Что проверяет счетная палата в бюджетных организациях
Что проверяет счетная палата в бюджетных организациях
Статья 15. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты, объекты аудита (контроля)
1. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах, хозяйственных товариществ и обществ с участием государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 07.02.2017 N 11-ФЗ, от 29.05.2019 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении государственных органов субъектов Российской Федерации (в том числе их аппаратов), органов местного самоуправления, иных объектов контроля в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 341-ФЗ, от 07.02.2017 N 11-ФЗ, от 29.05.2019 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) также в отношении иных организаций. Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении иных организаций осуществляется в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, оформленными соответствующими постановлениями, а также обращениями или поручениями Президента Российской Федерации и обращениями Правительства Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
Что проверяет счетная палата в бюджетных организациях
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Счетной палаты РФ от 24 апреля 2020 г. № 15-04/806 Об осуществлении федерального государственного контроля (надзора)
Вместе с тем в рамках оказания правовой и информационной помощи в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона N 41-ФЗ полагаем возможным отметить следующее,
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ данный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Таким образом, регулирование правоотношений в области государственного контроля (надзора), установленное Федеральным законом N 294-ФЗ, ограничено субъектным составом участников данных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном названным Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.
В силу положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона N 41-ФЗ Счетная палата Российской Федерации не относится к числу органов государственной власти Российской Федерации.
Федеральный закон N 41-ФЗ регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты Российской Федерации.
С учетом изложенного Федеральный закон N 41-ФЗ и Федеральный закон N 294-ФЗ имеют различные предметы регулирования, в том числе устанавливают разные основания и порядок осуществления контроля (проведения проверок).
Аналогичные выводы справедливы и в отношении контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» являются постоянно действующими органами внешнего государственного финансового контроля и образуются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Данные органы обладают особым статусом и не входят в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, положения постановления, принятого по предмету регулирования Федерального закона N 294-ФЗ, не распространяются на отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации внешнего государственного финансового контроля.
Осуществление контроля за исполнением местного бюджета относится к вопросам местного значения (пункт 1 части 1 статьи 14, пункт 1 части 1 статьи 15, пункт 1 части 1 статьи 16, пункт 1 части 1 статьи 16.2 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ.
Вместе с тем согласно пункту 3 части 3.1 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Таким образом, нормы Федерального закона N 294-ФЗ не распространяются на отношения, связанные с проведением внешнего муниципального финансового контроля.
Вместе с тем необходимо отметить, что постановление было издано во исполнение пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ, согласно которому Правительство Российской Федерации в 2020 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ, включая особенности осуществления видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 3.1 и 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ.
Таким образом, приведенная норма не уполномочивает Правительство Российской Федерации устанавливать особенности осуществления видов муниципального контроля.
Вторым основанием для издания постановления является часть 1.1 статьи 26.2 Федерального закона N 294-ФЗ, согласно которой, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из данной нормы Правительство Российской Федерации вправе установить иное регулирование отношений, связанных с порядком осуществления государственного и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, с учетом того что такое регулирование не применяется к видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, перечисленным в части 3.1 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ.
С учетом изложенного, поскольку Правительство Российской Федерации в 2020 году уполномочено принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ, включая особенности осуществления видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 3.1 и 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ, нормы постановления, по нашему мнению, не распространяются на внешний муниципальный финансовый контроль, осуществляемый контрольно-счетными органами муниципальных образований,
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время Минфином России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438», предусматривающий исключение применения положений постановления в отношении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Обзор документа
В связи с пандемией Правительством были установлены особенности проведения в 2020 г. государственного и муниципального контроля (надзора). Счетная палата разъяснила, что они не распространяются на внешний государственный и муниципальный финансовый контроль.
Документы, запрашиваемые контрольно-счетным органом для проведения проверок бюджетного учреждения
Контрольно-счетный орган муниципального образования проводит проверку в рамках внешнего финансового контроля в муниципальном учреждении. Вправе ли проверяющие при проведении проверки годового отчета запросить оборотно-сальдовые ведомости по счетам?
На основании ч. 1 ст. 268.1 БК РФ полномочиями органов финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета. В силу ч. 3 ст. 268.1 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Кроме того, исходя из ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится в том числе установление порядка осуществления контроля за исполнением местного бюджета и утверждения отчета об исполнении местного бюджета. Стать-
ей 264.4 БК РФ определено, что внешняя проверка бюджетного учреждения годового отчета об исполнении местного бюджета проводится контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований БК РФ и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 6‑ФЗ органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль, их должностные лица в установленные законами субъектов РФ сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Так, в Письме Минфина РФ от 31.05.2016 № 02‑07‑08/31424 сказано, что перечень информации, необходимой для проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета, осуществляемой контрольно-счетным органом муниципального образования, не устанавливается БК РФ и Федеральным законом № 6‑ФЗ и определяется контрольно-счетным органом самостоятельно с учетом:
По мнению Минфина, для проведения контрольных мероприятий, предметом которых является проверка квартального и годового отчетов об исполнении бюджета, достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, могут быть необходимы информация, документы и материалы:
Указанная информация может включать документы бюджетной отчетности, первичные документы и т. д.
Исходя из вышеизложенного законодательством РФ не установлен конкретный перечень документов, которые контрольно-счетный орган вправе запрашивать у объекта проверки. Перечень информации, необходимой для проведения контрольных мероприятий, БК РФ и Федеральным законом № 6‑ФЗ не устанавливается и определяется контрольно-счетным органом самостоятельно с учетом ограничений (если такие имеются), определенных законами субъектов РФ или муниципальными нормативными правовыми актами и регламентами контрольно-счетных органов.
При этом согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 6‑ФЗ контрольно-счетные органы не вправе запрашивать информацию, документы и материалы, если они уже были им представлены.
Таким образом, порядок направления контрольно-счетными органами указанных запросов определяется законами, муниципальными нормативными правовыми актами и регламентами контрольно-счетных органов.
Что проверяет счетная палата в бюджетных организациях
Статья 16. Методы осуществления деятельности Счетной палаты
1. Методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности являются проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг.
2. Проверка применяется в целях документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки.
2.1. Проверки подразделяются на камеральные и выездные.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
2.2. Под камеральной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается проверка, проводимая по месту нахождения Счетной палаты на основании документов, представленных по запросу Счетной палаты.
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
2.3. Под выездной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается проверка, проводимая по месту нахождения объекта аудита (контроля).
(часть 2.3 введена Федеральным законом от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
3. Ревизия применяется в целях комплексной проверки деятельности объекта аудита (контроля), которая выражается в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности.
4. Результаты проверки, ревизии оформляются актом.
5. Анализ применяется в целях исследования отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов исследования.
6. Обследование применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля).
7. Результаты анализа, обследования оформляются заключением.
8. Мониторинг применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе.
9. Счетная палата анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования и исполнения доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Экспертно-аналитическая деятельность осуществляется посредством проведения экспертно-аналитических мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы Российской Федерации, формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также посредством исследования причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Счетная палата в пределах своей компетенции вправе инициировать перед субъектами права законодательной инициативы предложения о совершенствовании бюджетного законодательства Российской Федерации и развитии финансовой системы Российской Федерации, а также участвовать в законопроектной деятельности государственных органов.
12. Информационная деятельность Счетной палаты осуществляется посредством направления палатам Федерального Собрания отчетов о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, регулярного предоставления информации о своей деятельности средствам массовой информации, издания бюллетеня Счетной палаты, представления Совету Федерации и Государственной Думе ежегодного отчета о работе Счетной палаты, утверждаемого Коллегией Счетной палаты и подлежащего обязательному опубликованию.
(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Материалы по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанные с сохранением государственной тайны, представляются палатам Федерального Собрания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Что такое Счётная палата. Объясняем простыми словами
Счётная палата — высший независимый орган финансового аудита в России. Её основная задача — контролировать эффективность расходования бюджетных средств.
Аудиторы Счётной палаты могут проверить любые госорганы, предприятия, банки, страховые медицинские организации, а также юридические и физические лица, которые заключили договор на оказание работ или услуг и получили от государства деньги, — насколько те соблюдают условия договоров о предоставлении бюджетных средств или использовании госимущества.
Когда аудиторы обнаруживают нарушения, они выдают различные предписания, постановления, уведомления, а при выявлении нарушений, имеющих признаки состава преступления, передают материалы в правоохранительные органы.
В своей стратегии развития до 2024 года Счётная палата формулирует свою миссию так: «. содействовать справедливому и ответственному госуправлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека».
Чтобы добиться этого, СП намерена добиться «развития подотчётности органов власти и персональной ответственности руководителей ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач».
А в гражданах руководство СП хочет развивать «чувство налогоплательщика». Для этого аудиторов уже заставляют писать отчёты простым языком, создали портал — агрегатор информации о государственных финансах «Госрасходы» и с мая 2021 года стали публиковать свою базу рекомендаций. «Любой гражданин, обеспокоенный вопросами расходования бюджетных денег, может увидеть, что предлагает СП, и, сформировав запрос, уточнить у ведомств, что они предприняли для более эффективной работы», — говорится в описании проекта.
Пример употребления на «Секрете»
«Если раньше выбор государственных программ никогда явно не ставился под вопрос, то сейчас Счётная палата больше внимания уделяет тому, какие проекты более эффективны, какие менее. Это очень важное изменение, которое принципиально меняет подходы к оценке госпрограмм и которое потенциально может повлиять на выбор того, в какие из них стоит вкладывать деньги, а в какие — нет».
(Ректор Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов — о том, как Счётная палата помогла в оценке госпрограмм.)
Нюансы
Главные действующие лица — 12 аудиторов, а также председатель и его заместитель. Шесть аудиторов назначаются депутатами Госдумы (то есть косвенно в этом процессе участвует любой гражданин, который ходит на выборы), остальные шесть — членами Совета Федерации (то есть представители всех регионов). Председатель назначается Госдумой, а его заместитель — Советом Федерации, в обоих случаях — по представлению Президента РФ. Деятельность палаты не может быть приостановлена даже в случае роспуска парламента, который её сформировал.
Официально итоги работы самой Счётной палаты никто не оценивает, однако ежегодно глава ведомства и его заместитель отчитываются перед депутатами Госдумы и членами Совета Федерации. При этом она независима от всех госорганов и её решения, кроме предписаний, невозможно оспорить даже через суд.
Практика
Под руководством Алексея Кудрина (возглавил ведомство в 2018 году) Счётная палата стала более заметной в публичном пространстве. Настолько, что превращается едва ли не в главного обличителя неэффективности и недостатков системы госуправления. В медиа регулярно появляется информация о том, как аудиторы жёстко раскритиковали то или иное ведомство за неэффективность или вскрыли нарушения на сотни миллиардов рублей. Также часто Кудрин регулярно публично оспаривает те или иные аспекты «линии партии».