Что принято называть европейским чудом

«Европейское чудо»

Урок истории в 8 классе

Особенности и значение темы. Урок насыщен фактическим материалом, обобщение которого формирует представление учащихся о процессе модернизации. Желательно при этом соблюсти определённый баланс: жизнь европейцев в XVIII в. не была лёгкой и безоблачной, демографические сдвиги не затмевают данных о высокой детской смертности; показатели роста уровня жизни — проблемы бедности; информация о научной революции и росте грамотного населения — в целом низкого уровня образования. В этом плане актуален также материал о работорговле. Использование гистограмм и графиков позволяет облегчить усвоение теоретических знаний и создаёт основу для развития умения анализировать статистические данные.

Планируемые результаты изучения материала

Личностные:

— понимать значение открытий и инноваций, новых знаний в формировании картины мира, осознавать взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер жизни общества и видов деятельности людей и их роль в модернизации общества.

Метапредметные (УУД):

— устанавливать временные и причинно-следственные связи между событиями и процессами;

— решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;

— искать и отбирать аргументы, подтверждающие приведённые суждения, в различных источниках информации (текст, статистические данные, историческая карта);

— представлять текстовую информацию в форме таблицы;

— организовывать учебное сотрудничество при работе в группах.

Предметные:

— определять значение понятий и терминов и уметь применять термины при выполнении познавательных заданий: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство;

— рассказывать о технических усовершенствованиях и изобретениях;

— анализировать статистический материал и делать выводы;

— сравнивать исторические процессы, находить их сходство и различие;

— извлекать информацию из письменных и визуальных источников;

— оценивать деятельность исторических личностей эпохи Великих географических открытий.

Межпредметные связи. Обществознание (экономическая сфера, товарно-денежные отношения). География (географическое положение ведущих стран Европы и Азии, географическое разделение труда, специализация).

Внутрикурсовые связи. История раннего Нового времени (Великие географические открытия, Реформация).

Варианты проблемных и познавательных заданий. Почему Европа XVIII в. становится мировым лидером? В чём проявлялось европейское лидерство?

Проектные и исследовательские задания: «Транспортная революция» в XVIII в. Разделение труда в Европе в XVIII в.: предпосылки и последствия.

Основные понятия и термины: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство.

Дополнительные источники информации:

Литература: Алъдебер Ж., Бендер Й. и др. История Европы. — М.: Просвещение, 1996. — С. 264-266.

Ресурсы Интернета: Повседневная жизнь в XVII-XVIII вв. (для любознательных) http://fcior.edu.ru/card/11111/povsednevnaya-zhizn-v-xvii-xviii-vv-dlya-lyuboznatelnyh.html

План урока:

1. Европа становится лидером мира.

3. Наступление капитализма.

4. Транспортная революция.

5. Торговля преображает мир.

ХОД УРОКА

Первый вариант изучения нового материала

Первый пункт плана изучается с опорой на учебник. Восьмиклассники начинают работу над понятием «модернизация» (переход от традиционного к индустриальному обществу, в процессе которого структура общества, государства, экономики, культуры преобразуется в соответствии с требованиями времени). В параграфе раскрыты факторы европейского взлёта. Учитель может использовать приём комментированного чтения п. 1 и составления плана: перечисление факторов модернизации, создавших условия превращения Европы в мирового лидера. Рекомендуется уточнить также термин «фактор» (от лат. «делающий», «производящий») — движущая сила, причина процесса или явления. В сильном классе можно использовать иной приём: предложить учащимся таблицу «Факторы лидерства Европы» (используется компьютерная доска или раздаточный материал) и дать задание раскрыть каждый из факторов с опорой на текст учебника. Перечень факторов приводится в таблице (первая строка), их конкретизация в устной или письменной форме выполняется учащимися.

Факторы лидерства Европы в XVIII в.

Геополитические факторы (географическое положение, влияние соседних государств и народов)

Политические факторы (взаимодействие европейских государств, политика государей)

Великие географические открытия

Реформация

Научная революция

1. Благоприятные климатические условия.

2. Защита от завоевателей

1. Соперничество множества европейских государств.

2. Государство не подавляет общество, а поддерживает его

Выгоды заморской торговли

1. Веротерпимость и конкуренция религий.

2. Протестантизм нацеливает на личное преуспеяние

Научные открытия влияют на появление и внедрение технических новшеств

Для изучения 2-5 вопросов организуется самостоятельная работа по вариантам или в группах с текстом учебника и раздаточным материалом. Предварительно учитель выписывает на доске и объясняет термины «капитализм», «разделение труда», «меркантилизм». Время выполнения заданий — 5-7 мин. Отчёт о выполнении задания группой или ответ одного из учащихся не должны затягиваться и превышать 4-5 мин. Используются 3-4 задания по выбору учителя, при выборе всех вариантов не будет возможности организовать коллективное обсуждение результатов. Остальные задания могут быть даны на дом.

Вопросы и задания

1 вариант. Проанализируйте статистические данные и сделайте выводы о демографической ситуации в Европе XVIII в. Найдите информацию в учебнике и объясните, почему складывается именно такая демографическая ситуация (с чем связаны рост рождаемости и снижение смертности).

2 вариант. Прочитайте фрагмент из трактата Т. Мальтуса «Опыт закона о народонаселении» (1798 г.) и ответьте на вопросы: какую закономерность пытался обосновать Т. Мальтус? В чём Мальтус увидел стоящую перед человечеством опасность в XVIII в.? Сбылись ли прогнозы автора? Объясните, почему.

3 вариант. Найдите в параграфе данные об изменении уровня жизни в ведущих европейских государствах. В каком государстве уровень жизни был наиболее высоким? Какие факторы сделали это возможным?

4 вариант. Найдите в параграфе информацию и заполните таблицу «Изменения в организации промышленного и сельскохозяйственного производства в условиях капитализма (Англия, XVIII в.)».

Изменения в организации

5 вариант. Найдите информацию в параграфе и заполните схему «Транспортная революция в Европе». Объясните причины происходящих перемен.

6 вариант. Найдите информацию в параграфе и составьте аналитическую справку «Европейская торговля». Отразите в ней: а) разделение труда в Европе; б) новые формы торговых сделок, которые появились в XVIII в.

7 вариант. Найдите информацию в параграфе и составьте аналитическую справку «Заморская торговля Европы». Отразите в ней: а) импорт (ввоз) и экспорт (вывоз); б) «треугольную торговлю».

8 вариант. Прочитайте фрагмент из книги судового врача А. Фальконбриджа «Отчёт о работорговле на побережье Африки» (1788 г.) и ответьте на вопросы: каковы были цели работорговцев? В каких условиях содержались африканские рабы? Дайте оценку работорговле.

Второй вариант изучения нового материала

Школьная лекция по плану параграфа. Для активизации деятельности учащихся в начале лекции ставятся проблемные познавательные задания; пункты плана и основные понятия учитель записывает на доске в процессе объяснения. В конце урока организуется обсуждение проблемных заданий.

Домашнее задание. § 1, выполнить задания, не использованные на уроке (первый вариант планирования) или ответить на вопросы к параграфу по выбору учителя (второй вариант планирования).

Опережающее задание к уроку «Век Просвещения»: подготовить биографические справки о философах: И. Кант (1724-1804), Т. Гоббс (1578-1679), Д. Локк (1632-1704), Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778). Если учитель планирует организацию выставки репродукций портретов философов, учащимся рекомендуется единая форма оформления подготовленных материалов.

Источник

Кровавые истоки европейского «чуда»

Что принято называть европейским чудом. Смотреть фото Что принято называть европейским чудом. Смотреть картинку Что принято называть европейским чудом. Картинка про Что принято называть европейским чудом. Фото Что принято называть европейским чудом

У Запада никогда не было таких понятий, как «память», «мораль». Он всегда славился цинизмом и подлостью. Поэтому ничего другого от него ждать не приходится. Другое дело наши соотечественники. Всегда с недоумением смотришь на то, как некоторые из них хотят извратить, очернить, унизить собственную историю.

Несколько дней назад Следственный комитет Российской Федерации возбудил уголовное дело о преступлении 77-летней давности. Речь об убийстве 214 воспитанников детского дома в Ейске (Краснодарский край). В октябре 1942 года, согласно данным Чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников (ЧГК), было убито 102 девочки и 112 мальчиков в возрасте от 3 до 16 лет. Часть из них была отравлена выхлопными газами в кузовах «машин-душегубок». Еще часть — закопана живьем. Описания этого преступления и сегодня леденят душу. Строки из акта ЧГК от 15 апреля 1943 года: «Многие дети были с искаженными ужасом и мучениями лицами, некоторые умерли, обнявшись».

Что принято называть европейским чудом. Смотреть фото Что принято называть европейским чудом. Смотреть картинку Что принято называть европейским чудом. Картинка про Что принято называть европейским чудом. Фото Что принято называть европейским чудом

Это варварское преступление было совершено зондеркомандой СС-10 «а». «Зондеркоманды» (от немецкого Sonderkommando — «специальный отряд»), или айнзацгруппы, были формированиями специального назначения. Их целью была «зачистка» оккупированных территорий СССР от славян и евреев. Свою деятельность они осуществляли в рамках «четырехлетнего» плана. Этот план «рационального использования материальных и людских ресурсов» был введен в нацистской Германии в 1936 году, а затем продлен в 1940-м. В соответствии с ним захваченные на востоке территории подлежали безжалостной эксплуатации, а все «лишнее» население — «утилизации».

«Утилизировать» предполагалось тех, кто «не был пригоден» для эксплуатации. Для этого уже в 1938 году, т.е. задолго до начала Великой Отечественной войны, и были созданы первые айнзацгруппы. Таким образом, подготовка геноцида нашего народа целенаправленно и последовательно шла еще с конца 1930-х годов. Воспитанники ейского детского дома, ввиду своего малолетнего возраста или наличия болезней (у части из них был костный туберкулез), были «непригодны для эксплуатации». Поэтому они и подпали под «утилизацию» в рамках «четырехлетнего плана».

Уже во время войны это преступление получило четкую юридическую квалификацию — «преступление против человечества и принципов гуманизма». Были установлены и его виновники — немецкие нацисты и их пособники.

Что принято называть европейским чудом. Смотреть фото Что принято называть европейским чудом. Смотреть картинку Что принято называть европейским чудом. Картинка про Что принято называть европейским чудом. Фото Что принято называть европейским чудом

Тем не менее сегодня в нашей стране нашлись «знатоки истории», которые набрались наглости опровергать эти факты. Ответственность за гибель ейских детей они попытались переложить на советское руководство. И сделали это не где-нибудь, а в самом Ейске. Здесь местные СМИ опубликовали материал одного из «краеведов», который обвинил советских руководителей в том, что они якобы намеренно отказались эвакуировать детдом. Тем самым бросили детей на растерзание нацистам. При этом автор подобного опуса не нашел ничего более умного, как использовать в качестве основного «источника» «рассказы старожилов».

Конечно, во время Великой Отечественной войны возникали разные ситуации. Были и подлецы, и откровенные вредители, и предатели. Руководство СССР также далеко не всегда проявляло себя с лучшей стороны. Тем не менее перекладывать на него ответственность за нацистские преступления — это уже верх подлости и цинизма.

Впрочем, что еще ждать от человека, который написал о «гуманном» отношении к советским гражданам в нацистской Германии?! Оказывается, жители СССР ехали в нацистские концлагеря «добровольно», «распевая по дороге песни». Такие перлы «краеведа» вполне серьезно цитируют ейские издания. Интересно, как к этому отнеслись бы сами узники нацистских концлагерей?

На этот бред можно было бы не обращать внимание, если не одно «но». Таких «краеведов» можно встретить практически в каждом регионе России. Их «изыскания» активно освещают местные СМИ. Кто дирижирует этой кампанией — догадаться несложно. Деятельность части «краеведов» старательно подпитывается различными западными фондами.

Что принято называть европейским чудом. Смотреть фото Что принято называть европейским чудом. Смотреть картинку Что принято называть европейским чудом. Картинка про Что принято называть европейским чудом. Фото Что принято называть европейским чудом

Несложно догадаться и о целях этой кампании. В то время, когда на федеральном уровне идут попытки сформировать более-менее взвешенный взгляд на наше прошлое, «изыскания» «краеведов», подобных ейскому, призваны нивелировать эти усилия на уровне регионов.

То, насколько при этом искажается история, и можно наблюдать на примере трагедии в Ейске.

К этому остается добавить следующее. Рассказ о том, что советское руководство «бросило» воспитанников детдома «на произвол судьбы», лжив от начала и до конца. Хотя бы потому, что до 1941 года этот детдом размещался в Симферополе. Когда в Крым ворвались части вермахта, не кто иной, как советские органы власти побеспокоились об эвакуации всех детских учреждений в Новороссийск. Отправку прикрывали солдаты отступающей Приморской армии, а обеспечивали моряки Черноморского флота. И те и другие, спасая детей, понесли большие потери. Теперь их тоже следует признать «преступниками»?

Что же касается захвата Ейска в августе 1942 года, то тогда прорыв немцев был столь стремительным, что часть советских войск оказалась практически в окружении. Пробиваться приходилось в степи, под непрерывными бомбардировками немецкой авиации и ударами вражеских танков. Можно ли было в этой ситуации брать с собой детей? К тому же тогда еще сохранялась вера, что хотя бы малышей немцы не тронут.

Тем не менее тронули. Потому что у Запада никогда не было «морали». Не было и нет. А какая может быть мораль у тех, чье общество и сегодня существует на крови?

Что принято называть европейским чудом. Смотреть фото Что принято называть европейским чудом. Смотреть картинку Что принято называть европейским чудом. Картинка про Что принято называть европейским чудом. Фото Что принято называть европейским чудом

Уже в ноябре 1943 года одному из руководителей айнзацгрупп группенфюреру СС Отто Олендорфу было поручено разработать «план развития послевоенной экономики Германии». Речь шла о «рациональном» использовании награбленного в СССР и других странах Европы не только в случае победы, но и поражения Третьего рейха. К разработке этого плана были привлечены сотрудники имперского министерства экономики, занимавшиеся ранее разработкой «четырехлетнего плана». Один из них — Людвиг Эрхард — стал самым доверенным лицом Олендорфа. Уже после капитуляции Германии, благодаря протекции американцев, он занял пост первого министра экономики ФРГ, а затем стал и канцлером. Эрхард вошел в историю как «отец германского экономического чуда». О том, из каких источников финансировалось это «чудо», западная историография умалчивает. Как умалчивает и о том, что Эрхард имел доступ к нацистским счетам в Банке международных расчетов в Швейцарии, а также в других банковских учреждениях европейских стран. Размещенные на них средства очень удобно было использовать в качестве инвестиций после поражения Германии, когда миллионы обездоленных немцев одномоментно превратились в дармовую рабочую силу.

И сегодня, когда в Европе говорят о «виновности» за нацизм, подразумевают под этим отнюдь не ответственность за преступления гитлеровцев. Потомки нацистов винят своих предков в том, что те «слишком мало награбили» в Советском Союзе. И мечтают лишь об одном — что в будущем вновь появится возможность грабить и уничтожать наш народ.

Источник

Урок 2. «Европейское чудо»

Тема I. Рождение нового мира Урок 2. «Европейское чудо» (§ 1)

Особенности и значение темы. Урок насыщен фактическим материалом, обобщение которого формирует представление учащихся о процессе модернизации. Желательно при этом соблюсти определённый баланс: жизнь европейцев в XV III в. не была лёгкой и безоблачной, демографические сдвиги не затмевают данных о высокой детской смертности; показатели роста уровня жизни — проблемы бедности;

информация о научной революции и росте грамотного населения — в целом низкого уровня образования. В этом плане актуален также материал о работорговле. Использование гистограмм и графиков позволяет облегчить усвоение теоретических знаний и создаёт основу для развития умения анализировать статистические данные.

Планируемые результаты изучения материала

понимать значение открытий и инноваций, новых знаний в формировании картины мира, осознавать взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер жизни общества и видов деятельности людей и их роль в модернизации общества.

устанавливать временные и причинно-следственные связи между событиями и процессами;

решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;

искать и отбирать аргументы, подтверждающие приведённые суждения, в различных источниках информации (текст, статистические данные, историческая карта);

представлять текстовую информацию в форме таблицы;

организовывать учебное сотрудничество при работе в группах.

определять значение понятий и терминов и уметь применять термины при выполнении познавательных заданий: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство;

рассказывать о технических усовершенствованиях и изобретениях;

анализировать статистический материал и делать выводы;

сравнивать исторические процессы, находить их сходство и различие;

извлекать информацию из письменных и визуальных источников;

оценивать деятельность исторических личностей эпохи Великих географических открытий.

Межпредметные связи. Обществознание (экономическая сфера, товарно-денежные отношения). География (географическое положение ведущих стран Европы и Азии, географическое разделение труда, специализация).

Внутрикурсовые связи. История раннего Нового времени (Великие географические открытия, Реформация).

Варианты проблемных и познавательных заданий. Почему Европа XVIII в. становится мировым лидером? В чём проявлялось европейское лидерство?

Проектные и исследовательские задания: «Транспортная

революция» в XV III в. Разделение труда в Европе в XV III в.: предпосылки и последствия.

Основные понятия и термины: «европейское чудо»,

демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство.

Дополнительные источники информации:

Литература: Алъдебер Ж., Бендер Й. и др. История Европы. — М.: Просвещение, 1996. — С. 264—266.

Энциклопедия для детей: Общество. — М.: Аванта +, 2005. — Т. 21. — Ч. 1. — С. 478—488.

Европа становится лидером мира.

Торговля преображает мир.

ХОД УРОКА Первый вариант изучения нового материала

Первый пункт плана изучается с опорой на учебник. Восьмиклассники начинают работу над понятием «модернизация» (переход от традиционного к индустриальному обществу, в процессе которого структура общества, государства, экономики, культуры преобразуется в соответствии с требованиями времени). В параграфе раскрыты факторы европейского взлёта. Учитель может использовать приём комментированного чтения п. 1 и составления плана: перечисление факторов модернизации, создавших

условия превращения Европы в мирового лидера. Рекомендуется уточнить также термин «фактор» (от лат. «делающий», «производящий») — движущая сила, причина процесса или явления. В сильном классе можно использовать иной приём: предложить учащимся таблицу «Факторы лидерства Европы» (используется компьютерная доска или раздаточный материал) и дать задание раскрыть каждый из факторов с опорой на текст учебника. Перечень факторов приводится в таблице (первая строка), их конкретизация в устной или письменной форме выполняется учащимися.

Факторы лидерства Европы в XVIII в.

Для изучения 2—5 вопросов организуется самостоятельная работа по вариантам или в группах с текстом учебника и раздаточным материалом. Предварительно учитель выписывает на доске и объясняет термины «капитализм», «разделение труда», «меркантилизм». Время выполнения заданий — 5—7 мин. Отчёт о выполнении задания группой или ответ одного из учащихся не должны затягиваться и превышать 4—5 мин. Используются 3—4 задания по выбору учителя, при выборе всех вариантов не будет возможности организовать коллективное обсуждение результатов. Остальные задания могут быть даны на дом.

1 вариант. Проанализируйте статистические данные и сделайте выводы о демографической ситуации в Европе XVIII в. Найдите информацию в учебнике и объясните, почему складывается именно такая демографическая ситуация (с чем связаны рост рождаемости и снижение смертности).

Что принято называть европейским чудом. Смотреть фото Что принято называть европейским чудом. Смотреть картинку Что принято называть европейским чудом. Картинка про Что принято называть европейским чудом. Фото Что принято называть европейским чудом

вариант. Прочитайте фрагмент из трактата Т. Мальтуса «Опыт закона о народонаселении» (1798 г.) и ответьте на вопросы: какую закономерность пытался обосновать Т. Мальтус? В чём Мальтус увидел стоящую перед человечеством опасность в XV III в.? Сбылись ли прогнозы автора? Объясните, почему.

вариант. Найдите в параграфе данные об изменении уровня жизни в ведущих европейских государствах. В каком государстве уровень жизни был наиболее высоким? Какие факторы сделали это возможным?

вариант. Найдите в параграфе информацию и заполните таблицу «Изменения в организации промышленного и сельскохозяйственного производства в условиях капитализма (Англия, XVIII в.)».

вариант. Найдите информацию в параграфе и заполните схему «Транспортная революция в Европе». Объясните причины происходящих перемен.

Что принято называть европейским чудом. Смотреть фото Что принято называть европейским чудом. Смотреть картинку Что принято называть европейским чудом. Картинка про Что принято называть европейским чудом. Фото Что принято называть европейским чудом

вариант. Найдите информацию в параграфе и составьте аналитическую справку «Европейская торговля». Отразите в ней: а) разделение труда в Европе; б) новые формы торговых сделок, которые появились в XVIII в.

вариант. Найдите информацию в параграфе и составьте аналитическую справку «Заморская торговля Европы». Отразите в ней: а) импорт (ввоз) и экспорт (вывоз); б) «треугольную торговлю».

вариант. Прочитайте фрагмент из книги судового врача А. Фальконбриджа «Отчёт о работорговле на побережье Африки» (1788 г.) и ответьте на вопросы: каковы были цели работорговцев? В каких условиях содержались африканские рабы? Дайте оценку работорговле.

Второй вариант изучения нового материала

Школьная лекция по плану параграфа. Для активизации деятельности учащихся в начале лекции ставятся проблемные познавательные задания; пункты плана и основные понятия учитель записывает на доске в процессе объяснения. В конце урока организуется обсуждение проблемных заданий.

Домашнее задание. § 1, выполнить задания, не использованные на уроке (первый вариант планирования) или ответить на вопросы к параграфу по выбору учителя (второй вариант планирования).

Опережающее задание к уроку «Век Просвещения»: подготовить биографические справки о философах: И. Кант (1724—1804), Т. Гоббс (1578—1679), Д. Локк (1632—1704), Монтескье (1689—1755), Вольтер (1694—1778). Если учитель планирует организацию выставки репродукций портретов философов, учащимся рекомендуется единая форма оформления подготовленных материалов.

Источник

«Европейское чудо»

Что принято называть европейским чудом. Смотреть фото Что принято называть европейским чудом. Смотреть картинку Что принято называть европейским чудом. Картинка про Что принято называть европейским чудом. Фото Что принято называть европейским чудом

Что принято называть европейским чудом. Смотреть фото Что принято называть европейским чудом. Смотреть картинку Что принято называть европейским чудом. Картинка про Что принято называть европейским чудом. Фото Что принято называть европейским чудом

Автор: Волкова Кристина Александровна

Цели урока: дать понятие о социально-экономической жизни Европы в 18 в; раскрыть понятия «европейское чудо», промышленная революция; продолжать развивать навыки работы с картой и историческими источниками; развивать навыки командной работы.

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Оборудование: учебник, атлас, раздаточный материал

Основные понятия: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство.

Методы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Планируемые результаты изучения материала:

— понимать значение открытий и инноваций, новых знаний в формировании картины мира, осознавать взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер жизни общества и видов деятельности людей и их роль в модернизации общества.

— устанавливать временные и причинно-следственные связи между событиями и процессами;

— решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;

— искать и отбирать аргументы, подтверждающие приведённые суждения, в различных источниках информации (текст, статистические данные, историческая карта);

— представлять текстовую информацию в форме таблицы;

— организовывать учебное сотрудничество при работе в группах.

— определять значение понятий и терминов и уметь применять термины при выполнении познавательных заданий: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство;

— рассказывать о технических усовершенствованиях и изобретениях;

— анализировать статистический материал и делать выводы;

Варианты проблемных и познавательных заданий: Почему Европа XVIII в. становится мировым лидером? В чём проявлялось европейское лидерство?

1. Европа становится лидером мира.

3. Наступление капитализма.

4. Транспортная революция.

5. Торговля преображает мир.

I. Организационный момент.

II. Актуализация и мотивация.

Каково было положение Европы в кон.17 – нач.18 в.? Как повлияли на Европу Великие географические открытия?

III. Постановка темы урока.

Какие качественные изменения произошли в жизни европейцев? Что нового появилось в экономике? политике? повседневной жизни? Как можно оценить влияние Великих географических открытий?

Как вы бы сформулировали тем? Что мы должны будем сегодня усвоить?

IV. Изучение нового материала.

1). Европа становится лидером мира.

Первый пункт плана изучается с опорой на учебник. Восьмиклассники начинают работу над понятием «модернизация» (переход от традиционного к индустриальному обществу, в процессе которого структура общества, государства, экономики, культуры преобразуется в соответствии с требованиями времени). В параграфе раскрыты факторы европейского взлёта. Оформляем таблицу:

Факторы лидерства Европы в XVIII в.

Геополитические факторы (географическое положение, влияние соседних

Политические факторы (взаимодействие европейских государств, политика государей)

Великие географические открытия

1. Благоприятные климатические условия.

1. Соперничество множества европейских государств.

2. Государство не подавляет общество, а поддерживает его

Выгоды заморской торговли

и конкуренция религий.

2. Протестантизм нацеливает на личное преуспеяние

Научные открытия влияют на появление и внедрение технических новшеств

Для изучения 2—5 вопросов организуется самостоятельная работа в группах с текстом учебника и раздаточным материалом.

Предварительно учитель выписывает на доске и объясняет термины «капитализм», «разделение труда», «меркантилизм». Время выполнения заданий — 5—7 мин. Отчёт о выполнении задания группой или ответ одного из учащихся не должны затягиваться и превышать 4—5 мин.

Группа 1. Проанализируйте статистические данные и сделайте выводы о демографической ситуации в Европе XVIII в. Найдите информацию в учебнике и объясните, почему складывается именно такая демографическая ситуация (с чем связаны рост рождаемости и снижение смертности).

Что принято называть европейским чудом. Смотреть фото Что принято называть европейским чудом. Смотреть картинку Что принято называть европейским чудом. Картинка про Что принято называть европейским чудом. Фото Что принято называть европейским чудом

Прочитайте фрагмент из трактата Т. Мальтуса «Опыт закона о народонаселении» (1798 г.) и ответьте на вопросы: какую закономерность пытался обосновать Т. Мальтус? В чём Мальтус увидел стоящую перед человечеством опасность в XVIII в.? Сбылись ли прогнозы автора? Объясните, почему.

3). Наступление капитализма.

Группа 2. Найдите в параграфе данные об изменении уровня жизни в ведущих европейских государствах. В каком государстве уровень жизни был наиболее высоким? Какие факторы сделали это возможным?

Найдите в параграфе информацию и заполните таблицу «Изменения в организации промышленного и сельскохозяйственного производства в условиях капитализма (Англия, XVIII в.)».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *