Что примечательного можно обнаружить в описании действующих лиц и обстановки действия

Статья «Анализ списка действующих лиц на материале пьесы А.Н.Островского «Гроза» «

Павлова Екатерина Александровна

Преподаватель русского языка и литературы

ГПОУ ЯО Ярославский промышленно-экономический колледж

Анализ списка действующих лиц на материале пьесы А.Н.Островского «Гроза»

Начиная разговор о пьесе А.Н.Островского «Гроза», первым делом обращаем внимание студентов на список действующих лиц. До этого студенты уже имели опыт работы с пьесами в рамках школьных программ (Грибоедов «Горе от ума», Фонвизин «Недоросль», Гоголь «Ревизор»). В драматических произведениях список действующих лиц имеет особое значение, поскольку не только знакомит читателя с героями, но и может содержать авторские комментарии.

У Островского в построении списка нас будут интересовать выбранные автором формы создания антропонимов. Дома студенты должны разделить персонажей на несколько групп, исходя из модели их именования. Получается следующий вариант таблицы.

Савел Прокофьевич Дикой,

Тихон Иваныч Кабанов

Катерина, Варвара, Феклуша, Глаша.

На паре переходим к анализу и пытаемся разобраться, почему антропонимы героев имеют разные модели создания.

Следует сделать вывод, что героиня имеет особое именование исходя из занимаемого в городе положения. Фигура женщины, стоящей во главе семьи, хоть и не уникальна для 19 века, но и не обыденна. Но Кабаниха не только властвует в своей семье, но и, по сути, во всем городе.

Тихон в тексте произведения – герой, который находится под властью свое матери Кабанихи. Отсюда сходная модель именования. Студенты часто не замечают особенности записи отчества персонажа, а это играет большое значение в понимании поступков героя. Принято считать, что Тихон целиком и полностью подчинен матери, но это не так. Герой не идет на открытый конфликт с матерью. Предпочитает иметь, но не высказывать свое мнение (« Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай »). Тихон склонен к некоторому сочувствию и сопереживанию (стоит рассмотреть его диалог с Кулигиным после измены Катерины).

После этого можно сделать вывод, что используемая не полная форма отчества, а некий разговорный вариант, указывает на попытки героя отделиться от мнения матери.

Группа «Имя» становится особым объектом рассмотрения, так как на первый взгляд объединяет в себе не похожих друг на друга героинь. Но сходство все же есть. Все перечисленные персонажи, за исключением Глаши, – разрывают замкнутый контур города Калинова. Катерина – «пришлая», невесть откуда взятая в семью девушка, Варвара – хоть и исконная Кабанова – сбегает с Кудряшом, не приемля тиранические взгляды матери. Единственная, кто спорит с ней. Феклуша – странница.

Появление в этой группе Глаши объясняется ее сословной принадлежностью, не позволяющей ей иметь ни отчества, ни фамилии. «Девка в доме Кабановой», именно такую ремарку дает героине автор.

В последнюю группу попадают два героя, имеющих только фамилии – Кулигин и Шапкин. Герои, которые не вовлечены в основные сюжетные конфликты, которые находятся за рамками семейных сцен, но именно с их слов читатель получает восприятие ситуации и характеристики героев.

Подводя итог, делаем со студентами вывод, что анализ списка действующих лиц не менее важен, чем непосредственно работа с текстом. Он не только помогает лучше раскрыть и прочувствовать характер персонажей, но и дает возможность посмотреть на привычный текст с иной позиции.

Список используемой литературы:

1.Островский, А.Н. «Гроза» / А.Н. Островский // Собр.соч. : в 6 т. /А.Н. Островский. – М. : Терра, 1999. – Т.2 Пьесы. 1857-1865.

Источник

Открытый урок по литературе в 10 классе Драма «Гроза» Изображение города Калинова»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 10 классе Драма «Гроза» Изображение города Калинова»»

Тема урока: Драма А.Н. Островского «ГРОЗА» (1859 г.).

вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга А. Н. Островского;

· познакомить с основными этапами творческого пути А. Н. Островского;

· рассказать учащимся об особенностях жанра драма, о творческой истории пьесы «Гроза»;

начать знакомство с миром города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом пьесы, проанализировать созданный автором образ города Калинов и его жителей; ознакомить учащихся с городом Калинов и его обитателями, с изображением жестоких нравов «темного царства»; дать ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; формирование гуманистического мировоззрения; развитие навыков работы с текстом.

1.Обучающие (образовательные): совершенствование умений чтения и анализа художественного текста; формировать умения работы с литературоведческими терминами («говорящая фамилия» и т.д.)

3.Воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения; формирование духовно-нравственных качеств личности.

Обучающиеся должны знать:

Творчество А.Н. Островского.

Дать понятие определению «Драма».

Содержание пьесы А.Н.Островского «Гроза».

Характеристику главных героев пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Методические приемы: беседа по вопросам, анализ текста.

Основные понятия: драма, авторская позиция, действующие лица.

Методы: эвристический, метод беседы, аналитический, сравнительно-сопоставительный.

Используемое оборудование, наглядность: проектор; презентация, раздаточный материал ; доска; текст произведения; учебник;

1. Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний.

1) Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский Малый театр)

2) Сколько драматических произведение написал А.Н. Островский, создав тем самым репертуар русского театра?

3) Какие драматические жанры вы знаете?

4) За постановку какой пьесы А.Н. Островского вынудили выйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадёжности и отдали под негласный надзор полиции? А Николай 1, возмутившись столь нелестным изображением своих подданных, начертал на донесении цензурного комитета: «Напрасно печатано, играть же запретить». (За “Банкрот”)

5) К каким сословиям относятся герои А.Н. Островского?

Продолжаем работу. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите слово

Какие ассоциации возникают в вашем воображении при слове «гроза»?

Запишите. А я постараюсь вам помочь (видеоролик).

гроза – это природное явление: сильный дождь с громом и молнией

гроза – это опасность, беда, угроза

Высоко оценили «Грозу» передовые русские писатели. После того, как И.С. Тургенев услышал пьесу в исполнении автора, он написала А.А. Фету: «Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего, вполне овладевшего собой таланта».

Н.А. Добролюбов назвал пьесу «без сомнения, самым решительным произведением Островского».

Премьера «Грозы» стала для Островского триумфом, ему была присуждена в 1860 г. Уваровская академическая премия.

Итак, гроза – понятие многогранное. Это и что-то страшное, грозное, громкое в природе и не только в ней, но и в нашей жизни. Это и прозрачный ливень, освежающий землю. Это и очищение от грязи, свежий запах озона, остающийся после грозы.

Мы ещё не раз обратимся к этому понятию в процессе осмысления пьесы А.Н. Островского. И наверное, подлинный смысл названия произведения поймём позже.

А пока, давайте с вами откроем книгу.

Обратите внимание на названия таких произведений, как «Не всё коту масленица», «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты». Что можно сказать о жанре этих произведений? Какой жанр был любимым для А.Н. Островского?

Можно ли отнести к этим произведениям пьесу «Гроза»? Одинаково ли их настроение?

Наш сегодняшний урок – это урок-экспозиция, на котором мы постараемся познакомиться с городом Калиновым и его обитателями. Запишите тему урока – Город Калинов и его обитатели.

Какую информацию мы можем почерпнуть уже из афиши к пьесе? Что примечательного можно обнаружить в описании действующих лиц и обстановки действия? (афиша)

Интересная ремарка (вспомним, что ремарка – это авторское замечание к действию): «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это подчёркивает особость Бориса в провинциальном Калинове).

(Действие происходит «на высоком берегу Волги», что обещает русскую красоту и раздолье.)

Итак, на берегу великой русской реки раскинулся город. На высоком берегу Волги – общественный сад, за Волгой – сельский вид. Простор, воля, свежий воздух, красота. Так и хочется петь. И Кулигин поёт.

(фрагмент постановки 1977 г.)

Какой художественный приём и с какой целью использует автор в первом же диалоге Кулигина с Кудряшом?

(Приём контраста: красота русской природы и поэтическое любование этой красотой Кулигина контрастируют с невежеством Кудряша и безобразным размахиванием руками Дикого. Этот контраст предварят будущую картину дико устроенной жизни в столь райском уголке русской природы)

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом тёмном мире: господствующее над ним самодурство, дикое безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда». (слайд)

О каком тёмном мире идёт речь?

(Купеческий мир, изображённый Островским, Добролюбов назвал «тёмным царством». Что же это за царство? Это вопрос, на который нам предстоит найти ответ).

САМОДУР – человек, руководящийся в своем поведении по отношению к другим людям исключительно личным произволом, прихотями. Слайд.

Какие же черты самодурства намечены уже в этом первом диалоге?

(Разнузданность, грубость и безнаказанность Дикого, хитрость и двуличие Кабанихи («всё под видом благочестия»))

Что предлагают против самодурства собеседники?

(Кудряш – самодурство против самодурства. Кулигин – «лучше уж стерпеть».)

Какой ещё незначительной, казалось, деталью драматург фиксирует нынешнее отношение Кулигина к самодурству?

(Ремаркой: «Проходят Дикой и Борис. Кулигин снимает шляпу». Это может говорить и просто о культуре Кулигина (обращается к собеседникам «Сударь…», в 3 явлении произносит целый монолог, что говорит о развитости речи, о способности рассуждать), но в контексте его разговора с Кудряшом говорит о нежелании (пока) связываться с Диким).

Обратим своё внимание к 3 явлению

Что важного узнаём из него об обстоятельствах и героях?

ХАНЖА – Неискренний человек, прикрывающийся показной добродетельностью или набожностью; лицемер. (слайд)

Проследите, что именно непосредственно вызвало монолог Кулигина?

(Слова Бориса о том, «что все это наше русское, родное», особенно разбередили Кулигина. В нем есть скрытое (пока) желание другой жизни).

Самое время вернуться к началу нашего разговора. Каковы же они, обитатели города Калинова?

Составление опорной обобщающей схемы « Город Калинов и его обитатели»

(работа в парах, самооценка, запись на доске и в тетрадях)

Обитатели города Калинова

Молодой грубиян – Кудряш

Смирившиеся – Борис, Кулигин (пока. )

Перечитаем монолог. Что же такое «жестокие нравы »?

(Это не только материальная несправедливость, а прежде всего, порожденные ею нравственные пороки: корысть, зависть, пьянство, вражда)

В 5-м явлении впервые появляется Катерина. В своё время роль Катерины на сцене воплощали многие известные актрисы. (слайды)

Драматическое произведение тем и прекрасно, что даёт возможность творчества, различных трактовок образов…

5 явление прочтем в лицах.

Установочное задание: почему главная героиня появляется лишь в середине 1-го действия? Какова первая реплика Катерины и значим ли для нас характер этой реплики?

(Драматургу в начале пьесы важно убедить читателя в гнусности обстановки, а затем по контрасту с этой обстановкой нарисовать светлый образ героини. Своей первой репликой Катерина заступается за мужа, что сразу подчеркивает внутреннюю силу и красоту ее характера. Кроме того, в первой же своей реплике она говорит именно о любви, которая составляет сущность ее натуры).

(Катерина лишена лицемерия. Она лишь может принимать желаемое за действительное, поскольку привыкла жить только в любви и хочет любить всех близких, потому что привыкла так жить. Именно таким будет и ее отношение к Тихону).

Теперь (тоже кстати) о Тихоне.

Почему все его реплики представляют собой незаконченные предложения?

(Трусость, вызванная материальной зависимостью от матери). (слайд)

Его действиям и словам возможно два объяснения: либо он действительно настолько ничтожен, глуп и слаб, либо всеми своими поступками и словами он пытается лишь быстрее «отвязаться» и от маменьки, и от всех, так всё ему здесь надоело. Как бы вы оценили здесь Тихона?

Характер Катерины продолжает раскрываться для читателя в 8-м явлении в ее диалоге с Варварой. Перед чтением диалога зададимся вопросом: что важного узнаем о Катерине? Чем отличается от нее Варвара?

(Мы без труда узнаем о таких чертах Катерины, как искренность, любовь к людям, нежность, наивность, поэтичность, мечтательность, вольно­любие. Но важнее другое. Во-первых, ее предчувствие: «Я умру скоро». Во-вторых, колебания в ней, раздирающая душу героини внутренняя борьба и, наконец, зарождающееся вопреки представлениям о долге чувст­во к Борису.

А в Варваре поражают дружелюбие, простота, про­ницательность и предельная практичность в решении; жизненных проблем).

1) «Как зачем бояться? Какой же тогда порядок в доме будет?» Как вы относитесь к высказыванию Кабанихи? Устарело ли это суждение? Злодейка ли Кабаниха?

2) Перечитайте 2 действие. Расскажите, что из двух действий мы узнаём о Катерине?

Источник

«Гроза» (А. Островский)

Цитата: «Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

История создания

Многие считают, что Островского вдохновило на создание «Грозы» так называемое «клыковское дело» (молодая Александра Клыкова, которую притесняла свекровь и не защищал муж, бросилась в Волгу). Однако замысел «Грозы» возник ещё до трагедии в семье Клыковых.

Островский принимал участие в литературной экспедиции и посетил ряд русских городов, в числе которых Торжок, Тверь, Кинешма. То, что писатель увидел, впечатлило его. Многие диалоги Островский воспроизвёл в «Грозе» буквально, без переосмысления. А «клыковское дело» только подтверждает мысль, что Александр Островский описал в «Грозе» совершенно типичную для того времени ситуацию.

Проблематика:

Смысл названия: гроза — воплощение накопившихся проблем, которые уже вот-вот создадут переломную ситуацию. Это касается не только семейных проблем Кабановых, но и всей России в целом.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Жанровые особенности: «Гроза» обладает явными трагедийными чертами: конфликт, не имеющий разрешения, и фактическая гибель главного героя. Но прежде действующими лицами трагедий были лишь герои и боги, тогда как в «Грозе» — простые обыватели.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в городе Калинове.

Действующие лица

Краткое содержание

Действие 1

Сад на берегу Волги. Молодой механик Кулигин любуется рекой. По саду прогуливаются два парня — Кудряш и Шапкин. Где-то вдалеке — семейная сцена (Дикой ругает своего племянника).

Кудряш сочувствует Борису, который терпит богатого жестокого дядю.

Борис и Дикой подходят ближе, дядя продолжает кричать на племянника. Затем Дикой уходит, а Борис объясняет присутствующим ситуацию: бабушка оставила им с сестрой наследство, но получить его они смогут только после совершеннолетия — если будут почитать дядю (то есть Дикого). Дядя же каждое слово рассматривает как непочтительное.

Приходит странница Феклуша с дамой. Они расхваливают дом Кабановых: дескать, всё там хорошо и богато, люди там живут добрые и благочестивые. Когда Феклуша уходит, Кулигин замечает, что Марфа Кабанова своих домашних поедом ест. Сам механик-самоучка мечтает об изобретении вечного двигателя и жалеет, что нет денег на модели.

Появляется семейство Кабановых — Марфа Игнатьевна, Катерина, Тихон и Варвара. Кабаниха ругает сына за излишнее внимание к жене и мягкость, потом уходит. Огорчённый Тихон делает Катерине замечание и отправляется к Дикому выпить. Катерина остаётся с Варварой. Она вспоминает, как хорошо ей жилось у родителей: молитвы в церкви, цветы, яркие сны. А сейчас у Катерины ощущение, что она стоит на краю пропасти.

Варвара обещает что-то придумать, когда Тихон уедет. Появляется безумная барыня и начинает кричать об огненной геенне. Катерина пугается, Варвара её успокаивает. Начинается гроза, девушки убегают.

Действие 2

Дом Кабановых. Странница Феклуша и прислуга Глаша говорят о грехах. В это же время Катерина рассказывает Варваре, как в детстве её обидели, она убежала и села в лодку, а потом её нашли далеко от дома. Затем Катерина признаётся, что влюблена в Бориса. Варвара обещает помочь ей, но Катерина пугается, говорит, что Тихона ни на кого не променяет, а когда жить надоест, выбросится из окна или утопится.

Входят Марфа Игнатьевна и Тихон. Тихон собирается уезжать, и мать требует, чтобы он поучил жену, как следует мужа дожидаться. Тихон вяло повторяет Катерине слова матери.

Когда Кабаниха с дочкой уходят, Катерина просит мужа остаться или взять её с собой. Но Тихон говорит, что поедет один. Тогда Катерина бросается мужу в ноги и просит взять с неё клятву верности, но Тихон не слушает, поднимает жену с пола.

Тихон уезжает. Кабаниха заставляет Катерину прощаться как положено (в ноги кланяться). Катерина не слушает, и, оставшись одна, Марфа Игнатьевна возмущается, что стариков не почитают.

Входит Катерина и на упрёки Кабанихи отвечает, что не хочет людей смешить. Оставшись одна, Катерина жалеет, что у неё нет детей. Потом жалеет, что не умерла в детстве — тогда бы она стала бабочкой.

Входит Варвара и говорит, что всё устроила: Катерина уйдёт спать в сад, и её навестит Борис (ключ от калитки Варвара раздобыла). Катерина колеблется, не хочет брать ключ, но потом всё же берёт.

Действие 3

Улица возле дома Кабановых. На улице стоят Марфа Игнатьевна и Феклуша. Феклуша говорит, что жизнь стала суетливая, особенно в Москве. Кабаниха соглашается и говорит, что в Москву ни за что бы не поехала.

Приходит пьяный Дикой, ссорится с Кабановой, но потом просит прощения, говорит, что расстроен из-за рабочих, которые требуют зарплаты.

Борис сидит и размышляет, что давно не виделся с Катериной. К нему присоединяется Кулигин: механик наслаждается красотами сада, но в то же время говорит, что красота только для богатых, а бедным она не по карману. Приходят Варвара с Кудряшом, они целуются. Кудряш и Кулигин уходят, а Варвара рассказывает Борису, что следующая встреча с Катериной — в овраге.

Наступает ночь. Борис ожидает Катерину; приходит Кудряш, который тоже претендует на это место для свидания. Борис признаётся, что у него связь с замужней. Появляется Варвара и уводит Кудряша. Борис встречается с Катериной. Катерина говорит, что честь её загублена и она боится жить. Борис предлагает не думать о будущем, а насладиться этой встречей. Катерина признаётся Борису в любви.

Возвращаются Кудряш и Варвара. Они предлагают и в дальнейшем устраивать свидания в этом месте.

Действие 4

Галерея, в которой люди прячутся от грозы. На стенах — картины Страшного суда.

Кулигин беседует с Диким, просит у него денег на установку солнечных часов и громоотводов. Дикой отказывает, кричит, что гроза — это божья кара, а Кулигин — безбожник.

Возвращается Тихон. Варвара рассказывает Борису, что Катерина в смятении. Опять надвигается гроза.

Появляются Кулигин, Тихон с женой и Марфа Игнатьевна. Катерина напугана. Ей кажется, что гроза — это божье наказание, предназначенное именно ей. Кулигин говорит, что гроза — не наказание людям, а милость для природы. Но опять появляется безумная барыня. Она кричит Катерине, что прятаться нельзя — нужно молиться, чтобы Бог забрал её красоту. Катерина не выдерживает и сознаётся, что у неё роман с Борисом.

Действие 5

Сад на берегу Волги. Кулигин сидит на скамейке. Подходит Тихон и рассказывает о поездке в Москву (Тихон там пил непрерывно) и о том, что Катерина ему изменила. Мама, говорит Тихон, советует жену живой в землю закопать. Но самому Тихону Катерину жалко. Кулигин убеждает Тихона простить Катерину. Тихон радуется, что Дикой отправил Бориса в Сибирь на целых три года, и рассказывает, что Варвара сбежала с Кудряшом.

Катерина одна. Она хочет повидаться с Борисом. Появляется Борис и рассказывает, что дядя отправляет его в Сибирь. Катерина просит взять её с собой, но Борис отказывается, всё время оглядываясь, чтобы его никто не увидел в обществе Катерины.

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто из героев драмы «Гроза» тонко чувствует красоту природы?

Ответ. Катерина. Она с детства любила цветы: «Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много».

В чём противопоставлены образы Тихона и Кабанихи?

Ответ. Тихон не жесток, как его матушка. Он искренне страдает от сложившейся в семье ситуации. А Марфа Игнатьевна испытывает наслаждение, ругая невестку и требуя для неё наказания.

В то же время Тихон не может противостоять матери и защищать Катерину. Поэтому и Тихон, и Кабаниха — персонажи «тёмного царства».

Назовите фамилию литературного критика, который охарактеризовал Катерину как «луч света в тёмном царстве».

Ответ. Добролюбов.

Николай Александрович Добролюбов написал о «Грозе» статью «Луч света в тёмном царстве», и название этой статьи стало расхожим выражением.

Источник

Открытый урок по литературе в 10 классе Драма «Гроза» Изображение города Калинова»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 10 классе Драма «Гроза» Изображение города Калинова»»

Тема урока: Драма А.Н. Островского «ГРОЗА» (1859 г.).

вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга А. Н. Островского;

· познакомить с основными этапами творческого пути А. Н. Островского;

· рассказать учащимся об особенностях жанра драма, о творческой истории пьесы «Гроза»;

начать знакомство с миром города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом пьесы, проанализировать созданный автором образ города Калинов и его жителей; ознакомить учащихся с городом Калинов и его обитателями, с изображением жестоких нравов «темного царства»; дать ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; формирование гуманистического мировоззрения; развитие навыков работы с текстом.

1.Обучающие (образовательные): совершенствование умений чтения и анализа художественного текста; формировать умения работы с литературоведческими терминами («говорящая фамилия» и т.д.)

3.Воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения; формирование духовно-нравственных качеств личности.

Обучающиеся должны знать:

Творчество А.Н. Островского.

Дать понятие определению «Драма».

Содержание пьесы А.Н.Островского «Гроза».

Характеристику главных героев пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Методические приемы: беседа по вопросам, анализ текста.

Основные понятия: драма, авторская позиция, действующие лица.

Методы: эвристический, метод беседы, аналитический, сравнительно-сопоставительный.

Используемое оборудование, наглядность: проектор; презентация, раздаточный материал ; доска; текст произведения; учебник;

1. Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний.

1) Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский Малый театр)

2) Сколько драматических произведение написал А.Н. Островский, создав тем самым репертуар русского театра?

3) Какие драматические жанры вы знаете?

4) За постановку какой пьесы А.Н. Островского вынудили выйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадёжности и отдали под негласный надзор полиции? А Николай 1, возмутившись столь нелестным изображением своих подданных, начертал на донесении цензурного комитета: «Напрасно печатано, играть же запретить». (За “Банкрот”)

5) К каким сословиям относятся герои А.Н. Островского?

Продолжаем работу. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите слово

Какие ассоциации возникают в вашем воображении при слове «гроза»?

Запишите. А я постараюсь вам помочь (видеоролик).

гроза – это природное явление: сильный дождь с громом и молнией

гроза – это опасность, беда, угроза

Высоко оценили «Грозу» передовые русские писатели. После того, как И.С. Тургенев услышал пьесу в исполнении автора, он написала А.А. Фету: «Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего, вполне овладевшего собой таланта».

Н.А. Добролюбов назвал пьесу «без сомнения, самым решительным произведением Островского».

Премьера «Грозы» стала для Островского триумфом, ему была присуждена в 1860 г. Уваровская академическая премия.

Итак, гроза – понятие многогранное. Это и что-то страшное, грозное, громкое в природе и не только в ней, но и в нашей жизни. Это и прозрачный ливень, освежающий землю. Это и очищение от грязи, свежий запах озона, остающийся после грозы.

Мы ещё не раз обратимся к этому понятию в процессе осмысления пьесы А.Н. Островского. И наверное, подлинный смысл названия произведения поймём позже.

А пока, давайте с вами откроем книгу.

Обратите внимание на названия таких произведений, как «Не всё коту масленица», «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты». Что можно сказать о жанре этих произведений? Какой жанр был любимым для А.Н. Островского?

Можно ли отнести к этим произведениям пьесу «Гроза»? Одинаково ли их настроение?

Наш сегодняшний урок – это урок-экспозиция, на котором мы постараемся познакомиться с городом Калиновым и его обитателями. Запишите тему урока – Город Калинов и его обитатели.

Какую информацию мы можем почерпнуть уже из афиши к пьесе? Что примечательного можно обнаружить в описании действующих лиц и обстановки действия? (афиша)

Интересная ремарка (вспомним, что ремарка – это авторское замечание к действию): «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это подчёркивает особость Бориса в провинциальном Калинове).

(Действие происходит «на высоком берегу Волги», что обещает русскую красоту и раздолье.)

Итак, на берегу великой русской реки раскинулся город. На высоком берегу Волги – общественный сад, за Волгой – сельский вид. Простор, воля, свежий воздух, красота. Так и хочется петь. И Кулигин поёт.

(фрагмент постановки 1977 г.)

Какой художественный приём и с какой целью использует автор в первом же диалоге Кулигина с Кудряшом?

(Приём контраста: красота русской природы и поэтическое любование этой красотой Кулигина контрастируют с невежеством Кудряша и безобразным размахиванием руками Дикого. Этот контраст предварят будущую картину дико устроенной жизни в столь райском уголке русской природы)

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом тёмном мире: господствующее над ним самодурство, дикое безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда». (слайд)

О каком тёмном мире идёт речь?

(Купеческий мир, изображённый Островским, Добролюбов назвал «тёмным царством». Что же это за царство? Это вопрос, на который нам предстоит найти ответ).

САМОДУР – человек, руководящийся в своем поведении по отношению к другим людям исключительно личным произволом, прихотями. Слайд.

Какие же черты самодурства намечены уже в этом первом диалоге?

(Разнузданность, грубость и безнаказанность Дикого, хитрость и двуличие Кабанихи («всё под видом благочестия»))

Что предлагают против самодурства собеседники?

(Кудряш – самодурство против самодурства. Кулигин – «лучше уж стерпеть».)

Какой ещё незначительной, казалось, деталью драматург фиксирует нынешнее отношение Кулигина к самодурству?

(Ремаркой: «Проходят Дикой и Борис. Кулигин снимает шляпу». Это может говорить и просто о культуре Кулигина (обращается к собеседникам «Сударь…», в 3 явлении произносит целый монолог, что говорит о развитости речи, о способности рассуждать), но в контексте его разговора с Кудряшом говорит о нежелании (пока) связываться с Диким).

Обратим своё внимание к 3 явлению

Что важного узнаём из него об обстоятельствах и героях?

ХАНЖА – Неискренний человек, прикрывающийся показной добродетельностью или набожностью; лицемер. (слайд)

Проследите, что именно непосредственно вызвало монолог Кулигина?

(Слова Бориса о том, «что все это наше русское, родное», особенно разбередили Кулигина. В нем есть скрытое (пока) желание другой жизни).

Самое время вернуться к началу нашего разговора. Каковы же они, обитатели города Калинова?

Составление опорной обобщающей схемы « Город Калинов и его обитатели»

(работа в парах, самооценка, запись на доске и в тетрадях)

Обитатели города Калинова

Молодой грубиян – Кудряш

Смирившиеся – Борис, Кулигин (пока. )

Перечитаем монолог. Что же такое «жестокие нравы »?

(Это не только материальная несправедливость, а прежде всего, порожденные ею нравственные пороки: корысть, зависть, пьянство, вражда)

В 5-м явлении впервые появляется Катерина. В своё время роль Катерины на сцене воплощали многие известные актрисы. (слайды)

Драматическое произведение тем и прекрасно, что даёт возможность творчества, различных трактовок образов…

5 явление прочтем в лицах.

Установочное задание: почему главная героиня появляется лишь в середине 1-го действия? Какова первая реплика Катерины и значим ли для нас характер этой реплики?

(Драматургу в начале пьесы важно убедить читателя в гнусности обстановки, а затем по контрасту с этой обстановкой нарисовать светлый образ героини. Своей первой репликой Катерина заступается за мужа, что сразу подчеркивает внутреннюю силу и красоту ее характера. Кроме того, в первой же своей реплике она говорит именно о любви, которая составляет сущность ее натуры).

(Катерина лишена лицемерия. Она лишь может принимать желаемое за действительное, поскольку привыкла жить только в любви и хочет любить всех близких, потому что привыкла так жить. Именно таким будет и ее отношение к Тихону).

Теперь (тоже кстати) о Тихоне.

Почему все его реплики представляют собой незаконченные предложения?

(Трусость, вызванная материальной зависимостью от матери). (слайд)

Его действиям и словам возможно два объяснения: либо он действительно настолько ничтожен, глуп и слаб, либо всеми своими поступками и словами он пытается лишь быстрее «отвязаться» и от маменьки, и от всех, так всё ему здесь надоело. Как бы вы оценили здесь Тихона?

Характер Катерины продолжает раскрываться для читателя в 8-м явлении в ее диалоге с Варварой. Перед чтением диалога зададимся вопросом: что важного узнаем о Катерине? Чем отличается от нее Варвара?

(Мы без труда узнаем о таких чертах Катерины, как искренность, любовь к людям, нежность, наивность, поэтичность, мечтательность, вольно­любие. Но важнее другое. Во-первых, ее предчувствие: «Я умру скоро». Во-вторых, колебания в ней, раздирающая душу героини внутренняя борьба и, наконец, зарождающееся вопреки представлениям о долге чувст­во к Борису.

А в Варваре поражают дружелюбие, простота, про­ницательность и предельная практичность в решении; жизненных проблем).

1) «Как зачем бояться? Какой же тогда порядок в доме будет?» Как вы относитесь к высказыванию Кабанихи? Устарело ли это суждение? Злодейка ли Кабаниха?

2) Перечитайте 2 действие. Расскажите, что из двух действий мы узнаём о Катерине?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *