Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его.
Полезное
Смотреть что такое «1169 год» в других словарях:
Год — (величие) (1Пар.7:37 ) ·аналог. Беера,б … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Взятие Киева (1169) — У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Киева. Взятие Киева Андреем Боголюбским Феодальная раздробленность на Руси … Википедия
1166 год — Годы 1162 · 1163 · 1164 · 1165 1166 1167 · 1168 · 1169 · 1170 Десятилетия 1140 е · 1150 е 1160 е 1170 е · … Википедия
1168 год — Годы 1164 · 1165 · 1166 · 1167 1168 1169 · 1170 · 1171 · 1172 Десятилетия 1140 е · 1150 е 1160 е 1170 е · … Википедия
1171 год — Годы 1167 · 1168 · 1169 · 1170 1171 1172 · 1173 · 1174 · 1175 Десятилетия 1150 е · 1160 е 1170 е 1180 е · … Википедия
1170 год — Годы 1166 · 1167 · 1168 · 1169 1170 1171 · 1172 · 1173 · 1174 Десятилетия 1150 е · 1160 е 1170 е 1180 е · … Википедия
1173 год — Годы 1169 · 1170 · 1171 · 1172 1173 1174 · 1175 · 1176 · 1177 Десятилетия 1150 е · 1160 е 1170 е 1180 е · 1190 е … Википедия
1172 год — Годы 1168 · 1169 · 1170 · 1171 1172 1173 · 1174 · 1175 · 1176 Десятилетия 1150 е · 1160 е 1170 е 1180 е · 1190 е … Википедия
1167 год — Годы 1163 · 1164 · 1165 · 1166 1167 1168 · 1169 · 1170 · 1171 Десятилетия 1140 е · 1150 е 1160 е 1170 е · … Википедия
1165 год — Годы 1161 · 1162 · 1163 · 1164 1165 1166 · 1167 · 1168 · 1169 Десятилетия 1140 е · 1150 е 1160 е 1170 е · … Википедия
12 марта 1169 года войсками под командованием сына Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского был захвачен, разграблен и сожжен Киев – столица древней Киевской Руси. Может, потому что последняя уже почти столетие существовала лишь «на бумаге»? По причине губительных разборок местных, что «олигархов», князей и бояр, что средневековых «активистов»-«майданщиков».
Современные украинские «историки» и политики, особенно после победы путча на Майдане, очень любят возводить свою «великую, европейскую и незалежную» державу в качестве правопреемницы в том числе и Киевской Руси. От имени которой, якобы незаконно, теперь выступают «клятые москальские узурпаторы» – типа, не имеющие к настоящей «исконной древне-русскости» ни малейшего отношения.
Естественно, в рамках такого взгляда и описанное выше событие со взятием и разрушением Киева силами Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского трактуется едва ли не как «первая московско-украинская война». В которой ненавистные москали и отвели душу, разрушив сосредоточие «исторического духа Руси-Украины», как ее принято именовать в псевдоисторических опусах бандеровского толка.
На самом деле, конечно, такая трактовка не имеет под собой ни малейшего основания. Даже не только потому, что Москва на то время представляла собой, грубо говоря, лишь «большую деревню», жители которой даже помыслить не могли о будущем огромном значении места их жительства.
Просто для начала в походе на Киев принимала участие коалиция из целых 11 князей. Среди которых, кроме вышеупомянутого Андрея Боголюбского, были даже князья Вышгородский и Переяславский. Хороши «москали», правда, один из которых правил нынешним пригородом столицы Украины, а другой – районным центром столичной области менее, чем за 100 км от «матери городов русских»!
Да и сам князь Андрей был сыном еще более известного князя Юрия Долгорукого, бывшего в свое время (даже дважды) и Великим Князем Киевским, и, в свою очередь, являвшегося сыном действительно незаурядного Киевского князя Владимира Мономаха.
Ну так занимавший киевский престол в 1169 году князь Изяслав Мстиславович являлся точно таким же внуком Владимира Мономаха, как и воевавший с ним Андрей Боголюбский. А сын Изяслава, Роман, прежде чем стать Великим князем Галицко-Волынским (за что его особенно чтят современные галичане – и прочие «свидомые» граждане «незалежной»), успел покняжить и во вполне «москальском» Новгороде.
Просто время тогда было такое. Престолонаследние в княжествах Древней Руси регулировалось не по принципу «майората», передачи власти по старшинству от отца к сыну – а по куда более архаичному и доживавшему последние века «лествичному праву». Когда княжеские «столы» занимались по принципу «ротации» между братьями.
То есть, если умирал (или погибал) прежний князь – его полномочия переходили к младшему брату (до полного исчерпания оных). Ну а осиротевший сын мог рассчитывать лишь на милость своих дядьев, которые могли дать ему какое-то местечко в «кормление».
Конечно же, естественная родительская забота о родных детях подвигала мало-мальски влиятельных князей стараться обеспечить передачу власти своему сыну, а не братьям. Отсюда возникали «непонятки», часто заканчивающиеся междоусобными войнами.
Ну а первопричиной такой феодальной раздробленности, конечно же, стала не очень умная родительская забота действительно великих киевских князей – Владимира Крестителя и Ярослава Мудрого, делавших всех своих сыновей «правящими» князьями отдельных провинций.
В итоге после смерти Владимира Святого в 1015 году Киевская Русь погрузилась в многолетнюю гражданскую войну с последующим расколом на две части. И то, всего на две только потому, что добрый десяток наследников Владимира пал жертвой междоусобных стычек. Самые известные жертвы которых – святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, не сопротивлявшиеся убийцам, посланными их братом, князем Святополком.
В итоге в живых (и при власти) остались двое – Ярослав, позже прозванный «Мудрым», и его брат Мстислав Черниговский, названный «Храбрым». Во избежание слишком уж большой крови они решили поделить страну на две части. Но в 1034 году Мстислав погиб на охоте, не оставив наследников – и Ярослав до 1054 года стал единоличным властителем Руси.
К сожалению, при всей его мудрости, у этого князя не хватило ума ограничить права на наследование всех своих сыновей, кроме старшего. Как поступали в большинстве стран Европы, Византии. А, например, в Османской империи вступивший в должность султан просто по закону был обязан казнить всех своих братьев – иногда это даже делал старый султан, убирая возможных претендентов на трон своего преемника.
Естественно, проявлять такую жестокость на Руси и не требовалось. Были и другие методы – например, примененные тем же Андреем Боголюбским, который просто отправил большинство своих младших братьев в почетную ссылку в Византию. А что – «культурная столица» тогдашней цивилизации, деньги на приличное содержание с Родины присылаются – живи себе в свое удовольствие, только не вмешивайся в дела брата-венценосца. И, главное – не становись «знаменем» заговора против него со стороны недовольных бояр.
Как бы там ни было – но со смертью Ярослава Мудрого в 1054 году говорить о «величии Киевской Руси», как единого и сильного государства, во всяком случае, можно было разве что «в прошедшем времени». Наличные князья «размножались делением» в геометрической прогрессии – и каждому хотелось чувствовать себя «великим и незалежным» властителем. Единственная причина, по которой на Руси тогдашними властюлюбцами не начал педалироваться национализм (например, по мотивам «превосходства», скажем, «кривичей» над «вятичами») было то обстоятельство, что по «лествичному праву» каждый «рюрикович» мог надеяться стать князем практически в любом городе довольно-таки большого государства.
Так что взращивать на пустом месте межнациональную ненависть между жителями разных регионов единой Руси, в чем так поднаторели ныне киевские бандеровские элиты, в то время не рисковали.
Ко всему прочему, к борьбе властных амбиций олигархов-князей добавлялись и амбиции еще и бояр. Которые, в отличии от своих «сюзеренов», перемещались с княжества в княжество редко – предпочитая держаться имевшиеся у них вотчины. А потому чаще занимались интригами по выбору «удобного» князя – и попыткам избавиться от князя «неудобного».
Причем, попытки эти реализовывались не только путем мятежей, измены и последующего изгнания очередного «рюриковича». Тот же Юрий Долгорукий, например, в 1157 году был отравлен киевскими боярами на пиру.
Ну а, кроме того, довольно значительную роль в те времена играли и «духовные предшественники» современных «активистов»-«майдаунов». Разве что с отличием в том, что проводимые ими средневековые «Майданы», под названием «Вече» происходили относительно регулярно – чуть ли не по любому важному поводу.
А так там было почти тоже самое – что и в Киеве в 2004 и 2014 годах. Взвинченность и агрессивность толпы (противников в лучшем случае били, в худшем – убивали, или, скажем, топили в реке, как это практиковалось в Новгороде), и такой же «апофеоз» мнимой демократии – когда принималось то решение, за которое громче кричали. То есть, побеждали те, у кого были крепче кулаки и голосовые связки – а не те, которых поддерживало большинство горожан.
Выставлять объединенные силы против внешних врагов тоже удавалось нечасто – и, обычно, в коалицию входили всего лишь несколько «рюриковичей» из всех возможных. При этом, нередко, другие их «родственники» в это же время приглашали в союзники тех же половцев или печенегов, против которых воевали остальные русичи.
«Финалом» такой «великой державности», о которой с умилением вспоминают нынешние украинские «свидомые», стала битва при Калке со всего двумя «туменами» (номинально – 20 тысяч бойцов, с учетом предшествовавших потерь – еще меньше) войска Чингисхана. Двинувшиеся им навстречу дружины русских князей, формально куда более многочисленные, отлично вооруженные и обученные – были наголову разбиты.
Потому что не имели единого командования – в итоге каждый князек вел себя по принципу «кто в лес – кто по дрова». Правда, за свою «незалежность» вся эта «братия» понесла заслуженную кару – монголы их изощренно казнили. Не надо было монгольских послов перед этим убивать – неуважение к «дипломатической неприкосновенности» никогда ни к чему хорошему не приводит…
А в 1237-40 годах Киевская Русь в ходе монголо-татарского нашествия была окончательно завоевана. Но, по большому счету, то, что это случилось лишь в эти годы – «не наша заслуга, а вражеская недоработка». Поскольку уже после Ярослава Мудрого эту державу можно было брать «голыми руками» – при наличии, конечно, относительно заметных сил и минимальной дисциплины у завоевателя.
Разумеется, уже тогда немало князей наверняка задумывалось о необходимости укрепления власти на Руси – вместо того «бардака», который тогда там творился.
Определенные попытки в этом направлении делал и Владимир Мономах, и Юрий Долгорукий – и, особенно, сын последнего Андрей Боголюбский. Который, фактически, сделал Владимиро-Суздальское княжество своей «родовой вотчиной» – с которой не имел ни малейшего желания никуда «съезжать». Даже на вроде бы вожделенный для многих его «коллег по княжеской шапке» Киев.
У него и так уже действительно великая, без кавычек, держава была – то самое Владимиро-Суздальское княжество, контролировашее значительную часть просторов Северо-Восточной Руси. И, главное, хорошо контролировавшееся самим Андреем Боголюбским – с опорой не на «олигархов»-бояр, а на «младшую дружину», предтеч более позднего дворянства, верных наместников в отдельных городах и другую «властную вертикаль».
Не стань он жертвой боярского заговора, вся история Древней Руси могла сложиться по-другому. Киев, конечно, уже так никогда бы и не возвратил себе статус реальной столицы (и поделом!) – но потенциальная единая Русь могла бы на равных потягаться с теми же монголо-татарами.
А потому, исходя из последнего тезиса, не тянет и особо сочувствовать стенаниям тогдашних (да и нынешних тоже) летописцев: «Ах, какой ужас – Киев впервые подвергся сожжению и разграблению со стороны русских же князей!». Спору нет, война – это грязное дело, большой грабеж по определению. Но в те времена так воевали (и грабили) практически все без исключения стороны! В том числе – в древнерусских княжеских разборках.
К примеру, еще в 945 году в качестве мести за убийство древлянами князя Игоря, его вдова, великая без кавычек княгиня Ольга, сожгла древлянскую столицу Искоростень. Чуть больше столетия спустя сыновья Ярослава Мудрого также «походя» захватили и сожгли Минск. Подобной участи и позже подвергались многие другие города Киевской Руси.
Ну так и чем Киев был лучше?! Тем, что его население и бояре считали себя «пупом земли», а потому – и «неприкосновенными»? Ну так и получили в 1169 году наглядный урок – относительно того, что пустая гордыня пользы не приносит. Надо было требовать от своих князей не «соблюдения своих прав и привилегий» – а упрочения сильной единодержавной власти на Руси, пусть и с упразднением анархической «демократии».
Так что 850 лет назад киевлян просто «поставили на место». Которое заключалось (и заключается) в том, что они сами по себе абсолютно ничего не представляют. Даже не из-за какой-то там враждебной роли «внешних врагов». Они ведь сами «майданократией» собственного «приготовления» в защиту боярской и «вечевой» «вольницы» лишили себя опоры на минимально действенную государственность в своей якобы стране – вместе с ее защитой во всех сферах жизни.
Что, в общем, происходит все возрастающими темпами и на наших глазах – особенно последние 5 лет после победы мятежа на киевском Майдане.
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
12 марта 1169 года Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский взял Киев
По влиянию на российскую и мировую историю Святой Благоверный Князь Андрей Боголюбский находится в тройке-пятерке правителей России.
Решения Святого Благоверного Князя Андрея Боголюбского о переносе столицы русского государства из Киева во Владимир способствовало усилению Москвы, оказало и продолжает оказывать колоссальное влияние на развитие не только России, но и всего мира в последующее тысячелетие.
12 марта 1169 года Киев был взят «копьем» (приступом). Осаждающие войска вошли в город и подвергли его страшному разгрому. В летописи он описан так:
«и два дня грабили весь город, Подол и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому и ниоткуда. Церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен вели в плен, разлучая силою с мужьями, младенцы рыдали, смотря на матерей своих. Взяли множество богатства, церкви обнажили, сорвали с них иконы, и ризы, и колоколы, взяли книги, все вынесли смольняне, и суздальцы, и черниговцы, и Ольгова дружина. А поганые зажгли монастырь Печерской Святой Богородицы, но Бог молитвами Святой Богородицы оберег его от такой беды. И было в Киеве стенание, и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные».
/Ипатьевская летопись, статья 6679/
Два дня суздальцы, смоляне и полочане грабили и жгли «мати руских городов». Множество киевлян были уведены в плен. В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. «Митрополия» Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами.
Сколько раз впоследствии просторы Отечества замедляли, ослабляли и поглощали силу врага и не давали добраться до Москвы? Враги могли продвинуться вглубь страны на сотни километров, что в европейских условиях означало бы завоевание стран, но России это позволяло накопить силы и победить вражеские армии. Совершенно на другом расстоянии от Европы находится Киев.
«22 июня ровно в 4 часа Киев бомбили, нам объявили, что началась война» — сразу после начала Великой Отечественной войны Киев становится уязвимым; был он оккупирован немцами и в Первую мировую войну, французами — при Наполеоне, до этого — поляками.
В 1941 году к Киеву фашистская армия подошла 11 июля — на двадцатый день войны, но у Москвы фашисты были остановлены.
В 1812 году армия Наполеона захватила Москву, но частично ее потенциал уже был снижен русскими пространствами, при этом первый бой русские дали только на подступах к столице, при Бородине, но даже не под Смоленском. Сам Смоленск, «ворота к Москве», находится на том же меридиане, что и Киев, только севернее. Полтавская битва произошла намного восточнее Киева.
И как знать, как складывалось бы в XV-XIX вв. геополитическое соперничество России, Польши, Швеции, Османской империи, находись столица в Киеве. Да и раньше, в 1380 году на битву с войсками Дмитрия Донского, вышедшими из Москвы, к Куликову полю спешил на помощь Батыю литовский князь Ягайло. Но не успел.
Перенос столицы, как показала история, было идеей, мироощущением Андрея Боголюбского, и одновременно волей хранительницы России Пресвятой Богородицы.
Князь захватил и разорил древнюю столицу. Впервые победитель отдал Киев своему наместнику, а сам вернулся в родное княжество.
12-й век — эпоха перепутья в истории Руси. Ещё не появились на востоке татаро-монгольские орды, но централизованное государство первых Рюриковичей уже распалось. За право первенства соперничали князья разных ветвей великой династии. Киев по-прежнему считался главным русским городом, а за его престол шла ожесточённая борьба. Если удельный князь занимал Киев, он переезжал туда и становился великим князем, а своё наследственное владение передавал наместнику — сыну или младшему брату.
Этот порядок был нарушен владимирским князем Андреем Боголюбским, правившим на северо-востоке Руси. Он наследовал Юрию Долгорукому в 1157-м и вслед за отцом принялся отстраивать и развивать огромный, но малонаселённый по сравнению с югом удел.
Киев в то время был яблоком раздора между русскими князьями. В 1167-м умер Ростислав Мстиславич. Для той поры он правил в Киеве сравнительно долго (6 лет), и после его кончины на юге вновь началась междоусобица. Накопивший силы Андрей Боголюбский собрал крупную коалицию из 11 князей, в которую вошли его ближайшие родственники и друзья. Также он заручился поддержкой половцев. В 1169-м армия подошла к Киеву, где ненадолго обосновался волынский князь Мстислав Изяславич. Его поддерживали жители города и местная знать. Кроме того, Мстислав принадлежал к старшей линии потомков Владимира Мономаха, а Андрей — к младшей. Но все эти оговорки уже не имели большого значения — на стороне Боголюбского была сила.
На третий день союзники взяли Киев приступом, что вообще произошло впервые. Прежде город мог открыть ворота перед неприятелем, но никому не удавалось ворваться туда силой. Ожесточённые враждой захватчики три дня предавались грабежу. Уносили всё, до чего могли дотянуться: забирали ценные товары, иконы, драгоценности и даже колокола. Современники не могли поверить в произошедшее: жестоким кочевникам ни разу не удавалось разорить «мать городов русских», а теперь это делали соотечественники и братья-христиане.
Андрей тёплых отцовских чувств к Киеву не разделял. Наследовав Владимир, он остался на северо-востоке даже после захвата южной столицы. Киев Боголюбский отдал младшему брату Глебу, решительно расставив для себя и других потомков Долгорукого приоритеты: беспокоиться о Ростове, Суздале и Владимире, а к южным княжествам относиться как к периферии. Так в дальнейшем и случилось.
Сергей Соловьёв в своей «Истории России с древнейших времён» так описывал последствия войны: «И вот нашёлся князь, которому не полюбилось киевское княжение, который предпочёл славному и богатому Киеву бедный, едва только начавший отстраиваться город на севере — Владимир-Клязменский. Если б северные князья могли постоянно удерживать своё господствующее положение относительно южных, то судьба последних, разумеется, скоро стала бы зависеть от произвола первых, от чего произошло бы необходимо изменение в целом быте Южной Руси, в отношениях её к Северной. Если же северные князья потеряют на время свою силу, своё влияние на судьбу Южной Руси, то отсюда необходимо произойдёт окончательное разделение обеих половин Руси, имеющих теперь каждая своё особое средоточие, свою особую сферу. Но легко понять, что это отделение Северной Руси от Южной будет гораздо богаче последствиями, чем, например, отделение небольших волостей — Галицкой, Полоцкой или Рязанской; теперь отделится обширная область с особым характером природы, народонаселения, с особыми стремлениями, особыми гражданскими отношениями».
От разгрома 1169-го Киев так и не оправился. Глеб Юрьевич уже через год скоропостижно скончался. Чехарда вокруг великого княжества продолжалась и в дальнейшем. Там чередовались представители разных ветвей Рюриковичей: черниговские Ольговичи, смоленские Ростиславичи, волынские князья, разные потомки Мономаха. Кто бы ни занимал престол, Киев на роль политического центра всей Руси больше не претендовал. Окончательно связи между югом и северо-востоком были уничтожены после татаро-монгольского нашествия. В 1240-м взяли штурмом ордынцы, которых возглавлял сам Батый.
После похода на юг Андрей Боголюбский стал зваться великим князем. Его преемники на владимирском престоле сохранили эту престижную присказку. С установлением ига ханы признали владимирских князей старшими на Руси. Киев же постепенно перешёл в сферу влияния усиливавшейся Литвы.