Что проверяет пожарная инспекция
Проведение надзорных мероприятий органами федерального государственного пожарного надзора
Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю информирует о Вас о том, что при проведении надзорных мероприятий за соблюдение требований пожарной безопасности в соответствии с требованиями ФЗ от 26 декабря 2008 г. №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы федерального государственного пожарного надзора осуществляют плановые и внеплановые проверки.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В соответствии с требованиями приказа МЧС России от 30 ноября 2016 г. №644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностными лицамиорганов ГПН проводится оформление результатов проверок и принятие мер по их результатм.
1) дата, время и место составления акта проверки;
3) дата и номер распоряжения;
4) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного лица (уполномоченных лиц), проводившего (проводивших) проверку;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
9) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;
протоколы отбора образцов продукции, проб;
протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;
объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;
рапорт на продление срока проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения проверки);
распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора);
документы, подтверждающие обоснованность и правомерность проведения внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 67 настоящего Административного регламента;
уведомления о вручении, в случае направления заказным почтовым отправлением органом ГПН документов уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.
После завершения проверки в отношении объекта защиты, в случае, когда его единственным правообладателем является хозяйствующий субъект, отнесенный в соответствии с условиями, установленными законодательством, к малым предприятиям либо к микропредприятиям, учет времени, затраченного должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводившим (проводившими) проверку объекта защиты и (или) территории (земельного участка), производится с указанием даты, точного времени, продолжительности (в часах и минутах) нахождения проверяющего (проверяющих) на объекте защиты и (или) территории (земельном участке) (с указанием места проверки), в акте проверки и журнале органа ГПН по учету проверок. В срок проведения проверки следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих на объекте защиты и (или) территории (земельном участке), где осуществляет деятельность проверяемое лицо (из расчета не более 8 часов в рабочий день).
п.86. Если проведение внеплановой выездной проверки согласовывалось с органом прокуратуры, то копия акта такой проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
Второй экземпляр сопроводительного письма о направлении копии акта проверки приобщается к материалам проверки.
п.87. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Информация о проведенной проверке и ее результатах, полученных в ходе проверки данных, может быть направлена в органы внутренних дел, прокуратуры и другие органы власти для принятия ими мер согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
п.88. Должностным лицом органа ГПН, проводившим проверку или возглавлявшим комиссию, проводившую проверку, осуществляется запись в имеющемся журнале учета проверок. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
п.90. В случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны):
1) с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, а также руководителей и иных работников указанных хозяйствующих субъектов, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
п.91. Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
п.92. Период проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия устанавливается должностным лицом органа ГПН с учетом сроков устранения нарушений требований пожарной безопасности.
п.93. При выявлении в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия, невыполнения в установленный в предписании срок требований пожарной безопасности:
каждому из лиц, перечисленных в подпункте 1 пункта 90 настоящего Административного регламента, с учетом разграничения полномочий и ответственности за обеспечение пожарной безопасности выдается новое предписание (предписания) об устранений нарушений, в котором (которых):
устанавливаются новые сроки устранения не выполненных к установленному сроку нарушений требований пожарной безопасности;
переносятся из предписания, исполнение которого проверяется, ранее предложенные к исполнению нарушения, срок устранения которых не истек, при этом сохраняются ранее установленные и не истекшие сроки;
принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
п.94. При выявлении в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия нарушений требований пожарной безопасности, совершенных в период времени между завершенной плановой проверкой и данной внеплановой проверкой:
принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара, принимаются меры для проведения внеплановой проверки в порядке, установленном настоящим Административным регламентом.
п.95. Выданные предписания, в том числе предписания, выданные в ходе проведения внеплановой проверки, указанные в пункте 93 настоящего Административного регламента, учитываются в журнале органа ГПН по учету проверок.
Копии всех выдаваемых предписаний хранятся в КНД.
п.96. В предписании об устранении нарушений указываются:
2) перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
5) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
п.97. В предписании по устранению несоответствия указываются:
2) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
4) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
п.98. Подпись (подписи) должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, в предписании заверяется (заверяются) печатью (печатями) должностного лица (должностных лиц).
п.100. В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность лиц, перечисленных в подпункте 1 пункта 90 настоящего Административного регламента, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, территорий (земельных участков), производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан или такой вред причинен, орган ГПН обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений данных лиц, эксплуатируемых ими производственных участков, агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
п.102. Регистрация дел об административных правонарушениях, возбужденных и (или) рассмотренных должностными лицами органа ГПН, а также сведения об их движении отражаются в журнале учета дел об административных правонарушениях и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, оформляемом в соответствии с приложением N 14 к настоящему Административному регламенту.
Как проводится проверка пожарной безопасности в МКД
Пожар уничтожает имущество людей, а в самых страшных случаях уносит человеческие жизни. Только строгое соблюдение правил пожарной безопасности позволит избежать ущерба и трагедий. Поэтому требования к соблюдению пожарной безопасности, предъявляемые государственными органами, строги.
Сегодня расскажем, кто следит за соблюдением этих требований, как проходят проверки пожарной безопасности и какие последствия ждут УО, если она нарушает правила пожарной безопасности.
Кто проверяет
За проведение проверок пожарной безопасности отвечает подразделение МЧС России – Государственный пожарный надзор.
Осуществлять проверку соответствия организации требованиям противопожарной безопасности может только аттестованный государственный инспектор.
Если у вас не возникло никаких подозрений, то сотрудник может приступать к выполнению своих обязанностей.
Что проверяют
Если вам сообщили, что предстоит проверка на соблюдение правил пожарной безопасности, следует быть готовыми, что инспектор будет проверять и документы, и соблюдение требований на объекте.
Инспектор может запросить сертификаты соответствия пожарной безопасности материалов, используемых при ремонте общего имущества, графики и схемы мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, акты проверки средств противопожарной защиты многоквартирного дома и другие документы, которые касаются обеспечения пожарной безопасности многоквартирного дома.
По какой причине могут проверить
Виды проверок
Проверки могут быть двух видов – плановые и внеплановые. О плановых проверках можно узнать на сайте МЧС России. Их проводят один раз в три года. Есть и исключение – это надзорные каникулы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесённых к субъектам малого бизнеса. Если вы относитесь к этой категории, то пожарная проверка не грозит вам до 31.12.2018 года.
В таких случаях предупреждения не ждите.
Срок проведения проверки – не более 20 рабочих дней. В исключительных случаях он может быть продлён. Исключительным случаем может считаться необходимость проведения сложных исследований, экспертиз и расследований при наличии мотивированных показаний инспектора государственного пожарного надзора.
Какие последствия
Если вы не согласны с выявленными в ходе проверки нарушениями, предписание можно обжаловать в десятидневный срок со дня его вручения вышестоящему государственному инспектору по пожарному надзору.
Перечень основных документов, изучаемых (запрашиваемых) при проведении проверок соблюдения требований пожарной безопасности
Во время проведения проверок осуществляется анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих правообладателя объекта защиты, права и обязанности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, документах, используемых при осуществлении деятельности и связанных с исполнением требований пожарной безопасности, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов ГПН.
К указанным документам относятся:
правоустанавливающие документы на объект защиты, учредительные документы;
документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, должностные инструкции);
декларация пожарной безопасности;
имеющиеся в органе ГПН предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;
материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;
техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;
технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;
договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга, иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договоры на выполненные работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;
лицензия юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию.
Также документами, связанными с исполнением требований пожарной безопасности могут являться следующие:
Инструкция о мерах пожарной безопасности;
Журнал учета проведения инструктажей по пожарной безопасности;
Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации;
Программа проведения первичного противопожарного инструктажа (утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения);
Документы (свидетельство) об обучении пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства (руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа; руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны; руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков; работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы; водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений; иные категории работников (граждан) по решению руководителя);
Специальные программы пожарно-технического минимума разработанные и утверждённые администрациями (собственниками) организаций для непосредственного обучения работников в организации (руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств; работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации; граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе; работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ);
Приказ (распоряжение) руководителя организации о создании квалификационной комиссии для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства;
Перечень контрольных вопросов проведения проверки знаний требований пожарной безопасности;
Документ, определяющий порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума (определяются руководителем организации);
Документ о назначении руководителем организации лица, ответственного за пожарную безопасность;
План эвакуации людей при пожаре;
Инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время (для объектов с ночным пребыванием людей);
Инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (для объектов с массовым пребыванием людей);
Документы или журнал о проведении не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте;
Протокол проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) (при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год);
Протокол эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах (не реже 1 раза в 5 лет);
Документ определяющий порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов;
проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов (не реже 1 раза в год);
Акты проведения проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода (не реже 2 раз в год (весной и осенью));
Журнал, в который заносятся даты проверки и характеристики технического состояния задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств и пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно);
Акт проверки работоспособности средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) (не реже 1 раза в квартал);
Исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;
Годовой план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);
Инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта;
Паспорт на каждый огнетушитель, установленный на объекте;
Специальный журнал произвольной формы по учёту наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения
Проверки МЧС: как избежать штрафа в 2021 году
Малый бизнес освободили от проверок, но сотрудники МЧС могут прийти внепланово. Рассказываем, как проверяют бизнес на тему пожарной безопасности и как избежать крупных штрафов.
Какие проверки проводят МЧС
Проверки от МЧС делятся на 2 вида:
Плановые. При такой проверке инспекторы выезжают в офис или на производство. О проверке сообщают за 3 рабочих дня бумажным письмом или по e-mail. Проверяющие смотрят документы о пожарной безопасности: правила действий при пожаре, инструкции о противопожарной безопасности, правила использования противопожарных систем. Календарь проверок обычно публикуют на сайте МЧС каждого региона.
Внеплановые. О такой проверке сообщают за 1 рабочий день или инспекторы придут внезапно при угрозе несчастного случая. Обычно такие мероприятия проводят, чтобы проверить выполнения предыдущих предписаний, по жалобе в МЧС или по распоряжению прокуратуры.
1 июля 2021 года в МЧС определили все проверки, которые они имеют право проводить:
Выездная проверка. Инспекторы проверяют документацию и сам объект. На это может уйти до 10 рабочих дней.
Инспекционный визит. Облегченный вариант проверки. Обычно проходит в течение дня и сотрудники МЧС просто консультируют о правилах безопасности.
Рейдовый осмотр. В этом случае инспекторы проверяют скопом предпринимателей одной сферы. Например, общепит или продавцов одежды. Эта проверка всегда проводится внепланово.
Документарная проверка. Внеплановый запрос документов или объяснений от руководства.
Выборочный контроль. Внеплановые мероприятия, когда берут пробы, образцы или используют специальные инструменты.
Кого не будут проверять во время пандемии
До 2022 года в России действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Поэтому инспекторы не придут к предпринимателям, которые выполняют ряд условий:
Не более 100 человек в штате.
Не более 800 миллионов прибыли за предыдущий год.
Доля в компании крупного бизнеса не более 25%(для государственных учреждений) или 49% (для иностранных компаний).
Но мораторий не отменяет внеплановые проверки. Поэтому если есть жалоба или явные нарушения, то проверки будут. Плюс плановые мероприятия не отменили, а перенесли на следующий год и лучше контролировать календарь проверок, чтобы визит инспекторов не стал неожиданностью.
Кого чаще всего выбирают для проверки
У МЧС действует риск-ориентированный подход, то есть каждому объекту дают степень риска и от этого зависит, как часто проходят проверки. Раньше индикатора риска действовали для целых отраслей или ряда объектов, но с 2021 года инспекторы имеют право присваивать степень риска отдельным объектам. На сайте МЧС работает калькулятор, которые помогает определить категорию риска. Также рекомендуем посмотреть критерии, по которым оценивают объекты.
Если узнали о проверке, то подготовьте все регистрационные документы о бизнесе. Кроме этого, должны быть оформлены все документы о пожарной безопасности, приказы о назначении ответственных лиц, соглашения об обслуживании огнетушителей и другого противопожарного оборудования. На сайте МЧС есть чек-листы, которые помогут подготовиться к проверке.
Зачастую предприниматели получают штрафы из-за того, что проходы заполнены разным хламом, нет инструкций с действиями на случай пожара, неправильно используются электросети и нет оборудования для оповещения об экстренной ситуации.
Если инспекторы нашли нарушения, то чаще всего предпринимателям грозит административная ответственность. Все наказания прописаны в статье 20.4 КоАП РФ. Например, можно получить до 1 миллиона рублей или приостановления деятельности до 90 суток. Более того, если при пожаре погибли люди или произошли крупные финансовые потери, то могут возбудить уголовное дело по статье 219 УК РФ. За тяжкие последствия могут лишить свободы на 7 лет.