Что придумали в 19 веке благодаря петру 1
«Российский путь модернизации»: что привёз Пётр I из Великого посольства
Завершив в 1696 году Азовские походы, не без труда взяв Азов, но так и не получив контроля над Керченским проливом, Пётр I убедился в том, что сил для полномасштабной войны с Турцией у России ещё нет и стране необходима модернизация. Источником технической информации для него стал Запад. Царь начал посылать на учёбу в Европу молодых дворян, а со временем отправился туда лично, чтобы набраться за границей знаний, параллельно решая дипломатические задачи.
«Урядник Пётр Михайлов»
В 1697 году из России на Запад отправилось Великое посольство. Сам формат, по мнению некоторых историков, был подсказан Петру I генералом Францем Лефортом, который формально и возглавил посольство. За дипломатическую составляющую отвечал опытный международный переговорщик Фёдор Головин, предотвративший ранее войну с Китаем и прекрасно проявивший себя в Азовских походах. Третьим послом стал имевший опыт переговоров с Веной, Варшавой и Константинополем Прокофий Возницын.
Послов сопровождали 20 дворян и 35 «волонтёров», среди которых был и урядник (десятник) Преображенского полка Пётр Михайлов — он же российский царь Пётр I. Следует отметить, что инкогнито монарха было весьма условным. Официально участникам посольства под угрозой строжайшего наказания было запрещено выдавать главу государства. Однако он сам постоянно выступал на переговорах с рядом влиятельных лиц от своего реального имени.
Впрочем, формальное отсутствие царя в составе посольства позволяло отказаться от многих протокольных условностей и делало общение российского монарха с европейскими правителями более простым и непринуждённым. Кроме того, «урядник Пётр» мог позволить себе многое из того, что было элементарно неприлично для Петра-государя.
«Сам факт посольства и участие в нём Петра стали огромным прорывом в деле дипломатии — до этого цари ходили в западном и южном направлениях только в военные походы», — рассказал в беседе с RT доктор исторических наук, профессор СПбГУ Павел Кротов.
«Во многих источниках и даже в учебной литературе можно найти упоминания о том, что главной целью Великого посольства было создание антиосманской коалиции с европейскими государствами, но это неверно. Подобные утверждения в известной мере являются следствием распространённой российскими дипломатами дезинформации. На самом деле всё указывает на то, что основной миссией посольства, которая держалась в тайне, было формирование контуров антишведского союза и подготовка к грядущей Северной войне», — подчеркнул эксперт.
Кроме того, по словам Кротова, российский царь хотел лично познакомиться с европейским опытом в различных областях. Он желал быть создателем новой России, при этом в начинаниях в самых разных сферах стремился участвовать лично. «Переезжая из одного европейского города в другой, он становился то корабельным мастером, то артиллеристом», — пояснил историк.
Теневая дипломатия Петра
В марте 1697 года Великое посольство покинуло Москву и выдвинулось в Прибалтику, значительная часть которой в те годы находилась под властью Швеции.
В Риге Пётр и его помощники, как позже написал об этом в донесении на имя короля Карла XII губернатор генерал Эрик Дальберг, «стали объезжать верхом кругом города и в особенности окружающие возвышенности, причём не ограничивались тем, что осматривали крепость из подзорных трубок, но даже стали составлять план города и измерять глубину рвов, прогуливаясь по валу и гласису». Губернатор заявил Лефорту, что такое невозможно ни в одной европейской крепости и потребовал подобные действия прекратить.
Участники посольства обвинили Дальберга в нарушении правил гостеприимства. Оправдываясь перед Карлом XII, генерал написал, что встретил посольство с почётным караулом и салютом и выделил его участникам достойные апартаменты. Петру же не отдавал достойные монаршего сана почести только ввиду его инкогнито. Запрет на осмотр крепости Дальберг объяснил своей заботой о государственных интересах.
В Курляндии Петра встретили, несмотря на инкогнито, торжественно и прославляли как победителя турок. В Митаве (сегодня — Елгава) российский царь провёл беседу с курляндским герцогом Фридрихом Казимиром. В Либаве (сегодня — Лиепая) Пётр сел на корабль и, оторвавшись от посольства, морем отбыл в Кёнигсберг (современный Калининград), где нашёл радушный прием со стороны бранденбургского курфюрста Фридриха III, будущего короля Пруссии. Спустя несколько дней в Кёнигсберг торжественно прибыло Великое посольство, следовавшее по суше. В ходе пребывания в Восточной Пруссии Пётр изучил строение крепости Фридрихсбург. По её образцу он позже возведёт укрепления на острове Котлин в Финском заливе.
Прибыв в Пиллау (сегодня — Балтийск), Пётр стал учиться артиллерийскому мастерству у прусского подполковника Штейтнера фон Штернфельда и даже получил под именем Михайлова аттестат «огнестрельного мастера».
В немецкой коммуне Коппенбрюге российский царь познакомился с ганноверской курфюрстиной Софией и её дочерью Софией-Шарлоттой — будущей первой королевой Пруссии. Дамы отметили красоту и живость ума российского царя и говорили, что его общество доставило им много удовольствия. Несмотря на некоторую грубость манер, они называли его человеком необыкновенным и с юмором вспоминали о том, как он давал им потрогать свои мозоли, заработанные на строительстве кораблей.
В Западной Европе
В августе 1697 года Пётр добрался до Голландии. Пока посольство было занято дипломатическими вопросами, царь выехал на верфи в Заандам и лично трудился на строительстве кораблей. Позже он перебрался на амстердамские верфи Голландской Ост-Индской компании. Чтобы порадовать российских гостей, хозяева в их присутствии заложили фрегат «Пётр и Павел» и позволили русским трудиться на его строительстве на протяжении двух месяцев.
Бургомистр Амстердама Витсен водил русского царя в море на голландском судне и организовывал посещение монархом самых разных учреждений: больниц, фабрик и воспитательных домов, а также анатомического музея, в котором царь лично участвовал во вскрытии трупов. Этот опыт заставил Петра позже основать в Санкт-Петербурге Кунсткамеру.
О том, как российский государь трудился на нидерландских верфях плотником, в Европе ходило немало анекдотов. Народные рассказчики утверждали, что богатым и влиятельным голландцам не всегда удавалось вычислить, кто именно из российских гостей является царём, и из-за этого они попадали в смешные ситуации. По мотивам приключений Петра в Голландии был написан целый ряд музыкальных произведений, в том числе знаменитая опера Альберта Лорцинга «Царь и плотник».
Несмотря на радушный приём, российский монарх был не совсем доволен результатами четырёх с половиной месяцев, проведённых в Голландии. Он заметил, что местные судостроители — хорошие практики, но при этом многие из них не сильны в науках и зачастую строят корабли на глаз, а Петру были необходимы чертежи. Исправить это упущение он решил на другом берегу Северного моря.
Англией и Нидерландами в то время управлял один человек — король Вильгельм III, который пригласил российского монарха в гости в Британию. На верфях Лондона Пётр наверстал то, что упустил в Голландии. Кроме того, он активно посещал арсеналы, доки, музеи, побывал в обсерватории, на монетном дворе, в тюрьме Тауэра и в Оксфордском университете. По некоторым данным, царь даже познакомился с Исааком Ньютоном. Однажды заглянул он и на заседание парламента, по поводу чего сказал: «Весело слушать, когда подданные открыто говорят своему государю правду, — вот чему надо учиться у англичан».
Итоги Великого посольства
После трёх месяцев в Англии Пётр I вернулся на материк, в Голландию, и засобирался на восток. 4 июня 1698 года он отбыл из Амстердама, собираясь по пути домой посетить Австрию и Северную Италию. Однако этим планам было суждено сбыться лишь частично.
В Вене император Леопольд I, воевавший в это время с османами, заявил, что поддерживает сохранение за Россией завоёванных ею земель в Причерноморье, но рассчитывает на мир с Турцией и не будет требовать передачи России Керченского пролива. Так Пётр не смог получить свободного выхода в Чёрное море.
В Австрии царя застигла новость о начале Стрелецкого бунта, и он немедленно отбыл в Россию. Однако по дороге назад узнал, что с восстанием справились и без него, поэтому позволил себе на три дня задержаться в Раве (современная Рава-Русская) для общения с Августом II, которому ранее помог занять польский трон. Монархи подружились и договорились о будущих совместных действиях против Швеции.
«В ходе Великого посольства были намечены контуры той системы международной политики, которая позволила России спустя годы победить в Северной войне», — подчеркнул Павел Кротов.
Кроме того, по словам эксперта, царь в ходе Великого посольства многому научился сам и нанял европейских специалистов для проведения в России модернизации, которая началась сразу после возвращения монарха домой.
Помимо технических специалистов, члены посольства наняли для службы в России армейских офицеров, матросов и боцманов, а ещё закупили для войск 10 тыс. ружей, 5 тыс. мушкетов и различное инженерное оборудование.
«Также Великое посольство стало презентацией России на Западе. Оно показало, что Россия — это великая цивилизация, раскинувшаяся между двух океанов», — заявил Кротов.
В разговоре с RT академик Академии политических наук РФ, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин подчеркнул, что Пётр I реализовывал исторический запрос на реформы, сделавшие Россию великой и мощной державой.
Кулинарная революция Петра I: карлики, кофе и алкоголизм
Петр Великий проводил масштабные реформы не только в государственном устройстве, но и в других сферах жизни, даже гастрономической. Из-за границы он привозил и прогрессивные идеи, и невиданные доселе продукты и традиции. Рассказываем — какие.
Еда по «новому» стилю
Петр Алексеевич приехал в Голландию в 1697 году, чтобы обучаться искусству кораблестроения. Четыре с половиной месяца он провел на верфях Ост-Индской компании и успел пообщаться не только с кораблестроителями, но и с учеными, торговцами и военными. Жил Петр в доме бургомистра Амстердама и управляющего Ост-Индской компании Николааса Витсена, который знал толк в колониальных товарах, привозимых из дальних стран. Именно благодаря ему Петр распробовал кофе и полюбил этот крепкий ароматный напиток. Более того, для него кофе стал символом гастрономического прогресса, поэтому он столь страстно популяризировал его в России. Как и табак!
Также в Голландии Петр I полюбил и голландскую анисовую водку, и селедку особого голландского посола, и сыр разных сортов, и устрицы.
Еще одним экзотическим продуктом в голландских кофейнях (которые не следует путать с современными кофешопами) значился не менее тонизирующий чай — его тоже продвигала Ост-Индская компания. За чаем проводили время, вели беседы — Петру очень понравилась такая традиция. Правда, чай и кофе знали в России и до этого — еще отец Петра, царь Алексей Михайлович, лечился с помощью этих напитков, но пристрастился будущий император к ним именно в Голландии.
Петр I в Голландии
Здесь будет трактир заложен!
Вместе с кофе Петр привез в Россию и те самые голландские кофейни, в которых можно было купить и табак с выпивкой. Уже в 1705 году в Санкт-Петербурге напротив Петропавловской крепости появилась первая аустерия (она же трактир), которая вскоре стала излюбленным местом иностранных моряков и кораблестроителей. Здесь можно было выпить пива и поесть по-голландски — за кухню отвечал повар по имени Иоганн фон Фельтен. В 1720 году аустерия получила название «Четыре фрегата» в честь четырех захваченных в конце Северной войны кораблей противника.
Считается, что с аустерии «Четыре фрегата» началась ресторанная история Санкт-Петербурга, а Иоганн фон Фельтен был первым петербургским ресторатором.
Никакой картошки
А вот история о том, что именно Петр привез в Россию картофель, не совсем правдива. Картофель стал появляться при Екатерине II, после указа Сената 1765 года «О выращивании земляных яблоков». Затем картофель довольно медленно распространялся, в том числе и в крестьянской среде, а повсеместным стал лишь к середине XIX века, в том числе благодаря мерам николаевского правительства 1841-1843 годов.
Вообще, государь любил есть по-простому, один-два раза в день. Как писал статский советник, изобретатель токарного станка Андрей Константинович Нартов: « Петр Великий не любил никакой пышности, великолепия и многих прислужников. Кушанье его было: кислые щи, студени, каша, жареное с огурцами или лимонами солеными, солонина, ветчина, да отменно жаловал лимбургский сыр. Все сие подавал мундкох его Фельтен. Рыбы никогда не кушал. За стулом стоял всегда один из дневальных денщиков. О лакеях же говаривал: «Не должно иметь рабов свидетелями того, когда хозяин ест и веселится с друзьями. Они — переносчики вестей, болтают то, чего не бывало «».
Большой вклад в популяризацию картофеля сделал Андрей Тимофеевич Болотов
Гляди, какие карлики!
Кстати, семейная жизнь Анны Иоанновны с молодым герцогом после такой свадьбы продлилась всего. два месяца. В январе 1711 года они с мужем выехали в Европу, но уже в сорока верстах от Петербурга герцог скоропостижно умер. Говорили, что организм не выдержал непомерного потребления крепких напитков, которыми настойчиво угощал Петр.
Свадьба шута Якима Волкова, 1711 г.
Пей до дна!
Казнь во время застолья Петра I
Воспитание молодых дворянок и дворян
В то же время по указанию Петра I был подготовлен свод переводных правил светского этикета для молодого поколения дворян «Юности честное зерцало» о том, как вести себя в гостях и ассамблеях, а также в нем описывались правила поведения за столом:
«Юности честное зерцало», 1717 г.
Изобретения 19 века
Изобретения 19 века заложили научный и практический фундамент открытий и изобретений 20 века. Девятнадцатый век стал трамплином для рывка цивилизации. В этой статье я расскажу о самых значимых и выдающихся научных достижениях девятнадцатого века. Десятки тысяч изобретений, новые технологии, фундаментальные научные открытия. Автомобили, авиация, выход в космическое пространство, электроника… Можно долго заниматься перечислением. Все это стало возможным в 20-ом веке благодаря научным и техническим изобретениям века девятнадцатого.
К сожалению, в одной статье невозможно подробно рассказать о каждом изобретении, созданном в позапрошлом веке. Поэтому в этой статье, обо всех изобретениях будет рассказано настолько коротко, насколько это возможно.
Изобретения 19 века. Эпоха пара. Рельсы
Девятнадцатый век стал золотым для паровых машин. Изобретенная в восемнадцатом столетии, она всё больше совершенствовалась, и к середине века девятнадцатого использовалась практически везде. Заводы, фабрики, мельницы…
А еще в 1804 году англичанин Ричард Тревитик установил паровую машину на колеса. А колеса опирались на металлические рельсы. Получился первый паровоз. Разумеется, он был очень несовершенен и использовался в качестве занятной игрушки. Мощности паровой машины хватало лишь на передвижение самого паровоза, да небольшой тележки с пассажирами. О практическом использовании этой конструкции речи не шло.
Но ведь паровую машину можно поставить и помощнее. Тогда и грузов паровоз сможет перевозить больше. Конечно, железо дорого и создание железной дороги влетит в копеечку. Но хозяева угольных шахт и рудников умели считать деньги. И с середины тридцатых годов позапрошлого века по равнинам Метрополии, шипя паром и распугивая лошадей и коров, пошли первые паровозы.
Изобретения 19 века. Эпоха пара. Реки и моря
А первый пароход, готовый к практическому использованию, а не являющийся очередной игрушкой, зашлепал по Гудзону гребными колесами в 1807 году. Его изобретатель, Роберт Фултон, установил паровую машину на небольшое речное судно. Мощность двигателя была невелика, но всё-же пароход делал до пяти узлов в час без помощи ветра. Пароход был пассажирским, но поначалу мало кто отваживался ступить на борт столь необычной конструкции. Но постепенно дело наладилось. Ведь пароходы меньше зависели от капризов природы.
В 1819 году Саванна, судно с парусной оснасткой и вспомогательной паровой машиной, впервые пересекло Атлантический океан. Большую часть пути моряки использовали попутный ветер, а паровой двигатель использовали во время штиля. А спустя 19 лет пароход Сириус совершил переход через Атлантику только с помощью пара.
В 1838 году англичанин Френсис Смит установил вместо громоздких гребных колес винт, который обладал гораздо меньшими размерами и позволял кораблю развивать большую скорость. С внедрением винтовых пароходов пришел конец многовековой эпохе красавцев парусников.
Изобретения 19 века. Электричество
В девятнадцатом веке опыты с электричеством привели к созданию множества приборов и механизмов. Ученые и изобретатели проводили множество экспериментов, вывели основополагающие формулы и понятия, используемые и в нашем, 21 веке.
В 1800 году итальянский изобретатель Алессандро Вольта собирает первый гальванический элемент – прообраз современной батарейки. Диск из меди, затем тряпочка, смоченная в кислоте, далее кусочек цинка. Такой бутерброд создает электрическое напряжение. А если соединять такие элементы между собой, получается батарея. Её напряжение и мощность напрямую зависят от количества гальванических элементов.
1802 год, русский ученый Василий Петров, сконструировав батарею из нескольких тысяч элементов, получает Вольтову дугу, прообраз современной сварки и источник света.
В 1834 году русский ученый Б. С. Якоби конструирует первый электродвигатель с вращающимся якорем. Этот мотор уже может найти практическое применение. Лодка, приводимая в движение этим электромотором, идет против течения по Неве, везя 14 пассажиров.
Изобретения 19 века. Электрическая лампочка
Начиная с сороковых годов девятнадцатого века, идут эксперименты по созданию ламп накаливания. Ток, пропущенный через тонкую металлическую проволоку разогревает её до яркого свечения. К сожалению, металлический волосок очень быстро перегорает, и изобретатели бьются над увеличением срока службы лампочки. В ход идут различные металлы и материалы. Наконец, в девяностых годах девятнадцатого века русский ученый Александр Николаевич Лодыгин представляет ту электрическую лампочку, к которой мы привыкли. Это стеклянная колба, из которой выкачан воздух, в качестве нити накаливания используется спираль из тугоплавкого вольфрама.
Изобретения 19 века. Телефон
В 1876 году американец Александр Белл патентует «говорящий телеграф», прообраз современного телефона. Этот аппарат еще несовершенен, качество и дальность связи оставляют желать лучшего. Отсутствует привычный всем звонок и для вызова абонента нужно свистеть в трубку специальным свистком.
Буквально через год Томас Эдисон совершенствует телефон, устанавливая угольный микрофон. Теперь абонентам не надо истошно вопить в трубку. Дальность связи увеличивается, появляется привычная телефонная трубка и звонок.
Изобретения 19 века. Телеграф
Телеграф тоже был изобретен в начале девятнадцатого века. Первые образцы были очень несовершенны, но затем произошел качественный скачек. Использование электромагнита позволило быстрее отправлять и принимать сообщения. А вот существующая легенда об изобретателе телеграфной азбуки Семуэле Морзе не совсем верна. Морзе изобрел сам принцип кодирования — сочетание коротких и длительных импульсов. Но саму азбуку, числовую и буквенную, создал Альфред Вейл. Телеграфные линии со временем опутали всю Землю. Появились подводные кабели, связавшие Америку и Европу. Огромная скорость передачи данных тоже внесла существенную лепту в развитие науки.
Изобретения 19 века. Радио
Радио тоже появилось в девятнадцатом веке, в самом его конце. Принято считать, что первый радиоприемник изобрел Маркони. Хотя его открытию предшествовали работы и других ученых, и во многих странах первенство этого изобретателя часто ставят под сомнение.
К примеру, в России изобретателем радио считают Александра Степановича Попова. В 1895 году он представил свой прибор, названный грозоотметчиком. Молния во время грозы вызывала электромагнитный импульс. С антенны этот импульс поступал в когерер – стеклянную колбу с металлическими опилками. Электрическое сопротивление резко уменьшалось, ток шёл через проволочную обмотку электромагнита звонка, раздавался сигнал. Затем Попов неоднократно модернизировал своё изобретение. Приемопередатчики были установлены на боевых кораблях Российского Военного Флота, дальность связи достигала двадцати километров. Первое радио даже спасло жизни рыбаков, отколовшихся на льдине в Финском заливе.
Изобретения 19 века. Автомобиль
История автомобиля тоже берет свое начало в девятнадцатом веке. Конечно, знатоки истории могут вспомнить и паровой автомобиль француза Кюньо, первый выезд которой состоялся в 1770 году, кстати, первый выезд закончился и первым ДТП, паровая телега врезалась в стену. Изобретение Кюньо нельзя считать настоящим автомобилем, это больше технический курьез.
Изобретателем же настоящего автомобиля, который подходит для повседневного практического применения, с большой долей уверенности можно считать Даймлера Бенца.
Первый выезд на своем автомобиле Бенц совершил в 1885 году. Это был трехколесный экипаж, с бензиновым мотором, простейшим карбюратором, электрическим зажиганием и водяным охлаждением. Был даже дифференциал! Мощность двигателя составляла чуть менее одной лошадиной силы. Моторный экипаж разгонялся до 16 километров в час, чего при рессорной подвеске и простейшем рулевом управлении, вполне хватало.
Конечно, автомобилю Бенца предшествовали и другие изобретения. Так, бензиновый, а точнее газовый, двигатель был создан в 1860 году. Это был двухтактный мотор, в качестве горючего использовавший смесь светильного газа и воздуха. Зажигание было искровым. По своей конструкции он напоминал паровую машину, но был легче и не требовал времени для розжига топки. Мощность двигателя составляла порядка 12 лошадиных сил.
В 1876 году немецкий инженер и изобретатель, Николаус Отто, сконструировал уже четырехтактный газовый двигатель. Он получился более экономичным и тихим, хотя и более сложным. В теории двигателей внутреннего сгорания даже есть термин «Цикл Отто», названный в честь создателя этой силовой установки.
В 1885 году два инженера, Даймлер и Майбах конструируют легкий и компактный карбюраторный двигатель, работающий на бензине. Этот агрегат устанавливает на свой трехколесный экипаж Бенц.
В 1897 году Рудольф Дизель собирает двигатель, в котором воспламенение смеси воздуха и топлива происходит от сильного сжатия, а не от искры. В теории такой двигатель должен оказаться экономичней карбюраторного. Наконец двигатель собран и теория подтверждается. Теперь грузовики и суда используют двигатели, именуемые дизелями.
Конечно, изобретаются еще десятки и сотни автомобильных мелочей, вроде катушки зажигания, рулевого управления, фар, и многого другого, сделавшего автомобиль удобным и безопасным.
Изобретения 19 века. Фотография
В 19 веке появилось еще одно изобретение, без которого сейчас, кажется, немыслимо существование. Это фотография.
Камера – обскура, ящик с отверстием в передней стенке, известна еще с давних времен. Еще китайские ученые заметили, что если комната плотно задрапирована шторами, и на шторе есть маленькое отверстие, то в яркий солнечный день на противоположной стене появляется изображение пейзажа за окном, хотя и перевернутое. Этим феноменом часто пользовались фокусники и нерадивые художники.
Но только в 1826 году француз Жозеф Ньепс нашел более практичное применение ящику, собирающему свет. На лист стекла Жозеф нанес тонкий слой асфальтового лака. Затем первую фотопластинку установили в аппарат и… Для того, чтобы получилось изображение, нужно было ждать около двадцати минут. И если для пейзажей это не считалось критичным, то желающие запечатлеть себя в вечности должны были постараться. Ведь малейшее движение приводило к испорченному, размытому кадру. Да и процесс получения изображения не походил еще на ставший привычным в двадцатом веке, а стоимость такой «фотки» была очень велика.
Спустя несколько лет появились более чувствительные к свету химические реактивы, теперь не нужно было сидеть, уставившись в одну точку и бояться чихнуть. В 1870-х годах появилась фотобумага, а спустя десять лет на смену тяжелым и хрупким стеклянным пластинкам пришла фотопленка.
История фотографии настолько интересна, что мы обязательно посвятим ей отдельную большую статью.
Изобретения 19 века. Грамофон
А вот устройство, позволяющее записывать и воспроизводить звук, появилось почти на рубеже веков. В конце ноября 1877 года изобретатель Томас Эдисон представил свое очередное изобретение. Это был ящик с пружинным механизмом внутри, длинным цилиндром, покрытым фольгой и рупором снаружи. Когда механизм был запущен, многим показалось, что произошло чудо. Из металлического раструба доносились, пусть тихо и неразборчиво, звуки детской песенки про девочку, приведшую в школу своего ягненка. Причем песенку исполнял сам изобретатель.
Вскоре Эдисон усовершенствовал сой прибор, назвав его фонографом. Вместо фольги стали использоваться цилиндрики из воска. Качество записи и воспроизведения улучшилось.
Если вместо воскового цилиндрика использовать диск из прочного материала, то громкость и длительность звучания увеличатся. Впервые диск из шеллка использовал в 1887 году Эмиль Берлиннер. Аппарат, названный граммофоном, завоевал большую популярность, ведь штамповать пластинки с записями оказалось намного быстрее и дешевле, чем записывать музыку на цилиндрики из мягкого воска.
А вскоре появились и первые звукозаписывающие компании. Но это уже история двадцатого века.
Изобретения 19 века. Военное дело
Царица полей, артиллерия, тоже претерпела похожие изменения. Со второй половины девятнадцатого века стволы орудий стали нарезными, резко повысив точность и дальность стрельбы. Заряжение теперь происходило с казенной части, а вместо ядер стали использовать цилиндрические снаряды. Стволы орудий отливались теперь не из чугуна, а из более прочной стали.
Изобретения 19 века. Спичка
В девятнадцатом веке было придумано очень много вещей, подчас незаметных в быту. Были изобретены спички, самая вроде бы простая и обычная вещь, но для появления этой маленькой деревянной палочки понадобились открытия химиков и конструкторов. Были созданы специальные станки для массового производства спичек.
Изобретения 19 века. Велосипед
Первым велосипедом можно считать запатентованный в 1817 году немецким профессором Карлом фон Дрез двухколесный самокат, который он называл «машиной для бега». С тех самых пор велосипед постоянно модернизируются:
1830г. — Томас МакКолл из Шотландии изобретает двухколесный велосипед
1860г. — Пьер Мишо из Франции модернизирует велосипед, добавив к нему педали
1870г. — Джеймс Старли из Франции создает модификацию велосипеда с большим колесом
1885г. — Джон Кемп из Австралии делает велосипед более безопасным
1960г. в США появляется гоночный велосипед
В середине 1970-х годов в США появляется горный велосипед.
Изобретения 19 века. Стетоскоп
Вспомните поход к врачу – терапевту. Холодное прикосновение к телу металлического кругляша, команды «Дышите — не дышите». Это стетоскоп. Он появился в 1819 году из-за нежелания французского врача Рене Лаэннека приставлять ухо к телу пациента. Сначала эскулап использовал трубочки из бумаги, потом из дерева, ну а потом стетоскоп был усовершенствован, стал еще удобней, и современные приборы используют те –же принципы действия, сто и первые бумажные трубки.
Изобретения 19 века. Метроном
Для обучения начинающих музыкантов, для получения чувства ритма в девятнадцатом веке изобрели метроном, несложный механический прибор, который равномерно издавал щелчки. Частота звуков регулировалась перемещением специального грузика по шкале маятника.
Изобретения 19 века. Металлические перья
Изобретения 19 века. Азбука для слепых
Будучи еще малышом, изобретатель азбуки для слепых, Луи Брайль ослеп сам. Это не помешало ему выучиться, стать педагогом, и изобрести специальный метод обьемной печати, теперь буквы можно было осязать пальцами. Азбука Брайля используется и поныне, благодаря ей люди, потерявшие зрение или слепые с рождения, смогли получить знания, устроиться на интеллектуальную работу.
Изобретения 19 века. Зерноуборочный комбайн
В 1836 году на одном из безкрайних пшеничных полей Калифорнии появилась занятная конструкция. Несколько лошадей тянули повозку, которая шумела, скрипела, взвизгивала, пугала ворон и добропорядочных фермеров. На повозке вразнобой вертелись зыбчатые колеса, грохотали цепи и сверкали лезвия ножей. Этот механический монстр пожирал пшеницу и выплевывал никому не нужную солому. А пшеница скапливалась во чреве чудовища. Это был первый зерноуборочный комбайн. Позднее комбайны стали еще более производительны, но и требовали всё больше тяговой силы, до сорока лошадей или волов тянули по полям механических монстров. Под конец девятнадцатого века паровая машина пришла на помощь лошадкам.
Изобретения 19 века. Швейная машинка
А первые швейные машинки тоже появились в девятнадцатом веке. Первые конструкции были далеки от идеала, например, ткань нужно было подавать вертикально, а скорость подачи контролировалась вручную. Изобретатель Айзек Зингер устранил многие недостатки и вскоре основал собственное производство. Марка «Zinger» существует и поныне.
Изобретения 19 века. Пневматические шины
Ну а еще пневматические шины, изобретенные шотландцем Джоном Данлопом, заядлым велосипедистом, хотя шинами он сначала оснастил трехколесный велосипед своего сынишки.
Да и собственно резина, производное каучука, тоже изобретение середины позапрошлого века. Сам по себе каучук при всех его достоинствах дубел в мороз и лип к рукам при жаре. Но добавление серы и сажи исправило этот недостаток.
Изобретения 19 века. Стальной плуг
В 1830 году американский кузнец – молодец Джон Дир выковал первый стальной плуг, фермеры стали больше собирать урожая, да и лошадкам стало полегче. А под маркой «John Deere» и сейчас выпускаются трактора и прочая сельхозтехника.
Изобретения 19 века. Водолазный костюм
В 1840 году рыбы и другие водные обитатели всполошились. По дну ходило страшное двуногое существо с несколькими огромными круглыми глазами. У чудовища была пара щупалец и длинная тонкая кишка, уходящая вверх. Время от времени монстр с ревом выдыхал множество воздушных пузырей. Обитатели водного мира не ведали, что стали свидетелями испытаний первого водолазного костюма.
Изобретения 19 века. Английская булавка
Даже простая английская булавка изобретена в 1849 году. Хотя её изобрел вполне американский предприимчивый инженер, и первым получил патент, но англичанин Чарльз Роулей смог раскрутить это изобретение и теперь это Английская булавка.
Изобретения 19 века. Шприц
Шприц. И он появился в девятнадцатом веке. И практически одновременно, в 1853 году два врача, шотландец Вуд и француз Праванс, создали один их самых востребованных медицинских приборов.
Изобретения 19 века. Железобетон
Француз Монье, садовник, занимался выращиванием и продажей разной экзотической растительности. Небольшие деревца он высаживал в цементные кадки. Но вот беда – кадки часто лопались. Однажды садовник связал из железных прутьев каркас и залил его цементным раствором. Кадки перестали трескаться. Так, по официальной версии, изобрели железобетон.
Изобретения 19 века. Джинсы
Совсем далекие от моды парни на фото хотели удобную и носкую рабочую одежду, а получились джинсы, штаны из крепкой хлопчатобумажной ткани. В 1873 году на джинсы был получен патент. Особенно они приглянулись золотоискателям Калифорнии, а со временем появились в каждом платяном шкафу.
Изобретения 19 века. Маргарин
Маргарин, ставший заменителем сливочного масла, появился в семидесятых годах девятнадцатого века. В химической лаборатории удалось смешать растительный жир, воду, красители и соль в единое целое. Теперь изобретением французских химиков пользуются домохозяйки, повара и огромные транснациональные компании.
Перечислять можно еще долго. Да и каждое изобретение интересно по своему, в каждом есть занятные факты и своя история.
Мы должны быть благодарны нашим предкам, ученым, изобретателям, просто смелым людям, не боящимся тогда, в эпоху домыслов и суеверий, давать жизнь своим изобретениям. Ведь часто темные и недалекие обыватели Англии, Франции, Германии, считали машины и механизмы порождением тьмы и колдовством. Да и правительства стран не всегда шли навстречу изобретателям, часто запрещая и ограничивая. Не было такого, как сейчас, доступа к информации, книги стоили дорого, а в научные библиотеки не всегда можно было попасть.
Но трудности не оставляли энтузиастов, уверенных в себе и своем деле. Эдисон, Яблочков, Попов, Маркони, Тесла, Лилиенталь и многие другие внесли огромный научный вклад в прогресс человечества.