Что произошло в 1185г

1185 год

Годы
1181 · 1182 · 1183 · 1184 — 1185 — 1186 · 1187 · 1188 · 1189
Десятилетия
1160-е · 1170-е — 1180-е — 1190-е · 1200-е
Века
XI век — XII век — XIII век
2-е тысячелетие
X век — XI век — XII век — XIII век — XIV век
1090-е1090109110921093109410951096109710981099
1100-е1100110111021103110411051106110711081109
1110-е1110111111121113111411151116111711181119
1120-е1120112111221123112411251126112711281129
1130-е1130113111321133113411351136113711381139
1140-е1140114111421143114411451146114711481149
1150-е1150115111521153115411551156115711581159
1160-е1160116111621163116411651166116711681169
1170-е1170117111721173117411751176117711781179
1180-е1180118111821183118411851186118711881189
1190-е1190119111921193119411951196119711981199
1200-е1200120112021203120412051206120712081209
Хронологическая таблица

Содержание

События

Родились

См. также: Категория:Родившиеся в 1185 году

Скончались

См. также: Категория:Умершие в 1185 году

Источники

См. также

Примечания

Что произошло в 1185г. Смотреть фото Что произошло в 1185г. Смотреть картинку Что произошло в 1185г. Картинка про Что произошло в 1185г. Фото Что произошло в 1185г Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его.

Что произошло в 1185г. Смотреть фото Что произошло в 1185г. Смотреть картинку Что произошло в 1185г. Картинка про Что произошло в 1185г. Фото Что произошло в 1185г

Полезное

Смотреть что такое «1185 год» в других словарях:

Солнечное затмение 1 мая 1185 года — п·о·р Солнечное затмение 1 мая 1185 года … Википедия

1184 год — Годы 1180 · 1181 · 1182 · 1183 1184 1185 · 1186 · 1187 · 1188 Десятилетия 1160 е · 1170 е 1180 е 1190 е · 1200 е … Википедия

1181 год — Эта статья о годе. См. также статью о числе 1181. Годы 1177 · 1178 · 1179 · 1180 1181 1182 · 1183 · 1184 · 1185 Десятилетия 1160 е · 1170 е 1180 е … Википедия

1183 год — Годы 1179 · 1180 · 1181 · 1182 1183 1184 · 1185 · 1186 · 1187 Десятилетия 1160 е · 1170 е 1180 е 1190 е · … Википедия

1174 год — Годы 1170 · 1171 · 1172 · 1173 1174 1175 · 1176 · 1177 · 1178 Десятилетия 1150 е · 1160 е 1170 е 1180 е · 1190 е … Википедия

1187 год — Годы 1183 · 1184 · 1185 · 1186 1187 1188 · 1189 · 1190 · 1191 Десятилетия 1160 е · 1170 е 1180 е 1190 е · … Википедия

1125 год — Годы 1121 · 1122 · 1123 · 1124 1125 1126 · 1127 · 1128 · 1129 Десятилетия 1100 е · 1110 е 1120 е 1130 е · 1140 е … Википедия

1189 год — Годы 1185 · 1186 · 1187 · 1188 1189 1190 · 1191 · 1192 · 1193 Десятилетия 1160 е · 1170 е 1180 е 1190 е · … Википедия

1188 год — Годы 1184 · 1185 · 1186 · 1187 1188 1189 · 1190 · 1191 · 1192 Десятилетия 1160 е · 1170 е 1180 е 1190 е · … Википедия

1182 год — Годы 1178 · 1179 · 1180 · 1181 1182 1183 · 1184 · 1185 · 1186 Десятилетия 1160 е · 1170 е 1180 е 1190 е · … Википедия

Источник

День в истории. 23 апреля: князь Игорь выступил в свой самый знаменитый поход

Что произошло в 1185г. Смотреть фото Что произошло в 1185г. Смотреть картинку Что произошло в 1185г. Картинка про Что произошло в 1185г. Фото Что произошло в 1185г

В середине XI века в Северном Причерноморье появляется новая доминирующая сила — пришедшие с востока кочевники кипчаки. Они вступают в активное взаимодействие с Русью, где известны под именем половцев. Военные конфликты сменялись союзами, позволявшими использовать половецкие контингенты в междоусобицах и скреплявшимися династическими браками.

К середине XII века на Руси окончательно закрепилась удельная раздробленность. Киев с округой становятся объектом притязаний постоянно конкурирующих династий, образовавшихся внутри разросшегося рода Рюриковичей. Каждая из таких династий опирается на то или иное княжество — «землю», внутри которой, как правило, власть оспаривается лишь представителями правящей здесь семьи. Историк Антон Горский насчитывает для того периода 13 таких земель и 9 ветвей Рюрикова дома.

Одной из таких земель была Черниговская, где правили Ольговичи — потомки внука Ярослава Мудрого Олега Святославича. Помимо стольного града крупными городами Черниговской земли были Новгород-Северский и Курс. Всеволод, старший из сыновей Олега, правил в самом Чернигове, а младший — Святослав в Новгороде-Северском. Его сыну Игорю достался этот город с волостью, а Курск — его младшему брату Всеволоду, прозванному согласно Слову о полку Игоревем Буй Туром (т.е. свирепым диким быком).

В знаменитом походе на Киев коалиции, собранной Андреем Боголюбским в 1169 г., участвовал и Игорь Святославович Новгород-Северский.

Последовавшие затем полтора десятка лет полны войнами русских князей между собой, с половцами и совместными походами друг на друга с половецким участием. Промежуточным итогом этих боевых действий стал своеобразный компромисс. Киев и титул великого князя достался главе дома Ольговичей Святославу Всеволодовичу Черниговскому, а остальная Киевская земля — лидеру Мономашичей Рюрику Ростиславичу, княжившему в Овруче. День в истории: 850 лет назад Киев захвачен и подвергнут разграблению

Что произошло в 1185г. Смотреть фото Что произошло в 1185г. Смотреть картинку Что произошло в 1185г. Картинка про Что произошло в 1185г. Фото Что произошло в 1185г

Во всех этих войнах Игорь Святославич Новгоро-Северский выступал на стороне своего старшего двоюродного брата, охраняя Черниговскую землю во время его северных походов, сражаясь с Рюриком Ростиславичем и половцами.

В 1183 году великий князь Святослав и Рюрик в знак успешного преодоления давней вражды и прочности союза совершили масштабный поход на половцев. Игорь Святославич добился права выступить во главе авангарда, что привело к острому конфликту с Переяславским князем Владимиром. Оскорбившись тем, что это право досталось не ему Глеб увел свои войска и на обратном пути разорил Северщину.

На следующий год поход в кипчакскую степь повторился и теперь уже Владимир со своей дружиной шел впереди русских войск. В итоге кочевники были разбиты, а их хан Кобяк взят в плен. В ответ другой половецкий хан, Кончак совершил нападение на южные рубежи Руси, но был отбит.
Великий князь Святослав Всеволодович начал подготовку нового масштабного похода на половцев, планируя провести в степи всё лето. Однако князь Игорь решил не дожидаться общего сбора и не вступать в очередные статусные споры, а своими силами преумножить славу победителя степняков.

Лаврентьевская летопись сообщает: «Того же лѣта здумаша Олгови внуци на половци, занеже бяху не ходили томь лѣтѣ со всею князьею, но сами поидоша о собѣ, рекуще: «Мы есмы ци не князи же? Такыже собѣ хвалы добудем!»

Походу на половцев предшествовала месть Владимиру Переяславскому, о разорении владений которого Игорь Святославич, согласно Ипатьевской летописи, впоследствии горько сожалел, видя в участии в междоусобной борьбе нравственный корень собственных неудача.

Подробности похода Игоря Святославича на Половцев нам известных из трех основных источников. Это достаточно пространный рассказ Ипатьевской летописи, совпадающая с ним во многих деталях эпическая поэма «Слово о полку Игореве», и более краткое описание Лаврентьевской летописи.

Источники не противоречат друг другу в описании состава участников похода: Игорь Святославич, его брат Всеволод, племянник Святослав Рыльский и сыновья, а также контингент ковуев — зависимых от черниговских князей кочевников-тюрок.

Что произошло в 1185г. Смотреть фото Что произошло в 1185г. Смотреть картинку Что произошло в 1185г. Картинка про Что произошло в 1185г. Фото Что произошло в 1185г

Ипатьевская летопись сообщает: «В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода мѣсяца априля въ 23 день, во вторникъ, поимяи со собою брата Всеволода ис Трубечка, и Святослава Олговича, сыновця своего изъ Рыльска и Володимѣра, сына своего, ис Путивля. И у Ярослава испроси помочь — Ольстина Олексича, Прохорова внука, с коуи черниговьскими».

Однако в других летописях начало похода датирована не 23 а 13 апреля и некоторые историки, начиная с Татищева, считают ее более предпочтительной, при этом датируя финальную битву «вторым воскресеньем после пасхи», которое в 1185 году приходилось на 28 апреля.

Из такого построения выпадает ключевое астрономическое и символическое событие похода, которое, возможно и повлияло на то, что среди множества столкновений русских с половцами именно игорев поход остался в веках.

1 мая 1185 г. произошло солнечное затмение, которое упоминают все три повествующих о походе источника.

Согласно Ипатьевской летописи «Когда подходили они к реке Донцу в вечерний час, Игорь, взглянув на небо, увидел, что солнце стоит словно месяц. И сказал боярам своим и дружине своей: «Видите ли? Что значит знамение это?» Они же все посмотрели, и увидели, и понурили головы, и сказали мужи: «Князь наш! Не сулит нам добра это знамение!» Игорь же отвечал: «Братья и дружина! Тайны Божественной никто не ведает, а знамение творит Бог, как и весь мир свой. А что нам дарует Бог — на благо или на горе нам, — это мы увидим».

В Лаврентьевской летописи сообщение о затмении текстуально предшествует описанию похода и дается вне прямой связи с его событиями: «В год 6694 (1186). Месяца мая в первый день, в день памяти святаго пророка Иеремии, в среду, под вечер было знаменье на солнце, и так сильно потемнело, что можно было людям увидеть звезды, и в глазах все позеленело, а солнце превратилось как бы в месяц, а в рогах его словно горящие угли. Страшно было видеть людям знамение Божие».

Наконец в «Слове о полку Игореве», где последовательность изложение подчинена художественному замыслу затмение упомянуто дважды. Сперва говорится о начале похода: «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих тьмою прикрытых. И сказал Игорь-князь дружине своей: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим на синий Дон». И далее рассказчик вновь возвращается к этому сюжету, добавляя в него мифических красок: «Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмою путь заступало; ночь стонами грозы птиц пробудила; свист звериный встал, встрепенулся див — кличет на вершине дерева».

Однако это затмение не может служить надежным хронологическим репером, поскольку наблюдаемо было только на севере Руси, а в местности, где разворачивались события игорева похода, необычное астрономическое явление было не разглядеть. Многие исследователи считают, что это грозное знаменье вставили в описание похода уже после того, как информация о нем от очевидцев широко распространялось по Руси. Впрочем, это лишь более или менее обоснованное предположение. День в истории. 18 апреля: Украина впервые упоминается в исторических источниках

Что произошло в 1185г. Смотреть фото Что произошло в 1185г. Смотреть картинку Что произошло в 1185г. Картинка про Что произошло в 1185г. Фото Что произошло в 1185г

Как известно, дурные предзнаменования оправдались. После первого успеха князя Игоря, дружины которого вышли победителями из первого столкновения с неприятелем, захватив затем богатую добычу, встретились с объединенными силами половецких ханов.

Обстоятельства боя летописи описывают по-разному.

В Ипатьевской утомленные преследованием половцев кони не позволили войску вовремя отступить перед превосходящими силами, и Игорь был вынужден дать бой, который начался утром в Субботу.

Князья решили спешиться, и принять бой в пешем строю, поскольку иначе был соблазн попытаться бежать от врага, бросив простых воинов кони которых не выдержали бы стремительной скачки:

«И тогда, посоветовавшись, все сошли с коней, решив, сражаясь, дойти до реки Донца, ибо говорили: «Если поскачем — спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо все вместе живы останемся». И сказав так, сошли с коней и двинулись с боем. Тогда по Божьей воле ранили Игоря в руку, и омертвела его левая рука».

Перелом в ожесточенном сражении наступил утром воскресенья, когда дрогнули и побежали ковуи — союзники русских (или как их называет автор «Слова» — русичей, употребляя термин не известный более ни одному древнерусскому тексту). Князь Игорь попытался было их догнать, но в итоге оказался схвачен Полоцами. Уже попав в плен, он наблюдал как яростно бьется в окружении его брат Всеволод Буй Тур. В конце концов и он, и другие князья так же были схвачены неприятелем. Из всего воинства плена или гибели избежали единицы. «Но наших руси съ 15 мужь утекши», — сообщает летописец.

Вести о случившемся достигли великого князя Святослава и он сумел организовать оборону южных рубежей от перешедших в наступление половцев.

Что произошло в 1185г. Смотреть фото Что произошло в 1185г. Смотреть картинку Что произошло в 1185г. Картинка про Что произошло в 1185г. Фото Что произошло в 1185г

Лаврентьевская летопись говорит о том, что после первых успехов русских половцы вернулись с подкреплением. Первыми в дело вступили вражеские лучники, которые три дня сдерживали дружины князя Игоря, отрезав от источников воды, избегая при этом рукопашной схватки:

«И сошлись с русскими стрельцы, и бились три дня стрельцы, а в копийном бою не сходились, ожидая свою дружину, а к воде не дали им подойти».

И лишь затем на поле боя прибыли основные силы половцев:

«Наши же, увидев их, ужаснулись и забыли о похвальбе своей, ибо не ведали сказанного пророком: «Тщетны человеку и мудрость, и мужество, и замысел, если Бог противится». Изнемогли от безводия и кони и сами, в жаре и в муках, и наконец пробились к воде, а то три дня не подпускали их к воде. Видев это, враги устремились на них, и прижали их к воде, и яростно бились с ними, и лютая была битва. Сменили половцы коней своих, а у наших кони изнемогли, и были побеждены наши гневом Божьим. Князей всех в плен взяли, а из бояр и вельмож и дружины всей, — кто убит, другие в плен взяты или ранены. И возвратились с победой великой половцы, а о наших не ведомо кто и весть принес, а все за грехи наши»

Однако у этой печальной истории относительно счастливый конец. Князю Игорю удалось вернуться в родной дом невредимым сбежав из половецкого плена. Лаврентьевская летопись не сообщает подробностей, упоминая лишь, что преследователи не смогли догнать князя. В Ипатьевской же подробно рассказывается о том, как среди половцев нашелся предатель, который организовал успешный побег князя.

Точная локализация описанных событий является еще более дискуссионной чем их датировка. Ясно только, что они разворачивались где-то на территории Харьковской, Донецкой или Луганской областей. Интересно, что в последней поход Игоря Святославича нашел монументальное воплощение. Так, под Луганском установлен памятник князю и его дружине, а в самой столице ЛНР — еще и монумент анонимному автору «Слова».

В повествовании о побеге Игоря упоминается река Тор, известная по Книге Большого чертежу XVII века, как приток Северского Донца, и давшее название одноименной крепости, переименованной Екатериной II в Славянск. Сегодня эта речка известна как Казеный Торец в Донецкой области. А вот с рекой Каялой, на которой русские были разбиты, все намного сложнее. Тайну «Слова о полку Игореве» разгадали в Донецке: ученый-гидролог указал и точное место последней битвы с половцами

Что произошло в 1185г. Смотреть фото Что произошло в 1185г. Смотреть картинку Что произошло в 1185г. Картинка про Что произошло в 1185г. Фото Что произошло в 1185г

Уже через несколько лет после своего эпического провала Игорь вновь выступает против половцев. А в 1198 г. он, как старший Ольгович, занимает Черниговский стол. Однако княжил он там недолго, и умер, вероятнее всего в 1202 г., упокоившись в Спасо-Преображенском соборе Чернигова.

Слово о полку Игореве, в котором отложилось художественное описание похода 1185 г. является уникальным памятником русской домонгольской светской литературы. Оно послужило образцом для более поздней поэмы Задонщина, повествующей о Куликовской битве.

Открытие Слова в конце XVIII в. внесло серьезный вклад в развитие русского национального самосознания. Особую популярность сюжет с половецким походом Игоря Святославича получил уже в пореформенный период, когда композитор Александр Бородин взялся за написание оперы «Князь Игорь» (работа начала 1869, спектакль поставлен в 1890), а живописец Виктор Васнецов написал свою картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880).

«Слово о полку Игореве» пронизано идеей осуждения междоусобиц и русского единства перед лицом внешнего врага. В нем невозможно найти намек на разделение русских на великороссов и украинцев, которое начали навязывать реальности XII века еще некоторые историки позапрошлого столетия.

Напротив, и спустя десять лет после событий игорева похода во время очередной тяжбы за Киевское княженье Черниговский князь Ярослав Всеволодович, младший брат скончавшегося к тому моменту великого князя Святослава, заявил противникам, требовавшим от Ольговичей отказаться от притязаний на Киев: «мы не угры и не ляхи, а одного деда внуки». Обычно в этой фразе видят лишь спор о старшинстве внутри княжеской династии, но упоминание в качестве «иных», отличных от «нас» иноэтничных венгров и поляков, позволяет увидеть здесь и ясно выраженное представление о более широком единстве, чем сугубо принадлежность к дому Рюрика.

Источник

Поход Игоря Святославовича на половцев

Что произошло в 1185г. Смотреть фото Что произошло в 1185г. Смотреть картинку Что произошло в 1185г. Картинка про Что произошло в 1185г. Фото Что произошло в 1185г

БИТВА В «СЛОВЕ»

Тогда по Русской земле редко оратаи кликали, но часто вороны граяли, мертвые тела между собой деля, а галки свой разговор вели — полетят они на богатый пир. Это было в те битвы и те походы, а такой битвы не слышано! С утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья харалужные, остриями блистающие в поле неведомом среди земли Половецкой. Черная земля под копытами костями была засеяна и кровью полита, скорбью взошли они по Русской земле. Что мне шумит, что мне звенит так рано пред зарей? Игорь полки поворачивает, ведь ему жаль милого брата Всеволода. Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы. Тут кровавого вина не хватило; тут пир закончили храбрые русичи, сватов напоили, а сами полегли за Русскую землю. Никнет трава от жалости, и дерево от горя к земле склонилось.

ПОХОД В ЛЕТОПИСИ

В лето 6693 (1185) Игорь Святославич, внук Олегов, поехал из Новгорода-Северского месяца апреля в 23-й день, во вторник, в поход против половцев. Он взял с собою брата Всеволода из Трубчевска, Святослава Ольговича, сыновца своего из Рыльска, и Владимира, сына своего, из Путивля. А у Ярослава испросил в помощь Ольстина Алексича, Прохорова внука с ковуями черниговскими. И так, собирая дружину свою, медленно шли северские князья, ибо у них кони были тучны. Они шли к реке Донцу в час вечерний. Игорь же взглянул на небо и увидел, что солнце стоит словно месяц. И сказал он боярам своим и дружине своей:

— Смотрите, что это за знамение?

Они же, взглянув, поникли головами и сказали:

— Княже, это знамение не к добру. Игорь же ответил:

И, сказав так, Игорь переправился через Донец и пришел к Осколу. Там он ждал два дня брата своего Всеволода, ибо тот шел иным путем из Курска. От Оскола все пошли дальше, и тут к ним приехали сторожи, которых посылали ловить языка.

ПОЛКОВОДЕЦ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Летом 1184 Святослав Киевский в союзе с более чем десятью князьями совершил грандиозный поход на половцев: они были разгромлены, в плен попало предположительно 17 ханов, и именно этот поход вспоминает автор «Слова»: Святослав «наступи на землю Половецкую, притопта хлъми и яругы, взмути рѣкы и озеры, иссуши потоки и болота». Игорь Святославич в походе не участвовал, но в том же году совместно с братом Всеволодом, племянником Святославом и сыном Владимиром предпринял самостоятельный рейд за Мерл, встретил половецкий отряд в четыре сотни конников и разгромил его. Как подчеркивает Б. А. Рыбаков, «эта операция не идет ни в какое сравнение с походом Святослава».

В 1185, когда Ярослав Всеволодович отказался участвовать в походе своего брата Святослава на половцев, И. С. захотел было, догнав, присоединиться к Святославу, но дружина возразила, показав, что это невозможно; тогда он вознамерился «ехати полемь перек возле Сулу», но этому воспрепятствовал «серен велик».

В результате битвы полки И. С. были разгромлены, а он сам взят в плен половцем Чилбуком Таргаловым, когда, пытаясь вернуть бежавших с поля битвы ковуев, отдалился от своего полка.

В плену Игорь Святославич пользовался относительной свободой: к нему были приставлены 20 сторожей, выполнявших его приказы, при нем был приведенный с Руси поп, и он имел возможность ездить на ястребиную охоту. Сначала он не думал бежать, но затем склонился на уговоры хотевшего вместе с ним уйти на Русь некоего половца Лавра (Овлура), а также пленных дружинников, и в пятничный вечер, когда его стража напилась кумыса, бежал. По сообщению летописи, Игорь Святославич 11 дней добирался до г. Донца, откуда направился в свой Новгород-Северский. В.Н. Татищев сообщает некоторые подробности возвращения Игоря в стольный град: будто бы в 20 верстах от Новгорода конь Игоря споткнулся, и князь так повредил ногу, «что. не мог на коня сесть, принужден в селе святого Михаила остановиться ночевать». Крестьянин сообщил об этом княгине, и она, «не могши более терпеть, тотчас вседши на кони, поехала к нему». Горожане на конях и пешими также вышли Игорю навстречу. Супруги «так друг другу обрадовались, что обнявся плакали, и говорить от радости и слез ничего не могли». Радость была и по всей Северской земле, «и во всей Русской земле, зане сей князь своего ради постоянства и тихости любим у всех был». Этот рассказ, как считает исследовавшая его Л.И. Сазонова, является плодом творчества историка, и анализ его «подводит к выводу об отсутствии у Татищева какого-то особого неизвестного нам летописного источника». Из Новгорода Игорь Святославич отправился к Ярославу в Чернигов за помощью, а затем в Киев к князю Святославу. В 1192 Игорь Святославич с «братьею» предпринял два похода на половцев. Первый был успешен: они «ополонишаяся скотом и конми»; второй, зимний, оказался неудачным: предупрежденные о нападении половцы подготовились к защите, и Ольговичи, «не могущи ся с ними бити», на этот раз ночью отступили; половцы за ними гнались, но не догнали. В 1194 Игорь Святославич был в числе «братьи», созванной в Рогов Святославом Всеволодовичем, собиравшимся идти походом на Рязань, но поход не состоялся.

Источник

Дата битвы на Каяле 14 мая 1185 года вторник

Помимо «Слова», об Игоревом походе 1185 года мы можем узнать из статьи Лаврентьевской летописи (и Радзивиловской) и пространного рассказа Ипатьевской летописи.

1. ДВА ОПИСАНИЯ ЗАТМЕНИЯ СОЛНЦА
Для того чтобы показать сколь сильно стилистически и мировоззренчески различны между собой эти два текста, сравним то, как описывается в них солнечное затмение 1185 года.
Описание Лаврентьевской летописи:

Это стереотипное описание солнечного затмения, подобных которому в летописи можно найти множество. Нам сообщается дата затмения – 1 мая (это дата верная, что внушает читателю мысль о правдивости и всего прочего). Далее в Лаврентьевской летописи сообщается о рождении сына у великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. И только затем автор приступает к рассказу об Игоревом походе: «Того же лета здумаша Олгови внуци на половци…». Таким образом, солнечное затмение летописцем напрямую с походом не связывается.
В рассказе Ипатьевской летописи не называется дата затмения, но указывается дата выступления Игоря в поход – 23 апреля. Далее рассказывается, как на переправе через Донец русичи наблюдали на небе грозное знамение:

Идущимъ же имъ к Донцю рекы в годъ вечерний,
Игорь жь возревъ на небо
и вид; солнце стояще яко месяць.
И рече бояромъ своимъ и дружине своей:
«Видите ли? Что есть знамение се?».
Они же узревше и видиша вси
и поникоша главами,
и рекоша мужи:
«Княже! Се есть не на добро знамение се».
Игорь же рече:
«Братья и дружино!
Тайны Божия никтоже не весть,
а знамению творець Богъ и всему миру своему.
А намъ что створить Богъ
или на добро или на наше зло,
а то же намъ видити».
И то рекъ, перебреде Донець. (Ипат. лет., под 1185 г.)

Тое же весне князь Святославъ
посла Романа Нездиловича с берендичи
на поганее половце.
Божиею помочью
взяша веж; половецькеи,
много полона и коний,
месяца априля въ 21,
на самый Великъ день
Тогда же Святославъ князь
иде въ вятиче хъ КОРачеву
ОРУдей ДЕЛЯ СВОИхъ. (Ипат. лет., под 1185 г.)

Эта победа в «Слове» описывается ёмким афоризмом: «Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыеве!». Именно эта сцена летописи и эта фраза «Слова» являются своеобразными эпиграфами ко всему последующему.
Упоминание пасхи, случившейся за два дня до выступления в поход придаёт рассказу Ипатьевской летописи художественную достоверность, даже интимность. Читая последуещее «В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поеха из Новагорода месяца априля въ 23 день, во вторникъ…», мы представляем себе как князь в Новгород-Северском отпраздновал «Великий день» и затем, помолясь выступил. Точная дата пасхи (по таблицам мы можем убедиться, что великий праздник в тот год пришёлся на указанный день) настраивает читателя на восприятие правдивого исторического рассказа. Но есть и другая причина сообщения даты пасхи, на наш взгляд гораздо более значимая для адекватного восприятия летописного рассказа. Состоит она в том, что в Ипатьевской летописи пасха упомянута для того, чтобы читателю будущих времён намекнуть на смысл «Святого Воскресения» из символичной фразы:

И тако во день Святаго Воскресения
наведе на ня Господь гневъ свои,
в радости место наведе на ны плачь,
и во веселиа место желю
на реце Каялы. (Ипат. лет., под 1185 г.)

Бишяся день бишася другый
третьяго дни къ полуднию
падоша стязи Игоревы. (432-434)

3. ДАТЫ И ЧИСЛА: совпадения и отличия в двух летописных рассказах
Перечислим даты и числа, почерпнутые нами из рассказов обеих летописей.
Из Лаврентьевской летописи мы узнали дату солнечного затмения (1 мая, в среду), а также то, что, одержав малую победу, русичи «веселились» три дня, хвастая пойти за Дон, что сама битва также длилась три дня и что князь Владимир Глебович был ранен под Переяславлем тремя копьями (кажется, летописец любит число «3»). В Ипатьевской летописи называются дата пасхи (21мая), дата выступления в поход (23 мая, во вторник), а также сообщается, что первая битва была выиграныа русичами в пятницу, а разгромлены они были в воскресенье, величаемое летописцем «Святым».
Таким образом, совпадающими оказывются только три копья. К слову, количество копий, которыми ранили князя Владимира, скорее всего, является очередным клише. К различиям относятся явно символичные пятница и воскресенье Ипатьевской летописи (по большому счёту, любой день, когда одерживается такая победа – это «пяток», а когда такое поражение – «Святое Воскресенье»), а также указание дня начала похода. Эта дата (23 апреля) является своеобразным аналогом даты солнечного затмения (1 мая).
Что же мы узнали из Ипатьевской летописи такого, что позволило бы нам лучше понять, где и когда на самом деле случилась та битва? Практически ничего. Река Каяла, «пяток» и «Святое Воскресенье» (и «море», в котором многие утонули) в Ипатьевской летописи символичны. Летописец, кажется, смеётся над нашим естесственным желанием узнать, как же всё было «на самом деле».
Существенным различием двух рассказов является трёхдневное веселье русичей. Согласно Ипатьевской летописи, уже в день первого сражения, то есть в пятницу, к Игореву полку стали стекаться половецкие войска, а в субботу утром началась битва, которая длилась до воскресенья, то есть два дня. Вот как описывается в Лаврентьевской летописи первое столкновение русского войска с половцами:

«И вошли в землю половцев. Те же, услышав, пошли навстречу, говоря: «Братия наша перебита и отцы наши, а другие в плену, а теперь вот на нас идут». Послали весть по всей земле своей, а сами пошли навстречу и поджидали войска свои, а наши к ним идут, к вежам их. Половцы встретили их, не подпустив к вежам, и, не дожидаясь остальных войск, сошлись в битве. И побеждены были половцы, и гнали их до веж, и взяли русские полон – жен и детей, и стояли три дня в вежах их, веселясь и говоря: «Братия наша ходила со Святославом, великим князем, и бились с половцами на виду у Переяславля, те сами к ним пришли, а в землю Половецкую не посмели за ними пойти. А мы в земле их, и самих перебили, и жены их полонены, и дети их у нас. А теперь пойдем следом за ними за Дон и перебьем их всех без остатка. Если же и тут одержим победу, то пойдем вслед за ними и до лукоморья, куда не ходили и деды наши, а славу и честь свою всю возьмем до конца». Но не знали о предначертании Божьем.
А остатокъ бьеных тех бежаша дружин; своей, где бяху переже весть послали, и сказаша имъ свою погыбель. Они же, слышавше, поидоша к ним, а по друзи послаша. И сняшася с ними стрелци, и бишася 3 дни стрелци, а копьи ся не снимали, а дружины ожидаючи, а к воде не дадуче имъ ити.»

4. КНЯЗЬ ИГОРЬ, или ТУДА И ОБРАТНО
В рассказе Ипатьевской летописи указана ещё одна переправа – через реку Тор. На этой реке располагалось половецкое кочевье, где держался в плену князь Игорь. Известна ли река Тор? Точно нет, но часто её отождествляют с рекой Сухой Торец, являющейся притоком Северского Донца.
Любопытно, что, подытоживая рассказ о бегстве Игоря из плена, автор не называет ни даты, ни месяца побега, но говорит лишь, что Игорь бежал в пятницу : «Се же избавление створи Господь в пятокъ в вечер; (не правда ли, странно – что нам делать с этим «пятком»?). И иде п;шь 11 денъ до города Донця…». И вот, чтобы составить себе представление о том, где содержался в плену князь Игорь, мы мысленно умножаем среднюю скорость пешего перехода за день на одиннадцать, а затем откладываем получившееся расстяние от предполагаемой переправы через Донец на юг и далее ищем реку, созвучную гидрониму Тор и т.п. Точно также на основе косвенных указаний можно пытаться что-то сказать по поводу времени и места роковой битвы. На наш взгляд такого рода прагматичные рассуждения не учитывают специфику рассказа Ипатьевской летописи и «Слова» и потому не верны в принципе.
Попробуем рассуждать по-другому. На примере «Святого Воскресенья» (и соответственно, предшествующего ему «пятка») мы видели сколь символичны в рассказе Ипатьевской летописи дни недели. Предположим и «пяток», в который бежал князь Игорь, также символичен. Прежде чем продолжить, вспомним, что в «Слове» два направления движения Игоря из Русской земли в землю Незнаемую и обратно являются структурообразующими. При этом многие свитые между собой фрагменты располагаются зеркально друг другу относительно середины текста. К числу таких фрагментов относятся сцены «Клич дива» и «Побег Игоря».
А теперь вернёмся к «пятку», в который Игорю удалось бежать. В летописи сказано, что, бежав «в пятокъ в вечере», Игорь пешим шёл до Донца 11 дней. Отсюда следует, что к Донцу Игорь пришёл в среду. Принимая во внимание зеркальность движения Игоря в «Слове», мы полагаем, что одиннадцать дней пути, автор мог упомянуть не как достоверный факт, а как указание на дату сражения. Отсчитывая одиннадцать дней от той среды, когда случилось солнечное затмение (1 мая), мы получим дату 12 мая. По нашей версии это ещё не битва на Каяле, а только малая победа утром в «пяток». «Святым воскресением» же в Ипатьевской летописи мог быть назван вторник следующей недели, то есть 14 мая. В этот день на Каяле и «пали стяги Игоревы». Вспомним, что как раз во вторник, на второй день после «Великого дня» Игорь выступил в поход. Так замыкается начало и конец Игорева полка.
Из совмещения двух пятниц следует совпадение Сюурлия с Тором. Вероятно, эта река (допустим, Хорол или Сухой Донец) и была названа в Ипатьевской летописи и «Слове» Каялой.

РЕЗЮМЕ:
Скорее всего, сравнительно незначительный и недальний поход Ольговичей (о котором автор, возможно, узнал из Лаврентьевской летописи), был преобразован в рассказе Ипатьевской летописи и «Слове» в мистерию. Так джойсовский Улисс в «реальности» (которую так любят историки) всего лишь скитался по кабачкам Дублина.
Исходя из соображений симметрии, мы предполагаем, что в том историческом походе 1185 года победа русичей пришлась на 11 мая, в воскресенье, а «пали стяги Игоревы» 13 мая, во вторник.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *