Что проверяет фсс по прямым выплатам
Все о проверках ФСС: кого, как и когда проверяют?
Несмотря на то что плановые проверки малого бизнеса в 2021 году запрещены, ФСС все же может нанести визит и проверить деятельность предпринимателя. Расскажем, как оценить вероятность подобного мероприятия, а также рассмотрим особенности плановых и внеплановых проверок.
Виды проверок со стороны ФСС
Существуют камеральные и выездные проверки ФСС: в первом случае инспекторы проверяют сданную предпринимателями отчетность, а во втором – приходят с визитом в офис компании вместе с представителями налоговой службы.
Выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми:
плановые визиты проводят на основании годового графика: в план могут попасть любые компании, вне зависимости от масштаба деятельности или численности штата;
внеплановые визиты – это результат жалоб, поступивших от бывших или нынешних сотрудников, а также ошибок или неточностей, найденных в отчетности в ходе камеральных проверок.
Что проверяет ФСС?
Во время плановых визитов инспекторов ФСС интересуют:
правильность расчета страховых взносов, включая те, которыми занимается ФНС – например, ВНиМ (взносы по временной нетрудоспособности и материнству);
выплаты при наступлении страховых случаев – при получении травм на производстве, выход в декрет, временная нетрудоспособность по больничному и пр.;
выдача застрахованным сотрудникам путевок на санаторно-курортное лечение.
Почти всегда проверяют больничные листы:
соответствует ли образец Госстандарту;
присутствует ли подпись врача, четкий оттиск печати;
нет ли признаков поддельного или неоригинального больничного;
верно ли заполнен документ работодателем – при наличии ошибок их нужно зачеркнуть, а правильные сведения указать на обратной стороне вместе с надписью «Исправленному верить», подписью руководителя и печатью организации (при наличии);
есть ли ошибки в заполнении, допущенные медицинским учреждением – в этом случае больничный признается недействительным, а застрахованному лицу нужно будет получить дубликат документа.
Кроме этого, конечно же, проверяют правильность расчета самого пособия.
За что предпринимателя может оштрафовать ФСС?
Возможные нарушения и санкции прописаны в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ. В частности, работодателя могут наказать, если:
Компания вовремя не отправила форму 4-ФСС: документ сдают 4 раза в год – в апреле, июле, октябре и январе, до 20 числа этих месяцев (в бумажном виде, для электронной отчетности — до 25 числа). За нарушение сроков начисляют штраф – 5% от суммы страховых платежей за каждый месяц просрочки. При этом минимальный размер штрафа составляет 1000 р., а максимальный – 30% от взносов на травматизм.
Нарушены сроки перечисления взносов на НС и ПЗ – платеж нужно провести до 15 числа следующего за отчетным месяца. За неуплату или неполную уплату штраф составит 20% от суммы долга, а если удастся доказать умышленный характер задержки – то размер штрафа возрастет до 40%. Плюс придется оплатить набежавшие пени – по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Если же размер долга составляет более 1,8 млн р., то «подключается» уголовная ответственность (ст. 199.3 УК РФ) со штрафами до 300 тыс. р., принудительными работами или арестом на срок 1 год.
Представлен отчет в бумажном виде – если отчет включает в себя сведения о 25 или более сотрудниках, то ФСС примет только электронный вариант. За бумажную версию придется оплатить штраф в 200 р. Впрочем, оплата штрафа не освобождает от обязанностей по отправке электронной отчетности.
Не представлены документы – штраф 200 р. за каждый экземпляр, необходимый для контроля за правильностью начисления взносов.
Нарушили сроки регистрации в ФСС для ИП: предприниматель обязан зарегистрироваться в течение 30 дней с момента найма первого сотрудника, то есть с даты заключения трудового или ГПХ договора. За нарушение сроков придется выплатить штраф в размере 5 тыс. р. Если просрочка составляет 90 дней и более, то сумма наказания возрастает до 10 тыс. р.
Какие организации первыми попадают на контроль?
Теоретически ФСС могут прийти даже к ИП, работающему без сотрудников. Но на практике интерес фонда вызывают следующие предприятия:
работодатели, применяющие льготные ставки страховых взносов;
компании, которые запрашивают у ФСС крупные суммы на оплату пособий;
организации, которые делают выплаты сотрудникам, не входящим в базу для расчета страховых взносов (например, выдают материальную помощь при рождении ребенка);
«должники», которые не оплатили взносы за 2 или более налоговых периода;
компании, часто корректирующие отчетность.
Если для вашей компании эти пункты не актуальны, ждать представителей ФСС с проверкой не нужно.
Как самостоятельно оценить риски визита инспекторов ФСС?
ФСС опубликовал критерии самостоятельной оценки рисков для предпринимателей: с их помощью все заинтересованные лица могут оценить вероятность плановых и внеплановых проверок в ближайшей перспективе.
Для расчетов понадобятся следующие сведения:
информация о начисленных и уплаченных взносах;
данные по страховым взносам, которые находятся в ведении ФНС.
Рассмотрим порядок расчета подробнее.
Размер средней зарплаты на предприятии.
Если это значение ниже средних показателей по отрасли, то риск визита ФСС повышается. Для расчета используется следующая формула:
Средняя зарплата = Фонд оплаты труда за отчетный период из 4-ФСС / среднесписочная численность сотрудников / количество месяцев в расчетном периоде
Обратите внимание, что полученное значение нужно сравнить со средним уровнем зарплаты не в отдельном регионе, а в целом по отрасли или по конкретному виду деятельности. Уточнить актуальные показатели можно на сайте ФНС.
Отказ от предоставления пояснений по несоответствиям, выявленным инспекторами ФСС в ходе камеральных проверок
Сюда же относят и отказ предоставить проверяющим из фонда те или иные документы. Формула расчета при этом выглядит так:
Количество требований, выставленных ФСС – Количество исполненных требований > 0
Количество корректировок, при которых уточняется размер облагаемой базы
Особое внимание уделяется корректировкам в сторону уменьшения базы. Расчет производится по формуле:
Максимальный процент = 100 – (сумма начисленных взносов в уточненной отчетности / базовая сумма начисленных взносов Х 100)
Если за отчетный период компания представила более 3 уточненных расчетов, при этом величина облагаемой базы менялась более чем на 10%, то риск визита ФСС увеличивается.
«Миграция» страхователя между региональными отделениями ФСС
Если организация многократно снималась с учета в одном месте, а затем вставала на учет в другом, то такие «перебежки» могут вызвать подозрение у представителей ФСС: так часто поступают мошенники и фирмы-однодневки.
Риски в этом случае рассчитываются так:
Количество записей с формулировкой «передан» > 2
Изменение страхового тарифа без смены вида экономической деятельности
Любое изменение величины страхового тарифа по ОСС, не подтвержденное изменением основного вида деятельности по ОКВЭД, вызывает интерес у представителей фонда. На практике это можно выразить следующей записью:
Тариф страхователя ≠ Тариф, указанный в системе «Соцстрах»
Дело в том, что страховой тариф напрямую влияет на размер страховых взносов. Когда предприниматель переходит на меньший тариф, он снижает класс профессионального риска: если при этом вид деятельности остается прежним, фонд вправе заподозрить попытку обмана. Чтобы избежать подобной ситуации, позаботьтесь о наличии обоснования для увеличения или изменения тарифа.
ФОТ НС и ПЗ меньше ФОТ ВНиМ
Речь идет о двух фондах оплаты труда (ФОТ): от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ), а также на случай временной нетрудоспособности по больничному листу или в связи с материнством (ВНиМ).
Если сумма выплат и вознаграждений в первом случае окажется меньше, чем во втором, в ФСС таким обстоятельством точно заинтересуются. В виде записи это выглядит так:
ФОТ НС и ПЗ по данным расчета, представленного страхователем
Как ФСС будет проверять работодателей
С 1 января 2022 года вступает в силу статья 15.2 Федерального закона № 255-ФЗ. Она устанавливает ответственность страхователей за недостоверность или неполноту сведений, необходимых ФCC для назначения и выплаты пособий. Как страхователей будут проверять и привлекать к ответственности?
Что будет проверять ФСС
ФСС будет проводить камеральные и выездные проверки, чтобы контролировать полноту и достоверность данных и документов по пособиям, которые передал страхователь.
Если во время проверки у фонда возникнут вопросы, он будет истребовать дополнительные документы и пояснения. Кроме того, ФСС сможет обращаться за информацией в другие инстанции:
Камеральная проверка ФСС. Извещения
Если в сведениях от работодателя во время камеральной проверки обнаружатся ошибки, ФСС в течение пяти рабочих дней направит компании извещение, указывая в нем, что нужно исправить.
Если в течение трех рабочих дней компания не подтверждает, что получила извещение, ФСС направляет его заказным письмом. В таком случае через шесть рабочих дней считается, что оно получено.
У работодателя две задачи по извещению:
Выездная проверка ФСС. Возмещение
В чем суть проверки
Выездные проверки будут проводить не чаще одного раза в три года. Но могут такую проверку назначить и внепланово, если в ФСС пожалуются работники или фонд увидит расхождения между сведениями страхователя и госорганов.
Во время выездной проверки цель инспекторов — выяснить, не представил ли работодатель недостоверные данные или документы и не скрыл ли информацию, которая влияет на размер пособия и на право его получать.
Если такое обнаружится, фонд откажет в выплате пособия или отменит решение о его предоставлении. Если же деньги уже выплатили, работодатель должен будет возместить ФСС лишние расходы.
Как возмещать фонду лишние расходы
Решение о возмещении излишне понесенных расходов ФСС вручает в течение пяти рабочих дней со дня, когда оно вынесено. Решение вступает в силу спустя 10 рабочих дней со дня вручения. На основании этого решения в течение 10 рабочих дней ФСС направляет требование о возмещении излишне понесенных расходов. В нем должны быть указаны их сумма и срок исполнения требования.
Если вы получили требование о возмещении излишне понесенных расходов, то его следует исполнить в течение 10 календарных дней со дня получения либо в срок, который указан в требовании. Если требование не исполнить, ФСС обратится в суд.
Как оспорить решение ФСС
ФСС составляет акт проверки с перечнем выявленных нарушений. Он вручается работодателю в течение пяти рабочих дней с даты подписания.
Вы можете подать в орган ФСС, который проводил проверку, письменные возражения по всему акту или его отдельным положениям. Их рассмотрят в течение 10 рабочих дней. В ходе процедуры фонд может найти обстоятельства, исключающие вину, смягчающие или отягчающие ответственность.
После рассмотрения фонд может отказать в привлечении страхователя к ответственности либо все же привлечь. В решении перечислят обстоятельства правонарушения и укажут размер штрафа.
Штрафы
Чтобы схема с проактивными выплатами заработала, в Федеральный закон № 255-ФЗ внесли новые основания для штрафов. Всего их три:
Основание | Сумма штрафа |
---|---|
Страхователь не представил документы на проверку или представил с опозданием | 200 рублей за каждый документ |
Страхователь сообщил недостоверные данные, отправил некорректные документы или скрыл достоверные. Из-за этого ФСС выплатил пособие не тем людям или в большем размере, чем должен был | 20 % от суммы излишних расходов ФСС, но не больше 5 000 и не меньше 1 000 рублей |
Страхователь передал данные для назначения и выплаты пособия позже срока | 5 000 рублей |
Читайте также
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Какие сведения ФСС запросит у работодателя при начислении пособия: читаем новые правила
С января 2022 года вступят в силу правила, по которым ФСС будет принимать и проверять сведения, необходимые для начисления основных видов пособий. Это больничные (за исключением первых трех дней болезни), декретные, единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Правила утверждены постановлением правительства РФ от 23.11.21 № 2010. Расскажем об основных положениях.
Какие сведения ФСС запросит в ПФР по каждому пособию
По новым правилам инспекторы ФСС должны сделать запрос в Пенсионный фонд в следующих ситуациях:
Цель запроса — провести идентификацию застрахованного лица и подтвердить факт его трудоустройства.
Сотрудники ПФР не позднее одного календарного дня обязаны ответить, совпадают ли персональные данные застрахованного лица, которые имеются в базе ФСС, с аналогичными данными в системе обязательного пенсионного страхования. А также сообщить, какая информация о страхователе есть в базе Пенсионного фонда (в частности, ИНН и КПП работодателя).
В 2022 году у работодателей сохранится обязанность собирать анкетные данные на работников и передавать их в ФСС. Сотрудник должен сообщить информацию о себе при трудоустройстве и в случае изменения данных, а страхователь в течение трех рабочих дней направить ее в фонд (см. «Сведения о застрахованных лицах: какие данные и когда придется подавать в ФСС в 2022 году»). На основании в том числе этих анкетных данных ФСС формирует свою базу, которую будет сверять с базой ПФР.
Сведения для расчета больничного и пособия по БиР
Если сверка с ПФР прошла успешно (работник идентифицирован и подтвержден факт его трудоустройства), работодателю через систему «Соцстрах» будут переданы следующие сведения:
По общему правилу страхователь должен разместить в системе «Соцстрах» сведения, необходимые для расчета суммы пособия по каждому ЭЛН. И подписать их усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). На это ему отводится три рабочих дня с момента получения сообщения о закрытом листке нетрудоспособности.
Какие именно сведения предоставить? Это будет указано в запросе ФСС. Не исключено, что инспекторы фонда уже располагают всеми данными. Тогда они не направят запрос. Как следствие, размещать сведения не потребуется.
Для пособия «по болезни» ФСС может, в числе прочего, запросить следующие данные:
Для декретного пособия ФСС, возможно, запросит сведения:
Сведения для единовременного пособия при рождении ребенка
После того, как инспекторы ФСС получат выписку из реестра ЗАГС о рождении ребенка, они не только проведет сверку с ПФР, но и сделают запрос в единую информационную систему соцобеспечения. Цель — получить подтверждение, что родителям (или лицам, их заменяющим) собес не назначил единовременное пособие.
В этом случае пособие назначит ФСС. Возможно, инспекторы запросят у работодателя данные о районном коэффициенте, который используется при расчете пособий (при отсутствии у фонда такой информации). Страхователь должен сообщить его не позднее двух рабочих дней с момента получения запроса.
В комментируемых правилах не сказано, в каком виде следует направить в ФСС сведения о районном коэффициенте для начисления пособия при рождении ребенка. Значит, их допустимо оформить как на бумаге, так и в электронной форме.
Сведения для ежемесячного пособия по уходу за ребенком
Для назначения ежемесячного пособия работник должен написать соответствующее заявление и подать его работодателю вместе с заявлением об отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Получив заявление о назначении пособия по уходу, страхователь не позднее трех рабочих дней должен направить в ФСС следующие сведения, подписанные УКЭП:
Кроме того, ФСС может направить страхователю запрос о необходимости предоставить дополнительные сведения. Ответить на него нужно в тот же срок — не позднее трех дней с момента получения заявления о назначении пособия по уходу. В ответе потребуется указать следующие сведения и подписать их УКЭП:
Получив от работодателя данные о назначении пособия по уходу, инспекторы ФСС сделают запрос в ПФР, чтобы сверить сведения о работнике и работодателе. Помимо этого, организуют сверку с единой информационной системой соцобеспечения, чтобы убедиться, что собес не назначил ежемесячное пособие по уходу. При выполнении этих условий пособие станет выплачивать ФСС.
Если работодатель передал в ФСС неполные сведения
Фонд вручит страхователю извещение о предоставлении недостающих сведений и документов (форму должен утвердить ФСС).
В каком виде инспекторы направят извещение? Если работодатель подавал сведения в электронной форме, то извещение он получит в электронном виде. Подтвердить получение следует в течение трех рабочих дней. При отсутствии подтверждения фонд повторно вышлет извещение, на этот раз — по обычной почте.
Если страхователь изначально подавал сведения на бумаге, то возможны варианты. Извещения ему передадут лично под расписку, направят в электронном виде, либо по почте заказным письмом.
Извещение, высланное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня отправления.
Предоставить фонду недостающую информацию и документы нужно не позднее пяти рабочих дней с момента получения извещения.
Как ФСС проверит сведения, полученные от страхователя
Инспекторы вправе перепроверить полученные от работодателей данные, направив запросы в различные госорганы.
В частности, заработную плату застрахованного лица ФСС может сопоставить с аналогичными данными, собранными Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом. Регистрацию ребенка по месту жительства подтвердить в МВД, факт расторжения брака между родителями — в ЗАГС и т.д.
Если больничный лист оформлен с нарушениями
Вероятно, в прошлом останутся споры между ФСС и страхователями из-за неверно оформленных бюллетеней (см. « Оплата больничного листа в 2021 году »). В новых правилах есть четкий алгоритм, как нужно действовать в случае обнаружения ошибок в электронном листке нетрудоспособности.
В течение пяти рабочих дней с даты закрытия ЭЛН сотрудники фонда должны направить извещение с указанием перечня необходимых исправлений. Получателем будет тот, кто допустил неточность: медицинская организация, либо работодатель.
На исправление изъянов отводится пять рабочих дней с момента получения извещения.
Где разместят данные о пособиях
Также сведения о больничном листе и о назначении выплат направят в личный кабинет получателя пособия на портале Госуслуг.
Фонд будет выплачивать пособия напрямую
С 1 января 2021 года к пилотному проекту ФСС «Прямые выплаты» присоединятся: Москва и Санкт-Петербург, Московская, Свердловская и Челябинская области, Краснодарский и Пермский края и Ханты-Мансийский автономный округ. В пилотных регионах сотрудники будут получать пособия напрямую от ФСС, а не от работодателя. Расскажем, кого это коснётся и как будут назначать и выплачивать пособия.
Проект «Прямые выплаты» стартовал в 2011 году. Сейчас в нём уже 69 регионов, а к началу 2021 года присоединится еще 16. Полный список участников дан в постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.
Как работает проект «Прямые выплаты»
Сейчас ФСС работает со страхователями по зачётному принципу: работодатель выплачивает пособие, а в Фонд он перечисляет разницу между суммами начисленных страховых взносов и выплаченных пособий.
В проекте «Прямые выплаты» страхователи должны платить взносы на обязательное соцстрахование в полном объёме, их нельзя уменьшить на сумму произведённых ФСС расходов.
Также меняется порядок взаимодействия ФСС, работодателя и работника. Компания получает от сотрудника заявление и документы для выплаты пособия, направляет их в ФCC в электронном виде, а Фонд напрямую выплачивает застрахованному работнику пособие. При этом принцип расчёта и размер пособий не меняются.
Новые правила касаются выплат следующих пособий:
Джульетта Анатольевна Устова, управляющая отделением ГУ — регионального отделения ФСС РФ по Кабардино-Балкарской Республике рассказывает о преимуществах пилотного проекта:
«Новый порядок позволяет гражданам получать полагающиеся им по закону пособия своевременно и в полном объеме, независимо от финансового положения работодателя. Страхователю не нужно изымать из оборота средства на их выплату. Рассчитывать и перечислять пособия теперь будет не бухгалтерия предприятия, а региональное отделение ФСС. Это исключает некорректный расчёт пособий, снижает трудозатраты и упрощает отчётность. Страховые взносы на обязательное соцстрахование не уменьшаются на сумму произведенных расходов. Работодатели выплачивают их в Фонд в полном объеме».
Нормативные документы
Также разработан Проект постановления Правительства РФ № 00110475. Он утверждает особенности назначения и выплаты территориальными органами ФСС РФ пособий по временной нетрудоспособности, травматизму, беременности и родам, единовременных детских пособий, а также порядок возмещения расходов страхователям на выплату социальных пособий и на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Например, при наступлении страхового случая планируют отказаться от запроса у работников заявления на выплату пособия и полного списка документов для назначения, как это делают сейчас. Вместо этого работник будет предоставлять только те документы, которых нет у страхователя. Если проект примут, декретницам больше не придётся подавать заявления на получение пособий.
Алгоритм назначения и выплаты пособий
Последовательно рассмотрим действия бухгалтера для назначения и выплаты работнику пособия.
Шаг 1. Работодатель получает документы от сотрудника
Когда сотрудник принесёт документы, подтверждающие право на пособие, проверьте их корректность. Например, больничный должен быть выдан не ранее чем полгода назад.
Затем подготовьте заявление в ФСС по форме, установленной Приказом ФСС от 24.11.2017 № 578. Оно требуется для всех страховых случаев, в том числе для периода временной нетрудоспособности. Работодатель может сформировать и распечатать такое заявление за сотрудника и передать ему для сверки. Сотрудник проверит реквизиты для перечисления средств (счёт в банке, почтовый адрес) и лично подпишет заявление.
«Застрахованное лицо может выбрать удобный способ получать пособие: на банковский счёт, почтовым переводом или на платёжную карту «Мир» с 16- или 19-значным номером. Пособия могут быть перечислены работнику как на зарплатный счёт, так и на любой другой», — рассказывает Наталья Владимировна Матвеева.
«Счёт обязательно должен быть 20-значным, соответствовать БИК в банке и оформлен именно на работника. При этом реализована возможность перечислять пособие только по одному реквизиту — номеру платёжной карты “Мир”», — дополняет Джульетта Анатольевна Устова.
С 1 января 2021 года на карты «Мир» будут в обязательном порядке перечисляться:
После 1 января 2021 года банки будут проверять привязку карты «Мир» к счету. Если ее не окажется, а застрахованному лицу перечислят пособие, то от банка придет уведомление с предложением в срок не позднее 10 рабочих дней явиться за получением средств наличными или сообщить другие реквизиты для зачисления средств. По истечении этого периода средства вернутся плательщику — то есть ФСС.
Медорганизация может выдать больничный лист в бумажном виде или сформировать и разместить электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) в информационной системе ФСС.
Получить информацию об электронном больничном можно из базы ФСС по номеру ЭЛН и СНИЛС работника. Это доступно в личном кабинете страхователя в единой интегрированной информационной системе (ЕИИС), личном кабинете ФСС, АРМ ФСС, Контур Экстерн, 1С и т.д. Оплачивать можно только ЭЛН со статусом «Закрыт».
Дальнейший порядок действий зависит от типа листка нетрудоспособности.
Если в «пилотном» регионе ЛН бумажный
Если в «пилотном» регионе ЛН электронный
Шаг 2. Работодатель рассчитывает пособие и выплачивает сумму за первые три дня
В проекте «Прямые выплаты» не меняется ни размер пособий, ни порядок расчёта:
Пособие за первые три дня временной нетрудоспособности сотрудника назначает и выплачивает работодатель, удерживая НДФЛ (пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294; п. 1 ст. 217 НК РФ).
Остальную часть пособия работник получит от ФСС, поэтому с неё НДФЛ удерживает Фонд.
Шаг 3. Работодатель готовит и отправляет документы в ФСС
Работник может подать заявление на пособие не позднее 6 месяцев со дня окончания страхового случая. Например, не позднее 6 месяцев со дня рождения малыша можно обратиться за единовременным пособием при рождении ребёнка.
В течение пяти календарных дней с момента получения от сотрудника заявления и ЛН, ЭЛН, свидетельств или справок работодатель должен сформировать и отправить в ФСС комплект документов на выплату пособия, в том числе реестр сведений.
Заполнить и передать ФСС электронный реестр по проекту «Прямые выплаты» можно в бухгалтерском ПО, доработанном под требования проекта, в информационных системах специализированных операторов связи, а также в бесплатном АРМ «Подготовка расчетов для ФСС», который доступен для загрузки на официальном сайте ФСС.
Компании, среднесписочная численность которых более 25 человек, должны представить реестр сведений в электронной форме. Организации, штат которых меньше, могут подавать документы как в электронном виде, так и на бумаге. Электронный реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, заполняется в xml-формате, как и при сдаче расчетных ведомостей по форме 4-ФСС. Реестр подписывается электронной подписью и отправляется через единую точку приема по адресу docs.fss.ru или через сервис, который вы используете.
Бывает, что нужно внести исправления в уже отправленный реестр, например, страховой стаж был посчитан неверно, не были указаны льготные условия, повышающие размер пособия, или изменилась сумма среднедневного заработка в связи с тем, что сотрудник принес справку с предыдущего места работы. В этом случае нужно сформировать новый реестр с уточненными данными и повторно отправить его в ФСС с указанием причины перерасчёта (п. 3 Постановления от 21.04.2011 № 294).
Контур Экстерн поможет сформировать реестр или загрузить и отправить в ФСС готовый документ. Вот возможности Экстерна:
Формирует реестр в соответствии с требованиями ФСС и проверит на ошибки;
Формирует заявление о выплате пособия, которое можно распечатать и отдать на подпись;
Автоматически заполняет реквизиты медицинского учреждения и банка получателя пособия;
Показывает актуальный статус документа: «В очереди на отправку», «Отправлен в ФСС», «Принят ФСС»
Позволяет за раз отправить в ФСС несколько ЭЛН и реестров;
Реестр и ЭЛН может отправлять обслуживающая бухгалтерия;
Проверяет сертификат подписи на действительность, чтобы ФСС гарантированно принял документ;
Проверяет реестр на ошибки. Если ФСС не примет реестр, вы сможете посмотреть протокол ошибок.
Сохраняет данные на защищённом сервере, который соответствует требованиям Закона № 152-ФЗ «О персональных данных».
Шаг 4. ФСС проверяет документы и назначает пособие
В течение 10 календарных дней с момента получения полного комплекта документов региональное отделение Фонда принимает решение о назначении и выплате пособия, — говорит Джульетта Анатольевна Устова.
В процессе обработки документов и перечисления пособия региональное отделение или банк может обнаружить ошибку. Тогда документы вернут работодателю для исправления, — дополняет Наталья Владимировна Матвеева.
Если в ответ на отправленный комплект документов приходит квитанция о доставке, значит, всё в порядке: документы приняты на рассмотрение. При получении протокола ошибок нужно исправить их и отправить документы в ФСС заново. Если документы передавались на бумаге, нужно отправить их повторно, требуемый результат — квитанция о доставке.
Шаг 5. ФСС выплачивает пособие
Бумажные документы для назначения и выплаты пособия Фонд возвращает страхователю, который хранит их согласно порядку и срокам, установленным законом. Отслеживайте, когда работник получит пособие, чтобы забрать подтверждающие документы из ФСС.
Если компания со среднесписочной численностью менее 25 человек передаёт документы в бумажном виде, посетить филиал Фонда бухгалтеру придётся минимум дважды. Если возникнут вопросы, обнаружатся ошибки в документах, потребуются пояснения и исправления, идти в ФСС придётся ещё.
Узнать о выплаченном пособии можно в личном кабинете получателя услуг. Войти в него можно с логином и паролем от портала госуслуг — рассказывает Залина Гацировна Айларова. Там же работающие граждане могут просматривать историю начислений, подавать запросы и консультироваться со специалистами Фонда, — добавляет Наталья Владимировна Матвеева.
Наталья Владимировна Матвеева, и. о. заместителя управляющего ГУ — РО ФСС РФ по Республике Карелия о сроках выплаты пособий декретницам
Раньше работники получали пособия в день выплаты зарплаты. Теперь ежемесячное пособие по уходу за ребёнком будет выплачивать отделение Фонда с 1-го по 15-е число месяца, следующего за месяцем, за который оно причитается. Например, пособие по уходу за ребенком за июль 2020 года фонд выплатит с 1 по 15 августа 2020 года.
Отчётность
Расчёт по страховым взносам
Форма и инструкция по заполнению расчёта по страховым взносам за 2020 год и будущие периоды утверждены Приказом ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@. Участники проекта «Прямые выплаты» заполняют РСВ с учётом следующих особенностей:
Регионы, которые присоединились к проекту 1 января 2021 года, должны отчитаться за 2020 год в стандартном порядке: выставить признак «2» и заполнить вышеназванные строки. Правила заполнения расчета для участников «Прямых выплат» они будут использовать при отчете уже за I квартал 2021 года.
О том, как отражать в РСВ пособия за первое полугодие, рассказала Залина Гацировна Айларова, управляющий отделением ГУ — РО ФСС РФ по Республике Северная Осетия — Алания:
«Суммы пособий, которые страхователь назначил до 01.01.2021, но не выплатил до указанной даты, должны быть включены в расчёт за 2020 год. Выплатить эти пособия страхователь должен в январе 2021 года.
Если страховой случай начался в 2020 году, а работник закрыл больничный в самом конце года, бухгалтер может не успеть посчитать и начислить пособие. В данном случае пособие будет начислено в январе, поэтому его выплатит фонд. Рекомендуем прикладывать письмо о том, что больничный ранее не оплачен».
Особенности заполнения формы для пилотных регионов установлены Приказом ФСС РФ от 28.03.2017 № 114. Страхователи, которые присоединятся к программе с 1 января 2021 года, не заполняют:
Уже появился проект новой формы 4-ФСС № 00110877, который, вероятно, нужно будет применять для отчёта за I квартал 2021 года.
Справки 2-НДФЛ для сотрудников
В пилотных регионах отделения ФСС — налоговые агенты в отношении сумм пособий по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются сотрудникам организаций напрямую. Поэтому отделения Фонда выдают физлицам справки о полученных ими пособиях и удержанных с них суммах налога. Делается это в течение трёх рабочих дней с момента получения заявления (п. 3 ст. 230 НК РФ).
«Заявление на получение справки 2-НДФЛ по пособиям оформляется в произвольной форме. В нём указывают ФИО, СНИЛС, паспортные данные, полное наименование работодателя, адрес проживания застрахованного. Такое заявление можно направить почтой или с помощью сервиса ФСС “Личный кабинет застрахованного лица”. Если застрахованный не может получить справку лично, её могут отправить по почте», — поясняет Наталья Владимировна Матвеева.
Как подготовиться к переходу на проект «Прямые выплаты»
Чтобы работники вовремя получали пособия, работодателю нужно подготовиться к проекту «Прямые выплаты».
Обратите внимание, что с 1 января 2021 года выплата пособий по беременности и родам, по ежемесячному уходу за ребенком до полутора лет, единовременного пособия при рождении ребенка, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности осуществляется только на карту «МИР» (письмо ФСС РФ от 05.07.2019 № 02-08-01/16-05-6557л).
Как возместить из ФСС сумму превышения расходов
У регионов, которые в ближайшее время присоединяются к проекту «Прямые выплаты», на дату перехода могла остаться переплата — расходы на выплату пособий превысили сумму страховых взносов. В этом случае они имеют право получить от ФСС возмещение суммы перерасхода или зачесть её в счёт предстоящих платежей.
Для этого страхователь должен обратиться в территориальное отделение ФСС по месту регистрации за возмещением средств и представить:
Если вы воспользовались зачётом, следите за его остатком, чтобы не допустить задолженности по взносам на ВНиМ.
Как возместить из ФСС расходы на финансовое обеспечение предупредительных мер
Предупредительные меры работодатель оплачивает за свой счёт, а потом получает возмещение из бюджета ФСС в пределах суммы, согласованной с отделением Фонда.
Для этого до 1 августа текущего года нужно подать заявление о разрешении финансирования предупредительных мер и подготовить документы, обосновывающие необходимость мероприятий. А до 15 декабря нужно представить заявление о возмещении понесённых расходов.
«Задолженность отделения Фонда перед страхователем, сформировавшаяся за счет превышения расходов над начисленными страховыми взносами по состоянию на 01.07.2019, подлежит возмещению по заявлению страхователя. Страхователь имеет право направить до 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, на финансовое обеспечение предупредительных мер. Это могут быть обязательные периодические медосмотры (обследования) сотрудников, труд которых связан с вредными и (или) опасными производственными факторами», — поясняет Наталья Владимировна Матвеева, и. о. заместителя управляющего, начальник отдела проверок ГУ — регионального отделения ФСС РФ по Республике Карелия.
Екатерина Слобожанина и Елена Кулакова, эксперты системы интернет-отчетности Контур.Экстерн
Читайте также
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.