Что произошло в 882 году в древней руси
Что же произошло в 882 году на Руси?
История древней Руси пестрит различными событиями, которые стали основой формирования великого и весьма значительного государства, которое имело мировое влияние. В 882 году князь Олег подчинил все земли восточных славян от Ладоги до Киева, и они были объединены под властью одного князя. Образовалось варяжско-славянское государство Древняя Русь. Данное событие 882 год на Руси очень сильно повлияло на ее дальнейшую историю.
Что случилось в 882 году?
По сути, древняя Русь сформировалась как раз в этом году, так как Олег объединил различные города под единым управлением. Это было архаичное и аморфное государство, в котором, по сути, отсутствовали определенные черты государственности. Но, тем не менее, сформировалась земля, в рамках которой осуществлялось управление одного князя. Олег — это князь, который действительно сделал максимально значительный вклад в развитие великой империи. Он объединил многие города, создал единое пространство, которое подчинялось влиянию одного князя. Вполне очевидными является то, что это сформировало общество нового значения.
Земли, которые были признаны своими, защищались от внешнего правительства, от внешних противников и внешнего воздействия. На территории данных земель проводились собрания, которые и являлись основой дальнейшего строительства крупных городов и защитных элементов. Соответственно, в 882 году совершились действия, которые наложили отпечаток на наше современное общество. Сформировалась древняя Русь, которая попала под правление одного князя. Сегодня досконально известно, что удалось объединить все земли всех восточных славян от Ладоги до Киева. И данные земли были объединены под его владением, а его управление отпечаталась в истории массой правильных решений, которые дали феноменальные результаты.
Соответственно, можно уверенно сказать о том, что этот год стал для людей формированием чего-то нового. Вполне очевидным является тот факт, что в 882 году объединить различные племена и земли восточных славян было крайне непросто. Тем не менее, Олег считается уникальным правителем, который действительно четко и точно оценивал свои возможности и правильно расставлял приоритеты таким образом, что это становилось неоспоримой основой формирования государства в едином своем значении.
События истории Руси за 882 год
Для славянских племен наступил судьбоносный период. В 882 году в истории древней Руси произошло событие значительного масштаба.
Важно: 882 год принято считать началом образования Древнерусского государства.
Ключевая дата связана с княжением Олега в Киеве. Рассмотрим его деятельность в хронологическом порядке.
Поход на Киев
Олег Вещий правил в Новгороде. После смерти Рюрика он был назначен регентом при малолетнем князе Игоре. В 882 году в истории древней Руси произошло событие: поход Олега на Киев с целью его завоевания.
Историки называют три причины, которые заставили воеводу двинуться на юг:
В 882 году новгородский воевода собрал большое войско из разных племен. В него входили:
В таком составе дружина захватила по пути крупные города того времени: Смоленск и Любеч. Затем войско спустилось по Днепру к Киеву.
Убийство Аскольда и Дира
Город с мощными оборонными сооружениями удалось взять без боя. Регент пошел на хитрость: он выманил княживших в Киеве Аскольда и Дира с помощью ложного письма. Гонцы представились купцами, которые везут много украшений и бисера. Войско спряталось в засаде. Когда князья покинули город, в котором могли бы держать осаду, они подписали себе смертный приговор.
Олег объявил им:
«Вы не княжеского рода, а я княжеского, а это сын Рюрика Игорь».
Это были последние слова, которые услышали бывшие киевские правители. Их убили по приказу Олега. По версии Повести Временных лет, они были, действительно, не родственниками Рюрика, а его дружинниками. Происхождение Аскольда и Дира до сих пор вызывает разногласия у историков.
Олег становится Великим князем Киевским
В 882 году в истории древней Руси произошло важное событие. Новгород и Киев объединились под властью одного правителя. Первое, что сделал Олег – объявил Киев столицей.
Он сказал:
«Сей город да будет мать градам русским».
Началось Княжение Олега в Киеве, которое продолжалось до 912 года. За 30 лет он немало сделал для укрепления силы молодого государства.
Достижения князя:
Основной задачей правитель видел укрепление власти над восточнославянскими племенами. Династия Рюриковичей стала единственной, имеющей легитимное право на княжеский престол.
882 ГОД
В IX веке сложилось два центра объединения восточнославянских племен — Киев, главный город полян, и Ладога, главный город словен (ильменских).
Северо–русское племя словен (ильменских) управлялось своим князем Гостомыслом. После его смерти племя попало в зависимость от варягов и стало их данником. В 862 г. словене отказались от уплаты дани. В борьбе за власть у них начались беспорядки и распри. Устав от всего этого, словене пригласили на княжение предводителя прибалтийских славян Рюрика Славянина и его братьев Синеуса и Трувора (Имена братьев славянские. Например, рюрик означает — ререг, т. е. «сокол малой породы»). Братья были внуками словенского князя Гостомысла, их матерью — Умила Гостомысловна, отцом — Годлав Бодричский. Старший брат Рюрик (родился ок. 830 г. — умер в 879 г.) сел в Ладоге, средний брат Синеус — на Белоозере, младший, Трувор — в Изборске.
В 864 г., когда умерли младшие братья, Рюрик перебрался в Новгород. В города Полоцк, Ростов, Белоозеро и другие он назначил своих наместников.
В 882 г. начался период русской истории известный как «Киевская Русь». Это государство создало не местное племя — поляне, а пришлое — словене. Украинские националисты выводят свои корни из Киевской Руси. Если они потомки словен, то они являются «москалями–колонизаторами» по отношению к потомкам полян. А если они потомки полян, то при чем тут Киевская Русь?
В 1206 г. жители Галича призвали на княжение Владимира, Романа и Святослава Игоревичей. Братья были внуками галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла, их мать — Ефросинья Ярославна, а отец — Игорь Святославич (Кн. Новгород–Северский в 1180–1198 гг. Кн. Черниговский в 1198–1202 гг.), герой «Слово о полку Игореве».
Глядя на события тысячелетней давности сквозь призму современной действительности, так и хочется сказать: «В 882 г. Олег Варяжский с новгородской братвой решил наехать на киевских пацанов. Он взял Смоленск и Любеч, и поставил там своих смотрящих. Во главе киевских стояли Аскольд и Дир. Олег забил им стрелку, на которой главари киевских были убиты».
Князь Олег Вещий
Князь Олег Вещий
Красна птица опереньем, а человек уменьем.
Русская народная пословица
В 882 году князь Олег вещий захватил Киев, хитростью умертвив его князей Аскольда и Дира. Сразу же после въезда в Киев он произнес свои знаменитые слова, что отныне суждено Киеву быть матерью городов Русских. Князь Олег произнес эти слова не случайно. Он был весьма доволен тем, насколько удачно было выбрано место для строительства города. Пологие берега Днепра, были практически неприступными, что позволяло надеяться, что город будет надежной защитой для своих жителей.
Наличие преграды со стороны водной границы города было очень актуальным, поскольку именно по этой части Днепра проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки. Этот путь представлял и себя путешествие через крупные русские реки. Он брал свое начало в Финском заливе Байкальского моря, которое на тот момент называлось Варяжским. Далее путь шел через реку Неву к Ладожскому озеру. Путь из варяг в греки продолжался устьем реки Волхов до озера Ильни. Оттуда он мелкими реками добирался до истоков Днепра, а оттуда уже проходил до самого Черного моря. Таким путем, начинаясь в Варяжском море и заканчиваясь в Черном море, и проходил известный до сих пор торговый путь.
Внешняя политика вещего Олега
захват Киева вещим Олегом
Князь Олег Вещий после захвата Киева решил продолжить расширение территории государства, за счет включения в него новых территорий, которые были заселены народами, издревле плативших дань хазарам. В результате в состав Киевской Руси вошли племена:
радимичи
поляне
словене
северяне
кривичи
древляне.
Кроме того, князь Олег Вещий навязал свое влияние и другим соседствующим племенам: дреговичам, уличам и тиверцам. В то же время к Киеву подошли угорские племена, вытесненные с территории Урала половцами. В летописях не сохранилось данных о том прошли ли эти племена с миром по Киевской Руси, либо были выбиты из нее. Но доподлинно можно сказать то, что на Руси долго мирились с их пребыванием вблизи Киева. Это место вблизи Киева и по сей день называет Угорским. Эти племена позднее перешли через реку Днепр, захватили близлежащие земли (Молдавию и Бессарабию) и отправились вглубь Европы, где обосновали государство Венгерское.
Новый поход на Византию
907 год ознаменуется новым поворотом внешней политики Руси. Предвкушая большую добычу, русичи отправляются войной на Византию. Таким образом, князь Олег вещий становится вторым русским князем объявившим войну Византии, после Аскольда и Дира. В состав войска Олега входило почти 2000 кораблей по 40 воинов на каждом. Берегом их сопровождала конница. Византийский император позволил русскому войску беспрепятственно грабить близлежащие окрестности Константинополя. Вход же в бухту города, носящей название Бухта Золотого Рога, был перекрыт цепями. Летописей Нестор описывает невиданную жестокость русского войска, с которой они разоряли окрестности византийской столицы. Но даже этим они не могли угрожать Константинополю. На выручку пришла хитрость Олега, который приказал оборудовать все корабли колесами. Далее по земле, при попутном ветре, на всех парусах отправиться на столицу Византии. Так и сделали. Над Византией нависла угроза поражения, и греки, осознав всю горесть нависшей над ними опасности, решили заключить мир с неприятелем. Киевский князь потребовал от проигравших оплатить по 12 (двенадцать) гривен на каждого воина, на что греки согласились. В результате 2 сентября 911 года (по данным летописей Нестора) между Киевской Русью и Византийской империей был составлен письменный мирный договор. Князь Олег добился выплаты дани русским городам Киеву и Чернигову, а также права беспошлинной торговли для русских купцов.
Князь Олег Вещий умер в 912 году. Точных данных о дате его рождения не сохранилось.
Внешняя и внутренняя политика Игоря
Культура Киевской Руси
Титул «Великий киевский князь»
Список правителей России
Путь из варяг в греки
Политика первых князей
Золотые паравозы Троцкого
В чем проблема датировок событий Древней Руси
ПОЧЕМУ КНЯЗЯ ОЛЕГА
ПРОЗВАЛИ ВЕЩИМ?
Отвечает Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
Князь Олег получил свое прозвище в 907 году,
когда с войском пошел на столицу Византии Царьград.
Языческое скандинавское имя Олег было родовым для русских князей и активно использовалось даже после принятия христианства вплоть до XV века. Под прозвищем Вещий стал известен первый князь Олег, преемник Рюрика. Согласно «Повести временных лет», он правил с 879 по 912 годы. Скандинав Рюрик княжил в Новгороде, а его соплеменник Олег пошел дальше: покорил Смоленск, а в 882 году и Киев. Именно Олегу летописец приписал знаменитую фразу: «Да будет это мать городам русским».
В современном русском языке это слово означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «в;штии» означало «мудрый». Монах-летописец XII века толковал прозвище Вещий как сравнение с языческими волхвами и даже осуждал его: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».
Академик Алексей Шахматов доказал, что Повесть временных лет была не первой русской летописью. Она лишь содержит пересказ более ранних летописных сводов, самый древний из которых относился к 1037–1039 годам, когда правил Ярослав Мудрый. Это был период расцвета Киевского государства: открывались школы и библиотеки, строились монументальные соборы, слагались былины, воспевавшие идею единой могучей Руси. В такой атмосфере и составили первое письменное изложение русской истории. Оно основывалось на иностранных документах, а также на устных сказаниях и легендах. Сведения о князьях-язычниках, в том числе об Олеге, создатели летописи почерпнули в основном из устной традиции и «отредактировали» их в соответствии с текущей политической ситуацией и православным мировоззрением. Поэтому историки сомневаются в достоверности многих фактов, описанных в Повести.
Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками. Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в самых ранних летописях этого эпизода не было. Зато рассказ о гибели Олега, который лег в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.
В «Песни», услышав предсказание о смерти «от своего коня», Олег больше не садился на скакуна. Спустя несколько лет князь узнал, что конь умер.
…Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня…
…Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
В основе произведения Пушкина лежала версия, изложенная в Повести временных лет: «…и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица (гора в Киеве. — Прим. авт.)». По сведениям Новгородской первой летописи, Олега похоронили недалеко от Ладоги (ныне — Старая Ладога). Норвежские же саги рассказывают о герое Одде Стреле, который правил огромной территорией на Востоке. По скандинавской версии, в старости Одд-Олег вернулся в родную Норвегию, где его и укусила змея, которая пряталась среди костей коня. Тело героя по традиции викингов предали огню.
Вещий Олег и княгиня Ольга: кем они на самом деле были по национальности
Сторонники происхождения княжеской власти из Скандинавии считают, что и Вещий Олег, и княгиня Ольга были норманнами по той причине, что их имена якобы произошли от мужского шведского имени Хельги. Но давайте посмотрим, что о происхождении этих древних русских правителей говорят летописи.
У автора летописи сомнений по поводу национальности Олега нет. Он твердо называет его русским: «А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет», – пишет летописец.
Но Иоакимовская летопись утверждает, что Олег приходился Рюрику шурином – братом жены Ефанды, которая была «дoчерь князя Урмaнскoгo», которого приверженцы норманской теории относят к скандинавам. Так где же правда?
Если следовать за топонимикой Руси, то окажется, что урманом называли густые дебри на юге страны. Топоним «урман» до сих встречается на картах Причерноморья. В словаре Ушакова «урман» означает «хвойный лес».
Если обратиться к статье историка Лидии Павловны Грот «О летописных урманах и о титуле «князь Урманский», то окажется, что во времена Вещего Олега на землях современной Польши и Пруссии, рядом с государством славян-ободритов, существовало древнее славянское княжество Вармия (Warmia), название которого на латыни писали как Varmia, а на старопрусском – Wormjan. Самым древним названием княжества было Урмия (Ormland), то есть правили ей «урманские» князья.
Очевидно, что и Олег, и его сестра Ефанда, жена Рюрика, были западными славянами. Но как же слова летописца о том, что Олег был «русским»? Оказывается, он тоже был прав, ведь речь шла о Балтийской Руси.
Литовский историк Теодор Нарбутт так определял ее местонахождение: «. на восток до Куришгафа; по всему восточному побережью, на север – до древней Югрии, на запад – до провинций Пруских Скиров и Сударгов». Он же писал, что река Неман прежде называлась Русь. Ее восточный рукав называли Руссь, Руснит, Русна или Русения, а западный – назывался Варрус. Такое же название имело древнее поселение на реке, что по-литовски означало – Варяжская Русь.
Что до попыток норманистов связать между собой слова «норманны» и «урман», то их еще в XVII веке их поставил на место Василий Никитич Татищев, указавший, что «мурема», «маурема» по-скифски означает «поморие» – приморская, многоводная земля, «отчего доднесь поморие северное около Двины и Колы имянуют Мауремани и Мурмани, яко и град Муром. от множества болот или от народа, пришедшаго с моря, имя получил».
Согласно Повести временных лет Ольга была уроженкой Пскова, а житие Святой уточняло, что она появилась в селении Выбуты под Псковом. Житие указывает, что Ольга была незнатного варяжского рода, то есть из славян-ободричей или из руси.
Иоакимовская летопись сообщает, что Ольга была знатного славянского рода. Звали ее в девичестве Прекрасой, а позже Олег, выбрав Игорю невесту, переименовал ее «в свое имя».
Таким образом, мы находим, что ни Вещий Олег, ни княгиня Ольга никакого отношения к норманнам не имели, а по происхождению были славянами – русью или варгами (варягами). А их якобы норманнское происхождение зиждется исключительно на том, что их имена Олег и Ольга вроде бы восходят к скандинавскому имени Хельга.
Но было ли такое имя у шведов или норвегов?
Все началось с Хельги. А началось ли?
Вернемся к работам Лидии Грот, которая, будучи гражданкой Швеции тщательно изучила памятники того времени. Выводы своего исследования она опубликовала в статье «Об имени Хельги: с него все началось».
Грот выяснила, что единственный литературный памятник с упоминанием имени Хельга – это могильный камень с рунами, установленный в Смоланде (Ноббельсхольм). Это гранитный столбик на котором высечена надпись: «Гуннкель установил этот камень в память своего отца Гуннара, сына Роде. Хельги, его брат сделал для него саркофаг и похоронил его по христианскому обряду в Англии, в Бате». Камень украшен христианским крестом и стоит на границе трех поселений. Шведский ученый Рагнар Кинандер связывает его с саркофагом, найденным в XIX веке в соборе Св. Петра в Лондоне, в котором и покоится викинг Гуннар. Кинандер датирует саркофаг серединой XI века, а камень – второй половиной XI века.
Это подтверждают шведские именословы – имя Гуннар зафиксировано в рунических надписях только с XI века. Есть предположение, что камень установлен еще позже – в XII веке. В пользу этого говорит тот факт, что устанавливал его христианин, а распространение христианства в Швеции связывают с походом короля Норвегии Сигурда Крестоносца в 1123 году. И то весьма немногие в те годы соглашались креститься.
Как же тогда могут происходить языческие имена русских князей Олега (который в 879 году сел на княжение) и Ольги (которая родилась около 893 года), от имени христианина-викинга, жившего в XI–в XII веках?
О том, что имена Олег и Ольга были истинно русскими говорит тот факт, что в летописях есть множество их вариантов. Например: Олъгъ, Олегъ, Олгъ, формы падежей Олгомь и Олгови, есть имя Ольг (Хронограф XVII века) и Ельга, встречается имя Вольга, Волья, Волгъ. Есть варианты Легъ, Лга; Лжичи, Олжичи, Ольжичи.
Имена Олег и Ольга в разных вариантах встречаются в топонимике всей Руси. Это Волга – великая русская река, несущая воду с севера в Каспий, это Волхов, это реки Волга и Волошка – притоки Вятки, река Волгарица с притоком Малая Волгарица. В XVI веке в Каргапольском уезде в озеро Лача впадали реки Волга и Воложка. Река Волга встречается на юге Болморья и под Владимиром. Под Москвой в реку Нудоль впадает река Вельга. В Прионежье есть сразу несколько рек с названием Вилга. Наконец, есть река Вологда.
По России течет множество рек с названиями Ольшанка, Елшанка, Ильшанка. Есть и реки с названием Елга – это притоки Цильни, Стерли и Вятки. Ипатьевская летопись упоминает реку Олег, а под Курском есть город Льгов.
В бассейне реки Лабы (Чехия) есть река Влга. И наконец, однокоренным с именами Вольг/Олег и Вльга/Ольга – является имя древнего языческого божества славян – Волоса/Велеса. Таким образом, имена князя Олега и княгини Ольги, очевидно, издревле появились на Русской равнине и являются истинно русскими.
РУССКАЯ СУДЬБА. 882 ГОД.
«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом,
разделившийся сам в себе, не устоит».
Матфей, 12:25
882 ГОД
В IX веке сложилось два центра объединения восточнославянских племен – Киев, главный город полян, и Ладога, главный город словен (ильменских).
Северо-русское племя словен (ильменских) управлялось своим князем Гостомыслом. После его смерти племя попало в зависимость от варягов и стало их данником. В 862 г. словене отказались от уплаты дани. В борьбе за власть у них начались беспорядки и распри. Устав от всего этого, словене пригласили на княжение предводителя прибалтийских славян Рюрика Славянина и его братьев Синеуса и Трувора (Имена братьев славянские. Например, рюрик означает – ререг, т. е. «сокол малой породы»). Братья были внуками словенского князя Гостомысла, их матерью – Умила Гостомысловна, отцом – Годлав Бодричский. Старший брат Рюрик (родился ок. 830 г. – умер в 879 г.) сел в Ладоге, средний брат Синеус – на Белоозере, младший, Трувор – в Изборске.
В 864 г., когда умерли младшие братья, Рюрик перебрался в Новгород. В города Полоцк, Ростов, Белоозеро и другие он назначил своих наместников.
В 882 г. начался период русской истории известный как «Киевская Русь». Это государство создало не местное племя – поляне, а пришлое – словене. Украинские националисты выводят свои корни из Киевской Руси. Если они потомки словен, то они являются «москалями-колонизаторами» по отношению к потомкам полян. А если они потомки полян, то при чем тут Киевская Русь?
В 1206 г. жители Галича призвали на княжение Владимира, Романа и Святослава Игоревичей. Братья были внуками галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла, их мать – Ефросинья Ярославна, а отец – Игорь Святославич (Кн. Новгород-Северский в 1180-1198 гг. Кн. Черниговский в 1198-1202 гг.), герой «Слово о полку Игореве».
Глядя на события тысячелетней давности сквозь призму современной действительности, так и хочется сказать: «В 882 г. Олег Варяжский с новгородской братвой решил наехать на киевских пацанов. Он взял Смоленск и Любеч, и поставил там своих смотрящих. Во главе киевских стояли Аскольд и Дир. Олег забил им стрелку, на которой главари киевских были убиты».