Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

Тест «Информация. Информационная грамотность и информационная культура»

Тест «Информация. Информационная грамотность и информационная культура»

№ 1. Что принято понимать под информационной грамотностью? (несколько ответов)

наличие знаний и умений для организации и реорганизации информации;

способность самостоятельно обеспечить комфортные условия обработки информации;

наличие знаний и умений для эффективного поиска информации;

наличие знаний и умений для обращения с любой известной информационной системой

№ 2. По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации:

математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.;

научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.;

визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;

обыденную, производственную, техническую, управленческую;

текстовую, числовую, графическую, звуковую и пр.

№ 3. Установите соответствие между свойством информации и его описанием:

Достоверность 1. неискаженное истинного положения дел

Релевантность 2. достаточность для понимания, принятия

Понятность 3. язык понятен получателю

Полнота 4. важность, значимость

Актуальность 5. вовремя, в нужный срок

№ 4. Что из ниже перечисленного не является основой формирования информационной культуры?

умение ориентироваться в информационных потоках;

знания о законах функционирования информационной среды;

знания об информационной среде;

принцип узкой специализации

№ 5. Установите соответствие между текстовой формой свертывания информации и ее описанием:

Резюме 1. краткое изложение содержания первичного

документа, включающее основные

фактические сведения и выводы

Аннотация 2. основные положения доклада, лекции,

Тезисы 3. краткая характеристика книги, статьи или

рукописи, их содержания, назначения,

Реферат 4. заключительная часть научного текста, в

которой кратко излагается суть работы и

Тест «Информация. Информационная грамотность и информационная культура»

№ 1. Что принято понимать под информационной грамотностью? (несколько ответов)

наличие знаний и умений для организации и реорганизации информации;

способность самостоятельно обеспечить комфортные условия обработки информации;

наличие знаний и умений для эффективного поиска информации;

наличие знаний и умений для обращения с любой известной информационной системой

№ 2. По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации:

математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.;

научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.;

визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;

обыденную, производственную, техническую, управленческую;

текстовую, числовую, графическую, звуковую и пр.

№ 3. Установите соответствие между свойством информации и его описанием:

Достоверность 1. неискаженное истинного положения дел

Релевантность 2. достаточность для понимания, принятия

Понятность 3. язык понятен получателю

Полнота 4. важность, значимость

Актуальность 5. вовремя, в нужный срок

№ 4. Что из ниже перечисленного не является основой формирования информационной культуры?

умение ориентироваться в информационных потоках;

знания о законах функционирования информационной среды;

знания об информационной среде;

принцип узкой специализации

№ 5. Установите соответствие между текстовой формой свертывания информации и ее описанием:

Резюме 1. краткое изложение содержания первичного

документа, включающее основные

фактические сведения и выводы

Аннотация 2. основные положения доклада, лекции,

Тезисы 3. краткая характеристика книги, статьи или

рукописи, их содержания, назначения,

Реферат 4. заключительная часть научного текста, в

которой кратко излагается суть работы и

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

Тест «Информация. Информационная грамотность и информационная культура» составлен по учебнику Информатика 10 класс Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Тест имеет два варианта с ответами к обоим вариантам. И хотя каждый вариант содержит всего по пять вопросов, вопросы составлены так, что охватывают весь материал параграфа.

Номер материала: ДБ-722497

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования

Время чтения: 2 минуты

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тест по информатике Информация. Информационная грамотность и информационная культура 10 класс

Тест по информатике Информация. Информационная грамотность и информационная культура 10 класс с ответами. Тест включает 5 заданий с выбором ответа.

1. Установите соответствие между свойствами информации и их описаниями:

1) актуальность
2) достоверность
3) понятность
4) релевантность
5) полнота

А) язык понятен получателю
Б) не искажение истинного положения дел
В) вовремя, в нужный срок
Г) достаточность для понимания, принятия решения
Д) важность, значимость

2. По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации:

1) обыденную, производственную, техническую, управленческую
2) математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.
3) визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую
4) научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.
5) текстовую, числовую, графическую, звуковую и пр.

3. Что принято понимать под информационной грамотностью согласно исследованиям Международной ассоциации школьных библиотек?

1) наличие знаний и умений для эффективного поиска информации
2) наличие знаний и умений для обращения с любой известной информационной системой
3) способность самостоятельно обеспечить комфортные условия обработки информации
4) наличие знаний и умений для организации и реорганизации информации

4. Что из ниже перечисленного не является основой формирования информационной культуры?

1) знания об информационной среде
2) принцип узкой специализации
3) знания о законах функционирования информационной среды
4) умение ориентироваться в информационных потоках

5. Установите соответствие между текстовыми формами свертывания информации и их описаниями:

1) тезисы
2) резюме
3) реферат
4) аннотация

А) краткое изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы
Б) краткая характеристика книги, статьи или рукописи, их содержания, назначения, ценности и т. д.
В) заключительная часть научного текста, в которой кратко излагается суть работы и выводы
Г) основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п.

Ответы на тест по информатике Информация. Информационная грамотность и информационная культура 10 класс
1. 1В 2Б 3А 4Д 5Г
2. 3
3. 14
4. 2
5. 1Г 2В 3А 4Б

Источник

Учитель информатики

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Информация. Информационная грамотность и информационная культура

§ 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура

Информатика. 10 класса. Босова Л.Л. Оглавление

1.1. Информация, её свойства и виды

Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — одно из фундаментальных понятий современной науки, не объясняемых через другие понятия. Наряду с такими понятиями, как «вещество» и «энергия», понятие «информация» определяет основу современной научной картины мира. Строгое и однозначное определение этому термину дать невозможно.

Можно выделить некоторые особенности информации, подчёркивающие её принципиальное отличие от вещества и энергии:

по отношению к информации неприменим закон сохранения (информация может внезапно, «ниоткуда» возникнуть в воображении человека;
человек может её забыть, утратив навсегда и невозвратно);
информация не расходуется при её использовании;
информация может быть передана от одного человека к другому, при этом её количество у первого человека не уменьшится;
ценность суммы информации может превосходить сумму ценностей её частей.

Согласно одной из философских концепций (её называют атрибутивной), информация является свойством (атрибутом) всего сущего: информация возникла вместе со Вселенной и проявляется в изменениях, к которым приводит воздействие одних объектов на другие.

Согласно так называемой функциональной философской концепции, информация связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы. Иначе говоря, информация является атрибутом, присущим только живой природе.

С точки зрения антропоцентрической философской концепции информация существует лишь в человеческом сознании и информационная деятельность присуща только человеку.

Подумайте, как соотносятся между собой три приведённые выше философские концепции. К какой из них ближе понимание термина «информация» с точки зрения обыденных житейских представлений?

Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

В курсе информатики основной школы мы говорили, что информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

Информация обладает такими характеристиками, как объективность, достоверность, полнота, актуальность, понятность, релевантность и др.

Информация объективна, если она не зависит от свойств источника информации. Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестаёт быть объективной, становится субъективной, т. к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от опыта, знаний, пристрастий конкретного человека (субъекта).

Возможна ли ситуация, когда информация абсолютно не зависит от свойств источника информации?

Информация достоверна, если она отражает реальное положение дел, в частности не вступает в противоречие с уже имеющейся информацией, признаваемой в качестве достоверной. При этом не исключается, что с появлением новой информации та или иная информация может перестать быть достоверной.

Информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Информация избыточна, если для решения достаточно только части данной информации.

Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна именно в данный момент времени.

Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Информация релевантна, если она соответствует нуждам (запросам) потребителя.

Важно понимать, что теми или иными свойствами информация обладает только в некоторый промежуток времени, т. е. свойства информации имеют относительный по времени характер.

Приведите известные вам из истории примеры, когда информация, считавшаяся достоверной, становилась недостоверной в связи с появлением новой информации.

В зависимости от выбираемого основания классификации можно выделять разные виды информации. Некоторые из возможных вариантов классификаций представлены на рисунке 1.1.

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

Рис. 1.1. Виды информации

1.2. Информационная культура и информационная грамотность

В материалах ЮНЕСКО (от англ. UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) отмечается всеобъемлющий характер понятия информации: информация — «универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мыслей, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества».

Важная и всё возрастающая роль информации в современном мире требует от человека наличия информационной культуры, включающей в себя:

понимание закономерностей протекания информационных процессов;
умение оценивать объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность поступающей информации;
умение представлять информацию в разных формах;
умение обрабатывать информацию с помощью подходящих информационных технологий;
умение применять полученную информацию для принятия решений;
соблюдение этических норм и правил при использовании информации.

Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Важнейшими компонентами информационной культуры являются информационное мировоззрение и информационная грамотность.

Под информационной грамотностью понимается наличие знаний и умений, требуемых для:

правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определённого задания или решения проблемы;
выработки стратегии эффективного поиска информации;
организации и реорганизации информации;
интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета);
оценки объективности, достоверности, полноты, актуальности, полезности полученной информацией;
соблюдения этических норм и правил пользования полученной информацией;
передачи и представления результатов анализа и интерпретации информации другим лицам;
последующего применения информации для осуществления определённых действий и достижения определённых результатов.

Такая трактовка информационной грамотности была предложена в 2006 году Международной ассоциацией школьных библиотек (IASL).

На рисунке 1.2 изображена международная эмблема информационной грамотности.

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

Рис. 1.2. Международная эмблема информационной грамотности

Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать.

1.3. Этапы работы с информацией

Работу человека с информацией можно разделить на несколько этапов:

1) стартовый этап;
2) этап поиска информации;
3) этап осмысления полученной информации;
4) этап рефлексии.

На стартовом этапе необходимо сформулировать цель работы с информацией (Для чего мне нужна информация?); постараться вспомнить всю информацию по интересующему вопросу, которой вы уже обладаете; осознать и чётко сформулировать информационную потребность.

Этап поиска информации включает в себя, прежде всего, поиск источников информации и их проверку на актуальность, достоверность, полезность и т. д.

Различают:

• медийные источники информации (интернет-издания, газеты, журналы, телевидение, радио);
• специализированные источники информации (научные труды, аналитические статьи, сайты определённых компаний и др.);
• живые источники информации (люди, компетентные в том или ином вопросе).

Желательно иметь несколько надёжных источников информации по интересующему вас вопросу. Если все они предоставляют схожие сведения, то вероятность того, что найденная информация достоверна, существенно повышается.

Многие годы человеку для получения образования было достаточно заучить и уметь воспроизвести некоторую фиксированную сумму знаний. В наше время потоки информации лавинообразно возрастают. Для успешной профессиональной деятельности требуется постоянное обновление знаний и продолжение образования в течение всей жизни. Сегодня на первый план выдвигается требование творческого освоения информации, предполагающее её осмысление, оценку и создание на этой основе новой информации.

На этапе осмысления происходит в первую очередь восприятие информации. Следующий шаг — извлечение смысла: воспринятая информация упорядочивается, осуществляется анализ, сравнение и обобщение полученной информации, её соотнесение с собственным опытом человека.

На этой основе формулируются гипотезы, высказываются предположения, делаются обобщения и выводы. В ответ на полученную информацию у человека возникают собственные мысли. Этот шаг можно охарактеризовать как создание собственного смысла.

На этапе осмысления информации большую роль играет умение правильно ставить вопросы. Можно выделить шесть групп вопросов, постановка которых позволяет эффективно извлекать необходимую информацию.

1. Простые вопросы, отвечая на которые можно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию. (Когда произошло …? Что произошло …? Кто совершил …?)

2. Уточняющие вопросы, служащие для установления обратной связи с источником информации. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. (Верно ли я понял, что …?)

3. Интерпретационные, или выясняющие причины, вопросы, начинающиеся, как правило, со слова «почему».

4. Творческие вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. (Что будет, если …? Можно ли сделать так, чтобы …?)

5. Оценочные вопросы, помогающие определить значимость информации, дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. (Что привлекательного в …? Почему есть сомнения в …?)

6. Практические вопросы, устанавливающие взаимосвязь между теорией и практикой, возможность практического использования информации. (Где может пригодиться …? Как использовать …?) Часто используется «ромашка Блума» — графическое изображение системы рассмотренных вопросов, названное так в честь американского педагога и психолога Бенджамина Блума (рис. 1.3).

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

Рис. 1.3. Ромашка Блума

На этапе рефлексии важно оценить эффективность проделанной работы, понять возможности использования полученной информации при решении других задач, осознать влияние этой информации на свои личные взгляды и поведение.

1.4. Некоторые приёмы работы с текстовой информацией

Основная часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме. Умение эффективно работать с текстовой информацией — важное условие успешной учёбы и профессиональной деятельности в современном мире.

При чтении текстов их можно размечать знаками, например такими:

+ знакомая информация;
! — новая информация;
? — информация, вызывающая сомнение и вопросы.

Очень важно уметь выделять в тексте главное, концентрируя внимание на опорных (ключевых) словах и фразах, несущих основную смысловую нагрузку.

Как правило, тексты избыточны — в них используется гораздо больше слов, чем требуется для передачи информации. С одной стороны, «лишние» слова нужны, т. к. позволяют лучше понять смысл текста. С другой стороны, поняв текст, можно выполнить его смысловое свёртывание, избавившись от лишних слов. Вот некоторые формы представления свёрнутой информации:

аннотация — краткая характеристика книги, статьи или рукописи, их содержания, назначения, ценности и т. д.;
конспект — краткое изложение или краткая запись содержания услышанного или прочитанного, обычно своими словами;
резюме — краткий вывод из сказанного, написанного;
реферат — краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата;
тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п.

Широко используются и графические формы свёртывания информации. Рассмотрим некоторые из них.

Кластер (от англ. cluster — гроздь, скопление) — графическая схема, используемая для представления в структурированном виде ключевых слов и словосочетаний, относящихся к рассматриваемому вопросу. При построении кластера в центральном овале располагают ключевое понятие. В овалах второго уровня — понятия, раскрывающие смысл ключевого. В овалах третьего уровня идёт детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне и т. д. На рисунке 1.4 представлен кластер, описывающий виды компьютерного интерфейса.

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

Рис. 1.4. Пример кластера

Ещё одна графическая форма свёртывания информации — денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю). При его построении необходимо придерживаться следующих правил.

1. Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.

2. Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие с его существенными признаками и отражающие движение от понятия к этим признакам. Это могут быть:

• глаголы, обозначающие цель (направлять, предполагать, приводить, давать и т. д.);
• глаголы, обозначающие процесс достижения результата (достигать, осуществлять, выполнять и т. д.);
• глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата (основываться, опираться, базироваться и т. д.);
• самые разнообразные глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение понятия.

Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.

3. Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.

4. Следите за чередованием имени и глагола. Именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи.

5. Проверяйте каждый блок включённой в граф информации во избежание ошибок, несоответствий и противоречий.

На рисунке 1.5 изображён денотатный граф, раскрывающий существенные признаки понятия «система».

Для обобщения и систематизации крупных блоков информации можно использовать интеллект-карты, принципы построения которых придумал британский психолог Тони Бьюзен. Строгих правил построения интеллект-карт не существует, но при их создании можно учитывать следующие рекомендации.

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

Рис. 1.5. Пример денотатного графа

1. В центре листа картинкой или несколькими словами обозначьте основное понятие, возьмите его в рамку или в кружок.

2. От центрального объекта нарисуйте в разные стороны цветные ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации. Подпишите каждую ветвь одним-двумя словами (надпись должна быть разборчивой).

3. Рисуя интеллект-карту, применяйте как можно больше цветов и как можно чаще используйте рисунки.

4. От каждой ветви нарисуйте несколько более тонких вето- чек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

5. Смысловые блоки отделяйте линиями, берите в рамку.

6. Связи между элементами интеллект-карты показывайте стрелками разного цвета и толщины.

7. Сначала оформляйте основные идеи, а затем уже их редактируйте, делая карту более понятной и красивой.

На рисунке 1.6 представлена интеллект-карта, дающая развёрнутое представление о понятии «объект».

Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Смотреть картинку Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Картинка про Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ. Фото Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной ассоциации школ

Рис. 1.6. Пример интеллект-карты

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — одно из фундаментальных понятий современной науки, не объясняемых через другие понятия. Информация обладает такими характеристиками, как объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность и др.

Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать.

Работу человека с информацией можно разделить на несколько этапов: стартовый этап, этап поиска информации, этап осмысления полученной информации, этап рефлексии.

Основная часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме. Умение эффективно работать с текстовой информацией — важное условие успешной учёбы и профессиональной деятельности в современном мире.

Вопросы и задания

5. Объясните значение слов «идентификация», «организация», «реорганизация», «интерпретация», «рефлексия». Представьте один из перечисленных процессов с помощью сиквейна — пятистрочника, строящегося по следующей схеме:

1) название темы сиквейна (в данном случае название процесса) одним словом или словосочетанием;
2) описание темы двумя прилагательными или причастиями;
3) описание действий, связанных с темой, тремя словами;
4) фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме, объекту;
5) синоним, выраженный одним словом, повторяющий суть темы; ассоциация с темой.

6. В какой ситуации вам могут пригодиться вопросы, образующие ромашку Блума? Попробуйте сформулировать хотя бы по одному вопросу из каждой группы.

7. Какие слова называют ключевыми? Перечислите ключевые слова этого параграфа.

8. Поясните суть смыслового свёртывания информации.

9. Какие текстовые формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.

10. Какие графические формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.

11. Используйте интеллект-карту (рис. 1.6) для того, чтобы сделать краткое сообщение об объектах.

12. Используйте денотатный граф (рис. 1.5) для того, чтобы сделать краткое сообщение о системах.

Оглавление

Информация. Информационная грамотность и информационная культура

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *