Что присуще федеративному государственному
Что такое федеративный тип государства: список стран
Государственное устройство во многом определяет основные направления развития и функционирования страны. Федеративные государства, список стран с таким устройством можно найти ниже, сегодня малочисленны – их всего 28. Что присуще такому способу управления и каковы его особенности.
Характеристика
Признаки такого устройства содержаться в главном документе Конституции, где сказано о том, что присуще федеративному государственному устройству, как осуществляется его функционирование, между какими органами распределена государственная власть.
Сам термин федерация означает государство, в составе которого находятся несколько отдельных субъектов.
Это добровольный союз республик, которые лишены независимости или собственного суверенитета. Субъекты имеют широкие политические полномочия, но ряд вопросов обязаны согласовывать с управляющим органом всей федерации.
Субъектом может быть, как отдельное государство, так и просто определенное территориальное образование (район, округ), которое имеет ряд государственных признаков. Все остальные вопросы самостоятельного урегулирования внутреннего устройства субъект решает сам в рамках полномочий, указанных в обязательном общегосударственном документе.
Это интересно! Изучаем типы государств: что это такое — конфедерация
Одновременно они не могут быть частью международных отношений вне федерации или принимать все решения без участия главного управляющего органа страны.
Отличается федеративное государство от унитарного наличием двух высших органов власти: общий для всей державы и конкретного субъекта. Кроме того, конфедерация – это смежное понятие, разница состоит лишь в том, что члены конфедерации являются независимыми суверенными объектами. На практике их отличить достаточно сложно, потому что они имеют очень похожую правовую систему.
Полезно знать! Швейцарский Союз официально считается конфедерацией, но по факту каждый кантон (область) уже стал классическим субъектом без суверенности. А вот Евросоюз являет собой пример классической конфедерации.
Признаки
У каждого государственного устройства есть свои отличительные признаки, которые прописаны в Конституции и которые определяют принадлежность страны к тому или иному виду.
Признаки федеративных осударств
Для большинства подобных держав характерно наличие общих черт:
Отличительным признаком федеративного государства является наличие в территориальных органах своих законов.
Это интересно! Понятия, виды и признаки политических режимов
Политология имеет собственную современную классификацию ассоциаций, в зависимости от прав, которыми обладают субъекты.
Типы федеративных государств
Также различают державы в зависимости от особенностей образования:
Способы и факторы формирования по большей части и определяют будущий характер, содержание и структуру устройства державы.
Это интересно! Где существует и что это такое тоталитарный режим: список и характеристика стран
Типы федеративных государств
Следует отличать особенности формирования от способа:
Полезно знать! Чаще всего субъекты ассоциации, которая была образована конституционным путем, не могут свободно выйти по желанию, поскольку это запрещено Конституцией.
Типы федеративных государств
Также различны подобные страны по мере и способу принятия решений субъектами:
Существует такое понятие, как «мягкая федерация» территориально-правовое объединение субъектов, каждый из которых имеет право сецессии, то есть. свободного выхода. Ярким примером может стать Эфиопия – единственная страна мира, которая конституционно утверждена в таком статусе. Европейский Союз также можно рассматривать как мягкую форму, но он не является страной по международному праву.
Полезное видео: что такое федеративная страна
Федеративные государства
Азии менее свойственны страны, имеющие федеративное административно-территориальное образование.
Федеративные государства на карте мира
Среди них только можно назвать:
На американском континенте наиболее известными представителем являются, конечно, США. Но кроме них там же располагаются:
Такое же устройство имеют Австралийский Союз и Федеративные Штаты Микронезии (государство в Океании).
Полезное видео: принцип федеративного устройства
Вывод
В основе разделения всегда лежит степень автономности членов ассоциации. Политологи на сегодняшний день не могут дать точное заключение, насколько сильно государственное устройство влияет на степень и скорость развития общества.
Федеративное государство: понятие и признаки. Принципы федеративного устройства РФ
Понятие и признаки федеративного государства
По способу образования различают федерации:
Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия. При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.
Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства:
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.
Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное государство», т. е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ — унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики — субъекты РФ.
Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:
Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характеризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъектности. Но такое понимание противоречило бы ст. 4, в которой установлено, что суверенитет РФ неделим («распространяется на всю ее территорию»), а значит, субъекты Федерации не вправе выступать как субъекты международного права. Кроме того, весьма трудно совместить принцип равноправия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются государствами, а другие в лучшем случае только некими государственными образованиями. Возникает также ряд вопросов. Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноценным конституции, и если да, то почему они по-разному называются, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин «самоопределение народов»? Означает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее законно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Конституцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что означает равноправие субъектов «между собой» во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Федерации?
Принципы федерального устройства РФ
В основе федеративного устройства РФ лежат принципы:
Государственная целостность РФ
Государственная целостность РФ обеспечивается:
Единство системы государственной власти
Разграничение предметов ведения и полномочий
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется согласно Конституции (ч. 3. ст. 11) не только конституционными нормами, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между соответствующими органами государственной власти и только по вопросам разграничения полномочий по предметам совместного ведения. Такие договоры заключены между РФ и Татарстаном, Башкортостаном, Свердловской областью и рядом других субъектов РФ.
Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все без исключения субъекты Федерации, независимо от вида (республика, автономная область, автономный округ, край, область, город федерального значения) обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Никто из субъектов Федерации в этих взаимоотношениях не может иметь каких-либо преимуществ по сравнению с другими субъектами Федерации. Равноправие субъектов РФ проявляется и в одинаковом для всех субъектов РФ разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.
Особенности правового статуса имеют автономная область и автономные округа: согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и Исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. В отношении других субъектов Федерации такой нормы в Конституции нет.
Равноправие и самоопределение народов РФ
Принцип равноправия и самоопределения народов РФочень важен для нашего многонационального государства. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других сферах жизни.
В нашей стране всем гражданам, независимо от национальной принадлежности, гарантируются равные личные, политические, социально-экономические права и свободы, признается национальная идентичность, преемственность культуры, поощряется проявление национального самосознания и самовыражения. Закрепляется право свободно определять свою национальность, пользоваться родным языком. Запрещается оскорбление национального достоинства.
Подлинно демократическое общество должно не только уважать этническую, языковую и религиозную самобытность, но и создавать условия, позволяющие выражать, сохранять и развивать эту самобытность. Равноправие народов проявляется и в праве народов на самоопределение. В настоящее время в РФ 32 субъекта основаны по национально-территориальному принципу, что служит убедительным подтверждением того, что десятки народов обрели в РФ свою государственность и таким образом реализовали на практике свое право на самоопределение.
Формы осуществления права народов на самоопределение могут быть разными:
Но при этом выбор народом одной из этих форм самоопределения не может вести к нарушению государственного единства и ущемлению прав и свобод человека. Это требование закреплено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г. В этой Декларации указывается, что ничто в самоопределении народов «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов. «.
Новой формой самоопределения народов в РФ является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры.
Порядок образования и деятельности национально-культурной автономии регулируется Федеральным законом » О национально-культурной автономии» (1996 г.). Этот закон предоставляет национально-культурной автономии широкие права, в частности: создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным культурным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ и т.д. и т.п.
В целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Государственной Думой 6 июля 2000 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ».
Этим Законом предусмотрено создание различных форм самоорганизации лиц, относящихся к коренным народам, проживающим в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющих традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающих менее 50 тысяч человек и осознающих себя самостоятельными этническими общностями.
Таким образом, путем издания федеральных законов «О национально-культурной автономии» и «Об общих принципах организации общин коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» наше государство не только провозглашает права народов на самоопределение, но и обеспечивает их реальную реализацию и защиту.
Но, говоря об этом, не следует забывать, что преувеличениенационального момента в государственном строительстве может не сплотить, а, напротив, подорвать государственную общность, единство Федерации как государства.
Федеративное государство и его особенности
На территории Земли существует свыше двухсот государств. Каждое из них обладает определённой формой правления, госустройства и так далее. Все признаки позволяют точно квалифицировать страну и выстраивать на основе этого взаимоотношения на международной арене.
Что это
Федеративное государство – форма государственного устройства, в котором каждый из субъектов имеет статус государственных образований. У всех административно-территориальных единиц имеется законодательно закрепленная политическая самостоятельность.
Суверенитет у субъектов страны отсутствует, однако присутствуют существенные полномочия для проведения каких-то мероприятий для решения политических задач. Возможности выйти из состава государства нет, отсутствует представительство на международной арене.
Выделяется ряд причин, исходя из которых формируются федеративные государства, среди них выделяют:
Признаки
Специалисты выделяют несколько признаков, определяющих федеративное государство. В первую очередь дело касается двухуровневой системы органов госвласти – ряд из них работают в интересах центральной власти, сфера деятельности других ограничена только определенным субъектом страны. Каждый регион может самостоятельно выпускать нормативно-правовые акты и законы. Основное условие – отсутствие разногласий с основным законодательным документом – Конституцией. Также выделяются следующие признаки:
Совокупность нескольких признаков позволяет четко понять, что определенная страна является именно федерацией. Но чаще всего присутствуют сразу все.
Форма правления
Формой правления большей части федеративных государств является республика. Её особенность заключается в том, что все органы власти выбираются на определенный срок гражданами страны, каждый из которых обладает равными политическими правами. Выделяют следующие виды республик:
В разных странах особенности последнего вида республик может несколько меняться.
Виды федераций
Классифицировать федеративные государства можно по разным признакам. Первая из них – конституционно-правовой статус регионов (областей, штатов и т.д.):
Особенности образования федерации:
Следующая характеристика – способ основания:
Современные федеративные государства
Среди всех государств достаточно небольшое количество (не более трех десятков) имеют статус федераций. Они расположены по всей планете более-менее равномерно. Исключением является Австралия и Океания. Самый очевидный пример такой страны – Россия. В Европе также расположены:
В других частях света федеративное устройство имеют:
В качестве яркого примера можно также привести соседа Мексики – Соединенные Штаты Америки. У каждого штата в составе государства имеются права для самостоятельного существования – формирование собственных законов и нормативно-правовых актов, определенные особенности местного самоуправления, работы налоговой системы и так далее. Отдельный регион может достаточно серьезно повлиять на работу федеральной власти.