Что привлекало в державине как поэте современников

Что привлекало в державине как поэте современников

Воспоминания о Г.Р. Державине оставили многие его современники. Иногда это мимолетные зарисовки, иногда записи семейных преданий, значительно реже развернутые повествования. Авторами мемуаров были как известные писатели и поэты (И.И. Дмитриев, А.С. Пушкин, В.И. Панаев, С.Т. Аксаков), так и малознакомые широкому кругу читателей литераторы. Почти все они вспоминают Державина в последний период его жизни. В этом отношении их мемуары служат своеобразным дополнением к «Запискам» самого поэта, доведенным до 1812 года.

Авторы всех мемуаров говорили, прежде всего, о доброте, «искренней приветливости» и внимании Державина к собеседникам, особенно к собратьям по перу.

П.И. Шаликов, первым опубликовавший свой мемуарный очерк о Державине в журнале «Аглая» в 1810 году, писал: «Простосердечная искренность отличала Министра-Патриота от обыкновенных Министров блеск и грубость здесь совсем неизвестны…»

И.И. Дмитриев, вспоминая в возрасте «с лишком шестидесяти лет» первое свидание с Державиным, рассказывает: «Мы застали хозяина и хозяйку в авторском кабинете; в колпаке и в атласном голубом халате, он что-то писал на высоком налое, а она, в утреннем белом платье, сидела в креслах посреди комнаты, и парикмахер завивал ей волосы. Добросердечный вид и приветливость обоих с первых слов ободрили меня».

А.С. Пушкин, увидевший поэта 8 января 1815 года на экзамене в Царскосельском Лицее, впоследствии вспоминал: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож».

С.Т. Аксаков, считая «счастливейшей минутою своей жизни» встречу с Державиным в декабре 1815 года, рассказывает: «Державин был довольно высокого роста, довольно широкого, но сухощавого сложения; на нем был колпак, остатки седых волос небрежно из-под него висели; он был без галстука, в шелковом зеленом шлафроке, подпоясан такого же цвета шнурком с большими кистями, на ногах у него были туфли; портрет Тончи походил на оригинал, как две капли воды». Запомнил автор воспоминаний и пророческие слова поэта: «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который уже в лицее перещеголял всех писателей».

Открытие 3 июля 2015 года в 16.30, вход свободный

Выставка открыта с 3 по 31 июля 2015 года в выставочных залах Западного корпуса Музея-усадьбы. Доп. информация по тел.: (812) 493-45-49

Источник

Что привлекало в державине как поэте современников

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Державин в воспоминаниях современников

В Год литературы исполняется 200 лет трем знаменательным для ее истории и для биографии Г.Р. Державина встречам: на экзамене в Царскосельском Лицее поэт впервые увидел А.С. Пушкина, через несколько месяцев познакомился с молодым поэтом В.И. Панаевым и будущим писателем С.Т. Аксаковым. Все они, как и многие другие, близко знавшие Державина люди, оставили воспоминания о встречах с поэтом. Эти документальные источники, дополненные живописной галереей их авторов, представлены на выставке «Державин в воспоминаниях современников», открытие которой состоится 3 июля 2015 года в Западном корпусе Музея-усадьбы Г.Р. Державина (в рамках проекта Всероссийского музея А.С. Пушкина в Год литературы — «Литературный календарь»).

Воспоминания о Г.Р. Державине оставили многие его современники. Иногда это мимолетные зарисовки, иногда записи семейных преданий, значительно реже развернутые повествования. Авторами мемуаров были как известные писатели и поэты (И.И. Дмитриев, А.С. Пушкин, В.И. Панаев, С.Т. Аксаков), так и малознакомые широкому кругу читателей литераторы. Почти все они вспоминают Державина в последний период его жизни. В этом отношении их мемуары служат своеобразным дополнением к «Запискам» самого поэта, доведенным до 1812 года.

Авторы всех мемуаров говорили, прежде всего, о доброте, «искренней приветливости» и внимании Державина к собеседникам, особенно к собратьям по перу.

П.И. Шаликов, первым опубликовавший свой мемуарный очерк о Державине в журнале «Аглая» в 1810 году, писал: «Простосердечная искренность отличала Министра-Патриота от обыкновенных Министров блеск и грубость здесь совсем неизвестны…»

И.И. Дмитриев, вспоминая в возрасте «с лишком шестидесяти лет» первое свидание с Державиным, рассказывает: «Мы застали хозяина и хозяйку в авторском кабинете; в колпаке и в атласном голубом халате, он что-то писал на высоком налое, а она, в утреннем белом платье, сидела в креслах посреди комнаты, и парикмахер завивал ей волосы. Добросердечный вид и приветливость обоих с первых слов ободрили меня».

А.С. Пушкин, увидевший поэта 8 января 1815 года на экзамене в Царскосельском Лицее, впоследствии вспоминал: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож».

С.Т. Аксаков, считая «счастливейшей минутою своей жизни» встречу с Державиным в декабре 1815 года, рассказывает: «Державин был довольно высокого роста, довольно широкого, но сухощавого сложения; на нем был колпак, остатки седых волос небрежно из-под него висели; он был без галстука, в шелковом зеленом шлафроке, подпоясан такого же цвета шнурком с большими кистями, на ногах у него были туфли; портрет Тончи походил на оригинал, как две капли воды». Запомнил автор воспоминаний и пророческие слова поэта: «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который уже в лицее перещеголял всех писателей».

Источник

Гавриил Романович Державин

Фото Все

Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть фото Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть картинку Что привлекало в державине как поэте современников. Картинка про Что привлекало в державине как поэте современников. Фото Что привлекало в державине как поэте современников

Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть фото Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть картинку Что привлекало в державине как поэте современников. Картинка про Что привлекало в державине как поэте современников. Фото Что привлекало в державине как поэте современников

Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть фото Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть картинку Что привлекало в державине как поэте современников. Картинка про Что привлекало в державине как поэте современников. Фото Что привлекало в державине как поэте современников

Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть фото Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть картинку Что привлекало в державине как поэте современников. Картинка про Что привлекало в державине как поэте современников. Фото Что привлекало в державине как поэте современников

Видео Все

Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть фото Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть картинку Что привлекало в державине как поэте современников. Картинка про Что привлекало в державине как поэте современников. Фото Что привлекало в державине как поэте современников

Петербург Гавриила Державина

Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть фото Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть картинку Что привлекало в державине как поэте современников. Картинка про Что привлекало в державине как поэте современников. Фото Что привлекало в державине как поэте современников

Документальный фильм «Гавриил Романович Державин»

Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть фото Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть картинку Что привлекало в державине как поэте современников. Картинка про Что привлекало в державине как поэте современников. Фото Что привлекало в державине как поэте современников

Гавриил Державин — биография

Гавриил Державин – русский литератор, живший и работавший в эпоху Просвещения. Помимо творчества, активно занимался общественной и государственной деятельностью.

Гавриил Державин внес вклад в отечественную историю не только как талантливый литератор, но и как мудрый государственный деятель, состоявший на личной службе у самой Екатерины II. Перед его творчеством преклонялся великий Александр Пушкин, а одно из его произведений стало неофициальным гимном Российской империи.

Детство и юность

Гавриил Романович родился 3 июля (по старому стилю) 1743 года неподалеку от Казани, в родовом дворянском имении Сокуры. Из поколения в поколение в семье Державиных передавалось предание о том, что их предком был выходец из татарского рода Багрим-мурза, который был крещен и передан в услужение князю Василию Великому. Приняв крещение, бывший воин Большой Орды стал Ильей, от сына которого и пошла ветвь Державиных.

Родители Гавриила были из благородного, но небогатого рода. Отец мальчика рано ушел из жизни, поэтому его воспитанием занималась мать – Фекла Андреевна. Престижное образование сыну она дать не могла, поэтому обучение будущего писателя проходило в домашних условиях. Учителями по арифметике, грамоте и письму были в основном церковные служители.

Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть фото Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть картинку Что привлекало в державине как поэте современников. Картинка про Что привлекало в державине как поэте современников. Фото Что привлекало в державине как поэте современниковПортреты Гавриила Державина в детстве

Когда встал вопрос о более серьезном обучении, мать отдала семилетнего Державина в оренбургский пансион – не самое на тот момент качественное учебное заведение. Однако, окончив его, юный Гавриил довольно хорошо овладел немецким языком и базовыми науками. Вскоре семья переехала в Казань, где у молодого человека появилась возможность поступить в гимназию.

Любимыми предметами Державина стали рисование и технические науки, в которых он демонстрировал большие успехи. Здесь же появилась страсть к чтению: юноша часами сидел за книгами Александра Сумарокова, Михаила Ломоносова, Василия Тредиаковского. Вдохновившись творчеством великих гениев, Гавриил решил и сам попробовать свои силы на поэтическом поприще. Но первый опыт оказался неудачным – рифма не шла, строки казались корявыми. На тот момент рядом не было человека, который мог бы дать начинающему поэту дельный совет.

В 1762-м Державин мобилизовался в Преображенский полк императорской армии и заступил на воинскую службу. Как вспоминал позже сам Гавриил Романович, это были самые ужасные годы в его биографии. Армейские будни и без того тяготили его, а тут еще начался государственный переворот, в котором молодому бойцу волею судьбы пришлось участвовать. В результате переворота на престол взошла Екатерина II.

Казарменная жизнь для юного дворянина легче не стала. Солдаты жили в стесненных условиях, постоянно проходили муштру, поэтому о занятиях наукой или поэзией ему приходилось только мечтать. Чинами простого солдата не баловали: не имея покровителей среди высшего военного начальства, молодой человек очень медленно рос по службе. Однажды он решился просить о продвижении самостоятельно, написав письмо сподвижнику императрицы Алексею Орлову. Граф удовлетворил прошение, и вскоре Державин в чине капрал стал жить в офицерской казарме. К этому времени будущий поэт связался с картежниками и выпивохами, и военная карьера для него начала отходить на второй план. Однажды Гавриил так увлекся кутежом, что не успел вовремя вернуться с увольнения в казарму. За такой проступок парня чуть было не разжаловали в простые солдаты.

Через некоторое время Державин перебрался в Петербург. В те годы Россия была во власти эпидемии чумы, и на карантинном пропускном пункте его вынудили уничтожить все рукописи. В огонь попало все, что автор создал в течение десяти лет: проза, поэзия, переводы с немецкого. Гавриил Романович долго сокрушался над потерей, а потом принялся восстанавливать по памяти утраченные произведения.

Творчество

Во время службы Гавриил не переставал сочинять, но первым увидевшим свет произведением стала ода, посвященная свадьбе будущего императора Павла I. Произведение было напечатано в 1773 году.

В поисках своего стиля Державин некоторое время подражал Ломоносову, но добиться воздушной легкости Михаила Васильевича ему не удавалось. Позже молодой автор обратился к творчеству Горацио, чьи оды считал образцовыми.

Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть фото Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть картинку Что привлекало в державине как поэте современников. Картинка про Что привлекало в державине как поэте современников. Фото Что привлекало в державине как поэте современниковГавриил Державин за письменным столом

В первые годы сочинения творца издавались анонимно на страницах «Санкт-Петербургского вестника». Без подписи вышли его «Властителям и судиям» и «Ключ». О Державине заговорила литературная общественность, но обыватель все еще не принимал его возвышенных и напыщенных стихов.

По-настоящему знаменитым автора сделала ода «Фелиция», посвященная великой императрице Екатерине. Самодержица была до такой степени польщена хвалебными строками, что даровала поэту инкрустированную бриллиантами шкатулку, доверху набитую червонцами.

Творческое дыхание автора раскрылось с новой силой. Издание «Собеседник» одно за другим публиковало его произведения, среди которых были «Видение Мурзы, «Водопад» и «Бог». Последнее сочинение принесло Гавриилу Романовичу всероссийскую славу, почитание и признание классиком. За всю жизнь литератор написал несколько сотен стихотворений, которые были изданы в десятках сборниках.

Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть фото Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть картинку Что привлекало в державине как поэте современников. Картинка про Что привлекало в державине как поэте современников. Фото Что привлекало в державине как поэте современников

Современники Державина вспоминали, насколько этот великий человек был прост в обыденной жизни. Во время посещения Царскосельского лицея в 1815 году уже известный поэт первым делом спросил у студентов, где находится уборная.

Ценители творчества Гавриила Романовича знают, что автор нередко сочинял прозу эротического содержания. Чтобы строки были особенно мягкими, обволакивающими, он старался не использовать в тексте букву «р». Представляя публике эти пикантные произведения, Державин настаивал на непременном присутствии дам.

Разумеется, основным направлением автора были серьезные произведения. Самым известным из его патриотических сочинений считается «Гром победы, раздавайся!», ставший гимном империи. Стихотворение было написано в честь освобождения крепости Измаил, захваченной турками. Музыка к гимну принадлежит композитору Осипу Козловскому.

Политика

На протяжении всей жизни Державин вел активную общественную и государственную деятельность. В конце 1770-х он был возведен в чин коллежского советника, получил солидное жалование и три сотни белорусских крестьян в услужение. В 1780-м литератора назначили в Сенат, но прямолинейный характер и бескомпромиссность в решениях образовали вокруг него немало врагов.

Через три года в составе Императорской академии дворянин создавал первый в России толковый словарь.

Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть фото Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть картинку Что привлекало в державине как поэте современников. Картинка про Что привлекало в державине как поэте современников. Фото Что привлекало в державине как поэте современников

Вскоре государственному деятелю доверили управлять Олонецким наместничеством, а после и Тамбовским. В те годы губерния считалась одной из неблагополучных, но Державину за короткое время удалось вывести ее в список престижных. Благодарные жители радовались новым училищу, больнице, театру, приюту и первой в губернии типографии.

В 1791-м успешный наместник вернулся в столицу, где приказом Екатерины был назначен на должность министра юстиции. Этот высокий пост политик занимал с 1802 по 1803 год.

Уйдя на заслуженный отдых, творец наконец смог полностью посвятить себя литературе. Он поселился в укромном уголке Новгородской губернии, где спокойно и не торопясь сочинял свои шедевры. В этот период на свет родились басни «Выбор министра» и «Жмурки», трактат «Рассуждение о лирической поэзии или об оде». В своих «Заметках» автор изложил теорию сложения стихотворных форм, подкрепленную примерами поэзии разных эпох – от древнегреческой до современной. В 1812 году поэт закончил работу над произведением «Царь-девица».

Гавриил Романович стал основателем литературного кружка «Беседа любителей русского слова». Творческий союз объединил литераторов Александра Шишкова, Дмитрия Хвостова, Ивана Дмитриева, Александра Шаховского. Члены «Беседы» отстаивали классицизм в русской поэзии и стали противниками «карамзинистов», которые выступали за реформы.

«Река времен в своем стремленьи…» — последнее произведение Державина, которое он так и не успел закончить.

Личная жизнь

Русский классик был женат дважды. Первой его супругой в 1778-м стала юная Екатерина Бастидон, которая будучи еще совсем молодой скончалась от неизвестной болезни. Девушка была похоронена в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище.

Через полгода мастер пера женился во второй раз – на Дарье Дьяковой. Женщина стала его поддержкой и опорой до самого последнего дня жизни.

Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть фото Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть картинку Что привлекало в державине как поэте современников. Картинка про Что привлекало в державине как поэте современников. Фото Что привлекало в державине как поэте современников

Обеим супругам Гавриил Романович посвятил свои стихотворения.

Личная жизнь поэта сложилась так, что своих детей завести ему не удалось. Но дом Державиных всегда был полон ребятишек: он брал на воспитание то племянниц жены, то осиротевших сыновей друга. Один из мальчиков – Михаил Лазарев, впоследствии стал великим адмиралом, открывшим Антарктиду.

Смерть

Знаменитый русский литератор скончался в 1816 году в своем Новгородском имении. Он был уже в очень преклонном возрасте, да и самочувствие в последние дни оставляло желать лучшего. Поддавшись на уговоры супруги утром отправиться в Петербург к доктору, Гавриил Романович стал собираться в дорогу, но не успел.

Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть фото Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть картинку Что привлекало в державине как поэте современников. Картинка про Что привлекало в державине как поэте современников. Фото Что привлекало в державине как поэте современников

Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть фото Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть картинку Что привлекало в державине как поэте современников. Картинка про Что привлекало в державине как поэте современников. Фото Что привлекало в державине как поэте современников

Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть фото Что привлекало в державине как поэте современников. Смотреть картинку Что привлекало в державине как поэте современников. Картинка про Что привлекало в державине как поэте современников. Фото Что привлекало в державине как поэте современников

Похоронили Державина неподалеку от Великого Новгорода, в Варлаамо-Хутынском монастыре. Позже рядом с поэтом упокоилась и его вторая супруга Дарья Дьякова.

Ссылки

Источник

Роль державина в русской литературе кратко. Роль философской лирики Г.Р. Державина для русской литературы

Юные годы

Военная служба

Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в Преображенский полк, в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.

С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.

Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.

В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом — игрой в карты.

Творчество Державина и его значение для русской литературы

Своими учителями он с гордостью называет Ломоносова и Сумарокова. Ведущим жанром поэзии Державина была ода в разновидностях, предложенных Ломоносовым: победно-патриотическая, похвальная, духовная, анакреонтическая. От одической поэзии классицизма Державин унаследовал риторичность, т. е. многословие, рассудочность, напряженный и не всегда согретый глубоким чувством ораторский пафос. Оды его по количеству стихов иногда приближаются к поэмам XIX в., но не по содержанию, а вследствие чисто словесного изобилия. Принцип — словам тесно, а мыслям просторно — еще не известен Державину. В его одах наличествует дидактический элемент. Поэт не повествует, а поучает, хвалит или осуждает героев в духе своих гражданских представлений.

И вместе с тем, не объявляя классицизму войны и даже называя своими учителями лучших его представителей, Державин почти в каждом произведении в большей или меньшей степени нарушает его нормы. Так, например, он уже не придерживается строгого разграничения высоких и низких жанров, изящной и грубой действительности. В его стихотворения, как это было в «Фелице» и «Вельможе», вошли и хвалебные и обличительные начала. Прежний барьер между одой и сатирой оказался разрушенным. Державин предвосхищал одну из черт политической лирики поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, в которой наличествовали и похвала и осуждение. В связи с этим сам термин «ода» теряет у Державина свое прежнее жанровое значение и становится синонимом слова «стихотворение». В одном и том же произведении Державин может сказать высоким слогом:

Живописное начало широко представлено в поэзии Державина. Он великолепно передает цвет и форму изображаемых им явлений средствами поэтической речи. К Державину как нельзя лучше подходит выражение «художник слова». Он любит красочные эпитеты. Так, преодолевая условный, аллегорический язык классицистической поэзии, Державин вышел в своих стихах к реальному миру. Это было огромным завоеванием, открывавшим дорогу к реализму, но это не был еще сам реализм, поскольку речь еще шла лишь о перенесении в поэзию множества отдельных конкретных фактов. Дальнейшие успехи русской поэзии были связаны с мастерством художественного обобщения, с типизацией, которыми овладели другие поэты, в первую очередь Пушкин.

Новаторство Державина проявилось также и в том, что в его творчестве впервые в русской литературе нашли отражение личность поэта и факты его биографии. В русском классицизме второй трети XVIII века общественная тематика почти полностью заслонила авторское, биографическое начало. При решении огромных государственных задач изображение частной жизни поэта казалось незначительным и даже ненужным. Поэтому поэзия Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова не дает почти никаких сведений о самом поэте и его домашнем окружении. Но в конце века соотношение государственного и личного начал в литературе резко изменилось, и для этого были веские причины.

К середине XVIII в. процесс централизации и укрепления русского государства был завершен. На очереди стояла демократизация общества: отмена крепостного права, смягчение законов. Решить эти задачи самодержавное правительство было не в силах. Государство все более и более ощущается как начало, враждебное человеку, за права которого стала бороться просветительская литература. В связи с этим государственная тематика теряет былой ореол и уступает место личному началу. Одним из проявлений этой тенденции и была автобиографическая лирика Державина, открывавшая пути к субъективному началу и к романтизму.

Раскрытие таланта

Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. «Чаталагайские оды» (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.

В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие — он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).

Какой вклад в развитие русской литературы внёс Державин. и,что он взял от Пушкина?

Собственный путь в литературе

С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.

Обоснование выбора темы

Осмысление современного мира ка к совокупности культурных достижений человеческого общества является одной из задач культурологического образования, тем более что очевидна необходимость подготовки молодежи к личностной ориентации в культурной среде современного общества, к участию в диалоге культур. Необходимо изучать культуру в ее историческом развитии, как отражение философии времени, как систему знаний, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Это изучение требует опоры на конкретный материал, на исторические факты как в прошлом, так и в настоящем, т ак как многое в понимании исторического процесса позволяет объяснить современную культуру, осознать противоречия в развитии цивилизации. Первоочередной задачей становится овладение навыками эстетического и этического анализа художественных произведений.

Почему Державин? Восемнадцатый век – переломное время в выборе пути раз вития России, период сильного влияния европейской культуры, осмысления роли и места славянской культуры в мировом процессе. Державин, будучи важным государственным лицом и заботясь о процветании Отечества, является представителем своего времени, и его литературное наследие выявляет логику развития российской культуры, ее самобытность, к тому же дает богатый конкретный материал, характеризующий важные достижения русского общества.

Почему мы выбрали тему русского пира? Воссоздание «образа» культуры 18 ве ка (архетипа) в творчестве Державина, наряду с патриотическим и эстетическим воспитанием читателя, связано с явлением русского хлебосольства, монаршей роскоши и гостеприимства, свойственных 18 веку, эпохе расцвета просветительства и классицизма.

Для понимания данного этапа истории необходимо обратиться к связям с проблемами отечественного культурного развития, показать исторические, культурные корни явления, провести аналогии, проанализировать культурные тенденции в социальной практике России.

Почему «традиция русских пиров», а не «культура русского пира»?

В русской лексике термин «культура» впервые был зафиксирован в 1846 – 1848 гг. в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова. До этого оно практически не попадалось в словарном составе живого и литературного языка. Даже у Пушкина оно нигде не встречается. Его нет ни у Добролюбова, ни у Чернышевского. В словаре В. Даля 1865 г. это слово характеризуется через понятия умственного и нравственного образования. И только к концу 19 века оно прочно завоевало права гражданства.

Для раскрытия темы пиров в творчестве Г. Р. Державина нами были исследованы его сочинения: оды, стихотворения разных лет и посвящения — значительная часть поэтического наследия поэта.

Культура вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества. Быть культурным – это «уметь». Уметь пользоваться множеством вещей, представлять то, что создано веками и актуально сегодня, сохранять традиции от поколения к поколению. Культура невозможна без творчества. Отражая культуру своего времени, Державин накладывает отпечаток своей индивидуальности.

Торжественные оды

Творчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его оды. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары — разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них («Будь на троне человек») указывает на то, что и царь — человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.

Изображение личности в творчестве Державина

Новаторская разработка темы личности в поэзии Державина также имела черты реализма Своеобразная, новая разработка темы личности в поэзии имела следующее значение для развития русской литературы:

✓ способствовала развитию литературы и ее отходу от традиций классицизма с его «безликим» героем, не имеющим своей индивидуальности;

✓ подготовила «рождение человека» в русской литературе и развитие традиций индивидуально-лирической медитации Жуковского, а также в перспективе психологической прозы XIX в.

Изображение личности у Державина имело следующие особенности:

✓ открытие национального определения человеческой личности, т. е. рассмотрение ее в национальном ключе, как принадлежащую к определенной нации (в данном случае нации русских), что олицетворяло собой первые попытки поднять литературу на уровень социального и исторического понимания личности, что впоследствии с успехом было реализовано А. С. Пушкиным. Такое понимание личности выражалось у Державина в следующем:

• образах русской природы;

• картинах русского быта;

• описании идеала человека;

• демократизме идеального героя;

• особенностях поэтической речи;

✓ изображение личности не только в масштабе крупных исторических событий государственной важности, но и в мелочах и деталях быта, т. е. в повседневной жизни;

✓ создание образа героя не в соответствии с конкретными жанровыми чертами, которыми должен обладать персонаж, исходя из установленного жанра произведения, а опора на то, что близко автору, и на то, что он хочет передать о себе через героя (будь то автобиография, или нет). Изображение реального персонажа и того, что ему дает автор, может не соответствовать изначально заданному жанру;

✓ неотделимость лирического героя от представлений о реальном авторе;

✓ создание образа реального человека, окруженного реальным бытом, имеющего свою индивидуальную биографию, свой характер и свою психологию, и описание его индивидуальных особенностей, и это является способом создания портрета живого настоящего человека.

«Фелица»

В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица — это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как частное лицо, чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.

То есть жанр оды, полностью сосредоточенный на объекте восхваления, превращается у поэта в дружеское послание, где есть две стороны, и важна каждая из них, а не только адресат. В Екатерине II поэт ценит больше всего великодушие, простоту, снисходительность, то есть личные, человеческие качества.

АРОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА ХVIII СТОЛЕТИЯ Г. Р. ДЕРЖАВИН

ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

КОНЦА ХVIII СТОЛЕТИЯ

О Державине можно сказать, что он — певец величия. Все у него величаво: величав образ Екатерины, величава Россия, созерцающая себя в осьми морях своих…

— продолжение знакомства семиклассников с русской литературой конца ХVIII века;

— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;

— воспитание уважительного отношения к культуре своего народа и его прошлому.

Форма урока:
синтетический урок
, включающий в себя слово учителя, сообщения учащихся, чтение произведений и беседу о прочитанном.

Гавриил Романович Державин (1743—1816) — крупнейший русский поэт второй половины ХVIII столетия. В его творчестве наиболее полно и ярко отражено время правления императрицы Екатерины II. «Державин сыграл огромную роль в освобождении русской поэзии от пут классицизма и в подготовке элементов, из которых сложилась реалистическая поэзия ХIХ в. (А. А. Кайев

В начале своей литературной деятельности Г. Р. Державин подражал Ломоносову: в 1776 году вышел первый сборник Державина

В 1783 году без ведома автора и без его подписи в журнале «Собеседник

» была опубликована ода «
К Фелице
», в которой Державин прославлял Екатерину II и «с довольною издевкою и с шалостью» говорил о ее ближних. Императрице ода понравилась, и она приблизила поэта ко двору: начался новый виток государственной деятельности Гавриила Державина. Однако параллельно с нею Державин опубликовал оду «
Бог
» (1784), а также яркое «
Видение Мурзы
» (1783), которые никак нельзя назвать верноподданническими и льстивыми. Эти произведения окончательно утвердили славу Державина-поэта.

Свои служебные обязанности Державин исполнял ревностно, но новых хвалебных од в честь Екатерины II не писал, службе же мешал характер поэта; по его словам, он был «горяч и в правде чорт». Чтобы избавиться от неуживчивого правдолюбца, его постоянно переводили с места на место, из города в город.

Державин в своем творчестве откликнулся на все исторические события эпохи Екатерины II, воспевал государственных деятелей конца ХVIII столетия, ратовал за всеобщее просвещение и воспитание народа в духе патриотизма. Именно по причине горячей любви к Отечеству он прославлял не только Суворова и его подвиги, но и полководческие успехи Потемкина и Румянцева. Изображение и прославление подвигов русской армии и русского народа в литературе Державин считал лучшим средством воспитания подрастающих поколений.

В начале ХIХ века совместно с писателем А. С. Шишковым Державин основал литературное общество «Беседа любителей российского слова

» (1811). Здесь объединялись и сторонники классицизма, и молодые поэты, которым стареющий литератор помогал освоиться в мире российской интеллигенции.

В 1815 году, за год до своей смерти, Г. Р. Державин на лицейском экзамене услышал стихи юного Александра Пушкина — «Воспоминания в Царском Селе» — Державин сказал потом Сергею Аксакову: «Мое время прошло… Скоро явится второй Державин — это Пушкин, который и в Лицее перещеголял всех писателей».

2. Чтение произведений Г. Р. Державина.

» — чтение стихотворения учеником по учебнику (с. 69—70).

2) «Река времен в своём стремленьи

…» — чтение стихотворения учителем по учебнику (с. 70—71).

3. Беседа с классом.

— Понравилось ли вам стихотворение «Признание»? Объясните почему.

— Каково настроение данного стихотворения? Что мы чувствуем во время чтения стихотворения?

— Что вы можете сказать о ритме

стихотворения «Признание»? Как помогает ритм создать определенное настроение?

Ритм (от греч.
rhythmos— стройность, соразмерность)
— периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки или мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в динамических искусствах — в музыке, танце и метрическом стихе1.

— Можно ли утверждать, что ритм стихотворения задается его размером? Докажите это, определив стихотворный размер «Признание».

— Вспомните, какие стихотворные размеры вы уже изучали в 5—6 классах.

— Докажите, что ритм стихотворения соответствует его содержанию.

Например, стихотворение «Признание» Г. Р. Державина.

(Бодрое утверждение своей жизненной позиции, своего кредо.)

— Подумайте и ответьте: лирический герой этого стихотворения близок самому автору? В чем?

Соотнесите содержание стихотворения с рассказом учителя о жизни и творчестве Г. Р. Державина.

— На кого в своей жизни уповал лирический герой стихотворения? Кому доверял? Кому вверял свою жизнь?

— Какова была цель жизни и лирического героя стихотворения «Признание», и самого Г. Р. Державина? Смогли ли оба ее достичь?

— В чем, на ваш взгляд, заключается сходство и различие поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина?

— В чем сходство их жизненных позиций?

— Почему стихотворение Гавриила Романовича Державина «Признание» относят к гражданской лирике

? Как вы понимаете слова
гражданская лирика
?

Можно ли отнести к гражданской лирике стихотворение «Река времен в своем стремленьи

…»? Свою точку зрения подтвердите цитатами из текста.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Стихотворение «Река времен в своем стремленьи

…»
Г. Р. Державин
за несколько дней до своей смерти написал на аспидной доске, откуда оно потом и было переписано в черновики уже умершего поэта.

Стихотворение имеет философский характер — размышления о бренности существования, смысле человеческой жизни. Так как перед нами фактически поэтическое завещание поэта, оно носит пессимистический оттенок, горечь авторского мировосприятия от осознания близкого конца.

— Давайте сделаем общие выводы. Что вы понимаете под словами гражданская лирика

— Как вы считаете, отражает ли лирика идейные и политические воззрения поэта? Всегда ли? Приведите примеры.

«Взяв на себя роль учителя своих читателей, настаивая на своем человеческом достоинстве и независимости своего суда над современностью, Державин прояснил тем самым еще одну важную идею, существенную для дальнейшего развития русской передовой литературы, идею личной ответственности поэта за свои суждения, личной искренности, правдивости до конца в своей идеологической пропаганде

5. Домашнее задание.

— прочитать 1—2 баллады В. А. Жуковского;

— принести сборник стихотворений и баллад поэта на урок.

1 См. подробнее в кн.: Квятковский А. П.

Школьный поэтический словарь. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2000. — С. 286—287; Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2001. — Стб. 875—876.

Русская литература ХVIII века: Учеб. — М.: Аспект-Пресс, 1999. — С. 363.

«Водопад»

В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.

Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев — вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.

Литературное творчество

Незадолго до ухода Екатерины Второй Державин преподнёс ей свой рукописный сборник произведений. Это примечательно. Ведь расцвет таланта поэта пришёлся именно на период её правления. Фактически, его творчество стало живым памятником правления Екатерины II. В последние годы жизни пытался экспериментировать с трагедиями, эпиграммами и баснями, но они не имеют той высоты, что его поэзия.

Отношение критики было неоднозначным. От благоговения до практически полного отрицания его творчества. Лишь появившиеся после революции работы Д.Грога, посвящённые Державину, его усилия по изданию произведений и жизнеописания поэта позволили дать оценку его творчества. Державин для нас это первый поэт той эпохи, стихи которого можно читать без дополнительных комментариев и объяснений.

Главная » Словарный запас » Державин и его вклад в юриспруденцию. Какой вклад в развитие русской литературы внёс Державин?и, что он взял от Пушкина? Метрика и тропы

Анакреонтическая лирика

Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.

Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича — это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.

В 1804 году вышли отдельным изданием «Анакреонтические песни». В предисловии он разъясняет, почему решил писать «легкую поэзию»: поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.

Особенности поэзии Державина

Поздняя лирика

К особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение «Евгению. Жизнь званская», написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского «Вечер» и являлось полемичным зарождающемуся романтизму.

К поздней лирике Державина относят и произведение «Памятник», наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям.

Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.

Смена поколений: Державин и Пушкин

Эту знаменитую фразу одного гениального поэта, Александра Сергеевича Пушкина о своём не менее знаменитом предшественнике – Гавриле Романовиче Державине можно считать самым значительным подведением итогов творчества последнего.

Державин – один из наиболее прославленных поэтов второй половины XVIII века. Прошли столетия и в лету забвения канули все передряги непростой жизни правдолюбца Державина. А его новаторская поэзия запомнилась в веках. Поэзия Державина стала предвестницей поэзии золотого века – поэзии Пушкина и Лермонтова.

В том, что тяжеловесная и высокопарная поэзия классицизма превратилась в лёгкие и изящные строки пушкинских стихов есть немалая заслуга Гаврилы Державина – поэта, ещё при жизни ставшего классиком. До сих пор для критиков остаётся загадкой, каким образом Державину в его новаторстве удалось обойти таких столпов того времени, как Сумароков и Ломоносов.

Ведь именно Державин первый отошёл от незыблемых канонов поэзии классицизма, от её торжественного и напыщенного слога. В сочинениях Державина высокопарная риторика сменяется подлинной лирикой. Державин первый заговорил «забавным русским слогом» — ясным, живым и простым, ввёл в речь лица, сюжеты обороты и выражения народной поэзии, чем внёс неоценимый вклад в развитие русского языка. Державин смешал в торжественной оде общественное с личным, расширив её вневременными философскими обобщениями. Благодаря этим и многим другим моментам творчество Державина стало предвестником новой литературной эпохи.

Александр Сергеевич Пушкин – знаменитый потомок Державина – первый русский писатель мирового значения. Пушкин – создатель русского национального литературного языка. В своём творчестве, в основу которого легли реалистические принципы художественного отражения действительности, Пушкин, как и Державин, опирался на язык народа. Особое новаторство А. С. Пушкина заключается в умении проникать в дух различных эпох и культур. В его творчестве можно найти отображение фольклора самых различных народов мира. Спецификой творчества Пушкина стало также перенесение норм одного жанра в пределы другого. Отсюда ощущение новизны и необычности письма поэта в сравнении с творчеством его современников.

Заслуга Пушкина – в отказе от деления языковых средств на низкие и высокие, синтез языковых стилей. Гражданская поэзия Пушкина создаётся из сочетания высокого пафоса с интимными интонациями, что было также новаторством для его времени («Послание к Чаадаеву»). Начиная с 1820 года – «южного периода» творчества — Пушкин создаёт романтические произведения (южные поэмы). В дальнейшем развитии творчества Пушкин работает в реалистическом направлении, главной чертой которого становится интерес к законам истории. Важнейшим достижением поэта была реабилитация прозы, как элемента искусства. У Пушкина появляются прозаические стихи («Маленькие трагедии» и поэтическая проза («Капитанская дочка», «Повести Белкина»).

Т. о., творчество А. С. Пушкина стало истоком для литературы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова, Достоевского, став важнейшим этапом на пути духовного развития человечества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *