Что приходит на смену классицизму

Что приходит на смену классицизму

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

СОДЕРЖАНИЕ:

Историко-литературный процесс совокупность общезначимых изменений в литературе. Ли­тература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми худо­жественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие « историко-литературный процесс ». Развитие литературного процесса определяется следующими ху­дожественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы — очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.). Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературно­го процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.

Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов. Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.

Словарь литературоведческих терминов. — М.: Просвещение, 1974.

Литературное направление — устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы целостный и органически связанный круг основных особенностей литературного творчества, выражающийся как в характере отбора явлений действительности, так и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей.

Литература. 8 класс: Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. — М.: Дрофа, 2000.

Литературное направление — конкретно-историческое проявление продуктивного творческого метода внутри художественной системы, а также произведения, созданные на основе одного непродуктивного творческого метода. Творческий метод — основные художественные принципы оценки, отбора и воспроизведения действительности в произведении.

Источник

Сентиментализм в русской литературе 18 и 19 вв.: характерные черты, представители

Сентиментализм – направление в литературе и искусстве 18-19 веков. В Европе оно возникло уже в 20-е годы 18-го столетья, в Россию пришло полувеком позже, но оставалось доминирующим почти целый век. По этой причине сентиментализм в русской литературе требует изучения уже в рамках школьной программы. Сегодня мы поговорит о характерных особенностях этого литературного направления, познакомимся с его представителями, определим отличительные черты сентиментализма в произведениях русских писателей.

Особенности сентиментализма как литературного направления

Что приходит на смену классицизму. Смотреть фото Что приходит на смену классицизму. Смотреть картинку Что приходит на смену классицизму. Картинка про Что приходит на смену классицизму. Фото Что приходит на смену классицизму

Можно назвать несколько особенностей этого литературного направления:

В произведениях писателей-сентименталистов могут возникать пасторальные мотивы.

Свою задачу сентименталисты видели в том, чтобы обратить душу человека к красоте и доброте, утешить и дать надежду.

Что приходит на смену классицизму. Смотреть фото Что приходит на смену классицизму. Смотреть картинку Что приходит на смену классицизму. Картинка про Что приходит на смену классицизму. Фото Что приходит на смену классицизму

Очерк, бытовой роман, повесть, роман в письмах, дневник, поэтическое послание и элегия – эти жанры появились тоже благодаря писателям-сентименталистам.

Что приходит на смену классицизму. Смотреть фото Что приходит на смену классицизму. Смотреть картинку Что приходит на смену классицизму. Картинка про Что приходит на смену классицизму. Фото Что приходит на смену классицизму

Писатели-сентименталисты

Наиболее ярко сентиментализм был выражен в английской литературе. Образцом этого литературного направления могут служить романы С. Ричардсона, Л. Стерна.

Немецкий сентиментализм представлен произведениями Ф. Шиллера и И.В. Гёте.

В русской литературе с интересующим нас направлением связаны имена М. Н. Муравьева, И. И. Дмитриева, Н. М. Карамзина. Черты сентиментализма имеет «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Нередко к этому направлению относят и ранние стихотворения Жуковского.

Наиболее характерным сентиментализму произведением русской литературы называют «Бедную Лизу» Карамзина.

Что приходит на смену классицизму. Смотреть фото Что приходит на смену классицизму. Смотреть картинку Что приходит на смену классицизму. Картинка про Что приходит на смену классицизму. Фото Что приходит на смену классицизму

Отличительные черты сентиментализма в русской литературе

В каждой стране сентиментализм приобретал свои уникальные черты. Если говорить об этом направлении в русской литературе, то можно выделить два течения.

Что приходит на смену классицизму. Смотреть фото Что приходит на смену классицизму. Смотреть картинку Что приходит на смену классицизму. Картинка про Что приходит на смену классицизму. Фото Что приходит на смену классицизму

Сентиментализм был ведущим направлением в русской литературе в течение столетия: с 70-х годов 18 века до 70-х годов 19-го. Позже он не исчез совсем, а трансформировался в романтизм. Поэтому обойти вниманием его, изучая литературу в школе, никак нельзя. Я постаралась рассказать о характерных чертах этого литературного направления как можно более кратко и емко. Надеюсь, вам было все понятно, и вы пойдете на экзамен по нашему любимому предмету хорошо подготовленными.

Источник

Романтизм в литературе: черты, век, произведения русского романтизма

Что приходит на смену классицизму. Смотреть фото Что приходит на смену классицизму. Смотреть картинку Что приходит на смену классицизму. Картинка про Что приходит на смену классицизму. Фото Что приходит на смену классицизму

Что такое романтизм?

Романтизм называют эстетической революцией, потому что вместо науки и разума (как было в эпоху Просвещения) он провозгласил идеалами художественное творчество и чувство. К романтическим произведениям относятся, в частности, поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы», лермонтовские «Демон» и «Мцыри».

Романтизм возник в 1790-х годах в Германии, а впоследствии распространился по всей Западной Европе. Причиной его появления стали кризис рационализма Просвещения. Романтизм опирался на предшествующие течения, такие как сентиментализм. На его появлении сказались Великая французская революция и немецкая классическая философия.

Романтизм быстро вышел за рамки искусства и начал определять стиль философии, поведения, одежды и других аспектов жизни.

Эпоха романтизма завершилась в европейской культуре в 1830-е годы, когда ему на смену пришел реализм.

Черты романтизма

Основой романтического мировосприятия и искусства стал мучительный разлад идеала и социальной действительности.

Выражение в идеологии и практике романтизма нашли интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, а также идея синтеза искусств.

Романтический герой

Образ такого персонажа обычно строится на основе антитезы. Автор делает его одновременно исключительной личностью, и бессильным существом перед ударами судьбы.

Что приходит на смену классицизму. Смотреть фото Что приходит на смену классицизму. Смотреть картинку Что приходит на смену классицизму. Картинка про Что приходит на смену классицизму. Фото Что приходит на смену классицизму

Романтизм в литературе

Центральную для романтизма категорию возвышенного сформулировал немецкий философ Иммануил Кант в «Критике способности осуждения». Он делил наслаждение возвышенным на позитивное, выражающееся в спокойном созерцании, и негативное, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. Именно с последним связан интерес романтизма к злу.

Романтизм противопоставляет просветительской идее прогресса интерес к фольклору, простому человеку, возвращению к корням и к природе.

Как было сказано ранее, романтизм зародился в Германии. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Особенно ярко это проявилось в творчестве братьев Гримм и Эрнста Гофмана.

Английскому романтизму присущ интерес к общественным проблемам: буржуазному обществу противопоставлены отношения в традиционном обществе, воспевание природы, простых и естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма был Джордж Гордон Байрон. Его творчество как раз основано на пафосе борьбы и протеста против современного мира, воспевании свободы и индивидуализма. Среди других последователей романтизма в Англии обычно называют Перси Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

В русском романтизме невозможным оказывается прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой. В романтизме русской литературы авторы демонстрируют страдания и одиночество главного героя. Это направление традиционно ассоциируется с именами В.А.Жуковского (поэма «Светлана»), К.Н.Батюшкова («К Дашкову»), Е.А.Баратынского («Эда»), Н.М.Языкова («Мы любим шумные пиры…»).

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Ярким примером романтического творчества Лермонтова является поэма «Мцыри».

Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается философская лирика Ф.И.Тютчева. В стихотворении Silentium он писал:

Романтизм в поэме «Мцыри»

Каноном русского романтизма принято считать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри». В произведении реализованы основные принципы направления: внимания переносится на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. В тексте изображен необычный персонаж в необычных обстоятельствах. Автор делает своей главной задачей передачу романтического бунта героя.

Романтизм в музыке

Романтизм в музыке сложился в 1820-х годах под влиянием романтической литературы. Связь литературы и музыки проявлялась в обращении к синтетическим жанрам: опере и песне. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека нашло отражение в культе субъективного, тяге к эмоциональной напряженности.

Главными представителями романтизма в музыке стали Франц Шуберт, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Николло Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс.

Романтизм в живописи и архитектуре

Романтизм распространился и на изобразительной искусство. В этой сфере он наиболее ярко проявился в живописи и графике. Менее отчетливо он заметен в скульптуре и архитектуре, например, романтизмом считается неоготика.

Что приходит на смену классицизму. Смотреть фото Что приходит на смену классицизму. Смотреть картинку Что приходит на смену классицизму. Картинка про Что приходит на смену классицизму. Фото Что приходит на смену классицизму

Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось на основе борьбы с официальным академическим классицизмом. В изобразительном искусстве главными представителями романтизма считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер. В России это О. А. Кипренский и А. О. Орловский.

Источник

Сентиментализм как течение в литературе. Западноевропейский сентиментализм

На смену классицизму приходит сентиментализм (франц. sentimentalisme, от франц. sentiment – чувство) – художественное направление, характеризующееся особым вниманием к душевному миру человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы.

Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе сентиментализм существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России – с конца XVIII до начала XIX века.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств.

Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой – демократ, а богатый духовный мир простолюдина – одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма – Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Сэмюэл Ричардсон, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII века Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727) и «Весна», «Осень», впоследствии соединёнными в одно целое и изданными (1730) под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

В 40-х годах того же столетия Томас Грей, автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и др., подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона«Памела» (1740), «Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз Грандисон» (1754) – также являющиеся яркими образцами английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, – но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» и «Сентиментального путешествия» (по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления Аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.

Под тем же влиянием создалась и «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо (1761), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне.

Основные черты сентиментализма:

1) культ чувства и природы;

2) изображение богатого внутреннего мира человека из низшего сословия;

3) дидактическая направленность.

Использована статья:

Источник

Что приходит на смену классицизму. Смотреть фото Что приходит на смену классицизму. Смотреть картинку Что приходит на смену классицизму. Картинка про Что приходит на смену классицизму. Фото Что приходит на смену классицизму

Что такое классицизм?

Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.

Когда появился классицизм?

Классицизм в Европе и России

Конец XIX- начало XX века

Идеи классицизма

Что приходит на смену классицизму. Смотреть фото Что приходит на смену классицизму. Смотреть картинку Что приходит на смену классицизму. Картинка про Что приходит на смену классицизму. Фото Что приходит на смену классицизму

Иерархия жанров классицизма

В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:

В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.

В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.

Признаки классицизма

Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.

Что приходит на смену классицизму. Смотреть фото Что приходит на смену классицизму. Смотреть картинку Что приходит на смену классицизму. Картинка про Что приходит на смену классицизму. Фото Что приходит на смену классицизму

В театре

В поэзии

Что приходит на смену классицизму. Смотреть фото Что приходит на смену классицизму. Смотреть картинку Что приходит на смену классицизму. Картинка про Что приходит на смену классицизму. Фото Что приходит на смену классицизму

В архитектуре

Что приходит на смену классицизму. Смотреть фото Что приходит на смену классицизму. Смотреть картинку Что приходит на смену классицизму. Картинка про Что приходит на смену классицизму. Фото Что приходит на смену классицизму

В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.

Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.

Классицизм и сентиментализм

Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру. Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей. Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *