Что превыше честь или жизнь
Сериал «Ваша честь» драма, 2021г: все 1, 2, 3, 4 серии подряд в HD. Содержание, сюжет, смотреть онлайн на More.tv
Жанр: драма, криминальный фильм
Режиссер: Константин Статский
Продюсер: Александр Стариков (II), Андрей Анохин, Надежда Гарева-Рехтер, Вячеслав Муругов (ген.), Максим Рыбаков, Жора Крыжовников
Количество серий: 8 серий
В ролях: Олег Меньшиков, Алексей Серебряков, Владислав Миллер, Ольга Тумайкина, Дарья Урсуляк, Ростислав Бершауэр
В 2017 на экраны вышел многосерийный проект, ставший впоследствии основой для американского ремейка. Дошла очередь и до России – уже намечена премьера русской версии сериала «Судья» на more tv и названы подробности сюжета. Спешим скорее сравнить новинку с оригиналом и рассказать все, что знаем о ней.
Описание сериала «Ваша честь»
«Ваша честь» в оригинале – это история судьи Михи Алкоби, который вот-вот готовится возглавить давно желаемый пост. Все идет к повышению, пока его сын не сбивает мотоциклиста и не скрывается с места аварии. Выясняется, что сбитый человек – сын местных мафиози. Если подросток признается – его жизни угрожает серьезная опасность.
А теперь переносимся в Россию. В приморском городе на страже закона и порядка служит Михаил Романов – местный успешный судья. Мужчина за время своей работы успел прослыть неподкупным и принципиальным – это тот самый судья, который вершит правосудие. Но все меняется, когда объектом суда становится его собственный сын.
Сюжетная линия сериала «Ваша честь»: в чем суть?
События фильма разворачиваются в небольшом приморском городке. В районном суде там работает Михаил Романов. Он известен, как принципиальный человек, который чтит закон и всегда стоит на страже его. Справедливость для него на первом месте. Но однажды Романов встает перед сложным выбором.
Сын Михаила — 17-летний повеса. Он не разделяет взгляды отца. И его нельзя назвать послушным сыном и законопослушным гражданином. На машине отца, которую он угнал, Антон сбивает мотоциклиста. И просто уезжает с места дорожного происшествия. Сначала у Романова-старшего нет даже сомнений. Сын должен понести заслуженное наказание. Он готов сам отвезти сына в полицию. Но потом Михаилу становится известно имя мотоциклиста. Это сын опасного криминального авторитета Даниил Разин. Год назад Михаил огласил приговор по делу его отца, отправив того за решетку. Если ему станет известно, кто сбил сына, Антону не жить.
Романову нужно сделать выбор: сохранение своих принципов, правосудие или жизнь сына. И действовать нужно быстро. Михаил не может потерять Антона. Он начинает подтасовывать улики, чтобы скрыть преступление. Только сам Антон не просто не мучается угрызениями совести, но и мешает отцу. И неизвестно, к чему приведут такие действия. Поймет ли Антон свои ошибки? Примет ли то, на какие жертвы придется пойти его отцу? И чем закончится эта криминальная история?
Ниже можно ознакомиться с содержанием серий, датой выхода и онлайн просмотр сериала на More.tv с 2 декабря 2021. Можно смотреть все серии подряд в хорошем качестве.
Интересные факты
1-я серия. Плоть от плоти (выход 2 декабря 2021), смотреть онлайн
Михаил Романов — судья приморского города. Мужчина славится принципиальностью и неподкупностью — закон и справедливость для него превыше остального.
Но ситуация изменится, когда на кон встанет жизнь собственного сына. Так, Романов узнает, что его несовершеннолетний отпрыск Антон сбивает на машине мотоциклиста и скрывается с места преступления.
Для просмотра нажмите на спиннер.
3-я серия. Презумпция (выход 16 декабря 2021), смотреть онлайн
Михаил без колебаний решает отвезти сына в полицию, чтобы юноша признался и понес наказание. Вскоре выясняется, что сбитый мотоциклист — Даниил Разин.
Для просмотра нажмите на спиннер.
4-я серия (выход 23 декабря 2021), онлайн просмотр
Сын опасного криминального авторитета, которого судья собственноручно отправил за решетку год назад. Романов понимает, что признаться в аварии — обречь Антона на верную гибель.
Честь прежде разума
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Honor Before Reason. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Иду на вы! | » |
— Святослав Игоревич |
« | И родилась новая максима, до которой не додумался древний Учитель: «Благородный муж — это дурак, который носится со своим благородством как с писаной торбой и поэтому всегда паршиво кончает». | » |
— Б. Акунин, «Планета Вода» |
« | Честь? А что это за чертовщина? Каждый судит по-своему. Её не выпьешь. Её не трахнешь. Чем у тебя её больше, тем тебе хуже; а если её вовсе нет, тебе ничуть не жалко. | » |
— Коска, «Прежде чем их повесят» |
« | Если твои принципы привели к такому концу, какой от них был прок? | » |
— Антон Чигур, «Старикам тут не место» |
Как мы уже знаем, быть добрым персонажем очень непросто. А в данном тропе тем или иным персонажем движет не доброта, а честь. Герой придерживается определённой линии поведения, принимая лишь те решения, которые считает «правильными», даже если они далеко не самые практичные. Это может быть как слепая приверженность букве закона, так и собственный негласный набор неких правил и установок (не бей лежачего, пощади сдавшегося, не нападай под покровом тьмы и т. п.). Очень часто это приводит к вполне закономерному результату. Враги таких «людей чести» нередко используют особенности характера героя против него самого.
Можно сказать, что данный штамп включает в себя тех персонажей, для которых соблюдение определённых правил поведения важнее собственной жизни. Они верят в этот набор правил, именуя это честью, и никогда не станут их нарушать, даже если это приведёт к их собственной смерти или смерти близких. Сами они объясняют это примерно следующими словами: «лучше умереть с честью, чем жить в бесчестии».
Как следует из названия тропа, одолеть такого персонажа в войне или политических интригах довольно просто, поскольку для него важнее «поступить правильно», чем победить врага. А у врага, напротив, может не быть никаких положительных намерений по отношению к другим, и он не скован никакими этическими нормами.
Но всё же при последовательном и грамотном прописывании характера такого персонажа он и его деяния могут начать восхищать зрителей и читателей, разжигать в их сердцах пламя идеализма и заставить очень переживать в случае его смерти или неудач. Почему? Да потому, что выживать, руководствуясь правилами чести, может только неописуемо крутой герой. Тогда как при неудачном исполнении такой сюжетный ход может привести лишь к тупому самопожертвованию героя, которое, кроме раздражения, ничего не вызовет.
Всё это вовсе не означает, что руководствующийся честью человек всегда будет поступать «по-доброму», и это отличает троп от соседнего. Нередко бывает, что, напротив, руководствуясь ей, человек поступает более жестоко, чем не обременённый этим. Например, следуя чести и букве закона, персонаж может привести в исполнение казнь оступившегося, хотя ему ничего не стоило бы отпустить его — но это было бы «бесчестно».
Содержание
Примеры [ править ]
Литература [ править ]
Русскоязычная [ править ]
из казны моей я пожалую, Твоим братьям велю от сего же дня по всему царству русскому широкому Торговать безданно, безпошлинно.
На других языках [ править ]
— Не может быть! Не может быть, чтобы вы намеревались выйти за стены замка, где мы столько раз давали отпор врагу; чтобы встретились с ним в открытом поле, когда у него тысячи воинов против наших двух сотен. … — … Как я покажусь среди рыцарей, если нарушу обещание сразиться, оробев перед валлийцем и его голыми дикарями? … Давая обещание встретиться с валлийцем в открытом поле, — объяснил Раймонд Беренжер, — я имел в виду дать ему равные со мной возможности. Именно это я подразумевал, и именно так он меня понял. Следовать только букве, но не духу моего обещания — значит не сдержать его. Мы не выступим, пока последний из валлийцев не перейдёт мост. А тогда… — А тогда, — продолжил Деннис, — мы выйдем навстречу своей смерти.
Кино [ править ]
Но он противник — лучше не бывает: Ты упадёшь — а он не добивает! Ударишь в спину — и не ждёшь ответ! Интеллигенту от себя спасенья нет!
Сочинение Честь дороже жизни
В нашей жизни присутствует множество различных социальных аспектов, навязываемых обществом. Этих социальных аспектов или устоев мы, так или иначе, обязаны придерживаться, ведь они и являются главным корректором поведения человека. Любой человек, так или иначе, привязан к какому либо человеческому чувству или понятию, и одно из наиболее значимых из них является честь.
Честь – важнейшая составляющая в человеческой жизни. Честь это то, насколько человек уважает себя, насколько точно о придерживается моральных рамок, которые он сам себе установил, не совершает ли он противоправных действий, которые так или иначе могут запятнать его честь, оставив след на всю жизнь. Это одно из самых важных социальных маркеров в человеческом обществе, маркеров, которые тем или иным образом контролируют наше поведение, не давая совершать какие-либо глупости или неверные поступки.
Каждый из нас слышал о важности такого понятия как честь хотя бы раз в жизни. И это верно, ведь необходимо беречь и улучшать свою честь с каждым прожитом днём, чтобы после не стало стыдно за то, что ты сделал ранее. Честь это некая мерная единица, которая обозначает доброту человека, его верность принципам, моральной составляющей человеческой жизни. Потому многие люди, которые уже успели приобрести горький опыт, советуют беречь молодым честь смолоду, чтобы впоследствии им не стало стыдно за свою молодость.
Беречь честь смолоду, это один из наиболее частых советов, который можно услышать от старшего поколения. И ведь они правы, потому как беречь честь смолоду это одна из главных задач человека. И вот почему. Если же вы запятнали свою честь в раннем или юношеском возрасте, это клеймо останется на вашей личности на всю жизнь. Впоследствии чрезвычайно трудно скинуть с себя этот снежный ком, который навалился за всё то время, пока вы не вспоминали о деяниях, совершенных в прошлом. Потому человек и обязан помнить о своей чести, совершать только те поступки, которые украсят его личность и честь, а не погубят и то, и другое.
Таким образом, сделав вывод из всего вышесказанного, мы видим, что честь одно из наиболее важных понятий в человеческой жизни, и очень важно беречь честь смолоду, потому как если ты сбережёшь свою честь смолоду, то впоследствии все будут тебя уважать и ценить как человека чести, а если же нет, то, мягко говоря, относиться к тебе будут не очень хорошо.
Честь дороже жизни
Популярные сочинения
Что такое человек и какие качества и недостатки он несет в себе? Основных теорий сотворения человека две.
Зима ‒ сказочная пора. В это время природа засыпает. Но снег превращает ее в белое царство. Много людей не любят зиму. Ведь она пугает нас холодом, морозом.
Новое в блогах
Понимается всеми сословиями общества и во все времена не одинаково.
Поэтому и говорят преступившему что-либо: «Нет у тебя ни чести, ни совести». Сохранение чести в чистоте дело очень сложное и дорогостоящее. Вплоть до стоимости жизни.
Муки совести тоже не подарок. Поэтому частым пожеланием на Руси, да и не только на Руси, было пожелание и завет потомкам жить по чести и совести.
В жизни мы практически всегда сталкиваемся с дилеммой: поступить по совести и не замарать свою честь или получить какую-либо выгоду, чаще материальную, поступившись честью. На востоке это можно приблизительно сравнить с понятием кармы, которая портится и которая способна передаваться от поколения к поколению. Давно подмечено, что люди добросердечные способны очень переживать о своих, проблемных, с точки зрения совести, поступках или не поступках.
И если человек в своей душе уверен что честь имеет и это соответствует восприятию личности окружающими людьми, то он действительно имеет чистую совесть и незапятнанную честь. Берегите свою честь, делайте добро, сейте любовь, боритесь со злом.
С детства взрослые помогают нам сделать правильный выбор, тем самым, развивая в нас личные достоинства. Взрослея, человек уже сам начинает создавать себе репутацию.
Доброе имя и честная совесть проявляются в самых незначительных мелочах, а затем и в более значимых жизненных ситуациях. Человеку, так или иначе, приходиться делать выбор, хоть это и не всегда бывает легко.
Но у знаменитого немецкого философа Артура Шопенгауэра немного другое виденье чести.
Он выдвигает несколько классификаций видов чести, а именно гражданская, служебная и половая, каждая из которых имеет дальнейшие разновидности.
Гражданская честь исходит из предпосылок, что каждый человек уважает права другого и никогда не посмеет воспользоваться для своей выгоды не дозволенными средствами.
Эта честь служит условием для участия во всяком мирном общении. Ни один человек не может обойтись без гражданской чести, и «она есть дело весьма серьезное, легкого отношения к которому должен остерегаться каждый». Нарушающий доверие и веру утрачивает их навсегда, что бы он потом ни делал и кто бы он ни был.
Философ убежден, что эта честь имеет отрицательный характер. Она рассматривается, как противоположность славе с ее положительным характером.
Служебная честь требует почтительное и добросовестное отношение к должности ради своих коллег и приемников путём пунктуального исполнения своих обязанностей.
Разновидности служебной чести будут: честь чиновника, врача, адвоката, всякого официального наставника, даже всякого получившего ученую степень, то есть всякого, за кем официально признано право на известное занятие духовного характера и кто именно поэтому взялся за него.
А вот половая честь распадается по своей природе на честь женскую и честь мужскую, которые имеют прямое влияние на формирование института семьи, а также на сами семейные отношения.
Если о чести можно говорить как о более глубокой категории, которая формирует сразу несколько понятий, таких, как благородство и справедливость, то совесть не столь сложное понятие, но не менее значимое
Но, по мнению знаменитого советского и российского филолога Дмитрия Сергеевича Лихачёва, между честью и совестью есть одно существенное различие.
Совесть всегда исходит из глубины души.
Совесть никогда не бывает ложной. Она либо приглушённая, либо преувеличенная. Но представления о чести часто могут быть ложными, более того, они способны нанести огромный ущерб обществу. Дмитрий Сергеевич убежден, что в обществе понятие дворянской чести утратило свой смысл, но осталось такое понятие, как «честь мундира».
Её Лихачёв и называет ложной честью. Например, она заставляет руководителей отстаивать неудачные проекты или бороться с обществами, охраняющими памятники.
Филолог считает, что под так называемым «мундиром» уже не может биться сердце честного и совестливого человека. Таким образом, истинная честь всегда находится в гармонии с совестью. Ложная же честь является «миражом в пустыне», в нравственной пустыне человеческой души.
Безусловно, мораль имела большое значение в мировом развитие. Все мы это прекрасно понимаем. До наших времен дошло очень много пословиц и поговорок, посвященных теме чести и совести.
Например, «Совесть – глаз народа», «Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека», «Береги честь смолоду», «Честь мундира священна для командира». Честь и совесть всегда были главными категориями, делающими историю.
В средние века доблести и чести придавали невероятно большое значение.
Люди отстаивали ее, готовы были заплатить любую цену за неё.
Во все времена в высшем обществе любой знак неуважения, проявления трусости, бесчестия заканчивался дуэлью, потому что честь ценилась превыше всего, даже жизни.
Кроме того, важно отметить, что честь и совесть в условиях современного мира неразрывно связаны с таким понятием, как репутация.
Во-первых, человек, обладая данными качествами, будет вызывать доверие у других. Особенно это актуально сейчас, когда «людей чести» становится все меньше.
Например, в бизнесе очень сложно стать успешным и востребованным без чести. Можно заключить какую-либо сделку и обмануть своего партнера и получить легкую прибыль.
Однако, возможен такой вариант, что распространится слух о недобросовестном и бесчестном бизнесмене, который вызовет недоверие у партнеров. В результате с таким бизнесменом никто не захочет сотрудничать, опасаясь обмана и подлости.
Во-вторых, репутация, подкрепляемая совестью, обеспечивают некую надежность. Человек, проверенный временем, получает огромный «кредит доверия».
В дальнейшем это будет выгодно ему самому, ведь ему могут поручить любое, даже самое важное, дело. Или же просто его будут ценить друзья и близкие, ведь он никогда не подведет их и не предаст
Глава 3 Честь превыше всего
Глава 3 Честь превыше всего
«Я всякую себе могу обиду снесть,
но оной не стерплю, котору терпит честь».
А. П. Сумароков. О люблении добродетели
«… во всем блеске своего безумия».
А. С. Пушкин. Из публицистики
Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Рациональная схема иерархии социальных и моральных ценностей, обосновывавшая такое убеждение, сохраняла актуальность в XVIII веке, затем на смену ей пришли более сложные концепции общественного устройства, и постулат о нравственной высоте дворянина постепенно преобразовался в чисто этическое требование: «Кому много дано, с того много и спросится». (Эти слова не уставал повторять своим сыновьям великий князь Константин (поэт К. Р.) уже в начале XX века.)
Очевидно, в этом духе воспитывали детей во многих дворянских семьях. Вспомним эпизод из повести Гарина-Михайловского «Детство Темы»: Тема запустил камнем в мясника, который спас мальчика от разъяренного быка, а потом надрал ему уши, чтобы не лез, куда не надо. Мать Темы очень рассердилась: «Зачем ты волю рукам даешь, негодный ты мальчик? Мясник грубый, но добрый человек, а ты грубый и злой. Иди, я не хочу такого сына!
Тема приходил и снова уходил, пока наконец само-собой как-то не осветилось ему все: и его роль в этом деле, и его вина, и несознаваемая грубость мясника, и ответственность Темы за созданное положение дела.
— Ты, всегда ты будешь виноват, потому что им ничего не дано, а тебе дано; с тебя и спросится».
Подчеркнем, что решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал.
Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему много дано, потому что он должен быть именно таким. (Резкая критика дворянства дворянскими же писателями — Фонвизиным, Пушкиным и др. — обычно направлена на тех дворян, которые не соответствуют этому идеалу, не выполняют своего предназначения.)
Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь, point d’honneur. Согласно дворянской этике «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность и просто рассудительность. Граница между честью и бесчестием порой была чисто условной, Пушкин даже определял честь как «готовность жертвовать всем для поддержания какого-нибудь условного правила». В другом месте он писал: «Люди светские имеют свой образ мыслей, свои предрассудки, непонятные для другой касты. Каким образом растолкуете вы мирному алеуту поединок двух французских офицеров? Щекотливость их покажется ему чрезвычайно странною, и он чуть ли не будет прав».
Не только с точки зрения «мирного алеута», но и с позиции здравого смысла дуэль была чистым безумием, ибо цена, которую приходилось платить обидчику, была слишком высока. Тем более что часто дворянина толкали на дуэль соображения достаточно суетные: боязнь осуждения, оглядка на «общественное мнение», которое Пушкин называл «пружиной чести».
Тем не менее в этом «безумии», безусловно, был свой «блеск»: готовность рисковать жизнью для того, чтобы не стать обесчещенным, требовала немалой храбрости, а также честности и перед другими, и перед самим собой. Человек должен был привыкать отвечать за свои слова; «оскорблять и не драться» (по выражению Пушкина) считалось пределом низости. Это диктовало и определенный стиль поведения: необходимо было избегать как излишней мнительности, так и недостаточной требовательности.
Честерфилд в своих «Письмах к сыну» дает юноше четкие рекомендации на этот счет: «Помни, что для джентльмена и человека талантливого есть только два procedes [4]: либо быть со своим врагом подчеркнуто вежливым, либо сбивать его с ног. Если человек нарочито и преднамеренно оскорбляет и грубо тебя унижает, ударь его, но если он только задевает тебя, лучший способ отомстить — это быть изысканно вежливым с ним внешне и в то же время противодействовать ему и возвращать его колкости, может быть, даже с процентами».
Честерфилд поясняет сыну, почему необходимо владеть собой настолько, чтобы быть приветливым и учтивым даже с тем, кто точно не любит тебя и старается тебе навредить: если своим поведением ты дашь почувствовать окружающим, что задет и оскорблен, ты обязан будешь надлежащим образом отплатить за обиду. Но требовать сатисфакции из-за каждого косого взгляда — ставить себя в смешное положение.
Итак, демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения, — считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов. «Люди порядочные, — утверждал Честерфилд, — никогда не дуются друг на друга».
Искусство общения для человека, щепетильного в вопросах чести, состояло, в частности, в том, чтобы избегать ситуаций, чреватых возможностью попасть в уязвимое положение.
Ироническая фраза Карамзина: «II ne faut pas qu’?n honn?te homme m?rite d’?tre pendu» [5] имеет не только политический, но и нравственный аспект. Когда в повести Гарина-Михайловского мать отчитывает сына, бросившего камень в мясника, мальчик оправдывает себя тем, что мясник мог бы вывести его за руку, а не за ухо! Но мать парирует: «Зачем ставишь себя в такое положение, что тебя могут взять за ухо?» Параллель между тонкой сентенцией Карамзина и нравоучением для Темы выглядит несерьезно, но в основе этих столь далеких друг от друга рассуждений лежит близкое по типу мироощущение.
Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слов и в особенности «честного слова». Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль, но публичное же извинение делало конфликт исчерпанным. Нарушить данное слово — значило раз и навсегда погубить свою репутацию, потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным. Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую вину, давал честное слово застрелиться — и выполнял обещание. В этой обстановке повышенной требовательности и — одновременно — подчеркнутого доверия воспитывались и дворянские дети.
П. К. Мартьянов в своей книге «Дела и люди века» рассказывает, что адмирал И. Ф. Крузенштерн, директор Морского корпуса в начале 1840-х годов, прощал воспитаннику любое прегрешение, если тот являлся с повинной. Однажды кадет признался в действительно серьезном проступке, и его батальонный командир настаивал на наказании. Но Крузенштерн был неумолим: «Я дал слово, что наказания не будет, и слово мое сдержу! Я доложу моему государю, что я слово дал! Пусть взыскивает с меня! А вы уж оставьте, я вас прошу!»
Характерный случай рассказывает в своих воспоминаниях Екатерина Мещерская. (Напомним, что она описывает быт аристократов 10-х годов XX века.) Маленькая Катя, отчего-то невзлюбив князя Николая Барклая де Толли, красавца и дамского кумира, сочинила весьма обидный для него стишок и незаметно подсунула листок со своим произведением в салфетку столового прибора князя. Подозрение пало на князя Горчакова, и в воздухе запахло дуэлью. К счастью, старший брат Кати узнал почерк сестры и привел ее в офицерскую комнату объясняться. Когда девочка все рассказала, офицеры расхохотались, и только Горчаков молчал и оставался серьезным. «Дитя, — сказал он, строго на меня глядя, — вы даже не подозреваете, насколько для меня важны ваши слова. Вопрос идет о чести мундира… Понимаете?! Прошу вас дать сейчас, здесь, при всех честное слово, что никто из взрослых, понимаете, никто, а главное, из присутствующих здесь офицеров не помогал вам писать эти стихи». Катя торжественно дала честное слово, и конфликт завершился общим весельем. Честного слова ребенка оказалось достаточно, чтобы взрослые мужчины, уже готовые к дуэли, совершенно успокоились.
Дуэль как способ защиты чести несла еще и особую функцию: утверждала некое дворянское равенство, не зависящее от чиновничьей и придворной иерархии. Классический пример такого рода: предложение великого князя Михаила Павловича принести удовлетворение любому из семеновских офицеров, коль скоро они считают, что он задел честь их полка. Будущий декабрист Михаил Лунин выразил тогда готовность стреляться с братом императора. Менее известный, но аналогичный, в сущности, случай, о котором сообщает в своих воспоминаниях П. К. Мартьянов, произошел уже в 1840-х годах.
Один из батальонных командиров Морского корпуса, барон А. А. де Ридель, услышал, как один из старших гардемаринов выругался по адресу начальства, не разрешающего заниматься в классе ранее определенного часа. Поскольку это распоряжение исходило именно от Риделя, барон счел себя оскорбленным и заявил воспитаннику, что наказывать его не станет и жаловаться начальству не пойдет, но за оскорбление своей чести требует сатисфакции. Воспитанник решительно отрицал, что имел в виду оскорбить лично Риделя, но при этом не преминул поблагодарить командира за честь, которую он оказал ему своим вызовом.
И в том, и в другом случае дуэли не состоялись; поступки и Лунина, и Риделя уже современниками воспринимались как экстравагантные; но тем не менее самая возможность подобных ситуаций свидетельствует о существовании определенной нормы поведения, с которой люди так или иначе соотносят свои поступки.
Напомним, что дуэль была официально запрещена и уголовно наказуема; согласно известному парадоксу офицер мог быть изгнанным из полка «за дуэль или за отказ». В первом случае он попадал под суд и нес наказание, во втором — офицеры полка предлагали ему подать в отставку. Таким образом соблюдение норм дворянской этики приходило в противоречие с государственными установлениями и влекло за собой всякого рода неприятности. Эта закономерность давала о себе знать далеко не только в случае дуэли.
Дворянский ребенок, которому в семье внушались традиционные этические нормы, испытывал потрясение, сталкиваясь с невозможностью следовать им в условиях государственного учебного заведения, где он обычно получал первый опыт самостоятельной жизни.
В повести Гарина-Михайловского отец Темы, провожая сына в первый класс гимназии, в очередной раз рассказывает ему про то, как стыдно ябедничать, про святые узы товарищества и верность дружбе.
«Тема слушал знакомые рассказы и чувствовал, что он будет надежным хранителем товарищеской чести». Испытание ожидало его в первый же день: один из одноклассников нарочно «подставил» Тему и навлек на него гнев начальства. «Он понял, что сделался жертвой Вахнова, понял, что необходимо объясниться, но, на свое несчастье, он вспомнил и наставление отца о товариществе. Ему показалось особенно удобным именно теперь, перед всем классом, заявить, так сказать, себя сразу, и он заговорил взволнованным, но уверенным и убежденным голосом:
— Я, конечно, никогда не выдам товарищей, но я все-таки могу сказать, что я ни в чем не виноват, потому что меня очень нехорошо обманули и сна…
— Молчать! — заревел благим матом господин в форменном фраке.
В результате этого случая мальчика едва не выгнали из гимназии. Ни доводы его отца, генерала Карташева, о пользе «товарищества», ни горячие мольбы его матери считаться с самолюбием ребенка не произвели впечатления на директора гимназии. Он безапелляционно заявил огорченным и взволнованным родителям Темы, что их сын должен подчиняться не семейным правилам, а «общим», если хочет «благополучно сделать карьеру».
Нужно сказать, в этом он был совершенно прав. Верность кодексу дворянской чести никак не благоприятствовала успешной карьере ни во времена апофеоза самодержавного бюрократического государства 1830–1840-х годов, ни во времена демократических реформ 1860–1870-х годов. П. К. Мартьянов вспоминает, как один старый генерал объяснял, что мешает ему принимать участие в деятельности выборных органов власти или коммерческих учреждений: «… мы воспитаны в кадетских правилах — «честь прежде всего». Разве это доступно кулаку? Разве он поймет, что честь есть стимул всей жизни? Ему нужны только деньги, а как их достать — безразлично — только бы достать. Где же тут может быть точка соприкосновения между нами?»
Если «стимулом всей жизни» является честь, совершенно очевидно, что ориентиром в поведении человека становятся не результаты, а принципы.
Сын Льва Толстого, Сергей, утверждал, что девизом его отца была французская поговорка: «Fais се que dois, advienne que pourra» [6]. «Он всегда считал, что долг выше всего и что в своих поступках не следует руководствоваться предполагаемыми последствиями их». Как известно, Лев Толстой вкладывал в понятие долга свой, подчас неожиданный для общества смысл. Но самая установка: думать об этическом значении поступка, а не о его практических последствиях — традиционна для дворянского кодекса чести. Воспитание, построенное на таких принципах, кажется совершенно безрассудным: оно не только не вооружает человека качествами, необходимыми для преуспевания, но объявляет эти качества постыдными.
Однако многое зависит от того, как понимать жизненный успех. Если в это понятие входит не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека — чистая совесть, высокая самооценка и прочее, то дворянское воспитание предстает не таким непрактичным, как кажется.
Еще совсем недавно мы имели возможность видеть стариков из дворянских фамилий, чья жизнь, по всем житейским меркам, сложилась при советской власти катастрофически неудачно. Между тем в их поведении не было никаких признаков ни истерики, ни озлобления. Может быть, аристократическая гордость не позволяла им проявлять подобные чувства, а может быть, их и в самом деле поддерживало убеждение, что жили они так, как д?лжно?
Защита своей чести, человеческого достоинства всегда была нелегким делом в Российском государстве, традиционно равнодушном к личным правам своих подданных, пусть даже из «благородного» сословия. Дворянская этика парадоксальным образом несла в себе демократический заряд: она требовала, пусть только внутри одного сословия, уважения прав личности независимо от служебной иерархии. Правда, следовать этому требованию для нижестоящих было рискованно.
Н. А. Тучкова-Огарева приводит в своих воспоминаниях случай, бывший с ее отцом, тогда еще совсем молодым офицером, Алексеем Тучковым.
Он «стоял на крыльце станционного дома, когда подъехала кибитка, в которой сидел генерал (впоследствии узнали, что это был генерал Нейдгарт). Он стал звать пальцем отца моего.
— Эй, ты, поди сюда! — кричал генерал.
— Сам подойди, коли тебе надо, — отвечал отец, не двигаясь с места.
— Однако кто ты? — спрашивает сердито генерал.
— Офицер, посланный по казенной надобности, — отвечал ему отец.
— А ты не видишь, кто я? — вскричал генерал.
— Вижу, — отвечал отец, — человек дурного воспитания.
— Как вы смеете так дерзко говорить? Ваше имя? — кипятился генерал.
— Генерального штаба поручик Тучков, чтобы ты не думал, что я скрываю, — отвечал отец.
Эта неприятная история могла бы кончиться очень нехорошо, но, к счастию, Нейдгардт был хорошо знаком со стариками Тучковыми, потому и промолчал, — едва ли не потому, что сам был виноват».
В романе «Война и мир» описана близкая по духу сцена.
«— Ка-а-ак стоишь? Где нога? Нога где? — закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до Долохова, одетого в синеватую шинель.
Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала.
— Зачем синяя шинель? Долой. Фельдфебель! Переодеть его… дря…
Он не успел договорить.
— Генерал, я обязан исполнить приказания, но не обязан переносить… — поспешно сказал Долохов.
— Во фронте не разговаривать. Не разговаривать, не разговаривать.
— Не обязан переносить оскорбления, — громко, звучно договорил Долохов.
Глаза генерала и солдата встретились. Генерал замолчал, сердито оттягивая книзу тугой шарф.
— Извольте переодеться, прошу вас, — сказал он отходя».
Эти принципы поведения усваивались дворянином с детства, хотя ребенку отстаивать их было еще труднее. Упоминавшаяся уже сцена из повести Гарина-Михайловского, где Тема объясняется с разъяренным директором гимназии, закончилась следующим образом:
«Теме, не привыкшему к гимназической дисциплине, пришла другая несчастная мысль в голову.
— Позвольте… — заговорил он дрожащим, растерянным голосом. — Вы разве смеете на меня так кричать и ругать меня?
— Вон!! — заревел господин во фраке и, схватив за руку Тему, потащил за собой по коридору».
Обратим внимание, что и бесшабашный дуэлянт Долохов, и маленький гимназист Тема говорят об одном и том же: не смеете оскорблять! Это с малых лет воспитанное убеждение постоянно присутствовало в сознании дворянина, определяя его реакции и поступки.
Щепетильно оберегая свою честь, дворянин, конечно, учитывал чисто условные, этикетные нормы поведения. Но главное все-таки в том, что он защищал свое человеческое достоинство.
Обостренное чувство собственного достоинства воспитывалось и вырабатывалось в ребенке целой системой разных, внешне порой никак между собой не связанных, требований.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Польша превыше всего
Польша превыше всего Национальное самосознание поляков было чрезвычайно развито не только в государственных деятелях, профессорах или военных. Даже польские дамы, как могли, служили своей нации. Иван Аксаков считал, что польский патриотизм больше всего поддерживается
Правила неприкосновенности частной жизни, или частная жизнь — превыше всего. Занятия личного характера и бытовая деятельность
Правила неприкосновенности частной жизни, или частная жизнь — превыше всего. Занятия личного характера и бытовая деятельность Как и в случае с заголовком «Humour rules», данный заголовок («Privacy rules») можно интерпретировать в прямом смысле как «Правила неприкосновенности
ПРЕВЫШЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО…
ПРЕВЫШЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО… «ПРЕВЫШЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО иметь volto sciolto е pensieri stretti (открытое лицо и скрытые мысли. – итал.)» Честерфилд. Письма к сыну. Герой романа Бульвера-Литтона «Пелэм или приключения джентельмена» охотно делится с читателями своими наблюдениями
Глава 7. Любовь к Иисусу превыше всего
Глава 7. Любовь к Иисусу превыше всего Блажен, кто разумеет, что есть любить Иисуса и себя самого презирать ради Иисуса. Надо оставить возлюбленное для возлюбленного, ибо хочет Иисус, чтоб Его одного более всего любили. Любовь к творению обманчива и непостоянна; любовь к
Глава 21. О том, что в Боге покой наш превыше всех благ и даров
Глава 21. О том, что в Боге покой наш превыше всех благ и даров Превыше всего и во всем, душа моя, да будет всегда в Боге твое успокоение, ибо Он всем святым покой вечный. Даруй мне, сладчайший и более всех возлюбленный Иисус, в Тебе успокоиться превыше всякого создания,
Глава 27. О том, что своя собственная любовь более всего отдаляет от верховного блага
Глава 27. О том, что своя собственная любовь более всего отдаляет от верховного блага Сын Мой, надо тебе всего себя отдать за все, и ничего своего не оставлять себе. Знай, что любовь к себе самому вредит тебе больше всего в здешнем мире. По мере любви и желания, какое ты в себе
Глава 34. Бог превыше всего и во всем для всех, кто любит Его
Глава 34. Бог превыше всего и во всем для всех, кто любит Его Вот мой Бог и все мое в Нем! Чего мне хотеть более и какого еще желать блаженства? О, желанное и сладкое слово, — но для того оно, кто любит Слово, а не мир, ни того что в мире. Мой Бог и все мое в Нем. Разумеющему
Флоренция превыше всего Жизнь Никколо Макиавелли Илья Бузукашвили
Флоренция превыше всего Жизнь Никколо Макиавелли Илья Бузукашвили В его жизни были взлеты и падения. Он познал сполна и милости Фортуны, и горечь поражений. Молва сделала из него жестокого циника, но он им никогда не был. Он умел хранить верность, извлекать уроки из
Глава шестая. Кровь и честь
Глава шестая. Кровь и честь Рохас Соррилья <109>в своих пьесах о жизни зажиточных буржуа в Мадриде описывает людей, не имевших никакого иного занятия, кроме флирта, и рассматривавших противоположный пол как основной объект развлечения. В пьесе Sin Honra No Hay Amistad[44] донья Хуана