Что пришло на смену родовой общине
Энеолит
1. Достижения энеолита
В IV тыс. до Р.Х. человек одомашнил азиатского буйвола — сильного и опасного зверя, который стал не только источником мяса и шкур, но и незаменимой тягловой силой. Использование плуга и тягловых животных положило начало пашенному земледелию. Тогда же была приручена лошадь и верблюд. Люди начинаю выращивать виноград и осваивают виноделие. В III тыс. до Р.Х. в Египте была одомашнена медоносная пчела, начало развиваться пчеловодство. В это же время в Китае был одомашнен тутовый шелкопряд.
2. Первое общественное разделение труда
Сравнительно высокая продуктивность сельского хозяйства позволила одним племенам целиком перейти к пашенному земледелию, а другим полностью сосредоточиться на скотоводстве. Возникло первое великое общественное разделение труда. Неизбежным следствием его стал, во-первых, интенсивный обмен продуктами между различными племенами и, во-вторых, межплеменные войны, которые случались теперь гораздо чаще, чем в более ранние эпохи.
В эпоху энеолита роль мужчины в общественном производстве (будь то земледелие или скотоводство) заметно возросла. Не менее важной была его роль как воина-защитника. Руководящая роль в родах постепенно переходит к мужчинам. Счет родства также начинает вестись по мужской линии. На смену матриархату приходит патриархат. Впрочем, это явление не было повсеместным.
4. Соседская община
5. Военная демократия
Появление избыточного продукта становится источником межплеменных конфликтов. Грабительская война превращается в особый вид промысла. Изобретается высокоспециализированное вооружение, строятся укрепления. В этих условиях племенная организация получает преобладание над родовой. Резко возрастает роль военного вождя. Складывается более высокая степень организации – союз племен. Объединение могло происходить как путем добровольного соглашения, так и путем подчинения нескольких независимых племен племенем-гегемоном. Родовая демократия сменяется военной – высшим органом становится собрание мужчин-воинов всего племени.
Из среды воинов-общинников постепенно выделяется прослойка дружинников, которые рвут с производительным трудом и превращают войну в свою профессию. Они содержались обычно на средства военных предводителей и являлись реальной опорой их власти. Сама эта власть делается наследственной.
7. Эксплуатация и общественные классы
Наличие излишков производства сделало возможным содержать пленных, захваченных в войнах, и использовать их на работах. Так появляются рабы, в число которых начинают попадать также соплеменники, попавшие в долговую кабалу. Поначалу рабы использовались в домашнем хозяйстве больших патриархальных семей, где их положение было сходно с положением младших членов семьи. Но постепенно формы рабства ужесточались. Оно становится пожизненным, а потом и наследственным. Этот институт приобретает общественное значение. Рабов начинают использовать на строительстве ирригационных сооружений, общественных зданий, храмов. Само положение их ухудшается. Рабы не имели собственности, не могли вступать в брак, хозяин получал над ними полную власть, вплоть до продажи и убийства
8. Появление городов-государств
Весь комплекс перечисленных причин естественным образом привел к образованию в конце IV тыс. до Р.Х. первых городов-государств. Соплеменники (или представители нескольких племен-союзников) возводили укрепления и становились членами городской общины. К городу тянулись деревни с возделанными полями. Власть сделалась публичной: военный вождь превратился в царя, родовая аристократия – в знать, дружина – в войско. Появились и другие институты государственного строя, никак не связанные с родовой организацией: чиновники, суд, полиция и пр. Но поскольку строительство укреплений и оросительных систем требовало периодического коллективного труда, соседская община сохранялась еще долгое время.
Соседская община и родовая община
Соседская община – это несколько родовых общин (семей), живших в одной местности. В каждой из этих семей есть своя глава. И каждая семья ведет свое хозяйство, по своему усмотрению использует произведенный продукт. Иногда соседскую общину еще называют сельской, территориальной. Дело в том, что члены ее проживали обычно в одной деревне.
Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в жизни древних народов. И на это были свои причины:
Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами. Теперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать.
Отличия соседской общины от родовой
Чем отличается родовая община от соседской?
Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине.
Когда мы говорим о том, чем отличается соседская община от родовой, то необходимо отметить один очень важный факт. Соседская община имела большое преимущество над родовой: она стала видом не просто социальной, а социально-экономической организации. Она дала мощный толчок для развития частной собственности и экономических отношений.
Соседская община у восточных славян
У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.
В заключение
Соседская община и родовая община – это разновидности социального устройства, существовавшие в свое время у каждого народа. С течением времени постепенно происходил переход к классовому строю, к частной собственности, к социальному расслоению. Эти явления были неизбежными. Поэтому общины ушли в историю и сегодня встречаются только в некоторых отдаленных регионах.
Соседская община у восточных славян: образование и историческое значение
Распад родовой общины
Начиная с VII века племена стали расселяться, занимая при этом обширные территории. Этому процессу способствовали следующие факторы:
— появление частной собственности на орудия земледелия и продукты трудовой деятельности;
— владение собственными участками плодородной земли.
Связь родов терялась, на смену патриархальной родовой общине приходит новая форма социального устройства – соседская община. Теперь людей связывают не общие предки, а сопредельность занимаемых территорий и одинаковые методы ведения хозяйства.
Основные отличия соседской общины от родовой
Причиной ослабевания родственных связей стало постепенное отдаление родственных семей друг от друга. Основные отличия нового социального уклада состояли в следующем:
— в родовой общине старшим был старейшина, в соседской же решения принимал хозяин каждого дома – домовладыка.
Уклад соседской общины
Независимо от того, как называлась древнерусская соседская община в каждом отдельном случае, все они имели множество сходных административных и хозяйственных черт. Каждая отдельная семья обзаводилась собственным жилищем, имела свою пашню и покосы, отдельно рыбачила и отправлялась на охоту.
В собственности каждой семьи были луга и пашни, жилища, домашние животные, орудия труда. Леса, реки были общими, сохранялись также угодья, принадлежавшие всей общине.
Постепенно власть старейшин утрачивалась, зато усилилось значение мелких хозяйств. В случае необходимости люди не отправлялись за помощью к далеким родственникам. Домовладельцы всей округи сходились вместе и на вече решали важные вопросы. Глобальный интерес заставлял выбирать ответственного за решение проблемы – выборного старейшину.
Ученые не пришли к единому мнению относительно того, как называлась древнерусская соседская община. Скорее всего, в разных землях она именовалась по-разному. До наших времен дошли два названия славянской соседской общины – задруга и вервь.
Расслоение общества
Соседская община у восточных славян дала начало формированию социальных классов. Начинается расслоение на богатых и бедных, выделение правящей верхушки, которая укрепляла свою власть за счет военных трофеев, торговли, эксплуатации более бедных соседей (батрачество, а позднее – и рабство).
— старейшины – представляли собой административную власть;
— вожди (князья) – осуществляли полный контроль над материальными и человеческими ресурсами общины в период военного времени;
— волхвы – духовная власть, которая базировалась на соблюдении общинных обрядов и на поклонении языческим духам и богам.
Важнейшие вопросы решались по-прежнему на сходке старейшин, но постепенно право принимать решения перешло к вождям. Князья в соседской общине опирались на свою дружину, которая со временем приобрела черты профессионального военного отряда.
Прообраз государственности
Родоплеменная знать, успешные купцы и наиболее обеспеченные общинники становились знатью, господствующим классом. Земля стала ценностью, за котороую стоило сражаться. В ранней соседской общине более слабых землевладельцев прогоняли с нужных земельных наделов. В период зарождения государственности крестьяне оставались на земле, но при условии, что они будут платить налоги. Богатые землевладельцы эксплуатировали своих более бедных соседей и пользовались рабским трудом. Патриархальное рабство возникало за счет пленных, захваченных в военных набегах. За пленников из знатных родов требовали выкуп, бедные попадали в рабство. Позднее рабами богатых землевладельцев становились разорившиеся крестьяне.
Изменение формы общественного устройства повлекло за собой укрупнение и консолидацию соседских общин. Образовывались племена и племенные союзы. Центрами союзов были грады – хорошо укрепленные поселения. На заре возникновения государственного строя восточные славяне имели два крупных политических центра – Новгород и Киев.
«Первобытное общество»
827. Бронзовый век пришел на смену:
• Неолиту
828. В каких районах земного шара археологи обнаружили следы древнейших людей?
• в Восточной Африке
829. В кочевом обществе саков одежду красного цвета могли носить только:
• воины
830. В первобытном обществе переход детей в сообщество взрослых осуществлялся при помощи специальных обрядов:
• Инициации
831. В родовых общинах основными являлись:
• Родственные связи
832. Как назывался первобытный коллектив людей, где осуществлялся обычай «один за всех и все за одного»?
• родовая община
833. Какое занятие, по мнению историков, приносило пищу древним людям?
• собирательство
834. Кого первобытные люди считали хранителями домашнего очага?
• женщин-собирательниц
835. На смену родовой общине пришла:
• Соседская община
836. Назовите главный отличительный признак «человека разумного»:
• высокий лоб
837. Объединение нескольких племен:
• Союз племен
838. Около 40 тысяч лет тому назад человек стал таким, как сегодня, и получил научное название:
• «человек разумный»
839. Останки ископаемого человека на о. Ява назвали:
• Питекантроп
840. Появление родовой общины относится к эпохе:
• Верхнего палеолита
1. Из кого состояла родовая община?
1. Из кого состояла родовая община?
2. Кто трудился в родовой общине?
3. Кому принадлежал собранный урожай в родовой общине?
4. Существовало ли равенство в родовой общине?
Из кого состояла : родовая община и соседская община?
Из кого состояла : родовая община и соседская община.
2)что было в общей собствености?
Родовая и соседская община.
3)было ли равенство родовой и соседской обществе?
Вы знаете что «люди разумные» жили родовыми общинами?
Вы знаете что «люди разумные» жили родовыми общинами.
Почему такая община называется родовой?
На смену родовой общине в сакском обществе пришла?
На смену родовой общине в сакском обществе пришла.
Опиши маршрут кочевья родовой общины скотоводов.
Из кого состояла родовая община, а из кого соседская?
Из кого состояла родовая община, а из кого соседская?
Что было в общей собственности у родовой ощины и соседской?
Что было в личной собственности у родовой и соседской общины?
Было ли равенство у родовой и соседской общины?
ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ?
В каком веке на смену родовой общине пришла соседская(территориальная)?
Почему родовая община сменилась соседской?
Почему родовая община сменилась соседской.
Вообще на сколько я знаюони отрицательно влияли на отношения турок и русских.
Потому что император был главой государства, то по праву онмог вмешиваться в дела своих городов.
При Екатерине всё было справедливо, правильно. Никто не имел право воровать государственную казну, а если это удавалось. То человек наказывался. Отношение было очень хорошее не зря век при Екатерине называют золотым.
1) Роспуск Верховного тайного совета 2) Ссылка Меншикова 3) Женитьба 4) Установление регенства Бирона.