Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая

Почему англичане топили свои же суда из арктических конвоев во время ВОВ

Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть картинку Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Картинка про Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая

«Арктическими конвоями» называли во времена Великой Отечественной войны курсировавшие вдоль северных границ СССР караваны судов, которые доставляли союзникам военную технику и гуманитарную помощь. Программа ленд-лиза была разработана США, чтобы помочь странам, оборона которых была стратегически важна для Америки.

По программе ленд-лиза Советскому Союзу поставлялись боеприпасы, медикаменты, продукты, военная техника и пр. За годы войны в арктические конвои вошло более 1400 судов. Они носили разные названия: «Дервиш», «PQ-1»—«PQ-18», «JW-51A» и т. д. Корабли выходили из портов Исландии и Великобритании. Пришвартовывались в Мурманске и Архангельске.

Опасное дело

Фашисты старались всячески воспрепятствовать доставке оборонного груза в территориальные воды СССР. Конвои жестоко обстреливались. Каждый поднимающийся на палубу моряк знал, что возвращение домой будет для него настоящим чудом.

Больше всего повезло первым кораблям. Немцы еще не знали о программе помощи Советскому Союзу, поэтому курсировавшие в северных водах британские эсминцы и крейсера не обстреливались. Однако в 1942-м все изменилось. В январе было торпедировано и затонуло торговое судно «Вазиристан» из конвоя PQ-7.

Раскусив новую стратегию союзников, фашисты подтянули свои силы к северным районам и начали регулярно отслеживать любые передвижения по морю. В ходе осуществления программы арктических конвоев англичане потеряли 16 боевых и 85 торговых судов, на которых погибло 3 тысячи моряков. Фашисты расстались с 30 подлодками, 40 самолетами, 3 эсминцами и одним линкором.

Камень на шее

Благодаря британцам СССР получил почти 5 млн тонн груза. Это порядка 30% всей помощи союзников за все годы войны. Груженые корабли конвоя шли по намеченному маршруту колонной. Их сопровождал «эскорт» — эсминцы и тральщики, которые должны были отбивать яростные атаки фашистов.

Несмотря на все усилия, потери союзников были огромны. Фашисты буквально истребляли британский флот. Со временем в конвои стали снаряжать самые старые торговые суда. Оценивая свои утраты — как финансовые, так и человеческие, — Великобритания поняла, что взялась за невероятно трудное дело.

Впервые эту мысль озвучил сэр Дадли Паунд, адмирал британского флота. Перед выходом в море очередного арктического конвоя РQ-16 он сказал, что эта миссия повисла на шее Англии тяжелым камнем.

Однако его бестактность стала известна советской стороне и впоследствии регулярно использовалась ею в холодной войне как аргумент против «расчетливых империалистов». Позднее Валентин Пикуль в романе «Реквием по каравану РQ-17» также нелицеприятно представил адмирала Паунда.

Замечание английского морского волка не осталось незамеченным и на его родине. Великобритания продолжала регулярно отправлять конвои в СССР, но между нашими странами установились натянутые отношения, проникнутые подозрительностью.

Когнитивный диссонанс

В ходе выполнения миссии арктических конвоев обнаружилась колоссальная разница между англичанами и русскими. После высказывания адмирала Паунда Британия поменяла тактику во имя сохранения своих людей.

Однако советские моряки не оставили судно. Героическими усилиями они погасили пожар и спасли такое необходимое вооружение. Нашим людям не приходило в голову, что оборонный груз можно бросить, ведь его ждала Красная Армия.

Источник

Вторая мировая: для чего разработали секретную английскую операцию «Бридфорд»?

Первая мировая война значительно укрепила армию Великобритании. В ней появились танковые и авиационные соединения. Ну, а флот англичан традиционно считался сильным и современным. Наверное, поэтому после окончания военных действий военное ведомство Великобритании как-то позабыло о некоторых аспектах своего флота. В частности, о торпедных катерах.

Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть картинку Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Картинка про Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая

Да, как это ни странно, в Англии после Первой мировой войны практически не было торпедных катеров. И первые из них появились лишь в 1935 году. Да и на них многие военно-морские чины смотрели с некоторым пренебрежением, как на что-то, не вызывающее уважения и мало-мальского внимания.

Ситуация изменилась в 1940 году, после того как Англия вступила в войну с Германией. И появлению в английском флоте современных торпедных катеров предшествовали определённые поучительные события.

Случилось так, что после Первой мировой войны английская промышленность стала активно заказывать в Швеции всякие точные подшипники, приборы, станки, инструменты и так далее. А что, рыночная ведь экономика, свобода торговли и всё такое.

Сотрудничество со шведами крепло год от года. Но тут грянула Вторая мировая. И получилось так, что 15 норвежских транспортных кораблей с грузом для Англии оказались заблокированы в шведских портах. Произошло это в апреле 1940 года.

Англичане говорили немцам: мы ждём из Швеции уже оплаченный груз для своих гражданских предприятий. Ну да, конечно, отвечали немцы, но стратегический груз не выпускали.

Швеция хоть и сохраняла нейтралитет, идти на конфликт с сильной Германией, понятное дело, не хотела. Ну, а Норвегия и Дания уже были в союзе с Гитлером, вольно или невольно. Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть картинку Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Картинка про Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая Немецкий многобашенный танк Neubaufahrzeug (Nb.Fz.) 40-го танкового батальона специального назначения (Panzer-Abteilung z.b.V.40), на улице Осло. Апрель 1940 г.
Фото: warallbum.ru

А ведь груз ценных материалов был очень нужен Англии! Заменить его было нечем. И тогда англичане решаются на смелый шаг: в январе 1941 года к берегам Швеции скрытно приближаются английские военные корабли и под их прикрытием пять транспортных судов (с трудом) ускользают от немцев и добираются до берегов Великобритании. На какое-то время английская промышленность получила столь нужные расходные материалы для своих нужд.

Время шло. В 1942 году англичане предпринимают вторую попытку вызволить свои подшипники и оборудование из шведских территориальных вод. На этот раз немцы потопили аж 6 транспортных кораблей (всего их, напомню, на тот момент было 10 в плену), а 2 корабля вынуждены были вернуться обратно, в сторону Швеции. И только 2 судна с ценным грузом добираются до английских берегов на этот раз.

И вот тут-то английские военные моряки вспоминают про торпедные катера. И решают с их помощью провернуть секретную операцию по возвращению остатков своего груза домой. Для чего и разрабатывают операцию «Бридфорд».

Суть военной операции заключалась в следующем. Чтобы не тащить к берегам Англии два больших и тихоходных транспортных судна (которые, скорее всего, потопили бы немцы), англичане хотели скрытно приблизиться к пленённым транспортникам на судах с малой осадкой, быстро (и тихо) перегрузить на свои корабли груз и скрыться из вида немецких сторожевых кораблей.

Вот для этой важной операции англичане и потребовали от промышленников выдать им несколько торпедных катеров, но не простых. Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть картинку Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Картинка про Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая Прорыватель блокады «Гей Вайкинг», Англия, 1942 г.
Фото: pandia.ru

Военным морякам Великобритании понадобились быстроходные торпедные катера с малой осадкой. Отделение для экипажа перенесли на корму, для того чтобы и на палубу можно было класть груз. Трюм у этих катеров также оборудовали под быструю погрузку, для чего все суда снабдили небольшими кран-балками.

Ну, а для защиты от немцев английские катера располагали торпедными аппаратами, спаренными орудиями и пулемётами. На случай пленения все катера имели скрытые мины на борту, чтобы быстро затопить суда с ценным грузом.

Операция «Бридфорд» началась в октябре 1943 года, когда были построены и проверены пять новых торпедных катеров.

Первый выход в море этих специально оборудованных кораблей оказался не особо удачным: у берегов Дании немцы обнаружили английские суда и атаковали их. В итоге катера рассыпались в разные стороны и вернулись к родным берегам.

И тут обнаружилось, что во время нападения немцев (и последовавшей за этим суматохи) один из английских катеров без особых приключений добрался до Швеции, загрузился там по полной программе и уже успел вернуться к английским берегам! Таким образом стало понятно, что новые торпедные катера Великобритании вполне смогут довести операцию «Бридфорд» до удачного завершения. Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть картинку Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Картинка про Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая Артиллерийский катер «MGB-502»
Фото: wwii.space

Так оно и получилось. К концу марта 1944 года (к моменту завершения операции) быстроходные английские катера доставили на родину около 350 тонн грузов и 67 пассажиров. При этом англичане условно потеряли всего один катер, который был пленён, но не потоплен.

И эта забытая ныне операция английских моряков послужила хорошим толчком для развития торпедных (и не только торпедных) катеров после окончания Второй мировой войны.

Источник

Операция «Катапульта»: зачем англичане затопили французский флот

28 марта 1940 г. между Францией и Великобританией была достигнута договоренность, что они ни при каких обстоятельствах не станут заключать сепаратного перемирия с противником. Но поражение союзных армий во Франции и Бельгии спутало все планы сторон. Уже 22 июня 1940 г. Франция заключила перемирие с Германией, а 24 июня — с Италией.

С временным «выходом из строя» Франции и туманных перспективах на будущее, англичанам пришлось всерьез обсуждать возможную перспективу серьезного усиления немецкого флота на Средиземном море, с помощью кораблей, реквизированных у Франции. Причем теперь британскому флоту предстояло расширить свою средиземноморскую оперативную зону, распространив ее не только на восточную, но и на западную часть моря, где ранее хозяйничали французы. Для этих целей было сформировано новое корабельное соединение, получившего наименование Force «H». Пунктом его базирования стал Гибралтар.

Решение о создании соединения со статусом отдельной эскадры, подчиненной непосредственно адмиралтейству, было принято сразу же по получении сведений о начале франко-германских переговоров. Уже 23 июня в Гибралтар из состава Флота метрополии прибыли линейный крейсер «Худ» и авианосец «Арк Ройял» в сопровождении лидера «Фолкнор», эсминцев «Эскапейд», «Фирлесс», «Фоксхаунд», а днем позже — линкоры «Вэлиант», «Резолюшн», легкий крейсер «Энтерпрайз», эсминцы «Эскорт», «Фористер» и «Форсайт».

Вопрос о командующем соединением некоторое время оставался открытым. Дело в том, что Гибралтар одновременно являлся главной базой Северо-Атлантической станции. Ее начальник адмирал Дадли Бартон Норт, хотя и имел в своем подчинении всего один старый легкий крейсер «Дели» и флотилию эсминцев типа «V/W», был старшим по воинскому званию. Не меньше его надеялся занять вакантную должность, и амбициозный начальник авианосцев Флота метрополии вице-адмирал Виктор Уэллс, прибывший в Гибралтар на «Арк Ройяле». Однако адмиралтейство решило этот вопрос по-своему. Неприятным сюрпризом для обоих стал приход 28 июня легкого крейсера «Аретьюза» с вице-адмиралом Джеймсом Сомервиллом и его штабом на борту. Но едва стала известна цель дебютной акции, Норт и Уэллс легко смирились с этим назначением: вновь сформированной эскадре, призванной заменить в Западном Средиземноморье «выбывший из игры» французский флот, предстояло для начала этот флот разгромить.

Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть картинку Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Картинка про Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая

«Могучий Худ». На поверку оказался «картонным героем», но это уже совсем другая история…

Перспектива сражаться против французов ни у кого на флоте, от юнги до лорда адмиралтейства, не вызывала энтузиазма. Воинственная инициатива исходила свыше, от военного кабинета во главе с Черчиллем. По итогам состоявшегося вечером 30 июня в адмиральском салоне линейного крейсера «Худ» военного совета, на котором, кроме трех адмиралов и штабных чинов присутствовали командиры всех крупных кораблей, а также 8-й и13-й флотилий эсминцев, Сомервилл в полдень 1 июля доложил в адмиралтейство, что он категорически против силового решения. К этому мнению присоединился и командующий Средиземноморским флотом Эндрю Каннингхэм: «Применение силы в Оране может иметь серьезные последствия». Ответ из Лондона пришел в 18:46 тех же суток: «Британское правительство твердо решило уничтожить французские корабли, если не будет принято ни одно из условий ультиматума«.

В напутственной правительственной телеграмме командующему Соединением «Н» говорилось: «Вам поручается одна из самых неприятных и трудных задач, что когда-либо вставала перед британскими флотоводцами, но мы остановили свой выбор на Вас и полагаем, что Вы выполните свой долг до конца».

Франция, чтобы выиграть время и собраться с силами жизненно нуждалась в перемирии. Однако договор с Британией запрещал сепаратные переговоры с противником. Но на просьбу французского премьер-министра Рейно о «поблажке» и «только на этот раз», союзники ответили коротко и жестко:

«… при условии, но только при условии, что французский флот будет отправлен в британские порты немедленно и до переговоров, правительство Его Величества дает свое полное согласие на то, чтобы французское правительство обратилось с запросом с целью выяснить условия перемирия для Франции». В общем – отдайте флот, а потом договаривайтесь с кем хотите.

Но французам это предложение пришлось не по вкусу и дело не в том, что они просто не хотели отдавать свои корабли. Флот был их козырем как в вопросах связанных с Британией, так и с Германией, он позволял торговаться. А если просто взять и отдать их, англичане могут и «кинуть», а немцы не оценят этого красивого жеста и попросту займут всю территорию страны, причем церемонится ни с кем не станут. А тут ещё сами германцы повели себя на удивление обходительно – они, враги, в отличие от союзников, немедленного перегона французского флота в свои порты не требовали, да и на французские колонии не претендовали, ну разве что совсем чуть-чуть, по-джентельменски.

Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть картинку Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Картинка про Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая

Французский линкор «Дюнкерк». Не только по 4 орудия в башне, но и очень изящный силуэт.

Гитлеру было необходимо скорее разрушить противостоявшую ему коалицию, а для этого не следовало, предъявляя чрезмерно суровые условия, провоцировать Францию к продолжению борьбы. Конечно, нацисты могли в любой момент пересмотреть и ужесточить эти условия, но правительство Виши ухватилось за эту соломинку.

Впрочем, Франсуа́ Дарла́н, военно-морской министр Франции, желая подстраховать перемирие, издал и собственный приказ (24 июня 1940 г.), «для внутреннего пользования»:

«1. Демобилизованные корабли остаются французскими, с французскими флагами, с сокращенными экипажами в портах метрополии или колониях.

И, спустя два дня после этого:

«… условия перемирия ни коим образом не являются позорными. Мы сохраним все наши корабли и все самолеты морской авиации, личный состав не будет ограничен. Наши противники не будут трогать флот вплоть до заключения мирного договора. Ныне речь идет о том, чтобы с достоинством принять подписанные соглашения».

Британия в отличие от Франции в германские заверения о мире и спокойствии не верила. Особенно, если дело касалось флота – теряющая власть «Владычица Морей» никак не могла позволить Германии разжиться новыми высококлассными французскими линкорами. Конечно Уинстон Черчиль не знал, да не мог знать (а если бы и знал, то наверняка не поверил бы), но намерения Германии относительно французских кораблей были действительно мирными – ни в одном документе не обнаружено даже намека на то, что немцы планировали как-то использовать их в своих войсковых операциях.

Перемирие застигло французский флот разбросанным по различным пунктам базирования: в портах Британии, по большей части в Портсмуте и Плимуте, стояло два старых дредноута и множество малых кораблей. На Средиземном море накопились главные силы ВМФ Франции, большинство из которых входило в состав так называемого «Атлантического флота» под командованием вице-адмирала Марселя-Бруно Жансуля. В Восточном Средиземноморье Франция была представлена Отрядом «X» (Force «X») во главе с вице-адмиралом Рене Годфруа. В Карибских водах имелся авианосец и два легких крейсера, и, наконец, спешно уведенные с верфей новейшие линкоры «Ришелье» и «Жан Бар» обосновались в Дакаре и Касабланке (соответственно в 95% и 77% построечной готовности).

Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть картинку Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Картинка про Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая

Французские линкоры в гавани Мерс-эль-Кебире

18 июня для установления контактов с правительством премьер-министра Петена и лично с министром ВМФ Дарланом во Францию отправилась делегация в составе военно-морского министра Александера, министра по делам доминионов Ллойда и первого морского лорда Паунда. Главной целью их визита было заполучить французские корабли, либо добиться их интернирования в американских портах. Однако Александеру и Паунду не удалось добиться от Дарлана ничего, кроме «торжественного заверения», что он «ни при каких обстоятельствах не сдаст флот немцам».

Катапульта

Стороны попрощались дружелюбно, но для англичан уже все было решено. Стратегическая операция ВМФ Великобритании по устранению (захватом, разоружением, интернированием или физическим уничтожением) максимально возможного числа боевых единиц ВМФ Франции в различных пунктах базирования, получила название «Катапульта».

Британия

Ранним утром 3 июля 1940 г. операция началась. Все стоявшие в портах Британии французские корабли были захвачены отрядами Королевской морской пехоты. Вооруженное сопротивление оказали экипажи только двух кораблей — эскадренного миноносца «Мистраль» и подводной лодки «Сюркуф». Некоторые из кораблей вскоре вошли в состав созданных Де Голлем вооруженных сил Свободной Франции, другие были укомплектованы английскими, голландскими и польскими экипажами. Кроме того, в руки англичан попала находившаяся в портах Британии значительная часть французского транспортного флота общим тоннажем около 450 000 брт.

Александрия и Египет

18 июля были захвачены все французские торговые суда в зоне Суэцкого канала.

Западный берег Африки

Французский флот в этом районе насчитывал:

Вход в гавань закрывали противоторпедные сети, а дальше в море была установлена протяженная противолодочная сеть с подрывными зарядами, упиравшаяся своими флангами в мыс Фалькон и мыс Канастель. На скалах, окружавших Оранскую бухту, размещались форты и батареи с 12 орудиями калибром от 75 до 240 мм.

Поблизости, в Оране, находились:

Воздушные силы были представлены как морской, так и армейской авиацией. Шесть самолетов «Луар-130» эскадрильи HS1 и три летающие лодки «Бизерта» сводного звена эскадрилий Е2 и ЕЗ размещались на морской авиабазе в Арзеве и еще четыре «Луар-130» на борту линкоров «Дюнкерк» и «Страсбур».

Противовоздушная оборона Орана и Мерс-эль-Кебира возлагалась на 42 истребителя «Моран-406» (группа GC I/10) и «Хок-75» (GC I/5 и II/5) с аэродромов Ла-Сенья и Сен-Дени-Дю-Сиг. Кроме того, у французов имелось около пяти десятков бомбардировщиков DB-7 и LeO-451, однако после того, как несколько машин было угнано своими экипажами в Гибралтар для продолжения борьбы против немцев, местный авиационный начальник полковник Ружевэн распорядился демобилизовать остальные бомбардировщики.

Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть картинку Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Картинка про Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая

«Вэлиант». Типичный «британец» типа «Queen Elizabeth»

Британская эскадра

С британской стороны для участия в операции «Катапульта» были привлечены корабли, как непосредственно включенные в состав «Force Н», так и находившиеся в подчинении начальника Северо-Атлантической станции.

Обещанный адмиралтейством для усиления эскадры линкор «Нельсон» так и не прибыл, а из наличествующих в Гибралтаре боевых единиц в операции не смогли принять участие легкий крейсер «Дели» и 6 эскадренных миноносцев, отвлеченных для несения конвойной службы в Атлантике. Кроме того, у Орана и Алжира заняли позиции две подводные лодки 1-й флотилии.

План действий

Начальствующий в Мерс-эль-Кебире адмирал Жансуль не спешил выполнить условия перемирия предписывавшие ему «разоружиться под германским или итальянским контролем». Корабли имели на борту полный боезапас и все необходимое для немедленного выхода в море, экипажи были по-прежнему укомплектованы по штатам военного времени. Однако перемирие фактически свело на нет организацию охраны водного района, удерживая дозорные корабли на рейде и разведывательные самолеты на аэродромах. Таким образом, французы были абсолютно не готовы к отражению внезапного нападения.

Впрочем, англичане нападать исподтишка не стали, напротив, все было обставлено явно и по деловому: предъявление ультиматума, переговоры и только затем бомбардировка гавани.

Кэптен Седрик Холланд, командир «Арк Ройяла», должен был, отправившись в Мерс-эль-Кебир на эскадренном миноносце, вручить Жансулю ультиматум. В этом документе, составленном Сомервиллом в соответствии с полученными из адмиралтейства инструкциями, после напоминаний о прежней договоренности между правительствами Великобритании и Франции, французам предлагалось на выбор четыре варианта действий:

В случае отказа принять один из пунктов Сомервилл угрожал выполнить приказ Его Величества «использовать все необходимые силы для предотвращения попадания в немецкие или итальянские руки», т.е. потопить французские корабли.

Объектом главного удара были назначены линкоры «Дюнкерк» и «Страсбур» в Мерс-эль-Кебире. В отношении Орана и Алжира англичане ограничились посылкой в дозор двух подводных лодок.

Силы сторон можно было бы назвать «примерно равными». 2 из 4-х французских линкоров были старыми и не слишком боеспособными по меркам этой войны, как, впрочем, и английский «Резолюшн», но вот 2 оставшихся «англичанина» — мощнейший «Худ» и полностью модернизированный «Вэлиант» — были очень серьезными противниками.

По суммарной массе бортового залпа главного калибра три британских корабля были примерно равны четырем французским, но англичане превосходили в соотношении брони и бронепробиваемости, кроме того, мощь британской эскадры существенно увеличивалась за счет включения в нее современного авианосца «Арк Ройял». Но главное преимущество «Force H» состояло в свободе маневрирования, тогда как противник, по замыслу операции, должен был принять бой, стоя неподвижно в узкой гавани.

В пять дня 2 июля 1940 г. английские силы вышли из Гибралтара. До наступления темноты Сомервилл вел свои корабли противолодочным зигзагом на скорости 17 узлов, затем в 21:30 ход был снижен до 15 узлов и взят постоянный курс ост. С рассветом в 04:58 3 июля для поиска подводных лодок противника с палубы авианосца «Арк Ройял» было поднято два самолета Фейри «Суордфиш». Еще шесть «суордфишей» вылетели в 05:30 на разведку, имея задачу прочесать районы в 150 милях северо-восточнее и северо-западнее эскадры, на случай нахождения в море соединения итальянских надводных кораблей, а три Блэкберн «Скьюа» заняли место в воздушном патруле. Еще час спустя одиночный разведчик вылетел к Мерс-эль-Кебиру.

Эсминец «Фоксхаунд», в соответствии с планом операции, отделился от эскадры в 03:00 и на большой скорости ушел вперед. Для переговоров с Жансулем Сомервилл отобрал офицеров, хорошо знавших французский менталитет, и способных говорить с бывшими союзниками на одном языке, как в прямом, так и переносном смысле. Кэптен Седрик Холланд, кавалер Ордена «Почетного легиона» 3-й степени, до войны занимал пост военного атташе в Париже, а затем состоял при адмирале Дарлане.

Следует отметить, что Холланд был не первым, кто вел с французами переговоры в Мерс-эль-Кебире. 24 июня этот порт на лидере «Дуглас» посетил адмирал Норт. Он встречался с Жансулем и начальником Оранского морского сектора адмиралом Жарри. Французы вели себя доброжелательно, но твердо, и предположение, что их корабли могут перейти под английский контроль, решительно отвергли.

«Фоксхаунд» подошел к мысу Фалькон в 05:45 3 июля. Его 120-мм орудия были развернуты в диаметральной плоскости, и внешний вид не выказывал никакой враждебности. В 07:09 он передал приветствие: «Адмиралу Жансулю. Британское адмиралтейство направляет кэптена Холланда для переговоров с Вами. Флот Его Величества надеется, что мои предложения позволят Вам и Национальному флоту Франции, доблестному и славному, встать на нашу сторону. При этих обстоятельствах Ваши корабли останутся в Ваших руках, и нет оснований тревожиться за их будущее. У Орана стоит британская эскадра, готовая приветствовать Вас».

Французская сторона не спешила с ответом. Он был получен только в 07:42. «Фоксхаунд» приглашали войти в порт. На эсминце сочли такое гостеприимство чрезмерным, и корабль в 08:05 встал на якорь в 16 кабельтовых по пеленгу 115° от маяка на мысе Мерс — достаточно близко для сношения с французским флагманским кораблем «Дюнкерк», но за пределами противоторпедной сети, чтобы в случае неудачного исхода дела иметь возможность беспрепятственно ретироваться.

«На прошлой неделе ко мне приезжал адмирал Норт, — пробурчал Жансуль в ответ на доклад своего начальника штаба капитана 1-го ранга Данбэ, — сегодня они прислали кэптена, в следующий раз мне придется иметь дело с младшим офицером». Принять Холланда Жансуль отказался, ограничившись посылкой на «Фоксхаунд» флаг-офицера старшего лейтенанта Бернара Дюфэ для изложения англичанам основных принципов французского нейтралитета. Никаких документов, никаких переговоров… После беспредметной десятиминутной беседы (08:15-08:25) Дюфэ отбыл.

Вскоре на горизонте показалась и вся эскадра англичан. Для подтверждения серьезности своих намерений с «Худа» в 09:10 просигналили: «Адмиралу Жансулю от адмирала Сомервилла. Мы надеемся, что наши предложения будут приняты и Вы будете на нашей стороне». В Мерс-эль-Кебире в ответ сыграли боевую тревогу и приказали «Фоксхаунду» немедленно убираться вон. Тем не менее, англичане все-таки передали ультиматум французскому адмиралу, однако тот был непреклонен — сдать свои корабли без приказа свыше он не имеет права, а затопить их в соответствии с приказом Дарлана может только в случае опасности захвата немцами или итальянцами, поэтому остается сражаться.

В 09:55 Жансуль просигналил всем командирам: «Британский флот прибыл, чтобы предъявить нам ультиматум, который мы принять не можем. Будьте готовы ответить силой на силу». Началась подготовка к выходу в море.

Надо сказать, что с маячащим на горизонте британским флотом, миссия Холланда была заранее обречена на провал. Сам Жансуль уже после войны так обосновал свои действия: «Возможно я мог бы согласиться увести флот в США, но не под дулами британских орудий».

Получить дополнительные указания свыше Жансуль не мог из-за того, что Дарлан находился в этот день на встрече с маршалом Петеном в Клер-мон-Ферране, а контр-адмирал Ле Люк не имел соответствующих полномочий.

Еще дважды встречался Холланд с французскими штабными офицерами. Сначала Дюфэ привез ответ на британский ультиматум: «Я, Жансуль, уже сказал адмиралу Норту, что мои корабли никогда не попадут целыми в руки врага. Я это повторяю. Но в ответ на теперешний ультиматум я Вам сообщаю, что мои корабли будут сопротивляться применению силы». Затем в 11:10 появился начальник штаба капитан 1-го ранга Данбэ и передал еще одно послание своего адмирала того же смысла.

Между тем, приготовления в Мерс-эль-Кебире становились все более заметными. Разведывательный самолет докладывал, что на французских кораблях сворачивают солнцезащитные тенты и разводят пары. Позже от воздушного разведчика поступили донесения, что французские линкоры спустили на воду свои гидросамолеты, а из Орана в Мерс-эль-Кебир идут три буксира, и их примеру готовятся последовать четыре подводные лодки.

В 11:40 «Фоксхаунд» поднял сигнал, что в случае непринятия ультиматума британский адмирал не даст французским кораблям покинуть гавань. В подтверждение взлетевшие с «Арк Ройяла» пять «суордфишей» в 13:30 поставили банку из пяти магнитных мин Mk.1 на главном фарватере. Еще два самолета были посланы сбросить мины на входе в Оран. Из предосторожности в дополнение к трем истребителям воздушного патруля на их прикрытие подняли еще шесть «скьюа». Однако французские истребители по-прежнему оставались на аэродромах, тогда как у англичан в воздухе находилось в общей сложности уже более двух десятков машин.

Английская эскадра двигалась переменными галсами, удерживаясь на дистанции 75-90 кабельтовых от порта, «Арк Ройял» с тремя эсминцами охранения для обеспечения постоянного обслуживания самолетов маневрировали отдельной группой чуть поодаль, «Фоксхаунд», выполнявший роль репетичного судна между «Дюнкерком» и «Худом», и его моторный катер находились на прежних позициях у входа в гавань, один за пределами, другой внутри сетевого заграждения, и, наконец, миноносцы «Вортиджерн», а за ним «Рестлер» — направились сторожить выход из Орана.

День был солнечным и жарким, море спокойным, ветер 2 балла, но из-за стелившейся над водой туманной дымки видимость ограничивалась 7-10 милями. К полудню все говорило о неминуемости схватки, но командующий Соединением «Н» до последнего стремился оттянуть силовое решение. Первоначальный план предусматривал открытие огня в 13:30.

Срок ультиматума истек, однако Сомервилл медлил. В 14:10 «Фоксхаунд» просигналил: «Если Вы принимаете предложение, поднимите на грот-мачте большой прямоугольный флаг, иначе в 15:00 будет открыт огонь». Жансуль ответил, что ожидает положительного решения своего правительства, а через четверть часа — что готов принять парламентеров. И Сомервилл снова отсрочил исполнение угрозы.

Пока шли переговоры, была перехвачена французская радиограмма, в которой крейсерам 4-й эскадры предписывалось идти из Алжира на помощь эскадре, блокированной в Мерс-эль-Кебире, а подводным лодкам из Орана — занять позиции на линии мыс Эгюй — мыс Фалькон. К тому же до наступления темноты оставалось не так много времени. Было известно, что отряд кораблей под командованием контр-адмирала Марки отбыл из Алжира после полудня. Он состоял из легких крейсеров «Галисоньер», «Глуар», «Жан де Вьен», «Жорж Лейг», «Марсейез», лидеров «Малэн», «Одасье», «Фантаск» и «Эндомтабль». В 16:45 о контакте с ними доложила британская подводная лодка «Пэндора».

В 17:15, Сомервилл передал французам последнее предупреждение: «Если ни одно из британских предложений к 17:30 британского летнего времени, повторяю к 17:30, не будет принято, я буду вынужден потопить Ваши корабли».

Огонь был открыт в 17:54 на пределе видимости с дистанции 86 кабельтовых. Каждый корабль пристреливался по цели самостоятельно. Управление стрельбой осуществлялось по данным визуального наблюдения и самолетов-корректировщиков. Первый британский залп лег близким недолетом, второй попал в мол, третий дал поражение. Французские корабли фактически неподвижно стоящие на рейде были отличной мишенью.

Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть картинку Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Картинка про Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая

«Прованс» объятый пламенем в гавани Мерс-эль-Кебире

Ответный огонь был интенсивным, но неточным. Французы дважды брали британские корабли в вилку и не добились ни одного попадания. Потери «Force Н» во время этого боя свелись к двум раненым осколками. Наибольшую угрозу для эскадры Сомервилла представляла даже не корабельная, а береговая артиллерия.

Артиллеристы форта Сантон избрали в качестве цели британский флагман и выпустили по нему в общей сложности около трех десятков 194-мм снарядов; батареи на противоположном конце Оранской бухты обстреляли эсминец «Рестлер». Крейсер «Аретьюза» сразу же открыл ответный огонь по берегу, но мало что смог сделать. «Энтерпрайзу» последовать его примеру помешала недостаточная дальнобойность устаревших орудий. Эскадренные миноносцы в контрбатарейной борьбе также не участвовали.

Бомбардировка была прервана поворотом «все вдруг». Придя на курс вест, британское соединение в 18:08 возобновило огонь. На этом галсе он был перенесен дальше от мола. Однако из-за ухудшившейся видимости и перемещений противника стрельба стала неточной.

За вычетом времени, потраченного на поворот, канонада длилась всего 13 минут. В 18:12, после тридцать шестого залпа, орудия линкоров замолчали. К этому моменту всю гавань застилал дым, что, как отмечено в адмиралтейском отчете, делало «практически невозможным наблюдение с кораблей за результатами стрельбы, а корректировку ее с самолетов очень затруднительной».

В сложившейся ситуации Сомервилл решил дать французам передышку, чтобы те «могли беспрепятственно покинуть свои поврежденные и тонущие корабли». Однако не все из них оценили такого джентльменского поступка. Береговая артиллерия продолжала обстреливать британскую эскадру, даже после того, как Жансуль просигналил Сомервиллу: «Прошу прекратить огонь». Орудия британских линкоров уже молчали, а залпы французской батареи, поначалу падавшие большими недолетами, стали ложиться все точнее.

Соединение поставило дымовую завесу и в 18:20 отвернуло на вест-норд-вест. «Арк Ройял» получил приказ поднимать в воздух бомбардировщики для нанесения воздушного удара. В 18:25 с палубы авианосца стартовали шесть «суордфишей» 818-й эскадрильи с четырьмя 250-фнт полубронебойными и восемью 20-фнт осколочно-фугасными бомбами каждый и три «скьюа» 803-й эскадрильи в качестве воздушного прикрытия. Но вот орудия форта Сантон замолчали, и французский береговой сигнальный пост репетовал сигнал своего адмирала с просьбой остановить избиение. «Если я не увижу Ваши корабли тонущими, — ответили с «Худа», — я буду вынужден повторно открыть огонь».

Когда дым над гаванью немного рассеялся, удалось обнаружить только два французских линкора. Третий, очевидно, затонул, но четвертого было невидно вовсе — он был уже в открытом море. Часы, потраченные англичанами на бесплодные переговоры, не прошли даром. Французы успели подготовиться к выходу, а рейдовые тральщики незаметно для противника открыли проход в сетевом заграждении южнее места, минированного британскими самолетами.

По идее Жансуля сразу же после открытия противником артиллерийского огня, суда должны были покинуть рейд в следующем порядке: «Страсбур», за ним «Дюнкерк», «Прованс» и «Бретань». Лидеры, стоявшие на бочках в западной части рейда, получили приказ выходить из гавани самостоятельно, по способности. Но все пошло наперекосяк, когда буксир тащивший «Дюнкерк» получил повреждения и был вынужден отойти. Громада линкора как пробка «заткнула» рейд, а вместе с ним застыли и сзади идущие «Бретань» и «Прованс».

После десятого залпа осколок британского снаряда, срикошетировавший от «Дюнкерка», угодил внутрь поста управления артогнем, повредив приборы и тяжело ранив артиллерийского офицера. Тот приказал башням продолжать вести огонь на самоуправлении, но никто не выполнил его приказа. Разгорающийся пожар постепенно подбирался к кормовым пороховым погребам. Их пришлось затопить. Потери экипажа линкора в бою были невелики — двое убитых и несколько раненых, однако полученные повреждения исключали возможность активных действий. Вода быстро распространялась по отсекам старого корабля. Это принудило державшего на нем флаг контр-адмирала Бузена и командира капитана 1-го ранга Барруа закончить плавание, приткнув линкор носом к отмели в южной части рейда.

Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Смотреть картинку Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Картинка про Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая. Фото Что придумали англичане для защиты своих судов вторая мировая

Британские линкоры ведут огонь по французским кораблям

Помимо значительных разрушений энергетической установки и выхода из строя части артиллерии, существенным последствием этих попаданий стало обесточивание системы центральной наводки. О выходе в открытое море теперь не могло быть и речи. Жансуль приказал править поврежденный флагман в западную часть бухты и передать англичанам по радио просьбу о прекращении огня. Этот сигнал был продублирован поднятием условленного «большого прямоугольного флага». Сине-полосатое полотнище, взвившееся на мачте «Дюнкерка», означало принятие условий британского ультиматума. В 18:13 линкор бросил якорь в гавани Сент-Андре на глубине 15 метров.

Англичане могли торжествовать, если бы не блестящий прорыв «Страсбура». Этот корабль, кормовые швартовы и якорная цепь которого были отданы еще до начала бомбардировки порта, начал движение одновременно с первыми британскими выстрелами и как раз вовремя, чтобы не попасть под залп, накрывший место его стоянки. Осколки перебили на «Страсбуре» сигнальный рей, фалы и продырявили дымовую трубу. Последующие британские залпы ложились хорошо по направлению, но были неточны по дальности. В 18:08 «Страсбур», имея скорость 15 узлов, вышел на главный фарватер и, воспользовавшись как прикрытием густым ползущим дымом, выскользнул в Оранскую бухту, где его уже поджидали пять лидеров.

Все что происходило позднее, было не более, чем агонией – главный калибр англичан и французов уже молчал, дело завершала авиация. Ускользнуть из Мерс-эль-Кебире удалось только «Страсбуру» и 8 лидерам. На следующий день поредевшая эскадра вошла в Тулон (с линкором к этому моменту осталось только 4 лидера), куда немного погодя прибыли и другие остатки разгромленного французского флота — отряд кораблей контр-адмирала Марки.

Судите сами – имея возможность в течение почти часа расстреливать стоящие на якоре в гавани цели, англичане утопили 1, серьезно повредили ещё 3 корабля, не подавили береговые батареи, при этом 1 линкору из 4-х удалось безнаказанно уйти и увести с собой почти десяток больших эсминцев! А учитывая, что немцы изначально и не собирались как-то использовать французские корабли (хотя англичане этого знать не могли), то вся операция представляет собой одно чудовищное недоразумение, когда недавние союзники расстреливают друг друга из сверхтяжелых пушек.

Недаром сам Сомервилл в письме жене писал: «Боюсь, я должен получить колоссальную выволочку от Адмиралтейства за то, что позволил линейному крейсеру скрыться. На самом деле, не удивлюсь, если меня тотчас снимут с должности».

Источник: компиляция по материалу Грановский Е. Тень Трафальгара. Операция ВМФ Великобритании против кораблей французского флота в Мерс-эль-Кебире // Флотомастер.- 2003.- №3-6

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *