Что проверяет обэп в организации

Проверки ОЭБиПК, полномочия сотрудников ОБЭП

Полномочия сотрудников ОЭБиПК, Основания проведения полицейской проверки, ее порядок.

Как себя вести во время проверки работниками ОБЭП. Как себя вести в присутствии сотрудников ОБЭП

Статья подготовлена адвокатом, налоговым консультантом, выпускником факультета подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Нижегородской академии МВД РФ, имеющим опыт работы прокурорским следователем по экономическим и коррупционным преступлениям, так и адвокатом по экономическим и налоговым преступлениям.

В статье даны ответы на вопросы:

Откройте полиция! Все наверное смотрели этот увлекательный авантюристический французский фильм. Переживали за главных героев-коррумпированных полицейских, закрывающих глаза на нарушения предпринимателями закона.

Произведение и реальная жизнь предпринимателей отличается от художественного вымысла и не так увлекательна при «наезде» сотрудников экономической полиции.

Давайте разберемся в полномочиях указанных лиц, ваших законных правах во время доследственной проверки, проводимой подразделениями УБЭП.

Проверки организаций, индивидуальных предпринимателей сотрудниками подразделений Министерства внутренних дел России по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции, или проще ОБЭП, проводятся последними регулярно. Поэтому объектом пристальной полицейской проверки УБЭП может быть любая фирма, занимающаяся коммерческой деятельностью.

Кто такие сотрудники ОБЭП?

При получении запроса из ОБЭП надо быть внимательным к информации, указанной в требовании. При незаконном требовании (запросе) сотрудника полиции следует «вежливо» в письменной форме изложить отказ в предоставлении первичных документов и информации. Если не обладаете необходимыми знаниями обратитесь к адвокату за консультацией. Стоимость такой услуги мизерна по сравнению с последствиями необдуманных действий.

Оперативные подразделения УБЭП являются органом дознания, поэтому следователей ОБЭП не существует, последние являются сотрудниками следственных отделов с соответствующей специализацией.

Подпункт 2 п.3 ст. 2 ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключил органы, правомочные на осуществление ОРМ из действия этого Закона.

Оперуполномоченные БЭП в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, но прежде всего:

При взаимодействии с ФНС РФ по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений руководствуются совместным Приказом МВД И ФНС № 495 и № ММ 7-2-347 от 30.06.09.

Подразделение ОБЭП как и уголовный розыск относятся к криминальной полиции, а не полиции общественной безопасности, поэтому рассмотрение дел об административном нарушении в компетенцию данных специалистов не входит. В случае выявления правонарушения, предусмотренного кодексом РФ об административных правонарушениях, ОЭБиПК должны направить материалы в соответствующие государственные органы для возбуждения дела об административном правонарушении.

ОБЭП пользуется гласным и негласным арсеналом ОРД.

Оперативный орган на основании ст. 6 ФЗ «Об ОРД» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности вправе проводить следующие такие мероприятия:

На основании ст. 13 Закона о Полиции РФ получать ответы на свои запросы из организаций всех форм собственности, то есть бюджетных и коммерческих и некоммерческих организации.

Прежде всего, чтобы явиться в компанию, сотрудникам ОБЭП необходимы для этого правовые основания.

А таковыми является рапорт оперуполномоченного на имя своего руководителя с изложением данных о подготавливаемом, совершаемом в настоящем времени или уже совершенном преступлении согласно ст.7 ФЗ «Об ОРД». Также в нем указываются предполагаемые лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности. Как правило таковыми указываются генеральный директор юридического лица и главный бухгалтер.

Кто предоставляет информацию сотрудникам полиции?

Проведению обследования помещений как правило могут предшествовать следующие оперативно-розыскные мероприятия:

Причем, на осуществление указанных ОРМ должно быть вынесено постановление, при отсутствии которого, доказательства, полученные и легализованные в результате таких ОРМ могут быть признаны судом недопустимыми.

Могут ли прослушиваться телефонные переговоры сотрудниками ОБЭП?

Согласно статьи 8 Закона об ОРД такое право предоставлено сотрудникам ОБЭП. Достаточно получить соответствующее постановление у руководителя полиции и в течении 48 часов прослушивание разрешено без судебного разрешения.

Порядок обследования помещений организаций сотрудниками

Сотрудники полиции, прибыв в помещение организации, под роспись предоставляют распоряжение о проведении обследования руководителю организации или иному лицу, копия которого вручается ему под роспись.

Как правило обследование проводится в дневное время. А именно с 6 утра до 22 часов вечера, так как ночное время согласно ст. 5 УПК РФ определено, как время с 22 до 6 часов. Ночью такие ОРМ проводятся только в случаях не требующих отлагательства.

При осуществлении указанного гласного ОРМ должностными лицами составляется протокол в соответствии со ст. 166 УПК РФ, в который вносится информация о ходе обследования, а именно:

Сотрудник ОБЭП, оформивший протокол, должен его копию передать должностному лицу юридического лица.

Нередко, для осмотра помещений привлекается определенное количество сотрудников, то есть в распоряжении указываются фамилии должностных лиц, которым поручено произвести проверку, а на обследовании присутствуют сотрудники не указанные в данном документу. Рекомендуется удостовериться в личности сотрудников, потребовав предъявить удостоверения, а лицам, не указанном в нем попросить удалиться, в противном случае предупредив о подаче жалобы в суд или вышестоящему руководителю.

Максимальный срок в течении которого проверяющие должны передать копии с изъятых документов составляет 5 дней. Три дня дается на отправку этих документов почтой по адресу, указанному в протоколе, составленному при осмотре.

На какие вещи в первую очередь обращают внимание ревизоры?

Изымаются документы с признаками подделки, предметы, изъятые из гражданского оборота. Обследование проводится с участием двух понятых.

Часто, работники полиции пользуются услугами «профессиональных» понятых, имеющих статус представителей общественности, которые случается, принимают участие в таких действиях постоянно.

Как себя вести при проведении проверки сотрудниками ОБЭП?

Могут ли сотрудники ОЭБиПК без разрешения руководства провести проверку?

Гипотетически могут, для того, что бы узнать являются ли их действия официальными, следует получить информацию из журнала учета распоряжений, поскольку все такие документы подлежат регистрации.

Какой срок проведения проверки сотрудниками ОБЭП?

Оперуполномоченные ОБЭП входе проверки вправе получать пояснения от лиц, отбирать образцы почерка для сравнительного исследования, назначать документальную ревизию и экспертизу, привлекать для осуществления необходимых действий соответствующих специалистов.

Сроки проведения проверок установлены уголовно-процессуальным законодательством, а именно ст.144 УПК РФ. Общий срок составляет три дня. Но естественно по экономическим, включая налоговым делам срок будет составлять не менее одного месяца. По рапорту сотрудника, проводящего проверку, руководитель имеет право продлить ее срок еще на один месяц. По-сути, срок неограничен.

Проверки ОЭБИПК в отличие от органов, на которые распространяется требование закона № 294, могут проходить неоднократно за одни и те же периоды, но обстоятельства (основания) будут разными.

Какова глубина проверки организации или ИП?

Так, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;
б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Например, по ч.2 ст.199 УК РФ максимальный срок привлечения к ответственности лица 6 лет. Получается, что законодателем рассматривается как тяжкое преступление. А согласно пункту в) срок привлечения лица к уголовной ответственности составляет десять лет.

Рекомендация: храните документы только в пределах срока, установленного НК РФ и ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ

Если вопросы?

позвоните адвокату Чернову С.В.- (+79035509858 ) специалисту по защите бизнеса, выпускнику Академии МВД по специализации БЭП. За мной: опыт работы следователем по расследованию преступлений в сфере экономики; опыт защиты предпринимателей от преследования; статус налогового консультанта.

Узнаете, в каких случаях может ОБЭП в Москве одного округа требовать предоставления документов у Общества, местом регистрации которого является другой округ Москвы.
Также узнаете, о порядке действий директора организации при получении из ОЭБИПК Москвы запроса и как ответить отказом в предоставлении документов и информации и при этом избежать ответственности.

Любое дело когда-то заканчивается, так и проверка УБЭП также должна найти свое логическое заключение.

Порядок принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела

Учитывая, что оперативный уполномоченный ОЭБ и ПК являются специальным субъектом,имеющим право осуществлять оперативно-розыскную деятельность и в процессуальном плане согласно ст. 40 УПК РФ относится к органу дознания, соответственно имеет право проводить дознание по поступившему заявлению о совершенном или готовящемся преступлении.

Для этого, руководитель органа дознания, к коим относится начальник отдела ОЭБиПК делегирует оперативнику полномочие на проведение дознания: опросы, проведение следственного действия осмотр места происшествия, результатом которог является обнаружение и изъятие интересующих их предметов, например черновых записей. Отобрание образцом для сравнительного исследования. Назначение судебных экспертиз и тд.

Но, все же итоговое решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела принимать не может. Несмотря на это оперуполномоченный, выступающий и.о. дознавателя выносит такое постановление.

Исходя из положений ст.ст.144, 145 и 151 УПК РФ, вынесение процессуального решения по результатам проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении законодатель возлагает на орган, к подследственности которого относится данное преступление. Поэтому, если по условиям ст. 151 УПК РФ расследования уголовного дела проводится в форме предварительного следствия, то принятие решений (постановлений) возлагается на следователей МВД и Следственного Комитета РФ, но ни как не на сотрудников ОБЭП.

Субсидиарная ответственность Должностного лица организации или Индивидуального предпринимателя предполагает деятельность правоохранительных органов и ФНС в поиске имущества как в ходе выездной налоговой проверки, так и в ходе проверочных мероприятий ОБЭП и расследования уголовного дела по ст. ст. 159, 198-199.1. УК РФ. Как происходит взаимодействие смотреть здесь.

От тюрьмы и от сумы не зарекайся: Посмотри сколько коммерсантов, включая их помощников было арестовано и осуждено по уголовным делам экономической направленности смотреть здесь.

Рекомендации: При начале проверки рекомендуется приглашать адвоката, и все действия производить только при его участии.

Привентивно следует хранить личные ценности, денежные средства отдельно от денежных средств организации.

Учитывая, что иные сотрудники полиции, такие как участковый инспектор полиции, на территории которой находится офис организации, не вправе проверять финансово-хозяйственную деятельность юридического лица, то не следует их допускать в помещение.

Источник

Визит ОБЭП — тревожный сигнал для фирмы

Сотрудники Отдела по борьбе с экономическими преступлениями могут появиться на пороге каждой фирмы. Причем визит силовиков в организации способен повлечь за собой целый ряд негативных последствий. Дело в том, что органы милиции наделены широкими полномочиями, позволяющими обнаружить любое нарушение.

Незваные гости

Формально у милиционеров могут отсутствовать претензии по отношению к предприятию. Но нередки случаи, когда фирму проверяют лишь потому, что в прошлом она сотрудничала с неблагонадежными контрагентами, говорит юрисконсульт организации «Право» Георгий Рядчиков:

— Таким образом, законная деятельность компании попадает под сомнение из-за недобросовестного партнера. Предупредить проверку, отсеяв из списка поставщиков такие организации, — весьма сомнительная возможность. Вот и приходится фирмам отвечать за чужие ошибки.

За что фирма может попасть в поле зрения сотрудников ОБЭП

Контролеров из ОБЭП особенно интересуют некоторые виды хозяйственной деятельности, экономические преступления в которых наиболее распространены. К таким сферам бизнеса относятся: строительство, общественное питание, салоны сотовой связи и продуктовые магазины. Впрочем, визит милиционеров может быть связан и с криминальной ситуацией в определенном районе, вызванной терактами или, к примеру, участившимися заявлениями о продаже контрабандных товаров.

Причиной проверки фирмы сотрудниками ОБЭП может стать и жалоба потребителя. Как правило, заявление в ОБЭП пишут недовольные покупатели некачественного или контрабандного товара, который привел к отравлению. По словам юриста Татьяны Демьяновой, на такие утверждения оперативники обязаны реагировать незамедлительно.

Однако порой причиной проверки является телефонный звонок недобросовестного конкурента фирмы. В таких случаях нередки всевозможные уловки: от анонимного сообщения до утверждения, что звонит ранее работавший в компании сотрудник, уверяет Георгий Рядчиков:

— Мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуациями, когда компании используют «натравливание» различных органов власти, чтобы убрать более успешного конкурента. Ведь даже благополучной организации достаточно тяжело удержаться на плаву, если ее постоянно проверяют. Ревизии отнимают огромное количество времени, и — что самое страшное — подрывают авторитет компании в глазах других фирм.

Неожиданный посетитель

Перед проведением проверки милиционеры могут длительное время собирать сведения об организации и наблюдать за ее работой. Сама же проверка фирмы сотрудниками ОБЭП чаще всего выглядит следующим образом: магазин посещает пара молодых людей под видом покупателей, которые производят контрольную закупку товара. Дождавшись оформления необходимых документов, посетители, как правило, представляются и предъявляют служебные удостоверения сотрудников ОБЭП. Кроме того, милиционеры могут предъявить предписание о проверке.

Предъявив документы, сотрудники ОБЭП, как правило, просят посторонних людей покинуть помещение проверяемого офиса или склада. В свою очередь, от руководителя организации потребуется представить регистрационные и иные документы, относящиеся к хозяйственной деятельности компании. Причем не стоит препятствовать контролерам, утверждает главный бухгалтер компании «Серебряная Лоза» Владимир Самсонов:

— Стоит помнить, что сотрудники милиции выполняют исключительно свои обязанности и противодействие их работе как минимум повлечет за собой дополнительные сложности. Но ни в коем случае не стоит доводить дело до рукоприкладства, ведь в таком случае оперативники вправе применить физическую силу. Полномочия сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями установлены Законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с полной версией данного документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс). Оперативники имеют полное право обследовать офис, производить осмотр всех принадлежащих проверяемой организации помещений, а также изымать любую найденную документацию и образцы продукции для проведения исследований и экспертиз (п. 25 ст. 11 закона № 1026-1). Также милиционеры могут конфисковать любые носители информации, например компьютеры, а также диски и дискеты. Наделив такими полномочиями сотрудников ОБЭП, законодатели поступили справедливо, уверена юрист Татьяна Демьянова:

— При рассмотрении экономических преступлений важна каждая найденная бумага и пометки на ней. На дисках также иной раз хранится конфиденциальная информация, которая может иметь колоссальное значение для проверяющих. Во избежание подобных эксцессов многие руководители фирм предпочитают хранить такого рода документы за пределами офиса.

Сотрудники милиции не вправе требовать предоставления сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. К ним, в частности, относится внутренняя бухгалтерская отчетность, а также содержание регистров бухучета (п. 4 ст. 10 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Изъятие таких документов возможно только с санкции прокурора. Стоит отметить, что на время проверки оперативники вправе приостановить деятельность компании.

Если же в процессе контрольного мероприятия сотрудники милиции выявят нарушения в оформлении документации на товар или груз, продукция будет вывезена для хранения на склады третьих организаций до дальнейшего разбирательства. А «бесхозный» груз, на который проверяющие не обнаружат надлежащих документов, будет изъят милиционерами для дальнейшей реализации (п. 27 ст. 10 закона № 1026-1). По завершении ревизии контролеры составляют акт проверки. Представителю организации перед подписанием документа стоит тщательно его изучить во избежание дальнейших проблем, уверена бухгалтер компании «Мерамед» Виктория Черепкова:

— Нельзя слепо соглашаться с доводами, указанными проверяющими. Ведь впоследствии акт проверки может быть обращен против организации. Например, если в ходе ревизии были изъяты документы, компрометирующие предпринимателя. Подписать акт в этом случае фактически означает признать свою вину.

Возможные последствия

Если по итогам проведенного мероприятия обнаружились хотя бы малейшие нарушения в хозяйственной деятельности фирмы, организация понесет ответственность, уверена юрисконсульт фирмы «Юридическая правовая помощь» Наталья Михайлова.

Лишь получив сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, сотрудники ОБЭП уже вправе возбудить уголовное дело в отношении представителя проверенной организации (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК). Но по итогам проведенной проверки милиционеры могут и отказать в возбуждении дела по причине отсутствия самого преступления (ст. 24 УПК). О чем руководство компании будет извещено в трехдневный срок после окончания ревизии, констатирует юрисконсульт фирмы «Юридическая правовая помощь» Надежда Медведева:

— Однако если ОБЭП не уведомит организацию о принятом решении в строго регламентированные сроки, впоследствии их постановление можно будет обжаловать.

Тем не менее уголовные дела в отношении предпринимателей заводят достаточно редко: обычно организация-нарушитель привлекается к административной ответственности. Например, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, наличие которого является обязательным, должностных лиц оштрафуют на 4—5 тысяч рублей. С предприятия будет взыскано от 40 до 50 тысяч рублей. При этом возможна конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья (п. 2 ст. 14.1 КоАП).

В случае если сотрудники ОБЭП установят факт обмана покупателей, например введение потребителя в заблуждение касательно качества товара, фирму могут оштрафовать на сумму от 10 до 20 тысяч рублей за каждый подобный инцидент. За это же нарушение должностные лица организации заплатят от 1 до 2 тысяч рублей (ст. 14.7 КоАП).

Экскурс в историю

Предшественниками нынешнего ОБЭП стали Отделы по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС), созданные еще в марте 1937 года приказом Наркома внутренних дел СССР. В 1980 году этот орган представлял собой оперативную службу, способную активно влиять на социально-экономические сферы жизни общества. В частности, благодаря сотрудникам ОБХСС, следствия и прокуратуры в свое время был выявлен ряд крупных экономических преступлений, по которым в столице прошли широко известные уголовные процессы.

Действия сотрудников милиции во время проверки фирма вправе обжаловать во внесудебном порядке, обратившись с заявлением в вышестоящий орган БЭП. Также возможно оспаривание результатов проверки и в суде. По словам Георгия Рядчикова, особенно остро это касается нарушений в конфискации имущества организации при проверке. Если будут выявлены нарушения со стороны ОБЭП, ущерб будет возмещен за счет госбюджета (постановление ФАС МО от 24 октября 2005 г. по делу № КГ-А40/10183-05-П).

Если контролеры в процессе проверки фирмы вымогали взятку, и это удалось доказать, должностному лицу ОБЭП грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет (п. 3 ст. 290 УК). При установлении неоднократного получения взяток сотрудниками милиции или совершении этого преступления по предварительному сговору или в особо крупном размере сотрудники милиции лишатся свободы на срок от 7 до 12 лет с возможной конфискацией имущества (п. 4 ст. 290 УК).

Мария Дудко

Что проверяет обэп в организации. Смотреть фото Что проверяет обэп в организации. Смотреть картинку Что проверяет обэп в организации. Картинка про Что проверяет обэп в организации. Фото Что проверяет обэп в организации

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Защита бизнеса. Способы давления на бизнес, проверки УЭБиПК (ОБЭП), ИФНС

Что проверяет обэп в организации. Смотреть фото Что проверяет обэп в организации. Смотреть картинку Что проверяет обэп в организации. Картинка про Что проверяет обэп в организации. Фото Что проверяет обэп в организации

Защита бизнеса.

В европейских странах, да и странах всего мира, много внимания уделяется развитию малого бизнеса.

Статистика ассоциации европейского бизнеса показывает, что малый бизнес в странах ЕС развивается очень быстро. Малый бизнес за рубежом находится на более высоком уровне, чем в России. Он – одна из составляющих развития экономики. Малый бизнес в Европе по статистике составляет от 70% до 90% всех предприятий. Более половины населения страна Евросоюза работает в этой сфере.

Наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса согласно официальной статистике созданы в Новой Зеландии, Сингапуре, Дании, Гонконге, Грузия на 6-м месте, Россия на 31-м.

Статистика бизнеса в России за последние 10 лет демонстрирует закрытие большего количества предприятий малого бизнеса, чем было открыто. В нашей стране лишь 4% малых предприятий существует более 3 лет, остальные ликвидируются значительно раньше.

Это происходит по ряду причин: рискованая налоговая политика, нестабильность курса национальной валюты, коррупция в стране, давление контролирующих органов.

В своей ежедневной хозяйственной деятельности коммерческие и некоммерческие организации часто сталкиваются с правоохранительными структурами, одной из которых является УЭБиПК (ОБЭП). Именно эти органы в системе правоохранительных органов имеют своими задачами борьбу с преступлениями в экономической сфере и в сфере коррупции. Оперативные сотрудники указанных подразделений имеют достаточный опыт оперативной работы и отличаются своим повышенным статусом.

Способы давления на бизнес.

В одних случаях, появление УЭБиПК (ОБЭП) спровоцировано вниманием конкурентов или так называемых «рейдеров», в других случаях это результат действий нечистоплотных на руку правоохранителей, желающих «наживиться» на чужом бизнесе.

В нашей практике встречались оба случая. В обоих случаях действия правоохранителей из УЭБиПК (ОБЭП) были достаточно активными и в большинстве случаев выходили за пределы законности, нередко возбуждались уголовные дела на руководителей или учредителей Обществ.

Своими проверками они порой затрудняли или блокировали повседневную деятельность обществ, что и являлось основной целью проверок. Далее, появлялись конкуренты либо «рейдеры» и предлагали «решение вопроса», либо никаких предложений не следовало, а попросту «отжимался» бизнес.

Известны и другие «изощренные» способы давления на представителей бизнеса через возбуждение уголовного преследования по мошенничеству (ст. 159 УК РФ) до обвинения в педофилии (ст.134 УК РФ). Но об этих случаях в других темах.

Полномочия правоохранителей при проверках.

Законом РФ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентируется деятельность оперативных подразделений по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Порядок осуществления оперативными сотрудниками сопровождения уголовных дел регламентирован УПК РФ.

Во-первых, надо понимать какие основания имеются у правоохранителей для проведения полицейских проверок, обысков, досмотров, изъятия документов, опросов. Во-вторых, как себя вести при полицейских поверках, на стадиях до и после возбуждения уголовного дела, как реагировать на требования правоохранителей.

Основаниями для проведения ОРМ сотрудниками ОБЭП являются в соответствии со ст. 7 Закона «Об ОРД»: наличие возбужденного уголовного дела; сведения о подготавливаемом или совершаемом преступлении; в целях розыска лиц.

Это означает, что без предусмотренных Законом основании, правоохранители не могут проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении субъектов предпринимательства.

В рамках ст. 6 Закона, органы ОРД производят гласные (наведение справок; наблюдение; контроль почтовых отправлении?, телеграфных и иных сообщении?; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; получение компьютернои? информации) и негласные мероприятия (запросы; опросы; обследование помещений; изъятие и выемка).

Согласно п.4 ч.1 ст.13 Закона «О полиции»,полиция вправе в связи с проверкои? зарегистрированных в установленном порядке заявлении? и сообщении? о преступлениях. запрашивать и получать. по мотивированному запросу. документы.

Для проведения опроса или обследование помещений сотрудники ОБЭП должны получить согласие опрашиваемого и обследуемого.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 No 3-ФЗ «О Полиции»: ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организации? допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.

Поскольку законом не предусмотрена возможность применения каких-либо ограничении? в ходе обследования или опроса, то и принудительное их проведение (без согласия лица в отношении которого они направлены) невозможно.

На проведение обследований помещений, выемки, у сотрудников УБЭПиПК должны иметься мотивированные постановления, распоряжения руководителей оперативных отделов.

Подведомственные УЭБиПК (ОБЭП) преступления.

Правоохранителей из УЭБиПК (ОБЭП) могут заинтересовать следующие категории преступлений:

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

Статья 159. Мошенничество

Статья 160. Присвоение или растрата

Статья 171. Незаконное предпринимательство

Статья 172. Незаконная банковская деятельность

Статья 174. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Статья 174.1. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Статья 176. Незаконное получение кредита

Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности

Статья 180. Незаконное использование товарного знака

Статья 188. Контрабанда

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве

Статья 196. Преднамеренное банкротство

Статья 197. Фиктивное банкротство

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

Статья 204. Коммерческий подкуп

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов?

Указанный выше перечень преступлений экономической сферы которые могут заинтересовать ОБЭП не является исчерпывающим, но интересны для оперативных работников, поскольку связаны с оборотом значительных материальных средств.

Приведенные преступления являются достаточно серьезными и качестве санкций за их совершение применяются наказания в виде лишения свободы. Именно поэтому правоохранительные органы имеют возможность психологического давления перед представителями бизнеса при сборе доказательств и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Стадии проверок и зачем нужна защита.

Существуют две стадии уголовного дела. Стадия проверки Организации до возбуждения уголовного дела и стадия предварительного следствия (после возбуждения уголовного дела).

Именно на стадии до возбуждения уголовного дела у сотрудников УЭБиПК возникает возможность проведения оперативных мероприятий (ОРМ) в отношении Организаций. Могут производиться такие мероприятия как:

• Выемка документов и серверов

• Опросы и допросы в различных статусах.

Многие руководители считают что проблемы еще нет и поэтому пускают все на самотек, или, что хуже, стараются решить проблему самостоятельно. При этом, руководители Обществ могут своими действиями «нажить» себе другие статьи, такие как дача взятки или мошенничество.

По нашим наблюдениям, в большинстве случаев, когда руководители Обществ прибегают к профессиональной юридической помощи юристов или адвокатов, степень риска возбуждения уголовного дела или наступления негативных последствий снижается. Такая «экономия» на юристов и адвокатов не оправдана, поскольку на кону стоит бизнес в целом и любая ошибка или неверное действие может привести к полной ее потере.

Так, пример из практики нашей Коллегии. Руководители одного Общества занимались крупным бизнесом и имели в аренде объект промышленного назначения. После значительных вложений в объект, собственник объекта решил более не сдавать его арендатору, а самостоятельно вести раскрученный бизнес. Было отказано в продлении арендных отношений и с помощью УЭБиПК Общество было насильно выселено из объекта, а в дальнейшем преследовалось по уголовному делу. На самых ранних стадиях возникновения спора, руководство Общества не стало обращаться за услугами юристов, а решило сэкономить, что привело к потере части бизнеса.

В другом случае из практики Коллегии, на территории ресторана принадлежащего одному Обществу, третьими лицами было совершено тяжкое преступление, было возбуждено уголовное дело. Сотрудники Общества и руководство было опрошено по обстоятельствам дела. В дальнейшем, по представлению прокурора была инициирована внеплановая проверка с участием ОБЭП, Трудовой инспекции, Роспотребнадзора и Санитарного надзора.

Руководство Общества приняло решение о привлечении адвоката на ранней стадии проведения проверки, в результате чего при даче объяснений, осмотрах, составлений протоколов и др. проверочных мероприятиях принимал участие квалифицированный адвокат. По истечении 3-х месяцев проверки, были установлены незначительные нарушения в сфере потребительских услуг, после устранения которых, проверка завершилась, без потрясений для бизнеса.

Задача адвоката при защите от полицейских проверок, на стадии проверки до возбуждения уголовного дела, не дать правоохранителям злоупотребить правом и нанести ущерб интересам Организации, не дать заблокировать ее деятельность, что приводит к потерям в бизнесе.

Как защитить себя, рекомендации.

Для начала нужно знать свои права, обязанности и иметь точный алгоритм поведения при появлении на фирме сотрудников правоохранительных органов.

Мы советуем обучать своих работников правилам поведения и общения с представителями контролирующих органов при их появлении. Знать и понимать положения ст. 51 Конституции РФ.

Разработать регламент и правила хранения документов в офисе, на фирме.

Понимать значение коммерческой тайны. Согласно ч.3 ст.183 УПК РФ, ст. 183 УК РФ,,выемка предметов и документов, содержащих охраняемую законом таи?ну производится на основании судебного решения. Предусмотрена уголовная ответственность за собирание сведении?, составляющих коммерческую таи?ну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

Проверки ИФНС, блокировки счетов Банками.

Проверки Вашего бизнеса могут проводиться так же и в налоговой сфере для выявления незаконных схем, используемых в целях уклонения от уплаты налогов в бюджет; выявления сомнительных операций и иных мошеннических схем.

Проверки так же проводятся на стадии регистрации юридического лица для выявления использования фирм-«однодневок» и фирм-«прокладок», ужесточаются требования банков по открытию счетов, блокируются счета по 115 ФЗ.

В таких случаях представители или руководители Обществ могут привлекаться к уголовной ответственности и без участия адвоката уже не обойтись.

Поэтому мы советуем на ранних стадиях обнаружения проблемы: при назначении проверки, получении запроса на предоставление документов, вызов руководителя для дачи объяснений, предъявления постановления о производстве осмотра или выемки, блокировке счета Банком или ИФНС; незамедлительно вооружиться грамотным специалистом и участвовать в общениях с контролирующими органами только при их участии.

И помните, что все решения и действия контролирующих органов и Банков можно оспорить в суде.

Из практики действующих судебных юристов и адвокатов, при обжаловании вс уд решений налоговых органов, решений о наложении штрафов и пеней, в 70 % случаев суд принимает сторону жалобщика. Такая тенденция сложилась за последние 10 лет существования Арбитражной практики.

Учитывая особую сложность и постоянно обновляемое налоговое законодательство РФ, лучше не полагаться на собственные силы, а незамедлительно обращаться к специалисту по налоговым спорам и решать возникающие проблемы в самом начале их возникновения.

Таким образом, ведение бизнеса в РФ при часто меняющемся законодательстве РФ, наличии фактора коррумпированности в контролирующих и правоохранительных органах, становится затруднительным без должной правовой поддержки.

Поэтому для профилактики возможных рисков для бизнеса и решения возникающих проблем на стадии ее зарождения, представители малого бизнеса страны не должны экономить на правовой защите своего бизнеса и как минимум иметь рядом адвокатское бюро к которому можно обратиться на ранних стадиях возникновения проблем.

адвокат Шериев А.Н.
Председатель Коллегии адвокатов г. Москвы «ШиП»
слушатель курсов повышения квалификации МГЮА им. Кутафина
по программе «Защита бизнеса от проверок».

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *