Что присуще обучению в сотрудничестве

«Обучение в сотрудничестве» как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

Разделы: Биология

Организационная структура при групповом способе обучения состоит из групповых, индивидуально-обособленных и только отчасти парных (учитель-ученик) учебных занятий [3,5]. Групповой способ обучения обладая некоторыми преимуществами по сравнению с индивидуальными, как например, технология «обучение в сотрудничестве». В данной технологии речь идет об обучении при общении учащихся друг с другом и учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующем учеником, начинать может либо сильный, либо слабый ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

После завершения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные [4].

Разновидностью организации обучения в сотрудничестве является командно-игровая деятельность. Учитель объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуется « турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню знаний. Задания даются опять же дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют одинаковые шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем [6].

Другой подход в организации обучения в сотрудничестве называется «пила». Учащиеся организуются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ученики встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется « встречей экспертов». Затем они возвращаются и обучают всему новому свою группу [7].

Еще один вариант обучения в сотрудничестве: исследовательская работа. В этом варианте учащиеся работают в группах до шести человек. Они выбирают один из пунктов общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта часть темы разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый, таким образом, вносит свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. Итогом работы является презентация [1,2].

Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания: отслеживания правильности выполнения заданий партнерами; мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи; отслеживания культуры общения внутри группы.

Таким образом, группа с самого начала имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.

Приведем пример разницы технологии обучения в сотрудничестве (табл.2) и стандартной схемы урока (табл.1).

Таблица 1. План урока по стандартной схеме.

Источник

Авторская статья: «Технология обучения в сотрудничестве»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технология обучения в сотрудничестве

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью собственными силами, собственным напряжением».

Инновационные педагогические технологии взаимосвязана, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как честность, доброжелательность, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии и его индивидуальными особенностями.

Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи:

обучение в коллективе,

обучение в малых группах.

Эта педагогическая технология считается одной из самых трудоемких и не всегда дающей ожидаемый результат, зачастую непредсказуемой.

чителю порой бывает сложно оказать помощь каждому конкретному ученику в классе. Обучение в сотрудничестве решает эту задачу. Учащиеся, работая в небольших группах, учатся помогать друг другу и отвечать за успехи каждого. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.

Сегодня все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции, поэтому важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, быть доброжелательными по отношению к учителю и друг к другу.

В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, выработка научно-материалистического мировоззрения. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Педагогика сотрудничества – эта одна из технологий личностно-ориентированного обучения. Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не в только в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями.

Существуют и специфические педагогические приемы:

Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает уровневый тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Тест учащиеся выполняют индивидуально. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, ученики соревнуются не друг с другом, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, то есть со своими ранее достигнутыми результатами. Любой ученик, таким образом, может принести группе одинаковые оценки или баллы. Эта работа очень эффективна для уроков усвоения нового материала.

Другая разновидность такой организации учебного процесса является командно-игровая деятельность. Для этого организуются:

Следующий вариант обучения в сотрудничестве «Пила». Учащиеся организуются в группы по четыре – шесть человек для работы над учебным материалом. При этом ученики работают над разбитым на фрагменты материалом, образующим смысловые блоки. Каждый учащийся разрабатывает свою часть информации, после чего происходит «встреча экспертов», когда изучающие одинаковые фрагменты материала участники разных групп встречаются, чтобы обменяться информацией. Затем по возвращении в группу они обучают других всему, чему научились сами. Данный вариант работы развивает внимание, так как необходимо внимательно выслушивать партнеров по команде, чтобы получить необходимые знания. Развивается заинтересованность в том, чтобы передать знания другим, так как результатом является итоговая оценка всей команды.

По окончании работы учитель может опросить любого ученика по любому из фрагментов материала.

Есть вариант обучения в сотрудничестве, который называется «Учимся вместе», когда весь класс делится на группы по уровню обученности по 3-5 человек в каждой. Результатом совместной работы группы будет усвоение всей массы информации, подлежащей изучению. При таком подходе также развиваются взаимодействие и взаимная заинтересованность, так как награду получает вся группа, а не отдельный ученик. При этом присутствует индивидуальный подход, включающий равные возможности для всех участников. Большое значение имеет умение педагога по комплектованию групп и постановке целей для каждой из них. Здесь у учеников развивается самостоятельность и ответственность в определении индивидуального распределения задания и выполнении одной общей задачи. Также они должны определять правильность выполнения своих заданий товарищами по работе, стимулировать активность каждого участника в группе и культуру общения внутри группы. Таким образом, при выполнении учебной работы развивается активное, творческое познание нового, а также происходит развитие культуры общения в группе. Функциями педагога при этом являются как контроль успешного выполнения задания, так и оценка характера общения между собой участников группы, контроль развития способов оказания ими необходимой помощи друг другу.

Основные идеи технологии обучения в сотрудничестве – это общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

Совокупность технологии сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования общеучебных умений и навыков. Какие же педагогические проблемы возникают при использовании данного метода обучения? Обучение и общение: они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли его: нельзя просто поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учениками, помогать ему, а значит, общаться! Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.

Источник

Обучение в сотрудничестве

Что присуще обучению в сотрудничестве. Смотреть фото Что присуще обучению в сотрудничестве. Смотреть картинку Что присуще обучению в сотрудничестве. Картинка про Что присуще обучению в сотрудничестве. Фото Что присуще обучению в сотрудничестве

Дата публикации: 04.04.2016 2016-04-04

Статья просмотрена: 1082 раза

Библиографическое описание:

Саидова, З. Х. Обучение в сотрудничестве / З. Х. Саидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 701-703. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27943/ (дата обращения: 27.12.2021).

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося — это один из решающих факторов процесса образования. Учителю необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания конкретной дисциплины, какие технологии использовать в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты. От педагогов нового поколения требуется умение квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения иностранного языка, способствуют достижению гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

Для школы представляется наиболее интересным опыт обучения в сотрудничестве как общедидактический концептуальный подход. Эти технологии вполне органично вписываются в классно-урочную систему, не затрагивают содержание обучения, позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», эти технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным из университета Джона Хопкинса, Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота и группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Очевидно, что ученики разные. Одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями. Другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас и просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет школьника равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у более сильных все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь более слабые, досконально разобрались в материале (заодно и сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути). Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только академических успехов, но и интеллектуального и нравственного развития учеников. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе — вот что составляет суть данного подхода. Усилиями многих педагогов идея обучения в сотрудничестве получила своё развитие во многих странах мира, так как сама идея чрезвычайно гуманна по своей сути, а, следовательно, педагогична, хотя и имеет заметные различия в своих вариантах. Итак, приведем некоторые варианты обучения в сотрудничестве. В варианте реализации обучения в сотрудничестве, получившим название Student Team Learning (STL) (обучение в команде), уделяется особое внимание групповым целям (team goals) и успеху всей группы (team success), что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими учениками этой же группы (команды) при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащим изучению. Вариантами этого подхода можно считать индивидуально-групповую (Student — Teams — Achievement Divisions (STAD)) и командно-игровую (Teams — Games — Tournament (TGT)) работу. Другой вариант организации обучения в сотрудничестве разработал профессор Э. Аронсон в 1978 году и назвал его Jigsaw. В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «Пила». Учащиеся объединяются в группы по 4–6 человек для работы над учебной темой, которая разделена на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа нa уроках организуется на этапе творческого применения языкового материала. Каждый член группы находит материал по своему фрагменту. Затем школьники, изучающие один и тот же блок, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией по данному фрагменту как эксперты. Это называется «встречей экспертов». Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают товарищей в своей группе всему новому, что узнали. Те, в свою очередь, рассказывают о своих фрагментах. Все общение ведется на иностранном языке. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом. Ещё одни вариант обучения в сотрудничестве — Learning Together (учимся вместе) — разработан Д. Джонсоном и Р. Джонсоном в университете штата Миннесота в 1987 году. Класс делится на группы по 3–4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Каждой группе дается задание подготовить свою часть. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала в полном объёме. Надо иметь в виду, что вся необходимая лексика по теме усвоена в ходе предыдущей работы на других уроках. Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам обучения в сотрудничестве, дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика. Это и есть личностный подход в условиях классно-урочной системы, один из возможных способов её реализации. При использовании обучения в сотрудничестве самое трудное — это добиться, чтобы ученики в малых группах общались на иностранном языке. Но практика показывает, что при достаточно настойчивом внимании со стороны учителя это требование выполняется сначала с трудом, а затем постепенно с явным удовольствием. 2. Метод проектов. К методам и, соответственно, к технологиям личностного подхода в обучении иностранным языкам относится метод проектов. Метод проектов — это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, которые являются творческими по самой своей сути. Известно, что изучение иностранного языка вносит существенную лепту в общее развитие. Метод проектов — суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Викторина, проводимая на уроках иностранного языка, на наш взгляд, представляет синтез творческого, исследовательского и информационного метода проектов. Как метод исследовательского проекта она позволяет учащимся принять участие в исследовательском поиске. Викторина дает возможность преподавателю неформального контакта с учащимися, которые легче и доступнее идут на него, когда заняты чем-то интересным, помогает выстраивать доверительные взаимоотношения, строить общение на основе дружеского расположения. В современном образовании все больший акцент делается на работу с информацией. Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной. Здесь помощь учителя будет заключаться в отборе и использовании в своей практике технологий, которые ориентированы именно на такие виды деятельности. Обучение в сотрудничестве способно помочь в формировании таких умений и одновременно подготовить к более сложным видам деятельности с информацией — при использовании, например, метода проектов. Метод — это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью, путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершиться практическим результатом. Основными требованиями к использованию метода проектов являются наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время; структурирование содержательной части проекта; использование исследовательских методов. В качестве этапов разработки структуры проекта и его проведения выделяют: — представление ситуаций, позволяющих выделить проблему; — выдвижение гипотез решения проблемы и их обсуждение; — обсуждение методов проверки гипотез в малых группах; — работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; — защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих; — выявление новых проблем. Типология проектов достаточно обширна. Например, в соответствии с признаком доминирующего метода различают исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты. По характеру координации проекты могут быть с открытой координацией (непосредственной) и со скрытой координацией (неявной). По количеству участников проекты делятся на личностные, парные и групповые. С точки зрения продолжительности отмечают проекты краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. 3. Разноуровневое обучение. Человек настолько многогранен, что учесть возможные повороты в его развитии порой очень сложно. На основании тестирований по отдельным предметам создаются группы разного уровня, например: А, В, С. Ребята продолжают учиться в своих классах, но на уроки по отдельным предметам они идут в свои группы. На протяжении всего обучения действует система зачетов и проверочных работ. В любой момент, если учащийся покажет более высокие результаты и выразит желание перейти в группу более высокого уровня, ему будет предоставлена такая возможность. Практика показывает, что учителя давно осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду остальных, создавая благоприятные условия для всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития и характера. Под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Таким образом, использование инновационных форм обучения в отличие от традиционных методик на пути к усвоению знаний отводит ученику главную роль, при которой учитель является активным помощником, организует, направляет и стимулирует учебную деятельность. В своей деятельности учитель должен решать не только учебные задачи, но и создавать условия учащимся для самостоятельного творческого поиска, побуждения их к исследовательской деятельности, формирования навыков ориентирования в огромном информационном пространстве и самостоятельного принятия решений. И как необходимое условие в решении поставленных задач рассматривается внедрение инновационных технологий в учебный процесс. Постоянно развивающаяся система информационного обеспечения в сочетании с техническим сопровождением обеспечивает качество образовательного процесса.

Похожие статьи

Метод проектов на уроках иностранного языка

Метод проектов — это деятельность учащихся, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы [1]. По мнению Ю. В. Рындиной, данный метод является «гибкой моделью организации процесса обучения иностранному языку.

Метод проектов как эффективный метод преподавания.

6. Работа по группам, определение ролевых функций, составление плана по распределению времени и материалов

Дискуссия как метод обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Способы повышения эффективности преподавания второго иностранного языка в.

Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения.

иностранный язык, группа, студент, метод обучения, активное обучение, сотрудничество, работа, обучение, учащийся, групповая работа.

Проект как метод реализации коммуникативного подхода.

Обучение говорению с использованием метода проектов на.

3 Возможность научить умению пользоваться исследовательскими методами. 4 Возможность развивать у учащихся навыки критического мышления.

В области изучения иностранного языка выделяют следующие виды проектов

Современные технологии обучения иностранным языкам

Учитывая специфику предмета «иностранный язык», эти технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать.

Метод обучения в сотрудничестве как средство развития.

группа, команда, сотрудничество, метод обучения, STL, учебная информация, совместное решение, израильский вариант, главный образ, успех команды. Ключевые слова. обучение, сотрудничество, навыки, умения, группа.

К вопросу о проектной работе по иностранному языку.

Метод проектов предполагает создание проектных групп. Организация проектных групп «позволит индивидуализировать учебный процесс, дать возможность каждому участнику самостоятельно или в группе осуществлять исследовательскую или проектную деятельность.

Современные педагогические методы как многоаспектные.

метод обучения, ученик, иностранный язык, член группы, группа, учитель, учащийся, друг друга, групповое обучение, игровой метод.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *