Что принято называть управлением социально экономическими системами

Управление социально-экономическими системами

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие социально-экономической системы

Управление социально-экономическими системами – это процесс, обеспечивающий перевод системы из начального состояния в конечное путем целенаправленного воздействия с целью сохранения или изменения состояния, или поведения, а также действия, осуществляемые в рамках системы управления как системы отношений между объектом и субъектом управления.

Социально-экономические системы являются феноменом общественной жизни, определяющим «систему координат», в рамках которой общество осуществляет жизнедеятельность и функционирование.

Важным для понимания сущности социально-экономических систем является определение системы вообще.

Под системой понимают совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым по отдельности.

Ключевым в данном определении является требование к проявлению новых свойств, которых не имеют компоненты по отдельности. Например, если положить на стол рядом два чистых листа бумаги, их сложно назвать системой. Каждый лист в этой совокупности имеет ровно те же свойства, что и по отдельности. Но если на этих листах напечатать двухстраничный документ (для определенности – договор), они превратятся в систему. Отдельно первый лист не будет содержать подписи и реквизиты сторон и не сможет подтвердить их готовность выполнять условия, а отдельно второй лист не будет содержать собственно договорных условий. Только вместе они смогут подтвердить готовность обоих участников сделки к выполнению неких соглашений.

Социально-экономической системой называют целостную совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных экономических и социальных институтов (субъектов) и отношений по поводу потребления и распределения как материальных, так и нематериальных ресурсов, производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Готовые работы на аналогичную тему

Как и любая другая система, социально-экономическая система характеризуется системными качествами. Специфическим выступает особое экономическое отношение, связывающее единством происхождения все остальные отношения, являющееся их «корнем», источником развития более сложных связей. Оно представляет собой простейший в данных условиях способ распределить ресурсы и поддерживать желаемые пропорции.

Важные свойства социально-экономических систем:

Процессы управления социально-экономическими системами

Конечные состояния, к которым стремятся социально-экономические системы, фиксируются в форме их целей – отдельных характеристик систем, для достижения которых осуществляется их деятельность. Выделяют два типа целей:

При необходимости как отдельную категорию рассматривают промежуточные цели – среднесрочные.

Структурой управления называют упорядоченную совокупность находящихся в устойчивой взаимосвязи элементов, которые обеспечивают развитие и функционирование социально-экономической системы как единого целого.

Если говорить об организационной структуре аппарата управления, то этим термином обозначают форму разделения труда в сфере управления (между организациями, органами, подразделениями и конкретными исполнителями). Каждый субъект создается для того, чтобы выполнять определенный набор функций управления или осуществлять работы, наделяется набором прав в части распоряжения ресурсами и принимает на себя ответственность за выполнение закрепленных обязанностей. Организационная структура служит для регулирования вопросов:

Весь управленческий процесс протекает в рамках организационной структуры, соответственно, там же происходит движение информационных потоков.

Процесс управления социально-экономическими системами носит циклический, спиралевидный характер. Началом процесса управления можно считать момент установления взаимосвязи между объектом и субъектом управления, а завершением – их исчезновение.

Процесс управления с информационной точки зрения представляет собой последовательность этапов:

После этого исполнители совершают определенные действия, что ведет к изменению состояния управляемого и (или) управляющего объекта, обновлению первичной информации.

Источник

Управление социально-экономическими системами (организациями)

3.1. Суть управленческой деятельности в организации

Менеджмент рассматривает управление формальными организациями, под которыми понимаются группы людей, объединившихся для достижения общей цели, которой они не могут добиться, действуя поодиночке.

Таким образом, под организацией понимается группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей.

Управление организацией представляет собой сложный динамичный процесс, сочетающий понимание общих целей и многочисленных вариантов их достижения.

Организации, как правило, решают совокупность сложных взаимосвязанных задач и для них характерны:

Говоря о сути управленческой деятельности, необходимо отметить, что для управленца характерны кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности. Применительно к работе менеджера еще одной общей чертой управленческой работы являются роли руководителя, под которыми понимаются наборы определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности.

Организации, достаточно крупные для четкого разграничения работы руководителей и не руководителей, обычно имеют настолько большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных функциональных подразделений (производственного, финансового, транспортного, маркетинга и т. д.). Для выполнения различного рода действий управленческая работа также должна быть посегментно скоординирована сверху вниз вплоть до уровня руководителей непосредственно стоящих над неуправленческим персоналом, создающим продукцию или предоставляющим услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда образует уровни управления.

3.2. «Краеугольные камни» бизнеса

Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами

Первым краеугольным камнем бизнеса является продажа как процесс осуществления товарно-денежных отношений.

В результате осуществления продажи в бизнесе образуется прибыль. Это третий «краеугольный камень» эффективного бизнеса.

Обеспечение долгосрочной и стабильной прибыльности в условиях постоянного дефицита ресурсов требует соблюдения рациональных пропорций в распределении прибыли между интересами развития предпринимательства, экономических интересов акционеров и инвесторов, а также экономических и социальных интересов работающих по найму. Это «четвертый краеугольный камень бизнеса».

Распределение ресурсов для реализации экономической, предпринимательской и социальной составляющих бизнеса с учетом фактора времени требует планирования деятельности. При этом стратегическое (долгосрочное) планирование, отражающее цели деятельности организации, должно сочетаться с оперативными (среднесрочными) и тактическими (краткосрочными) планами, отражающими изменения рыночной конъюнктуры. Соблюдение равновесия между стратегическими и тактическими планами отражает пятый «краеугольный камень» эффективного бизнеса.

Источник

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ (ОРГАНИЗАЦИЯМИ)

Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами

Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами

Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами

10 элементов системы управления:

1.Субъект управления — субъект (личность, группа людей или организация), принимающий решения и управляющий объектами, процессами или отношениями путём воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей.Субъект управления через прямой канал передаёт управляющее воздействие на объект управления, который через обратный канал передаёт реакцию или своё текущее состояние. Управляющим звеном называют как должностное лицо (начальник, директор, менеджер) так и органы управления (министерство, департамент). То есть по сути это есть либо верхнее, либо промежуточное звено в структуре управления.

Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами

4.Задачи организацииэто предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

· получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

· обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

· обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

· создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

· охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

· недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

5.Структура организации:Линейная Данная структура управления характерна для мелких и средних предприятий, которые осуществляют производство товаров и услуг, не характеризующееся особой сложностью. При линейной структуре каждое подразделение имеет только одного руководителя, на которого возлагаются полномочия принятия всех управленческих решений; этот руководитель подчиняется лишь вышестоящему руководителю и т. д.;

Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами

Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами

Линейно-функциональная Фактически, при функциональной структуре исполнители одновременно подчиняются функциональным и линейным руководителям. На конструктивных руководителей возлагается обязанность принимать решения, тогда как линейный руководитель решает вопросы, связанные с оперативным управлением;

Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами

Линейно-штабная Руководство исполнителями возлагается на линейного руководителя, при котором создается штаб. Штаб не имеет полномочий, связанных с руководством и принятием решений; его задачи ограничиваются помощью линейному менеджеру в осуществлении определенных функций управления. Штабные подразделения — это планово-экономический отдел, правовая служба, отделы анализа, координирования, контроллинга, отдел маркетинга, бухгалтерия и т. д. В некоторых случаях штабные подразделения наделяются правом функционального руководства (это касается когда-то всего бухгалтерии, отдела управления персоналом, отдела маркетинга, планово-экономического отдела);

Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами

Матричная существует два типа связей. Во-первых, это функциональные связи, при которых конкретный исполнитель подчиняется руководителю соответствующей функциональной службы. Во-вторых, ‑исполнитель подчиняется еще и руководителю проекта. В обязанности руководителя второго типа входит координация действий различных исполнителей в рамках одного проекта (целевой программы, темы); этот руководитель отвечает за выполнение данного проекта в указанные сроки с использованием отведенных ресурсов и на должном уровне качества. При этом руководитель проекта взаимодействует не только с членами проектной группы, но и с рабочими соответствующих функциональных служб, которые подчиняются ему в ряде вопросов;

Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами

Дивизиональная Основная фигура — менеджер, руководящий подразделением (вертикальная касательство ). В его подчинении находится ряд помощников, которые выполняют функцию координации отдельных функциональных служб (горизонтальная связь). Подразделения выделяются на основании одного критерия: это может быть или фабрика определенного ‑вида товара, или обслуживание региона, или работа с определенным типом потребителя, или иной признак. Руководители функциональных служб зависят от менеджера, руководящего подразделением, и отчитываются перед ним.

Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами

6.Ресурсы:

Человеческие ресурсы — это люди, а точнее, те способности, умения и навыки, которые люди продают организации за заработную плату. Организация должна проводить грамотную кадровую политику; без этого ее выживание, конечно, не окажется под вопросом, однако эффективность пострадает. По этой причине необходимо стремиться к тому, чтобы в организацию приходили талантливые, хорошо подготовленные люди, желательно с опытом работы. Не стоит отказываться и от неопытных работников, так как организация имеет возможности подготовить хорошего специалиста, который внесет существенный вклад в ее процветание. Хорошему специалисту следует создавать такие условия, которые удержат его в организации.
Капитал — это средства акционеров и банков, на которые организация приобретает другие ресурсы, необходимые для ее деятельности.
Чтобы обладать необходимые для функционирования организации денежные средства, организация вынуждена прибегать к заимствованию их во внешней среде, например, распространяя акции, находя инвесторов или взяв кредиты в банках.
Сырье, наряду с технологиями — основа деятельности практически любой организации, занимающейся производством товаров. Наличие материальных ресурсов в необходимом количестве — очень важная составляющая нормального функционирования организации. Для того чтобы деятельность была эффективной, любая организация обычно делает запасы необходимых материалов.
Информация — данное ресурс, значение которого в полной мере было осознано не так давно. Роль информации в деятельности организации может быть огромной. (информация может быть предметом купли-продажи, информация очень важна для принятия правильных решений)

Технологии — не менее важный ресурс. Основная задача организации состоит в том, чтобы при максимально эффективном использовании ресурсов и минимальных затратах достичь стоящих перед ней цельнее. Многие зарубежные фирмы и корпорации специально выделяют средства на научные исследования, которые могут быть полезными в процессе того фабрики, которым они занимаются.
7. Функции управления:

Планирование – проектирование достижения целей организации в условиях существующих ограничений (определение того, что и когда должно и может быть сделано).

Организация – определение форм, правил и методов выполнения работ по достижению целей, создание организационной среды.

Мотивация – создание условий для выполнения коллективами и отдельными работниками действий, необходимых для достижения целей организации.

Контроль – сопоставление фактического состояния или функционирования с заданными целями, выявление причин отклонений и вариантов их устранения.

8.Методы управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленной организацией целей. Выделяют: организационно-административные, основанные на прямых и директивных указаниях; экономические, обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников

9.Принципы управления:

Частные (специальные) принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Частные принципы управления не должны перечить общим, но могут существенно от них отличаться.

· Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

· Принцип коллегиальностипредполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

· Принцип научной обоснованности заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

10.Персонал организации – личный состав организации, работающий по найму, для обеспечения основных целей фирмы

Источник

Управление социально-экономическими системами — Разработка новых моделей и методов управления социально-экономическими системами

система — один из наиболее широко используемых сегодня терминов в теории управления. Использование этого термина всегда подразумевает определенную (иногда скрытую) сложность, многозначность рассматриваемого объекта. Неясность и неоднозначность термина «система», очевидно, в какой-то степени объясняется тем, что он не ассоциируется с «простой» вещью и вообще не с конкретным, отдельным объектом, а выражает другие, «невидимые» свойства окружающего нас мира. Его непостижимость для здравого смысла объясняется тем, что он обязан своим появлением не обыденным условиям повседневной жизни, а научному анализу этого мира, начиная со звезды и заканчивая атомом. Природа «системы» двойственна: с одной стороны, это объективная реальность, а с другой — ее отражение в категории науки.

Экономика, которая имеет дело со «структурой» экономических отношений, уже давно приняла категорию «система».

Система — это совокупность взаимодействующих элементов, образующих либо суммарное образование, либо целостное образование с введенным новым свойством, которым не обладает ни один из его элементов в отдельности.

Учитывая, что категория «система» имеет множество вариантов, в зависимости от контекста и целей исследования, сформировалось представление о ней как о множестве элементов, обладающих такими основными характеристиками, как: наличие цели и критериев исследования; целостность; наличие большей, внешней по отношению к данной системе, которую можно назвать «средой»; а также возможность определения в данной системе взаимосвязанных частей (подсистем).

Системные качества также характеризуют социально-экономическую систему, представленную множеством вариаций сложных объектов (элементов, отношений, процессов, свойств, параметров), их общих целей и объектов управления (индивид, группа людей, компания, организация, отрасль, сфера, рынок, институты, регионы, страны, нации).

Анализ системы управления, а также ее организационных структур, механизмов, обеспечивающих сбалансированность системы управления и современных потребностей рынка, является важной задачей современного этапа адаптации российских предприятий к условиям глобальной рыночной экономики. Для решения проблем оптимизации процессов управления, а также повышения их эффективности необходимо понимание концептуальной сущности управления как единой интегрированной системы.

Главным условием любой социально-экономической системы является наличие в ней организующего и управляющего начала, без которого любое человеческое общество, регион, субъект не может быть системой. Управленческая деятельность, с точки зрения системного анализа, может рассматриваться как структурообразующий и системообразующий фактор. В результате происходит трансформация социально-экономического сообщества в социально-экономическую систему, создаются новые качества системы.

Однако управление социально-экономической системой является довольно сложной задачей. Это отражается в низкой перспективе успешного внедрения и в постоянном выборе и разработке новой парадигмы управления. Поскольку поиск такой парадигмы идет в основном на организационном и психологическом уровнях, все достижения в развитии парадигмы управления недостаточно затронули макроуровень (пространственный уровень), который позволяет представить все элементы и свойства системы управления в связи и взаимосвязи.

Система управления — это совокупность элементов (подсистем), взаимосвязанных информационными связями и процессами для достижения определенных целей.

Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами

Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами

Разработка новых моделей и методов управления социально-экономическими системами

Новая, часто называемая четвертой промышленной революцией, — ожидаемое событие, которое с первой трети 20 века систематически и достаточно подробно описывается в прогностических исследованиях российских и зарубежных ученых.

На наш взгляд, наиболее обоснованное научное обоснование объективной закономерности грядущей промышленной революции отражено в концепции технологических укладов, разработанной российскими учеными. В 80-х годах 20-го века они ввели в науку понятие технологического уклада. Академик РАН С.Ю. Кузнецов. Глазьев, который считается основным автором концепции технологических укладов, на основе теории длинных волн Н.Д.

Кондратьева изучил исторические закономерности и факторы динамики развитых стран и сформулировал собственную теорию долгосрочного технико-экономического развития, которое он рассматривает как «неравномерный процесс последовательной смены целостных комплексов технологически взаимосвязанных производств — технологических укладов». Согласно представлениям И.В. Липциса и А.А. Нещадина, технологический уклад — это «целостная устойчивая совокупность взаимосвязанных отраслей, в рамках которой существует замкнутый макроэкономический цикл, состоящий из добычи первичных производственных ресурсов, всех стадий их переработки и производства соответствующей конечной продукции». По словам Ю. V. Яковец, технологический уклад представляет собой «несколько взаимосвязанных и последовательно сменяющих друг друга поколений технологий, эволюционно реализующих общий технологический принцип».

В контексте проблематики данного исследования важно отметить, что Ю.А. Гайдара и В.В. V. Яковец имеет в виду «не только орудия и средства труда в производственной и непроизводственной сферах (машины, приборы, оборудование, установки), но и технологии, материалы, источники энергии, бытовую и военную технику — все виды материализации научной мысли, которые делают труд человека более эффективным в каждой сфере». В процессе развития общества орудия и средства труда и соответствующие технологии также эволюционируют, что приводит к смене технологических укладов, каждый из которых характеризуется наличием ведущих отраслей (секторов) экономики, или ядра, инфраструктуры уклада, определенным типом инновационного цикла. Ядром технологического уклада является определенный набор базовых технологических процессов, используемых или характерных в течение длительного времени практически для всех сфер и секторов экономики.

Глазьев, Д. С. Львов, Г. Г. Фетисов, Ю. В. Яковец и другие авторы концепции технологических укладов доказывают, что предпосылки и условия формирования каждого нового технологического уклада формируются в процессе развития предыдущего. Общепринято выделять шесть технологических укладов, обобщенные характеристики которых приведены в таблице.
Предлагаемая периодизация укладов отличается от той, что приводится в других источниках, поскольку, например, многие экономисты указывают на меньшую продолжительность каждого очередного технологического уклада, что обусловлено ускорением движения длинных (инновационных) волн Кондратьева с примерно 60 лет (1785-1845 гг.) — волна 1 до 30-35 лет w (1990-2020 гг.) — волна 5.

Управление корпоративными финансами

Финансовые ресурсы корпорации — это совокупность денежных средств, которыми она владеет или временно распоряжается и использует для достижения своих целей в процессе деятельности. Разнообразие финансовых средств очень велико: капитал, имущество и другие средства, выраженные в денежной форме.

Финансовые ресурсы корпорации — это, как правило, совокупность средств, которыми располагает компания или которые она может сформировать для получения прибыли.

Соответственно, их можно разделить на две части по источникам формирования финансовых ресурсов: внутренние и внешние.

Внутренние источники финансовых ресурсов формируются в процессе хозяйственной деятельности и являются наиболее важными для предприятия любой организационно-правовой формы, так как определяют его способность к самофинансированию. К ним относятся:

В то же время функционирование любого предприятия не может обойтись без привлечения дополнительных средств извне. Она возникает по ряду причин. Во-первых, у компаний, работающих с многочисленными контрагентами, часто возникают временные разрывы между выручкой и финансированием текущих расходов (заработная плата, налоги, выплаты поставщикам и т.д.), что приводит к использованию дополнительных средств.

Во-вторых, потребность в дополнительном финансировании может быть связана с расширением бизнеса, модернизацией технологических процессов, разработкой и внедрением новых продуктов.

В-третьих, обращение к внешним источникам финансирования может быть вызвано форс-мажорными обстоятельствами.

Внешними источниками формирования финансовых ресурсов могут быть:

Эффективное управление корпоративными финансами напрямую связано с оптимальным сочетанием внешних и внутренних источников финансирования, поскольку каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества внутренних источников финансирования включают:

Учитывая все преимущества, а также возможные риски привлечения того или иного источника финансирования, их сочетание, принятие управленческих решений невозможно без осуществления стратегического финансового планирования.

Принятие управленческих решений основывается на стратегическом планировании, которое позволяет компании успешно функционировать и развиваться при условии правильного сочетания используемых финансовых ресурсов, полученных из внешних и внутренних источников.

Бюджет как инструмент регулирования социально-экономического развития

Происходящие экономические процессы, социальные и политические преобразования ставят перед руководством страны в число приоритетов необходимость разработки и применения эффективного комплекса инструментов и методов управления социально-экономическими системами на всех уровнях народнохозяйственного комплекса, стадиях и фазах его функционирования, что требует адаптации и совершенствования инструментов, методов, технологий и форм, обеспечивающих управление как национальной экономикой в целом, так и ее с

Использование различных форм и инструментов управления без понимания сущности и основных принципов взаимодействия компонентов (элементов, частей и составляющих) социально-экономической системы, а также ее функциональных и структурных характеристик, факторов и параметров, предписывающих многокритериальность целей и задач управления, затрудняет определение вектора и возможности устойчивого развития.

Следует отметить, что процесс управления на всех иерархических уровнях социально-экономической системы включает организационные, экономические, а также правовые формы воздействия на процессы социально-экономического развития (бюджетное финансирование, государственные кредиты, внебюджетные фонды, определение льгот, возможно дифференцированных, разнообразные виды правовой и финансовой поддержки предпринимателей).

Категорию «социально-экономическая система» мы будем понимать в контексте нашей работы как целостную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов (экономических, социальных) и процессов, связанных с созданием, распределением, обменом и потреблением разнообразной продукции (товаров, услуг), а также распределением и потреблением материальных и нематериальных ресурсов. Социально-экономическая система характеризуется прежде всего системными свойствами. Они включают наличие особого, центрального (базового) отношения, которое объединяет все остальные через единство происхождения, и из которого затем формируются и развиваются все более сложные свойства и отношения системы. Социально-экономическая система обязательно локализована в экономическом пространстве и времени.

Трансформация экономической системы Российской Федерации, внедрение рыночных отношений, либерализация экономики, ставка на преимущественное использование рыночного механизма при одновременном ослаблении регулирующих функций государства привели к перманентному финансовому кризису в стране.

Наметившаяся стабилизация экономики Российской Федерации оказалась временной конъюнктурной тенденцией. С 2014 года, после введения известных экономических санкций, которые оказали и продолжают оказывать негативное влияние на темпы экономического роста страны или регионов, экономика снова стагнирует.

Текущие темпы экономического роста не соответствуют уровню, необходимому для перехода к устойчивому социально-экономическому росту как в Российской Федерации в целом, так и в субъектах Федерации. Использование государством рыночных регуляторов в качестве определяющего фактора экономического роста, ослабляя роль государства в происходящих экономических процессах, оказалось неэффективным и привело к нарастанию экономического и финансового кризиса, постоянными спутниками которого являются рост инфляционных процессов, высокая безработица, падение показателей уровня жизни, дефицит бюджета, отказ государства от выполнения социальных обязательств, асимметричное экономическое развитие регионов, тесно коррелирующее со слабыми сторонами,

Показатели уровня жизни

Основными показателями уровня жизни являются: Фонд потребления на душу населения, реальные располагаемые доходы, показатели личного потребления основных материальных благ; жилищные условия, обеспеченность населения жильем, коммунальными и социальными услугами; показатели образования, здравоохранения, социального обеспечения; демографические показатели, уровень занятости экономической активности, отношение численности занятых в экономике к численности населения, уровень безработицы, среднемесячная заработная плата, пенсии; потребительский индекс Из приведенных показателей, характеризующих уровень жизни населения региона, рассмотрим наиболее важные из них.

Демографические показатели сосредоточены на выражении уровня жизни населения в регионе.

Приведенные данные позволяют сделать следующие выводы: в 2017 году ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 2,19 года по сравнению с 2012 годом. Коэффициент смертности увеличился с 998,9 до 1026,5 в 2017 году, то есть на 27,6. Население региона сокращается. За анализируемый период естественный прирост населения составил 16 667 человек. Убыль мигрирующего населения достигла 24 234 человек.

Снижение численности населения, естественного прироста и огромная миграция населения являются результатом ухудшения качества жизни, экономического и социального развития РСО-Алания. РСО-Алания находится в более сложной демографической ситуации, чем другие регионы Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), что требует пересмотра бюджетной политики в отношении РСО-Алания со стороны федерального центра. Для подтверждения наших выводов мы воспользуемся таблицей 2.1.4, чтобы сравнить эти показатели по Северо-Кавказскому федеральному округу.

В рассматриваемый период темпы роста населения в Северо-Кавказском федеральном округе соответствуют уровню всей Российской Федерации. Во всех субъектах, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, зафиксирован прирост населения, за исключением Карачаево-Черкесской Республики и РСО-Алании. Наиболее высокие темпы прироста населения наблюдаются в Ингушетии (9,8%) и Чеченской Республике (7,4%), что привело к изменению структуры населения в субъектах Северо-Кавказского федерального округа.

Показатели миграции населения за исследуемый период улучшились, за исключением Ставропольского края. Однако уровень миграции во всем Северо-Кавказском федеральном округе вызывает тревогу, так как отток трудоспособного населения слишком высок. На наш взгляд, основной причиной высокого уровня миграции является безработица, низкий уровень экономического развития регионов и, как следствие, качество жизни населения.

Наиболее важным показателем уровня жизни населения является смертность. Уровень смертности в Северо-Кавказском федеральном округе ниже, чем в целом по Российской Федерации. В 2016 году уровень смертности составил 61,4% от российского уровня. Однако уровень смертности сильно варьируется в пределах Северо-Кавказского федерального округа. Например, уровень смертности в Ставропольском крае в 1,5 раза выше, чем в среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу, а в РСО-Алания — в 1,35 раза.

По нашему мнению, высокие показатели смертности в одних частях Северо-Кавказского федерального округа и более низкие — в других, в основном, обусловлены различной возрастной структурой населения. Регионы с более высоким уровнем рождаемости, как правило, имеют более низкий уровень смертности на 100 тысяч жителей; чем моложе средний возраст населения региона, тем ниже уровень смертности.

Экономическая и социальная политика органов государственной власти отражается в структуре доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта федерации, в котором формируются основные денежные потоки.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть фото Что принято называть управлением социально экономическими системами. Смотреть картинку Что принято называть управлением социально экономическими системами. Картинка про Что принято называть управлением социально экономическими системами. Фото Что принято называть управлением социально экономическими системами

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *