Что приготовить в школу на чаепитие
7 идей для перекусов в школу: от домашнего овсяного печенья до простых мини-пицц
Даже если ваш ребенок обожает школьную еду (да-да, и такое случается!), иногда очень хочется порадовать его чем-то домашним. А еще бывают дни рождения, школьные праздники и просто «день сладкого». Предлагаем вам идеи угощений, которые понравятся школьникам, — их можно положить в ланч-бокс или приготовить сразу много и угостить весь класс.
1. Овсяное печенье
Все любят печенье. А овсяное — это и вовсе что-то из детства. Приготовление отнимет от силы минут 10, и еще 15 — в духовке.
Самое сложное — отделить белки от желтков. Желтки взбиваем с половиной сливочного масла, корицей и сахаром. Главное, чтобы сахар растворился. Белки взбиваем до плотной пены.
Оставшееся масло разогреваем в сковороде и обжариваем минут 8 овсяные хлопья. Как остынут, смешиваем с яично-сахарной смесью и мукой. Аккуратно вводим белки и перемешиваем.
Осталось застелить противень пергаментом или бумагой для выпекания (можно использовать и силиконовый коврик) и выложить ложкой получившуюся смесь. Выпекаем примерно 15 минут при температуре 180 градусов.
2. Те самые пирожки
Эти пирожки так долго остаются мягкими, правда, редко доживают до момента, когда могут стать черствыми. И да, с одного замеса выходит минимум 36 пирожков. Приготовьтесь: это не быстро.
Прелесть этого теста в том, что опару готовить не надо. Отдельно смешиваем муку и дрожжи, не забудьте просеять, чтобы насытить воздухом. Молоко подогреваем, смешиваем с растопленным маслом, яйцами и сахаром с солью.
Теперь самый ответственный момент: сводим воедино сухую и мокрую смесь и вымешиваем минут 10–15. Тесто будет липким — это нормально! Не пытайтесь подсыпать муки. Спустя минут десять оно перестанет липнуть к рукам. Как только это произойдет, накрываем полотенцем и отправляем в теплое место. Например, в духовку на 50 градусов в режиме конвекции. Ждем час!
А теперь зовите детей!
Присыпаем стол мукой и делим наше тесто на бесконечное количество кусочков — ваши колобки должны быть размером не больше шарика для пинг-понга. Накрываем полотенцем и оставляем еще минут на 10–15 на расстойку. Пока можете придумать начинку.
Варианты начинки для пирожков:
Каждый шарик расплющиваем, чуть раскатываем, в центр выкладываем начинку — много начинки — и защипываем. Отличная тренировка мелкой моторики. Тесто хорошо тянется, так что чем меньше лепешка, тем аккуратнее пирожок. Пирожки кладем на противень швом вниз и хорошенько смазываем взбитым яйцом — 2–3 слоя обязательно.
15–20 минут в духовке, и готово.
Чуть подостывшие пирожки складываем в кастрюлю или миску, выстеленную льняным полотенцем. Так они дольше останутся мягкими.
Отличный вариант угощения на детский день рождения или школьную ярмарку.
3. Мини-пицца
Для этого перекуса вам не понадобится возиться с тестом. Достаточно купить готовое. Основу для пиццы лучше не брать: они в большинстве своем невкусные.
Пицца прекрасна тем, что в нее можно добавлять все, что есть в холодильнике. В конце концов, это ее первейшее предназначение: давать вторую жизнь продуктам, оставшимся с ужина.
Тесто размораживаем при комнатной температуре (не забудьте раскатать рулет заранее или разделить пласты и выложить их на разные поверхности, чтобы они не слиплись), раскатываем и вырезаем по трафарету небольшой тарелки заготовки своих будущих мини-пицц.
А дальше зовем детей и вручаем им силиконовую кисточку. Ею они будут обильно смазывать основу томатным соусом, который вы сделаете из томатной пасты и приправ. Если вы за здоровое питание (и у вас много свободного времени), то можно взять свежие помидоры, очистить их от кожуры, измельчить при помощи блендера и проварить со специями 10 минут (а может быть, у вас остался кетчуп, приготовленный в домашних условиях по нашему рецепту).
Теперь пусть каждый приготовит ту мини-пиццу, о которой мечтает. Одни наверняка захотят побольше колбасы, ветчины и курицы с сыром, другие предпочтут помидоры, перец и руколу. Главное — в конце обильно посыпать все сыром.
Отправляем в духовку на 15 минут. А после следим, чтобы мини-пицца дожила до момента отправки в школу. Увы, это самый сложный пункт плана.
4. Рулетики из лаваша
Самый быстрый рецепт! А одной заготовки хватит на три дня перекусов.
За один раз можно сделать сразу несколько разных рулетов. Достаточно варьировать начинки. Главное правило — смазать лаваш творожным сыром или томатным соусом. А дальше выкладываем начинку на свой вкус. Чем мельче она нарезана, тем вкуснее.
Самое сложное — аккуратно плотно свернуть рулет. Для этого проще всего использовать силиконовый коврик или пергамент.
Отправляем в холодильник на часок, а после нарезаем на кусочки. Можно складывать в ланч-бокс и отправлять ребенка в школу с вкусным и полезным перекусом.
5. Блинчики
Печь блинчики — это, конечно, долго. Но их можно напечь впрок и наморозить, а после просто достать и быстро приготовить и завтрак, и обед, и на перекус в школу.
Это заварное тесто не терпит остановок, так что вооружаемся миксером (можно, конечно, и венчиком, но руки быстро устанут). Взбиваем яйца с щепоткой соли в крепкую пену, вливаем стакан кипятка, не переставая взбивать. Далее вливаем стакан молока и постепенно всыпаем стакан просеянной муки. Все еще взбиваем! Вливаем чуть растительного масла — и все!
Печем блинчики на хорошо разогретой сковороде. Они получаются тонкими и невесомыми. И, как вы видите, ни грамма сахара!
Такие блинчики отлично подойдут для любых начинок, будь то тертый сыр и ветчина, бананы с шоколадной пастой или слабосоленая семга со сливочным сыром.
6. Сырные палочки
Школьный перекус должен быть таким, чтобы с ним можно было 1) быстро расправиться; 2) не запачкать руки; 3) поделиться с другом. И сырные палочки удовлетворяют всем трем условиям.
Сулугуни режем на толстые брусочки. Яйцо хорошенько взбиваем. Панировочные сухари высыпаем в широкую глубокую миску. Брусочки сыра поочередно обмакиваем в яйцо, сухари, снова в яйцо, и снова в сухари. Обжариваем в масле до золотистой корочки и выкладываем на бумажные полотенца, чтобы впиталось лишнее масло.
7. Ленивый «Наполеон»
Торт ребенку в школу?! Нет, ну в качестве перекуса, конечно, вряд ли, а вот на день рождения можно попробовать. Особенно если это быстрый и простой рецепт ленивого «Наполеона».
Приготовить настоящий торт в домашних условиях на самом деле несложно. Достаточно попробовать один раз и убедиться, что вам под силу все!
Пошаговый рецепт, чтобы все точно получилось с первого раза:
Шаг 1: Каждый пласт выкладываем на противень, застеленный пергаментом, слегка раскатываем и вырезаем круг. Обрезки не убираем! И отправляем в духовку, разогретую до 180 градусов, на 20–25 минут. Таким образом выпекаем все 4 коржа.
Шаг 2: Обрезки измельчаем в крошку и складываем в миску.
Шаг 3: Готовим крем. Для этого смешиваем яйца с сахаром и ванильным сахаром. Вводим муку и перемешиваем.
Шаг 4: Молоко доводим до кипения. Вливаем в яичную смесь и возвращаем на огонь. Доводим до кипения и варим до загустения.
Шаг 5: Внимательно! Когда смесь остыла, вводим 50 граммов сливочного масла — взбиваем. И так проделываем еще два раза. Добавили масло — взбили.
Шаг 6: Зовем детей и начинаем собирать наш торт. Выкладываем на форму или блюдо корж, смазываем обильно кремом. Сверху — еще один корж, и снова крем. И так пока не закончатся коржи. После обмазываем наш торт со всех сторон кремом и присыпаем измельченными «обрезками».
Дайте «Наполеону» отдохнуть в холодильнике 6–7 часов и отправляйте его в школу к праздничному чаепитию.
У «Мела» есть специальная рассылка для родителей первоклашек! «Первый класс» — это письма с советами психологов и педагогов, полезные подборки, чек-листы и гайды. Подписывайтесь, чтобы узнать ответы на все волнующие вопросы.
Фото на обложке: Shutterstock / Vladislav Noseek
Школьная пицца
Порций: 4
Тесто:
50 г холодного маргарина или слив. масла
100 г муки
2 ст. л. кефира
1/2 ч. л. соды
1/4 ч. л. соли
Начинка:
2 ст. л. томатной пасты или кетчупа
тертый сыр
нарезанная колбаса, ветчина или сосиски
мелко нарезанный лук, маслины, зелень (по желанию)
——————————————————————————————————————————
Печенье для чаепития
Ингредиенты:
Мука для выпечки — 230 Грамм
Сахарная пудра — 80 Грамм
Ванильный сахар — 8 Грамм (или 1 ч. л. ванильного экстракта)
Масло — 120 Грамм
Яичный желток — 2 Штуки
Лимонная цедра — 3/4 Чайных ложки (сушеная)
Количество порций: 30
Рецепт «Печенье для чаепития»:
Сначало включите духовку разогреваться (175 °С) и подготовьте противень, уложите на него пергаментную бумагу. Затем просейте муку с сахарной пудрой.
Добавьте к муке желтки, масло и лимонную цедру.
Вилкой доведите смесь до рыхлого состояния.
Затем замесите тесто и скатайте шар.
Далее, раскатайте тесто в «полено» диаметром 3,5 см. И нарежьте на кружки толщиной 1 см.
Разложите печенья на противень на расстоянии друг от друга и поместите в духовку на 10 минут.
Дайте печенью остыть и можно подавать на стол. Приятного аппетита.
————————————————————————————————
Пудинг из персиков Безумное чаепитие
Пудинг
Рецепт:
Масло сливочное – 50 гр.
Сахар – 200 гр.
Мука – 125 гр.
Разрыхлитель – 30 гр.
Ваниль – 10 гр.
Яйца – 3 шт.
Начинка:
Персики – 6 шт.
Сахар – 2 ст. л.
Вода – 200 мл.
Крупно нарезать персики. В горячую воду добавить 2 ст. л. сахара и поместить персики. Поставить на огонь и вываривать фрукты несколько минут.
Приготовить тесто: растереть сливочное масло с сахаром. Добавить муку, разрыхлитель и ваниль. Хорошо перемешать. Взбить миксером яйца, вылить их в тесто и перемешать при помощи миксера на маленькой скорости.
В форму для выпекания выложить персики, снимая с них кожуру. Сверху залить тестом.
Выпекать 30 минут при температуре 180 градусов.
Подавать порционно. Декорировать блюдо шоколадным сиропом, буквами из печенья, клубникой, красной смородиной и мятой. Подавать с печеньем, молоком, ликером и пятью видами чая.
—————————————————————————————————-
Овсяное печенье без яиц
Продукты:
2 стакана овсяных хлопьев
1 стакан муки
0.5 стакана сахара
150 г. масла или маргарина
0.5 ч. л. соды
2 ст. л. сметаны или кефира
ванильный сахар
Добавки по вкусу (орехи, изюм)
Что приготовить в школу на чаепитие
Автор: Волкова Антонина Александровна
Организация: МБОУ СОШ №3 им.И.В.Седова МО «Барышский район» Ульяновской обл.
Населенный пункт: Ульяновская область, г. г. Барыш
Все знают, какое значение имеет семья для человека. Семья – это то, с чего начинается жизнь, то, что легко потерять и очень сложно найти. Именно в семье человек в полной мере ощущает счастье, и чтобы научить людей связывать свое счастье, прежде всего с семьей, очень важно заниматься пропагандой семейных ценностей среди молодых людей.
В ходе интересной программы мероприятия в рамках недели Технологии в школе участники, учащиеся школы, родители и педагоги школы, узнают все о чае, о обычаях, традициях классического русского чаепития, правилах здорового образа жизни через здоровое питание и употребление натуральной продукции «Лесной аптеки» (она у нас очень богатая в наших краях) Кроме того, вниманию гостей будут представлены уникальные тематические экспонаты: предметы быта, орудия труда и промысла, много интересных фактов об истории семейного чаепития, целебных свойствах трав и чая, конечно, его различные сорта для дегустации.
Праздничное мероприятие при участии родителей проводится с целью укрепления семей на основе совместного отдыха. Данное мероприятия даёт возможность семьям сплотиться, обменяться успешным опытом воспитания детей, укрепить свое здоровье.
Опыт проведения подобных мероприятий показал, что такая возможность необходима и своевременна.
Каждая подобная встреча для семей – редкий повод познакомиться и подружиться, напомнить себе и друг другу о семейных традициях. По итогам мероприятия ожидается также и усиление внимания общественности к теме семейного устройства.
Цель:
— формирование у родителей и учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях;
— формирование у учащихся уважительного восприятия своего дома, семьи;
Задачи:
— Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей;
— «Обмен» семейными традициями с последующим применением последних во всестороннем развитии и воспитании детей;
— Показать важную роль ценностей в каждой семье;
— Создать ситуацию успеха каждой семье;
— Сплочение родительского и детского коллектива;
— Активизировать и расширить знания детей об окружающем мире
— Развивать чувство гордости за свою семью
— Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям
Вид: праздничное мероприятие «Праздник чая» в рамках предметной недели по технологии (с привлечением родителей и педагогов учащихся класса или классов)
Форма проведения: семейное чаепитие, с элементами игр для родителей и учащихся; практикум
Данная форма проведения мероприятия выбрана потому, что: не принудительное, лёгкое совместное общение в процессе игр, конкурсов, чаепития, приводит к сближению детей, их родителей, учителей.
Тип: развивающая игра с театрализованными элементами.
Ожидаемый результат:
— создание условий для: более тесных взаимоотношений родителей, учащихся и учителей
— оказания позитивного влияния на воспитание не только своих детей, но и других в данном классном коллективе;
— формирование адекватного восприятия детьми и их родителями мнения «чужого» взрослого;
— самостоятельное обоснование учащимися ценностной основы семьи, необходимости хранить и беречь семейные традиции,
— формирование навыков работы в группах.
Предварительная работа
Это одновременно и познавательный, и весёлый праздник, который поможет узнать историю чая, правила его заваривания, культурного чаепития и просто повеселиться, а так же особенности пользы отваров из трав и их целебные свойства. Во время подготовки к празднику дети получают задания: узнать, где появился чай, чем он целебен, что заваривали и пили вместо чая на Руси, чем вообще интересен этот напиток. Для развлекательной программы подбирают игры, песни, загадки, музыкальные фрагменты, организуют выставку рисунков, выполняют презентации, изучают правила чаепития и сервировки стола к чаепитию. Пригласительные билеты могут быть в форме чашек, долек лимона, бубликов, пирожков и т.д., на них будут написаны приглашения.
Класс превращают в « чайную». На столах скатерти, чашки с блюдцами, самовары, кондитерские изделия, варенье, мёд, заварные чайники с различными видами чая. Оформление: рисунки учащихся, плакаты с цитатами о чае и чаепитии, фотографии лечебных трав нашего края.
Техническое оснащение: проектор, экран, ноутбук.
Оснащение для оформления класса и проведения конкурсов:
воздушные шары, нитки, конфеты, баранки, засушенные лечебные травы, самовар, чашки, напечатанные пословицы и поговорки о доме и семье, музыкальное оформление; высказывания известных людей; костюмы для ведущих, скатерти, расшитые полотенца.
«Добро сидеть за самоваром!
И пить из блюдца не спеша.
Поёт, горит, исходит жаром
Его славянская душа!»
Ход праздника.
Звучит музыка «У самовара я и моя Маша»
Входят Хозяин и Хозяюшка в русских костюмах. Хозяин вносит самовар, а хозяйка на подносе – чашку с чаем и связку бубликов.
Хоз-ка: Здравствуйте, люди добрые. Милости просим.
Не толпитесь у дверей –
Ждут вас с чаем ребятишки,
И баранки и коврижки.
Хозяин: Все на праздник к нам спешите
И друзей с собой ведите!
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем!
К нам, смотри, не опоздай,
А не то остынет чай.
Хоз-ка: Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далёких времён. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как хлеб.
Хозяин: Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Хоз-ка: А откуда и когда к нам пришёл чай?
История чая (Сообщение учеников)
Презентация №1 слайды 1-14
1 ученик: Родиной чая является Китай. О происхождении чая слагались легенды. Вот одна из них.
Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
2 ученик: А вот ещё одна легенда. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.
1 ученик: Чай –китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций; они чай называют чае, отсюда и наше слово чай. Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Но однажды, один англичанин сумел похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой детективной истории европейцы смогли разводить чай в своих колониях.
2 ученик: Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет. С тех древнейших времён чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком. В японском средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезёнки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела». Именно эти качества прославили чай как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников. Не случайно чай был принят на «вооружение», как обязательный продукт, сначала в английской, а потом и в русской армиях.
1 ученик: В России первое чаепитие состоялось в 17 веке. А самовары появились через 40 лет. С тех древнейших времён чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком. Китайцы секрет чая от всех скрывали, а когда продавали чайные семена России, то обливали их кипятком, чтобы ничего не взошло. Россия расплачивалась с Китаем за чай мехами и золотом.
2 ученик: В России до чая употребляли различные напитки: капустный и огуречный рассол, морс, брусничную и вишнёвую воду, квас, кисель. Первыми в Росси узнали чай жители Сибири. Проник он туда из Монголии. А в 1638 году в Москву его привёз боярский сын Василий Старков. Наш посол отказывался от подарка: Московский царь Михаил Фёдорович Романов одарил Алтын-хана соболями, а взамен увидел…трава. Но когда напиток был испробован при дворе, он понравился.
1 ученик: В давние времена, когда чай на Руси был неизвестен, в суровые зимы русские люди согревались ароматными и целебными напитками, приготовленными из лесных различных ягод и трав. В летние жаркие дни они прекрасно утоляли жажду, а после знаменитой русской бани были просто незаменимы. Богаты были лесные чаи витаминами, обладали целебными силами. Помогали и от простуды, лихорадки или другой какой хвори. В каждой семье свои любимые чаи были – у кого из листьев лесной земляники, у кого из малины и ежевики. А кто любил чай из листьев ароматной мяты, смородины или цветков липы.
2 ученик: Однако особую славу завоевал иван-чай, который готовили из травы кипрей. Заготовка и сушка медоносного кипрея требовала знаний и умений, без них мог получиться не душистый иван-чай, а плохое сено. А заготавливали его так. Собирали листья кипрея в пору его интенсивного цветения. Раскладывали на деревянных лотках слоем в 5 см в тени, чтобы их завяливать в течение суток. Затем листья скручивали в тонкие колбаски и выдерживали до тех пор, пока они не потемнеют. Потом почерневшие заготовки клали в тарелки, накрывали мягкой тканью и оставляли в тепле при температуре +24. +27°С на 6-12 ч для ферментации. После нарезали и сушили на решетках при температуре 100°С. Эта технология близка к современной.
1 ученик: Изучая целебные свойства чая, учёные узнали много интересного и полезного. Чай- прекрасное противоядие при отравлениях. Чай используется в борьбе с такой страшной болезнью, как рак кожи и лёгких.
2 ученик: Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашечкой чая. В Китае практически не встречается такое заболевание, как камни в желчном пузыре, потому что там знают, что чай является «чистильщиком» организма, выводя из него вредные вещества.
2 ученик: На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые и целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус – это бодрящий и тонизирующий напиток.
Травы – Доктора Пилюлькина
Презентация №1 слайд 15-19
(слайд1)
Я расскажу о травах нашего края. Расскажу о том, как, когда и где можно собирать целебные растения, какими свойствами они обладают, но и научимся беречь их и сохранять.
Малина – Многолетний полукустарник. Цветёт в июне- июле. Плоды созревают в июле- августе. Сушат плоды быстро на солнце. Они являются одновременно лекарственным средством и пищевым продуктом. Их употребляют в свежем, сушёном и замороженном виде. Малина в виде настоя или чая помогает при простудных заболеваниях. Так же малина полезна при нарушениях обмена веществ, для улучшения аппетита, заболеваниях желудка и кишечника. Очень полезная вещь. Кушайте и пейте на здоровье!
Я рассказал только маленькую часть о растениях, которые растут в нашей области. Нам надо помнить, что природа подарила нам такое чудо, а мы должны помнить, что это надо беречь. Приходя в лес, не срывать бездумно, делая красивые букеты из цветов и трав, которые будут радовать нас совсем немного. Поэтому в нашей области есть Красная книга, в которую включили более 400 видов растений.
Хоз-ка: Чаепитие проходило по определённым правилам, утверждённым традицией. Для кипячения воды использовался самовар, а для заварки – фарфоровый или фаянсовый чайник. (слайд 25)
Хозяин: У самовара своя история. В XVIII в. так называли металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри. По началу его изготовляли на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле. (слайд 26)
Хоз-ка: С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела. (слайд 28)
1.Посидеть за самоваром
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока. (слайд 29)
2.Самовар гудит, шумит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец – самовар. (слайд 30)
3.Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый, круглый, золотой,
Хозяин: А я знаю, что самовар ставят на поднос. (слайд 31)
Хоз-ка: Правильно. Это делали для того, чтобы угли из поддувала и капли горячей воды из крана не попадали на стол. Особую славу приобрели подносы с яркими цветами жостовской росписи.
Хозяин: Самовар с заварочным чайником ставили на подносе на общий стол или на круглый специальный столик, приставленный к нему. Рядом расставлялись чашки на блюдечках с обязательными чайными ложечками, положенными на блюдце черенком к ручке чашки. К чаю подавали сахар, мед, варенье, пироги, булочки, пышки, колобки, шанежки и т.п. По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливали крепкую заварку и разбавляли ее кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок. (слайд 32)
Хоз-ка: В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером. А.С.Пушкин в романе “Евгений Онегин” так описывает чаепитие в помещичьем доме: «Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, Китайский чайник, нагревая, под ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою по чашкам темною струею уже душистый чай бежал, и сливки мальчик подавал». (слайд 33)
Проводится конкурс для родителей и учеников.
Заваривание чая
Ученик 1. Есть классические способы, или, если хотите, правила, которые необходимо учитывать, чтобы получить чай хорошего вкуса и аромата.
Прежде всего, чайник должен быть прогрет. Это можно сделать, ополоснув его несколько раз кипятком, подержав минуты две в струе горячего воздуха (например, в духовке) или опустив чайник в кипяток.
Ученик 2. Перед тем, как положить в чайник заварку, его необходимо обсушить. Затем в чайник кладут заварку и наливают воду, только что кипевшую «белым ключом». Чайник заполняется не полностью, а лишь наполовину (для чёрного чая), на две трети (для смеси чёрного и зелёного чая) или на одну четверть (для зелёного чая).
Хозяин: Чай подают в чашке с блюдцем или в стакане с подстаканником, который ставят на пирожковую тарелку. Отдельно подают сахар, лимон, нарезанный тонкими кружочками, варенье, мёд, в молочнике – горячее молоко или сливки. При их добавлении в чай он теряет свою терпкость.
Рассказ с использованием презентации.
Х-ка: Чай является любимым напитком во многих странах. Разные народы в процессе приготовления придают ему свой неповторимый вкус. К примеру, для приготовления калмыцкого чая, называемого ця, нужно растолочь 200-300 г чая. залить 3 л холодной воды и довести до кипения, затем убавить огонь и варить ещё 15-20 мин, влить 2 л подогретых сливок и проварить ещё 5-10 мин, добавить 50 г сливочного масла, 2 ч. ложки соли, дать постоять в закрытом виде и только после этого разливать.
Хозяин: Чрезвычайно популярен чай в Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Таджикистане. Узбеки пьют чёрный и зелёный чай. Зелёный чай, называемый кок-чай, употребляют, как правило, без сладостей, он прекрасно утоляет жажду в летний зной.
Х-ка: Киргизы пьют актынчай. Заваренный крепкий чай (чёрный) вливают в молоко (соотношение 1:1), доводят до кипения, добавляют масло, соль, сметану и ещё раз доводят до кипения. Разливают в пиалы и подают с лепёшками и другими мучными изделиями. Пьют киргизы и горячий напиток – куурма чай.
Хозяин: Таджики употребляют зелёный чай (чойн ка-буд) как в горячем, так и в холодном виде. В прохладное время года они пьют чёрный чай.
Х-ка: В Монголии пьют главным образом плиточный чай, который густо заваривают и заправляют молоком, маслом или салом и солью.
Хозяин: В Китае чай – традиционно самый распространённый напиток, классическое искусство заваривать чай зародилось именно здесь.
Х-ка: Любят чай в Японии. Его приготавливают из зелёных чайных листьев, высушенных и растёртых в порошок. Японский чай имеет зеленоватый цвет, по виду и вкусу отличается от европейского. Пьют его без сахара.
Хозяин: Чай – любимый напиток индийцев, которые пьют его с молоком.
Х-ка: В Англии чай распространён больше других напитков, его также пьют с молоком.
Хозяин: Ограниченно употребляют чай немцы, поляки и некоторые другие европейские народы, отдавая предпочтение кофе.
Х-ка: Американцы пьют несладкий чай со льдом.
Частушки
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
На столе у нас пирог,
Так пропойте ж под чаёк
В пляске не жалей ботинок!
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинка,
Значит, письма пишут нам.
Самовар блестит, кипя,
И чаёк в нём пенится,
Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
Загадки
Был листок зелёным-
Чёрным стал, томлёным,
Стал листочек трубчатым.
Стал он в магазине. (Чай)
Там и пропал. (Сахар)
Один нос да брюхо. (Самовар)
Четыре брата стоят. (Стол)
Кольцо не простое, кольцо золотое,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Бублик)
Как начнёт говорить- разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать. (Чайник)
Хозяйка: Сейчас мы проведём небольшой конкурс для знатоков чая. От каждого класса подойдите по 2 человека. Конкурс “Определите на вкус, что добавлено в чай” или какая трава использовалась при заваривании (чай с лимоном, чай с вареньем, чай с молоком, чай с мёдом, чай с травой, чай без ничего, чай с сахаром, малина, земляника, душица, зверобой, мята).
Чаепитие
Самовар шумит, баранки
На скатёрке- самобранке,
И конфеты, и печенье,
И душистое варенье.
Подходите, гости, чаем
Вас сердечно угощаем.
Пейте чай и торт берите,
Чаще в гости заходите!
Дети и взрослые садятся за столы и приступают к чаепитию. Взрослые показывают, как правильно размешивать ложечкой чай, как взять торт, как правильно вести себя за столом и т. д