Что произошло в древней греции

Справочная таблица история Древней Греции содержит основные даты и важнейшие события истории Древней Греции. Таблица будет полезна школьникам и студентам при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ.

События Древней Греции

3000-2300 вв. до Р. Х.

Раннеминойский период на Крите.

Раннеэлладский период на территории материковой Греции.

Приход в Грецию ахейских племен.

Среднеминойский период на Крите.

Среднеэлладский период на территории материковой Греции.

Позднеминойский период на Крите.

Появление на Крите линейного письма А.

Появление на Крите линейного письма Б.

Извержение вулкана Санторин на острове Фера и проникновение ахейцев на Крит.

Позднеэлладский период на территории материковой Греции.

Существование линейного письма Б на территории материковой Греции.

Этими годами традиционно датируется Троянская война — поход греков-ахейцев про­тив малоазиатского города Троя, воспетый Гоме­ром в поэмах «Илиада» и «Одиссея».

Вторжение на Пелопоннес дорийских племен.

Традиционно этим годом датируются законы Ликурга в Спарте.

Первые Олимпийские игры.

Основан город Кумы (в Италии), положивший начало греческой колонизации берегов Средизем­ного моря.

Первая Мессенская война.

Появление первых монет.

Вторая Мессенская война.

Тирания Периандра в Коринфе.

По легенде, этим годом датируются «драконовские законы » (названы по имени афинского царя Дракона), ставшие именем нарицательным для обозначения тиранического порядка.

Реформы Солона в Афинах. Приняты законы Солона, положившие начало афинской демократии.

Разгром персами Лидийского царства.

Тирания Поликрата на о. Самос.

Захват персами Египта и греческой колонии Кирены.

Даты жизни драматурга Эсхила.

Правление Дария I в Персии.

Поход Дария I против скифов.

Законы Клисфена в Афинах.

Период высокой классики.

Начало греко-персидских войн, ставших основным событием внешней политики греческих государств V в. до н. э. Основные события: подавление персами восстания греческих городов, располо­женных в Малой Азии (494); неудачный поход персидского полководца Мардония на Грецию (493); разгром вторгшихся в Грецию персов в битве при Марафоне (490); поражение персидского царя Ксеркса при Саламине близ Афин (480); так наэываемый Каллиев мир, по которому персы признали независимость Греции (449).

Первый этап войн: ионийское восстание греков.

Взятие греками Сард.

Даты жизни драматурга Софокла.

Победа персидско-финикийского флота над греческим у о. Лада.

Взятие персами Милета.

Второй этап войн: походы Мардония, Датиса и Артаферна в Грецию.

Поход в Грецию Мардония.

Поход Датиса и Артаферна в Грецию, битва греков с персами при Марафоне.

Период реального существования остракизма в Афинах.

Даты жизни драматурга Еврипида.

Конгресс греческих городов в Коринфе, создание антиперсидского союза.

Поход Ксеркса на Грецию, битвы при Фермопилах, у мыса Артемисий и о. Саламин.

Третий этап войн: поход в Грецию Ксеркса.

Династия Археанактидов в Боспорском царстве.

Разгром персов при Платеях.

Первый Афинский морской союз.

Четвертый этап войн.

Даты жизни философа Сократа.

Победа греков над персами при Эвримедонте.

Реформа Эфиальта. Ограничение прав афинского ареопага.

Экспедиция греческой эскадры в Египет.

Формирование афинской морской державы.

Даты жизни комедиографа Аристофана.

Каллиев мир, завершение Греко-персидских войн.

Перикл на должности стратега в Афинах.

Династия Спартокидов в Боспорском царстве.

Мегарская псефизма, отложение от Афинского союза Потидеи.

Начало Пелопонесской войны между Афинами и Пелопонесским союзом, возглавляемым Спартой. Состояла из двух этапов — Архидамовой войны (431-422) и Декелейской войны (413-404). Наиболее важные события: вторжение спартанской армии царя Архидама в афинские владения (431); битва при Амфиполе, в которой погибли полководцы соперничавших армий (422); так называемый Никиев мир, временно прекративший войну на условиях сохранения довоенного положения (421); неудачная экспедиция афинян на Сицилию (415-413); взятие спартанцами Декелей, которую они использовали как базу для действий против Афин (413); взятие спартанцами Афин и установление гегемонии Спарты в Греции (404).

Поход Архидама в Среднюю Грецию.

Захват спартанцами Платей.

Даты жизни философа Платона.

Взятие афинянами Пилоса и о. Сфактерия.

Сражение при Амфиполе.

Никиев мир, завершение Архидамовой войны.

Временное перемирие между Афинами и Спартой.

Сицилийская экспедиция афинян.

Союз Спарты с Персией.

Олигархический переворот в Афинах, тирания Совета четырехсот.

Битва при Аргинусских островах. Последняя победа афинян.

Сражение при Эгоспотамосе. Поражение афин ско го фло та.

Взятие спартанцами Афин, заключение мирного договора между Афинами и Спартой.

Тирания тридцати в Афинах.

Неудачный поход 10 тысяч греков на помощь Киру Младшему, восставшему против своего бра­та, персидского царя Артаксеркса II, описанный Ксенофонтом в «Анабазисе».

Закон эфора Эпитадея о свободе завещаний в Спарте.

Тирания Дионисия I в Сиракузах, создание сиракузской державы.

Период поздней классики.

Война Спарты с Персией.

Коринфская война между Спартой и антиспартанской коалицией.

Разгром спартанской эскадры близ о. Книд.

Анталкидов мир, конец Коринфской войны. Основание Платоном Академии в Афинах.

Даты жизни философа Аристотеля.

Второй Афинский морской союз.

Объединение Фессалии под властью тирана Ясона.

Фиванцы под командой Эпаминонда побеждают спартанцев в битве при Левктрах, что влечет роспуск Пелопонесского союза н означает конец спартанской гегемонии в Греции.

Правление Филиппа II в Македонии.

Союзническая война между афинскими союзниками и Афинами.

Начало Священной войны (союз греческих городов против Фокиды), прекращенной в 346 г. вме­шательством Филиппа II, царя Македонии. Начинается период гегемонии Македонии в Греции.

Вмешательство в Священную войну Филиппа Ма кедон ско го.

Филократов мир, конец Священной войны.

Войско Филиппа II разбивает армию грече­ских городов при Херонее и устанавливает маке­донский дротекторат над Грецией.

Конгресс греческих городов в Коринфе, установление македонской гегемонии в Греции.

Правление Александра Македонского.

Даты жизни философа Зенона.

Первый этап Восточного похода: покорение Малой Азии, восточно-средиземноморского побережья и Египта.

Битва у реки Граник.

Египетский поход Александра

Второй этап Восточного похода: завоевание Передней Азии.

Битва при Гавгамелах (Арбелах), взятие македонскими войсками Вавилона.

Взятие Александром Персеполя и Экбатан.

Третий этап Восточного похода: покорение Средней Азии.

Четвертый (заключительный) этап Восточного похода: завоевание северо-западной Индии и возвращение македонского войска в Вавилон.

Реформы Александра по укреплению мировой державы.

Войны преемников Александра, сложение сис те мы элли ни сти че ских го сударств.

Соглашение диадохов в Трипарадисе о разделе империи Александра.

Основание греческой династии Селевкидов, правившей в Малой Азии и Сирии до 64 г. до н. э.

Провозглашение себя царями Антигоном Одноглазым и Деметрием Полиоркетом.

Основание греческой династии Птолемеев, правившей в Египте до 30 г. до н. э.

Битва диадохов при Ипсе. Гибель Антигона Одноглазого.

Битва диадохов при Корупедионе. Гибель Ли-симаха.

Реформы спартанского царя Агиса IV.

Продолжение реформ Агиса Клеоменом III.

Римляне громят македонское войско в битве при Киноскефалах. Начало регулярного вмешательства Рима в жизнь Греции.

Римляне разбивают македонскую армию в битве при Нидне и уничтожают самостоятельность Македонии.

Движение Маккавеев в Иудее.

Разгром римлянами Ахейского союза, Греция становится областью Ахайя в рамках римской провинции Македония. Римляне разрушают Коринф, что символизи­рует окончательную ликвидацию независимости Греции.

Боспорское царство под властью понтийского царя Митридата Евпатора.

Превращение Селевкидской державы в римскую провинцию.

сер. I в. до Р.Х. — IV в. н.э.

Боспорское царство под властью Римской империи.

Превращение Египта в римскую провинцию, формальная дата конца эллинистической эпохи.

Греческие города-государства в рамках римской провинции.

Греция становится римской провинцией Ахайя.

Даты жизни писателя Плутарха.

Дарование свободы Греции при Нероне.

Возникновение панэллинского движения при императоре Адриане.

Даты жизни сатирика Лукиана.

Даты жизни историка Диона Кассия.

Вторжение в Грецию племен костобоков.

Разграбление Афин готами.

Утрата Грецией политической автономии в рамках Восточной Римской империи.

Первый Вселенский Собор в Никее.

Запрещение Олимпийских игр при императоре Феодосии.

_______________

Источник информации:

Постернак АВ. История Древней Греции и Древнего Рима / Учебное пособие, Москва, 2008.

Источник

Хронология древней Греции

Что произошло в древней греции. Смотреть фото Что произошло в древней греции. Смотреть картинку Что произошло в древней греции. Картинка про Что произошло в древней греции. Фото Что произошло в древней греции

Хронология Древней Греции (даты событий Древней Греции) начинается в 8-м веке до н.э., когда Греции удалось выйти из тёмных веков после падения микенской цивилизации. Заканчивается присоединением Греции к Римской империи в 146 году до нашей эры. Ниже приводится график наиболее важных дат и событий, которые произошли в течение этого периода.

Основные периоды

III тыс. до н.э. — около 1000 г. до н.э. – доисторический и минойский период
VIII в. до н.э. — 508 г. до н.э. – архаичный период
V в. до н.э. — 432 г. до н.э. – персидские войны
431 г. до н.э.-336 г. до н.э. – классический период
334 г. до н.э.-323 г. до н.э. – поход Александра Македонского
323 г. до н.э.-II-I в. до н.э. – эллинистический период

Доисторический и минойский период (III тыс. до н.э. — около 1000 г. до н.э.)

III тыс. до н.э. – первые крупные укрепленные поселения появляются на территории Греции.
2000 г. до н.э. – 1700 г. до н.э. – развитие минойской культуры на острове Крит, иероглифическое линейное письмо (A), большие дворцы (например, в Кноссе).
1600 г. до н.э. – 1200 г. до н.э. – развитие микенской культуры, создание великих центров силы в Греции (Микены, Тырины, Фивы, Пилон).
1500 г. до н.э. – крах минойской культуры (вторжение на Крит).
1380 г. до н.э. – первый греческий язык (линейная буква B).
1200 г. до н.э. – период разрушения, вторжение Дорув, Троянская война.
1100 г. до н.э. – 750 г. до н.э. – период так называемого темного века, депопуляции, отсутствия крупных центров силы, исчезновения письменности, ремесла и торгового регресса.
1000 г. до н.э. – начало колонизации Малой Азии.

Архаический период (8 век до н.э. — 508 г. до н.э.)

8 век до н.э. – укрепление структуры греческого города-государства. (политика)
776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры.
757 г. до н.э. – начало Первой Мессенской войны в результате которой Мессения была подчинена Спарте и появились илоты (земледельцы между крепостными и рабами).
750 г. до н.э. – 550 г. до н.э. – период великой колонизации Средиземноморского бассейна.
621 г. до н.э. – Драко, афинский законодатель, вводит серию жёстких законов, также известных, как драконовские законы, чтобы подавить социальный конфликт в Афинах.

594 г. до н.э. – Солон, афинский государственный деятель, проводит серию преобразований, которым в итоге удалось сохранить порядок в Афинах, в которых драконовские законы были упразднены. (отмена рабства за долги, разделение граждан на имущественные классы, был назван суд).
590 г. до н.э. – Сапфо, древнегреческая поэтесса и музыкант, живёт и творит на Лесбосе в это время.
Около 580 г. до н.э. – первые греческие монеты.
569 г. до н.э. – родился Пифагор.
561 г. до н.э. – Писистрат приходит к власти в Афинах, создавая тиранию.
VI век до н.э. — образовался Пелопоннесский союз, время первых известных греческих философов (Фалес Милетский, Пифагор Самосский).
546 г. до н.э. – 540 г. до н.э. – Персы завоевывают Малую Азию, Милет при персидском правлении.
508 г. до н.э. – формирование классической афинской демократии (реформы Клисфена).
507 г. до н.э. – Клисфен берёт власть в Афинах, устанавливая демократию.

Период персидских войн (V до н.э. – 432 г. до н.э.)

V в. до н.э. – время жизни классиков греческой драмы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан).
500 г. до н.э. – 494 г. до н.э. – восстание греков в Малой Азии против персов, падения Милета.
492 г. до н.э. – персидский поход в Грецию, первое сражение на море.
490 г. до н.э. – Происходит Битва за Марафон в результате которой побеждает Дарий.
480 г. до н.э. – Леонид и 300 спартанских солдат погибают, сражаясь в доблестном сражении при Фермопилах. В то же время афиняне выходят победителями в морском сражении при Саламине, уничтожая персидский флот.
478 г. до н.э. – 448 г. до н.э. – создание морского союза под руководством Афин, мир с персами.
457 г. до н.э. – Перикл, афинский государственный деятель, начинает Золотой век в Афинах.
459 г. до н.э – 446 г. до н.э. – начало войны за первенство в Греции, Афины против Спарты.
448 г. до н.э. – Иктунус и Калликрат восстанавливают Акрополь после того, как он был разрушен персами.
443 до н.э. – 428 г. до н.э. – период наибольшего великолепия Афин, верховенство Перикла.
432 г. до н.э. – завершение строительства Парфенона в Акрополе в Афинах.

Классический период (431 г. до н.э.-336 г. до н.э.)

431 г. до н.э. – 404 г. до н.э. – Пелопоннесская война (Спарта побеждает Афины).
IV в. до н.э. – Афины – главный культурный центр, время расцвета философии (Сократ, Платон, Аристотель).
401 г. до н.э. – Фукидид оставляет исторический отчёт о «Золотом веке Перикла» и «Истории Пелопоннесской войны».
359 г. до н.э. – Важность Македонии (Филипп II).
342 г. до н.э. – Аристотель становится учителем Александра, сына Филиппа Македонского.
338 г. до н.э. – Битва при Херонее, Македония побеждает Грецию в
336 г. до н.э. – умирает Филипп II, его сын Александр Македонский наследует престол и начинает поход против персов.

поход Александра Македонского (334 г. до н.э. – 323 г. до н.э.)

334 г. до н.э. – расширение границ Персии.
333 г. до н.э. – битва при Иссе, разгром большой армии Дария.
332 г. до н.э. – завоевание Египта, основание Александрии.
331 г. до н.э. – битва при Гаугамеле, завоевание Ирана и Центральной Азии.
327 г. до н.э. – 324 г. до н.э. – завоевание Кашмира и Пенджаба (безуспешное завоевание Индии, исчерпывающее отступление).
323 г. до н.э. – в Вавилоне умирает Александр. После чего последуют войны диадохов с разрушительными последствиями для империи.

Эллинистический период (323 г. до н.э. – I в. до н.э.)

323 г. до н.э. – 321 г. до н.э. – война диадохов за власть.
III в. до н.э. – греческая культура распространена по всему Ближнему Востоку, используется общий греческий диалект (койне). Происходит значительное экономическое, техническое и социальное развитие.
300 г. до н.э. – Евклид публикует свою великую работу «Теоретические трактаты по математике».
265 г. до н.э. – Архимед изложил полную теорию рычага, удельного веса и центра тяжести.
146 г. до н.э. – Греция была присоединена к Римской империи после ряда войн.

Я автор многих статей на этом сайте и туристический блогер. В 2011 году я ушла с корпоративной работы и начала путешествовать. Я побывала в 36 странах на 6 континентах и не хочу останавливаться в ближайшее время!

Источник

Древняя Греция

V—IV вв. до н. э. — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне ( 431 — 404 г. до н. э. ), которая завершилась поражением Афин.

История греко-восточных эллинистических государств завершается завоеванием Римом последнего эллинистического государства — Птолемеевского Египта в I в. до н. э.

В наиболее общем в исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции:

Содержание

Раздробленная Греция [ ]

За всё время независимого существования Греции, она никогда не была единым государством и различные части эллинской расы никогда не составляли одного народа. В историческое время занятая эллинами территория дробилась на две тысячи мелких государств, обыкновенно состоявших из одного города, с примыкающими к нему полями или деревенскими поселениями. Каждое такое город-государство было полностью политически независимо, наподобие нынешней обширной монархии или республики, или неуклонно стремилось к такой независимости. Только эта маленькая область и была отечеством для эллина; все прочие эллины были чужие, иноземцы, и взаимными отношениями между государствами были отношения международные. На пространстве, например, одной Казанской губернии могло бы вместиться около 30 таких республик, как знаменитая афинская. Объединявшая несколько посёлков, система учреждений обеспечивала каждому гражданину сознательное, деятельное участие во всех делах общины и разностороннее личное развитие путём частого совместного обсуждения и окончательного решения разнообразнейших вопросов внутреннего управления и внешней политики.

Этим же дроблением эллинской расы на мелкие автономные общины, со всеми правами верховенства, воспитаны были те чувства привязанности к родине и её политическим учреждениям, которые находили себе многократное выражение в подвигах самоотверженной храбрости и благодаря которым из всех древних народов Европы один эллинский удержал за собою до настоящего времени главную часть своей территории, с прежним именем, и способное к дальнейшему развитию политическое устройство.

Однако, неизбежным спутником дробления эллинов была политическая рознь между общинами, в основе которой лежало, помимо жажды независимости, различие в степени гражданского и умственного развития, в общественных учреждениях, нравах, привычках, во всём складе жизни. Бытовая и умственная рознь в среде эллинов не ослабевала с течением времени, а скорее усиливалась, по мере того как республики преуспевающие всё дальше уходили вперёд от состояния поселений, остававшихся верными архаическим условиям жизни. Могло ли быть достигнуто в III веке до н. э. прочное единение между Афинами или Коринфом, с одной стороны, и какой-нибудь общиною этолян, локров или акарнанов с другой, когда первые были промышленными и просвещёнными городскими республиками, а последние пребывали на уровне бедных деревенских поселений?

Тем не менее многочисленным разветвлениям эллинской расы присуще было с древнейших времён чувство кровного родства, внешним образом выражавшееся в едином имени (сначала ахеян, или данаев, или аргивян, потом эллинов), в единстве языка, в общности религиозных верований и некоторых преданий, наконец, в обособлении себя от прочих народов, не-эллинов, обозначаемых термином «варвары». Выражением того же чувства служили издревле некоторые положения обычного международного права, охрана которых принадлежала самим богам, признаваемые всеми эллинами празднества, союзы племён, наконец общенародные предприятия, каким была, напр., Троянская война. Эллинам не чуждо было и понимание выгод, какие могло доставить им объединение разрозненных общин в борьбе с варварами, от времени до времени угрожавшими свободе всей Эллады, были ли эти варвары мидяне, македоняне или римляне.

Однако, все эти стимулы оказывались недостаточными чтобы осилить существовавшие между отдельными общинами различия и распри и создать политическую организацию, которая обнимала бы собою всю Элладу. Объединение осуществлялось только частями, в пределах большей или меньшей территории, в разное время, в различной, форме, для достижения различных целей. Поселения сколько-нибудь значительной территории слились в единую политическую общину только в Аттике (около 40 кв. км.); в других местах складывались весьма небольшие политии из поселений, близко расположенных одно к другому. Усилия Фив, в историческое время, образовать из Беотии подобие афинской республики, с одним городом (в эллинском смысле) на целую область, потерпели полную неудачу.

Общественное устройство [ ]

Другую, не менее важную часть содержания древнегреческой истории необходимо приурочивать к тем последовательным изменениям, через которые в своём внутреннем устройстве и существовании проходили отдельные общины, начиная от их образования на основе родовых отношений и кончая высшим развитием общественных учреждений в городской республике и разложением последней от междоусобиц и нападений внешних врагов. В тесной связи с этой стороной истории находятся главные успехи древнегреческой образованности: художественной литературы, пластических искусств, философии, красноречия, точных наук.

Борьба партий или классов, которою сопровождались смена учреждений или внешние события, выдвигала на передний план знаменитых политических деятелей и полководцев и находила себе выражение в литературе. Внутренние перемены в недрах отдельных общин сильно влияли и на международные отношения эллинов.

Афинская республика сложилась из нескольких десятков таких посёлков, и этот способ образования её был исходным моментом клисфеновского административнотерриториального деления Аттики на демы. В историческое время сложились города: Мегалополь — из 40 деревень, Мантинея — из 5, Тегея — из 9, из стольких же Героя и т. д. Бывали случаи насильственного расторжения городских общин на составлявшие их поселения или же отторжение некоторых поселений, что свидетельствует о живучести общественных учреждений и в этих последних. В 385 г. до н. э. Мантинея была расчленена спартанцами, и жители её вынуждены были расселяться и устраиваться по деревням. Отторжение нескольких околотков от Мегалополя и обращение их в равноправные с прочими членами ахейской федерации произведено было Филопеменом в 192 г. до н. э.

Устройство деревенского посёлка было прямым продолжением родовых отношений, вынесенных эллинской расой из общеарийской родины, вместе с начатками общинного быта. Наиболее постоянные и общие учреждения эллинов, в большей или меньшей мере обеспечивавшие гражданам самоуправление, каковы народное собрание, совет старейшин и предстатель всего народа (басилей, архонт, стратег, председатель в т.п.) — учреждение существовавшие как в отдельных городских и сельских общинах, так и в федеративных союзах общин, тесно примыкали в той организации управления, которая была выработана и много веков применялась в отдельных родовых группах, в племенах и в союзах племён. Преобладанием одного из исконных органов самоуправлении отличались друг от друга монархия, аристократия и демократия, извращением которых были тирания, олигархия и охлократия. Разрушались сами собою такие политические образования эллинов, в которых нарушалось показанное выше распределение власти в общинах, и не существовало достаточно крутых мер для сохранения подобных организаций в силе: так было с гегемониями спартанской, афинской, фиванской и македонской. Напротив, способностью к сопротивлению внешнему врагу и прочностью внутренних связей отличались федерации ахеян и этолян, в которых союзное управление складывалось по исконному типу родового и общинного устройства и которые сохраняли неприкосновенными права и учреждения городских общин, а равно и особенности местного управления в составных посёлках этих последних.

Несчастие Греции состояло не в наличии многочисленных самостоятельных маленьких республик, каждая из которых стремилась жить деятельною общественною жизнью, а в неравномерности развития общин, в географической раздробленности страны, в разбросанности эллинов по многим землям и островам и в бессилии их создать для себя систему политических отношений, примиряющую все различия мелких государств и направляющую все разрозненные силы их к общим целям и задачам. Подобная система отношений оградила бы Грецию от иноземного завоевания и ослабила бы рознь политическую и социальную внутри.

Борьба за власть [ ]

С возвращением Гераклидов Греция вступает в исторический период существования, в противоположность легендарному и мифологическому, однако надолго ещё наши сведения о Греции не становятся ни более достоверными, ни менее скудными. Достоверная запись событий начинается только с первого года первой записанное Олимпиады, то есть с 776 г. до н. э., а некоторую обстоятельность и последовательность исторических сведений, и то не о всех частях Греции, приобретают не раньше VI века до н. э. Недостаток известий обыкновенно восполняется схематическими построениями древних философов и рационалистическими комбинациями позднейших историков. Вызванная передвижением племён колонизация закончилась в началу IX века до н. э., а в образовавшихся с этого времени многочисленных государствах совершалось дальнейшее осложнение и развитие тех отношений между органами власти и классами населения, которые существовали уже в гомеровских обществах; вместе с тем усиливалась потребность в возможно большей определённости и устойчивости общественных учреждений. Неравенства состояния, как главный источник внутренних распрей, присущи были уже родовым группам и деревенским поселениям; они умножились и обострились в городских общинах, особенно с развитием в некоторых из них торговли и промыслов и с накоплением движимых богатств.

Личные достоинства для гомеровского басилея почитались условием власти и почёта; не только на избранников и любимцев народа обращались милости богов, но и на потомство их; настроение народной массы благоприятствовало наследственности звания басилея в некоторых родах или семействах; в смысле усиления этой власти должны были действовать частые войны во время переселений и в борьбе за новые места. Единоличное управление в городской общине на время окрепло. Но с наступлением более мирного состояния не замедлили выступить опиравшиеся на традиции притязания знати — ограничить в свою пользу власть басилея; во многих случаях притязания эти находили себе поддержку в народе, и управление из единоличного переходило в коллегиальное. Необходимо заметить, что носителями единоличной пожизненной или наследственной власти были иногда не только басилеи, но и архонты. IX и VIII вв. до н. э. прошли в борьбе знатных родов за право деятельного участия в управлении, и чуть не повсеместно борьба кончилась не в пользу басилеев.

Лишь в немногих местах сохранилась архаическая форма гражданственности, как в Македонии, напр., или Эпире; в некоторых общинах первоначальная басилея перешла прямо в народоправство, наприм. в ахейских городах. Обыкновенно царское правление сменялось аристократическим или олигархическим, причём власть предстателя общины становилась срочной, даруемой во воле избирателей, этими последними контролируемой и перед ними ответственной. Так было в Афинах, Коринфе, Сикионе, Милете, Ефесе и др. Верховная власть становилась достоянием не одного лица и не одного семейства или рода, но целого сословия привилегированных, ревниво охранявшего свои права от притязаний простого народа на участие в общественных делах. Господство знати было тем тяжелее, что к политической бесправности массы она присоединяла гнёт экономический. Оскорбительные для народа чувства олигарха нашли себе выражение в элегиях Феогнида, а элегии Солона содержат в себе достаточно указаний на беззакония и утеснения простых людей знатью, эвпатридами.

Неурядицы, которыми сопровождались перемены в способах управления, недовольство новым порядком вещей, экономическая и политическая приниженность на родине, наконец дух предприимчивости и жажда обогащения привели к основанию новых поселений, которые раскинулись по всему побережью Средиземного моря, переступили за Геракловы Столбы, проникли даже в земли скифов и сарматов. Это вторичное колонизационное движение совершалось в VIII—VII вв. до н. э. Цивилизующее значение новых поселений для самой метрополии было громадно и всесторонне: колониям принадлежал почин в дальнейших успехах метрополии, художественных, литературных, промышленных, политических. Милет, сам выведший не меньше 81 колоний, становится центром греческой образованности в VII в. до н. э.: отсюда выходят первые мыслители, географы, историки; ему же принадлежат первые опыты литературной прозы. В колониях раньше, чем в метрополии, образовался класс населения, сильный богатством и знаниями и нерасположенный сносить исключительное господство знати. Внутренние волнения в общинах разрешались или составлением и изданием писанных законов, или вмешательством так называемых тиранов, которые, опираясь на народ, смиряли господствующий класс, или же изменениями общественного строя в демократическом смысле.

Время тирании [ ]

Преимущественно VII и VI вв. до н. э. Из тираний наиболее известные: коринфская, сикионская, мегарская, афинская, сиракузская, древнейшая аргивская (Фидон). Древнейшее письменное законодательство Залевкав Локрах эпизефирских относится к половине VII века. Говоря вообще, греческие тираны, шедшие обыкновенно навстречу действительным нуждам народа, вначале помогали народу сломить сопротивление олигархически настроенной знати, и только с течением времени они или потомки их, забывая происхождение тирании и преследуя личные цели, возбуждали против себя всеобщую ненависть. Имя тирана стало позорным, и насильственные действия против него почитались достохвальнейшим проявлением патриотизма и гражданской доблести. Завершением политической эволюции в большинстве греческих общин была демократическая форма правления, как наиболее устойчивая и в культурном отношении наиболее плодотворная. Гораздо менее удачны были опыты социального или экономического переустройства, сводившиеся обыкновенно к уничтожению долговых обязательств и к переделу земель, или к кровавым схваткам между достаточными гражданами и неимущими.

Хотя общей истории Греция не имела, но в разное время сильнейшая община становилась во главе значительной части отдельных общин, определяя судьбу их и влияя косвенно и на прочие общины: это бывало и в доисторический период. В историческое время раньше других приобрела преобладающее положение община спартанская после того, как дружина дорян восторжествовала окончательно над ахеянами Лаконики и усвоила себе военно-политическую организацию, известную под именем Ликургова законодательства. Только спартанцы, потомки дорийских завоевателей, составляли полноправное гражданство; население завоёванное, во много раз превосходившее число завоевателей и рассеянное по Лаконике в городах и деревнях, низведено было дорянами к положению обывателей, периэков, без политических прав; в огромном большинстве это были ахеяне. Ещё более многолюдную массу составляли гелоты (илоты), государственные рабы, прикреплённые к землям спартанцев и на них работавшие. Число земельных участков, розданных спартанцам от государства, предание определяло в 9000, число участков периэков — в 30000; гелотов был не меньше 200000.

Необходимость обеспечить за собою приобретённое продолжительною борьбою господствующее положение внутри Лаконики и оградить его от посягательств извне, непрестанное ожидание волнений в среде покорённых и рабов, обратили Спарту в военный лагерь, а спартанцев в постоянную военную дружину, всегда готовую к борьбе с внешним и внутренним врагом. Воспитание детей и все правила жизни взрослых граждан и даже гражданок направлялись к поддержанию такого положения общины. Равенство и простота в образе жизни, безусловная покорность властям, физическая крепость и храбрость почитались непременными чертами спартанского гражданина; с ними совмещались грубость нравов, умственная косность, непомерное самомнение и подозрительность.

Государственная организация спартанцев сложилась своеобразно из элементов двоякого рода: одни были наследием общеэллинской старины, насколько можно судить по гомеровским поэмам, другие — продуктом исключительных обстоятельств, в каких очутилась дорийская дружина в Лаконике. Самое раздвоение царской власти между представителями двух домов, Еврипонтидами и Агиадами, было, кажется, выражением полюбовного соглашения между двумя царственными родами: пришлым, дорийским, и туземным, ахейским. Цари были почётными богатыми представителями общины, возводившими себя к самому Гераклу; они чествовали богов от имени государства, но политическим значением должны были поступиться в пользу родовых старейшин и потом пятичленной коллегии эфоров.

Хотя носителем верховной власти было собрание всех спартанцев не моложе 30-летнего возраста, которое одно давало силу решениям старейшин, выбирало и членов совета, и эфоров, и прочих должностных лиц, требовало отчёта от последних по истечении срока службы, — но на самом деле правление в Спарте было олигархическое, и впоследствии Спарта всегда благоприятствовала олигархии в других греческих общинах, и, где только могла, вводила олигархическое правление, на место ли единоличной власти тиранов, или демократии. Правительственный почин и обсуждение мероприятий, а равно высшая судебная власть принадлежали так назыв. герусии, 30-членной коллегии старцев, в состав которой, как председатели её, входили и два царя. Всякий спартанец, не моложе 60-летнего возраста, мог быть выбран в герусию и оставался в звании геронта до конца дней.

Ничтожно было в сравнении с герусией значение народного собрания, где отвергались или принимались большинством присутствующих предложения герусией, где право слова принадлежало только председательствующим (царям), где счёт голосов утвердительных и отрицательных допускался только в исключительных случаях, обыкновенно же голосование состояло в шумных криках: «да» или «нет», и по силе возгласов вопрос решался в утвердительном или отрицательном смысле. Однако, столь пассивная роль народа в управлении слишком противоречила гордому настроению каждого спартанца и властному положению спартанской общины в стране — и вот, уже к концу VIII века до н. э. первенствующим учреждением в государстве становится эфорат, созданный в интересах народа и, как воплощение народной воли, быстро приобретавший перевес и над царями, и над герусией, контролировавший действия всех властей и привлекавший должностных лиц, не исключая царей, к ответственности. Военное дело, финансы, суд, администрация — всё было в зависимости от эфоров. Силу эфората не могли сокрушить несколько веков спустя смелые и народом любимые цари, Агис и Клеомен, задачею своей жизни ставившие благо того же народа.

Афины [ ]

Однако, ко времени борьбы с персидскими царями усилилось другое греческое государство, ионийское и демократическое, на сторону которого во время борьбы перешло сочувствие эллинов. Государство это — Афины. Открытая в 1890 г. «Афинская Полития» Аристотеля, по времени составления относящаяся ко второй половине IV в. до н. э. и дошедшая до нас на папирусе конца I в. н. э., изменяет некоторые из установившихся было в науке представлений об афинских учреждениях и их истории, изобличает несостоятельность других, подкрепляет третьи (наиболее обстоятельный обзор литературы этого трактата на русском языке — в статье профессора Бузескула в «Ж. М. Н. Пр.», 1892, июль).

Царское управление в Афинах сменилось олигархическим около 752 г. до н. э., когда верховный правитель, архонт, стал выбираться на 10 лет сначала из царственного рода медонтидов, а потом из всех эвпатридов. Дальнейшим усилением олигархии было разделение власти архонта между тремя, а позже между девятью должностными лицами с тем же именем и сокращение срока их службы до одного года. Случилась эта перемена в 683 г. Власть законодательная и судебная принадлежала ареопагу. «Совету ареопагитов принадлежали охрана законов, ведение важнейших государственных дел, верховный суд и расправа в случаях нарушения общественного порядка. Из знатных и богатых выбирались архонты, а из архонтов — по истечении срока службы — составлялся ареопаг» (Аристотель). Тот же совет ареопагитов назначал годичных архонтов на должность. VII веку принадлежит и разделение Аттики на 48 участков (навкрарий), по 12 в каждой филе, причём население навкрарии обязано было поставлять и содержать одно военное судно.

В родовых группах, кроме знати, имевшей в своих руках и большую часть земель, были ещё ремесленники и торговцы (демиурги) и земледельцы (геоморы); те и другие составляли народную массу, обделённую политическими правами и притесняемую богатыми землевладельцами. Важною уступкою со стороны олигархии было писанное законодательство Драконта (621 г.), хотя оно узаконяло олигархический порядок управления. Полноправными гражданами объявлены были все, на собственный счёт содержавшие себя в рядах тяжеловооружённых; им предоставлялось участие в народном собрании, в совете и в низшей администрации. Действительная власть оставалось привилегией немногих, тем более, что малоземельное и безземельное большинство населения было обременено долгами в нуждою; граждане покидали родину, продавались в рабство или шли в кабалу к богатым. «Скорбь проникает мне в душу, когда гляжу я на старейшую землю ионян», восклицал Солон. «Пресытившиеся довольством, смирите в себе жестокое сердце и высокомерие ваше введите в границы».

Освободить народ, спасти родину, устроить государство поручено было всеми партиями Солону (594 г. до н. э.), «лучшему из граждан по личным достоинствам и общему уважению, а по состоянию принадлежавшему к средним людям». Предварительно он уничтожил долговые обязательства (сейсахфия), отменил кабалу за долги в настоящем и запретил её на будущее время, регулировал меры, вес и монету. Существовавшему раньше его делению граждан по имущественному цензу на пентакосиомедимнов (получавшие с своих полей не меньше 500 мер плодов или 500 метретов жидких продуктов), всадников (получавшие не меньше 300 мер или метретов), зевгитов (не меньше 200 мер) и фетов (все прочие граждане), — этому делению Солон придал большую определённость и первостепенное политическое и финансовое значение; прежние деления граждан, родовые и сословные, утрачивали прежнюю силу, хотя формально и не упразднялись. Движимое имущество и деньги не принимались законодателем во внимание, так что республика продолжала оставаться земледельческою, и богатые, но безземельные граждане относились, наравне с бедняками, к последнему классу.

Должности архонтов и казначеев были доступны только пентакосиомедимнам, все остальные — гражданам первых трёх классов. Ареопаг перестал назначать архонтов; к ним применена была двойная система выборов: избрание в каждой филе 10 кандидатов и потом определение посредством жребия 9 лиц на должности архонтов. За ареопагом осталось, кроме судебной компетенции в делах об убийстве, верховное наблюдение за целостью основ демократии и за точным исполнением законов, а равно суд над государственными преступниками. Пополнялся ареопаг прежним способом, из бывших архонтов. В созданный теперь совет 400 каждая из 4 древних фил посылала 100 своих членов, очевидно — из граждан первых трёх классов.

Государственные тягости распределены были между классами пропорционально правам каждого из них. Четвёртому, наиболее многолюдному классу граждан предоставлялось только участие в народном собрании и в судах. Если народное собрание, экклесия, носитель верховных прав государства, не получило ещё в действительности того значения, каким пользовалось впоследствии, то народный суд — высшая судебная инстанция в государстве, исправлявшая и отменявшая решения должностных лиц, снимавшая отчёт с этих последних по окончании срока их службы, — представлял, по выражению Аристотеля, сильнейший оплот демократии; посредством суда народ становился во главе государ. управления.

Достоинства Солоновского законодательства оценены были только с течением времени, когда демократическое правление утвердилось прочно и народная масса оказалась достаточно сплочённою и способною отстаивать свои права от посягательств знати или тиранов. В эпоху их издания солоновские законы не примирили партий и полного удовлетворения не дали ни одной из них. Спокойствие длилось 4 года, а затем последовали новые смуты, среди которых республика дважды оставалась без высшего представителя исполнительной власти, архонта; в 581 г. архонтом назначен некий Дамасия, пробывший самовольно в должности 2 года и 2 месяца. Солоновская конституция была почти отменена, о чем свидетельствуют события, следовавшие за насильственным смещением Дамасии с должности архонта: выбраны были 10 архонтов по старым, досолоновским сословиям.

Обращение вспять не успокоило умов. Борющиеся партии сложилась теперь независимо от исконных и солоновских делений граждан, по территориям, от которых и получили свои наименования: педиаков, паралиев и диакриев. Во главе последних стал Пизистрат, в 560 г. присвоивший себе единоличную власть тирана. Тирания Пизистрата и сыновей его в Афинах продолжалась всего, с перерывами, 49 лет, до 511 г. до н. э. Есть все основания полагать, что при первом из тиранов, отличавшемся народолюбием, мягкостью управления и уважением к законам страны, законодательство Солона впервые обнаружило присущие ему достоинства и способность к дальнейшим органическим изменениям, в согласии с новыми потребностями и новыми отношениями граждан. Тем чувствительнее были для афинян насилия и правонарушения, допущенные во время тирании Гиппархом и особенно после его смерти, Гиппием.

Когда, наконец, тирания была низвергнута и некоторое время спустя народная партия восторжествовала (508), вождь её, алкмеонид Клисфен, провёл ряд реформ, с одной стороны сильно демократизировавших республику, а с другой — теснее сплотивших её граждан во имя общегосударственных интересов. Родовую группировку населения законодатель оставил нетронутой, но над нею он создал организацию политическую и территориальную, которая, отрицая всякие различия и притязания, основанная на происхождении, давала окончательный перевес общим интересам республики над стремлениями отдельных местностей или родовых групп. Основу нового устройства составляло деление Аттики, для политических целей и для заведывания местными нуждами, на околотки (дёмы), которые во многих случаях совпадали с древними родовыми участками или тесно примыкали к ним, и в многовековых привычках народа, в освящённых стариною и религией преданиях и именах находили для себя оправдание и крепкие устои. Реформами Клисфена, опиравшегося на историческое прошлое, были одновременно спасены и единство Аттики, как политической общины, и местные вольности посёлков и городков; из наследия прежних времён он взял то, что могло быть изменено в приспособлено к новым потребностям. Законы Солона охранили население Аттики от разорения и кабалы; законами Клисфена сбережены на многие века условия привольной общественное жизни в отдалённейших уголках Аттики и создана возможность постоянного высокого патриотического настроения всей массы афинского гражданства. Из древних историков Геродот прекрасно угадал подъём духа в афинских гражданах, коим сопровождалось восстановление демократии, а из новых учёных Дж. Гроту принадлежит почин глубокой оценки всей важности Клисфеновых реформ. Число демов Геродот определяет в 100, Страбон, для последующего времени — в 174. В этих маленьких поселениях всеобщинные дела ведались самим населением или через посредство должностных коллегий и отдельных лиц. Дём, представляя собою основу политического строя республики, и в то же время был лучшей школой для афинского гражданина. Несколько демов образовали триттий, служившую главным образом для военных целей, а из трёх триттий, расположенных в трёх областях Аттики, слагалась территориальная фила, которых было 10. Они отняли у родовых фил всякое политическое значение и, благодаря разбросанности своих составных частей по всей стране, не могли служить местом и целью действия какой-либо одной партии, наподобие педиаков или диакриев; государственное единство Аттики получило решительный перевес над партикуляристическими стремлениями отдельных областей. В ближайшей связи с новыми филами находилась вся организация республики: административная, военная, финансовая и судебная. Принадлежность к дёму означала звание гражданина; все демоты, по достижении 18-летнего возраста, получали право участия в верховном государственном учреждении — в народном собрании; на дёмах же оставалась обязанность выбирать членов высшей совещательной коллегии, совета 500. Зачисление в тот или другой дём имело силу гражданского рождения; демотическое имя гражданина оставалось за ним навсегда, пока существовал самый дём его, передаваясь неизменно по наследству от отца к сыновьям. Всё же дём был политическим, а не родовым делением, и Клисфену возможно было приумножить число демотов, то есть полноправных афинских граждан, метеками и иного рода новыми людьми. В соответствии с филами, наиболее свидетельствовавшими о преобладании государства над всевозможными делениями страны, находилась вся система управления республики, прежде всего десятичная коллегиальность магистратов; но филам же делились 500 булевтов на десять пританий и распределялись присяжные судьи (гелиасты, дикасты). Ради охраны новой конституции был учреждён остракизм. В таком виде афинская республика, когда ей пришлось защищать самое существование своё в борьбе с персидскими царями и немного раньше со Спартою и несколькими другими эллинскими государствами, блестяще выдержала испытание. Новому порядку вещей благоприятствовали сами боги: Клисфен склонил на свою сторону дельфийское прорицалище; патронами демов объявлены были местные божества или герои, новые филы вверены заботам древних царей и героев Аттики в названы их именами (Эрехфеида, Эгеида, Пандионида, Леонтида, Акамантида и др.).

Греко-персидские войны [ ]

Карта греко-персидских войн

Статуя царя Спарты Леонида I

Делосский союз [ ]

Карта Делосского союза

Число союзных общин переходило за 200, а население их простиралось до 15 млн. Было нечто противоестественное и невозможное с точки зрения эллина во взаимных отношениях между гегемонической общиной с 20 тыс. граждан, с одной стороны, и сотнями общин с 16 миллионами граждан, обогащающих и украшающих гегемона и обязанных ему повиноваться. Случаи неповиновения союзников были нередки с первого же времени существования союза. Между тем судьба афинской республики была теснейшим образом связана с верностью союзников. Афиняне сурово карали всякую попытку к отпадению; но достаточно было афинской общине пошатнуться в своём могуществе, что случилось в Пелопоннесскую войну, — и всё здание рухнуло, едва не увлекши к окончательной гибели и главенствующую общину. Формально союз был уничтожен по условиям мира с Лисандром в 404 до н.э.после разгрома Афин, но он распался сам собою гораздо раньше.

Пелопоннесская война [ ]

Что произошло в древней греции. Смотреть фото Что произошло в древней греции. Смотреть картинку Что произошло в древней греции. Картинка про Что произошло в древней греции. Фото Что произошло в древней греции

Карта Пелопоннесской войны

Гегемония Спарты и Фивы [ ]

Возвышение Македонии [ ]

Также смотри: Древняя Македония

Золотой медальон с портретом Филиппа II. Лицо необычно повернуто в левую сторону, чтобы скрыть выбитый правый глаз.

В это время дела Греции осложнились вторжением в них Филиппа, царя македонян. Раздоры в недрах афинского союза дали Филиппу возможность овладеть Амфиполем, Пидною и Потидеей (357—356) и вообще утвердиться на фракийском побережье, а начавшаяся в 355 г. так наз. священная война дала ему повод выступить умиротворителем Греции, распространить свои владения до Фермопил и добиться принятия в союз амфиктионов, на место исключённых из него фокидян (346). В Афинах борются в это время два течения: воинственное или патриотическое и мирное или македонское. Главным выразителем первого был Демосфен, второго — Фокион, Эсхил, Демад. Только в критические моменты афиняне следовали советам Демосфена и по временам достигали перевеса над противником. Под влиянием его речей они в 340 г. образовали сильный союз и заставили Филиппа снять осаду Перинфа и Византии (339). Но в том же году вспыхнула третья священная война. Призванный амфиктионами против Амфисы, Филипп быстро прошёл Фокиду и укрепился в Элатее, угрожая Беотии и остальной Греции. Афиняне поняли всю опасность положения и решили оказать фивянам возможную помощь. В союзном войске под Херонеей в Беотии находились, кроме фивян, афинян и 15000 наёмников, эвбейцы, коринфяне, мегаряне, ахейцы и друг. греки. Победа (20 августа 338 г.) стоила Филиппу больших усилий и тяжёлых потерь людьми; за то она открывала ему свободный путь в среднюю и южную Грецию, и гегемония его была признана всеми греческими общинами, кроме Спарты. Но Филиппу желательно было придать своему владычеству над Грецию вид свободного союза греков, под его главенством.

Завоевания Александра Македонского [ ]

Продолжателем его дела был преемник его власти в замыслов, Александр. Надежды греков на освобождение, оживившиеся было со смертью Филиппа, быстро рассеялись, когда 21-летний Александр прошёл по Греции из конца в конец и беспощадно наказал Фивы за попытку к восстанию, город был разрушен до основания и 80000 граждан проданы в рабство (335). Позднее, когда Александр был в Азии, столь же неудачно было восстание Пелопоннеса (330). Признанный на собрании в Коринфе главнокомандующим македонских и греческих войск, Александр в 334 г., в сопровождении лучших своих полководцев и друзей, Антигона, Птолемея, Пармениона и др., во главе 35000-й армии вступил через Геллеспонт в Азию, с целью покорить Персидское царство. Дома, для наблюдения за Грецией, оставлен был с сильным войском Антипатр. Тремя знаменитыми победами: на реке Гранике в Малой Азии (334), при Иссена границе Киликии и Сирии (333) и при Арбелах или Гавгамелах в Ассирии (331), Александр покорил своей власти Персидскую державу. Перед последней из этих битв он, после продолжительной осады, овладел Тиром в Финикии и завоевал Египет, где основал знаменитую впоследствии Александрию (332). На место Персидской основана была мировая монархия Александра, далеко превосходившая первую по размерам и напоминавшая её системой управления и унаследованными от Ахеменидов приёмами и обычаями. Овладев несметными сокровищами в богатейших городах Персии, Александр простёр свои завоевания дальше на север, до нынешнего Афганистана, и на восток, до реки Гифасиса, что между Индом и Гангом. Столицей империи он избрал Вавилон, где и умер, в июне 323 г., занятый планами новых походов. Шаблон:ЭСБЕ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *