Что привело к использованию в российском образовательном пространстве компетентностного подхода
Что привело к использованию в российском образовательном пространстве компетентностного подхода
Автор: ООО «Издательская Группа «Основа»
Организация: ООО «Издательская Группа «Основа»
Населенный пункт: г. Москва
В настоящее время главным результатом образования рассматривается готовность и способность выпускников школы нести личную ответственность за собственное благополучие, за благополучие общества.
В качестве важных целей образования устанавливается развитие у учащихся способности действовать и быть успешными. Такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми становятся ориентирами для построения образовательной системы.
Система знаний, умений и навыков, являющаяся основным результатом деятельности образовательного учреждения в традиционной системе образования, меняется на способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации. У российских школьников наблюдается дефицит сформированности ряда важных умений, таких как осуществление поиска информации по ключевым словам; анализ процессов проведения исследований; составление прогнозов на основе имеющихся данных; интерпретация научных данных и данных исследований и т.д. К сожалению, наши школьники уступают своим сверстникам в умении работать с информацией, решать практические, социально значимые и личностно значимые проблемы, «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт. Поэтому современная система образования претерпевает за последние годы серьезные изменения через внедрение системно-деятельностного и компетентностного подхода. Компетентностный подход – современный коррелят множества традиционных подходов (культурологического, научно-образовательного, дидактоцентрического, функционально-коммуникативного и др.). «Это принципиально новый подход, который требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся; этот подход должен привести к глобальным изменениям от изменения сознания до изменения методической базы», – утверждает Е.Я. Коган.
1. Компетентностный подход: понятие, цель, специфика и особенности применения в начальной школе.
Идеи компетентностного подхода как базиса образования рассматриваются в работах А.В.Баранникова, А.Г. Бермуса, Г.Б. Голуба, В.В. Краевского, О.Е.Лебедева, М.В. Рыжакова, П.Г.Щедровицкого и др. Все исследования, изучавшие природу компетенции, сводятся к ее многостороннему, разноплановому и системному характеру. Базовые положения компетентностного подхода сформулированы Л.О. Филатовой:
В компетентностном подходе рассматривают два базовых понятия – «компетенция» и «компетентность». Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Целью образования в условиях реализации компетентностного подхода является формирование компетентной личности, т.е. содержание образования отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку и соответственно выделяются проблемы, которые ученик должен научиться решать.
Принципы компетентностного подхода включают:
Для учеников начальной школы компетентностный подход реализуется путем формирования системы ключевых компетенций, составляющих субъективный опыт школьника. Формирование субъективного опыта происходит посредством усвоения содержания начального образования, представленного в различных сферах социального опыта – предметных и надпредметных знаний (результатом которых будет «Я знаю»); предметных и общепредметных умений (результатом которых является «Я умею»); творчества (результатом которого будет «Я создаю») и в эмоционально-ценностной сфере (результатом которой выступает «Я стремлюсь»).
Изменение конечной цели образования со знаний на компетентность позволяет решать проблему, характерную для российских школьников, когда ученики хорошо владеют набором теоретических знаний, но испытывают затруднения в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций, в том числе жизненных. Таким образом восстанавливается баланс между образованием и жизнью.
2. Система ключевых компетенций младших школьников и способы их формирования.
Проблема отбора и формирования ключевых компетентностей является одной из центральных в обновлении содержания российского образования. Формулировки ключевых компетенций представляет наибольший разброс мнений, при этом используются европейская российская классификации компетенций.
А. Хуторским перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Для данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.
3. Учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Формирование конкурентоспособной личности начинается в начальной школе, а может быть и в дошкольной организации. Использование групповых, игровых, ролевых, практико-ориентированных, проблемных, рефлексивных форм и методов обучения помогает решать задачи, которые ставит перед образованием действительность: развить у учащихся самостоятельность и ответственность; сформировать умение отстаивать свои права; развить способность к созидательной деятельности; воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Именно метод проектов позволяет создавать на начальной ступени обучения условия для реализации компетентностного подхода.
В основе этого метода лежит развитие навыков познания у учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление, а также умение определить и решить проблему.
Главная идея проектной деятельности состоит в том, что только та деятельность выполняется учеником с высоким уровнем увлечения, которая выбрана им самим. Проектная деятельность меняет вектор с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности.
Проектное обучение позволяет реализовать следующие цели. Способствует формированию личной уверенности у каждого участника процесса обучения, его самореализации и рефлексии. Развивает осознание важности групповой деятельности для получения результата, роли взаимодействия, развитие коммуникативных навыков. Развивает умения в исследовательской работе.
Применение метода проектов способствует реализации нескольких задач в обучении и воспитании:
у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах;
Кроме того, проектный метод исключает «бесперспективное обучение», т.е. школьники стремятся получить практический результат от учебы сейчас, а не через несколько лет. А результатом проекта выступает реальный готовый продукт, что формирует положительную мотивацию проектной деятельности.
Проектное обучение формирует ключевые компетенции младших школьников, а в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования происходит становление универсальных учебных действий:
1. формирование коммуникативной компетенции через сотрудничество, построение диалоговой модели общения, способности к сопереживанию, умению выслушивать другого и с уважением относится к его мнению, умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстоять свою точку зрения. В рамках стандарта – это блок коммуникативных универсальных учебных действий.
2. формирование умения работать с информацией или информационные компетенции (блок познавательных универсальных учебных действий) происходит через сбор, систематизацию, хранение и использование информации.
3. формирование учебно-познавательных компетенций (блок регулятивных универсальных учебных действий) происходит через обучение способности к организации и управлению своей деятельностью, т.е. формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения, формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени.
На этой основе формируются компетенции личностного саморазвития и самосовершенствования, от которых зависит индивидуальная образовательная траектория школьника и программа его жизнедеятельности в целом.
Включать учеников в метод проектов следует постепенно, начиная с первых уроков первого класса. Пусть изначально это будут простые и доступные творческие задания. На уроках обучения грамоте это может быть создание книжки «Моя азбука». На уроках математики – подготовка вопросов к викторине. Обучение музыке, трудовых навыкам и физической культуре может происходить в виде групповых творческих мероприятий, проводимых во внеурочное время. Начиная с 3 класса, школьники с большим интересом реализуют сложные проекты, под наблюдением педагога участвуют в индивидуальных и коллективных научных исследованиях, стремятся к получению важных индивидуальных результатов проектно-исследовательской работы.
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе – это зарекомендовавший себя в зарубежной педагогической практике подход, являющийся новым в отечественной системе образования и актуальным в современных условиях развития российского общества.
Реализация этого подхода в практике педагога начальных классов – действенный инструмент и необходимое условие достижения современного качества образования в условиях реализации стандартов нового поколения.
3. Алгоритм построения урока при компетентностном подходе.
С позиций компетентностного подхода урок – это форма организации обучения с целью развития и саморазвития у обучающихся основных компетенций. Для формирования этих компетенций учебное занятие в разрезе компетентностного образования может включать в себя следующие этапы.
Этап 1. Целеполагание.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой и отождествляться с результатом урока. В качестве результатов урока рассматриваются не успеваемость и объём изученного материала, а приобретаемые универсальные учебные действия учащихся (способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия). Цель должна соответствовать технологии SMART: Specific – конкретная; Measurable – измеримая; Achievable – достижимая; Realistiс – реалистичная; Timed – определённая по времени.
Однако такое построение урока не отрицает значения знаний, а ставит в центр внимания способность использовать полученные знания при решении проблемных задач. Задача учителя состоит в организации постановки, понимания и принятия цели учащимися учебной задачи, а ученик ставит цель или участвует в постановке цели. Все, что сегодня школьник делал на уроке можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.
При компетентностном подходе на уроке этап целеполагания формирует внутреннюю мотивацию ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Этап 2. Проектирование содержания и его компетентная интерпретация.
На этом этапе осуществляется:
При реализации традиционного урока самостоятельная деятельность понимается как выполнение учениками задания, определяемого учителем. В компетентностном уроке самостоятельная работа обретает качественно иной смысл. Это работа, спланированная ребенком для достижения его образовательной цели. Ее называют продуктивной, так как результат – продукт (способы действий, знания, умения) создается учеником. Анализируя деятельность и взаимодействие учителя и ученика при компетентностном подходе, можно сделать вывод, что главная роль в обучении принадлежит ученику, а в задачу педагога входит обеспечение условий предоставления учащимся выбора средств обучения, способов действия и форм работы.
Этап 3. Выбор формы организации образовательной деятельности.
Организация учебно-познавательной деятельности происходит посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности, при котором предпочтение отдаётся творческому уроку, основная задача – организация продуктивной деятельности. К основным характеристикам творческого урока относят исследовательский метод и вид деятельности; отсутствие строгого плана, наличие ситуативности в структуре урока; многообразие подходов и точек зрения; самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль.
Этап 4. Подбор методов и форм обучения.
При выборе методов обучения для реализации компетентностного подхода, особое внимание уделяется таким методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность и развитию инициативы и ответственности. Основные методы обучения: методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.); метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар); методы активизации творческого мышления (мозговой штурм); модернизированные традиционные методы обучения; методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).
Метод эмпатии (вживания, постановка на место другого) означает проникновение школьников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и являются продукт образования ученика, выражаемые в устной, письменной форме.
Этап 5. Заключительный этап (рефлексия) (подбор диагностического инструментария для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции).
Перед учеником стоит задача оценить результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства; соотнести собственную цель урока с полученным результатом, (самоконтроль); сравнить полученный результат с эталоном (самооценка). На этом этапе у школьников формируются навыки самоконтроля и самооценки, формируется мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, происходит удовлетворение собственных познавательных интересов.
Компетентностный подход в образовании как основа ФГОС: сущность и механизмы реализации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Предгорного муниципального района Ставропольского края
Компетентностный подход в образовании как основа ФГОС: сущность и механизмы реализации
Секция: Компетентностный подход в образовании как основа ФГОС: сущность и механизмы реализации
Автор: Беллуян Лариса Сергеевна,
высшая категория, МБОУ СОШ №5
Предгорного муниципального района
Компетентностный подход в образовании как основа ФГОС: сущность и механизмы реализации
Процессы глобализации экономики, формирования информационного общества и интеграция российской системы образования поставили перед нашей педагогической наукой задачу приведения традиционного российского научного аппарата в соответствие с общепринятой в Европе системой педагогических понятий. В частности, знаниевая парадигма образования должна быть пересмотрена с позиции компетентностного подхода. Именно это и породило необходимость модернизации Российского образования.
Так же модернизация образования необходима и в связи с широкими социально-экономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране и в мире в целом. Как подчеркивается в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Таким образом, сегодня главной задачей является подготовка выпускника школы такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики даже хорошо овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Формирование компетентностей – одно из направлений модернизации общего образования.
Современный учащийся школы должен не только овладевать теми или иными знаниями, умениями и навыками, он должен уметь применить полученные знания в своей деятельности, в каких-то нестандартных ситуациях.
Сами понятия «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» широко использовались и ранее как в быту, так и литературе, поэтому их толкование приводится в различных словарях. Так, например, в Кратком словаре иностранных слов приводится следующее определение: компетентный (лат. competens, competentis — надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо». В Толковом словаре Д.И Ушакова трактуются два понятия: компетентность – авторитарность, а компетенции – круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитарностью). А некоторые энциклопедические словари в том числе и Советский энциклопедический словарь не различают понятия «компетенция» и «компетентность».
Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения.
Компетентность – интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий.
Компетенции – конкретные стратегии успешной деятельности, обеспечивающие решение задач, преодоление препятствий и достижение цели.
Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях.
Таким образом, можно сделать вывод: какие компетенции, такая и компетентность.
Ключевые компетентности многофункциональны, межпредметны и надпредметны, многомерны, поэтому технология их формирования достаточно сложна, однако ряд позиций компетентностного подхода можно реализовать в образовательном процессе урока физики. Это формирование у детей способов организации собственной деятельности, формирование интегральных, информационных и коммуникативных способностей, то есть развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Таким образом, главным направлением моей деятельности является реализация компетентностного подхода в образовательном процессе урока.
Компетентностный подход выражается в решении следующих основных задач:
— реализация структуры деятельности с позиции компетентностного подхода
— дифференциация содержания предмета, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения;
— отбор средств, методов, приёмов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.
При этом в своей практической деятельности руководствуюсь принципами:
— в любой деятельности на уроке предоставлять ученику право выбора;
— создавать проблемные ситуации, решения которых лежат за пределами изученного;
— освоение учениками различных способов деятельности;
— регулярно осуществлять рефлексию в процессе обучения;
— максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности.
Компетентностный подход позволяет:
Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе;
Подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам;
Повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
Облегчить труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
Обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности.
Собственную деятельность выстраиваю на основе структуры методической деятельности с позиции компетентности.
Содержание деятельности составляют три взаимосвязанных этапа урока:
Самостоятельная продуктивная деятельность
1 этап. Целеполагание.
На своих уроках создаю нестандартную проблемную ситуацию, при этом необходимо, чтобы возникла внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию.
2 этап. Самостоятельная продуктивная деятельность.
Задача учителя заключается в обеспечении условий, предоставлении учащимся выбор средств обучения, способов действия и форм работы, т.е самостоятельная работа спланирована самим учеником для достижения его образовательной цели. При этом на уроке рекомендую использовать: учебники, рабочие тетради, задачники, справочную, видеоматериалы, презентации, физический эксперимент. Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.
1. Оцени результаты своего пребывания на уроке.
2. Проведи самоконтроль.
3. Проведи самооценку.
Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных тех нологий, поддерживающих компетентност ный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов считают одним из основных современных активных инновационных методов обучения. Метод про ектов — это некоторый способ достижения дидактической цели через детальную раз работку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практиче ским результатом, оформленным тем или иным образом.
Она позволяет разнообразить обучение, наполнить его новыми эмоциями, новыми умениями как для уче ника, так и для учителя, того чего так не хватает в обыденном течении учебного процесса.
Основная идея, которую необходимо реализовать в педагогической деятельности : «Скажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай действовать — и я научусь». То есть, только через деятель ность и личный опыт каждого ребенка можно эффективно его чему-либо научить. Этой идее отвечает компетентностный подход в обучении, который лежит в основе технологии учебных проек тов и который будет еще больше востребо ван при введении федерального государ ственного стандарта нового поколения.
Для развития проектного мышления необходимы в пер вую очередь ученикам:
обучение умению приобретать знания самостоятельно и пользоваться ими для ре шения новых познавательных и практиче ских задач;
актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными точками зрения на одну проблему;
• приобретение коммуникативных навы ков и умений, т. е. умений работать в раз личных группах и выполнять разные со циальные роли (лидера, исполнителя, по средника);
значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зре ния, выдвигать гипотезы, делать выводы;
воспитание терпения и терпимости, развитие критического мышления и твор чества.
Проектное обу чение позволяет выявить существенные отличия технологии от традиционного обучения, роль и место ее в учебном процессе.
А вот выбор тем проектных работ — это именно тот рычаг, с помощью которо го можно воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу учеников.
С успехом учащиеся рабо тают над созданием различных моделей (на пример, действующая модель фонтана, панелей солнечных батарей, пьезоэлементов и др. ) и несложных приборов (различного типа маятники, перископ).
Развитие учебного процесса в школе по казывает, что в обучении востребованы та кие методы, которые формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непо средственно сопряженные с практической деятельностью.
Другая пробле ма, связана с учебной мотивацией учеников, которую год от года становится все труднее удерживать на высоком уровне. Как орга низовать обучение через желание? Нужно активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивиро вать интерес к самостоятельному приобре тению новых знаний.
Специфика предмета физика позволяет использовать все типы проектов.
Рассмотрим процесс работы над проек том «Волны в трубах ». Организация проектно-исследовательской деятельности имеет структуру:
Мотивом для работы над проектом «Волны в трубах» стало сказание об Александре Македонском:
Преимущества метода проектов налицо: каждый ученик вовлечен в активный твор ческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в со вместном труде и в процессе общения, ком муникации; повышает мотивацию к изуче нию предмета; приобретает исследователь ские умения. У учащихся формируются различные компетенции, под которыми, по мнению современного ученого — И. С. Сергеева, в современной педагоги ке понимаются «комплексные свойства лич ности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляют ся, как правило, в форме умений». Под робнее остановимся на коммуникативных умениях, под которыми подразумеваются следующие: умение общаться со взрослы ми — вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; навыки устного опроса, интервьюирование; навыки монологической речи.
Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, повышения авторитета знаний и индивидуальной ответственности школьников за результаты своего труда, для формирования коммуникативной и самоор ганизационной компетентностей в практи ке обучения чаще всего применяют игровые формы обучения.
В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов состав ляют средства, активизирующие деятель ность учащихся. В ней дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятель ность вводится элемент соревнования, ко торый переводит дидактическую задачу в игровую. Дидактические игры позволяют пробуждать и поддерживать познаватель ные интересы учащихся, улучшить на глядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную ра боту и вести ее в индивидуальном темпе. Это формирует компетенцию анализа и са мооценки.
Дидактическая игра применима ко всем типам урока, и учитель имеет неограничен ный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра. Первая, простейшая функция игр — облегчать учеб ный процесс, оживлять его. Эту роль выпол няют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и прочее. Вторая функция — «театрализация» учебного процесса. Третья функ ция — игровые формы вводят как элемент соревнования, конкурса, возбуждая актив ность, стремление к лидерству, от простей ших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к техническому творчеству, к соревнованию в качестве и глубине зна ний. Названные три функции игры пред ставляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. Это высшая ступень — от игры к творчеству, к науч ной логике, к опережению школьных про грамм.
Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключе вые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации це леполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладева ет креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умения от личать факты от домыслов, владение из мерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных ме тодов познания.
Игра может проводиться на разных эта пах урока. В начале урока цель игры — ор ганизовать и заинтересовать детей, стиму лировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию, включаю щую поиск, анализ и отбор необходимой ин формации, ее преобразование.
Пример заданий познавательного, твор ческого и исследовательского характера, предлагаемые учащимся в форме игр: с оставь рассказ-фантазию «В мире, где нет силы трения»» «За сели остров формул», «Суд над инерцией », «Суд над электромагнитным полем» и другие.
Таким образом, игры в учебном процес се обладают большими возможностями для дальнейшего совершенствования учебного процесса путем формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.
В век информаци онного общества человеку необходимо не логическое мышление, а синтезирующее мышление, складывающееся из логического и интуитивного. А что такое интуиция? Это латинское слово означает «пристально смотрю, это способ постижения истины с по мощью доказательств».
Идея интеграции стала в последнее вре мя предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с на чавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характе рен как эмпирической направленностью — разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретиче ской — созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многие предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений.
Инте грация дает возможность показать учащим ся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществле ния профильной дифференциации в обуче нии. Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегру зок учащихся, расширение сферы получае мой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его законо мерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи инте грированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведе ния привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала метода ми других наук, других учебных предметов.
При проведении предметных недель часто провожу бинарные интегрированные уроки с привлечением одного-двух учителей разных дисциплин.
Бинарный урок — взаимодействие, как минимум, двух педагогов. Что может дать бинарный урок? Качество закрепления изученного материала, лучшее усвоение учебных элементов, повышение интереса к предметам и многое другое, что зависит от непосредственно по ставленных целей конкретного занятия.
Бинарный урок — это нетрадиционная форма обучения. В его структуре сочета ются личности преподавателя и учащихся, их взаимодействие друг с другом и взаимо обусловленная деятельность преподавания и учения.
Примеры бинарных уроков:
На уроке, посвященном обучению решения задач, стараюсь, чтобы учащиеся не копировали готовые решения задачи, а занимались поиском алгоритма решения задач, а затем применяли его самостоятельно. Во время самостоятельного решения задач предлагаю многоуровневые карточки каждому ученику, предусматривающие самопроверку решения той или иной задачи; выполнив успешно задания первого уровня, можно перейти к следующему.
Стараюсь организовывать деятельность учащихся в группах по нескольку человек, что позволяет им во время работы консультироваться у более сильных и консультировать сами тех, кто пока слабее их разобрался в данном вопросе.
Научно-практическая конференция или хотя бы итоговый доклад по теме, входящие в модуль, предполагают творческие многоуровневые домашние задания. Например, можно подготовить небольшое сообщение по одной из предложенных тем, можно приготовить демонстрацию того или иного явления или закона, а можно заняться поиском решения творческой или экспериментальной задачи. Я направляю своих учащихся так, чтобы каждый выбирал и выполнял, то, что ему наиболее доступно на данном этапе саморазвития. Можно выполнить сразу несколько заданий, если данная тема вызвала повышенный интерес, хотя на данном этапе в наших условиях это очень тяжело сделать.
В своей работе рассматриваю и использую разнообразные формы контроля знаний на каждом этапе и на каждом занятии: промежуточного, текущего, итогового. Такие, как тест «Да-нет», метод аналогий, разноуровневые тесты с выбором ответа или требующие дать развернутое решение.
В ходе работы по данной системе установлено, что у учащихся намечается некоторый рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний.
Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
Развитие общества всегда на первый план выдвигает компетенции, которые отражают потребности времени. В проекте, предложенном Министерством образования и науки РФ «Современная модель образо вания, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики», ста вятся задачи по формированию ключевых компетенций: информационной, коммуни кативной, самоорганизационной или само образовательной