Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи

Самоиндукция

теория по физике 🧲 магнетизм

Если по катушке идет переменный ток, то магнитный поток, пронизывающий катушку, меняется. Поэтому возникает ЭДС индукции в том же самом проводнике, по которому идет переменный ток. Это явление называют самоиндукцией.

Явление самоиндукции можно наблюдать в простых опытах. На рисунке представлена схема параллельного соединения двух одинаковых ламп. Одну из них подключают к источнику через резистор R, а другую — последовательно с катушкой L, снабженной железным сердечником.

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи

При замыкании ключа первая лампа вспыхивает практически сразу, а вторая — с заметным запозданием. ЭДС самоиндукции в цепи этой лампы велика, и сила тока не сразу достигает своего максимального значения (см. график ниже).

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи

Появление ЭДС самоиндукции при размыкании можно наблюдать в опыте с цепью, схематически показанной на следующем рисунке. При размыкании ключа в катушке L возникает ЭДС самоиндукции, поддерживающая первоначальный ток. В результате в момент размыкания через гальванометр идет ток (цветная стрелка), направленный против начального тока до размыкания (черная стрелка). Сила тока при размыкании цепи может превышать силу тока, проходящего через гальванометр при замкнутом ключе. Это означает, что ЭДС самоиндукции ε i s больше ЭДС ε батареи элементов.

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи

Самоиндукция и инерция

Явление самоиндукции проще понять, проведя аналогию с инерцией в механике. Инерция приводит к тому, что под действием силы тело не мгновенно приобретает скорость, а постепенно. Тело нельзя мгновенно затормозить, как бы велика ни была тормозящая сила. Точно так же за счет самоиндукции при замыкании цепи сила тока не сразу приобретает определенное значение, а нарастает постепенно. Выключая источник, мы не прекращаем ток сразу. Самоиндукция его поддерживает некоторое время, несмотря на сопротивление цепи.

Чтобы увеличить скорость тела, согласно законам механики нужно совершить работу. При торможении тело само совершает работу. Точно так же для создания тока нужно совершить работу против вихревого электрического поля, а при исчезновении тока это поле совершает положительную работу.

Индуктивность

Модуль вектора индукции В магнитного поля, создаваемого током, пропорционален силе тока. Так как магнитный поток Ф пропорционален В, то Ф

I. Это дает право утверждать, что:

L — коэффициент пропорциональности между током в проводящем контуре и магнитным потоком, пронизывающим этот контур. Эту величину также называют индуктивностью контура, или его коэффициентом самоиндукции.

Применив закон электромагнитной индукции, а также считая, что форма контура остается неизменной, и поток меняется только за счет изменения силы тока, получим:

Эта формула позволяет дать такую формулировку L, которая точно отражает суть этой величины.

Индуктивность — это физическая величина, численно равная ЭДС самоиндукции, возникающей в контуре при изменении силы тока на 1 А за 1 с.

Единица измерения индуктивности — генри (Гн). Индуктивность проводника равна 1 Гн, если в нем при изменении силы тока на 1 А за 1 с возникает ЭДС самоиндукции в 1 В.

Индуктивность подобна электроемкости. Она зависит от геометрических факторов: размеров проводника и его формы, но не зависит непосредственно от силы тока в проводнике. Кроме геометрии проводника, индуктивность зависит от магнитных свойств среды, в которой находится проводник.

Пример №1. При равномерном изменении силы тока в катушке на 10 А за 0,02 с в ней возникает ЭДС самоиндукции, равная 200 В. Чему равна индуктивность катушки?

Выразим индуктивность из формулы для ЭДС самоиндукции:

Знак «минус» означает, что ЭДС самоиндукции действует так, что индукционный ток препятствует изменению магнитного потока. Поэтому само значение индуктивности мы можем принять за модуль полученного результата — 0,4 Гн.

Катушка, обладающая индуктивностью L, соединена с источником питания с ЭДС ε и двумя одинаковыми резисторами R. Электрическая схема соединения показана на рис. 1. В начальный момент ключ в цепи разомкнут.

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи

В момент времени t=0 ключ замыкают, что приводит к изменениям силы тока, регистрируемым амперметром, как показано на рис. 2. Основываясь на известных физических законах, объясните, почему при замыкании ключа сила тока плавно увеличивается до некоторого нового значения – I1. Определите значение силы тока I1. Внутренним сопротивлением источника тока пренебречь.

Источник

Сопротивление

Схема из предыдущего раздела не очень практична. На самом деле, собирать ее (напрямую соединять полюсы источника напряжения с помощью только куска провода) может быть довольно опасно. Причина, по которой это опасно, заключается в том, что при таком коротком замыкании величина электрического тока может быть очень большой, а выделение энергии может быть очень значительным (обычно в виде тепла). Обычно на практике электрические цепи строятся таким образом, чтобы максимально безопасно использовать высвобождаемую энергию.

Ток, протекающий через нить накала лампы

Одним из практических и популярных способов использования электрического тока является электрическое освещение. Самая простая форма электрической лампы – это крошечная металлическая «нить» внутри прозрачной стеклянной колбы, которая накаляется добела от тепловой энергии, когда через нее проходит достаточный электрический ток. Как и батарея, она имеет две проводящие точки подключения: одна для входа тока, а другая – для выхода. Схема электрической лампы, подключенной к источнику напряжения, выглядит примерно так:

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи Рисунок 1 – Ток через лампу

Когда ток проходит через тонкую металлическую нить накала лампы, он встречает большее противодействие движению, чем в обычном толстом куске провода. Это противодействие электрическому току зависит от типа материала, площади его поперечного сечения и температуры. Технически это противодействие известно как сопротивление (можно сказать, что проводники имеют низкое сопротивление, а диэлектрики – очень высокое сопротивление). Это сопротивление служит для ограничения величины тока, проходящего через цепь при заданном напряжении, подаваемом батареей, по сравнению с «коротким замыканием», когда у нас не было ничего, кроме провода, соединяющего один конец источника напряжения (батареи) с другим. Когда ток движется против противодействия сопротивления, возникает «трение». Как и в случае механического трения, трение, создаваемое током, протекающим через сопротивление, проявляется в виде тепла. Концентрированное сопротивление нити накала лампы приводит к тому, что на нити рассеивается относительно большое количество тепловой энергии. Этой тепловой энергии достаточно, чтобы нить накаливания стала раскаленной добела и начала светиться, в то время как провода, соединяющие лампу с батареей (которые имеют гораздо меньшее сопротивление), вряд ли станут хотя бы теплыми, проводя такую же величину тока. Как и в случае короткого замыкания, если целостность цепи нарушена в любой точке, ток прекращается по всей цепи. При установленной лампе, это означает, что она перестанет светиться:

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи Рисунок 2 – Ток через лампу не течет

Как и прежде, ток не течет, а в точках разрыва доступен весь потенциал (напряжение) батареи, ожидающий соединения, чтобы пересечь этот разрыв и позволить току снова течь. Это состояние известно как разомкнутая цепь, когда разрыв цепи предотвращает протекание тока повсюду. Всё, что требуется, чтобы «разомкнуть» цепь, – это один разрыв. После повторного соединения любых разрывов и восстановления непрерывности цепь называется замкнутой.

Основа для коммутации ламп

То, что мы видим здесь, является основой для включения и выключения ламп дистанционными выключателями. Поскольку любое нарушение непрерывности цепи приводит к прекращению протекания тока по всей цепи, то для управления протеканием тока в цепи мы можем использовать устройство, предназначенное для преднамеренного нарушения этой непрерывности (называемое ключом, или выключателем, переключателем и т.п.) и установленное в любом удобном месте, к которому мы можем провести провода:

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи Рисунок 3 – Добавление ключа в цепь из батареи и лампы

Таким образом, выключатель, установленный на стене дома, может управлять лампой, установленной в длинном коридоре или даже в другой комнате, далеко от выключателя. Сам ключ состоит из пары проводящих контактов (обычно сделанных из какого-то металла), соединенных механическим рычажным приводом или кнопкой. Когда контакты соприкасаются друг с другом, устанавливается непрерывность цепи, и ток может течь от одного контакта к другому. Когда контакты разделены, течению тока от одного к другому препятствует воздушная изоляция между ними, и непрерывность цепи нарушается.

Выключатель ножевого типа

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи Рисунок 4 – Выключатель ножевого типа

Ножевой переключатель – это не что иное, как токопроводящий рычаг, свободно поворачивающийся на шарнире, вступающий в физический контакт с одним или несколькими неподвижными контактами, которые также являются токопроводящими. Переключатель, показанный на приведенном выше рисунке, собран на фарфоровом основании (отличный изоляционный материал), с использованием меди (отличный проводник) для «лезвия» и контактов. Ручка сделана из пластика, чтобы изолировать руку оператора от токопроводящего лезвия переключателя при его открытии или закрытии. Ниже показан еще один тип переключателя, с двумя неподвижными контактами вместо одного:

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи Рисунок 5 – Переключатель ножевого типа с 3-мя контактами

Ножевой переключатель, показанный здесь, имеет одно «лезвие» и два неподвижных контакта, что означает, что он может включать или выключать более одной цепи. На данный момент это не так важно, чтобы просто понять основную идею того, что такое ключ, и как он работает. Ножевые переключатели отлично подходят для иллюстрации основного принципа работы ключа, но они представляют определенные проблемы безопасности при использовании в электрических цепях большой мощности. Открытые проводники переключателя делают очень возможным случайный контакт с цепью, а любая искра, которая может возникнуть между движущимся ножом и неподвижным контактом, может воспламенить любые находящиеся поблизости горючие материалы. В большинстве современных конструкций переключателей движущиеся проводники и контакты закрыты изолирующим кожухом, чтобы уменьшить эти опасности. Фотографии нескольких современных типов переключателей показывают, что механизмы переключения гораздо более скрыты, чем в конструкции ножевого выключателя:

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи Рисунок 6 – Сравнение размеров переключателей

Разомкнутые и замкнутые цепи

В соответствии с терминологией цепей «разомкнутая» и «замкнутая», переключатель, у которого контакт от одной клеммы подключения соединен с контактом другой клеммы (например, выключатель с лезвием, полностью касающимся неподвижного контакта), обеспечивает непрерывность протекания тока через себя и называется замкнутым переключателем. И наоборот, выключатель, который нарушает целостность цепи (например, выключатель с лезвием, не касающимся неподвижного контакта), не пропускает ток и называется разомкнутым выключателем.

Источник

Урок по теме «Электрическая цепь и ее составные части» конспект, презентация, тест, технологическая карта

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ pril2.ppt

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи

Описание презентации по отдельным слайдам:

Для того, чтобы использовать энергию электрического тока, нужно прежде всего иметь источник тока.

Электродвигатели, лампы, плитки, электробытовые приборы называют приёмниками или потребителями электрической энергии.

Электрическую энергию нужно доставить к приёмнику. Для этого приёмник соединяют с источником электрической энергии проводами.

Чтобы включать и выключать в нужное время приёмники электрической энергии применяют замыкающие и размыкающие устройства: ключи, рубильники, кнопки, выключатели.

Источник тока, приёмники, замыкающие устройства, соединённые между собой проводами, составляют электрическую цепь.

Цепь называется замкнутой, если она состоит только из проводников электричества.

Определите место обрыва электрической цепи. При подключении контрольной лампы (КЛ) к контактам 3 и 5 она горит, а при переключении на контакты 5 и 6 или 7 и 8 – гаснет.

Как определить точное место обрыва электрической цепи?

Для удобства изображения электрических цепей приборы на рисунках обозначают общепринятыми условными знаками.

ГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ИЛИ АККУМУЛЯТОР БАТАРЕЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИЛИ АККУМУЛЯТОРОВ

СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДОВ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПРОВОДОВ БЕЗ СОЕДИНЕНИЯ

ЗАЖИМЫ ДЛЯ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ПРИБОРА КЛЮЧ

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПА ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗВОНОК

РЕЗИСТОР НАГРЕВАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

ПЛАВКИЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ ГАЛЬВАНОМЕТР

Чертежи, на которых изображены способы соединения электрических приборов в цепь, называют схемами.

Какие приборы входят в электрическую цепь? Что произойдёт при замыкании ключа?

Какие приборы входят в электрическую цепь? Что произойдёт при замыкании ключа?

Что произойдёт при замыкании ключа? Где можно использовать такую электрическую цепь?

Что произойдёт при замыкании ключа? Где можно использовать такую электрическую цепь?

Что произойдёт при замыкании ключа? Где можно использовать такую электрическую цепь?

Найдите обозначения этих приборов у себя в тетрадях и начертите схему электрической цепи.

Начертите схему этой электрической цепи. Что изменилось?

Начертите схему электрической цепи из последовательно соединённых источника тока, звонка, ключа и лампочки.

Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника тока, звонка, лампочки и двух ключей так, чтобы лампочку и звонок включались отдельно.

1.При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечения проводов. 2.Источник тока подключать в последнюю очередь. 3.Собранную электрическую схему включать только после проверки её учителем. 4.Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам цепи.

5. Не производить переключений в цепях до отключения источника тока. 6.Не допускать предельных перегрузок измерительных приборов. 7.При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, повышенном их нагревании, появления искрения, запаха горелой изоляции и т.д. немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю.

8. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства. 9.После работы отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания, разобрать электрическую схему. 10.Привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы и оборудование.

Соберите электрическую цепь по схеме.

Выбранный для просмотра документ «Электрическая цепь и её со.doc

План – конспект урока физики в 8 классе.

Тип урока: комбинированный (беседа + рассказ + учебный практикум).

Образовательные – сформулировать определение электрической цепи, раскрыть её назначение, познакомить учащихся с обозначением элементов электрической цепи, правилами изображения электрических схем, правилами сборки электрических цепей, закрепить полученные знания путем решения практических задач.

Воспитательные – формирование умений использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни, в целях профориентации подчеркнуть важность изучаемой темы в различных областях деятельности, развитие аккуратности, бережного отношения к оборудованию.

Развивающие – развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты экспериментов, строить план эксперимента, развивать мышление, устную речь учащихся.

Оборудование к уроку:

Плакаты с афоризмами по изучаемой теме, карточки с тестовыми заданиями, образцы электрических схем, образцы электрических цепей, магнитная доска, источник тока – гальванический элемент, ключ – 3 шт., лампы электрические – 3 шт., звонок электрический – 1 шт., электрический двигатель – 2 шт.

Изложение материала в процессе беседы.

Проверка домашнего задания

Решение тестовых заданий с выбором ответа, взаимопроверка выполненных заданий.

Подготовка к изучению нового материала

Изложение материала в процессе беседы.

Изучение нового материала

Изложение материала в процессе беседы, демонстрация плакатов, записи на доске, показ явлений посредством демонстрация натуральных объектов.

Закрепление изученного материала

Решение практических задач путём ученических опытов с объяснением выполняемых действий.

Подведение итогов урока

Беседа по результатам изучения нового материала.

Объяснение домашнего задания

Запись на доске, запись в дневники, пояснение по его выполнению.

Домашнее задание: § 33, прочитать, ответить на вопросы, зарисовать обозначения элементов цепи, Упр. 13 стр79, № 2, 3.

Сообщение темы урока, объяснение смысла плаката №1, постановка цели урока, сообщение плана урока. Выяснение готовности учащихся к уроку.

Запись даты, темы урока.

Выдача тестовых заданий, пояснение хода работы, механизма проверки и оценки. Анализ результатов

Работа с тестами, взаимопроверка (учащиеся обмениваются работами, отмечают ошибочные ответы, ответы диктует учитель), оценка результатов.

Объяснение плаката №2, основные правила техники безопасности при работе с электрическим током. Памятки на листках выдаются каждому учащемуся.

Рассказ о том, что такое электрическая цепь, обращая внимание учащихся на примеры цепей (осветительная сеть, электрическая плата, линии электропередач, фонарик и т.д.), на доске записать схематически: электрическая цепь = источник + замыкающее устройство + потребитель + провода; примеры цепей; схема – чертёж цепи, применение условных обозначений в схемах, демонстрация различных схем; цепь не должна включать в себя участки из диэлектриков.

Запись в тетради определений с доски, дополнение примерами цепей, схем.

Демонстрация сборки электрической цепи, состоящей из источника, ключа, лампы по готовой схеме на доске.

Сборка простейших цепей учащимися по заданиям. В одном из заданий заменить провод резиновым «проводником». В случае затруднения ученика объяснить ошибку. Визуальный контроль за работой учащихся у доски и на местах, оказание помощи в процессе работы.

Выполнение заданий по сборке электрических цепей и изображение схем в тетрадях. (один ученик собирает цепь у доски остальные рисуют схему в тетради. Ученики меняются.

Беседа по подведению итогов, анализу деятельности каждого ученика, перспективе применения полученных знаний и умений в дальнейшем

Просмотр записей и рисунков в тетрадях, самооценка учащихся своих результатов.

Запись домашнего задания на доске, объяснение особенностей выполнения задания.

Чтение домашнего задания, выяснение непонятных моментов, запись в дневники.

Пёрышкин А.В. «Физика 8 кл.», Дрофа, 2006 г.

Гутник Е.М. «Тематическое и поурочное планирование к учебнику Пёрышкина А.В. «Физика 8 кл.», Дрофа, 2004 г.

Демидова М. Ю., Коровин В. А. «Методический справочник учителя физики», Мнемозина, 2004 г.

Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы «Физика 8 класс» Дрофа, 2004 г.

Проверка домашнего задания.

Обведите букву, соответствующую правильному ответу.

Электрический ток это …
А. упорядоченное движение заряженных частиц.
Б. движение заряженных частиц.
В. движение электронов и протонов.

Источник тока…
А. создаёт заряженные частицы в проводнике.
Б. создаёт и поддерживает электрическое поле в проводнике.
В. создаёт электрический ток.

Какое из устройств не является источником тока?
А. Аккумулятор. Б. Вентилятор. В. Генератор.

Внутри источника тока …
А. происходит создание зарядов.
Б. происходит разделение положительных и отрицательных зарядов.
В. образуется электрический ток.

В каком из источников тока химическая энергия превращается в электрическую?
А. Гальванический элемент
Б. Фотоэлемент
В. Термоэлемент

В каком из перечисленных веществ электрический ток протекать не может?
А. Медь Б. Резина В. Свинец.

Коды ответов: А Б Б Б А Б

Памятка по технике безопасности при работе с электрическим током.

Не используйте при сборке электрических цепей провода с повреждённой изоляцией с видимыми повреждениями.

Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях.

При сборке электрических цепей избегайте пересечения проводов.

Источники тока подключайте в последнюю очередь.

Все исправления в цепях проводите при отключенном источнике тока.

Не прикасайтесь к вращающимся частям электрических машин.

Не определяйте наличие тока в цепи на ощупь.

Не прикасайтесь к проводам, свисающим со столбов, стен, торчащим из земли – они могут находиться под током.

1. На доске висит плакат, на котором приведена фраза из известного фильма.
А вы знаете, откуда мы с вами берём электричество? Каким образом оно попадает к нам?
Сегодня на уроке мы с вами это выясним. Тема урока «Электрическая цепь и её составные части». Вы узнаете, что такое цепь электрическая, из чего она состоит, как её собирают.

План урока следующий: проверка д/з, изучение материала, закрепление в процессе практической работы.

2. Выполните тестовые задания….Обменяйтесь, проверьте… Отмечаем правильные ответы.

Оценки 5 – «5», 4 – «4», и т.д.

3. Электрический ток явление полезное, нужное и опасное. С самого первого занятия нужно применять правила ТБ, как будто вы работаете с опасным для жизни током, даже если вы знаете что он безопасный.

Памятки прочитать вслух

Плакат №2. Если человек умеет делать что – то, значит он знает об этом. Мы с вами изучим о цепях не много, и изучение совместим с работой по сборке цепей.

4. Материал теоретический о цепях (определение, схематическая запись), схема, условные обозначения (примеры).

5. Сборка цепи демонстрация – источник, ключ, лампа

Задания по сборке цепей:

а) Соберите цепь, состоящую из источника, звонка, ключа. Нарисуйте схему.

б) Соберите цепь, состоящую из источника, электрического двигателя, ключа. Нарисуйте схему.

в) Соберите цепь, состоящую из источника, двух ламп, ключа, так, чтобы ключ включал обе лампы. Нарисуйте схему.

г) Соберите цепь, состоящую из источника, двух ламп, двух ключей, так, чтобы ключи включали лампы по отдельности. Нарисуйте схему.

д) Соберите цепь, состоящую из источника, двух ламп, двух ключей, так, чтобы ключи включали лампы по отдельности. Нарисуйте схему.

е) Соберите цепь, состоящую из источника, лампы, звонка, ключа, так, чтобы ключ включал звонок и лампу вместе. Нарисуйте схему.

ё) Соберите цепь, состоящую из источника, двух электрических двигателей, двух ключей, так, чтобы ключи включали двигатели по отдельности. Нарисуйте схему.

Задания по сборке цепей:

а) Соберите цепь, состоящую из источника, звонка, ключа. Нарисуйте схему.

б) Соберите цепь, состоящую из источника, электрического двигателя, ключа. Нарисуйте схему.

в) Соберите цепь, состоящую из источника, двух ламп, ключа, так, чтобы ключ включал обе лампы. Нарисуйте схему.

г) Соберите цепь, состоящую из источника, двух ламп, двух ключей, так, чтобы ключи включали лампы по отдельности. Нарисуйте схему.

д) Соберите цепь, состоящую из источника, двух ламп, двух ключей, так, чтобы ключи включали лампы по отдельности. Нарисуйте схему.

е) Соберите цепь, состоящую из источника, лампы, звонка, ключа, так, чтобы ключ включал звонок и лампу вместе. Нарисуйте схему.

ё) Соберите цепь, состоящую из источника, двух электрических двигателей, двух ключей, так, чтобы ключи включали двигатели по отдельности. Нарисуйте схему.

Выбранный для просмотра документ Тема урока.doc

Тема урока: Электрический ток. Источники электрического тока.

Выяснить физическую природу электрического тока

Закрепить знания учащихся об условиях возникновения и существования электрического тока.

Изучение нового материала

Ответьте на вопросы:

Из каких частиц состоят атомы вещества?

Какого знака заряд имеет электрон?

Вокруг ядра атома кислорода движется 8 электронов. Сколько протонов имеет ядро атома кислорода?

Когда тело нейтрально?

Имеют ли электроны и ядро в атоме свое электрическое поле?

Как происходит электризация тел?

Работа по вариантам:

1 вариант работает на компьютере (решает тест)

2 вариант письменно отвечает на вопросы.

Изучение нового материала:

Согласно электронной теории, в телах имеются свободные электроны, которые совершают хаотическое движение, подобно молекулам. Но что же будет с ними, если их поместить в электрическое поле?

1 Опыт с электрометром.

Под действием электрического поля электроны проводимости перемещаются по проводнику, т.е. их движение становится упорядоченным

Электрический ток – это направленное движение электронов проводимости в проводнике под действием электрического поля

В других проводниках могут двигаться любые заряженные частицы, например ионы.

Поэтому кратко определение Эл. Току можно дать такое:

Электрический ток- это упорядоченное движение заряженных частиц

Условия существования электрического тока:

1.Наличие свободных электронов в проводнике.

2. Наличие внешнего электрического поля.

Чтобы Электрический ток существовал длительное время необходимо поддерживать в нем электрическое поле. Для этого создают источники электрического тока.

Источники бывают разными, примеры

Но у всех в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение энергий:

Химической в электрическую

Электрофорная машина (механическая в электрическую)

Батарейка (химическая в электрическую)

Работа, которая идет на то, чтобы разделить заряды на положительные и отрицательные, совершается силами, неэлектрической природы, они называются сторонними.

Мы рассмотрим источник тока, у которого разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов, они называются гальваническими. И принцип действия аккумулятора.

В Гальваническом элементе в результате химических реакций выделяется внутренняя энергия она и превращается в электрическую.

У- угольный стержень

П- полотняный мешочек (смесь оксида марганца с углем)

К- клейстер (мука на растворе нашатыря)

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи

Свинцовые или кислотные

Железноникелевые или щелочные (раствор щелочи пластины – железный порошок, пероксид никеля.)

Применение: Выпишите в тетрадь.

А у нас в домах ток получают с помощью генераторов

Как называются места, где накапливаются заряды.

Движутся ли заряженные электроны в проводнике, когда по нему идет ток?

Какую роль выполняет источник тока?

Что нужно сделать, чтобы аккумулятор стал источником тока?

Задание на дом: Параграф 32, Сб. задач В.И. Лукашика №

Выбранный для просмотра документ Тест по физике1.ppt

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тест по физике. Электрические явления.

Какая физическая величина обозначается буквой q? А) масса В) время Б) заряд

Какие из перечисленных веществ относятся к проводникам? А) эбонит Б) пластмасса В) раствор соли Г) воздух

Выбранный для просмотра документ задание.doc

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепиЧто произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепиЧто произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи

Выбранный для просмотра документ технологическая карта.doc

Технологическая карта урока № 32/7.

Учебный предмет: физика

Тема урока: Электрическая цепь и её составные части

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: раскрыть сущность составных частей электрической цепи, их назначение и условные обозначения.

а) формирование представлений об электрической цепи, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, рейтинговая таблица, разноуровневый дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет.

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент.

«Здравствуйте. Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пошлите положительные эмоции своим одноклассникам».

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепиЧто произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи«Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению в данный момент времени»

Приветствие учащихся, анализ выбранных «мордашек»

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Умение настраиваться на занятие

2. Постановка цели и задач урока

«Сегодня в течении урока вы в рейтинговые таблицы будете заносить полученные баллы, а в конце урока поставить себе и своему соседу по парте оценку.»

Рассказывает о том, что в связи с широким использование электричества возникает необходимость более тщательного изучения электрического тока. Возьмем источник тока и лампочку. Что нужно сделать, чтобы она загорелась?

Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Электрическая цепь и ее составные части».

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

3. Актуализация знаний

«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо вспомнить предыдущий материал. В ыполните следующее задание:

Беседа с учащимися по вопросам:

Из каких частиц состоят атомы вещества?

Когда тело нейтрально?

в чем состоит отличие проводников от изоляторов?

Какие вы знаете источники тока?

Как соединяют элементы в батарею?

Что такое электрический ток?

условия существования электрического тока.

Какие превращения энергии происходят внутри источника тока?

Почему можно наэлектризовать трением эбонитовую палочку, держа ее в руке, а металлический стержень нельзя?

2Предел делимости заряда равен:

4 Модель какого иона или атома изображена на рисунке? Выразите заряд ядра атома этого химического элемента в кулонах.

5 На каком рисунке показано движение электрического тока?

А теперь посмотрим на рисунок перед вами и вспомним устройство гальванического элемента.

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи

Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий.

Выполняют самостоятельно задание.

Отвечают на вопросы учителя.

(За правильный ответ– 1 балл)

Результат заносят в оценочный лист

Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействуют с учителем

Развитие регуляции учебной деятельности.

Взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Регуляция учебной деятельности.

4. Первичное усвоение новых знаний

Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка). Вторая составная часть цепи – источник тока ( для л.р.- гальванический элемент). Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Назовите замыкающие устройства в классе (Выключатель, рубильник, кнопки, для л. р. – ключ)

Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.

Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь?

• замыкающее устройство Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов. Ребята записывают условные обозначения в тетрадь

. Демонстрация сборки цепи (с привлечением уч-ся), состоящей из источника тока, лампочки, ключа и соединительных проводов. Почему не горит лампочка? Замкнем цепь. Электрическая цепь представляет собой замкнутый путь, по которому заряд течет от одного полюса источника тока к другому.

Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся, демонстрирует сборку цепи.

Даёт задание поработать с рисунком учебника, записать условные обозначения в тетрадь. Демонстрация ЭОР.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Наблюдение за физическим экспериментом учителя, сборка электрической цепи у себя за партой. Работают с материалом учебника, выделяют существенную информацию, чертят условные обозначения и схему в тетради.

Выставляют баллы в рейтинговую таблицу.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

5. Первичная проверка понимания

1.Найдите обозначения этих приборов у себя в тетрадях и начертите схему электрической цепи.

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи

2. из каких элементов состоит эта электрическая цепь

3.Нарисуйте электрическую цепь, состоящую из: источника, лампочки, кнопки

4.Что произойдёт при замыкании ключа? Где можно использовать такую электрическую цепь?

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи

Выполнить практическую работу.

Цель: собрать электрическую цепь из приборов, которые есть у каждого на столах так, чтобы лампочка загорелась.

Дается задание по учебнику: (упр. 13 №2) начертите схему цепи, содержащей один гальванический элемент и два звонка, каждый из которых можно включать отдельно.

Даёт учащимся задания выполнить в парах задание на карточках, физический эксперимент.

Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность выполнения.

Находят «дефект» в схемах, выполняют практическое задание. Выполняют задание в презентации.

Выставляют баллы в рейтинговую таблицу.

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания заданий.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

6. Первичное закрепление

Индивидуальные задания: расставьте усл. обозначения по «местам», соединив стрелкой усл. обозначение с названием прибора.

Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи

Формулировка условий заданий.

Обсуждается выполнение дифференцированного задания. Этот выключатель довольно простой, он может быть легко сделан в домашних условиях, но он имеет маленький недостаток, т. к. состоит из неизолированного проводника. Чтобы им пользоваться, надо передвигать его диэлектриком, например, пластмассовой палочкой, чтобы не ударило током.

Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку. Выставляют баллы в рейтинговую таблицу. Слушают своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера. Сдают работы сами оценив себя по отдельным стопочкам

Закрепляют знания, полученные на уроке.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

7. Домашнее задание

Обязательный уровень: § 33, упр.13

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

« Р ебята, вспомните цель нашего урока.

Из каких составных частей состоит эл. цепь?»

Выставляются оценки учащимся.

Отвечают на вопрос: «Из каких составных частей состоит эл. цепь».

Подсчитывают свой рейтинг за урок и выставляют оценку в соответствии с таблицей перевода рейтинга в оценку.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Надо привести в порядок свои рабочие места, приборы разложите в коробки с условными обозначениями, которые находятся на столе у учителя.

«Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепиЧто произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепиЧто произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Смотреть картинку Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Картинка про Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепи. Фото Что произойдет при замыкании ключа в электрической цепиВыберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению в данный момент времени»

Проводит рефлексию, анализирует.

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *