Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Перспективы развития психологической науки к середине XXI века

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психология — это научная дисциплина, которая изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности индивида или групп людей. В психологии существует множество направлений, которые развиваются и в наши дни.

Тенденции развития психологической науки

Актуальные проблемы психологии предопределяют новые тенденции ее развития в новом веке. Многие ученые отмечают, что такое направление, как бихевиоризм, который был ведущей теоретической концепцией в первой половине прошлого века, во второй половине столетия становится менее популярным среди специалистов. В 1960-е гг. начинает интенсивно развиваться когнитивная психология, которая представляет собой доминирующее направление современной научной психологии. Сегодня большую популярность также приобретает гуманистическая психология, в основе которой лежит философия экзистенциализма, гуманизма и жизнетворчества.

Заметной тенденцией развития психологии становится увеличение роли прикладной и практической психологии. Они формируются в качестве отдельных направлений психологии, поэтому характерная черта развития научной психологии представлена тем, что стираются границы между различными научными школами и направлениями.

Современные тенденции развития психологии:

Еще одна существенная тенденция современной психологии заключается в том, что английский язык превращается в язык межнационального научного общения психологов.

Перспективы развития психологического знания в 21 веке

Сегодня особое внимание в науке уделяется, как правило, насущным задачам. Они стоят перед психологами в новых общественных условиях. В этом процессе важно интегрировать теоретическое и практическое знание, что предопределяет новые и перспективные направления в развитии науки.

Одно из интересных направлений современной психологии, которое имеет перспективы к середине 21 века, представлено психологией малых групп, исследованием формальных и неформальных групп, феноменов лидерства и групповой сплоченности. Эти знания очень важны для современных компаний.

Готовые работы на аналогичную тему

В последнее время новое значение приобретает также исследование семьи в качестве малой группы. Психологи выявляют проблемы возникновения и развития семьи, которые связаны с ее основными социальными и психологическими функциями и задачами (например, рождение и воспитание детей, экономическая и эмоциональная поддержка супругами друг друга).

Активно в нашем веке продолжает развиваться психология личности. В основном она направлена сейчас на представление о процессе и результатах социализации личности, понятии «социальная установка», вопросы асоциального поведения в обществе.

К середине 21 века психологи, возможно, серьезно пересмотрят предмет и задачи науки. Колоссальные изменения в обществе отражаются на общественной психологической науке. Появление неформальных и формальных групп в российском обществе, подъем национально-культурного самосознания, появление межнациональных и межэтнических конфликтов, политическая борьба и конкуренция, становятся теми реалиями, которые необходимо переосмыслить современной психологии.

На данный момент рассматриваются следующие актуальные перспективы развития современной психологии:

Сегодня происходит дифференциация наук на множество отраслей с одновременным возникновением специфических понятийных аппаратов. Этот процесс затрудняет практическое использование того, что уже познано ранее. Люди стали терять видение общих для всех перспектив развития, включая цели и смысл собственной жизни.

В 21 веке очевидной становится потребность в объединении всех достижений человечества. Тем не менее, на какой основе производить синтез мировой культуры и науки, оставалось неизвестным. В двадцатом столетии возникает такое направление, как системология. В ней мир увидел первый шаг к синтезу всех достижений.

В конце двадцатого века возникает междисциплинарная наука универсология. Она описывает причинно-системное строение мира, включая роль и место человека в нем. В этом процессе возникают предпосылки системной психологии, которая описывает многоуровневый и многофакторный характер взаимной обусловленности друг от друга человека и окружающего мира.

Особенность современного общества состоит в нестабильности. Весь накопленный психологией опыт, включая теоретические постулаты и результаты конкретных эмпирических исследований, больше относятся к анализу стабильного общества. По этой причине к середине 21 века назрела потребность переосмыслить новый социальный контекст. Для этого важно осознавать характер происходящих преобразований и проблем восприятия социальной нестабильности.

Перспективы развития психологической науки к середине XXI века обусловлены тем, что раньше поход к психологу воспринимался как нечто ненормальное. Сегодня же многие люди обращаются к психологу. Отчасти основной причиной такой популярности психологов стал выход науки на популярные медиа-площадки в интернете. Все больше специалистов вещает с развлекательных каналов и социальных сетей, образовательных онлайн-платформ. Эксперты и лекторы участвуют в разных курсах и школах.

Популярный психолог в интернете делится своим видением мира, раскрывает интересные кейсы и отвечает на вопросы. К середине 21 века психология станет еще ближе к людям. Решение новых задач — дело уже нового поколения психологов. Они будут открывать новые грани как уже изученных проблем психологии, так и сделают собственные открытия в этом поистине неисчерпаемом направлении.

Источник

История развития психологического знания и основные направления в психологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическое знание

Психологические знания – это знания, которые опираются на психологическую фактологию и теоретические рассуждения о закономерностях и механизмах формирования, развития и функционирования психики человека.

В психологии сегодня достаточно много фактов, которые показывают, что новое знание человека о самом себе меняет его отношения, цели, состояния и переживания, а это значит, что психология – это наука, созидающая человека, а не только его познающая.

Знание является отражением в сознании человека свойств и признаков познаваемого объекта. Знание конструирует самосознание, является его элементом.

Сознание по отношению к знанию является формой его существования.

Сознание сопровождает любое знание и в то же время оно не единственный продукт субъект-объектного взаимодействия.

Наряду со знаниями можно говорить о мнениях и верованиях. Они тоже конституируют сознание познающего субъекта, но только в качественно ином облике. С помощью категорий абсолютного и относительного можно пояснить различия между ними. Родовым можно использовать термин «когниция» – продукт познавательной активности. В этом случае знание – это когниция, которая характеризуется единством относительного и абсолютного. Знание в этом смысле есть процесс – оно существует в процессе перехода от знания менее определенного к более определенному и полному.

В отличие от знания вера – это когниция, где происходит абсолютизация относительного, а мнение – это когниция, где имеет место релятивизация абсолютного. Если сознание человека конституировано не верой и мнениями, а в основном знаниями, то человек склонен к конструктивному диалогу. Владеющий знаниями человек, является компетентным.

Другая система оппозиций, которая включает в себя понятие знания – это «знания-умения-навыки». Умения и навыки трактуются как формы познавательной активности субъекта.

Готовые работы на аналогичную тему

Знание всегда предметно, а умения и навыки – субъектны и характеризуют способность человека к преобразованию.

В обусловленности психологического знания своим специфическим объектом, можно обнаружить признак, который лежит в основе все специфических признаков психологического знания. В существенной своей части психологическое знание является знанием о сознании.

История психологического знания

Представления о психологии, которая называлась наукой о душе, сформулировали ещё античные философы.

Мир в представлениях Демокрита был движущейся материей. Платон понимал душу как особую сущность и считал её бессмертной, а Аристотель написал первую работу – трактат «О душе» и считал душу формой тела, как отпечаток предмета на воске.

Его сочинение долгое время было главным руководством по психологии, а сам Аристотель считался её основателем. По мнению Аристотеля, душа является целесообразно работающей органической системой.

В средние века на душу в Европе установились христианские взгляды. Новая эпоха в развитии психологического знания начинается в XVII веке. В это время существуют попытки осмыслить духовный мир человека с общефилософских позиций.

В конце XIX века психология исходит из постулата Декарта – он утверждает, что первое в себе человек обнаруживает собственное сознание, а основная задача психологии состоит в том, чтобы анализировать состояния и содержания сознания. Психология начинает рассматривать сознание как основной предмет. Это был второй этап развития психологии.

По мнению Декарта, человек с детских лет впитывает в себя многие заблуждения и различные утверждения и идеи принимает на веру. В поисках истины, считает ученый, необходимо сначала всё подвергнуть сомнению, включая достоверность информации, получаемой органами чувств.

Сомнение – это признак мышления, а отсюда известное выражение Декарта – «Мыслю, значит существую».

Развитие психологии сознания в конце первой четверти XX века по ряду причин начинает замедляться, а во втором десятилетии этого же века предмет психологии изменился. На место сознания приходит поведение человека и животных.

Во время кризиса психологии происходит формирование влиятельных школ психологической науки – бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ. Основы бихевиоризма были заложены американским ученым Д. Уотсоном, гештальтпсихология возникла в Германии, а австрийский психиатр и психолог З. Фрейд заложил основы психоанализа.

Отечественным основоположником психологии считается И.М. Сеченов, который выяснил, что схема психологических процессов имеет сходство с рефлексами.

В развитие отечественной психологии большой вклад внесли В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Г.И. Челпанов, создавший в России психологический институт.

Экспериментальные направления в психологии развивал В.М. Бехтерев, а И.П. Павлов изучал условно рефлекторные связи в деятельности организма.

Основные направления психологии

Основными направлениями психологической науки являются:

Рисунок 1. Основные направления психологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Кроме этого выделяют ещё инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию, дифференциальную психологию, психофизиологию.

Социальная психология изучает поведение человека в социуме и включает в себя социальную психологию групп, социальную психологию общения, социальную психологию личности.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания. К основным категориям педагогики относятся развитие, воспитание, образование, обучение, а её предметом является процесс направленного развития и формирования личности в условиях обучения, образования, воспитания.

Что касается возрастной психологии, то предметом её изучения являются закономерности развития нормального здорового человека, присущие каждому возрастному периоду, поэтому в возрастной психологии выделяется детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, психология старости (геронтопсихология).

Психологические особенности труда изучает инженерная психология. Результаты её изысканий используются для оптимизации деятельности человека в системах «человек-машина».

Психология труда, возникшая в результате научной организации труда, изучает психологические аспекты трудовой деятельности в контакте с физиологией труда, инженерной психологией, эргономикой, технической эстетикой и др.

Клиническая психология занимается изучением проявления и причин разных нарушений в психике и поведении человека, а также психические изменения, происходящие во время различных болезней.

Что касается психофизиологической психологии, то предметом её изучения являются нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения.

Дифференциальная психология занимается изучением психологических различий у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.

Источник

Основные направления психологии ХХ века

В этой статье я решила кратко описать основные направления в психологии XX века, а также основные открытия психологов-представителей различных направлений. Это такая своеобразная статья-шпаргалка, которая поможет вам разложить материал по полочкам и усвоить его. На сайте вы сможете найти и более подробные лекции по данным направлениям, если будет такая необходимость.

Содержание

Бихевиоризм

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Бихевиоризм — это наука о поведении и способах влияния на него.

Такое направление психологической науки как бихевиоризм появилось в 1913 году после публикации статьи психолога Джона Уотсона в известном психологическом журнале. Он высказал немыслимую для того времени идею, которая породила совершенно новое направление в изучении человека, а также новые методы исследования, и последователей, среди которых были Беррес Скиннер, Эдвард Торндайк, Эдвард Толмен.

Бихевиористы считали, что сознания не существует, а разнообразные психические явления невозможно изучить, т.е. подвергнуть объективным методам исследования, так как либо нельзя доказать, что данные явления действительно есть, либо данные явления просто не доступны для изучения.

Представители данного направления считали, что поведения возникает из-за каких-либо факторов окружающей среды, а не из-за внутренних факторов. Они вывели формулу, которая называется «стимул-реакция»(S →R). Она означает, что любая реакция (R) организма человека или животного была вызвана определенным стимулом (S). Бихевиористы также считали, что поведение можно контролировать. Для этого нужно правильно подбирать стимулы, чтобы вызвать определенное, соответствующее данному стимулу, поведение.

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Бихевиористы проводили много интересных, но иногда не совсем этичных, экспериментов и исследований.
Например, Дж. Уотсон провел эксперимент с маленьким Альбертом, в ходе которого прививал мальчику реакцию страха, чтобы доказать состоятельность своей теории.

Э. Торндайк ставил опыты над животными. Для этого он специально изобрел «проблемные ящики», в которые и помещались животные для преодолевания различных препятствий. С помощью своих исследований, Торндайк определил, что животные обучаются по методу «проб и ошибок», и вывел законы научения.
Необихевиорист Б. Скиннер разработал концепцию оперантного научения, которая включает в себя систему поощрений и наказаний.

Э. Толмен (тоже необихевиорист) предложил когнитивную теорию научения, поставил несколько опытов над крысами, в результате чего сформулировал гипотезу «когнитивных карт». Также он дополнил формулу S →R дополнительной промежуточной переменной (О — организм). В результате, его формула выглядит так: S-O-R.

Рефлексологическое направление

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Рефлексология (рефлексологическое направление в психологии) – это естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность, как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате воздействия внешней среды на НС животных или человека. Данное направление является частью отечественной психологии.

Данное направление возникло в начале XX века. И.М. Сеченов считается основоположником рефлексологии. Он обосновал рефлекторную природу психики, открыл рефлексы головного мозга и центральное торможение. Вся теория Сеченова была построена на понятии «рефлекса».

И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах. Они возникают в течение жизни, могут изменяться и исчезать. Условные рефлексы индивидуальны, они также способствуют адаптации.
Павлов ввел понятие «первая сигнальная система», которая составляет основу ВНД (высшей нервной деятельности) и сводится к совокупности разных условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители или их следы. Второй сигнальной системой, по его мнению, является речь.

В.М. Бехтеревым было предложено учение о сочетательных рефлексах. Согласно его взглядам, воздействие двух стимулов должно протекать смежно во времени для формирования сочетательного рефлекса. По его мнению, психика человека строится по принципу сочетания нового опыта со следами старого. Бехтерев также изучал и вопросы личности и коллектива.

Гештальтпсихология

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Гештальтпсихология — это направление западной психологии ХХ века, которое изучало психику с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Среди основоположников данного направления выделяют Макса Вертгеймера, Вольфганга Келлера и Курта Коффка. Значительный вклад в развитие гештальт-теории внес и Курт Левин.
На основе гештальт-психологии Фридрих Перлз создал новое направление психотерапии — гештальт-терапия.

Представители данного направления считали, что принципы разделения сознания неверны, так же как и восприятие не является простой совокупностью чувств. Гештальт-психологи акцентировали свое внимание не на отдельных частях явлений, а на их целостности. Таким образом, они пришли к мнению, что сознание соединяет все компоненты в единое целое, образуя гештальт.

Гештальт — это основное понятие гештальтпсихологии, в переводе с немецкого означает «структура», «целостная конфигурация», т.е. некое организованное целое, свойства которого не сводятся к свойствам его частей.

Исследования гештальт-психологов позволили открыть законы восприятия, а также и принципы гештальта: близости, непрерывности, сходства, простоты, фигура-фон и др.

Гештальтпсихология берет свое начало с открытия М. Вертгеймером фи-феномена (иллюзия перемещения двух поочередно включающихся источников света), который доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений.

Далее свой вклад внес К. Коффка, который изучал развитие восприятия у детей и восприятие цвета детьми. Он пришел к выводу, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется предмет. Так же он сформулировал закон «трансдукции», который доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

В. Келлер открыл феномен инсайта (внутреннего озарения), доказав, что он присущ не только животным, но и людям. Также он ввел принцип изоморфизма.

К. Левин создал теорию психологического поля. Он считал, что причиной активности человека является намерение, т.е. потребность. Предметы, которые нас окружают, создают психологическое поле, в котором находится и развивается человек. Воздействуя на человека, предметы, имеющие определенные заряды, вызывают в нем потребности, а они, в свою очередь, вызывают напряжение. Это напряжение Левин назвал квази-потребностью. В такой ситуации человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению данной потребности.

Психоаналитическое направление

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Психоанализ

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм.
3. Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.
Второе название — глубинная психология — это направление получило название по своему предмету исследования, т.к. концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.

Фрейд выдвигал на передний план жизненные вопросы, которые никогда не перестанут волновать людей, например, о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным».

Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им. Далее, Фрейд отказался от гипноза как метода психотерапии в пользу метода «свободных ассоциаций». Он использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мысли своих пациентов, скрытый не только от врача, но и от них самих.

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Таким образом, Зигмунд Фрейд пришел к некоторым выводам.
Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием.

Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» — это место сосредоточения двух групп влечений:
а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»;
б) влечение к смерти, к разрушению — танатоса.

Аналитическая психология Юнга

З.Фрейд оказал решающее влияние на научные взгляды К.Юнга. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным«. Не соглашаясь с Фрейдом, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы.

Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент.

Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Короче говоря, разногласий было много.

Юнг расширил модель психики Фрейда. Наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном в форме архетипов фиксируется весь опыт человечества. Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода.

Юнг выделил два вида психологической направленности личности: интровертивную (на внутренний мир) и экстравертивную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах.

Индивидуальная психология Адлера

Альфред Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

А. Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную 3. Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации».

Гуманистическая психология

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Гуманистическая психология — это направлении в психологии, возникшее в XX веке, предметом исследования которого стала здоровая творческая личность, цель которой самоосуществление, самоактуализация и рост.
Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу и К. Роджерс.

С точки зрения Абрахама Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью.

Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены.

Иерархия потребностей по Маслоу:
1) физиологические потребности (потребность в еде, питье, дыхании и т.д.);
2) потребность в безопасности (чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги);
3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;
4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуваже­нии;
5) потребность в самоактуализации.

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия (психотерапия, центрированная на клиенте).

У Роджерса был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям, начнет лучше понимать себя, а значит и окружающих.

Возлагая основную от­ветственность за происходящие во время лечения перемены не на тера­певта, а на клиента, Рождерс указывает на то, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные.

По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть.
Стремление к самоактуализации, по Роджерсу, является главным мотивом деятельности человека. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение.

Другим ярким представителем гуманистической психологии является Гордон Олпорт.
К важнейшим заслугам Олпорта относится то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл черта.

Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические образования, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.

Экзистенциальная психология

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Экзистенциальная психология — это направление в психологии, возникшее в XX веке и изучающее проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, а также проблему смысла жизни.

Экзистенциалисты считали, что эти проблемы выполняют динамическую функцию по отношению к человеку — побуждают развитие его личности. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит к иллюзорному решению проблемы.

Представители экзистеализма утверждали, что люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных, типичных, лишенных оригинальности, бессмысленных поступков, глубже понимать смысл жизни в настоящем, стать свободными от внешних и внутренних обстоятельств.

Экзистенциальная психология придерживается точки зрения, согласно которой люди несут значительную долю ответственности за то, какие они есть. Существованию отдается предпочтение перед сущностью, рост и перемены считаются более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущество перед результатом.

Яркий представитель данного направления — Виктор Франкл, автор логотерапии и экзистенциального анализа, объединенных общим названием Третья венская школа психотерапии.

Франкл считает основной движущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоактуализироваться), а потребность выйти за пределы своей ограниченности, «самотрансцендироваться». Это стремление человека может быть названо волей к смыслу. Франкл уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума») и поиску смысла в безнадежных ситуациях.

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Еще одним из ярких представителей экзистенциальной терапии является Джеймс Бьюдженталь, который назвал свою терапию жизнеизменяющей.

Центральную позицию Бьюдженталя можно сформулировать следующим образом: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.

Именно для становления этого искусства психотерапевта Бьюдженталь описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.

Теоретическим и идейным лидером экзистенциальной психотерапии принято считать выдающегося американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя. Вслед за К. Роджерсом он внес решающий теоретический и практический вклад в становление психологического консультирования как полноправной специальности.

Мэй уделял особое внимание изучению феноменов страха и тревоги, первым указав, что высокая тревожность не обязательно является признаком невроза. Он разделял тревожность на нормальную и невротическую.

Причем нормальная тревожность нужна человеку, так как держит его в состоянии бдительности и ответственности. Мэй считает, что осознание человеком свободы выбора повышает у него чувство ответственности, которое, в свою очередь, неизбежно вызывает тревожность — озабоченность за эту ответственность выбора.

Невротическая тревога — это неадекватная реакция на объективную угрозу; такая тревога подразумевает подавление и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Если нормальная тревога ощущается всегда, когда ценности подвергаются угрозе, то невротическая тревога посещает нас в том случае, если поставленные под сомнение ценности на деле являются догмами, отказ от которых лишит наше существование смысла.

Мэй выделяет три типа онтологической вины, соответствующих ипостасям бытия-в-мире.
1. Umwelt, или «окружающей среде», соответствует вина из-за разделения, преобладающая в «развитых» обществах, вызванная разделением человека и природы.
2. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (Mitwelt).
3. Третий тип основан на отношениях с собственным «я» (Eigenwelt) и связан с отрицанием нами своих возможностей, а также с неудачами на пути их реализации.

Таким образом, Мэй считал, что задача психотерапевта состоит в помощи человеку при осознании причин его тревоги, зависимостей, мешающих свободному развитию и самосовершенствованию. Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям, что помогает человеку осознать себя и выстроить адекватный своей индивидуальности образ жизни.

Когнитивная психология

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

В середине 1960-х гг. в США возникло еще одно направление, получившее название «когнитивная психология». Оно появилось как альтернатива бихевиоризму. У истоков когнитивной психологии стояли Д. Миллер, Дж. Брунер, Г. Саймон, П. Линдсей, Д. Норман и др.

Когнитивное направление в психологии — это течение, в центре внимания которого оказывается познание и активность сознания. В когнитивизме человек рассматривается прежде всего как существо сознательное. Таким образом, когнитивная психология восстановила роль сознания и на уровне человека, и на уровне животных.

Джордж Миллер занимался проблемами речевой коммуника­ции. Он полностью погрузился в изучение проблем психолингвистики и в 1951 году опубликовал книгу под названием «Язык и общение». Далее его интересы стали смещаться в сторону более когнитивно ориентированной психологии.

Вместе со своим коллегой он создает при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления. Миллер и Брунер выбрали для обозначения предмета своих исследований термин «когнитивная». Именно так они и назвали новый исследовательский центр — Центр когнитивных исследований.

В новом Центре когнитивных исследований занимались разработкой широкого круга разнообразных тем: язык, память, процессы восприятия и образования понятий, мышление и психология развития, — большинство из которых уже полностью исчезло из словаря бихевиористов.

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Ульрик Найссер прослушал курс по психологии общения у Миллера и ознакомился с основами теории информации. На его развитие также оказала влияние книга Коффки «Принципы гештальт-психологии».

В 1967 году Найссер опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология». Этой книге суждено было «открыть новое поле исследования». Это значит, что когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности. Создал схему переработки информации (модель внимания).

Наиболее значительный вклад в формирование подхода внес швейцарский психолог Жан Пиаже, исследовавший детскую психологию, ориентируясь на стадии когнитивного развития.

Развитие интеллекта Ж. Пиаже рассматривает как форму адаптации к среде путем уравновешивания ассимиляции и аккомодации, усвоения информации и совершенствования схем, способов ее переработки. Это позволяет человеку выжить как биологическому виду.

Развитие интеллекта, по Ж. Пиаже, проходит четыре стадии.

I. Сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет) проявляется в действиях: усваиваются схемы рассматривания, хватания, круговые реакции, когда младенец повторяет действие, ожидая, что повторится и его эффект (бросает игрушку и ждет звук);

II. Дооперациональная стадия (2-7 лет) — дети усваивают речь, но словом объединяют и существенные, и внешние признаки предметов. Поэтому их аналогии и суждения кажутся неожиданными и нелогичными: ветер дует потому, что деревья качаются; лодка плавает потому, что маленькая и легкая, а корабль плавает потому, что большой и сильный;

III. Стадия конкретных операций (7-11 лет) — дети начинают рассуждать логически, могут классифицировать понятия и давать определения, но все это на конкретных понятиях и наглядных примерах;

IV. Стадия формальных операций (от 12 лет) — дети оперируют абстрактными понятиями, категориями «а что будет, если…», понимают метафоры, могут принимать в расчет мысли других людей, их роли и идеалы. Это — интеллект взрослого.

Для иллюстрации когнитивной теории развития Ж. Пиаже предложил знаменитый эксперимент на понимание феномена сохранения. Только дети 7-8 лет замечали одинаковый объем в стаканах разной формы. И это повторялось в разных странах и культурах.

Леон Фестингер в 1957 году выдвинул теорию когнитивного диссонанса.
Когнитивный диссонанс — это несовпадение когниций, несогласованность сознательных структур.
Когниции — это любые содержательные элементы сознания (темы, идеи, факты, образы и т.п.).

Люди стремятся к внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, субъективно переживаемое как дискомфорт. Оно вызывает поведение, направленное на его изменение – человек стремится вновь достичь внутреннего непротиворечия.

Диссонанс может возникать:

Выход из состояния когнитивного диссонанса возможен следующим образом:

Джордж Келли является автором теории личностных конструктов. Согласно этой концепции организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает (“конструирует”) будущие события.

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории Келли. Конструкт состоит из особенностей восприятия, памяти, мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.

Человек трактовался Келли как исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством личностных конструктов и выдвигающий, исходя из этого образа, гипотезы о будущих событиях. Неподтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструктов, позволяющей повысить адекватность последующих предсказаний.

Келли разработал методический принцип “репертуарных решеток”, с помощью которого были созданы методики диагностики особенностей индивидуального конструирования реальности.

С Дж. Келли связывают начало когнитивной терапии. Как психотерапевт, Келли работал в русле когнитивной терапии, являясь ее по сути основателем. В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации.

Отечественная психология

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Значительный вклад в развитие отечественной психологии XX в. внесли Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и П.Я. Гальперин. Важными также являются все открытия, сделанные в рамках рефлексологического направления (Сеченов, Бехтерев, Павлов), но о них было рассказано еще в начале этой статьи.

Культурно-историческая концепция развития психики человека:
Л.С. Выготский, У. Бронфенбреннер

Лев Семенович Выготский — один из основоположников советской психологии. Он создал культурно-историческую концепцию общественно-исторического развития психики человека, получившую дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности.

Выготский стремился определить качественную специфику психического мира человека, разрешить проблему генезиса человеческого сознания и механизмов его формирования.

Он различает два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции.
Натуральные функции даны человеку как природному существу, носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание) функции.

Выготский также ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т.п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций. ВПФ носят социальный характер и составляют второй уровень психики человека.

Ури Бронфенбреннер — американский психолог, специалист в области детской психологии. Автор теории экологических систем (теория социализации и развития ребенка).

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

По Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из четырех словно вложенных одна в другую систем, которые обычно графически изображают в виде концентрических колец:

Психологическая теория деятельности: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев

Теория деятельности или деятельностный подход — это школа советской психологии, основанная А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского.

Алексей Николаевич Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать отдельно друг от друга, они образуют систему.

Фундаментальным вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию стала разработка проблемы ведущей деятельности. Этот выдающийся ученый не только охарактеризовал в процессе развития ребенка смену ведущих деятельностей, но и положил начало для изучения механизмов превращения одной ведущей деятельности в другую.

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

А.Н. Леонтьев предложил свою классификацию стадий развития психики в филогенезе (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и стадия интеллекта). Также особый вклад А.Н. Леонтьев внес в теорию личности.

Сергей Леонидович Рубинштейн обосновал принцип единства сознания и деятельности, который позволил дать новаторскую трактовку сознания не как внутреннего мира, познаваемого субъектом только посредством самонаблюдения, а как высшего уровня организации психической деятельности, предполагающего включенность личности в контекст ее жизненных связей с объективным миром.

На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейном был проведен большой цикл экспериментальных исследований ключевых проблем психологии, прежде всего касающихся когнитивных процессов (восприятия и памяти, речи и мышления).

Борис Герасимович Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens (акцент на биологической сущности человека).
Личность — это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Субъект деятельности, по своему содержанию, занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.

Индивидуальность это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Концепция А.Р. Лурии об основных структурно-функциональных блоках мозга

Александр Романович Лурия — известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений.

Модель функционального строения мозга, предложенная А.Р. Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока.

Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Смотреть картинку Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Картинка про Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии. Фото Что привело к появлению нового направления психологической науки практической психологии

Вклад в психологию П.Я. Гальперина

Петр Яковлевич Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа.

П.Я. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *