Что проверяет роспотребнадзор по жалобе
Проверка Роспотребнадзора: что следует знать
С проверкой Роспотребнадзора может столкнуться любой предприниматель, поэтому очень важно быть готовым и к плановым, и к незапланированным проверкам. Эксперты рассказали Контур.Журналу, как правильно подготовиться к визиту контролеров, какие документы нужно иметь под рукой и как отстоять свои права, если вы не согласны с решением проверяющей комиссии.
Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»
С проверкой Роспотребнадзора могут столкнуться любые организации. Это ведомство может осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, выдавать санитарно-эпидемиологические заключения, проводить социально-гигиенический мониторинг, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацией работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведением учета и другие функции.
Исходя из нашей практики, чаще всего проверяют компании, оказывающие населению бытовые услуги, услуги по производству и продаже лекарств, товаров продовольственного и промышленного назначения, а также работающие в сфере общественного питания.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля», плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Органы обязаны известить предпринимателя о планируемой проверке как минимум за три дня до ее начала. Если проверка внеплановая, то Роспотребнадзор все равно должен согласовать ее проведение с прокуратурой и предупредить вас не позже, чем за сутки.
Исключение составляют случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан и другие экстренные ситуации, представляющие угрозу жизни и здоровью людей, флоре и фауне, объектам, имеющим историческую ценность, или безопасности страны. Например, при массовом отравлении людей органы Роспотребнадзора могут проверить не только виновную организацию, но и другие, занимающиеся аналогичной деятельностью.
Самая главная подготовка — это знание своих прав и обязанностей и прав и обязанностей проверяющих. Именно поэтому необходимо проводить обучение всего коллектива правильному поведению во время проверок любых контрольных органов. К примеру, мы регулярно проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. Это необходимо для того, чтобы проверка не тормозила работу предприятия, а также для того, чтобы сотрудники проверяемой организации по незнанию не препятствовали проведению проверки.
Сложно сказать, какие именно документы могут вам понадобиться, все зависит от целей проверки Роспотребнадзора. Важно помнить, что инспекторы не имеют право забирать оригиналы документов, только копии.
Как правило, контролеры проверяют наличие:
Также сотрудники Роспотребнадзора могут проверить:
Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении. По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Проверяемое юридическое лицо или предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки, а также с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.
Лучше всего фиксировать всю проверку на видеокамеру, а также на бумаге фиксировать нарушения, которые допускают проверяющие.
Важно также помнить, что у предпринимателей есть право привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ или своего адвоката.
Например, мы присутствовали на проверке Роспотребнадзора, в ходе которой инспектор превысил полномочия и требовал документы, которые не являлись объектами проверки и никак к ним не относились. В результате были составлены возражения в письменной форме и поданы в течение 15 дней после получения акта. К возражениям мы приложили документы, подтверждающие обоснованность наших возражений, а также видеозапись и объяснения руководителя предприятия о нарушении его прав должностным лицом Роспотребнадзора. После рассмотрения возражений результаты проверки были отменены, а действия сотрудника ведомства признаны незаконными.
По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий — более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — более 15 часов.
Роспотребнадзор может привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения, штрафа и приостановления деятельности на определенный срок.
Штрафы, выписываемые Роспотребнадзором, составляют от 50 000 до 500 000 руб., в зависимости от нарушения. Однако надо помнить, что если речь идет об угрозе распространения инфекционных заболеваний, то это грозит не только штрафом, но и лишением свободы после рассмотрения дела судом.
Подготовьтесь к предстоящей проверке, чтобы избежать штрафов
Ольга Косец, президент МОО защиты и поддержки малого и среднего бизнеса «Деловые люди», директор швейного производства «Софиано»
Согласно Федеральному закону РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля», проверки бывают плановые и внеплановые по жалобам потребителей. С реестром плановых проверок можно ознакомиться на сайте прокуратуры, а потом подготовить соответствующие документы и привести их в порядок заранее в соответствии с требованием законодательства. С внеплановыми все гораздо сложнее: зачастую нарваться на такую проверку можно по своей же вине. Количество жалоб с каждым годом увеличивается, это связано с гражданской активностью населения и понятным желанием отстоять свои права любой ценой. Большинство жалоб вызвано человеческим фактором — с такими проблемами бизнес в состоянии разобраться самостоятельно.
Например, мне часто поступают жалобы от жителей многоквартирных домов на шум из магазинов, расположенных на первом этаже. Не реагировать нельзя. Я советую предпринимателям в таких случаях «включать мозги», ведь прав будет потребитель. Такой конфликт не стоит потраченного времени и денег. Иногда достаточно не включать кондиционер по ночам, улыбнуться владельцу квартиры над вашим магазином и подарить ему дисконтную карту.
После жалобы потребителя к вам приедет проверяющая комиссия. В зависимости от жалобы в составе комиссии могут быть представители Роспотребнадзора, прокуратуры, ОБЭПа, Ростехнадзора, Пожнадзора, ФМС, трудовой комиссии и даже полиции. Представители всех этих служб обязательно должны предъявить удостоверения и распоряжение или постановление, на основании которого они приехали с проверкой.
Для начала выясните причину, затем предъявите документы по требованию. Если каких-то документов не хватает, вам предложат привезти их в отдел, который курирует эту проверку. Помните, что штрафы на физическое лицо начинаются с нескольких десятков тысяч рублей, на юридическое и должностное — с нескольких сотен тысяч. Если нарушения влекут за собой угрозу жизни или здоровью людей, то штрафы могут достигать несколько миллионов.
К сожалению, в соответствии с действующим законодательством у нас сразу же включаются карательные меры и не выносятся предупреждения. Этот вопрос как раз обсуждается на разных дискуссионных площадках, вероятно, что он будет в скором времени решен в пользу бизнеса. Если предприниматель не согласен с результатами проверки, стоит обратиться за поддержкой в общественные организации или в торгово-промышленную палату, но при этом помнить, что они имеют право заниматься только медиацией. Если на этом уровне не разрешается спор с надзорными органами, то далее по возрастающей — прокуратура и омбудсмены разных уровней, а в конце — суд, где разбирательства порой длятся годами, что с экономической точки зрения абсолютно точно невыгодно ни государству, ни бизнесу.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Вас пришёл проверить Роспотребнадзор
Вас пришёл проверить Роспотребнадзор
Как известно, руководителям и работникам различных предприятий, организаций и фирм, приходится не только жёстко соблюдать установленные законы, нормы и правила, но и регулярно общаться с проверяющими. Поэтому вполне объясним интерес представителей малого и среднего бизнеса, касающийся принципов проведения контрольно-надзорных мероприятий. Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора? На какие сферы деятельности распространяются полномочия этого контролирующего органа? В какие организации может прийти проверяющий специалист? Об этом и не только беседа с исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия Татьяной Геннадьевной РОМАНОВОЙ
—Какими документами руководствуется Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия при осуществлении контрольно — надзорной деятельности?
— Основным документом, регулирующим порядок осуществления надзора за деятельностью организаций, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Однако нужно подчеркнуть, что его положения не применяются при расследовании причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений. То есть, если в организации произойдут подобные чрезвычайные происшествия, наши специалисты будут вправе проводить расследование в любой момент. Мы вправе проводить как плановые, так и внеплановые проверки.
— А как часто специалисты Управления Роспотребнадзора могут проверять организацию?
— Федеральный закон № 294-ФЗ гласит, что плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года. Однако в отношении бюджетных учреждений, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться чаще. Конкретный перечень таких видов деятельности и периодичность плановых проверок определены постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944.
— Какие документы должны предъявлять специалисты Управления, проверяющие ту или иную организацию?
— Проверка осуществляется на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Управления Роспотребнадзора. Заверенные печатью, распоряжения вручаются под роспись руководителю юрлица (или его представителю) или предпринимателю. Одновременно проверяющие должны предъявить служебные удостоверения.
При проведении внеплановой проверки обязательно указывается предмет и основания проверки, а в случае, если она вызвана жалобой, указываются конкретные нарушения, вызвавшие жалобу. Ссылки на неких лиц, которые якобы позвонили и сообщили об имеющихся нарушениях, не могут приниматься в качестве основания для проверки.
— В течение какого времени в только что созданную организацию точно не придут с проверкой из Управления Роспотребнадзора?
— В течение трёх лет и при отсутствии причин для внеплановой проверки.
—В некоторых случаях (согласно Федеральному закону № 294-ФЗ) вновь созданные организации обязаны направлять в Управление Роспотребнадзора специальное уведомление. Какие санкции предусмотрены за непредставление такого уведомления?
— Действительно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие заняться бытовыми услугами, торговлей, общественным питанием и некоторыми другими видами деятельности (более 80 видов деятельности), обязаны уведомить об этом соответствующие контролирующие органы. Уведомление направляется в Управление Росоптербнадзора после государственной регистрации юридического лица или ИП (индивидуального предпринимателя) и постановки их на налоговый учет до начала фактического осуществления деятельности через общественную приемную Управления или в электронном виде через наш официальный сайт. Форма уведомления и порядок его представления установлена Правительством РФ и размещены на нашем официальном сайте www.19.rospotrebnadzor. ru.
Непредставление уведомления со стороны юридического лица или индивидуального предпринимателя о начале осуществления предпринимательской деятельности нарушает требования действующего законодательства (часть 1 статьи 19.7.5 1 КоАП РФ). Санкции данной нормы таковы: административный штраф на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей, на юрлиц — от 10 000 до 20 000 рублей.
Представление недостоверных сведений о видах деятельности влечёт наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юрлиц — от 20 000 до 30 000 рублей (часть 2 статьи 19.7.5-1 КоАП РФ).
— Какие организации попадают под особо пристальное внимание Роспотребнадзора?
— Несмотря на то, что Управление Роспотребнадзора может проверить любое юрлицо или предпринимателя, у нас есть свои приоритеты. В первую очередь проверяющие приходят на предприятия пищевой промышленности. Ведь любая ошибка в технологии или нарушение санитарных правил в таких организациях может привести к серьёзным последствиям. Особый приоритет отдается учреждениям, где воспитываются, учатся и отдыхают дети.
— Что может послужить причиной проведения внеплановой проверки?
—Контроль за соблюдением требований санитарного и потребительского законодательства только плановыми проверками не ограничивается. Специалисты Управления Роспотребнадзора могут прийти и с незапланированным визитом. Но для этого нужны законные основания.
Их перечень установлен в части 2 статьи 10 Федерального закона
№ 294-ФЗ и в пункте 7.7 приказа Минздравсоцразвития РФ от 19 октября 2007 г. № 658:
— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения (повторные проверки);
— возникновение угрозы жизни или здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— причинение вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— жалобы граждан на нарушения их прав и законных интересов действиями компаний и (или) предпринимателей.
Если нарушения не подпадают под этот перечень, то проверка не будет проводиться. Также проверять юрлицо или ИП не станут, если сообщение о нарушении является анонимным (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).
Внеплановые проверки по факту причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводятся в течение 24 часов.
Следует отметить, что внеплановые проверки (за исключением проводимых в целях установления причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений) подлежат согласованию с органами прокуратуры.
— Предупреждает ли Управление Роспотребнадзора организацию о том, что собирается туда прийти с проверкой?
— Управление Роспотребнадзора уведомляет юрлицо и ИП о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трёх рабочих дней до начала её проведения. Это делается в том числе и посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. О проведении внеплановой выездной проверки уведомляют не менее чем за 24 часа до начала её проведения.
Но если в результате деятельности юрлица или ИП причинён или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации, предварительного уведомления не требуется.
— Можно ли ознакомиться со списком плановых проверок Управления на 2013 год?
-Со списком плановых проверок можно ознакомиться на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия www.19.rospotrebnadzor. ru, Генеральной прокуратуры РФ www. genproc. gov. ru, прокуратуры Республики Хакасия www. prokrh. ru.
— Татьяна Геннадьевна, можно ли начать проверку при отсутствии руководителя организации? Предположим, ваши сотрудники пришли на проверку, а руководства компании нет на месте?
— Требования Федерального закона № 294-ФЗ гласят, что в рамках проведения контрольных мероприятий проверяющие осуществляют визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта обязательным требованиям. Осмотр должен осуществляться в присутствии руководителя (уполномоченного им лица) проверяемой организации.
В случае проведения внеплановой проверки, связанной с расследованием причин и обстоятельств возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, осмотр может осуществляться и без присутствия представителей проверяемой организации. При этом проверяющим должны быть приняты меры к информированию о проводимой проверке руководителя (уполномоченного им лица) проверяемого учреждения, а результаты проверки должны быть доведены до его сведения в трёхдневный срок после ее окончания.
— А какие права есть у руководителя предприятия, на которое пришли с проверкой специалисты Роспотребнадзора?
— Руководитель (его представитель) юрлица и ИП имеют право присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними, а также обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Управления Роспотребнадзора.
-Какая проблема на встречах руководства Управления Роспотребнадзора с предпринимателями регулярно становится темой разговора?
— Это проблема выполнения программ производственного контроля, где оговорено обеспечение качества, безопасности пищевых продуктов, надлежащих условий труда, организации медицинских осмотров.
Хочу подчеркнуть, что производственный контроль не сводится исключительно к лабораторным и инструментальным исследованиям. Но этот раздел программы производственного контроля, как правило, вызывает затруднения. Объем и кратность лабораторных и инструментальных исследований для конкретного предприятия зависит от его вида, мощности, эпидемиологической значимости, количества работающих и других причин.
Эти нюансы руководителям предприятий, индивидуальным предпринимателям стоит более серьёзно учитывать в своей работе. И не только для того, чтобы избежать штрафов и других административных взысканий. Речь идёт о здоровье работников организаций, населения. Поэтому к любой проверке следует отнестись с пониманием и готовностью устранить все выявленные нарушения.
Поверьте, каждый протокол — это предотвращение угрозы здоровью людей.
Интервью подготовила и провела Людмила Лебедева,
Помощник руководителя Управления Роспотребнадзора
по Республике Хакасия
Как Роспотребнадзор проверяет предпринимателей
Роспотребнадзор проверяет, как компании и ИП соблюдают санитарные нормы и права потребителей. Мы сделали для вас полный гид: как проходит проверка, какие нужны документы, на что вы имеете право и как обжаловать результаты, если вы с ними не согласны.
Кого и почему проверяет Роспотребнадзор
Роспотребнадзор проверяет компании и индивидуальных предпринимателей. Проверки бывают плановые и внеплановые.
Плановая проверка. В 2020 году Роспотребнадзор не проводит плановые проверки у малого и среднего бизнеса. Всё дело в надзорных каникулах (480-ФЗ). С 2021 года он начнёт включать всех предпринимателей в план проверок.
Но в некоторых случаях Роспотребнадзор всё же может прийти с плановой проверкой к малому и среднему бизнесу в 2020 году:
Если у вас малый или средний бизнес и он не попадает ни под одно исключение, но Роспотребнадзор пришёл с плановой проверкой до 2021 года — это нарушение закона. Суд признает недействительными результаты такой проверки, даже если инспектор нашёл нарушения (ст. 20. ч.1 294-ФЗ).
Плановые проверки проходят раз в три года. Чаще проверяют тех, кто работает в здравоохранении, образовании или социальной сфере. Регулярность проверок зависит от вида бизнеса.
Роспотребнадзор проводит плановые проверки по графику. В конце декабря график на следующий год публикуют на сайтах федерального Роспотребнадзора и региональных управлений. Если найдёте себя в графике, есть время подготовиться.
О плановой проверке Роспотребнадзор предупреждает за три дня.
Внеплановая проверка. Чтобы Роспотребнадзор провёл внеплановую проверку, нужны причины:
1. Истёк срок предписания после предыдущей проверки.
2. Кто-то пожаловался в Роспотребнадзор, заявление не анонимное и в нём сказано:
3. Прокуратура проверяет компанию или ИП и привлекает к проверке Роспотребнадзор.
О внеплановой проверке Роспотребнадзор предупреждает за сутки. Если чьи-то жизнь или здоровье в опасности, Роспотребнадзор придёт без предупреждения.
Что проверяет Роспотребнадзор
Плановые и внеплановые проверки могут быть документарными, то есть удалёнными, и выездными.
Документарная | Выездная | |
---|---|---|
Что проверяют | — организационно-правовые документы; — уведомление о начале деятельности предприятия; — акты предыдущих проверок; — материалы дел об административных нарушениях. В зависимости от причины проверки инспектор может запросить и другие документы. Например, если жалоба связана с помещением, Роспотребнадзор потребует документы на право собственности или договор аренды. | — как соблюдают санитарные нормы: проверяют безопасность помещений, качество, маркировку продукции и сроки годности товара, наличие медкнижек у сотрудников. Для каждого вида бизнеса свои требования СанПиН; — не нарушают ли права потребителей; — есть ли все необходимые лицензии и сертификаты; — то же, что при документарной проверке, если её ещё не было. |
Сроки | 20 рабочих дней. Если есть филиалы в других регионах — 60 дней. Продлить нельзя. | 20 рабочих дней. Можно продлить на 20 дней. Если есть филиалы в других регионах — 60 дней. Для малых предприятий плановая проверка — 50 часов, можно продлить ещё на 50 часов. Для микропредприятий — 15 часов. Можно продлить ещё на 15 часов. |
При плановой и внеплановой проверках инспектор использует проверочные листы — списки вопросов. По ним вы можете заранее себя протестировать.
Что делать при документарной проверке
1. Подготовьте документы. Роспотребнадзор отправит вам запрос с перечнем документов, которые нужны для проверки. Вместе с ним придёт копия приказа о проверке. Роспотребнадзор не должен требовать документы, которые может запросить у других госорганов, например, налоговой.
У вас есть десять рабочих дней, чтобы отправить на проверку копии документов с подписями руководителя и печатями. Заверять документы у нотариуса не нужно. Можно отправить в электронном виде с электронной подписью.
Если инспектору потребуется дополнительная информация, он отправит второй запрос. На ответ у вас будет ещё десять рабочих дней.
Если предприниматель не предоставит документы, Роспотребнадзор может выписать предупреждение, назначить штраф или приехать с внеплановой проверкой (ст. 19.7 КоАП РФ).
2. Следите за сроками. Проверяющие должны уложиться в 20 дней. Запрос на дополнительные документы не может прийти позже, чем на десятый день с начала проверки — иначе вы не успеете ответить.
3. Проверьте акт. Представитель Роспотребнадзора составляет акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр отдают вам под расписку вместе с копиями проверенных документов. Если не даёте расписку, акт вышлют заказным письмом с уведомлением о вручении.
В акте указаны все нарушения и список документов, которые проверил Роспотребнадзор. Если не согласны с результатами проверки или действиями инспектора, напишите об этом в акте.
Что делать при выездной проверке
1. Проверьте документы ревизоров. Посмотрите удостоверения сотрудников Роспотребнадзора и изучите приказ. В нём должно быть сказано, по каким причинам проводится проверка, что будут делать инспекторы и сколько времени это займёт. С сотрудниками Роспотребнадзора могут прийти другие эксперты, например, пробоотборщики. Проверьте их документы тоже.
Если имена и фамилии сотрудников Роспотребнадзора не совпадают с данными в приказе или вы сомневаетесь в подлинности документов — звоните в Роспотребнадзор. Горячая линия Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43.
2. Предоставьте информацию. Дайте сотрудникам Роспотребнадзора документы и покажите территорию, помещение, оборудование, транспорт, продукцию — всё, о чём сказано в приказе.
3. Присутствуйте при проверке. Сопровождайте сотрудников Роспотребнадзора, отвечайте на их вопросы и спрашивайте, что и как они проверяют.
4. Не мешайте проверяющим. Если вы уклоняетесь от проверки, не пускаете сотрудников Роспотребнадзора или мешаете осматривать оборудование и товары, вас могут оштрафовать:
За повторное нарушение штрафы увеличивают вдвое (ст. 19.4.1 КоАП РФ).
5. Следите за сроками. На малом предприятии сотрудники Роспотребнадзора могут находиться суммарно не дольше 50 часов, на микропредприятии — не дольше 15 часов. Проверку могут продлить, только если нужны длительные испытания или расследование.
Найдите себя в реестре и узнайте, относитесь ли вы к малым или микропредприятиям.
6. Не платите за экспертизу. Инспектор может взять образцы или пробы продукции для исследования. Все экспертизы проводятся за счёт государства.
7. Пригласите юриста или уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей, если нужна помощь. По закону они могут принять участие в проверке.
8. Проверьте акт. Инспектор составляет акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр — ваш. В акте указаны дата, место, продолжительность проверки, кто присутствовал, а также нарушения, если они есть. К акту могут прилагаться документы: протоколы, объяснительные, предписания. Если для составления акта нужно дождаться результата экспертизы, вы получите его в течение трёх дней после проверки, если ждать не нужно — сразу после проверки.
Акт подписываете вы и проверяющий из Роспотребнадзора. Если с чем-то не согласны, напишите об этом в акте. Если отказываетесь подписывать акт, его вышлют заказным письмом с уведомлением о вручении. Информация о проверке появится на официальном сайте регионального управления Роспотребнадзора в течение пяти дней со дня подписания акта.
После проверки инспектор ставит запись в журнале по учёту проверок. Если такого журнала нет, делает об этом запись в акте.
Чем грозят проверки Роспотребнадзора
Если Роспотребнадзор нашёл нарушения при документарной проверке, инспектор выпишет предписание и штраф или предостережение. Может приехать с внеплановой проверкой.
Если нарушения нашли во время выездной проверки, вариантов несколько:
1. Выдадут предписание. В нём укажут требования и срок. Когда срок истечёт, сотрудник Роспотребнадзора проведёт проверку. Если нарушения по предписанию не устранили — штраф (ст. 19.5 КоАП РФ):
2. Выпишут штраф или предупреждение. Сотрудники Роспотребнадзора сами составляют протоколы. Инспектор может выписать штраф за нарушение СанПиН или прав потребителей: оказание некачественных услуг, обман, недостоверную информацию о товаре.
Штраф зависит от тяжести нарушения. Если покупателя обсчитали в магазине, ИП оштрафуют на 10 000 — 30 000 ₽, компанию — на 20 000 — 50 000 ₽. Если сотрудник Роспотребнадзора увидел, что на колбасе этикетка с датой изготовления заклеена этикеткой с более поздней датой, компанию могут оштрафовать на 100 000 — 500 000 ₽.
Малому и среднему бизнесу и компаниям, у которых впервые нашли нарушение, штраф могут заменить на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ).
3. Конфискуют товар. Товары могут забрать, если есть угроза жизни и здоровью потребителей.
4. Временно остановят бизнес. Работу компании или ИП могут приостановить максимум на 90 дней, если есть угроза жизни и здоровью потребителей.
3. Посадят. Сам Роспотребнадзор не даёт срок, но может отправить в прокуратуру материалы для возбуждения уголовного дела. Для этого должны быть признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства. Например, бизнесмен выпускает рыбные консервы и не соблюдает СанПиН. Люди массово заболели ботулизмом, несколько человек погибли. Это уголовное дело.
Как обжаловать результаты проверки
1. Подайте жалобу в Роспотребнадзор.
Документ, с которым не согласны | Причина жалобы | Срок подачи возражения |
---|---|---|
Акт | Вы не согласны с тем, что написано в акте проверки | 15 дней |
Предписание | Роспотребнадзор требует устранить нарушения, но вы не согласны с требованиями | 15 дней |
Постановление | Вы считаете, что инспектор выписал слишком большой штраф, неоправданно конфисковал товар или приостановил работу | 10 дней |
— свои фамилию, имя, отчество, контакты;
— данные о компании или ИП;
— кто и какое постановление вынес;
— с чем вы не согласны и почему;
— как вы хотели бы получить ответ: по почте, по электронной почте.
Прикрепите к жалобе копию акта проверки, предписания или постановления и документы, которые могут подтвердить вашу правоту. Если нужно, запросите их у Роспотребнадзора. Допустим, у вас столовая. Роспотребнадзор штрафует вас за то, что питьевая вода, на которой вы готовите, не соответствует СанПиН. Вы считаете, что в этом виновата водоснабжающая организация. Попросите у Роспотребнадзора результаты проверки водоснабжающей организации.
Отправьте жалобу в региональное или федеральное управление Роспотребнадзора:
— по электронной почте;
— через сайт Госуслуг, там будет онлайн-форма для жалобы;
— отдайте в приёмную своего отделения Роспотребнадзора.
Роспотребнадзор зарегистрирует вашу жалобу на следующий день и ответит в течение 30 дней после регистрации.
3. Обратитесь в прокуратуру. Если вы отправили жалобу в Роспотребнадзор и ответ вас не устроил, подайте заявление в прокуратуру. Вам ответят в течение 30 дней. Если прокуратура найдёт серьёзные нарушения в работе Роспотребнадзора, всё решится в суде.
Коротко о проверках Роспотребнадзора
Роспотребнадзор проводит плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки — по графику. В 2020 году малый и средний бизнес планово не проверяют, но есть исключения. С 2021 года проверять будут всех.
Внеплановые проверки проводят по жалобе или чтобы проверить, как исправили нарушения, которые Роспотребнадзор нашёл во время прошлой проверки.
И плановые, и внеплановые проверки могут быть документарными и выездными.
Документарные проверки. Роспотребнадзор проверяет документы компании или ИП у себя в офисе. Если у вас проводят документарную проверку:
Выездные проверки. При выездных проверках инспектор приезжает в компанию или к индивидуальному предпринимателю и проверяет, как соблюдаются санитарные нормы и не нарушаются ли права потребителей. Если к вам пришли с проверкой:
После проверки Роспотребнадзор может выписать штраф или предостережение, конфисковать продукцию, приостановить работу предпринимателя или компании и передать материалы в прокуратуру. Если вы не согласны с результатами проверки, их можно обжаловать.
Задайте один или несколько вопросов — ваша бизнес-проблема станет темой для статьи в Жизе.