Что произошло в беларуссии с самолетом

Что произошло в беларуссии с самолетом

Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.

Все права защищены

Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть фото Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть картинку Что произошло в беларуссии с самолетом. Картинка про Что произошло в беларуссии с самолетом. Фото Что произошло в беларуссии с самолетом

Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть фото Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть картинку Что произошло в беларуссии с самолетом. Картинка про Что произошло в беларуссии с самолетом. Фото Что произошло в беларуссии с самолетом

23 мая самолет авиакомпании Ryanair, выполнявший рейс Афины — Вильнюс, экстренно сел в аэропорту Минска из-за сообщения о минировании, впоследствии не подтвердившемся. На борту находился находился экс-главред признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич. После посадки самолета блогера и его спутницу россиянку Софию Сапегу задержали.

Западные страны раскритиковали Минск после инцидента. Евросоюз официально запретил всем белорусским авиаперевозчикам с 5 июня использовать свое воздушное пространство и ввел санкции против физических и юридических лиц республики. Вслед за ЕС ограничительные меры наложили США, Великобритания и Канада.

18 декабря 2021

16 декабря 2021

15 декабря 2021

13 декабря 2021

10 декабря 2021

9 декабря 2021

8 декабря 2021

7 декабря 2021

6 декабря 2021

4 декабря 2021

3 декабря 2021

2 декабря 2021

25 ноября 2021

22 ноября 2021

11 ноября 2021

10 ноября 2021

3 ноября 2021

Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть фото Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть картинку Что произошло в беларуссии с самолетом. Картинка про Что произошло в беларуссии с самолетом. Фото Что произошло в беларуссии с самолетом

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2021

Источник

Чем грозит Белоруссии авиабойкот из-за скандала с Ryanair

Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть фото Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть картинку Что произошло в беларуссии с самолетом. Картинка про Что произошло в беларуссии с самолетом. Фото Что произошло в беларуссии с самолетом

Страны Европейского союза запретят белорусским авиакомпаниям использовать воздушное пространство европейских стран, заявил глава Евросовета Шарль Мишель по итогам саммита (прошел вечером 24 мая), на котором обсуждался инцидент с посадкой самолета Ryanair в Минске. Накануне, 23 мая, судно авиакомпании, совершавшее рейс из Афин в Вильнюс, было вынуждено изменить курс и совершить посадку в Белоруссии из-за сообщения о бомбе на борту. Информация об этой угрозе не подтвердилась, но посадка самолета обернулась задержанием одного из его пассажиров — сооснователя признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича.

Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть фото Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть картинку Что произошло в беларуссии с самолетом. Картинка про Что произошло в беларуссии с самолетом. Фото Что произошло в беларуссии с самолетом

«Саммит поручает Совету ЕС принять необходимые меры для запрета белорусским перевозчикам полетов в воздушном пространстве Евросоюза и закрыть доступ в аэропорты [государств] ЕС для рейсов, которые осуществляются такими авиакомпаниями», — говорится в итоговом заявлении. Это решение пока не вступает в силу, оно должно быть согласовано и утверждено в Совете ЕС на уровне министров.

Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть фото Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть картинку Что произошло в беларуссии с самолетом. Картинка про Что произошло в беларуссии с самолетом. Фото Что произошло в беларуссии с самолетом

Одним из первых, на инцидент в Минске отреагировало правительство Литвы — оно уже запретило местным аэропортам принимать и отправлять рейсы, маршруты которых проходят над территорией Белоруссии. Крупнейшей белорусской государственной авиакомпании «Белавиа» пришлось приостановить полеты в эту страну. Авиакомпания airBaltic, крупнейший по числу пассажиров перевозчик в странах Балтии, отказалась как от рейсов в Минск, так и от полетов через Белоруссию. О решении временно приостановить полеты над территорией Белоруссии также сообщили в голландской авиакомпании KLM.

К запрету присоединились политики США и Великобритании. Украина также рассмотрит вопрос приостановки авиасообщения с Белоруссией, заявил ее президент Владимир Зеленский.

РБК разбирался, какие последствия ждут белорусские предприятия, если обсуждаемые запреты станут реальностью.

Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть фото Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть картинку Что произошло в беларуссии с самолетом. Картинка про Что произошло в беларуссии с самолетом. Фото Что произошло в беларуссии с самолетом

Сколько Белоруссия зарабатывает на авиатранзите

Из-за прекращения полетов в воздушном пространстве Белоруссии пострадает национальный провайдер аэронавигационных услуг — госпредприятие «Белаэронавигация». До пандемии его диспетчеры обслуживали около 300 тыс. полетов в год. Последние годы этот показатель рос из-за желания авиакомпаний облетать восток Украины после трагедии с самолетом Malaysia Airlines, который был сбит ракетой из системы ПВО «Бук М1» в небе над Донецкой областью 17 июля 2014 года.

«В 2019 году мы обслужили за год 325 тыс. воздушных судов. Плотность движения была довольно высокой, но из-за пандемии она упала в наиболее критичные месяцы примерно на 80%», — говорил 15 мая гендиректор «Белаэронавигации» Леонид Чуро. Минский центр управления воздушным движением обслуживает 980 компаний из 100 стран мира. 83% — это транзитный поток, 17% — с посадками в Белоруссии, сообщало издание «Минск Новости». Больше всех используют воздушное пространство республики компании России — около 30%.

Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть фото Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть картинку Что произошло в беларуссии с самолетом. Картинка про Что произошло в беларуссии с самолетом. Фото Что произошло в беларуссии с самолетом

Как устроен бизнес «Белавиа»

Последние годы гражданская авиация Белоруссии ориентируется на развитие и обслуживание международных направлений, так как из-за небольших размеров страны в ней практически нет внутренних рейсов. «Белавиа», чей парк состоит из 31 самолета, включая самые современные Boeing 737 MAX и Embraer E195-E2, реализует модель транзитного перевозчика уже несколько лет. Толчком для этого стало закрытие прямого авиасообщения между Россией и Украиной в конце 2015 года. Если в 2015 году доля трансферных пассажиров на регулярных рейсах «Белавиа» составляла 34%, то по итогам 2017 года — уже 49%. Его основная часть (83,3%) приходилась как раз на рейсы между Россией и Украиной, следует из отчетности «Белавиа».

Воздушный транспорт Белоруссии в целом и «Белавиа» в частности в последние годы, до пандемии COVID-19, находился на подъеме, отмечает Ланецкий. В 2020 году и сейчас рейсы «Белавиа» порой остаются единственной возможностью для путешествия жителей Европы между странами. Несмотря на коронавирусные ограничения, авиакомпания не останавливала полностью полеты, отмечает эксперт. Но из-за пандемии «Белавиа» закончила прошлый год с чистым убытком в размере 92 млн белорусских рублей (около 2,7 млрд руб.) против прибыли по итогам 2019 года в размере 68 млн белорусских рублей (2 млрд руб.).

Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть фото Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть картинку Что произошло в беларуссии с самолетом. Картинка про Что произошло в беларуссии с самолетом. Фото Что произошло в беларуссии с самолетом

Пандемия также сделала аэропорт Минска одним из крупнейших хабов в Восточной Европе. Самыми популярными направлениями у пассажиров аэропорта были Киев, Стамбул, Амстердам, Париж и Варшава. По данным Friendly Avia Support, «Белавиа» до пандемии выполняла в минском аэропорту большинство рейсов — свыше 70% (сейчас даже больше). На российские авиакомпании приходилось около 20% рейсов, примерно 10% рейсов выполняли европейские авиакомпании. Поэтому уход европейских компаний не станет большой потерей для Минска, как сокращение полетов «Белавиа», рассуждает Ланецкий.

Хаб для россиян

Многие российские туристы стали использовать Белоруссию в качестве транзитного хаба после запрета полетов в Грузию, Украину, Египет, а недавно и в Турцию. Сразу после введения ограничений на полеты на турецкие курорты в апреле 2021 года из-за роста числа случаев заболевания коронавирусом резко вырос интерес к полетам в Турцию из Белоруссии, отмечает представитель сервиса поиска билетов Aviasales Янис Дзенис: пользователи начали искать для себя альтернативные маршруты. Билеты из Минска в Стамбул стоят от 14 тыс. руб., никаких ограничений для россиян нет, главное — добраться до аэропорта Минска, указывает он.

Белоруссия входит в топ-10 популярных направлений на Ozon.Travel в январе—апреле 2021 года, добавляет гендиректор сервиса Михаил Осин. В 70% бронирований Минск является конечной точкой назначения. Что касается пересадок в республике, то чаще всего дальнейший маршрут россиян подразумевает перелеты на Украину (16% от всех бронирований с пересадкой в 2021 году). Также с пересадкой в Минске выбирают путешествия в Грузию и Казахстан — 8 и 3% соответственно.

У российских туроператоров нет программ на выездном направлении, в которых задействована перевозка на курорты через Минск, этим хабом пользуются для поездок за рубеж только самостоятельные туристы, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

Есть ли у инцидента с Ryanair судебные перспективы

Сразу после инцидента с вынужденной посадкой самолета Ryanair, летевшего по маршруту Афины — Вильнюс, Международная организация гражданской авиации (ICAO) заявила, что «серьезно обеспокоена» ситуацией, которая может противоречить Чикагской конвенции. Этот договор, который Белоруссия подписала в 1993 году, устанавливает основные принципы работы международной авиации, включая правила пролета над территорией стран-участниц.

Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть фото Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть картинку Что произошло в беларуссии с самолетом. Картинка про Что произошло в беларуссии с самолетом. Фото Что произошло в беларуссии с самолетом

Теоретически Ирландия, где зарегистрирована Ryanair, или Литва, куда летел лайнер, могут обратиться в Международный суд ООН в Гааге, но тот в лучшем случае просто установит факт нарушения Чикагской конвенции, считает управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. По его мнению, у пассажиров этого самолета нет оснований требования какой-либо компенсации от Белоруссии. Чикагская конвенция исходит из добросовестности государств-участников, а основным принципом современного воздушного права является безопасность международной гражданской авиации. «Поэтому требовать компенсации формально не за что: пока не доказано иное, Белоруссия заботилась о жизнях пассажиров рейса Ryanair», — объясняет юрист.

На практике никак не доказать, что ситуация с вынужденной посадкой в Минске была сконструирована для достижения политических целей — для задержания журналиста оппозиционного издания Романа Протасевича, добавляет директор Института воздушного и космического права AEROHELP, эксперт в области воздушного права Олег Аксаментов. Одного сообщения о заминированном воздушном судне достаточно, чтобы обеспечить безопасную внеплановую посадку самолета в аэропорту, указывает он.

Пассажиры рейса могут предъявить требования компенсации за задержку самой авиакомпании, замечает Аксаментов. По 261-му регламенту ЕС компенсация выдается в случае отмены рейса или длительной задержки, тем более рейс был из Афин в Вильнюс, а обе страны — члены Евросоюза. Но, по его мнению, Ryanair, скорее всего, не будет ничего выплачивать. Пассажирам надо будет идти в суд, где компания легко докажет, что задержка произошла не по ее вине.

Источник

Негодование Запада по поводу незапланированной посадки самолета в Белоруссии прокомментировали в МИД России

В российском МИД прокомментировали международную реакцию на посадку в Минске лайнера, следовавшего накануне в Вильнюс из Афин. На Смоленской площади напомнили об аналогичных инцидентах в других странах и выразили недоумение: почему же те случаи тогда не вызывали столь широкий резонанс? Решение приземлиться в белорусской столице принимал экипаж после сообщения о якобы минировании.

Пассажиров выводят по очереди, кинологи обследуют ручную кладь. Также проверяют багаж. Рейс авиакомпании Ryan Air вылетел из Афин в Вильнюс. Но когда судно пролетало над территорией Белоруссии, поступило сообщение о минировании. В итоге самолет сел в Минске. Для сопровождения белорусской стороной в воздух был поднят истребитель.

«После того, как командир данного воздушного судна развернул самолет в сторону Минска, было принято решение поднять дежурный экипаж МиГ-29 с аэродрома Барановичи. Дежурный экипаж получил задачу осуществлять контроль и, в случае необходимости, оказать помощь гражданскому судну для того, чтобы осуществить безопасную посадку на аэродром Минск-2», – сообщил начальник главного штаба, первый заместитель командующего Военно-воздушными силами и войсками ПВО Белоруссии Андрей Гурцевич.

В Минске сообщили, изначально не было известно, что именно на этом рейсе находится один из создателей телеграмм-канала «Нехта», Роман Протасевич. В Белоруссии этот канал признан иностранной экстремистской организацией и запрещен. Местные власти сообщили, что узнали о нем после того, как сопровождающая Романа Протасевича девушка отправила его фотографию автору другого оппозиционного телеграмм-канала и он ее опубликовал. Пассажиры самолета еще в полете заметили беспокойство Протасевича.

«Когда нам сообщили, что мы садимся в Минск, Роман резко встал и попытался забрать багаж, он передал компьютер и телефон девушке, которая летела с ним», — рассказал один из пассажиров.

Телеканал «Белоруссия 24» обнародовал переговоры диспетчеров с пилотами. В Минске сообщают, что именно командир воздушного судна принял решение садиться на территории Белоруссии.

В Европе осудили действия Белоруссии. Премьер-министр Польши предложил обсудить случившееся на заседании Совета Европы и призвал ввести против Минска новые санкции. Во Франции также настаивают на ответных действиях. Объяснений требуют и в Германии.

Впрочем, бурная реакция из европейских столиц не совсем понятна. Случаи, когда государства сажали гражданские самолеты других стран на своей территории происходили и раньше. Так, в 2012 году Турция приказала приземлиться борту, следовавшему по маршруту Москва — Дамаск. А в 2016 году Украина заставил вернуться самолет авиакомпаниям «Белавия».

А вот как ситуацию прокомментировал министр иностранных дел Сергей Лавров: «Представитель Министерства иностранных дел Республики Беларусь сделал развернутое заявление, подчеркнул готовность белорусских властей действовать в этом вопросе транспарентно, готовность следовать всем международным правилам и гарантировать полную транспарентность, включая, в случае необходимости, прием международных экспертов. Я думаю, что это абсолютно разумный подход. Да, еще было подчеркнуто, что Беларусь готова предоставить все необходимые материалы, которые подтвердят, как было сказано, что соответствующие авиационные власти действовали в рамках международных правил».

Вынужденная посадка самолета президента Боливии Эво Моралеса на территории Австрии, о которой говорит Мария Захарова, произошла в 2013-м. Тогда Франция и Португалия, как по команде, закрыли свое воздушное пространство для президентского борта. Выяснилось, что американцы пытались найти в самолете разыскиваемого США бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена.

Источник

В МИД Белоруссии прокомментировали инцидент с незапланированной посадкой самолета

Белоруссия готова продемонстрировать все материалы по инциденту с самолётом, который по пути из Афин в Вильнюс совершил незапланированную посадку в Минске. Об этом заявили в МИД республики. Из переговоров экипажа с диспетчерами следует: решение экстренно приземлиться принял командир воздушного судна после сообщения о якобы минировании. Опасения не подтвердились. А вот при проверке пассажиров оказалось, что этим рейсом летел Роман Протасевич, против которого в Белоруссии заведено уголовное дело сразу по нескольким статьям.

Пассажиров выводят по очереди, кинологи обследуют ручную кладь. Также проверяют багаж. Рейс авиакомпании Ryan Air вылетел из Афин в Вильнюс. Но когда судно пролетало над территорией Белоруссии, поступило сообщение о минировании. В итоге самолет сел в Минске. Для сопровождения белорусской стороной в воздух был поднят истребитель.

– После того, как командир данного воздушного судна развернул самолет в сторону Минска, было принято решение поднять дежурный экипаж МиГ-29 с аэродрома Бараныч. Дежурный экипаж получил задачу осуществлять контроль и в случае необходимости оказать помощь гражданскому судну для того, чтобы осуществить безопасную посадку на аэродром Минск-2, – сообщил Андрей Гурцевич, начальник главного штаба, первый заместитель командующего Военно-воздушными силами и войсками ПВО Белоруссии.

В Минске сообщили, изначально не было известно, что именно на этом рейсе находится один из создателей телеграмм-канала «Нехта», Роман Протасевич. В Белоруссии этот канал признан иностранной экстремисткой организацией и запрещен. Местные власти сообщили, что узнали о нем после того, как сопровождающая Романа Протасевича девушка отправила его фотографию автору другого оппозиционного телеграмм-канала, и он ее опубликовал. Пассажиры самолета еще в полете заметили беспокойство Протасевича.

– Когда нам сообщили, что мы садимся в Минск, Роман резко встал и попытался забрать багаж, он передал компьютер и телефон девушке, которая летела с ним.

Телеканал «Белоруссия 24» обнародовал переговоры диспетчеров с пилотами. В Минске сообщают, что именно командир воздушного судна принял решение садиться на территории Белоруссии.

И вот только что появился комментарий официального представителя российского МИД Марии Захаровой. На своей странице в Facebook она раскритиковала реакцию Запада на инцидент, припомнив аналогичные действия с самолетами в других странах. Захарова подчеркнула, «либо должно шокировать все, либо не должно шокировать аналогичное поведение других». И процитировала известную фразу на латыни, которая переводится как «что позволено Юпитеру, не позволено быку».

Источник

«Это выстрел себе в обе руки, ноги и голову». Как история с самолетом ударит по экономике

Инцидент с вынужденной посадкой самолета Ryanair в Минске вылился в ряд жестких ограничений для белорусского воздушного пространства и анонса нового пакета санкций против Беларуси, включая ограничения по экспорту нефтепродуктов и промышленных товаров. Как эта история отразится на белорусской экономике, рассказывает руководитель научно-исследовательского центра Мизеса, исполнительный директор аналитического центра «Стратегия» Ярослав Романчук.

Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть фото Что произошло в беларуссии с самолетом. Смотреть картинку Что произошло в беларуссии с самолетом. Картинка про Что произошло в беларуссии с самолетом. Фото Что произошло в беларуссии с самолетом

Экономист Ярослав Романчук. Фото: facebook

Что произошло?

В воскресенье рейс Ryanair Афины-Вильнюс вынужденно сел в аэропорту Минска. Как заявили белорусские власти, им поступило анонимное сообщение о минировании самолета. По странному совпадению, на борту самолета находился Роман Протасевич – основатель Телеграм-канала, признанного в Беларуси экстремистским. Он был задержан вместе со своей девушкой, гражданкой России, Софией Сапега. После проверки багажа и пассажиров рейс продолжил полет в Вильнюс, пишет Народная Воля.

На следующий день на Саммите ЕС было принято решение запретить белорусским авиакомпаниям полеты в Евросоюз, а европейским авиакомпаниям рекомендовали избегать воздушного пространства Беларуси. Кроме того, лидеры ЕС призвали как можно скорее ввести новый пакет санкций против Беларуси. Это также спровоцировало падение стоимости белорусских гособлигаций на Московской бирже.

Страна-тупик

– Все, что связано с обнулением репутации Республики Беларусь, превращением официального правительства в нерукопожатный орган, грозит очень серьезными экономическими последствиями для нашей страны.

Поэтому «сюжет с самолетом» является триггером реакции, происходящей в ЕС: не только наши соседи, все страны Старого Света не могут не реагировать на произошедшее.

Они ждут тщательнейшего расследования произошедшего, при этом запрет на полеты «Белавиа» в ЕС и отказ европейских перевозчиков от нашего неба (за что еще должны проголосовать все профильные министерства стран ЕС) нанесут белорусской экономике серьезный урон.

Я уже не говорю о серьезной потере логистических поступлений и невозможности нормальной работы для «Белавиа» и аэропорта «Минск-2», в который были вложены немалые средства. Мало того – даже такой масштабный логистический проект, как «Новый Шелковый путь», был рассчитан на то, что Беларусь может быть хабом, – чтобы товары аккумулировались здесь и затем были перенаправлены в ЕС. А сейчас получается «страна-тупик».

От того, что реальность ведения секторальных санкций предельно близка (они еще не подписаны всеми 27 профильными министрами), могут последовать все остальные проблемы – связанные и с облигациями, и со сложностью размещения дополнительных источников ресурсов. Принудительная посадка борта Афины-Вильнюс стала катализатором очередного кризиса, в который вступает наша страна.

Это я еще не говорю о возможных проблемах для железнодорожного и автомобильного транспорта. Если еще и здесь будут приняты какие-то ограничения, то это станет катастрофическим ударом по логистически-транзитному потенциалу страны.

«Белавиа» похоронена

– Директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский вчера заявил, что «для авиакомпаний экономически невыгодно облетать Беларусь, потому что мы кратчайший коридор для транзита на территорию РФ и с учетом закрытого воздушного пространства над Донецком». Перевесят ли экономические соображения, хотя бы для некоторых стран, политические решения лидеров 27 европейских государств?

– Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Латвия, Литва уже ввели запреты. Если белорусские госорганы убедят международные организации в той версии событий, что озвучена публично (с ХАМАС и так далее), то да, шансы есть.

Но даже при этом запрет ЕС уже нанес серьезный урон – на российском «крыле» далеко не улетишь: ведь Украина подключилась к санкциям, и будет совсем худо – это лишит «Белавиа» и «Белаэронавигацию» практически всех доходов.

Банкротство всей авиаинфраструктуры совершенно очевидно: «Белавиа» похоронена», «Минск-2» заморожен – все кредиты и сотни миллионов долларов платежей по лизингу самолетов придется вешать на бюджет и вводить внешнее управление компанией.

Размещения долга сейчас крайне невыгодны

– На фоне инцидента с принудительной посадкой самолета Ryanair белорусские облигации падают в цене на Московской бирже (ММВБ). Насколько это важно и какой урон может нанести?

– Облигации – это ожидания инвесторов заработать на белорусском долге. Сегодня они оцениваются крайне низко. Потому что люди видят, что во все более вероятном случае негативного сценария развития событий держатель проиграет, а не выиграет.

Рынок видит, что белорусские власти могут столкнуться с беспрецедентным для себя уровнем собственного отягощения и фискального бремени, не будет доходов, вероятны ограничения, связанные с нефтью и нефтепродуктами, логистикой.

Если брать самые негативные сценарии, то это грозит падением белорусской экономики в 5-7% ВВП в этом году. Даже в ситуации очень благоприятной конъюнктуры. И рассчитывать на четкую, устойчивую и прибыльную работу экономики, что позволит отдавать долги, не приходится, отсюда и такая негативная реакция рынка.

В этой ситуации важно еще и то, что она влияет не только на размер дохода по уже имеющимся у них облигациям, но и на размещение новых на российском рынке. А ведь планы были на привлечение огромных средств (100 млрд рос. рублей) – до сих пор в таких объемах белорусские облигации в РФ никогда и близко не размещались. Но сегодня понятно, что процентные ставки и доходность по ним может стать серьезным бременем для бюджета и обслуживать их крайне проблематично.

Стрельба себе в обе руки, ноги и голову

– Заполыхал дипломатический скандал с Латвией. Насколько экономически эта страна важна для Беларуси? Стоит ли говорить о том, что разрыв связей с ней принесет серьезные последствия для белорусской экономики?

– Латвия была надежным партнером для белорусских властей по нефтепродуктам. Напомню, что «растворители-разбавители» шли во многом как раз через Латвию. На этом фоне в Беларуси усилились позиции другого латышского бизнеса. К тому же не стоит забывать о позиции этой страны по БелАЭС – вопреки жесткой позиции Литвы они собирались покупать нашу электроэнергию.

Так что я не стал бы говорить, что конфликт с Латвией, которая действительно имела более мягкую позицию чем другие наши соседи – Литва и Польша – по многим вопросам, не принесет нам ощутимого урона.

И эскалация конфликта выглядит крайне эмоциональным решением. Это похоже на то, что официальный Минск стреляет себе в обе руки, ноги и голову.

Я не вижу никаких аргументов, которые могли бы оправдать такое жесткое поведение, столь драматические меры. Которые никак не укладываются в режим «подумали и решили». Это размахивание руками направо-налево после того, как ввязались в драку. Ведь даже высылка посла – это крайняя мера, редко применяемая в дипломатии. А высылка всех сотрудников посольства «в 48 часов» – это вовсе не о правилах и соблюдении дипломатического этикета, не о национальных интересах – это эмоциональная реакция на действия других стран. Вне зависимости от того, правы они или нет, нужно это или не нужно.

Что в итоге? Каков размер возможных потерь?

– Сейчас нас, по всей вероятности, ждет «обнуление» «Белавиа» и превращение всей авиаинфраструктуры (в том числе аэропорта «Минск-2») в пассив. А также очень серьезные проблемы в реализации проектов «Бремино-Групп». Это логистические центры в Орше, Гродно, это потери «Белтаможсервиса» – всех тех, кто зарабатывал на логистическом потенциале Республики Беларусь.

Ведь после столь жесткого и быстрого принятия санкций Саммита ЕС многие компании станут делать все, чтобы не использовать Беларусь в качестве страны для транзита грузов. Ситуация, когда страна имеет статус опасной для транзита как грузов, так и физических лиц, – это тот негативный фон, при котором очень сложно вести бизнес.

Кроме того, уже заморожены инвестиции Евросоюза на 3 миллиарда евро, закрыта возможность размещения еврооблигаций. Все, что связано с внешней деятельностью, было отправлено в пике ситуацией с самолетом Ryanair.

Но это только видимая часть айсберга проблем – эта ситуация остро чувствуется белорусами – когда в стране против них «омоноэкономика», когда за пределы страны просто так не выедешь и не вылетишь, это негативно влияет на потребительские настроения и экономику в целом.

Решение 27 лидеров стран Евросоюза может оказаться лишь первым в цепочке. Если ситуация будет развиваться в негативном ключе, я полагаю, что может быть рекомендация на запрет использования Беларуси как территории для транзита сухопутных грузов.

Пока можно сказать, что процедуры – это наш шанс. Речь о том, что политическое решение должно быть утверждено в профильных министерствах всех 27 стран Евросоюза. Формулировки могут быть у разных стран разными. Вопрос в том, насколько белорусские власти понимают важность и возможность разрешения ситуации.

У белорусских властей есть небольшой шанс нейтрализовать самую большую угрозу в виде полной транспортной авиаблокировки страны.

В том числе и отыграть назад в дипломатическом скандале с Латвией. Пока сохраняется небольшая возможность вернуть ситуацию обратно и наказать тех, кто виноват в ней, создав комиссию с привлечением всех заинтересованных сторон.

Но времени немного – судя по скорости принятия решений о запрете полетов для «Белавиа», речь не о неделях, а о днях.

Воспользуйтесь услугой по доступу к информации в виде PDF газеты Intex-press. Присоединяйтесь к нам в Viber или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *