Что прилипает к кораблям
Ремора — рыба, останавливающая корабли
Слово «ремора» переводится с латыни как «препятствие, помеха». В наши дни так порой называют рыб-прилипал — небольших рыб, которые присасываются к крупным рыбам и днищам кораблей. В греческих же мифах ремора была рыбой колоссальных размеров. Она останавливала корабли. Если верить финским легендам, такая рыба была в подчинении Ахти, водного божества.
Легенды рассказывают о случае, когда флот Калигулы, императора Рима, шёл по морю и вдруг встал. Как бы ни старались гребцы и триерарх, вёсла бессильно загребали воду. Главная галера, на которой находился сам император, не двигалась с места. Когда обнаружили виновника, люди были сражены его размерами. На голове реморы имелась присоска, с помощью которой она прикреплялась к днищу судна. И сила этой присоски была такова, что корабль не мог идти дальше, будто налетел на мель.
Отсюда и пошло название реморы, бывшей неодолимым препятствием для кораблей. Согласно воспоминаниям Плиния Старшего, известного знатока древнегреческой природы, ремора дала о себе знать и во времена полководца Антония, остановив один из его кораблей. Отпускала корабль эта рыбка лишь после долгих просьб или жертвоприношения. Ходили слухи, что жертвами выступали матросы.
Согласно средневековым легендам, ремора имела силу трёх слонов и разум, практически не уступающих человеческому. Она с легкостью понимала человеческую речь. Счастливчику, которого полюбит эта рыба, достанется золото, поднятое ею из затонувших в морях и океанах судов. Впрочем, как завоевать ее симпатию, за исключением жертвоприношений, легенды не говорят.
Что такое ракушка-прилипала?
Если вы когда-нибудь были на море и ходили возле волноломов, валунов, защитных стенок, то наверняка видели ракушек-прилипал. Та «корка», которую вы, вероятно, заметили на волноломах и валунах, состоит из многих миллионов ракушек-прилипал. Ракушка-прилипала — это просто маленький моллюск.
Появившись на свет, они находятся в свободном плавании. Но, достигнув взрослого состояния, они уже не перемещаются, а прикрепляются к любой подходящей поверхности и полностью теряют способность к перемещению. Поскольку они имеют обыкновение цепляться не поодиночке, а миллионами, для человека они являются серьезной помехой.
Например, когда эти ракушки образуют корку на корпусе судна, они могут снизить его скорость в два раза! В старину, когда корабли были совсем небольшими, ракушки представляли собой реальную опасность, затрудняли управление судном и могли даже задержать его и не позволить прибыть в порт в назначенное время. Пираты, которые плавали в Карибском море, вынуждены были опрокидывать свои корабли на берегу и счищать ракушки.
Китобои старых времен с большими затруднениями возвращались домой после двухлетнего плавания из-за огромных количеств ракушек, прилепившихся к корпусу корабля. Даже в наше время современных, мощных кораблей судоходство во всем мире несет огромные убытки из-за ракушек, которые вызывают потери времени и увеличивают износ двигательных установок.
Существует много разновидностей ракушек-прилипал, среди которых есть и ракушки, предпочитающие жить на скалах, а не на дереве и металле. Как мы уже говорили, только появившись на свет, они напоминают маленьких крабов или омаров и могут передвигаться. Но стоит ракушке прикрепиться к какой-либо поверхности, она уже остается там на всю жизнь!
У прикрепившейся ракушки продолжает расти раковина, которая полностью закрывает ее тело. Единственным подвижным органом в этом случае у нее остаются щупальца или усики. У нее имеется шесть пар этих щупалец, которыми она способна двигать, чтобы дотянуться до каких-нибудь мелких морских организмов и притянуть их к себе.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Обрастание днища судна: болезнь и лечение
Явление это известно очень давно. Первые письменные упоминания о нем относятся к V в. до и. э. Известно, что финикийцы боролись с этим явлением весьма примитивным, но действенным способом: каждые год-два они вытаскивали судно из воды и молотками очищали днище и борта от прикрепившихся к ним моллюсков. Со временем методы борьбы становились совершеннее: стали применять многослойную обшивку корпуса, покрывали его смолой, дегтем с добавлением серы, мышьяка, пороха и т. п. смертоносных веществ. Только в Англии с 1625 по 1865 гг. зарегистрировано около 300 патентов на противообрастающие покрытия.
Итак, обрастание. Проблема эта гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Судите сами: по подсчетам американских ученых ежегодно на борьбу с обрастанием в мире расходуется примерно 500 млн. долларов. Зачем! — может спросить человек непосвященный. А затем, что по данным тех же специалистов потеря скорости из-за обрастания составляет 8—15%, а рост расхода топлива — до 20—35% за междудоковый период. Затем, что при благоприятных условиях для морских организмов — обрастателей — их масса на корпусе судна за два месяца может достичь 200 т!
Читатель может возразить, что все это относится и большим судам. Ничуть не бывало. Некоторое время назад в США проводились испытания целью которых было выяснить влияние обрастания днища лодки на ее скорость. Для этого на мерной миле периодически замерялась скорость 5-метровой глиссирующей лодки с 31-сильным подвесным мотором. Результаты говорят сами за себя: после месячного пребывания в морской воде лодка с одним водителем показала скорость на 14 км/ч меньше, а с шестью человеками на борту вообще не вышла на глиссирование, развив всего 16 км/ч вместо положенных при этой нагрузив 37 км/ч. Как ни странно, результаты испытаний в пресной воде тоже оказались не особенно утешительными. Хоть днище и обрастало гораздо меньше, через месяц скорость лодки с двумя человеками на борту упала на 11 км/ч, а с шестью — на 18,5 км/ч.
Что же такое обрастание? Это процесс, в результате которого часть корпуса судна или стационарного плавучего сооружения, находящаяся в воде, покрывается слоем морских растений и животных. Оно сопровождается снижением скорости судов, повышением расхода топлива, усиленным износом механизмов и, соответственно, увеличением эксплуатационных расходов. Обрастание может вызвать затруднения с подачей воды по судовым трубопроводам, оно разрушающе действует на защитные покрытия, усиливая коррозию металла. Интенсивность обрастания зависит от района плавания, а также качества противообрастающих покрытий, использованных для защиты подводной части корпуса судна.
Обрастание судов возникает, в основном, при стоянках в портах, где личинки и споры переносятся течением к судам. Обрастание во время хода наблюдается крайне редко, при этом споры водорослей и зародыши балянусов (разновидность обрастателей) прикрепляются к корпусу судна перемещающемуся со скоростью не более 0,5—1 уз. Зародыши трубчатых червей, мшанок, гидроидов и некоторых других обрастателей способны прикрепляться и при более высокой скорости. Споры водорослей и личинки, попав на корпус судна, прикрепляются настолько прочно что даже сильные удары волн не могут их сорвать. Личинки, закрепившиеся на неядовитой краске или неокрашенной поверхности, развиваются во взрослый организм; личинки, поселившиеся на ядовитой краске, не развиваются, прикрепляются недостаточно прочно и легко смываются при движении судна.
Наблюдения показывают, что менее интенсивное обрастание характерно для активно используемых судов — пассажирских, грузовых, служебных, портовых и аналогичных им. По скорости и интенсивности обрастания суда, стоящие на приколе, занимают первое место.
В еще большей степени страдают от этого явления подводные части стационарных морских сооружений и устройств: буровые платформы, эстакады, боны, буи и т. п.
В пресной воде до недавнего времени было мало организмов, относящихся к числу обрастателей. Однако развитие ряда пресноводных морей, появление каналов, связавших реки с озерами и морями, создали условия для появления обрастателей там, где до недавнего времени их не было. В Каспийском море, к примеру, появились балянусы и древоточцы, на Волге, Днепре, Дунае бурно развились ракушки и водоросли. Подводная часть катера, сфотографированная после годичной эксплуатации в Дунае (рис. 1), показывает характер обрастания при отсутствии мер защиты от него.
Как правило, обрастание начинается с появления зоны светолюбивых зеленых водорослей, которые начинают расти на уровне переменной ватерлинии, омываемой водой, где количество света, а также кислорода вполне достаточно для их жизни. Ниже этой зоны обычно начинается обрастание балянусами, количество которых возрастает по мере увеличения глубины и снижения освещенности. В средней и кормовой частях судна обрастание бывает сильнее, поскольку в носовой части вода движется более интенсивно.
Если бронзовый винт не изолирован от вала и корпуса судна, его интенсивное обрастание наблюдается после 4—6 недель с момента спуска судна на воду.
Интересно отметить, что по правилам проведения некоторых гонок вытаскивать судно из воды между этапами запрещается. Поэтому многие спортсмены, стремясь выиграть столь дорогие для них секунды, очищают корпуса от обрастателей, протаскивая под днищем яхты полотнище ткани и стирая ею прилипшие к корпусу организмы.
Длительные исследования показали, что самый эффективный способ борьбы с обрастанием современных судов — это употребление противообрастающих красок, тем более, что покрытия, используемые для защиты от коррозии подводной части корпуса, часто повреждаются и даже полностью разрушаются, если одновременно не применяются противообрастающие краски.
Противообрастающие краски выбирают в зависимости от типа судов, на которых они должны применяться; условий эксплуатации судов (море, река-море, пресноводное море, озера, реки); продолжительности навигационного периода; районов плавания судна (север, умеренный климат, юг, субтропики); характера обрастания в зоне плавания и сроков постановки судов в док.
В состав противообрастающих красок входят: пленкообразующая основа, ядовитые компоненты (соединения меди, олова, свинца, ртути, мышьяка, органических производных) пигменты (сурик железный, мумия, белила титановые или цинковые), наполнители (тальк, мел) и соответствующие растворители. Учитывая сложность состава, вредность компонентов и необходимость тонкого перетира составляющих, такие краски готовят только в промышленных условиях.
По цвету противообрастающие краски должны отличаться от противокоррозионных; это позволяет контролировать правильность нанесения их на противокоррозионные покрытия. Категорически запрещается вводить в противообрастающие краски сажу (в любом виде): в этом случае происходит резкое ухудшение их защитных свойств.
Противообрастающее действие красок определяется скоростью, с которой ядовитые компоненты выделяются с окрашенной поверхности в воду. Скорость выщелачивания ядов зависит не только от их растворимости, но и от того, как такие компоненты связаны с пленкообразующей основой краски. Известно, что скорость выщелачивания у красок изменяется от времени соприкосновения с водой. Так, например, медь, необходимый компонент противообрастающих красок, выделяющаяся со скоростью большей 10 мг/см
в сутки, предотвращает обрастание водорослями, балянусами и другими обрастателями. Скорость выщелачивания у красок хорошего качества понижается очень медленно по сравнению с первоначальным ее значением. У других красок, вначале очень эффективных, после нескольких недель средняя скорость выщелачивания приобретает почти стабильный характер, но через несколько месяцев резко падает ниже необходимого уровня. Способность красок равномерно поддерживать необходимую скорость выщелачивания в течение длительного времени зависит от пленкообразующей основы.
По характеру действия на обрастателей ядовитые краски делят на диффузионные и контактные. Поведение в морской воде красок первого типа (с нерастворимой матрицей) показано на рис. 2. В начальный момент, когда на поверхности имеется значительное количество ядовитых компонентов (рис. 2а), краска обладает более высокой эффективностью, чем это необходимо для предотвращения обрастания. По мере того, как верхние слои краски истощаются и ядовитые компоненты начинают поступать к поверхности со все более глубоко расположенных слоев краски, содержащих яды (рис. 2б) противообрастающие свойства начинают снижаться. Тогда наступает момент, когда содержание ядовитых компонентов в ламинарном потоке, омывающем поверхность, становится настолько незначительным, что начинается обрастание. Обычно это происходит, когда растворы ядовитых компонентов начинают поступать с глубины 65—75 мкм. Именно этим вызвано указание о нецелесообразности нанесения красок с диффузионными свойствами слоем больше 80 мкм: на поверхности остается скелет неразрушившейся пленкообразующей основы, делающей подводную часть шероховатой что влияет на скорость и расход топлива.
В красках контактного типа ядовитые компоненты более равномерно распределены в растворимой в морской воде пленкообразующей основе (рис. За). При эксплуатации судна одновременно с растворением ядов происходит растворение пленкообразующей основы, что обеспечивает постоянный контакт обрастателей с ядовитой основой. Удаление ядовитых компонентов и пленкообразователя сопровождается уменьшением толщины красочного слоя (рис. 3б).
Отечественная промышленность выпускает противообрастающие краски следующих марок: ХВ-53, ХВ-5153, ХС-512Э, ХС-519, ХС-522, КЧ-529, КФ-751. Из зарубежных фирм, поставляющих противообрастающие краски, следует упомянуть «Текнос-Винтер» и «Тиккурила» (Финляндия), «Иотун» (Норвегия), «Интернешнл» (Англия), «Хемпель» и «Садолин» (Дания).
В последнее время все шире используются противообрастающие краски самополирующегося типа «СПЦ», «Вэнгард», «Интерсвит», «Интерсмут» и др. Основное достоинство таких красок — устранение обрастания на срок не менее двух лет и сглаживание на окрашенной поверхности выступающих участков. Благодаря этому создается достаточно ровная, мало шероховатая подводная поверхность, позволяющая судну сохранять высокую скорость при минимальном расходе топлива.
Изменение самополирующихся покрытий при эксплуатации показано на рис. 4.
У противообрастающих красок есть и отрицательная сторона: содержащиеся в них яды, переходя в воду, убивают не только обрастателей, но и полезные морские организмы. Поэтому в 1986 г. в Англии вышел указ, запрещающий использовать противообрастающие краски на судах прибрежного плавания, поскольку из-за них погибает большое количество устриц.
Наличие в противообрастающих красках ядовитых компонентов требует соблюдение мер предосторожности при подготовке ранее окрашенных поверхностей к перекрашиванию, приготовлении и нанесении красок. Первый спой правильнее наносить кистями на длинных рукоятках. Второй спой можно наносить кистями валикового типа, подкрашивая трудно доступные участки обычными кистями. Применение краскораспылителей любого типа противопоказано вследствие образования мелко раздробленных частиц краски, плохо задерживаемых респираторами.
Схемы защиты от обрастания подводной части корпуса таковы.
Суда из легких сплавов: по одному спою противокоррозионной грунтовки, фосфатирующей грунтовки, противокоррозионной краски и противообрастающей краски.
Стальные суда: то же, но без слоя фосфатирующей грунтовки.
Суда из стеклопластика, дерева или армоцемента: то же, что и для стальных судов, но с двумя слоями противокоррозионной краски. Суда, плавающие в реках, озерах и реках, с заходом в моря, окрашивают по схемам с нанесением дополнительного слоя противообрастающей краски КФ-751 или ХС-522.
Подводные части лодочных моторов защищают от обрастания практически так же, как и корпуса судов.
Если специальные противообрастающие краски достать не удастся, вместо них можно применить менее эффективные, но доступные свинцовые краски. Лучшая из них — свинцовая зелень «ярь-медянка». Несколько хуже свинцовые бепила, свинцовый крон, свинцовый сурик и другие свинцовые краски цельных цветов. Необходимо помнить, что примешивание к свинцовым белилам масляных красок ухудшает их противообрастающие свойства.
Почему обрастают моллюсками днища морских судов?
То, что со временем днища морских судов, а также находящиеся в воде конструкции мостов и причалов обрастают приличным слоем ракушек, ни для кого не является секретом. Казалось бы, в этом нет ничего необычного, и особо страшного. Но все не так просто и безобидно, как кажется на первый взгляд. Буквально за несколько лет, слой прикрепившихся к днищу корабля моллюсков, может достичь внушительных размеров, что приведет к значительному увеличению его веса. Порой оно достигает двухсот и больше тонн. Такая дополнительная нагрузка отрицательно сказывается на технических характеристиках судна. У него возрастает расход топлива, уменьшается скорость движения, да и полезная нагрузка которую можно взять на борт, становится значительно меньше. При этом от обрастания страдают не только большие суда и баржи, но также маленькие катера и лодки. Согласно проведенным исследованиям, скорость небольшого судна, после его месячного пребывания в морской воде, замедляется на 14 км \час. С речными судами ситуация аналогичная. Вот и приходится с этим явлением активно бороться.
В древние времена с обрастанием боролись довольно просто. Судно вытаскивали из воды, и с помощью подручных инструментов обрубывали с днища слой налипших моллюсков. Чуть позже для борьбы с налипанием стали применять различные покрытия. В их число входили: смола, деготь, мышьяк, сера и т д.
И так, давайте попробуем разобраться, что собой представляет процесс обрастания, и чем он обусловлен?
Мы уже выяснили, что это естественный процесс, которому подвергаются постоянно находящихся в воде корпуса морских и речных судов, а также стационарные конструкции мостов и причалов. Они обрастают слоем моллюсков и водных растений, что оказывает неблагоприятное влияние на их технические характеристики, увеличивает вероятность коррозии, утяжеляет конструкции, разрушает защитное антикоррозийное покрытие. Интенсивность обрастания может быть совершенно разной. Все зависит от района, в котором находится судно, или же стационарная конструкция.
Суда, которые длительное время неподвижно стоят в портах, обрастают более интенсивно. Во время движения этот процесс менее выражен. Моллюски и водоросли способны прикрепляться к корпусу судна только в том случае, если оно движется со скоростью, не более одного узла в час. Однако это не касается трубчатых червей гидроидов и спор морских водорослей, которые могут это делать и при более высоких скоростях движения корабля. Эти морские обитатели прикрепляются к корпусу судна настолько крепко, что оторвать их оттуда можно только с помощью специальных инструментов. Естественным способом, с участием той же морской волны, их не уберешь, так что можно не рассчитывать, что они будут смыты во время движения. Этого не произойдет. Хотя, те суда, которые постоянно находятся в движении, менее подвержены этому процессу. Но как только судно заходит в порт, оно тут — же подвергается атаке моллюсков, спор растений, трубчатых червей, гидроидов, и т д.
Рыба-прилипала: Как довести акулу до нервного срыва
На морских глубинах живёт множество интересных созданий. Среди них есть маленькие безобидные рыбки, огромные свирепые хищники, а есть просто очень «хитренькие». К таким явно относятся рыбы-прилипалы. Эти находчивые создания смогли адаптироваться к непростой жизни в море. Вместо того, чтобы самостоятельно плавать в опасных водах, они просто находят себе «такси» в виде акулы и катаются на нём с комфортом бизнес-класса. Что из себя представляют смышлёные рыбки-прилипалы? И как к ним относятся акулы?
Места обитания Рыб-прилипал
Если вкратце: куда акула, туда и рыба-прилипала. Они предпочитают быть попутчиками именно в тёплых морях. Чаще всего их встречают в Средиземном море, но как-то их видели и в Чёрном море, у берегов Болгарии. В конце лета они могут заплывать в воды Приморского края на морских черепаха и акулах. Прилипалы иногда живут на днищах кораблей, а особо экстремальные селятся в жабрах акул.
Внешность рыбы
Чтобы понять, как выглядит прилипала, представьте, что кто-то наступил на обычную рыбину сапогом и оставил на ней след от подошвы. Вот так выглядит прилипала. С помощью этого следа они прикрепляются к своему транспорту. Кстати, отлепить их очень сложно. Их присоски такие мощные, что отодрать цепкую соседку придётся с мясом. Между кольцами присосок и поверхностью образуется вакуум. Благодаря ему «нахлебница» и держится. Эта способность позволяет им не беспокоиться о том, что их транспорт уплывёт без них. Длина прилипал обычно не превышает 90 см. Окрашены они не ярко: в серые или бурые тона.
Образ жизни
У прилипал нет плавательного пузыря. Поэтому без транспорта им приходится туго. Крупные особи предпочитают кататься на китах, акулах, скатах, а мелкие на рыбе-меч и тунце. Прилипалы выбирают для приземления самые разные части рыб: на голове, животе, а иногда и на спине. В последнем случае рыба плавает верх тормашками и при этом чувствует себя весьма неплохо. Прилипалы не причиняют вреда своим соседям и не мешают им, оставаясь верными в моменты опасности. Даже если акулу поймали или на неё кто-то напал, прилипала не уплывает.
Питание рыбы
Прилипалы питаются тем, что попадается на пути. Обычно это объедки с трапезы их соседей. Если их акула поймала добычу, прилипале тоже достаётся обед. Иногда они и сами ловят мелких рыбёшек. Бывает, что заботливые попутчики обследуют кожу соседей и поедают внешних паразитов. Таким образом они являются санитарами для крупных морских представителей. Хитрюги, прикрепившиеся ко дну корабля, едят отбросы с судна.
Интерес для человека
Мясо прилипал редко употребляют в пищу, поэтому как правило на них не ведут охоту. Зато некоторые выдумщики используют интересный способ рыбалки с помощью прилипал. Завидев акулу, рыбак выпускает рядом прилипалу, привязав к ней верёвку. Как только радостная рыбка прилепляется к новому соседу, рыбак тянет за верёвку и вылавливает обеих рыб.
Опасности для человека прилипала не представляет. Хотя были случаи, что рыбками нравились аквалангисты и они спешили к ним присосаться. В такой ситуации прилипалы могут быть очень настойчивы. А вот аквалангисту потом придётся не сладко: ведь отодрать от себя рыбину — дело не из лёгких.
Размножение рыбы-прилипалы
Прикрепляться к «хозяину» рыбы предпочитают уже парами, чтобы потом не искать партнёра. Нерест у жителей Атлантического океана происходит в июне, а у обитателей Средиземного моря в сентябре. У новорожденных рыбок нет присосок и сначала они ведут самостоятельную жизнь. Только достигнув размера 8 см, они начинают искать себе соседа. Мелкие рыбы выбирают небольшой транспорт, а потом сменяют его на «взрослый».
Оказывается прилипалы вовсе не какие-нибудь «нахлебники». Да, хитрюги плавают за счёт других рыб, питаются их объедками, но это не делает их бездельниками. Образ жизни прилипал делает их настоящими санитарами для крупных рыб. «Местные доктора» спасают акул и китов от паразитов. Вредят прилипалы, только когда прикрепляются ко дну корабля. Это действительно может мешать управлению судном. Оно становится менее манёвренным и тяжёлым. Но не будем ругать прилипал за это. Они просто любят «прокатиться с ветерком».