Что произошло в бхопале
35 лет назад в Индии произошла Бхопальская катастрофа
35 лет назад в индийском Бхопале в штате Мадхья-Прадеш произошла крупнейшая в мире техногенная катастрофа: на химическом заводе в результате утечки 42 тонн токсичного газа метилизоцианата погибли около 3 тыс. человек. Ряд источников при этом настаивает на 7 тыс. Еще порядка 15 тыс. умерли в последующие годы. Общее количество пострадавших оценивается в 150-600 тыс. жителей. Причина трагедии так и не была официально установлена. С тех пор Бхопал называют «индийским Чернобылем». Тысячи жителей болели и умирали от зараженной воды и почвы и через 20 лет после катастрофы.
Эта авария была не первой на заводе. Только с 1981-го и до декабря 1984 года на предприятии произошло, по крайней мере, пять химических инцидентов.
Заводской профсоюз неоднократно подавал жалобу властям штата Мадхья-Прадеш о плохом состоянии систем безопасности. Чиновники предпочитали не мешать взаимовыгодному сотрудничеству.
Зачем американцы пришли в Индию
Если сегодня в Бхопале проживают около 2 млн человек, то в 1961-м, как следует из книги Ольги Осколковой «Центральная Индия: экономико-географическая характеристика», население города не превышало 102 тыс. жителей. Стремительный рост численности был связан, в том числе, с приходом в регион крупного американского бизнеса и открытием новых рабочих мест. Основанный в своем современном виде в XVII веке афганским полководцем Дост Мухаммедом, Бхопал расположен в южной части плато Мальва на высоте около 600 м над уровнем моря на берегу большого искусственного озера Бхопалтал, которое делало его одним из привлекательнейших городов Индии. Берега водоема украшали дворцы и мечети, неподалеку высилась крепость Фатехгарх.
Когда в 1970-х индийские власти озаботились вопросом привлечения в страну инвестиций из-за рубежа, американцы сразу же обратили внимание на эту местность. Как следствие, компания Union Carbide получила разрешение на постройку в Бхопале завода по производству пестицидов для нужд сельского хозяйства. Планировалось, что для создания пестицидов завод будет импортировать часть химикатов, произведенных на других предприятиях корпорации. Однако в условиях обострившейся конкуренции на местном рынке на бхопальском заводе было освоено собственное производство необходимых химикатов, требующее более сложных и опасных процессов, нежели проектировалось изначально.
«Часто иностранные компании предлагают бесплатно построить в развивающихся странах заводы по переработке опасных отходов, если на них впоследствии будет перерабатываться и определенное количество зарубежных отходов, — отмечается в материале Михаила Калинина «Новый экологический менеджмент: внутренние резервы человечества», опубликованном в сборнике «Глобальные проблемы человечества».
— Однако известно, что некоторые отходы, не являющиеся токсичными, при переработке становятся ядами».
В 1984 году в Бхопале проживали почти 900 тыс. человек. Индийский филиал Union Carbide состоял из 14 предприятий с 9 тыс. сотрудников и являлся значительной частью глобальной бизнес-стратегии корпорации, которая активно развивалась, начиная с послевоенного периода. Вместе с тем в первой половине 1980-х завод из-за резкого падения спроса на свою продукцию по причине неурожая переживал тяжелые времена. Владельцы хотели продать убыточное предприятие, но покупателя не находилось. Работу продолжали на устаревшем оборудовании. Нормы безопасности были умышленно снижены по экономическим причинам.
«У меня произошел выкидыш посреди улицы»
Завод в Бхопале выпускал пестицид карбарил с торговым названием «Севин». Для этого на предприятии сначала производили фосген, который затем в смеси с монометиламином становился метилизоцианатом. На последней стадии, смешивая метилизоцианат с нафтолом, получали пестицид. По той же схеме производились пестициды на американском предприятии Union Carbide в Западной Вирджинии. В Бхопале наработанный етилизоцианат хранился на заводе в трех стальных частично вкопанных в землю емкостях, каждая из которых могла вместить около 60 тыс. литров жидкости. Перекачка химиката происходила путем повышения давления в резервуаре при закачке в него газообразного азота.
Катастрофу спровоцировал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения, что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана.
В промежутке с 0:30 до 2:00 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 т ядовитых паров.
Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал в 2 км от завода.
«Смертельное облако медленно, со скоростью около 5 км в час, дрейфовало в ночном воздухе в юго-восточном направлении, — указывается в статье Алексея Матюнина «Хиросима химической индустрии», вышедшей в журнале «Гражданская защита» в 2005 году. — Поскольку ночь была прохладной, концентрированное ядовитое облако прижималось к земле, его высота не превышала пяти метров. Люди пробуждались в своих домах от приступов удушья и кашля. Они ощущали сильную резь в глазах, их легкие заполнялись жидкостью. Многие погибли во сне, так и не проснувшись».
Как вспоминала работница службы общественного здравоохранения в бхопальской клинике Азиза Салтан, после полуночи она проснулась от сильного кашля своей трехлетней дочери Рубины. С улицы доносились крики людей, все время повторявших: «бегите, бегите». Затем восьмимесячный сын женщины застонал и потерял сознание. Собственные ощущения Салтан сравнивала с тем, как если бы ей пришлось вдыхать огонь.
«Я схватила детей и выбежала на улицу, неся Мохсина на руках и держа за руку Рубину. Мы были в ночной одежде, — рассказывала она. — На улице было очень холодно, но мы не чувствовали холода. Большое количество обуви, платков и другой одежды было разбросано вокруг. Белые облака окутали все. Уличные фонари напоминали точки света. Я видела большое количество бегущих людей, слышала крики о помощи. Мы бежали в гору к больнице Хамидия. На одном из перекрестков все мы упали на землю.
Я в то время была на втором месяце беременности, и у меня произошел выкидыш прямо посреди улицы.
Если бы мы остались на том перекрестке, то наверняка бы погибли. Но мы поднялись и побежали дальше».
«Между трупами бродили стервятники»
Тысячи людей метались по улицам, не догадываясь применить хотя бы простейшие средства защиты. К рассвету, когда газ рассеялся, многие, попавшие в ядовитое облако, были уже мертвы или отравлены. Так, на автобусной станции и железнодорожном вокзале умерли почти все находившиеся на дежурстве служащие и пассажиры. В своем материале Матюнин приводит данные, согласно которым в первые часы погибли от 2 до 8 тыс. человек.
Если верить одному из американских журналистов, чье имя, однако, в тексте не называется, спустя 30 часов на территории завода продолжали лежать мертвые тела. Их подбирали и складывали в грузовики. Все магазины в городе были закрыты, и на каждой улице в сточных канавах лежали люди, мучавшиеся от кашля и рвоты.
«Между трупами бродили стервятники. Когда они отлетали в сторону, их место занимали собаки, разрывая человеческую плоть на части. Спасением мертвых от хищников занимались вооруженные винтовками солдаты. Им помогали местные жители с длинными палками. Маленькие дети с загнанными, воспаленными глазами куда-то бежали, явно не зная куда», — отмечал корреспондент.
Российский ученый, доктор геолого-минералогических наук Петр Ваганов в 2002 году рассказывал «Деловому Петербургу», что
«за сутки в Бхопале погибли свыше 4 тыс. человек, а всего пострадали около 400 тыс.»
В одной из своих главных научных работ «Человек. Риск. Безопасность» Ваганов подчеркивал, что случившееся в Бхопале «справедливо называют самой тяжелой техногенной катастрофой в истории». Согласно суждению ученого, степень тяжести катастроф, как природных, так и техногенных, определяется числом человеческих жертв, и по этому показателю именно Бхопал занимает первое место.
«Все напоминало фильм ужасов»
С Вагановым согласен заслуженный деятель науки России, доктор технических наук Вемир Амбарцумян. В своей книге «Безопасность человека в новом тысячелетии» профессор резюмирует, что причиной взрыва стали три фактора:
плохой контроль за состоянием танков с реагентами и другие нарушения правил техники безопасности,
халатность и неопытность руководства завода, инженерно-технического персонала и медицинской службы и использование устаревшего оборудования.
По состоянию на середину 2000-х годов около 20 тыс. человек проживали рядом с заброшенным заводом, где токсичные химикаты продолжали лежать на открытых площадках. По разным оценкам, от 50 до 150 тыс. жителей Бхопала в тот же период страдали хроническими заболеваниями, связанными с токсическим поражением. Большинство из них не могло работать и фактически голодало.
Интернет-пользователь с ником nick_holmes в 2010 году утверждал в «Живом Журнале», что побывал в Бхопале двумя годами ранее – в 2008-м.
«Ужасающее зрелище. До сих пор видны последствия этой катастрофы на людях. Мутации, болезни. Уезжал оттуда поздно ночью в Бомбей. Когда ждал поезд, все происходящее напоминало фильм ужасов, когда меня окружали изуродованные люди и просили милостыню. Страшно!» — писал он, прилагая для убедительности свои фотографии из «индийского Чернобыля».
Крупнейшая техногенная в истории: трагедия в Бхопале (18+)
Двойные стандарты американской компании убили 20 тыс. человек
Ядовитая ночь на индийском заводе
Эти фото сделаны 3 декабря 1984 г. Утром этого дня улицы Бхопала усеяли 3 тысячи мертвецов и тысячи трупов кошек, собак, птиц и коров. Но это были только первые жертвы аварии на американском химзаводе «Union Carbide», в каждый следующий день сотнями умирали и умирали отравленные ядами бхопальцы. Минимальная оценка числа погибших от прямых последствий аварии — 18 тыс. человек.
Химический завод находился рядом с городом и уже более 15 лет производил пестициды. Для производства основного инсектицида (севина) необходим метилизоцианат (МИЦ) и фосген (фосген использовался еще с Первой мировой войны как боевое отравляющее вещество). МИЦ — это смертельно ядовитый газ, при концентрации его в воздухе более 0,05 мг на кубометр он наносит всему живому в зоне поражения тяжелые повреждения: сжигает слизистую, глаза, клетки легких заполняются кровью и начинается их отек с высоким риском смерти от удушья или получения пожизненной инвалидности.
Руководство «Union Carbide» отлично знало, что такое метилизоцианат. Газ испаряется при нагреве 39 °C и нуждается в особых условиях хранения, особенно в жарком климате Индии; кроме того, необходима полная изоляция МИЦ от внешней среды, так как добавление воды в сжиженный газ вызывает реакцию с выделением тепла, а значит — нагрев и испарение этого яда. Три цистерны с МИЦ были вкопаны на заводе в Бхопале в землю и снабжены на случай аварии несколькими системами безопасности. При начале экзотермической реакции можно было применить несколько средств спасения: 1) так называемый скруббер (подключенный к цистерне нейтрализатор яда); 2) холодильник с пустой цистерной, куда можно перекачать ставший нестабильным МИЦ; 3) факел (по сути, труба), в который попадает испаряющийся газ и где он сжигается; 4) если все это не предотвратило утечку, рабочим следовало поливать водой из брандспойтов верх трубы, выбрасывающей пары МИЦ — холодная водяная завеса предотвращает распространение газа. Кроме того, в цистернах должна стоять заглушка, блокирующая попадание воды. В общем, на заводе имелось достаточно средств безопасности.
Хазира Би, одна из жительниц, вспоминала: «Люди падали на землю, изо рта у них шла пена. Многие не могли открыть глаза. Я проснулась после полуночи. Люди выбегали на улицу кто в чем был…» Бежали, глотали еще больше отравы и в кошмарных мучениях умирали. Кого-то задавили в паникующей толпе, кто-то умер к утру у больницы, не дождавшись помощи. Врачей на всех не хватало, да и они едва могли помочь — завод вовремя не поднял тревогу и не проинформировал докторов, чем отравлены люди. В первые три дня после аварии погибло 8 тыс. человек (еще 10 тыс. — в последующие месяцы и годы). Хуже всего пришлось детям. Газ распространялся у земли, так что чем ниже рост человека и меньше его вес, тем больше концентрация яда.
По масштабу жертв случившееся в Бхопале до сих пор остается крупнейшей техногенной катастрофой в истории. По сравнению с этим Чернобыльский 4-й энергоблок нервно чадит в сторонке. В Бхопале в 1984 г. жило 895 тыс. человек. Пострадало и получило медицинскую помощь 574 тыс. человек, из них более 200 тыс. — дети. До сих пор более 140 тыс. человек страдают от тяжелых заболеваний, вызванных аварией, многие остались инвалидами. Никого не эвакуировали, а почву вокруг завода и в городе не дезактивировали. На территории завода, закрытого вскоре после аварии, все еще хранятся сотни тонн опасных химических веществ. Когда идет дождь, яды через почву попадают в грунтовые воды. Жители пьют отравленную воду и едят отравленную пищу. До сих пор в Бхопале рождается большое количество больных детей; там высокая заболеваемость раком и другими опасными болезнями.
Преступление и наказание «Union Carbide»
В чем причина аварии? Как вода попала в цистерну, все еще неизвестно, скорее всего, по ошибке плохо обученного персонала во время рутинной промывки заводского оборудования. Но вода при всех системах безопасности еще не гарантировала катастрофы. Сразу же после случившегося в руководстве компании (прежде всего, директор Уоррен Андерсон) заявили, что вина лежит на некоем злоумышленнике, устроившем саботаж и специально налившем воду в цистерну с МИЦ. Мол, это мог быть мстительный уволенный рабочий. Но доказательств этой версии, перекладывающей ответственность с «Union Carbide» на таинственного саботажника, до сих пор не было представлено. Зато расследование аварии выявило огромное количество свидетельств преступной халатности топ-менеджмента.
Еще за несколько лет до аварии завод в Бхопале был многообещающим предприятием. Но проблема в том, что производство расширили, но расчет топ-менеджеров на рост рынка пестицидов не оправдался. Засуха 1983−84 гг. «добила» платежеспособный спрос индийского сельского хозяйства на пестициды, и завод стал еще более убыточным. Чтобы скомпенсировать этот провал, руководство постоянно сокращало расходы и перестало вкладывать даже минимальные средства в обслуживание и профилактический ремонт систем безопасности. Компания работала по двойным стандартам — положение с ТБ на предприятиях в США было кардинально иным (в лучшую сторону). Если бы так экономили на опасном заводе на территории США, то все инспекции его бы давно закрыли для капитального ремонта и модернизации — не дай бог погибнет американский рабочий. Впрочем, затем ведь и размещали производство в развивающихся странах — чтобы экономить на всем подряд. Индийское правительство, в свою очередь, игнорировало это, так как из-за проблем с безопасностью в промышленности Индии вообще можно было закрыть половину заводов.
Многолетняя порочная практика экономии привела к целому вороху фатальных проблем и нарушений норм безопасности. Вот только основные:
1. «Union Carbide» экономила на найме дорогостоящего и квалифицированного персонала. Незадолго до аварии было сокращено 450 сотрудников, в том числе несколько инспекторов и инженеров систем безопасности. В ночь аварии на заводе не оказалось ни одного такого специалиста. Персонал плохо обучали.
2. В угоду большей производительности в цистерну загрузили 42 тонны МИЦ (что в несколько раз выше допустимой нормы). Даже если бы скруббер в ночь аварии был в полностью рабочем состоянии, он не мог бы справиться с таким объемом. Но…
3. Скруббер не работал. Он уже долгое время стоял «на ремонте».
4. Холодильник, в который можно было перекачать МИЦ, тоже не работал — был «на ремонте», а дорогой фреон увезли на другие заводы.
5. Факел, который мог сжечь горючий МИЦ, вырвавшийся из цистерны, не работал — участок трубы, подлежащий замене, был демонтирован, но замену так и не произвели.
6. Оставалось последнее — брандспойты. Они работали, но были недостаточно мощные, чтобы струи воды достигли вырывающихся из трубы клубов МИЦ.
Вдобавок ко всему датчики, указывающие на состояние цистерны, дышали на ладан, а часть не работала вовсе. Решить все эти проблемы можно было небольшими вложениями, но руководство завода не стало, предпочтя, как и долгие годы до этого, и дальше полагаться на «okay» и «allright». Все ведь так и было. Ну, почти… — небольшие утечки с тех пор, как началась строгая экономия, стали нормой, и на заводе уже бывали смертельные случаи отравления отдельных рабочих. Когда случилась утечка и внезапный скачок давления в цистерне с МИЦ 3 декабря 1984 г., операторы приняли это за обычную мелкую неисправность. Когда поняли, что происходит, было уже поздно, а работающих средств спасения — никаких.
Когда дело касается американских граждан и интересов, все выглядит иначе. В 2010 г. авария на нефтедобывающей скважине «Бритиш Петролеум» в Мексиканском заливе угробила 11 человек. Компания договорилась с правительством США о досудебном урегулировании и выплатила штраф в 4,5 млрд долл. Еще 14,5 млрд долларов «BP» заплатила по частным претензиям пострадавших, и это при том, что здесь страдания были в основном материальные. Цифры выплат после одной аварии и после другой говорят сами за себя.
Завод в Бхопале был брошен компанией и до сих пор ржавеет. Жители города все еще болеют, преждевременно умирают и не получают компенсаций, а богатеи корпорации «Dow Chemical», ныне владеющей производствами «Union Carbide», по-прежнему богатеют.
Мертвые лежали повсюду. Как Америка устроила «химический Чернобыль» в Индии
За катастрофой в Чернобыле твердо закрепилась репутация самого страшного техногенного бедствия в истории человечества. Чернобылю посвящают книги, фильмы, сериалы.
Для обывателей часто оказывается откровением информация о том, что было что-то более чудовищное, чем атомная авария в СССР. Но катастрофа, происшедшая в Индии в декабре 1984 года, по числу жертв в разы превосходит случившееся в Чернобыле.
Особенно неохотно «ночь газа» в индийском Бхопале вспоминают в Соединенных Штатах. Еще бы, ведь тысячи людей погибли по вине американских бизнесменов, думавших исключительно о собственной прибыли.
Благотворные пестициды и американская прибыль
На рубеже 1960-х — 1970-х годов компания Union Carbide, гигант американской химической промышленности, получила разрешение индийского правительства на строительство в столице штата Мадхья-Прадеш — городе Бхопале — предприятия по производству пестицидов.
Для Индии, во многих регионах которой сельское хозяйство несло огромные потери от вредителей, пестициды были на вес золота. Поэтому первые годы бизнес шел отлично. Однако наметившийся в начале 1980-х годов экономический кризис привел к снижению спроса на продукцию завода.
Головной офис Union Carbide требовал от дочерней компании Union Carbide India Limited (UCIL) принятия мер по снижению расходов. Самым простым решением оказалось сокращение заработной платы сотрудникам. В результате на заводе в Бхопале к 1984 году работало немало тех, кто имел весьма низкие профессиональные навыки.
Демонстрация на улицах Бхопала против Union Carbide, 2010 год. © / Yann Forget / Commons.wikimedia.org
В 1982 году аудиторы, проверявшие предприятие, в своем отчете отметили, что на заводе довольно формально подходят к соблюдению мер безопасности. Защитные системы, предназначенные для действий в чрезвычайных обстоятельствах, находились в неисправном состоянии. Однако отчет не заставил руководителей предприятия исправить выявленные недостатки.
Токсичнее, чем хлор и фосген
Завод в Бхопале выпускал инсектицид севин, производившийся при помощи реакции метилизоцианата с α-нафтолом в среде четырёххлористого углерода. Метилизоцианат (CH3NCO) является одним из самых высокотоксичных веществ, применяемых в промышленности. Он более токсичен, чем хлор и фосген. Отравление метилизоцианатом вызывает быстрый отек легких. Он воздействует на глаза, желудок, печень и кожу. Метилизоцианат хранился на заводе в трёх частично вкопанных в землю ёмкостях, каждая из которых могла вместить около 60 тысяч литров.
С учетом высокой токсичности вещества, а также невысокой температуры кипения (39,5 °С) были предусмотрены несколько вариантов защиты. Однако в ночь со 2 на 3 декабря не сработал ни один.
В одну из трех емкостей с метилизоцианатом попала вода, что вызвало химическую реакцию. Температура вещества быстро превысила уровень кипения, что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана.
Незначительные выбросы происходили регулярно, были даже случаи отравления сотрудников. Поэтому, когда приборы зафиксировали утечку в ночь на 3 декабря, персонал завода поначалу не понял всю серьезность происходящего.
Мемориал жертвам аварии в Бхопале. Фото: Commons.wikimedia.org
К химическому заводу вплотную прилегали жилища местной бедноты. Обитатели этого густонаселенного района крепко спали, когда ядовитое облако накрыло их дома.
Газ, будучи тяжелее воздуха, стелился по земле. Многие малыши, заснувшие в своих кроватках, уже никогда не проснулись. Взрослые из сна попадали прямо в кромешный ад: жуткая боль в груди, резь в глазах, тошнота и кровавая рвота. Люди не понимали, что происходит.
Лишь когда зазвучали сирены химзавода, жители Бхопала поняли, что произошла авария. В панике они пытались вырваться из ядовитого тумана. Но понять ночью, куда бежать, было сложно. Одним повезло, и они сумели вырваться из зоны отравления. Другие же, наоборот, уходили к самому эпицентру и там в муках умирали.
«Мне и моим ребятам пришлось собирать трупы»
Выброс продолжался в течение полутора часов, и за это время в атмосферу было выброшено более тонны ядовитых паров.
«Люди падали на землю, изо рта у них шла пена. Многие не могли открыть глаза. Я проснулась после полуночи. Люди выбегали на улицу кто в чем был. » — вспоминала местная жительница Хазира Би, одна из тех, кому в ту ночь повезло.
Глава полиции Бхопала впоследствии в интервью британским журналистам вспоминал: «Начался рассвет, и перед нами представала более ясная картина масштаба катастрофы. Мне и моим ребятам пришлось собирать трупы. Мертвые тела лежали повсюду. Я подумал: боже мой, что это? Что случилось? Мы буквально онемели, мы не знали, что делать!»
Репортеры, прибывшие в переживший катастрофу город, рассказывали, что ничего подобного ранее им не приходилось видеть. На улицах вперемешку лежали тела людей, животных, птиц. А рядом находились еще живые, но умирающие, буквально выплевывавшие кровавые куски собственных легких. В Бхопале не хватало медиков, да и те, кто там находился, просто не в состоянии были оказать помощь людям со столь тяжелым химическим поражением.
«Ночь газа», как назвали ее местные жители, унесла жизни 3000 человек. В последующие трое суток количество жертв достигло 8000. Всего же число людей, умерших непосредственно в результате отравления ядовитым газом, составило, по разным оценкам, от 18 до 20 тысяч человек. Десятки тысяч стали инвалидами. Из 900-тысячного на тот момент населения Бхопала в той или иной степени пострадали свыше 570 тысяч человек.
Руководство компании Union Carbide придерживалось версии, согласно которой катастрофа произошла в результате саботажа: якобы некий уволенный сотрудник сознательно устроил попадание воды в цистерну с метилизоцианатом, чтобы отомстить работодателям.
Впрочем, никаких доказательств того, что саботажник в действительности существовал, предъявлено не было. В отличие от многочисленных нарушений мер безопасности, выявленных на предприятии.
Самое удивительное, что завод продолжал работу еще на протяжении почти двух лет. Лишь после полной выработки имевшегося сырья он был остановлен.
Цена жизни — 2000 долларов
Компания Union Carbide отказывалась признавать свою вину в случившемся, переадресовывая претензии «дочке»: Union Carbide India Limited. В конечном итоге в 1987 году Union Carbide в рамках внесудебного урегулирования выплатила жертвам и пострадавшим 470 млн долларов в обмен на отказ от дальнейших судебных исков.
Эта сумма с учетом масштабов случившегося была попросту смехотворной: семьи погибших в итоге получили менее 2100 долларов за каждую потерянную жизнь, а пострадавшим заплатили от 500 до 800 долларов.
Трудно себе представить, какие суммы пришлось бы платить Union Carbide, случись катастрофа в США. Но белые господа еще раз показали, что не считают каких-то там индийцев ровней себе.
Лишь спустя 26 лет после катастрофы, в 2010 году, суд вынес приговор в отношении семи бывших руководителей индийского отделения компании Union Carbide. Их признали виновными в халатности, повлекшей гибель людей, и приговорили к двум годам условно и штрафу, эквивалентному 2100 долларам США.
Глава Union Carbide Уоррен Андерсон, которого индийские власти пытались привлечь к ответственности, избежал какого-либо наказания. Американские власти, к которым Индия обращалась с запросом, заявили, что не существует каких-либо доказательств причастности Андерсона к катастрофе в Бхопале.
Уоррен Андерсон умер в 2014 году в доме престарелых во Флориде в возрасте 92 лет.
По заявлениям индийских властей, в настоящий момент последствия катастрофы полностью преодолены. Жители Бхопала считают иначе: они говорят, что живут на отравленной земле, которая так никогда и не была очищена, а дети, рожденные десятилетия спустя после «ночи газа», страдают от наследственных болезней, причиной которых стало отравление их родителей.
Автор статьи Андрей Сидорчик
(с.) Еженедельник «Аргументы и факты»
Топ-менеджерам UC было похуй на подбор квалифицированных кадров. Они с большим удовольствием размещали производства в отсталых странах именно с тем, чтобы платить местным работничкам иной раз аж в десять раз меньше, чем персоналу, живущему среди цивилизации. При этом они были достаточно заняты подсчетом сэкономленного бабла, чтобы немножко закрыть глаза на уровень интеллекта и образования местных «специалистов», имевших дело все с теми же высокотехнологичными, и порой чрезвычайно опасными производствами, что и на любых других предприятиях компании, но при этом согласных работать за миску доширака и часто даже не умевших читать на английском.
Шелупони был похуй регламент проведения работ и вообще минимальное понимание своих действий. Её набирали по объявлениям в том же самом Бхопале, в котором солидная часть населения интеллигентно обитала на большой помойке под полиэтиленовыми навесами с удобствами посреди улицы и железнодорожных путей, и после короткого инструктажа ставили за пульт следить за стрелкой и нажимать на кнопку.
Бхопальцам были похуй не раз и не два печатавшиеся в местной газете грозные предупреждения руководства завода о том, что к заводу надо относиться серьезно, ходить опасно и прислушиваться, не завыла ли вдали сирена. Особенно если учесть, что все та же солидная часть населения считала излишним знать грамоту в достаточной степени, чтобы быть в состоянии читать что-либо, кроме вывесок из трёх букв двух слов.
А технике была похуй опасность веществ, которые на ней получают. Она тупо работала и потихоньку выходила из строя. Замена стоила недешево, и как-то так само собой получилось, что ко второму декабря 1984 года все перечисленные степени защиты были уж не первый год как отключены или находились на бессрочном техобслуживании. Если же учесть, что как раз в это время компания выставила завод на продажу, тем более понятно нежелание руководства тратить хоть цент на ремонт, и уж тем более реконструкцию. Известно, что к моменту аварии предприятие было изношено до такой степени, что по правилам вообще не должно было функционировать. Такие дела. (lurk)
Для обывателей часто оказывается откровением информация о том, что было что-то более чудовищное, чем атомная авария в СССР.
Для обывателей не в СССР, если только. У нас её освещали по полной, я даже это помню.
Так США как страна или какая то компания по счастливому совпадению зарегистрированная в США?
«семьи погибших в итоге получили менее 2100 долларов за каждую потерянную жизнь, а пострадавшим заплатили от 500 до 800 долларов.»
Для Индии это нехилые цифры, если я не ошибаюсь.
Даже для России 90-х годов это были бы неплохие цифры. Тогда зарплаты были от 20 до 50 долларов, а на 2000 можно было и квартиру купить.
Конечно, на компанию можно свалить что угодно. А про жопорукость местного персонала и отсутствие какой бы-то ни было гражданской обороны не пишут. Это всё равно, что обвинить «Боинг» в разрушении башен в Нью-Йорке.
Фильм снят, художественный про эту компанию
Техногенные катастрофы #63. Дамбы Паншет и Хадавакасла
Ну чё, котаны, техногенка?
Сегодня опять будут индийские дамбы. То есть как всегда, когда речь идёт об Индии/Китае, это говно, ветки и уйма жертв. Ибо людей много, денег мало, сроки горят – в общем, ничего нового. Время: 12 июля шестьдесят первого. Место: округ Махарашта, Индия.
Итак, гравитационная грунтовая дамба Паншет (она же Танаджисагар). Строительство началось в пятидесятых, основные задачи – орошение и водоснабжение ближайшего городка Пуна. Располагалась на озере Хадаквасла (озеро, кстати, тоже искусственное, создавалось для ирригации ещё в XIX веке под чутким руководством британцев) и на момент описываемых событий была близка к завершению, но ещё не достроена. Вообще, в том районе куча дамб, но нас интересуют две: Паншет и Хадавакасла. Именно они и сыграли главные роли в том наводнении шестидесятилетней давности.
Кто читал заметки про Баньцяо и Мачху II, уже, полагаю, представили себе примерную картину. В случае с дамбой Паншет предпосылкой послужили не ошибки проекта (как в случае с Мачху II), а экономия при строительстве (Баньцяо передаёт привет). Только если китайцы сэкономили на количестве водосбросов, индусы сэкономили на их качестве, использовав вместо цельной конструкции из высокоармированного железобетона набор бетонных блоков. Ну а дальше всё пошло по привычному сценарию…
Начавшийся из-за месяца обильных дождей паводок не был каким-то уж совсем катастрофическим, и водосбросы вполне бы справились, будь они изготовлены как полагается. А вот уложенные индусами блоки не сдюжили и были сдвинуты водой, закупорив водосброс. Водохранилище начало переполняться, а шестидесятитрехметровая дамба – разрушаться.
Дальше начался чисто индийский цирк с песнями и танцами. Пока стянутые к расползающейся дамбе вояки в ручном режиме пытались пофиксить трещины мешками с песком, по радио крутили развлекательную музыку. Своевременное предупреждение и эвакуация жителей могли бы снизить количество жертв на порядок, но Индия – такая Индия… Впрочем, если бы не военные, погибших было бы ещё больше, ибо ремонтные работы позволили выиграть время. Плотина Паншет продержалась до полчетвёртого ночи. Еще несколько часов удалось выиграть благодаря плотине Хадавакасла – она продержалась до 7:30. А на рассвете в Пуну пришла вода…
Дамба Хадавакасла, современное состояние
Затопив почти все мосты и все низко расположенные районы города, наводнение унесло жизни порядка тысячи человек. Эвакуация была начата слишком поздно, уже после прорыва дамбы. Отдельного доброго слова заслуживают задержавшие катастрофу до утра военные: в спящем ночном городе шансов на спасение было бы гораздо меньше. Всего пострадало порядка 65 000, затоплены оказались целые районы. Вода ушла только через три дня, оставив за собой разрушенный и заиленный город.
На восстановление дамб ушло четыре года, на восстановление города потребовалось гораздо больше времени. Пуна восстановилась лишь спустя десятилетия.
Дамба Паншет, современное состояние
Подпишись, чтобы не пропустить! Следующая техногенка будет завтра около 10:00 по МСК.
Техногенные катастрофы #30. Дамба на реке Мачху
Раз уж речь снова зашла о дамбах, вот ещё один случай. Одно время, именно этот прорыв считался самым крупным в мире по числу жертв, пока китайцы не рассекретили данные по Баньцяо. Итак, встречайте: дамба Мачху II, 1979, Индия. Этот случай известен также как катастрофа Морви.
Вкратце о дамбе. Тип – грунтовая, построена в семьдесят втором, высота – 22,5 метра, назначение – ирригация, расположение – округ Раджкот, штат Гуджарат, Индия.
Если посмотреть на фото плотины после катастрофы (сорян за качество 10 шакалов из 10, лучше не нашел), то может показаться, что она вовсе не грунтовая. Однако всё проще: на фото видны только уцелевшие водосбросы, остальная часть дамбы была грунтовой и её просто смыло. Но обо всём по порядку.
Первый камешек в основание одной из крупнейших техногенок на гидросооружениях заложили ещё при проектировании. Пропускная способность водосбросов в 5650 кубометров в секунду не соответствовала условиям региона. Собственно, уже этой ошибки было достаточно для того, чтобы плотину смыло, рано или поздно. Однако, чтобы превратить прорыв в катастрофу, потребовались дополнительные усилия.
Итак, 10 августа 1979 года на штат Гуджарат обрушились муссонные ливни. В тот год они оказались гораздо обильнее привычных, и реки начали быстро выходить из берегов, в том числе река Мачху. Уровень воды на дамбе начал стремительно подниматься, и операторы, в отличие от китайских слоупоков на Баньцяо, пооткрывали все водосбросы при первых признаках шухера. Ну почти все. Три водосброса барахлили, и их ниасилили открыть полностью, но это ничего и не решало – водосбросы работали на 98%, но даже в примерном приближении не справлялись с прибывающей водой. Оценки притока колеблются от 13 до 26,5 тысяч кубометров в секунду, так что даже при наилучшем сценарии у плотины шансов не было.
Закономерно, что вскоре после полудня 11 августа плотину прорвало. Незадолго до этого по Всеиндийскому радио передали предупреждение о возможных проблемах, только вот услышали его далеко не все. Если в небольшом городке Лилапар, расположенном прямо возле дамбы, народ почуял недоброе и принял меры (и в итоге отделался малой кровью), то в расположенном ниже по течению Морви народ к грядущему наводнению отнесся философски. Власти никого не предупредили, население не напряглось и мер не предприняло. В Ваджепаре люди, правда, на всякий случай укрылись в храме, который раньше не топило (на одном из фото вояки как раз оттуда выносят трупы после наводнения; выносить пришлось много, больше сотни), остальные даже не почесались. В итоге, когда в Морви пришла вода, утопило и храм, и жилые районы, посмывав и дома, и сараи. Общая оценка количества погибших колеблется от 1800 до 25000 человек. Точнее подсчитать не получилось: в условиях разрухи и индийского климата найденные трупы сжигали пачками раньше, чем опознавали и считали, для предотвращения эпидемий.
Вояки выносят утоплеников из храма в Ваджепаре
Беженцы покидают смытый город
Официальное правительственное расследование обвинило во всём стихию. В защиту проектировщиков могу сказать лишь то, что в тогдашние индийские СНиПы такая пропускная способность водосбросов укладывалась и не считалась чем-то плохим. Дамбу, кстати снова отстроили в восемьдесят девятом, и стоит она и по сей день. Правда пропускную способность водосбросов, наученные горьким опытом проектировщики увеличили до 24700 кубов в секунду.
Такова цена безопасного проектирования и невнимательности на уроках ОБЖ. Берегите себя, котаны, и до новых встреч!
Подпишись, чтобы не пропустить! Следующая техногенка будет завтра около 10:00 по МСК.