Что произошло в 622 году у арабов

В 622 году пророк Мухаммед закончил свою хиджру

Впоследствии год «хиджры» стал первым годом мусульманского летоисчисления, и с этого момента начинается история ислама.

(Казань, 24 сентября, «Татар-информ»). 24 сентября 622 года (по другим сведениям – с 8 по 21 сентября) пророк Мухаммед закончил хиджру – путешествие из Мекки в Медину. Впоследствии год «хиджры» стал первым годом мусульманского летоисчисления, и с этого момента начинается история ислама. Мекка того времени – крупный центр транзитной торговли и религиозно-языческий центр.

Среди проповедников, выражавших идеи политического объединения арабских племен, был и Мухаммед, выходец из древнего, но обедневшего рода. Период 610-622 годов – начало проповедей Мухаммеда в Мекке, в которых он говорил, что Аллах всемогущий каждому народу дал свое Писание и своего Пророка – для арабов таковым является Мухаммед. Много повидавшая торговая Мекка несколько лет довольно равнодушно относилась к новоявленному мессии. Однако когда Мухаммед объявил мекканцев нечестивыми, которым следует гореть в Аду, они подвергли Мухаммеда бойкоту.

Спасаясь, Мухаммед совершил переселение – хиджру – в Медину, один из крупнейших земледельческих оазисов Аравии, куда прибыл 24 сентября 622 года. Сопровождаемый сотней последователей-мухаджиров, он сплотил вокруг себя разобщенных арабов и сумел установить контроль над Мединой. В результате, между ними, иудейскими племенами, христианами и арабами-язычниками возникла вражда. Проповедуя ислам, Мухаммед принес новый принцип организации жизни в арабское общество. Этнолингвистическая и хозяйственно-экономическая общность дополнилась общностью культа, и бедуины стали одним народом, арабским, вошедшим в число исторических.

По материалам Calend.ru

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

Источник

Ночь Хиджры: из Мекки в Медину

20 сентября 622 года произошло переселение (хиджра) Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Один из величайших праздников ислама — Ночь Хиджры. Это память о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В эту ночь Мухаммед и Абу Бакр, выйдя из родной пророку Мекки, достигли Медины, где к тому времени сложилась мусульманская община. После этого исламская религия стала известна по всему свету, распространившись во все края земли.

Что произошло в 622 году у арабов. Смотреть фото Что произошло в 622 году у арабов. Смотреть картинку Что произошло в 622 году у арабов. Картинка про Что произошло в 622 году у арабов. Фото Что произошло в 622 году у арабов

Сегодня мусульмане всего мира вспоминают событие, которое праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб положил в начало исламского летоисчисления. Тем самым было ознаменовано начало эры ислама.

С самого первого дня исламской проповеди Мухаммеда и примкнувших к нему сторонников со злобой преследовали необращенные соплеменники. А уж после того, как курайшиты (правящее племя древней Мекки; из купцов этого племени происходит пророк Мухаммад) узнали, что пророк заключил договор с жителями города Ясриб, и число мусульман среди них выросло, обстановка вокруг Мухаммеда, жившего в ту пору в Мекке, стала и вовсе нетерпима.

Дело в том, что старейшины Ясриба предложили мусульманскому пророку переселиться к ним и возглавить их. В Ясрибе в ту пору жили постоянно враждовавшие друг с другом евреи и арабы, но и те и другие надеялись, что правление Мухаммеда покончит с бесконечными распрями и принесет долгожданный мир. Произошло это на тринадцатый год проповеди пророка.

С тех пор Мухаммеда и единоверцев притесняли в Мекке до такой степени, что запрещали им проповедовать, призывать людей к исламу, открыто молиться возле Каабы. Над мусульманами издевались и унижали их так, что в конце концов сторонники ислама попросили Мухаммеда позволить им покинуть родной город и переселиться в края, где они будут избавлены от гонений, забрасываний камнями, попыток сжить со свету. Пророк Мухаммед согласился с их доводами и указал им на Ясриб — город, который вскоре получил название Мадинат ан-Наби, то есть город Пророка или просто Медина.

Асхабы (сторонники пророка Мухаммеда) начали готовиться к переселению. Опасаясь язычников, переезжать в Медину они были вынуждены тайно. Асхабы покидали родной, но такой неласковый город под покровом ночи и маленькими группами, не заботясь об имуществе. С собой сторонники Мухаммеда брали лишь самое насущное: не за легкой жизнью гнались они, переселяясь в Ясриб, а лишь желая беспрепятственно молиться и проповедовать ислам.

Но не все уходили тихо. Например, ближайший сподвижник Мухаммеда, второй праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, известный храбростью и силой, в разгар дня, на глазах множества язычников, семь раз обошел Каабу, вознес молитву Единому Богу и обратился к взирающей на него толпе многобожников со следующей речью: «Кто хочет оставить свою мать без сына, кто хочет оставить своего ребенка сиротой, кто хочет сделать свою жену вдовой, пусть попробует воспрепятствовать мне сделать Хиджру» (то есть, «переселение»).

Мало-помалу Мекку покинули все мусульмане, кроме самого Мухаммеда, первого халифа и тестя пророка Абу Бакра, на чьей дочери Аише тот был женат, кузена и зятя Мухаммеда Али и немногих мусульман, которые не могли уйти из города из-за плохого здоровья. Сам пророк попросил Абу Бакра остаться с ним, ожидая повеления Аллаха на собственное переселение.

Согласно мусульманскому преданию, Аллах открыл Мухаммеду злодейский умысел язычников, послав к нему ангела Джибриля. Одновременно с этим Всевышний повелел своему пророку в ту же ночь совершить хиджру. Мухаммед и Абу Бакр немедленно покинули родную Мекку. В городе остался только Али, который должен был вернуть доверенное ему на хранение имущество — он-то и встретил убийц, пришедших по душу пророка Мухаммеда.

Но голова Али не была им нужна. Узнав, что Мухаммед вслед за своими единоверцами совершил хиджру, разъяренные язычники бросились в погоню. Мухаммед не успел уйти далеко, и, чтобы спрятаться от преследователей, ему пришлось три дня провести в пещере Савр недалеко от покинутой Мекки. Страшные минуты пережили беглецы, когда убийцы добрались до пещеры и были буквально на пороге… но Всевышний затмил им глаза и разум: ни одному даже в голову не пришло заглянуть внутрь.

Читайте также: Паломнические туры: дом Аллаха в Мекке

Абу Бакр, испуганный за жизнь своего зятя-пророка, сказал: «Если один из них посмотрит под ноги, то увидит нас». Но Мухаммед остался безмятежен: «Что ты скажешь о троих, один из которых — Аллах.» Пророк подразумевал, что сам Господь находится с ними в пещере и обязательно укроет от противников.

Собственно, так и вышло: охотники за пророческой головой вернулись в Мекку с пустыми руками, но немедленно объявили награду за поимку Мухаммеда. Сто верблюдов пообещали они дать тому, кому повезет больше, чем им. На эту наживку клюнул известный следопыт и охотник Сурака ибн Навфаль. Верхом на быстром скакуне он помчался на беглецами и уже почти настиг их. Но, когда Мухаммед и Абу Бакр были уже практически в его руках, лошадь Сурака вдруг начала тонуть в песке, как в воде. Перепуганный охотник взмолился о помощи к своим потенциальным жертвам, и те помиловали незадачливого убийцу. Мухаммед воззвал к Аллаху, и немедленно лошадь Сурака была освобождена из песчаного плена.

Впечатленный таким чудом, Сурака уверовал не сходя с места, признал Мухаммеда пророком и, памятуя о своих грехах, предусмотрительно попросил у него заступничества в Судный день перед Аллахом. Сурака доказал свою веру делом: не успел он вернуться в город (разумеется, без Мухаммеда), как тут же начал успешно сбивать со следа других охотников за жизнью пророка.

Тем временем Мухаммед и Абу Бакр, преодолев все трудности пути, все-таки добрались до Медины 12 числа месяца рабиуль-авваль. Там их встречали обрадованные сподвижники, принесшие пророку клятву верности. Куда благосклоннее принимали здесь проповедь Мухаммеда и его сторонников, поэтому ислам стал быстро распространяться по Аравийскому полуострову. А ночь ухода Мухаммеда из Мекки (в 622 году от Рождества Христова) положила начало новому летоисчислению, лунному мусульманском календарю, по которому до сих пор живет мусульманский мир.

Но враждебная мусульманам Мекка не осталась безнаказанной. В 630 году члены мединской общины во главе с пророком Мухаммедом победителями вошли в изгнавший пророка город. Жители Мекки сдались без боя и беспрекословно согласились принять ислам. С тех пор Мекка стала религиозным центром, а мусульмане начали молиться, обернувшись лицом в сторону священного города.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Арабское завоевание Египта

Арабское завоевание Египта
Что произошло в 622 году у арабов. Смотреть фото Что произошло в 622 году у арабов. Смотреть картинку Что произошло в 622 году у арабов. Картинка про Что произошло в 622 году у арабов. Фото Что произошло в 622 году у арабов
Арабские завоевания в VII-IX веках
Дата639-654
МестоЕгипет
ИтогЗахват арабами Египта
Противники
Что произошло в 622 году у арабов. Смотреть фото Что произошло в 622 году у арабов. Смотреть картинку Что произошло в 622 году у арабов. Картинка про Что произошло в 622 году у арабов. Фото Что произошло в 622 году у арабов Византийская империяАрабский халифат
Командующие
Ираклий I,
Константин III,
Констант II
Амр ибн аль-Ас

Арабское завоевание Египта — военная операция арабской армии начавшаяся в декабре 639 года. Небольшой, всего 3 500 человек, отряд полководца Амра ибн Аль-Аса вторгся в Египет из Палестины и примерно за год завоевал всю большую и густонаселенную страну.

Содержание

Предыстория

Перед арабским завоеванием Египет был византийской провинцией. Во время войны Персии и Византии он был временно захвачен персидским царём Хосровом II в 616—629 годах.

К началу арабских завоеваний византийскую власть в Египте представлял мелькитский патриарх Кир, назначенный правителем Египта осенью 631 года. В это время в Египте было широко распространено монофизитство, с которым в империи боролись как с ересью. Кир сразу же начал агрессивно насаждать в стране монофелитство, стараясь тем самым примирить монофизитов с официальной церковью. Однако монофелитство не признали ни первые, ни вторые. Кир с помощью армии пытался принудить коптов-монофизитов признать монофелитский догмат, солдаты врывались в монастыри и даже подвергали коптов пыткам. Многие бежали в горы и пустыни, из Александрии сбежал патриарх Вениамин. Политика Кира привела к тому, что в Египте противостояние между массой жителей и имперскими властями стало даже больше, чем в Сирии и Палестине. В результате, во время арабского завоевания монофизиты не оказывали значительного сопротивления захватчикам и даже с радостью встречали их. Вместе с тем, в Египте существовали ещё и очаги гностицизма, к которым враждебно относились и монофизиты, и официальная церковь.

Поход Амра

Арабское вторжение в Египет последовало непосредственно после вторжения в Палестину. Это случилось в 18 году хиджры, 639 от Р. Х. За год до этого был взят Иерусалим, а летом 639 года в Палестине случилась чума, которая нанесла серьёзный ущерб арабской армии. Поэтому удивительно само решение отправить ослабленную чумой армию в опасный рейд на Египет. Все историки сходятся на том, что халиф Умар опасался за судьбу отряда и послал письмо, в котором приказывал Амру вернуться, если только тот ещё не вступил в Египет.

12 декабря 639 года он уже был в египетском городе ал-Арише. Именно здесь, как считается, он и вскрыл письмо халифа Умара, и не повернул именно потому, что формально уже был в Египте.

В Египте

Что произошло в 622 году у арабов. Смотреть фото Что произошло в 622 году у арабов. Смотреть картинку Что произошло в 622 году у арабов. Картинка про Что произошло в 622 году у арабов. Фото Что произошло в 622 году у арабов

Что произошло в 622 году у арабов. Смотреть фото Что произошло в 622 году у арабов. Смотреть картинку Что произошло в 622 году у арабов. Картинка про Что произошло в 622 году у арабов. Фото Что произошло в 622 году у арабов

Выйдя из ал-Ариши, арабская армия подошла к городу ал-Фарам (Пелузий) и осадила его. Из-за отсутствия осадной техники осада растянулась на один или два месяца. В итоге город был взят, а стены его снесены. У Амра не было возможности оставить там гарнизон.

Сразу после боя Амр приступил к осаде Бабилона. Это была очень сильная крепость, имеющая стены высотой 18 метров и шириной 2, сложенные из камня и кирпича. Её сложно было взять и штурмом и измором. А в это время начался разлив Нила, что серьёзно мешало продолжению боевых действий.

В этот момент Кир начал переговоры с арабами, предлагая им взять выкуп и уйти. Он предложил 1000 динаров халифу, 100 Амру, и по 2 каждому воину, всего 15-20 тыс. динаров. Видимо, Кир хотел развязать себе руки ввиду осложнившейся социальной обстановке в стране, где снова подняли голову монофизиты. Амр, оказавшийся в сложной ситуации, согласился на этот договор. Однако, узнав о договоре, император Ираклий отозвал Кира в Константинополь, а затем отправил в ссылку. Деньги выплачены не были, Амр объявил договор аннулированным и осенью, после спада воды в Ниле, возобновил военные действия.

Византийский командующий Феодор вышел из Александрии и подошёл к городу Саманнуду. Городское ополчение отказалось присоединиться к Феодору, однако византийской армии удалось нанести арабам поражение. Амр отступил к Бусиру. Неудача привела к тому, что Каладжи и Сабендис покинули его армию и перешли на византийскую сторону. Амр совершил набег на Думйят, потерпел там неудачу и отошёл обратно к Бабилону, возобновив его осаду.

Сдача Александрии

Амр направил войска в Александрию, которая была отдана ему в соответствии с соглашением, подписанным 8 ноября 641. Византия навсегда лишилась города.

…«хочется снять с Амра предъявляемое ему иногда обвинение в тяжком грехе перед мировой культурой — сожжение по приказу Умара знаменитой Александрийской библиотеки. Специалисты хорошо знают, что это всего лишь благочестивая легенда, приписывающая Умару добродетельный поступок — уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако ни Иоанн Никиусский, немало сообщающий о грабежах и погромах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный исламу, не упоминает пожара библиотеки. Скорее всего самой великой библиотеки в это время уже не существовало»… [5]

Последствия

Попытка вернуть Александрию была предпринята в 645 году, однако эта попытка окончилась провалом в 646 году, после полного разгрома византийской армии. В 654 Констант II послал крупный флот для отвоевания Египта, однако флот был разбит арабами, которые к этому времени хорошо укрепились на море. Более серьёзных попыток отвоевать у арабов Египет Византия не предпринимала, вплоть до 1168, когда византийцы участвовали, в союзе с Иерусалимским королем Амори, в неудачной осаде египетского города Дамиетты.

Источник

Вопросы-ответы: §9 Арабский халифат и его распад

Вопросы и ответы к §9 «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад» учебника Агибаловой, Донского «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс». Рекомендуется для проверки знаний после изучения.

План параграфа: 1. Природа и занятия населения Аравии. 2. Мухаммед — основатель ислама. 3. Мораль и право в исламе. 4. Завоевания арабов. 5. Арабский (Багдадский) халифат и его распад.
Понятия и термины: Бедуины, ислам, мусульманин, Коран, шариат, халиф, эмир.
Основные даты: 622 г. — переселение Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Медину. 630 г. — образование Арабского государства. 750 г. — возникновение Багдадского халифата.
Имена: Мухаммед, Харун ар-Рашид.

§9. Возникновение ислама.
Арабский халифат и его распад

(вопросы и ответы по изучаемой теме)

Вопрос № 1. Какое животное являлось «кораблём пустыни» для арабских кочевых племен?
1) ишак; 2) верблюд; 3) лошадь.
Правильный ответ: 2) верблюд.

Вопрос № 2. Сборник изречений Мухаммеда и рассказов очевидцев о его жизни
1) Коран; 2) Сунна; 3) Сура.
Правильный ответ: 2) Сунна.

Вопрос № 3. Слово «ислам» в переводе с арабского означает
1) книга; 2) пророчество; 3) покорность Богу.
Правильный ответ: 3) покорность Богу.

Вопрос № 4. Первым годом мусульманского летосчисления является 622 год. Что произошло в тот год?
1) Мухаммед подчинил Мекку;
2) опасаясь расправы, Мухаммед и его сторонники переселились в Медину;
3) арабы захватили Сирию, Палестину, Египет и Среднюю Азию.
Правильный ответ: 2) опасаясь расправы, Мухаммед и его сторонники переселились в Медину.

Вопрос № 5. Какое событие произошло раньше других?
1) перенос Аббасидами столицы Халифата в Багдад;
2) Мухаммед становится «посланником Бога» – Пророком;
3) перенос Омейядами столицы Халифата в Дамаск.
Правильный ответ: 2) Мухаммед становится «посланником Бога» – Пророком.

Вопрос № 6. Укажите три причины военных успехов арабов в VII–VIII веках.
1) арабское войско было сильным и выносливым;
2) ни одна из стран, на территорию которых вторгались арабы, не оказывала военного сопротивления;
3) арабы верили, что, ведя священную войну с неверными (то есть немусульманами), они попадут в рай;
4) арабы считали, что все территории, которые они завоёвывают, прежде были арабскими;
5) противостоящие арабам державы были ослаблены внутренними распрями или взаимной враждой.
Краткий ответ: 135. Полный ответ:
Причины военных успехов арабов в VII–VIII веках: 1) арабское войско было сильным и выносливым; 3) арабы верили, что, ведя священную войну с неверными (то есть немусульманами), они попадут в рай; 5) противостоящие арабам державы были ослаблены внутренними распрями или взаимной враждой.

Вопрос № 7. Слово «Коран» в переводе с арабского означает
1) храм; 2) молитва; 3) чтение.
Правильный ответ: 3) чтение.

Вопрос № 8. Возникновение ислама связано с именем
1) Мухаммеда; 2) Аббаса; 3) Али.
Правильный ответ: 1) Мухаммеда.

Вопрос № 9. Башня рядом с мечетью, с которой служитель мечети призывает пять раз в день мусульман на молитву, – это
1) минарет; 2) Кааба; 3) мавзолей.
Правильный ответ: 1) минарет.

Вопрос № 10. Что стало одной из причин распада Арабского халифата?
1) упадок ремёсел;
2) отсутствие торговых связей с другими странами;
3) восстания и религиозные раздоры.
Правильный ответ: 3) восстания и религиозные раздоры.

Вопрос № 11. Какое событие произошло раньше?
1) захват арабами восточных провинций Византии – Сирии, Палестины и Египта;
2) Мухаммед провозгласил себя Пророком, посланником Бога;
3) поражение арабов при Пуатье, нанесённое Карлом Мартеллом.
Правильный ответ: 2) Мухаммед провозгласил себя Пророком, посланником Бога.

Вопрос № 12. Укажите три последствия принятия арабами ислама.
1) объединение арабских племён;
2) установлены правила поведения и обязанности, общие для всех мусульман;
3) идея подчинить «неверных» исламу убеждала арабов в необходимости завоевательных походов;
4) мусульманин мог поклоняться не только Аллаху, но и другим богам;
5) мусульмане были обязаны верить в своего Бога, но религиозные обряды могли не выполнять.
Краткий ответ: 123. Полный ответ:
Последствия принятия арабами ислама: 1) объединение арабских племён; 2) установлены правила поведения и обязанности, общие для всех мусульман; 3) идея подчинить «неверных» исламу убеждала арабов в необходимости завоевательных походов.

Вы смотрели : Вопросы и ответы к § 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад учебника Агибаловой, Донского «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс».

Источник

Арабские завоевания

Арабский мир в VI-VII вв.

Аравийский полуостров — жаркая, высушенная местность, соединяющая Азию и Африку. В центре его раскинулась бескрайняя Аравийская пустыня. Люди жили в основном по её границе и в районах, примыкающих к морю. В VI и VII вв. эти земли населяли преимущественно бедуины — арабские кочевники-скотоводы. Особенное значение для них имели верблюды. Эти животные служили средством передвижения, верблюжье молоко и мясо шли в пищу, а из верблюжьей шкуры шились шатры. В некоторых оазисах, где было достаточное количество воды, население занималось и земледелием.

К середине VI в. в Северной Аравии сложились три крупных города. Они находились в гористой местности под названием Хиджаз, между Красным морем на западе и пустыней на востоке. В центре Хиджаза, в небольшом плодородном оазисе, располагался Ясриб, позднее переименованный в Медину. Южнее, в горах, находился Таиф, а севернее — Мекка. Мекка являлась самым процветающим из трёх городов, благодаря выгодному положению на пересечении караванных путей и большому количеству паломников, прибывающих, чтобы поклониться Каабе — «чёрному камню» — огромному метеориту. Аллах, впоследствии почитаемый как единый Бог всех мусульман, считался одним из главных божеств Мекки. Но, кроме него, здесь поклонялись ещё 300 богам и богиням.

Проповедь Мухаммада

Будущий пророк Мухаммад родился в Мекке в 570 г. Рано осиротев, он сначала стал зарабатывать себе на жизнь трудом пастуха, а затем поступил в услужение к богатой вдове Хадидже, которая была старше его на 15 лет. Когда Мухаммаду исполнилось 25 лет, она вышла за него замуж.

По преданию, в б 10 г. на горе Хи-ра (близ Мекки) Мухаммаду явился ангел Джабраил и возвестил о том, что Мухаммад является посланником Бога. Он должен донести до людей истину, что нет Бога, кроме Аллаха, и предупредить их о грядущем Страшном суде.

В 613 г. пророк Мухаммад начал свою проповедь в Мекке. Его учение получило название «ислам», что означает «предать себя воле Бога».

Далеко не все жители Мекки приняли проповедь Мухаммада. Многие были преданы племенным богам. Другие не желали следовать заповедям пророка, призывавшего богачей делиться с бедными. В 622 г. Мухаммаду и его сторонникам пришлось бежать из Мекки. Сам пророк, тайно оставив город ночью, направился в Ясриб (Медину).

Его переселение, известное как «хиджра», стало началом мусульманского летоисчисления.

В Медине Мухаммад обрёл новых последователей и вскоре стал правителем города. Получив власть, он начал войну против жителей Мекки, которые во время решающей осады сдались без боя.

Со временем у Мухаммада появилось множество последователей среди воинственных арабских племён. Благодаря общей новой вере они сумели преодолеть межплеменную вражду, что обеспечило политическое единство. Под руководством Мухаммада ислам превратился в основу теократического общества, развивавшего осознанную воинственность, ибо «битва за Аллаха» обладала для воинов-мусульман особой притягательностью: в случае победы они получали добычу, а в случае смерти — попадали в рай.

Что произошло в 622 году у арабов. Смотреть фото Что произошло в 622 году у арабов. Смотреть картинку Что произошло в 622 году у арабов. Картинка про Что произошло в 622 году у арабов. Фото Что произошло в 622 году у арабов

Три праведных халифа

После смерти Мухаммада в 632 г. главой мусульманской общины был провозглашён его ближайший соратник Абу Бекр (632—634 гг.), отец Айши — любимой жены пророка. Абу Бекр принял титул халифа, что означает «преемник», «заместитель». Под его руководством вооружённые силы мусульманской общины Медины совместно с племенами бедуинов приступили к вторжениям в соседние страны. Позже дело Абу Бекра продолжили халифы Омар (634—644 гг.) и Осман (644—656 гг.). Все они считаются «праведными», «законными» халифами, так как принадлежали к числу ближайших сподвижников Мухаммада. Так начались история Арабского халифата и масштабные завоевания, в результате которых в VII и VIII вв. было установлено арабское господство на обширных территориях Азии, Африки и Европы.

Осенью 633 г. (или весной 634 г.) три арабских отряда (по 7500 воинов в каждом) вторглись через Сирийскую пустыню в Палестину и Сирию. Слабые византийские гарнизоны (эти территории в то время подчинялись Византии) и спешно набранное ополчение из коренного населения не могли оказать арабам достойного сопротивления. Местные кочевники неохотно сражались с арабами. Они предпочитали вступать с ними в переговоры и сдаваться с условием сохранения жизни и имущества и обязательством выплачивать подати.

В марте 634 г. арабский военачальник Халид ибн ал-Валид во главе отряда из 500—800 всадников осадил Дамаск. Его воины заняли Гуту, район садов под Дамаском, и встали под стенами города, не имея ни технических средств, ни опыта брать укреплённые города. После шестимесячной осады комендант и епископ под давлением горожан в сентябре 635 г. сдали Дамаск арабам. Однако войти в побеждённый город оказалось непросто: крепостные ворота были завалены изнутри камнями и брёвнами, а у осаждавших не нашлось ни одной лестницы, чтобы взобраться на городскую стену. Чтобы войти в Дамаск, победителям пришлось позаимствовать лестницу в одном из монастырей Гуты.

Осознав силу угрозы, исходившей от арабов, византийский император Ираклий сосредоточил большую армию в Северной Сирии. В её состав вошли, помимо греков, отряды сирийцев и армян. Численность византийского войска, по преувеличенным данным арабских историков, достигала 200 тыс. человек. Общая численность бойцов в арабских отрядах, по их же сведениям, не превышала 24 тыс.

При приближении византийских войск арабы, оставив Дамаск, отошли к реке Иармук, восточному притоку Иордана. Здесь 20 августа 636 г. произошло решающее сражение, в котором византийцы потерпели сокрушительное поражение. Причиной разгрома императорских войск стал разлад между греческими и армянскими частями, которые ещё накануне вступили в вооружённую драку между собой. Сирийцы же во время сражения перешли на сторону арабов. После этой победы арабы стали полностью контролировать Сирию. По преданию, император Ираклий, покидая эту страну, воскликнул: «Прощай, Сирия! Какая это прекрасная страна для нашего врага!».

В 638 г., после двухлетней осады, арабам сдался Иерусалим, а в 640 г., после семилетней осады, — Кейсария (Цезария). Такая продолжительная осада Кейсарии объясняется не только отсутствием у арабов военной техники, но и тем, что гарнизон этого портового города постоянно получал помощь из Византии по морю. Средствами борьбы с византийским морским флотом арабы в то время ещё не располагали.

В то же время в Ираке арабы потерпели несколько поражений в битвах с войсками державы Сасанидов. Потрясающее впечатление на бедуинов произвели иранские боевые слоны — животные, которых они никогда до этого не видели. Однако с конца 635 г. арабы стали одерживать победы, и в 637 г., разгромив большое иранское войско в битве при Ка-дисии, вступили в столицу державы Сасанидов Ктесифон (Мадаин). Его жители открыли арабам ворота после того, как шахиншах Йездигерд III и его придворные бежали из города.

Перемирие, заключённое арабскими военачальниками с персами, вскоре, как утверждают арабские историки, было противником нарушено. Тогда арабские отряды продвинулись на север и в 644—645 гг. вышли к границам Индии. К 651 г. они дошли до реки Амударьи. Иран был окончательно завоёван. Ещё раньше, после завоевания Сирии, в 640 г. арабы вторглись в Армению и взяли её столицу город Двин. К 654 г. они продвинулись дальше, в глубь Кавказских гор, и дошли до Тбилиси.

После первых успехов в Сирии арабские войска приступили к завоеваниям в Африке. Первое вторжение в Египет (в то время он входил в состав Византии) в декабре 639 г. совершил небольшой отряд под командованием Амра ибн ал-Аса. Существуют две версии причин этого похода. Согласно первой, этот военачальник самовольно предпринял поход в долину Нила, будучи недовольным своим подчинённым положением в войске. По другой, поход был вызван необходимостью доставлять в долину Хиджаз продовольствие из Египта. Дело в том, что после объединения Аравии потребительские запросы Мекки сильно возросли, так как стало быстро увеличиваться число мусульманских паломников, прибывающих сюда для поклонения святыням. Выросло и население Медины, ставшей столицей халифата.

В январе 640 г отряд Амра форсировал Нил и совершил набег на Файюм. В июне того же года, когда к гарнизону города прибыло подкрепление, арабы нанесли под Гелиополем поражение византийским войскам. Затем, в сентябре 640 г., Амр осадил Вавилон. Эта крепость сдалась ему в апреле 641 г., после чего арабы приступили к осаде Александрии — столицы Египта. В ноябре 641 г. александрийский патриарх Кир заключил с Амром соглашение о сдаче этой неприступной для арабов крепости, согласно которому город переходил в руки арабов после 11-месячного перемирия, необходимого для эвакуации греков, живших в нём. В сентябре 642 г., после завершения эвакуации, арабское войско вступило в Александрию. Однако в 645 г. византийский флот ворвался в гавань Александрии и высадил десант, вытеснив арабов из города. Арабы вторично осадили его и летом 646 г. взяли штурмом. Из Египта арабские отряды предпринимали набеги в соседнюю Ливию. Не встретив сопротивления местных берберских племён и нанеся поражение византийским гарнизонам, они подчинили область Киренаику.

Таким образом, за время правления трёх халифов (632—656 гг.) арабы завоевали обширные территории, входившие в состав Византийской империи в Азии и Африке, и покорили всё Иранское царство.

Завоевания Омейядов

В 660 г. в Иерусалиме преемником халифа Османа был провозглашён Муавия ибн Абу Суфийан — основатель династии Омейядов (661 — 750 гг.). Ему удалось победить в борьбе за власть четвёртого «праведного» халифа Али ибн Абу Талиба (зятя Мухаммада), который погиб в 661 г.

Во время правления Омейядов арабские войска продолжили завоевания в Закавказье, Средней Азии и Восточном Иране. Но основные силы были направлены на борьбу с Византийской империей. Малая Азия стала ареной постоянных грабительских набегов арабов.

В 668 г. арабы впервые осадили Константинополь. Зимние холода при отсутствии тёплой одежды, острый недостаток продовольствия, эпидемии чумы и дизентерии опустошили лагерь осаждающих. Из Сирии было направлено подкрепление под командованием Йазида, сына халифа Муавии I, но взять Константинополь, большую крепость с сильными оборонительными укреплениями, арабы, не имея осадной техники, так и не смогли, и летом 669 г. отступили.

В 673 г. арабы предприняли второй, на этот раз гораздо лучше подготовленный поход на Константинополь. Теперь сухопутное войско сопровождал сирийский военный флот. Столица империи была блокирована и с суши, и с моря. Осада затянулась на пять лет и была снята только после разгрома арабского флота греческим.

В конце VII — начале VIII в. арабы приступили к завоеванию Северной Африки. Племена кочевников-бер-беров, населявшие эти территории, оказали захватчикам упорное сопротивление. В конце VII в. (точную хронологию восстановить невозможно) арабские войска взяли древний город Карфаген. В начале VIII в., завоевав весь Магриб (Северная Африка), они вышли к побережью Атлантического океана. Это завоевание представляло собой ряд крупных набегов, сопровождавшихся непрочным подчинением отдельных берберских племён, которых завоеватели насильственно обращали в ислам. Такая политика была вызвана стремлением использовать новообращённых в качестве вооружённой силы для завоеваний в Европе.

Что произошло в 622 году у арабов. Смотреть фото Что произошло в 622 году у арабов. Смотреть картинку Что произошло в 622 году у арабов. Картинка про Что произошло в 622 году у арабов. Фото Что произошло в 622 году у арабов

Весной 711г. отряд из 300 арабов и 7 тыс. берберов высадился на Пиренейском полуострове. Предполагалось, что он произведёт глубокую разведку на территории Вестготского королевства. Но вследствие междоусобиц вестготов и их военной слабости разведка превратилась в ударную силу вторжения. В следующем году на Пиренейском полуострове высадилось новое арабское войско. Арабы захватили обширные земли на Пиренеях вплоть до горной цепи близ города Толедо. Мусульманская экспансия в Европе была остановлена только после сокрушительного разгрома арабов франками при Пуатье 25 октября 732 г.

Одновременно с завоеваниями на западе арабы вели военные действия в Средней Азии и на Среднем Востоке. Так, в 673—674 гг. они форсировали реку Амударью, разорив окрестности Бухары. В 676 г. набег на Бухару повторился, и, хотя арабы потерпели поражение под Самаркандом, они вернулись с богатой добычей. В начале VIII в. арабские отряды совершили набеги на Афганистан, Восточный Иран, Индию. Завоевав равнинный Афганистан, арабы взяли Кабул. В 708 г. 6 тыс. арабов продвинулись в область нижнего течения реки Инд и включили её в состав Арабского халифата.

Причины военных успехов арабов

Основной причиной стремительного продвижения арабских войск можно считать общую политическую ситуацию в регионе.

Основными противниками халифата были Византийская империя и Персия, истощённые внутренними и внешними конфликтами. Кроме того, для многих народов, населявших территории, подчинённые этим странам, смена власти мало что значила. В их жизни не происходило почти никаких перемен. Нередко арабы-завоеватели терпимее относились к местному населению, чем их противники.

Арабское войско не имело единой стратегии и не подчинялось жёсткой дисциплине. Его вооружение нередко оставляло желать лучшего. Однако у него было главное преимущество, которого не было у противника, — религиозный фанатизм. Традиционное стремление к славе и наживе дополнялось идеологией ислама, который обещал вечное райское блаженство всем, кто погибнет во имя веры на поле боя. А знание пустыни дало арабам возможность использовать новые пути на территорию противника, возможность внезапного нападения с той стороны, с которой их никто не ожидал.

СОЗДАНИЕ АРАБСКОГО ВОЕННОГО ФЛОТА. Сирийско-арабский военный флот был создан будущим халифом Му-авией для обороны побережья страны. В то время, при полном господстве византийского флота в Восточном Средиземноморье, берега Сирии находились под постоянной угрозой с моря. Однако сначала идее строительства флота в Сирии решительно противодействовал халиф Омар, который считал недопустимым доверять души мусульман «плавающим доскам». К строительству судов приступили лишь при халифе Османе, при котором Муавия стал полновластным хозяином в Сирии. Кораблестроителями были опытные в этом деле жители ливанского побережья, потомки древних финикийцев. Из них же комплектовались экипажи.

По мере расширения географии завоеваний арабы совершенствовали своё военное дело. Если первые завоевательные походы были одиночными рейдами, после которых воины возвращались с добычей домой, то потом арабы стали устраивать постоянные лагеря на пути маршрутов в завоёванные страны или на чужой территории. Из таких военных лагерей выросли города Каир и Басра. А благодаря созданию военного флота арабы получили возможность устраивать набеги по всему Средиземноморью.

Завершение арабских завоеваний

Внутренние конфликты, десятилетиями раздиравшие династию Омейя-дов, ослабили её власть. В 749 г., в результате восстания, к власти пришла династия Аббасидов (потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммада), основавшая Багдадский халифат.

Аббасиды ограничили завоевательную политику халифата. Только в 751 г. произошло сражение арабских войск с китайскими на реке Талас в Средней Азии, в ходе которого китайцы потерпели поражение.

Арабо-византийские войны в Северной Сирии, Анатолии и Месопотамии не привели к крупным захватам. Багдадский халифат жил в условиях относительного внутреннего и внешнего спокойствия. Процветали науки, искусство, торговля. Арабский язык стал языком образованных людей, объединяющим многонациональную страну.

Ислам окончательно утвердился как религиозная и политическая сила мирового значения, чему во многом способствовали и арабские завоевания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *