Что притягивает штольца к обломову
Дружба и отношения Штольца и Обломова
Обломов, Штольц и Захар. Художник В. Табурин |
Дружба и отношения Андрея Штольца и Ильи Обломова занимают особое место в романе «Обломов».
В этой статье представлено описание дружбы и отношений Штольца и Обломова в романе «Обломов» Гончарова.
Дружба и отношения Штольца и Обломова в романе «Обломов»
«. учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян. «
«. рос, учился и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц. «
«. Ближе всякой родни: я вместе с ним рос, учился. «
«. сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы. «
«. Как такой человек мог быть близок Обломову, в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца? Это, кажется, уже решенный вопрос, что противоположные крайности, если не служат поводом к симпатии, как думали прежде, то никак не препятствуют ей. «
«. их связывало детство и школа – две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении. «
«. а наконец, и более всего, в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца.
Кто только случайно и умышленно заглядывал в эту светлую, детскую душу – будь он мрачен, зол, – он уже не мог отказать ему во взаимности или, если обстоятельства мешали сближению, то хоть в доброй и прочной памяти. «
Штольц горячо и крепко любит Обломова, несмотря на всю лень и апатию последнего:
«. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя. «
«. Хоть бы Штольц скорей приехал! – сказал он. – Пишет, что скоро будет, а сам черт знает где шатается! Он бы уладил. «
«. До тех пор он и не знал порядочно своих дел: за него заботился иногда Штольц. «
«. Надо Штольца спросить, как приедет, – продолжал Обломов, – кажется, тысяч семь, восемь… худо не записывать. » (Обломов о доходах своего имения)
«. если бы он был здесь, так он давно бы избавил меня от всяких хлопот, не спросив ни портеру, ни шампанского. » (Тарантьев просит у Обломова вознаграждение за свою помощь)
«. прошу отзываться приличнее о человеке, который мне близок и который так много сделал для меня. » (Обломов Тарантьев)
«. С тех пор как Штольц выручил Обломовку от воровских долгов братца, как братец и Тарантьев удалились совсем, с ними удалилось и все враждебное из жизни Ильи Ильича. «
«. Андрюшу выпросили на воспитание Штольц и жена и считают его членом своего семейства. «
«. давал ей Штольц отчет в управлении имением, присылал следующие ей доходы. «
Обломов и Штольц в романе
сочинение по литературе 10 класса
Весь роман И.А. Гончарова построен на приёме антитезы. Противопоставление помогает лучше раскрыть характеры героев произведения и показать авторский замысел.
Обломов и Штольц изображены в романе как личности, обладающие противоположными мировоззрениями и ведущие разнонаправленный образ жизни. Однако, несмотря на все различия, их дружба длилась многие годы, принося пользу обеим сторонам.
Особенности дружбы
Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979
Дружба много значит и для Обломова, и для Штольца. Избегающий реальной жизни Илья Ильич и рациональный, деятельный Андрей Иванович дополняют друг друга, находят те качества и черты, которые не могут раскрыть в себе самих. Их дружба строится на взаимопонимании, сопереживании и взаимной помощи.
Только Штольцу мог доверить свои мечты и надежды Обломов, к тому же, только Штольц мог решить его проблемы в управлении поместьем. С другой стороны, лишь Илья Ильич мог помочь своему рациональному другу обрести душевное спокойствие и умиротворение, которого ему так не хватало в его активной, торопливой жизни.
Общее
Несмотря на то, что Обломов и Штольц – это две несомненные противоположности, некоторые сходства всё-таки у них присутствуют:
Различия
В характерах друзей было слишком много различий, тем не менее, им всегда удавалось найти общий язык. Для начала стоит отметить, что они получили совершенно разное воспитание. Обломова баловали, ограждали от трудностей, пресекали любые стремления к деятельности. Именно поэтому он вырос таким ленивым, вялым и апатичным человеком, неспособным к принятию самостоятельных решений. А Штольц получил суровое, трудовое воспитание. Отец никогда не проявлял к нему особой нежности, с ранних лет приучил сына к труду, который должен был стать главной целью в жизни, по его мнению. В результате у Андрея сформировался твёрдый характер, а он стал сильной, уверенной в себе личностью.
Штольц любил жизнь, любил новые знакомства, всегда находился в движении, и являлся хозяином своей судьбы. А Обломов мечтал лишь о покое, деятельная жизнь тяготила его, встречи с людьми приносили одни лишь неудобства, книги и газеты его утомляли.
Даже внешность у лучших друзей была совсем разной: Обломов был полным мужчиной, а Штольц имел худощавое телосложение. У Обломова была светлая кожа, а у Штольца – смуглая. Илья Ильич постоянно жалуется на недомогание, а его другу посчастливилось стать обладателем крепкого здоровья.
И.А. Гончаров хотел отобразить в образе Обломова типичные черты помещичьего дворянства, а Штольцу была отведена роль того человека, который сможет победить окружающую его «обломовщину». Однако герои оказались не такими однозначными. Образ Ильи Ильича вызывает противоречивые чувства, потому что его нельзя назвать отрицательным персонажем. Кроме лени и безволия, в нём присутствует много положительных качеств, говорящих о его тонкой душевной натуре. А Штольц, несмотря на все свои достоинства, оказывается неспособным разобраться даже со своими собственными чувствами, не то, что в отношениях с окружающими людьми.
Из всего вышесказанного следует, что практические качества Штольца нуждаются в душе Обломова, и если человеку не посчастливилось соединить в себе эти две стороны, ему будет необходимо найти того, кто будет его дополнять.
Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц – центральные персонажи романа И.А. Гончарова «Обломов». Их дружба занимает особое место в произведении.
Главный герой романа, словно сбежал из реальной жизни, и спрятался в своих мечтах и воспоминаниях о детстве. Все считают его безвольным мечтателем, неспособным к принятию серьёзных решений. Полной противоположностью Обломова выступает Андрей Штольц. На протяжении всего романа прослеживается их сравнение, а также противопоставление друг другу.
Илья Ильич Обломов
Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979
Илья Ильич Обломов родился в семье помещиков, имеющих дворянское происхождение. Обломовке был присущ особый образ жизни. К главным проблемам здесь относился выбор пищи и отдыха. Буквально всей семьей принимали решение, что подавать на завтрак или ужин. Отдыху отводилась в этом доме не меньшая роль. После каждого обеда весь дом засыпал, и так продолжалось изо дня в день.
Вначале Илья Ильич был обыкновенным ребёнком, которого интересовало всё вокруг, но родители стали пресекать любые его попытки исследования окружающего мира. Со временем им удалось отгородить своего сыночка от всех забот и трудностей, превратив его тем самым в апатичное, безвольное создание.
Андрей Иванович Штольц
Андрей Иванович Штольц воспитывался в небогатой семье. Его отцом был обрусевший немец, а матерью – русская дворянка. С раннего детства мальчик был приучен к труду. Отец заставлял выполнять его всю необходимую работу, брал с собой в поле, водил на базар. Но не только этим ограничивалось воспитание Андрей, то же время он изучал науки и немецкий язык, а мать обучала его литературе и нравственным основам жизни.
Со временем Андрея стали отправлять в город выполнять поручения самостоятельно, и он всегда успешно справлялся с поставленными задачами. Родители гордились, что их сын стал решительным, умным и деятельным человеком.
Дружба Обломова и Штольца
Будучи детьми, Обломов и Штольц жили в соседних деревнях. Они вместе поступили учиться в пансион, который открыл отец Штольца. Там мальчики проводили очень много времени вместе. Андрей всё время помогал в учёбе своему ленивому товарищу. В результате, не смотря на все отличия в характере, они стали лучшими друзьями на всю свою жизнь.
Секрет их дружбы заключался в том, что каждый смог оценить достоинства друг друга. Андрей находил успокоение в компании своего невозмутимого друга, а Илья Ильич знал, что может рассчитывать на помощь в любой трудной ситуации.
Даже после смерти Обломова Штольц продолжил заботиться о его семье и вести дела имении, оказывая помощь вдове покойного друга. Более того, он взял на воспитание к себе в дом его сына Андрюшу, и больше всего на свете хотел дать ему хорошее воспитание и образование.
Тема дружбы в романе «Обломов» раскрывается на примере взаимоотношений двух противоположных героев. Однако их различия касаются только внешней стороны жизни, так как внутренне они оба так и не смогли реализовать свой потенциал, поэтому находились в постоянном поиске счастья.
Роман И.А. Гончарова «Обломов» не потерял актуальности и в наше время, так как основан на общефилософских размышлениях автора о смысле существования человечества. Основной конфликт романа отражает противостояние двух различных жизненных позиций — деятельности и лени. Представляют эти позиции Андрей Штольц и Илья Обломов — главные действующие лица романа. Это люди, равные по социальному положению, одного возраста, одного воспитания. Почему же у них настолько отличается мировоззрение?
Андрей Штольц
Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979
Андрей Штольц — человек с активной жизненной позицией, с преобладанием мысли над чувством. Обломов — полная его противоположность. И это связано с особенностями воспитания героев, которое является основой личности каждого человека.
Штольц — выходец из небогатой семьи. Его отец — немец, а мать — русская дворянка. С самого детства родители воспитывали мальчика в постоянной жажде действия. Уже в раннем детстве отец начал брать Андрея для работы в поле, на базар, воспитывая в нем ответственность за собственное благополучие. Вскоре юноша смог самостоятельно решать вопросы хозяйства, причем все у него получалось безошибочно. Мать учила Андрея русской литературе, дав ему глубокое духовное воспитание. Таким образом, Штольц стал сильным и деятельным человеком.
Илья Обломов
Родители Обломова выстроили в своем поместье собственный мир, живущий по автономным ото всего общества законам. Главной заботой для них была пища и продолжительный сон. Так мирно текла жизнь, день за днем. Обломова оберегали от любых неприятностей — старались не выпускать на улицу, чтобы он не дай бог не причинил себе вреда. От учебы его тоже всячески ограждали, стараясь при любом удобном случае оставить дома. Так Обломов не получил образования и вырос ленивым и безынициативным.
Проблема деятельности и лени
Если присмотреться к героям получше, то у обоих в жизни присутствует трагедия — у каждого своя. Так Штольц, будучи практически совершенным человеком, превращает труд в великое блаженство. Он постоянно чем-то занят, куда-то спешит, что-то предпринимает, но за мнимой полезностью жизнь его оказывается однообразной и скучной. Он напоминает машину, ни на шаг не отклоняется от намеченного пути, не позволяет эмоциям овладевать собой. Так его образ принимает существенный недостаток — однобокость.
Для Обломова же труд — тяжелая обязанность. Он ленится подняться с дивана и выйти из комнаты, чтобы там произвели уборку, ему не хватает сил дочитать книгу. Все, что ему нужно для счастья — вдоволь еды и хорошего отдыха. Нравственное обнищание — вот главная трагедия Ильи Ильича.
Заключение
Невзирая на столь весомые различия, Обломов и Штольц хорошие друзья. У них есть и общие качества — доброта, честность, порядочность. Я думаю, что автор говорит нам, что бездействие способно уничтожить душу человека, а труд способен ее возродить, но для полной гармонии человек должен правильно соблюсти пропорции деятельности ума и сердца.
Готовые сочинения по литературе. 10 класс
Дорогие друзья! Школьная программа 10-го класса по русской литературе предполагает изучение большого количества произведений, обширных по объёму и сложных по содержанию. Вам предстоит изучить различные периоды развития русской классической литературы, познакомиться с величайшими произведениями реалистического направления. К ним относятся рассказы и романы И. С. Тургенева, пьесы А. Н. Островского и А. П. Чехова, романы И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, стихотворения Ф. И. Тютчева и поэмы Н. А. Некрасова. После разбора и обсуждения каждого литературного произведения в классе учитель обычно просит написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в нашей книге готовые сочинения помогут вам справиться с этой задачей. Пользуясь планом, который прилагается к каждому сочинению, вы сможете создать свой текст, дополнить его собственными мыслями и примерами из литературных произведений. Помните, что каждое сочинение – это индивидуальная творческая работа, в которой отражены ваши личные суждения и впечатления. При этом не забывайте, что ваше мнение должно опираться на содержание произведения и на теоретические знания, полученные на уроках литературы. Не торопитесь переписывать готовое сочинение в тетрадь! Учитесь самостоятельно формулировать свои мысли, давать личную оценку героям, фактам и событиям. Пусть приведённые в книге тексты станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии письменной речи. Желаем успехов!
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 10 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
…пока умственную высоту будут предпочитать нравственной, до тех пор и достижение этой высоты немыслимо, следовательно, немыслим и истинный, прочный, человеческий прогресс.
Способы характеристики персонажей.
Обломов и Штольц: «поэт мечты» и «поэт труда».
1. Внешний облик героев.
2. Воспитание и образование героев.
3. Герои и Ольга Ильинская.
4. Дальнейшая судьба героев.
Надежда на будущее.
Литераторы прибегают к различным приёмам характеристики героев для того, чтобы полнее и многограннее изобразить их характер и внутренний мир. Это может быть подробное описание обстоятельств воспитания и образования персонажа, сформировавшие его личность. Сон главного героя – популярный приём описания внутреннего состояния персонажа, неоднократно использовавшийся многими русскими классиками. Ещё одним способом характеристики литературного героя является приём антитезы (противопоставления) двух совершенно непохожих действующих лиц произведения. Таковы антагонисты Онегин и Ленский из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов у И. С. Тургенева в романе «Отцы и дети», князь Мышкин и Парфён Рогожин из романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Именно непохожесть характеризует героев наиболее ярко и глубоко.
Герои романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» совершенно не похожи друг на друга. И внешнее различие только подчёркивает их антагонизм. Илья Ильич Обломов, главный герой произведения, изнежен и вальяжен. Его кожа белая, тело полное, руки, не знающие труда, пухлые и мягкие. Это настоящий русский барин, медлительный и неторопливый. Его любимая одежда — халат, уютный и вместительный, как нельзя лучше подходящий Обломову. Андрей Штольц, друг главного героя, подтянутый и стройный. Он весь словно состоит из одних мышц, находящихся в непрерывном движении. Его кожа загорела от постоянного пребывания на свежем воздухе.
Столь не похожие внешне герои — близкие друзья. В детстве они жили по соседству и вместе выросли. Имение Обломова — образец классической русской усадьбы, райский уголок, находящийся вдали от больших дорог, городов, событий, самой жизни. Жизнь в Обломовке протекает размеренно и подчиняется своим правилам: приём пищи является своеобразным ритуалом, а любой труд представляется наказанием. Маленького Илью Ильича всегда окружали любящие родители, многочисленные родственники, гости, няньки, которые следили за каждым его шагом. Илья, как любой ребёнок, был любопытным и наблюдательным. Однако постоянный контроль и излишняя опека со стороны взрослых притупили эти черты.
Штольц воспитывался в других условиях. Родители уделяли много внимания его образованию. И если мать занималась с сыном музыкой и литературой, то отца беспокоила практическая сторона жизни. Штольца одного отправляли по делам, а когда тот пропал, отец не отправился искать сына, надеясь на его самостоятельность. Штольца с детства приучали к труду, усердию, самостоятельности. И он вырос упорным, честолюбивым, умным, деловым человеком, многого достигшим в жизни. И всё же маленького Штольца непреодолимо влекло в сонную Обломовку. Возможно, той гармонии и любви, атмосферы покоя и уюта, в которой вырос Илья Ильич, не хватало его другу в родительском доме.
Штольца всегда тянуло к ленивому и безмятежному Обломову. Душевная теплота, нежность, благородство, искренность ценились Штольцем выше деловой хватки и упорства других людей. Штольц в сравнении с Обломовым несколько проигрывает. Его деловитость абстрактна. Читатель не видит плодов его деятельности. Он не располагает к себе с первого взгляда, как Обломов. Но герои, безусловно, дополняют друг друга.
Встреча с Ольгой Ильинской раскрыла характеры обоих друзей с новой стороны, и в первую очередь личность Обломова. Он оказался, в отличие от Штольца, способным на сильную искреннюю любовь, которая изменила и главную героиню. Ольга, прямая и естественная, после встречи с Ильёй Ильичём превратилась из наивной девушки в прекрасную молодую женщину, тонко и глубоко чувствующую. Она обогатилась внутренне и приобрела громадный жизненный опыт, возвысивший её даже над развитым Штольцем. Ольга сразу увидела и оценила душевную красоту Ильи Ильича, но даже она оказалась неспособной победить обломовщину. Штольц полюбил уже «новую» Ольгу, которая изменилась благодаря Обломову, которая много пережила, страдала, боролась, но проиграла.
После этого судьбы героев разошлись. Обломов обрёл счастье в своём понимании — нашёл Обломовку в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Он опустился, обрюзг и уже очень отдалённо напоминал прежнего обаятельного барина. Штольц создал семью с Ольгой Ильинской. Они как будто счастливы, только иногда на Ольгу находит непонятная грусть и тоска, посещают воспоминания об Илье Ильиче.
Сын Обломова Андрей становится своеобразным средоточием лучших качеств обоих героев. Наследник Обломова и воспитанник Штольца в будущем, возможно, станет во всех отношениях прекрасным человеком, деятельным и активным, но с нежной поэтической душой и золотым сердцем.
Образ жизни Обломова и Штольца в романе «Обломов»
Обломов и Штольц в романе «Обломов»
Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» затронул вопрос дружбы между двумя абсолютно непохожими по характеру личностями. Таким образом автор выразил противопоставление двух культур: восточной и западной. Благодаря приему антитезы, можно произвести анализ личностей героев и провести соответствующие параллели. Если бы не было Штольца в романе, невозможно было бы понять Обломова. С помощью сравнения черт центральных героев романа попробуем понять, являются ли они антиподами.
Детство и воспитание. Родители баловали и излишне опекали Илью Ильича Обломова, не давая ему возможности к самореализации. Он был ленив, безволен. Не был заинтересован в учебе. Обучаясь в университете, не приобрел особых знаний из-за лени. Андрея Ивановича Штольца отец держал в строгости, отправив в университет без эмоций — «точно котенка выбросил на улицу».
Обладая многими различиями, у героев все же есть общие черты: они ровесники, вместе учились, работали чиновниками. Несмотря на противоречивость натур, оба добры, отзывчивы, честны, любят музыку.
Почему Штольц дружит с Обломовым
На чем основана дружба таких разных личностей? Штольц распознал в Обломове прекрасную душу, несмотря на такие откровенные недостатки, как вальяжность и лень. Андрей уверен, что он может изменить Илью, предпринимая к этому разнообразные действия. Обломов ценит преданность и хорошие качества Штольца. Друзья отлично дополняют друг друга.
Объяснение пассивности Ильи Ильича можно найти в описании его детства, значение которого на формирование личности трудно переоценить. В главе «Сон Обломова» герой вспоминает свою родную деревню, вялое течение жизни, отсутствие каких-либо ярких событий.
Главным содержанием однообразных дней была еда. Ильюшу кормили булочками, сухариками, сливочками, всячески баловали. У Андрея все было наоборот. Отец с младенчества воспитывал в нем самостоятельность. Целеустремленность, которую он приобрел от родителей, помогла ему в дальнейшем добиться достаточно высокого положения.
Главным аргументом, почему взаимоотношения героев были такими теплыми, является то, что их дружба возникла еще в детском возрасте, когда Илья и Штольц не были настолько разными. В ходе романа различия во взглядах и непонимание подвергли дружбу героев серьезным испытаниям.
Что Штольц противопоставляет идеалу Обломова
В эпизоде спора о смысле жизни человека Илья Ильич с сарказмом описывает общество и молодежь. Считает, что балы, картежные игры, светская жизнь — лишь суета, в которой человек «разменялся на всякую мелочь». Штольц в противовес монолога Ильи заявляет, что смысл жизни в труде, напоминая другу о детских мечтах и необходимости их осуществления. Обломов поддается доводам и энергии друга, начинает вести активный образ жизни, но к пятой главе его пыл проходит. Труд как самоцель перестал иметь для Ильи Ильича значение.
Зачем Штольц знакомит Обломова с Ольгой
Чтобы «растормошить» неподвижного Илью, Андрей знакомит его с Ольгой Ильинской — благородной, но в то же время чувствительной и простой девушкой, которая моложе друзей на десять лет. Штольц надеялся, что образованная, занимающая активную жизненную позицию Ольга побудит Обломова к действиям, саморазвитию, поможет «встать с дивана».
Чувства Ольги и Ильи взаимны. Они влюблены, встречаются и собираются пожениться. Но девушка говорит, что любит «будущего» Обломова, которого собирается сделать сама. Пытаясь соответствовать идеалу возлюбленной, Илья Ильич некоторое время преодолевал свою натуру, но противоположность взглядов сыграла свою роль: влюбленные расстаются.
В итоге Ильинская выходит замуж за Штольца, а Обломов женится на Агафье — вдове коллежского секретаря. Она окружает его теплом и заботой, и Илья опять погружается в «болото» пассивного созерцания жизни. Это приводит его к депрессии и смерти.
Кто нужен России, Обломов или Штольц
Взаимосвязь Андрея Ивановича и Ильи Ильича была полезна тем, что они помогали и поддерживали друг друга. Делились тем, что отсутствовало у другого. После смерти Обломова Штольц берет на воспитание его сына Андрея, что символично. Апатия и отсутствие мотивации не привели ни к чему хорошему. Есть надежда на то, что Андрей Ильич будет воспитан в духе Штольца.
Можно сделать вывод, что автор предлагает России путь активности, стремления к благополучию от Штольца и широкую полную света душу Обломова.