Что произошло в космосе
Изучение Марса, стыковка «Науки» и киносъёмки на орбите: главные космические события 2021 года
Миссия «Упорство»
18 февраля марсоход NASA Perseverance («Упорство») совершил успешную посадку на поверхность Красной планеты в районе кратера Езеро.
О планах агентства создать пятый по счёту американский марсоход стало известно ещё в 2012 году. Аппарат стал наследником ровера Curiosity, севшего на Марс в 2012 году. Новый аппарат был запущён в космос в июле 2020 года.
Perseverance должен загрузить образцы породы и грунта примерно в 40 специальных контейнеров. Большую часть проб заберёт с Марса в 2026 году другой марсоход, который с помощью пусковой установки будет выведен на орбиту планеты. Уже в 2030-х, как планируют в NASA, контейнеры доставит на Землю ещё один аппарат.
Кроме того, в рамках миссии был осуществлён первый в истории управляемый полёт на другой планете — NASA удалось запустить в атмосферу Марса летательный аппарат Ingenuity. Устройство взлетело на 3 м, полёт продлился около 40 с.
Китайский марсоход
Китайский аппарат для изучения Марса «Тяньвэнь-1» успешно сел на поверхность Красной планеты 15 мая. Об этом сообщило агентство «Синьхуа» со ссылкой на Китайское национальное космическое управление. Это событие стало первой в истории посадкой китайского аппарата на поверхность другой планеты.
Автоматическая межпланетная станция «Тяньвэнь-1» была запущена с космодрома Вэньчан в июле 2020 года с помощью ракеты-носителя «Чанчжэн-5».
Аппарат доставил на поверхность китайский марсоход «Чжужун». На орбиту Марса аппарат прибыл за два месяца до посадки, на протяжении этого времени он изучал поверхность планеты, выбирая удобное место для посадки.
Комментируя китайскую миссию, глава Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) Билл Нельсон назвал Пекин «энергичным соперником» США в сфере освоения космоса.
Со своей стороны исполнительный директор «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александр Блошенко выразил надежду, что китайская миссия «Тяньвэнь-1» дополнит повестку китайско-российского научного сотрудничества.
Небесное представление
10 июня 2021 года жители России впервые с 1966 года смогли увидеть кольцеобразное затмение Солнца. Луна закрыла практически весь солнечный диск, оставив на виду лишь тонкий край. Эту фазу затмения могли наблюдать жители канадской провинции Онтарио, Гренландии, а также Якутии и Чукотки. Затмение началось в Северной Америке и закончилось на российском Дальнем Востоке.
На большей части российской территории были видны частные фазы астрономического явления. Например, жители Москвы могли наблюдать, как Луна перекрыла 16% Солнца.
Гонка миллиардеров
20 июля многоразовый космический корабль New Shepard компании Blue Origin совершил суборбитальный полёт и приземлился в Техасе. На борту находились владелец Blue Origin американский миллиардер Джефф Безос, его брат Марк, 18-летний Оливер Дэмен и 82-летняя лётчица Уолли Фанк. Она стала самым пожилым человеком, побывавшим в космосе, а Дэмен — самым юным.
Корабль стартовал в районе города Ван-Хорн и поднялся на высоту 100 км. Отделившаяся затем от ракеты-носителя капсула с людьми приземлилась с помощью парашютов. Ракета-носитель тоже вернулась на Землю, сев вертикально на специальную площадку. Полёт продлился около 11 минут, управление велось в автоматическом режиме.
Неделей ранее аналогичный суборбитальный полёт совершил британский миллиардер, 70-летний Ричард Брэнсон. Он поднялся на высоту 86,1 км в пилотируемом космоплане VSS Unity, принадлежащем его компании Virgin Galactic.
13 октября корабль New Shepard успешно совершил второй пилотируемый полёт, который длился около десяти минут. Ракету-носитель запустили с космодрома в штате Техас. Аппарат поднялся на высоту более 100 км. В числе четырёх пассажиров был ведущий программы «Я не понимаю» на RT America 90-летний актёр Уильям Шетнер.
Модуль «Наука»
29 июля в 16:29:06 мск состоялась успешная стыковка многоцелевого лабораторного модуля «Наука» с узлом служебного модуля «Звезда» российского сегмента МКС. Пуск модуля «Наука» к МКС до этого откладывался на протяжении 13 лет. Модуль был выведен на низкую околоземную орбиту 21 июля с помощью тяжёлой ракеты-носителя «Протон-М».
Модуль призван нарастить технические и научные возможности российского сегмента МКС. Он разработан на основе функционально-грузового блока «Заря» с применением опыта и технологий создания корабля снабжения пилотируемых научных станций «Салют».
Во время стыковки модуля к МКС двигатели «Науки» незапланированно включились, и для компенсации пришлось запустить двигатели модуля «Звезда». Впрочем, этот инцидент не создал угрозы для экипажа.
Летний звездопад
Пик метеорной активности потока Персеиды над Россией пришёлся на вечер 12 августа.
Наблюдать яркий звездопад можно раз в году, когда Земля пересекает траекторию кометы 109Р / Свифта — Туттля. Это явление длится от нескольких дней до нескольких недель и приходится на лето.
Название Персеиды было получено потоком от созвездия Персея, поскольку при наблюдении за падающими метеорами создаётся впечатление, что они вылетают именно из этой части небосклона.
Камера, мотор, МКС
5 октября ракета «Союз-2.1а» с кораблём «Союз МС-19» стартовала с космодрома Байконур. На борту корабля находились актриса Юлия Пересильд и режиссёр Клим Шипенко, а также профессиональный космонавт Герой России Антон Шкаплеров.
Кинематографисты отправились на МКС для съёмок картины «Вызов». Лента станет первым художественным фильмом, частично снятым на орбите Земли. По сюжету, главная героиня должна за месяц подготовиться к полёту на МКС, чтобы спасти заболевшего космонавта.
Проект представляет собой совместную работу «Роскосмоса», студии Yellow, Black and White и Первого канала.
17 октября киноэкипаж вернулся на Землю на борту «Союз МС-18». Кинобригада пробыла в космосе 12 суток, за это время была отснята часть материала для будущей картины.
Защита от астероидов
24 ноября США запустили миссию Double Asteroid Redirection Test (DART). Её цель — испытать технологию защиты Земли от столкновения с астероидом. Запуск был произведён с помощью тяжёлой ракеты Falcon 9 компании SpaceX. Как сообщили в NASA, зонд должен врезаться на расстоянии 11 млн км от Земли в астероид Диморф — спутник более крупного астероида Дидим. Зонд DART столкнётся с астероидом осенью 2022 года на скорости 6,6 км/с.
Задача — изменить траекторию астероида диаметром примерно 160 м. Как подчёркивают в NASA, астероид не представляет никакой опасности для Земли, он был выбран американскими учёными в качестве модели. На нём планируется отработать технологию защиты Земли от опасных небесных тел. Отслеживать изменение траектории движения космического объекта будут с Земли с помощью телескопа.
Орбитальный «Причал»
24 ноября с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-2.1б», которая вывела на орбиту транспортный грузовой корабль «Прогресс М-УМ» с новейшим узловым модулем «Причал». Стыковка модуля с российским сектором МКС состоялась 26 ноября.
«Причал» — последний модуль, который Россия ввела в состав своего сегмента Международной космической станции перед завершением её работы в 2024 году.
Модуль должен расширить эксплуатационные и технические возможности российского сегмента МКС. Он представляет собой сферический герметичный отсек, оснащённый разнообразной электроникой. На поверхности «Причала» размещены трубопроводы и блоки клапанов транзитных магистралей дозаправки топливом.
Заатмосферные туристы
8 декабря в 10:38 мск с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а» с кораблём «Союз МС-20». На борту находились космические туристы из Японии — миллиардер Юсаку Маэдзава и его помощник Йозо Хирано. Командовал полётом космонавт Александр Мисуркин.
Туристы пробыли на орбите 11 дней, за это время было проведено девять экспериментов в рамках российской научной программы. Гости станции тоже смогли приложить руку к научной работе. В частности, они поучаствовали в медицинском эксперименте «ЛАЗМА», направленном на исследование микроциркуляции крови в условиях микрогравитации.
На Землю космические туристы вернулись 20 декабря, все операции по спуску прошли в штатном режиме. Сумма, которую миллиардер заплатил за космическую экскурсию, не раскрывается.
Гонец к звезде
14 декабря межпланетный зонд Parker Solar Probe прошёл сквозь корону Солнца. Зонд стал первым созданным человеком объектом, который смог так близко подойти к звезде. Во время прохождения через верхнюю часть солнечной атмосферы Parker Solar Probe измерил магнитное поле короны и свойства солнечных частиц, сообщили в NASA.
Миссия Parker Solar Probe была запущена в августе 2018 года. Цель — максимальное сближение с Солнцем, речь идёт о приближении примерно на 6 млн км. Выполнив свою миссию, зонд должен будет исчезнуть в раскалённой атмосфере Солнца. Предполагается, что это произойдёт примерно к 2025 году. До этого момента аппарат должен пересечь солнечную корону 24 раза, постепенно приближаясь к звезде. От сгорания зонд защищает тепловой экран из специального углепластикового материала.
Галактический поисковик
25 декабря с космодрома Куру во Французской Гвиане стартовала ракета Ariane 5 с орбитальным телескопом James Webb. Вскоре телескоп был выведен на орбиту. На протяжении последующих четырёх недель аппарат будет двигаться к пункту своего назначения на расстоянии 1,5 млн км от Земли.
Над проектом работают NASA, Европейское космическое агентство (ЕКА) и Канадское космическое агентство (ККА). Телескоп назван в честь главы программы «Аполлон» Джеймса Уэбба. Аппарат должен заменить орбитальную обсерваторию «Хаббл».
С помощью телескопа James Webb учёные будут изучать древнейшие галактики и звёзды, возникшие во Вселенной после Большого взрыва, а также искать экзопланеты. На обсерватории установлено самое большое из когда-либо выводившихся в космос зеркало диаметром 6,5 м.
Триумф SpaceX, туризм будущего и новая посадка на Марс: главные итоги 2021 года в мировой космонавтике
Уходящий 2021 год закрепил за SpaceX, возможности которой по ракетно-космическим технологиям сопоставимы с целыми странами, мировое лидерство. В настоящее время практически любые инновации, касающиеся космонавтики, так или иначе связаны с этой американской компанией. Об основных итогах последних двенадцати месяцев в мировой гражданской космонавтике рассказывает «Лента.ру».
Такие разные ракеты
Мировым лидером 2021 года по числу космических запусков стал Китай, который по состоянию на 26 декабря провел 54 старта ракет (32 процента от общего числа всех пусков в мире). На втором месте идут США с 45 запусками (26 процентов). Третье место занимает Россия с 22 запусками (13 процентов).
Любопытно, что в 2021 году тяжелая ракета Falcon 9 компании SpaceX стартовала 31 раз, что намного больше, чем число пусков, проведенных Россией за указанный период. В уходящем году SpaceX удалось в сотый раз посадить на Землю первую ступень Falcon 9. Одна из первых ступеней данной ракеты использовалась уже более десяти раз. Сегодня компания первостепенное внимание уделяет обслуживанию использованных ступеней Falcon 9, а не производству новых.
В 2021 году SpaceX продолжила испытания элементов многоразовой транспортной системы Starship. В частности, в феврале компании удалось поднять на высоту десять километров прототип системы, получивший название Starship SN9. В ходе теста изделие сманеврировало в горизонтальное положение, после чего совершило жесткую посадку на наземную платформу. К сожалению, один из двух двигателей Raptor, использующихся для спуска, не сработал, и изделие взорвалось.
В мае SpaceX удалось практически повторить февральский эксперимент — изделие Starship SN15 при помощи трех двигателей Raptor успешно оторвалось от Земли, поднялось на высоту десяти километров и сманеврировало в горизонтальное положение, после чего при помощи двух силовых агрегатов совершило частично успешную мягкую посадку.
В многоразовом режиме Starship должен выводить на низкую околоземную орбиту до 150 тонн полезной нагрузки, а в одноразовом — до 250. Работу системы обеспечивают десятки ракетных двигателей Raptor, работающих на метане и кислороде, в связи с чем в SpaceX активно занимаются наращиванием их производства. В июле SpaceX сообщила о завершении постройки сотого агрегата Raptor. В октябре — провела огневые испытания его модификации, частично адаптированной для работы в условиях космического вакуума.
Оценивая перспективные ракеты космического назначения, испытанные в 2021 году, стоит отметить сверхлегкий одноразовый носитель Rocket американской компании Astra, позиционируемый как потенциально самая дешевая в мире ракета для выведения нетяжелой полезной нагрузки в космос. В ноябре уходящего года стартап провел четвертый и первый успешный старт Rocket, в ходе которого верхняя ступень ракеты с неотделяемым от нее макетом полезной нагрузки оказалась на околоземной орбите высотой 500 километров.
Испытательный пуск ракеты Rocket компании Astra
Фото: Ryan Hirschfield / Astra
В будущем Astra планирует запускать космические аппараты в интересах НАСА и Космических сил США, а также компаний Planet Labs и Spire Global, предлагая заказчикам чрезвычайно простую ракету по конкурентной цене.
Космический интернет
В 2021 году SpaceX продолжила развертывание глобальной спутниковой системы высокоскоростного широкополосного доступа в интернет Starlink. В настоящее время из запланированных 12 тысяч космических аппаратов запущено около 1,9 тысячи. Данные спутники позволяют выходить в интернет более 150 тысячам пользователей из десяти стран мира. В большинстве регионов скорость скачивания и загрузки из сети у Starlink больше, чем у провайдеров, использующих оптоволоконные кабели.
Космический аппарат Starlink
Отлично работает интернет от SpaceX и в сравнительно экстремальных условиях. Согласно проведенному в Австралии эксперименту, установленная на движущемся по шоссе со скоростью 100 километров в час автомобиле Tesla Model X спутниковая тарелка Starlink обеспечила скорость загрузки данных до 200 мегабит в секунду. Другой рекорд был достигнут в Скалистых горах в американском штате Колорадо, где на высоте более 2,8 километра пользователь зафиксировал скорость загрузки в 370 мегабит в секунду. Впрочем, чем ближе к космосу, тем Starlink работает лучше.
Однако SpaceX не намерена останавливаться на достигнутом. С сентября все запускаемые космические аппараты Starlink начали получать лазерные терминалы, которые уменьшат зависимость системы глобального интернета от наземных станций и сократят время задержки сигнала (пинг). Первые десять экспериментальных спутников системы, получивших лазеры, компанией были запущены на полярную орбиту еще в январе.
У основных конкурентов Starlink — британо-индийского OneWeb и американского Kuiper от Amazon — успехи гораздо более скромные. Хотя к настоящему времени при помощи российских средних ракет семейства «Союз-2» запущено более 350 космических аппаратов OneWeb из планируемых 600, тестирование британо-индийской системы только начинается. Первые же прототипы спутников Kuiper должны быть запущены вообще только в 2022 году на еще ни разу не летавшей ракете RS1.
Орбитальные станции
В июле с космодрома Байконур (Казахстан) стартовала тяжелая ракета «Протон-М» с многофункциональным лабораторным модулем (МЛМ) «Наука», который пополнил российский сегмент МКС. Вместе с МЛМ МКС получила европейский манипулятор European Robotic Arm (ERA). «Наука», которую планировалось запустить еще в 2007 году, оказалась самой тяжелой полезной нагрузкой, выводимой «Протон-М» в космос. До этого Россия запускала модуль для МКС в мае 2010 года (малый исследовательский «Рассвет»).
Многофункциональный лабораторный модуль «Наука»
В ноябре с космодрома Байконур стартовал средний носитель «Союз-2.1б» с транспортным грузовым кораблем-модулем «Прогресс М-УМ» и узловым модулем «Причал», который впоследствии пристыковался к МЛМ. В ходе пуска «Союз-2.1б», самый мощный из семейства «Союз-2», также побил собственный рекорд по выводимой к МКС нагрузке. Если «Наука» непосредственно расширила рабочее пространство российского сегмента МКС, то узловой модуль в случае оснащения международным стыковочным адаптером International Docking Adapter (IDA) может использоваться для пристыковки американских космических кораблей Crew Dragon и Starliner.
Кроме России в 2021 году активным строительством на околоземной орбите занимался Китай, начавший развертывание собственной орбитальной станции. В апреле с космодрома Вэньчан с помощью тяжелой ракеты Long March 5 был запущен базовый модуль Tianhe космической станции Tiangong, который посетили две экспедиции тайконавтов.
Туризм
Уходящий год стал особенно интересным с точки зрения космического туризма. И тут тоже не обошлось без SpaceX. В июле на высоту более 80 километров на суборбитальном корабле Unity производства собственной компании Virgin Galactic поднялся британский бизнесмен Ричард Брэнсон. Вместе с миллиардером в составе экипажа были пилоты Дэйв Маккей и Майкл Масуччи, главный астронавт-инструктор Virgin Galactic Бет Мозес, ведущий инженер по эксплуатации Колин Беннетт и вице-президент компании по связям с правительством Сириша Бандла.
Позднее в том же месяце состоялся первый полет многоразового космического корабля New Shepard компании Blue Origin американского предпринимателя Джеффри Безоса. На высоте более 100 километров в течение нескольких минут побывали сам миллиардер, его брат Марк, 82-летняя ветеран НАСА Уолли Фанк и 18-летний выпускник школы Оливер Дамен.
Джеффри Безос (второй слева) с первыми туристами суборбитальной системы New Shepard
Фото: Joe Raedle / Getty Images
Однако уже в сентябре владелец SpaceX Илон Маск обогнал и Брэнсона, и Безоса, отправив в ходе миссии Inspiration4 на космическом корабле Crew Dragon в трехсуточный космический полет вокруг Земли четверых туристов — бизнесмена Джареда Айзекмана, медицинскую сестру Хейли Арсено, инженера Кристофера Семброски и геолога Шан Проктор.
Наконец, в октябре к МКС на российском космическом корабле «Союз МС-19» отправились командир и бортинженер Антон Шкаплеров, режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд. Два последних принимали участие в съемке фильма «Вызов». В космосе режиссер и актриса находились 12 суток, после чего вместе с космонавтом Олегом Новицким вернулись на Землю. В декабре российский «Союз МС-20» отправил к МКС еще двух туристов — японских бизнесмена Юсаку Маэдзава и продюсера Едзо Хирано.
Настоящая наука
В мае 2021 года Китай стал третьей страной в мире (по мнению западной прессы — второй), в ходе миссии Tianwen-1 успешно совершившей мягкую посадку на поверхность Марса, и первой, кому это удалось успешно сделать с первого раза. Конструктивно первый китайский ровер Zhurong, в настоящее время успешно работающий на Красной планете, напоминает американские Spirit и Opportunity, отправленные к Марсу еще в 2003 году.
В задачи марсохода, высадившегося на равнину Утопия, входит исследование топологии и геологии окружающей местности, в частности, поиск водяного льда и минералов, а также взятие проб из атмосферы. В августе Zhurong превысил запланированный срок службы. В настоящее время на Марсе действуют, кроме китайского Zhurong, два американских планетохода — Curiosity и Perseverance. Последний совершил мягкую посадку на Красную планету в феврале, став самым тяжелым грузом, отправленным человечеством с Земли на поверхность Марса.
Среди многочисленных научных миссий, запущенных в 2021 году, нельзя не отметить обсерваторию James Webb, отправленную в космос с космодрома Куру на тяжелой ракете Ariane 5. Головным подрядчиком в производстве James Webb выступила американская военно-промышленная корпорация Northrop Grumman, отвечавшая за интеграцию его основных систем.
Основные задачи James Webb — изучение ранней Вселенной, галактик и сверхмассивных черных дыр, а также подробное исследование экзопланет. В перспективе James Webb должен заменить американский орбитальный телескоп Hubble, запущенный в апреле 1990 года. Диаметр основного зеркала второго составляет 2,4 метра, тогда как у первого данный параметр достигает 6,5 метра, что позволяет с большей точностью проводить наблюдения в инфракрасном диапазоне.
Они не вернулись из космоса: самые страшные катастрофы с участием космонавтов
Космическая гонка СССР и США не раз двигала человечество вперед — первый искусственный спутник, полет Юрия Гагарина, высадка на Луну и создание МКС. Но обратная сторона технического прогресса и научных прорывов, связанных с освоением космоса, — жизни людей, ставших жертвами ошибок проектирования, халатности и стечения обстоятельств. Спустя более чем 30 лет с первой громкой катастрофы в истории пилотируемых космических полетов — крушения шаттла «Челленджер» — «Хайтек» изучил провалы космической индустрии, причины крупнейших аварий в истории ракетостроения и выяснил, чья технология безопаснее: российская с одноразовыми космическими кораблями или американская с их шаттлами.
Читайте «Хайтек» в
Страшный день для «Челленджера»
Почти 33 года назад, 28 января 1986 года, случилась одна из первых крупных катастроф в истории пилотируемых космических полетов — крушение шаттла «Челленджер» при запуске (до этого 3 советских космонавта погибли в 1971 году при посадке «Союза-11» — «Хайтек»). На его борту находились военные летчики Фрэнсис Скуби и Майкл Смитт, инженеры Эллисон Онизука и Грегори Джервис, физик Рональд Макнейр, космонавт Джудит Резник и учитель Криста Маколифф. Каждая из 73 секунд полета шаттла погибшей миссии STS-51L была рассмотрена экспертами множество раз. Точная причина смерти астронавтов так и осталась загадкой, но эксперты склоняются к тому, что астронавты были еще живы, когда кабина ударилась о гладь океана на скорости более 320 км/час. Их гибель стала трагедией не только для США, но и всего мира. Более того, она разрушила веру сотен людей в незыблемость и безопасность космических миссий.
28 января 1986 года президент США Рональд Рейган прервал свое послание Конгрессу, чтобы объявить гражданам Америки, что шаттл «Челленджер» взорвался в атмосфере. Катастрофу тяжело переживала вся страна. Рейган выразил свои соболезнования близким погибших, но все же отметил, что подобные экспедиции и открытия невозможно представить без существенных смертельных рисков для испытателей. Так что же все-таки произошло?
«Челленджер» должен был взлететь еще 24 января 1986 года, но из-за пыльной бури в Сенегальском аэропорту, в месте возможной аварийной посадки, вылет перенесли.
Во время утренней проверки состояния шаттла обходчики не могли не заметить сосульки, которые свисали с днища. В ночь с 27 на 28 января похолодало до –2 °C. Этот факт не мог остаться незамеченным разработчиками твердотопливных ускорителей для шаттла. В таких климатических условиях волокно межсекционных уплотнителей утрачивало свою эластичность и не могло обеспечить достаточную герметичность в местах стыка секций корабля. Специалисты немедленно доложили о своих опасениях в НАСА.
Практически сразу после запуска из стыка хвостовой и второй секций правого твердотопливного ускорителя космической системы из-за образовавшейся ледяной корки появился серый дым. На 59-й секунде, на полной скорости, у шаттла появился огненный хвост. И у командира борта, и у центра управления полетами было время, чтобы предпринять аварийные меры. Но Френсис Скуби, командир корабля, не смог своевременно заметить и оценить возникшую опасность, а руководители полета, скорее всего, просто побоялись взять всю ответственность на себя. На 65-й секунде полета началась утечка топлива из-за воспламенения топливного бака. На 73-й секунде полета оторвалась нижняя стойка крепления правого ускорителя и, накренившись, сам корпус оторвал правое крыло «Челленджера» и пробил кислородный бак. Это привело к взрыву.
Компоненты жидкого водорода и кислорода смешались и загорелись, создав в воздухе шар из облака пламени. Сам шаттл еще набирал высоту, но уже не поддавался управлению. Когда разрушился топливный резервуар, шаттл не мог больше набирать высоту. Хвост, оба крыла и часть двигателя отделились. Взрывной волной оказалась оторвана передняя часть «Челленджера», где находился экипаж, и она взмыла на 20 км вверх. Палуба продолжала свое падение с четырьмя живыми астронавтами. В попытке спастись они применили резервные дыхательные аппараты. Весь нос корабля отделился от корпуса корабля, и тяжелая конструкция шаттла рухнула в воду. Заключение медиков НАСА гласит: возможно, команда потеряла сознание из-за потери давления в модуле во время полета.
Я полагаю, что любое дело можно считать опасным, если ты не подготовлен к нему, или не владеешь ситуацией, или не знаешь, как противостоять возникающей проблеме.
Джудит Резник, астронавт, член экипажа «Челленджера»
История миссий «Спейс Шаттл»
Полеты осуществлялись с 12 апреля 1981 года по 21 июля 2011 года. Всего было построено пять шаттлов: «Колумбия» (сгорел при торможении в атмосфере перед посадкой в 2003 году), «Челленджер» (потерпел крушение во время запуска в 1986 году), «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». Также в 1975 году был построен корабль-прототип «Энтерпрайз», но он никогда не запускался в космос.
Повторение сценария
Шаттл «Колумбия» потерпел крушение при посадке 1 февраля 2003 года. На его борту находились семь членов экипажа, все они погибли. 16 января 2003 года, когда шаттл «Колумбия» поднимался на орбиту, кусок отлетевшей обшивки ракеты врезался в переднюю часть крыла с разрушительной силой. Кадры с камер высокоскоростной съемки показали, как кусок термостойкой пены отрывается от обшивки и попадает в крыло. Далее, исследовав записи, ученые пришли к выводу, что это могло привести к повреждению целостности теплозащитного слоя. Но досконального анализа проведено не было — в космическую миссию вновь вмешалась человеческая халатность.
Когда «Колумбия» вошла в зону самых тяжелых нагрузок при посадке, тепловая защита в месте повреждения начала рассыпаться. В этой части крыла были посадочные шасси. Шины взорвались от перегрева, ударила мощная струя раскаленного газа, крыло полностью развалилось, а вслед за этим стал разваливаться и весь корабль. Без крыла «Колумбия» закрутилась и потеряла управление. От начала распада кабины до гибели экипажа прошла всего 41 секунда.
Вторая масштабная катастрофа окончательно подорвала доверие к программе «Спейс Шаттл», и она была закрыта. 21 июля 2011 года корабль «Атлантис» завершил последнюю экспедицию в истории проекта. Начиная с этого периода, одноразовые российские «Союзы» стали единственным проводником астронавтов на МКС.
Шаттл «Колумбия» отправился в космос 28 раз. Он провел в космосе 300,74 суток, совершил за это время 4 808 оборотов вокруг Земли и пролетел в общей сложности 201,5 млн км. На борту шаттла было проведено большое количество экспериментов в области химии, медицины и биологии.
Разрушенный «Союз»
Первой катастрофой с человеческими жертвами в истории космонавтики стала гибель летчика Владимира Комарова в ходе посадки советского корабля «Союза-1». Все пошло не так с самого начала. «Союз-1» должен был произвести стыковку с «Союзом-2» для возвращения экипажа первого корабля, однако по причине неполадок старт второго был отменен.
Когда корабль уже находился на орбите, обнаружились неполадки солнечной батареи. Командиру был дан приказ возвращаться на Землю. Пилот практически вручную пытался выполнить посадку.
Всего при космических стартах и тестовых исследованиях, в том числе и в слое атмосферы, погибло более 350 человек, только астронавтов — 170 человек.
Посадка проходила в штатном режиме, но на последней стадии приземления основной тормозной парашют не раскрылся. Запасной же раскрылся, но запутался в стропах, и корабль врезался в землю со скоростью 50 м/c, взорвались баки с пероксидом водорода, космонавт погиб мгновенно. «Союз-1» сгорел дотла, тело пилота обгорело настолько, что эксперты с трудом опознавали фрагменты.
После инцидента дальнейшее выполнение программы пилотируемых запусков кораблей «Союз» отложили на 18 месяцев, было произведено множество доработок конструкции. Официальной причиной аварии назвали недоработку технологии раскрытия тормозного парашюта.
Следующим погибшим «Союзом» стал «Союз-11». Цель экипажа корабля заключалась в стыковке с орбитальной станцией «Салют-1» и проведении ряда работ на ее борту. Экипаж выполнил свои задачи в течение 11 дней. Когда штабом было зафиксировано серьезное возгорание, борту приказали возвращаться на Землю.
Все процессы — и вхождение в атмосферу, и торможение, и посадка, были проведены безукоризненно, но экипаж упорно не выходил на связь с центром управления полетами. На момент открытия люка корабля все члены экипажа были уже мертвы. Они стали жертвами декомпрессионной болезни: когда произошла разгерметизация корабля на большой высоте, давление резко снизилось до смертельного уровня. В конструкции корабля не были предусмотрены скафандры. Декомпрессионная болезнь сопровождается невыносимыми болями, и доложить о возникшей неполадке космонавты просто не могли.
Декомпрессионная (кессонная) болезнь — заболевание, возникающее при понижении давления вдыхаемого воздуха, при котором в кровь поступают газы в виде пузырьков, тем самым разрушая кровеносные сосуды, стенки клеток и приводя к блокировке кровотока.
После этой трагической аварии все «Союзы» снабдили скафандрами на случай внештатных ситуаций.
Первое космическое ДТП
В 2009 году произошло первое космическое ДТП — столкнулись два спутника. Согласно официальному заявлению компании Iridium, которое было распространено среди информационных агентств, Iridium 33 столкнулся с российским спутником «Космос-2251». Последний был запущен с космодрома Плесецк еще в 1993 году и прекратил работу через два года после этого.
Спасенные космонавты
Безусловно, не все аварии, случившиеся в космосе, привели к гибели людей. В 1971 году к орбитальной станции «Салют» стартовал корабль «Союз-10» с экспедицией для 24-дневного пребывания на орбите. Во время стыковки было обнаружено повреждение стыковочного агрегата, космонавты не смогли перейти на борт станции и вернулись на Землю.
А всего через четыре года, в 1975 году, корабль «Союз» не вышел на орбиту для стыковки с кораблем «Салют-4» из-за аварии во время включения третьей ступени ракеты. «Союз» приземлился на Алтае, недалеко от границы с Китаем и Монголией. Космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова нашли на следующий день.
Из последних неудачных опытов полетов можно выделить аварию, случившуюся 11 октября 2018 года. Она произошла при запуске ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10». Спустя девять минут после пуска в центр управления пришло сообщение о поломке. Экипаж совершил экстренную посадку. Причины случившегося пока выясняются, не исключено, что произошло отключение двигателей второй ступени. Российско-американский экипаж эвакуировался в спасательной капсуле.
Опасны не только в небе
Космические катастрофы происходят и на земле, унося гораздо большее жизней. Речь идет об авариях при запусках ракет.
На космодроме Плесецк 18 марта 1980 года к запуску готовили ракету «Восток». Ракета заправлялась различным топливом — азотом, керосином и жидким кислородом. Во время заливки перекиси водорода в топливный бак 300 т топлива сдетонировали. Страшный пожар забрал жизни 44 человек. Еще четверо скончались от полученных ожогов, ранены были 39 человек.
Комиссия обвинила во всем сотрудников космодрома, которые допустили халатность при обслуживании ракеты. Лишь через 16 лет было проведено независимое расследование, в результате которого причиной было названо применение опасных материалов в конструкции топливных фильтров для перекиси водорода.
Подобная трагедия случилась в 2003 году в Бразилии на космодроме Алкантара. Ракета взорвалась на стартовой площадке во время прохождения заключительных тестов, в результате чего погиб 21 человек и были ранены еще 20. Ракета стала третьей неудачной попыткой Бразилии отправить спутник-носитель в космос с исследовательским спутником.
Советский конструктор и «отец» отечественной космонавтики Сергей Павлович Королев говорил: «Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная». И уже сегодня инженеры разрабатывают космические беспилотники для эффективной работы на околоземных орбитах, чтобы избежать человеческого фактора — частой причиной масштабных катастроф в космосе. Человечество уже живет в предвкушении полетов на Марс, первый из которых запланирован на 2030 год. И безопасность космической отрасли — важный момент в разработке этой миссии.