Что приводит кости в движение
Опорно-двигательная система
Опорно-двигательная система человека — функциональная совокупность костей скелета, их соединений (суставов и синартрозов), и соматической мускулатуры со вспомогательными приспособлениями, осуществляющих посредством нервной регуляции локомоции, поддержание позы, мимики и других двигательных действиях, наряду с другими системами органов образует человеческое тело.
В англоязычной литературе применяют близкие по значению термины: скелетно-мышечная система и локомоторная система.
Содержание
Науки, изучающие опорно-двигательную систему человека
Функциональная анатомия
Двигательный аппарат человека — это самодвижущийся механизм, состоящий из 400 мышц, 206 костей, нескольких сотен сухожилий. Опорно-двигательная система человека — функциональная совокупность костей скелета, их соединений (суставов и синартрозов), и соматической мускулатуры и других двигательных действиях, наряду с другими системами органов образует человеческое тело.
Функции двигательного аппарата
Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия костей и мышц скелета, потому что мышцы приводят в движение костные рычаги. Большинство костей скелета соединено подвижно с помощью суставов. Одним концом мышца прикрепляется к одной кости, образуя сустав, другим концом — к другой кости. При сокращении мышца приводит кости в движение. Благодаря мышцам противоположного действия кости могут не только совершать те или иные движения, но и фиксироваться относительно друг друга.
Кости и мышцы принимают участие в обмене веществ, в частности в обмене кальция и фосфора.
См. также
Примечания
См. также
Органический: Кутикула (хитиновый панцирь членистоногих)
Полезное
Смотреть что такое «Опорно-двигательная система» в других словарях:
Система органов человека — Пример системы органов человека мочевыделительная система. Состоит из функционально и анатомически взаимосвязанных органов: 1 почки, 2 мочеточники, 3 мочевой пузырь, 4 уретра. Основная статья: Нормальная анатоми … Википедия
Опорно-двигательный аппарат — Запрос «ОДА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Опорно двигательная система (синонимы: опорно двигательный аппарат, локомоторная система, скелетно мышечная система) комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму,… … Википедия
Эндокринная система — Главные железы внутренней секреции (слева мужчина, справа женщина): 1. Эпифиз (относят к диффузной эндокринной системе) 2. Гипофиз 3. Щитовидная железа 4 … Википедия
Мышечная система — (мускулатура) одна из основных биологических подсистем у высших животных, благодаря которой в организме осуществляется движение во всех его проявлениях. Мышечная система отсутствует у одноклеточных и губок, однако и эти животные не лишены… … Википедия
Нервная система — Декарт: «Раздражение ступни передаётся по нервам в мозг, взаимодействует там с духом и таким образом порождает ощущение боли». Нервная система целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимо … Википедия
Зрительная система — Проводящие пути зрительного анализатора 1 Левая половина зрительного поля, 2 Правая половина зрительного поля, 3 Глаз, 4 Сетчатка, 5 Зрительные нервы, 6 Глазодви … Википедия
Иммунная система — Лимфоцит, компонент иммунной системы человека. Изображение сделано сканирующим электронным микроскопом Иммунная система подсистема, существующая у позвоночных животных и объединяющая органы и ткани, которые … Википедия
Дыхательная система человека — Дыхательная система человека совокупность органов, обеспечивающих функцию внешнего дыхания (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и циркулирующей по малому кругу кровообращения кровью). Газообмен осуществляется в альвеолах лёгких,… … Википедия
Сердечно-сосудистая система — Схема расположения наиболее крупных кровеносных сосудов в теле человека. Артерии показаны красным, вены синим цветом. Сердечно сосудистая система … Википедия
Урок по окружающему миру «Опора тела и движение». 3-й класс
Класс: 3
Цели:
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент.
«Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно…»
– Как вы понимаете слова эпиграфа?
– О ком хотел сказать этими словами автор? (Ответы детей).
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
– О чем мы говорили на прошлом уроке? (О надежной защите организма – коже).
– Давайте посмотрим, как вы усвоили тему.
Фронтальный опрос.
– Какое значение имеет кожа?
– Какую роль играет жир и пот, которые выделяет кожа7
– Как нужно ухаживать за кожей?
– Расскажите о первой медицинской помощи при:
III. Постановка проблемы.
Выступление девочек.
– Что хотели сказать девочки своим выступлением? (Что они очень подвижны, грациозны, имеют красивые формы тела).
– Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока вы должны были поработать в группах и решить поставленные перед вами задачи.
Ключевые слова темы: (на доске):
– Как связаны эти слова между собой?
– Попробуйте определить тему урока, связав выступление девочек и ключевые слова урока.
На доску: «Опора тела и движение».
– Как связаны между собой слова «опора» и «движение»?
IV. Работа над новым материалом.
– А знаете ли вы себя? (Ответы детей).
– Прощупайте у себя голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей? (Под кожей человека находятся кости и мышцы. Кости составляют скелет человека.)
– Что в целом составляют кости человека? (Скелет).
– Для чего служит скелет? (Опорой нашему телу).
. В скелете различают более 200 различных костей.
– Из каких основных костей состоит наш скелет? (Череп, грудной отдел (клетка), позвоночник, тазовые кости (тазовый пояс), кисти рук, кости ног).
– Подумайте! Какое значение имеет череп? Грудной отдел? Кости рук? Кости ног?
ВЫВОД:
– Какую же роль выполняет скелет?
опора |
Скелет |
защита |
– Ребята, подумайте смог бы человек обходиться без скелета?
– Каким бы он был? (Безформенным существом).
– А вы знаете, как люди узнали, что у человека есть скелет и он состоит из костей? (Ответы детей).
У истоков изучения скелета. (Читает исторические данные ученик)
С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах – Демокрит – собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален – древнеримский врач и естествоиспытатель – посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека, но наука в этой борьбе неустанно стремилась к познанию истины.
– Смоделируйте человека (работа с моделями).
– Как вы думаете, а достаточно ли для организма человека только скелета? (Ответы детей).
– Кто сможет объяснить, как соединяются кости друг с другом? (Кости соединены между собой. Там, где им не надо двигаться, например, в черепе, между ними образуется неподвижное хрящевое соединение. В подвижных органах, таких как рука, палец, кости соединены подвижно. Такое соединение называется суставом.
Работа по таблице и скелету.
– Но только ли суставы помогают человеку двигаться? (Ответы детей).
Наблюдение (физминутка):
– Объясните, почему так происходит? (Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было бы мышц).
. Всего в теле человека 656 скелетных мышц, которые прикрепляются к костям.
– Для чего нам нужны мышцы? (Приводить наше тело в движение).
МЫШЦЫ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ДВИЖЕНИЕ
– А кто сможет объяснить, как мышцы приводят в движение тело человека?
Наблюдение за работой мышц руки.
ВЫВОД: Мышцы могут расслабляться и сокращаться. Расслабленная мышца длинная и мягкая, сокращенная – короткая и твердая; сокращение мышц приводит в движение кости.
Работа в группах. Чтение текста учебника на стр. 141-142.
V. Проблема.
– Что такое ЗОЖ? (Ответы детей).
– Для чего нужно соблюдать ЗОЖ? (Ответы детей).
– А кто из вас соблюдает ЗОЖ? (Ответы детей).
– Сейчас на телевидении, в периодической печати очень много говорят о различных диетах, предлагают таблетки для похудания. Как вы думаете, с чем это связано? (Ответы детей. Ожирение.)
– А вы знаете, что, например, в нашей стране ожирением страдает каждый 2 человек, т.е. половина населения России. В США – 70 % всего населения.
– Как вы думаете, ожирение – это болезнь? Почему?
– Кто обычно страдает этой болезнью? (Ответы детей).
– Что происходит с такими людьми?
VI. Закрепление.
Работа по группам. Ответы на вопросы.
1 группа: Что такое осанка? Какие физические упражнения нужно выполнять, чтобы сохранить правильную осанку или исправить искривление позвоночника? |
2 группа: Что такое сколиоз? Какие еще болезни позвоночника вы знаете? |
3 группа: Какие рекомендации и советы вы можете дать, применяя рекомендации народной медицины в лечении костей? |
4 группа: Что бы вы посоветовали, чтобы кости организма, позвоночник оставались здоровыми? |
Рекомендации экспертной группы.
VII. Итог урока.
– Какова тема сегодняшнего урока?
– Какой вывод можем сделать?
– Используя пословицы, попробуйте высказать свое мнение, что здоровье – это великая ценность человека.