смеется от всей души. Многие из них касаются взаимоотношений Захара и Ильи Ильича. Достаточно вспомнить сцену в конце первой части произведения, как слуга будил своего хозяина. Или, скажем, сцена в начале второй части, на обеде у Ольги. Обломов, волнуясь, набрал себе столько печенья, что все гости начали поглядывать на него и ждать, как он будет все это есть.

До сих пор читатели восхищаются замечательным романом Ивана Александровича Гончарова, в котором комическое неотделимо от трагического, как, впрочем, и все в нашей жизни.

«Обломов- «голубиная душа» или «лишний человек»?»

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов», написанный в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году, был не особо дружелюбно принят читателем. Дело в том, что публика привыкла к интригующим сюжетам с неожиданными развязками, а роман представлял собой совсем иное, он был насквозь пронизан тонким психическим анализом. Это произведение обличало истинного представителя барского сословия России тех лет, раскрывая все грани его натуры — как положительные, так и отрицательные — без прикрас. Русский барин предстает перед нами во всей красе в лице Ильи Ильича Обломова. По ходу романа он сталкивается с различными жизненными ситуациями и проблемами. Проанализировав его реакции на них, попытаемся сделать вывод, кто же Обломов — «голубиная душа» или «лишний человек». Какие черты прежде всего бросаются нам в глаза? Безусловно, во-первых, это лень. Лень присуща каждому, дело только в ее количестве и ее роли в жизни человека. У доброй половины человечества она, слава богу, находится в подчиненном положении, проявляется нечасто и не мешает добиваться целей в своей жизни. У других же лень занимает положение хозяина и собирает вокруг себя сотни невыполненных обещаний (включая, самое главное, обещания, данные себе) и, как следствие, десятки бесцельно прожитых лет. Так вот Обломов как раз и относится ко вторым, можно даже сказать, что он их достойный представитель. Нисколько не удивительно, что лень сопровождают изнеженность, скука, апатия… По ходу повествования мы замечаем в Илье Ильиче и положительные качества — это миролюбие, доброта, стремление к высокому. А любовь к Ольге чуть было кардинально не изменила всё его бытие… Но еще одно небольшое препятствие на пути к новой жизни, и Обломов сдался! Почему же это произошло? Ответ на этот вопрос несложно получить, заглянув в картины его детства. Ни для кого не секрет, что характер формируется не только под влиянием внутренней борьбы и выбора, но и под влиянием внешних факторов — к ним относится и воспитание. Погружаясь в «Сон Обломова», мы видим маленького Илюшу. Он окружен апатичной средой, создаваемой его родственниками и самой природой. Он утопает в океане ласки и заботы. То есть он живет всё в таком же спокойствии и бездействии, как и сейчас. Но это не сегодняшний Обломов. Он, как и любой ребенок, живо интересуется происходящим, желает принять участие в строительстве жизни. И, как из любого ребенка, из него можно слепить всё, что угодно. Так вот чрезмерная любовь матери к ребенку сделала свое дело. У человека при такой опеке просто не было другого пути развития, как стать таким же человеком, главным отличием которого от других является неспособность трудиться (и это даже не считается должным ему, барину), принимать самостоятельные решения и смело действовать безо всякой поддержки. Так вот такие свойства характера Обломова, как миролюбие, мечтательность, стремление к тихому уюту, могут послужить основанием для того, чтобы называть его «голубиной душой». Такой человек, безусловно, имеет право на жизнь. Но жизнь Обломова превращается в существование, ведь его лень и идущие за ней по пятам другие отрицательные черты характера настолько сильны, что перекрывают собой всё то хорошее, что могло бы возвысить человека над другими, имей он хоть толику целеустремленности и трудолюбия. Но никто не беспокоится о привитии Илюше этих важнейших качеств, только благодаря которым жизнь человека может стать насыщенной, яркой и успешной. Существование же Обломова было полной противоположностью такой многогранной жизни, оно так же тихо и спокойно закончилось, как и началось. Он не сделал ничего примечательного, да и не стремился к этому. Самое великое, что было в его жизни, это любовь к Ольге. Но даже такое чувство не оказалось настолько сильным, чтобы победить старый уклад жизни, чтобы заставить Обломова довести задуманное до конца. Обломов не произвел особого влияния ни на одну судьбу, что и говорить о следе в истории… В общем и целом, Обломов — человек, проведший жизнь только в свое удовольствие. Хотя вряд ли он его получил, ведь его душа жаждала большего, а он никаких своих великих помыслов не реализовал. Так вот теперь можем сделать вывод: Обломов, без сомнения, «голубиная душа». Но такие люди, как он, не несут никакой пользы общественности, своей стране, а даже наоборот — ведут к ее деградации. Причины развития именно такой личности нам уже понятны, и мы можем только ее пожалеть и честно сказать, что она, то есть Обломов, — «лишний человек».

Сочинение: Хрустальная душа Обломова в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Гончаров писал роман «Обломов» в течение двенадцати лет. Отдельно публиковался «Сон Обломова», который сам автор называл увертюрой всего произведения. Роман вышел в свет лишь в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Главный герой произведения — уникальный персонаж в мире русской литературы. Ее индивидуальность обычно подчеркивается словосочетанием «хрустальная душа», которое полностью характеризует Обломова.

В дом к Илье Ильичу часто приходят люди, они ценят в нём собеседника, пытаются выяснить его мнение по поводу происходящих в городе событий и просят поучаствовать в том или ином мероприятии, но ничто не вызывает у Обломова интерес. Ничто не заставляет его встать с дивана и принять участие в жизни. Самый заветный и счастливый образ, греза Обломова – это имение его детства – Обломовка. Там, в этом земном раю для Ильи Ильича и была настоящая жизнь. Тот образец, к которому он стремится приблизить жизнь нынешнюю. Из нее он вынес те идеалы, которые притягивают к нему людей: он добр, отзывчив и равнодушен ко многим порокам современного ему общества. Но вместе с тем он вынес и недостатки: ему не хватает решительности, смелости и готовности принять поражение. Когда он влюбляется в Ольгу, то совершает благородные смелые поступки – например, заступается за неё, чтобы отстоять честь девушки. Но ему не хватает духа идти дальше. Хрустальная душа Ильи Ильича не готова принять грязь и боль мира. Ему страшно. А вдруг не получится? Человека, которого лишали инициативы в детстве, постоянно преследует страх неудачи, поражения. Он не знает, что поражение – часть пути к победе. У него нет таких примеров в опыте.

Андрей Штольц не зря столь тепло отзывается о своём друге, о его душевных качествах. Обломов хочет добра, мира и покоя для всех. Зачем волнения, страсти, переживания? Зачем так мучить себя? У него нет душевных сил на борьбу. Он не знает, что мрачная сторона жизни тоже обогащает душу. Что негативный опыт делает нас мудрее.

Обломов в какой-то степени обречен, так как боязнь запятнать и разрушить свою прекрасную фантазию, мечту о том, что могло бы случится, о реальную жизнь заставляет его хранить свою духовную чистоту, так и не обогатив её тем, что есть в настоящей жизни. Он добровольно лишает себя мира, обкрадывает свою душу, потому что не может принять всего, что есть в этом мире.

Обломов добр, он не хочет страдать, но не хочет страданий и для других. Гончаров снисходительно относится к своему персонажу. Он понимает, что в Илье Ильиче есть и положительные, и отрицательные стороны. Вероятно, именно это и делает Обломова настоящим.

Даже сам герой осознаёт, что в его душе, будто клад, спрятаны какие-то хорошие чувства, добрые намерения, но безынициативность, воспитанная в нём Обломовкой, и неумение выстоять перед жизненными неурядицами, похоронили это светлое начало в его душе навсегда. Не дали возможности прорасти и силе духа и воле, которые, без сомнений, могли быть воспитаны в этом человеке в других условиях.

СочиненияСочинение: Роль второстепенных персонажей в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

СочиненияИтоговое сочинение: Как Вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?

Источник

ВИКТОРИНА по роману И. А. Гончарова «Обломов» «ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЛИ ВЫ ЧИТАТЕЛЬ?»

Почему Обломов лежит на диване?

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. И. А. Гончаров.

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан еще в дореформенное время. В нем автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века. Сюжет романа — это жизненный путь Ильи Ильича Обломова, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа — это обломовщина — образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя; но главное — это отсутствие труда, практическая бездеятельность. Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений.

В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому обломовщину можно назвать «господствующей болезнью» того времени. Суть обломовщины раскрывается Гончаровым посредством изображения жизни Обломова, большую часть которой герой проводит, лежа на диване, мечтая и строя всевозможные планы. Что же мешает ему встать с этого дивана?

На мой взгляд, основная причина бездеятельности Обломова — это его социальное положение. Он — помещик, и это освобождает его от множества занятий. Он — барин, ему не надо ничего делать — за него все сделают слуги. У Ильи Ильича никогда даже не возникало желания делать что-то самому, хотя винить его в этом не стоит, так как это — следствие воспитания. А воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения. Родился Илья Ильич Обломов в Обломовке — этом «благословенном уголке земли», где «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого», нет «ни страшных бурь, ни разрушений», где господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое спокойствие.

Жизнь в Обломовке была однообразной, здесь страшно боялись каких бы то ни было перемен. В имении Обломовых традиционным был полуденный «всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти». И маленький Илюша рос в этой атмосфере, он был окружен заботой и вниманием со всех сторон: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка Илюши сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.

А учение Илюши у Штольца таковым и назвать трудно. Причины для того чтобы мальчик не поехал в школу, родители находили самые различные, вплоть до нелепых и смешных. Таким образом, живя в таком доме и в таком окружении, Илья Ильич все больше «пропитывался» обломовщиной, в его сознании формировался постепенно идеал жизни.

Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, несколько детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать — любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительности, которую он был не в состоянии принять. («Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?») Итак, реальность Обломов не приемлет, она его пугает. А есть ли у Ильи Ильича конкретная цель в жизни, если не считать той обломовской идиллии? Нет. А есть у него какое-нибудь дело, которому бы он полностью отдавался? Тоже нет. Значит, и вставать с дивана незачем. Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окружавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти.

Но ведь Обломов — человек с «чистым, верным сердцем», с гармоничной, цельной, возвышенной, поэтической душой, в которой «всегда будет чисто, светло, честно», таких людей мало; это «перлы в толпе». Но Обломов не нашел применения своему огромному нравственному, духовному потенциалу, он оказался «лишним человеком», его развратила сама возможность ничего не делать. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек мог бы стать поэтом или писателем, может быть, учителем или революционером. Но, в любом случае, он принес бы пользу окружающим, не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, обломовщина его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.

Вопросы и ответы к роману И. А. Гончарова «Обломов» (№2)

1. Какие вещи стали символом «обломовщины»?

Символами «обломовщины» стали халат, домашние тапочки, диван.

2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче­ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно­стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди­вана.

3. Какова функция сна Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Глава «Сон Обломова» рисует идиллию патриархальной кре­постной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обло­мов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка — как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие «обломовщину».

4. Можно ли Обломова назвать «лишним человеком»?

Н.А. Добролюбов о, что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть «лишним людям». Но «лишние люди» предшествующей литературы были окружены неким ро­мантическим ореолом, казались сильными людьми, исковеркан­ными действительностью. Обломов же тоже «лишний», но «све­ден с красивого пьедестала на мягкий диван». А.И. Герцен гово­рил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

5. В чем состоит особенность композиции романа И.А. Гон­чарова «Обломов»?

Композиция романа И.А. Гончарова «Обломов» характеризу­ется наличием двойной сюжетной линии — романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Оль­ги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман построен на контрастности образов: Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына, Захар — Анисья. Вся первая часть романа представляет собой об­ширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом воз­расте.

6. Какую роль играет в романе И.А. Гончарова «Обломов» эпилог?

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав­ственно?

Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде­лала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспита­ние.

8. Как в романе И.А. Гончарова «Обломов» показана сложная взаимосвязь рабства и барства?

Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому — судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти — он становится нищим.

9. Что такое «обломовщина»?

«Обломовщина» — социальное явление, заключающееся в лени, апатии, инертности, презрении к труду и всепоглощающем стрем­лении к покою.

10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, пере­ломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обло­мова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

11. Можно ли считать Штольца положительным героем романа И.А. Гончарова «Обломов»? Материал с сайта //iEssay.ru

Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстраст­ной, рациональной. Он схематизированный, неестественный че­ловек.

12. Охарактеризуйте Штольца из романа И.А. Гончарова «Об­ломов».

Штольц — антипод Обломова. Он активный, деятельный чело­век, буржуазный делец. Он предприимчив, всегда к чему-то стре­мится. Взгляд на жизнь характеризуют слова: «Труд — образ, со­держание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Но Штольц не способен испытывать сильные чувства, от него веет рассчитанностью каждого шага. Образ Штольца в художествен­ном отношении схематичнее и декларативнее образа Обломова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

Источник

Ответы по литературe для 11 класса. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А.Гончарова «Обломов»)

И.А. Гончаров работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России. Это роман о том, как в условиях крепостнической действительности гибнет, теряет жизненную перспективу человек, как он превращается в лентяя, в лежебоку, в никому ненужное существо.

Главный герой романа – Обломов – сложный и противоречивый образ. На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он родился и воспитывался.

Илюша не был приспособлен к самостоятельной жизни, за него всегда все делали взрослые, а он жил «в праздности, в покое». Любые попытки деятельности в маленьком Илюше сразу же подавлялись. Стоит ему что-нибудь пожелать, как сразу же его желания исполняли трое слуг.

Но не только барство формирует характер Илюши. Жизнь в Обломовке по-своему полезна и гармонична: русская природа, любовь и ласка матери, русское хлебосольство. Именно такая жизнь для Обломова является идеальной, поэтому герой не принимает «петербургскую жизнь», для него она холодна и лишена души. Все здесь направлено на карьеру и деньги. У героя же совершенно другие идеалы.

Поэтому он решает для себя, что лучше оставаться «обломовцем», но сохранить человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным.

Обломов постоянно лежит на диване не только потому, что может ничего не делать как барин, но и потому, что он не хочет жить в ущерб своему нравственному достоинству. Ничегонеделание Обломова – это своеобразный протест и отрицательное отношение к жизни и интересам современных герою людей.

Штольц пытается вывести Обломова из апатичного состояния – знакомит его с Ольгой Ильинской. Илья Ильич влюбляется в Ольгу. Постепенно чувства к ней углублялись, развивались, но всякий раз Обломов контролировал себя. Илья Ильич любил Ольгу, но и знал свои возможности, свои силы. Он понимал, что вряд ли может ли дать ей счастье.

Мне кажется, что бегство Обломова от Ильинской можно расценивать и как слабость, и как чувство ответственности за человека, которого он любит.

Год спустя после разрыва с Ольгой Обломов живет в домике Агафьи Пшеницыной. Эта женщина ничего от него не требует, потакает всем его прихотям героя. Такая жизнь была для Обломова идеальной, она напоминала ему жизнь в Обломовке. Здесь герой и остался до конца своих дней.

Гончаров показывает, как неплохой от рождения человек, человек «с золотым сердцем» отходит назад, теряет все. Возможности прекрасного человека не реализованы в жизни6 «Что сгубило тебя, Илья?» – «Обломовщина!»

Но это правда лишь наполовину. Есть и другая часть правды – это страшное, тяжелое противоречие между практической деятельностью человека и духовными принципами его существования. Это противоречие и погубило Обломова. Он не нашел в себе сил войти в действительность и изменить ее к лучшему.

Сочинение: Причина бездеятельности Обломова

В своём самом известном творении, романе «Обломов», русский писатель И.А. Гончаров изобразил жизнь российского дворянина Ильи Ильича Обломова. Добродушный, но наивный и ленивый толстяк целыми днями валяется на диване, в пыльной квартире, нигде не работая и ни к чему не стремясь. Его родовое имение находится в упадке, а сам он едва не стал жертвой мошенников, и только благодаря своему лучшему другу — Андрею Штольцу, смог выйти из этой опасной ситуации. В итоге он умер в возрасте тридцати трёх лет, оставив после себя только сына, воспитание которого целиком упало на плечи Штольца. В чём же причина такого финала? Почему Илья Ильич стал тем, чем он стал?

Во сне главный герой видит картины из своего детства. Родовое гнездо его семьи — Обломовка, представляет из себя поистине райское место с прекрасным климатом и чистым небом, островок тишины и покоя в океане бурной и тревожной жизни. Таковы и обитатели этого места, добрые и спокойные люди, которые любой ценой стремятся отгородиться от внешнего мира. Так, крестьяне без зазрения совести бросают умирать живого человека только потому, что он чужак, а мать Обломова даже боится читать почту, ведь там она может прочитать плохие новости. В таком инкубаторе Илья, окружённый всеобщей заботой и любовью, прожил всё своё детство, отрочество и юность. Само-собой, ничего хорошего из такого воспитания выйти не могло. Покинув отчий дом, мужчина оказался совершенно не приспособленным к испытаниям внешнего мира. Устроившись на простую работу государственного чиновника, он не смог справится даже со своими минимальными обязанностями. В конце концов, будучи не в силах выдержать темп повседневной суеты, он ушёл в отставку и предпочёл полноценной жизни постепенную деградацию. Спустя много лет все его родственники умерли, а поместье пришло в упадок. В итоге после смерти барина Обломовка вышла из своей изоляции, став частью остального мира. Идиллия Обломова исчезла, и уже никогда не возродится.

Гончаров, как и множество других писателей XIX, видел порочное разложение дворянского сословия, угасание некогда великих семей. Показав оторванность привилегированного класса от остального мира, он предсказывал его неминуемое падение и гибель.

Автор: Михаил Щепин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Иван Александрович Гончаров работал над романом “Обломов” в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права. Этот роман о том, как в условиях крепостнической действительности барский человек гибнет и теряет жизненную перспективу, превращаясь в лентяя, ни на что не годного. Илья Ильич Обломов — сложный и противоречивый образ. Он ленив, целыми днями лежит в постели, не имея никаких жизненных ориентиров и целей. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью это было его нормальным состоянием. Внутренний мир героя полон светлых фантазий о будущем, которые он уже много лет не претворяет в жизнь. С чем же связана его апатичность? Детство играет важную роль в жизни и формировании характера Ильи Ильича Обломова. Он родился и провел ранние годы жизни в родовом имении Обломовке, которая оставила неизгладимое впечатление в душе героя. Именно тогда зародились в нем лень и апатия. В первую очередь, на характер Ильи Ильича повлияло воспитание. Жителей деревни не волновали “ни сильные страсти, ни отважные предприятия”. Помещики Обломовы весь день готовились к обеду, после чего вся деревня погружалась во “всепоглощающий, ничем непобедимый сон”. Все родственники окру

Пассивность: как избавиться от синдрома Обломова

Сегодня довольно много объективно здоровых молодых людей ведут образ жизни помещика Обломова. Они, как и Илья Ильич, проводят свои дни, не отрывая тела от дивана. Они не утруждают себя никакой деятельностью, не беспокоятся о благополучии своих домочадцев. Эти Обломовы целыми днями предаются мыслям о том, как надо правильно и счастливо жить. Они сутками напролет мечтают об уютной безмятежной и безбедной жизни на каких-то экзотических островах. И никакие проблемы: увольнение с работы, угроза выселения из квартиры из-за неуплаты, перспектива стать холостяком не могут сдвинуть их с насиженного места. Знакомая картина? Пассивность современников уже перестает быть проблемой, важной исключительно для трудолюбивой и работящей «слуги» Обломова, роль которой в настоящее время мужественно выполняет вторая половина. Можно утверждать, что пассивность нынешнего поколения стала причиной многих негативных социальных явлений. Пассивностью современников можно объяснить появление на политической арене клоунов, устраиваемые представления которыми способны рассмешить только психически нездоровую особу. Синдром Обломова – виновник того, что наши многострадальные граждане терпят над собой издевательства и бесчеловечные опыты со стороны чиновников. Пассивность – причина того, что из-за нежелания молодежи грызть гранит науки во многих сферах наблюдается явный застой в развитие на уровне совдепии. Что представляет собой синдром Обломова? Пассивность – это сформированный стиль поведения человека, являющийся следствием негативных качеств личности. Синдром Облома подразумевает сочетание семи «Б»:

У современного Обломова, как и у литературного прототипа, отсутствует всякая инициатива, и не наблюдаются побуждающих мотивов к деятельности. Граждане с синдромом Обломова – психологически слабые и незрелые личности. Они не способны активно, энергично и адекватно действовать. Они не могут доводить выполняемое задание до логического конца. Им чуждо принимать на себя ответственность за их реальное положение. Чем опасна пассивность: вред от синдрома Обломова
Субъект, страдающий синдромом Обломова – слабак с хрупким внутренним стержнем, испытывающий явный дефицит энергетики. Такой индивид часто попадает в плен разных пагубных зависимостей, ведь у него попросту не хватает энергетического потенциала противостоять соблазнам. Современный Обломов глубоко погружается в свой внутренний мир. Он может десятилетиями размышлять о причинах и предназначении собственной пассивности, анализировать свое прошлое и настоящее. Но он трусливо избегает выполнения каких-то действий, чтобы изменить свою действительность. Пассивность по своей сути является своеобразным показателем того, что субъекта одолевает навязчивый непреодолимый страх перед жизнью. Такая персона панически боится каких-то новшеств и изменений. Пассивного человека разъедает изнутри тревога из-за того, что он какими-то своими действиями повредит своему беспечному существованию. Пассивность – свидетельство, что человек по своей натуре трус. Этого показатель того, что индивид испытывает фобический страх перед обществом, боится конкуренции, не решается вслух заявить о собственной жизненной позиции. Таким образом, все свои негативные переживания: недовольство, разочарование, обиду он загоняет вглубь и годами аккумулирует в своем внутреннем пространстве негатив. Со временем запасы негативных ощущений награждают Обломова депрессией, патологическими страхами, бредовыми идеями и иными психотическими «прелестями». В итоге пассивность приводит к тому, что жизнь пролетает мимо современного Обломова. В старческие года он начинает болезненно осознавать бессмысленность прожитых лет. Ведь пассивность помешала ему добиться поставленных целей и осуществить желанные мечты. К тому же Обломовы на старости лет мучительно переживают свое одиночество, ведь терпеть пожизненную пассивность близкого человека хватает мужества у очень немногих людей. А завести и воспитать благодарное потомство пассивной особе не позволила лень.
Почему возникает синдром Обломова: истоки пассивности
Синдром Обломова нередко возникает после ситуаций, которые выбили человека из колеи. Такими обстоятельствами могут быть:

Возникшая пассивность – результат того, что в какое-то мгновение человек почувствовал, что весь мир ополчился против него. В такой момент он не находит сил преодолевать трудности и не может противостоять неприятностям. Воспоминания о прошлом причиняют субъекту душевную боль. Размышления о будущем его пугают. И на ум приходит решение – чтобы не стало еще хуже, чем есть сейчас, лучше попросту ничего не предпринимать и бездействовать. Со временем у субъекта формируется привычка – избегать ответственных решений и бездельничать. Такой особе становится все сложнее выполнять даже банальные действия. В итоге человек позволяет другим принимать за него решения и навязывать чужие интересы. Зато у Обломова присутствует «стабильность», ведь в жизни нет беспокойства, суеты, волнений и потрясений. Существует и иной взгляд на происхождение пассивности. Некоторые ученые считают, что лень – врожденное чувство. Пассивность – своеобразный «подарок» родителей в виде набора этаких «генов Обломова». А если быть точнее, то пассивность – врожденный дефицит у человека генов, отвечающих за производство белков, функции которых – регуляция энергобаланса организма. Проведенные эксперименты на животных показали, что генетически измененные мышки, являясь объективно здоровыми, ленились выполнять любые виды двигательной активности. Причем даже существующий у грызунов голод не становился стимулом, чтобы подойти к кормушке. Поэтому не стоит пассивного Обломова насильно сгонять с дивана: вполне возможно, что его бездеятельность – результат врожденной нехватки генов. Как избавиться от пассивности: устраняем синдром Обломова
Логически рассуждая, можно сделать вывод: от синдрома Обломова пользы нет, есть один только вред. Судьба любит энергичных, активных, целеустремленных людей. Поэтому от пассивности необходимо однозначно избавляться. Как преодолеть синдром Обломова? Попрощаться со своей прошлой ленью и начать действовать. Шаг 1. Берем на себя ответственность за собственную жизнь Это довольно трудное действие – взять на себя ответственность за происходящее. Такой шаг доставляет некий дискомфорт и требует мужества, но он необходим. Поэтому отказываемся от претензий и обвинений в адрес других людей. Признаем, что нынешняя ситуация существует только из-за наших особенностей и собственной пассивности. Шаг 2. Продумываем свой график на каждый день Чтобы преодолеть пассивность, необходимо четко знать, что конкретно будешь делать завтра. Поэтому заранее планируем график на следующий день. Не забываем мельчайшие детали. Отводим время для приятных занятий. Шаг 3. Определяем цель на будущее Пассивность – следствие того, что человек вообще не знает, что он хочет от жизни. Чтобы избавиться от синдрома Обломова следует избрать для себя одну глобальную цель и расписать ежедневные шаги для ее достижения. Например, мечта человека – объездить весь мир. Что он может сделать сегодня? Знакомиться со странами заочно, читая о них информацию и смотря видеосюжеты. Выучить английский язык для комфортного общения с иностранцами. Узнать предложения туристических компаний и выбрать агентство с наиболее подходящими вариантами. Просчитать, сколько средств необходимо для путешествия и продумать, каким образом можно заработать такую сумму. Шаг 4. Меняем свои привычки Бездеятельность – это вредная привычка, от которой нужно избавляться. Как преодолеть пассивность? Заиметь полезные привычки. Через силу каждый день выполнять зарядку и принимать прохладный душ. Приобретать полезные и свежие продукты и готовить для себя вкусный завтрак. Ухаживать за своим телом и одевать его в красивое убранство. Одним словом – делать для себя полезные и приятные вещи. Шаг 5. Покидаем зону комфорта Чтобы избавиться от синдрома Обломова, нужно в первую очередь лишить себя возможности лежать на удобном диване. Встать, выйти во двор и прогуляться. Встретить старых приятелей и мило побеседовать с новыми знакомыми. Съездить на дачный участок и перекапать огород. Открыть список вакансий и обзвонить подходящие варианты. То есть принудительно заставить себя предпринимать какие-то действия. Шаг 6. Избавляемся от навязчивых страхов Чтобы победить страх, необходимо посмотреть ему в глаза. Если человек боится контактов с противоположным полом из-за имевших место проблем на личном фронте, необходимо заводить как можно больше новых знакомств и организовывать встречи. Если субъект не решается начать новый бизнес из-за краха предыдущего, необходимо начинать с небольших коммерческих мероприятий и участвовать в некрупных проектах, гарантирующих выигрыш. Шаг 7. Раскрываем свои сильные стороны Не существует абсолютно бездарных и неспособных людей. У каждого человека есть свои таланты. Кто-то в совершенстве владеет английским. Другой человек готовит потрясающие кулинарные шедевры. Третий пишет стихи не хуже Есенина. Четвертый может потягаться в вождении автомобиля с самим Шумахером. Пятый – непревзойденный охотник. Необходимо отыскать свои способности и их развивать. Как это сделать? Не бояться пробовать себя в новых начинаниях. Даже если на каком-то поприще свершится неудача, нужно помнить: отрицательный результат – тоже результат, а точнее – полезный опыт.

Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

«Обломов» кажется предельно простым и ясным произведени­ем, содержание и смысл которого легко обозначить фразой: изобра­жается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказы­вается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком. Вспоминается при этом, что А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение. Роман появился накануне отмены крепостного права в России, того самого уклада, который порождает Обломовых.

«Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же вре­мя общественно-психологический роман. Автору удается раздвинуть узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не толь­ко в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.

Автор поднимает в своем романе целый ряд проблем. Прежде все­го, это драма умственного и нравственного развития героя, изображе­ние того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки и через какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними.

Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, — вспоминал он позднее, — у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обло­мовщине».

Сюжет романа прост и ясен. Он заключается в изображении борь­бы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.

Чтобы понять характер Обломова и найти объяснение его пас­сивности, апатии, необходимо вслед за автором изучить историю жизни героя. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я … такой. », перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сла­достным видением в сне Ильи Ильича. Любовью и умиротворением веет из этих глубин человеческого бытия. Легенды и сказки, былины и притчи формируют сознание, рождают поэтическую мечтатель­ность главного героя. Вынесенное из глубин детства и отрочества чувство внутренней свободы Обломов пытается сохранить в окру­жающей его действительности. Именно поэтому служба, лишенная человеческого взаимопонимания, друзья, мечтающие только о карь­ере, женщины, не способные любить, отторгаются Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам: «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». Но такого Обломова, тонко чувствующего, сохранившего внутреннее достоинство, удается увидеть не сразу. Вина Ильи Ильича состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше.

Апатию и лень, малодушие и эгоизм в Обломове породили ги­перболизированная опека старших, ограниченность стремлений, от­решенность, закрытость от реальной жизни, желание оградить, убе­речь от возможных проблем. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй («хрустальной») души. Обломов не понял себя, не осознал в себе человека, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой Гончарова так и остался обломком того несовер­шенного мира, который пытался подчинить его себе.

Трагична судьба главного героя романа Гончарова, но разве это вина одного Обломова? «Наше имя легион», — скажет Илья Штольцу и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обло­мовщины, заглушили в себе волю, силу духа, ради успокоенности, собственного благополучия? Этот вопрос звучит на страницах рома­на и будоражит не одно поколение читателей. В этом высочайшая ценность произведения Ивана Александровича Гончарова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *