Что проверяет юстиция у некоммерческих организаций
Нормативные документы в Минюст для проверки НКО
Нормативные документы, в которых прописано, как должна проводиться проверка:
7 Федеральный закон, статья 32 «Контроль за деятельностью некоммерческих организаций» : некоммерческие организации должны предоставлять Министерству юстиции отчеты по своей деятельности, документы о персональном составе руководящих органов и о целях расходования денежных средств и иного имущества. Если некоммерческая организация получила имущества и денежных средств меньше 3 миллионов, а также у нее нет среди учредителей иностранцев, и она не получала от иностранных источников никаких денежных средств и имущества за отчетный период, то она имеет право предоставить Министерству юстиции только заявление о продолжении своей деятельности, написанное в простой произвольной форме. В Министерство юстиции необходимо подавать аудиторские заключения (касается НКО, являющиеся иностранными агентами и структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации и их филиалы).
Пункт 10 статьи 32 говорит, что неоднократное непредоставление НКО в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей (ежегодные отчеты, аудиторские заключения, заявления о продолжении деятельности, все изменения регистрационных данных), является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Этот пункт следует рассматривать в совокупности с Гражданским кодексом, статьей 61, где сказано, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущения при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Пункт 14 статьи 32 : «Органы государственного финансового контроля, органы исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов устанавливают соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества НКО целям, предусмотренным в их учредительных документах.» О результатах они сообщают в Министерство юстиции.
Основной регламент проведения проверок – Приказ от 30.12.2011 № 456 Министерства юстиции РФ «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ».
Для работы некоммерческих организаций подойдет программа 1С-Рарус. Благодаря автоматизации при помощи программного обеспечения в документах и отчетности НКО будет порядок и прозрачность. Тогда любую проверку организация сможет пройти с легкостью.
Проверки НКО со стороны Министерства юстиции РФ
В соответствии с регламентом проверка проводится в течение 20 рабочих дней. В особо сложных случаях (пункт 23) проверка может быть продлена еще на 20 рабочих дней. Решение о продлении проверки может быть принято только министром юстиции либо его заместителем. Приказ разрешает участие специалистов Министерства юстиции присутствовать на ваших мероприятиях, срок присутствия не ограничен.
Все проверки делятся на выездные и документарные.
При выездной проверке руководителю некоммерческой организации под роспись вручается уведомление о выездной проверке. Проверяющие приезжают в организацию, оговариваются перечень лиц, которые будут контактировать при проверке, и режим работы некоммерческой организации.
При документарной проверке вы предоставляете документы в Министерство юстиции. Запрос о предоставлении документов вы получаете примерно за одну неделю, срок для подготовки практически не дается, указывается срок, к которому вы должны предоставить документы в Министерство юстиции. Все документы должны быть сшиты, пронумерованы, и уполномоченное лицо, либо сам руководитель привозит их в Министерство юстиции и передает по акту приемки-передачи. Также документы вы можете передать по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Также вы можете передать документы по факсу, но с последующим обязательным направлением подписанных документов почтовой связью. При проведении документарной проверки чиновники имеют право дополнительно запросить документы. В случае если после рассмотрения представленных пояснений, документов, либо при отсутствии пояснений устанавливаются признаки нарушения обязательных требований законодательства РФ, специалист вправе провести выездную проверку.
В случае несогласия некоммерческой организации с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с вынесенными предупреждениями об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки, НКО вправе представить в Минюст возражения в письменной форме в отношении акта проверки и выданного предупреждения. К акту возражения вы можете приложить документ, подтверждающий вашу точку зрения.
Для работы некоммерческих организаций подойдет программа 1С-Рарус. Благодаря автоматизации при помощи программного обеспечения в документах и отчетности НКО будет порядок и прозрачность. Тогда любую проверку организация сможет пройти с легкостью.
Полномочия Управления юстиции в сфере деятельности некоммерческих организаций
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации является органом, уполномоченным на принятие решения о государственной регистрации некоммерческих организаций и осуществлению контроля их деятельности.
При исполнении своих полномочий Управление руководствуется требованиями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», рядом специальных законов об отдельных видах некоммерческих организаций, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, а также ведомственными нормативными правовыми актами, в том числе специальными административными регламентами.
Управление принимает решение о государственной регистрации и исполняет государственную функцию по осуществлению контроля в отношении:
— межрегиональных, региональных и местных общественных объединений;
— региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий;
— местных религиозных организаций;
— централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта РФ;
— религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями;
— иных некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, а также автономных учреждений).
В рамках возложенных полномочий Управление юстиции предоставляет государственную услугу по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы некоммерческих организаций, внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.
Для получения государственной услуги в адрес Управления следует направить соответствующие документы почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения или направить в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или предоставить лично.
Юридическим фактом завершения предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 является получение заявителем документов, подтверждающих государственную регистрацию.
В случаях, определенных ст. 23 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 23.1 Федерального закона 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 12 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях», некоммерческой организации может быть отказано в государственной регистрации.
Также государственная регистрация некоммерческой организации может быть приостановлена однократно на срок, не превышающий трех месяцев, если представленные для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке, а документы религиозной организации оставлены без рассмотрения в случае непредставления полного пакета документов, предусмотренных пунктами 5-7 ст.11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации течение указанного срока прерывается не более чем на три месяца. Срок рассмотрения документов религиозной организации может быть продлен до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации общественного объединения, религиозной организации, иной некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Информация по вопросам предоставления государственной услуги, в том числе перечня необходимых документов, размера государственной пошлины, сроков исполнения государственной услуги, порядка обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу размещена на официальном сайте Управления в разделе некоммерческие организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ( https://to49.minjust.ru ).
Управление ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций. В реестре содержатся сведения о 393 некоммерческих организациях, зарегистрированных на территории Магаданской области, структуру которых составляют 206 общественных объединений, 121 некоммерческая организация, 43 религиозных организации и 23 региональных отделения политических партий.
Помимо реализации полномочий в сфере регистрации некоммерческих организаций, Управление реализуют функцию по контролю, включающую в себя следующий спектр мероприятий: проведение проверок, анализ поступающей от некоммерческих организаций отчётности, применение мер реагирования, участие в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями.
В 2018 году Управлением в плановом и порядке проверена деятельность 46 некоммерческих организаций, из них 23 общественных объединений, 17 иных некоммерческих организаций, 5 религиозных организаций и 1 регионального отделения политическ ой партии.
По итогам проверок деятельности некоммерческих организаций, а также в результате анализа материалов их учетных дел и ежегодной отчетности в рассматриваемом периоде применены следующие меры реагирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации:
В целях наиболее полного информирования заявителей о реализации Управлением государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций и государственной функции по контролю деятельности некоммерческих организаций в Управления оформлены стенды, содержащие сведения о графике приема документов для государственной регистрации, о перечнях необходимых документов, о том, где можно ознакомиться с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок создания и деятельности некоммерческих организаций, административными регламентами, образцами заполнения заявлений о государственной регистрации по различными видам государственной регистрации и уведомлений, а также другая полезная информация.
Информация, размещенная на стендах, предлагается заявителям в качестве раздаточного материала и размещается на сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Неисполнение требований действующего законодательства Российской Федерации по предоставлению отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности является основанием для вынесения Управлением письменного предупреждения об устранении нарушения. Неисполнение в установленный срок предупреждения влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неоднократное непредставление в установленный срок вышеуказанных сведений является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации, признании организации, прекратившей свою деятельность, в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Последние изменения в законодательстве для НКО в 2021 году
Разбираем, какие изменения ждут НКО осенью 2021 года, и вспоминаем январские обновления
Михаил Кратов
НКО расшифровывается как «некоммерческая организация». Это общественные организации, бюджетные и муниципальные учреждения, институты развития, политические партии, ТСЖ и садовые общества, адвокатские палаты.
С 1 января 2021 года вступили в силу поправки к законам, которые повлияли на работу НКО. А с 3 октября 2021 года законы вновь меняются. Разбираем все последние изменения: сначала расскажем, что ждет НКО осенью, а после вспомним январские обновления.
С 3 октября: под понятие «иностранный агент» попадет больше организаций
Как было. Иностранными агентами признавались НКО, которые занимались политической деятельностью и получали деньги от иностранных компаний или от российских компаний с иностранными источниками финансирования.
Как стало. Понятие «иностранных агентов» расширили: этот статус могут получить больше НКО. Если организация будет признана иностранным агентом, за ней будет более пристально следить государство.
По новым правилам к иностранным агентам также относятся НКО, которые получают помощь от российских компаний, в которых бенефициары — иностранцы.
Бенефициар — это физическое лицо, которое:
При этом владеть компанией можно прямо или косвенно — через третьих лиц.
Например, единственный учредитель российской НКО «Альфа» — компания «Бета», зарегистрированная в России. 100% акций «Беты» принадлежат компании «Гамма», тоже зарегистрированной в России. Генри Смит из Лондона владеет 100% компании «Гамма». Получается, что Генри Смит — бенефициарный владелец российской НКО «Альфа». А компания «Альфа» может быть признана иностранным агентом, если будет заниматься политической деятельностью.
Получается, что с 3 октября 2021 года иностранными агентами будут признаны НКО, которые:
Такие НКО обязаны подать в Минюст уведомление о включении их в реестр иностранных агентов. А затем дважды в год нужно будет подавать отчет о своей работе и о тратах зарубежных денег.
Если этого не делать, можно получить штраф.
С 3 октября: появляется еще один повод, которого Минюст может провести внеплановую проверку НКО — иностранного агента
Как было. Раньше основания для внеплановой проверки были такими:
Как стало. С 3 октября к уже существующим добавляется еще одно основание. Теперь внеплановую проверку могут провести, если НКО участвует в мероприятиях неправительственных организаций, чья деятельность признана нежелательной на территории РФ.
Например, НКО «Тетра» проводит благотворительный забег при поддержке немецкой неправительственной организации «Центр современности». Эта немецкая организация была признана нежелательной на территории России. Теперь НКО «Тетра» грозит внеплановая проверка.
С 3 октября: добавляется еще одно основание для ликвидации НКО — иностранных агентов
Как было. НКО можно было ликвидировать, если:
Как стало. Вдобавок к существующим, появилось еще одно основание. С 3 октября 2021 Минюст может ликвидировать НКО — иностранного агента, если она нарушит запрет Минюста на проведение мероприятий.
Это работает так. НКО обязана отправлять в Минюст информацию обо всех программах и мероприятиях, которые планирует проводить. Минюст может полностью запретить мероприятие или его часть. Если организация проигнорирует этот запрет, Минюст может обратиться в суд и потребовать ликвидировать НКО.
Дальше рассмотрим изменения, которые уже вступили в силу с 1 января 2021 года. Проверьте, обо всех ли нововведениях вам известно.
С января 2021 года: некоторые фонды могут не проводить обязательный аудит
Как было. До 2021 года все НКО-фонды были обязаны проводить аудит, независимо от их годового оборота и состояния баланса. А для небольших фондов расходы на аудит — существенная трата.
Как стало. С 1 января 2021 изменили критерии проведения обязательного аудита. Теперь НКО-фондам станет чуть проще работать.
По новым правилам, аудит не обязаны проводить фонды с небольшими доходами. Еще в отдельную категорию выделили специализированные фонды управления целевым капиталом.
Если же фонд до 1 января уже заключил договор на обязательный аудит отчетности за 2020 год, проводить его придется в любом случае, даже с доходами до 3 млн рублей.
С января 2021 года: можно заключать с сотрудниками срочные трудовые договоры
Как было. НКО привлекали дополнительных специалистов на свои проекты и заключали с ними договоры ГПХ — гражданско-правового характера. Для работодателя это удобно, потому что по таким договорам он может не предоставлять отпуска, не оплачивать больничные, не сохранять рабочее место во время декрета.
Но для НКО договор ГПХ — это риск, что трудовая инспекция переквалифицирует его в трудовой договор и оштрафует организацию. К тому же сотрудники не всегда согласны на отсутствие отпуска, больничного и фиксированного рабочего времени.
Как стало. Теперь НКО может заключить с любым сотрудником срочный трудовой договор без привязки ко времени выполнения проекта.
Когда срочный договор закончится, сотрудника можно уволить, даже если он отлично справлялся с работой. Для сотрудника выгода в том, что на время работы он получает все социальные гарантии, как по бессрочному трудовому договору: отпуска, больничные, фиксированное рабочее время.
Заключать срочные договоры могут только организации, у которых не более 35 сотрудников. Это упростило работу многих компаний и снизило риск штрафов за нарушение трудового законодательства.
С января 2021 года: не нужно платить налоги за арендуемое помещение
Как было. компания бесплатно предоставила НКО нежилое помещение, например для офиса организации. Такая экономия на плате за аренду аналогичного имущества считалась внереализационным доходом НКО и облагалась налогом на прибыль.
Как стало. Теперь, если компания предоставила помещение некоммерческой организации, НКО не должна платить за него налоги. Главное, чтобы помещение использовалось для уставной деятельности: например, там может находиться офис НКО.
С апреля 2021 года: небольшие НКО могут не составлять локальные нормативные акты по кадрам
Как было. Все НКО должны были составлять локальные нормативные акты по кадрам, как и коммерческие компании: например, правила внутреннего трудового распорядка.
Как стало. Теперь НКО может не составлять эти документы, если она соответствует таким критериям:
Но тогда организация обязана включить в трудовые договоры с сотрудниками условия, которые регулируются локальными актами.
Это удобно, если у НКО, например, до пяти сотрудников. Если их больше, проще вести правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты, чем каждый раз менять и заново подписывать договор при обновлении его условий.
Подписка на новое в
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Что изменится в законах в 2022 году и как это повлияет на бизнес
Собрали важные законы, которые вступят в силу в 2022 году и повлияют на работу бизнеса
Главные изменения в законах 2021 года: как они повлияли на бизнес
Собрали обзор важных законов для малого и среднего бизнеса, которые вступили в силу в 2021 году
Как бизнесу работать с новой системой прослеживаемости товаров
С 8 июля в России заработала система прослеживаемости товаров. С экспертом разобрали, кого касается новый закон и как действовать бизнесу
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Какую отчетность готовят НКО. Некоммерческий не значит неподотчетный
Некоммерческие организации оказывают большую поддержку государству в социальной сфере. Несмотря на это, НКО не освобождены от подготовки и сдачи отчетности. Расскажем о том, какую отчетность должны сдавать НКО в 2020 году.
Отчетность в Минюст РФ
НКО в России разделены на три группы:
Общественные объединения
1. Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.
Отчет заполняется по форме ОН0003 и сдается в Минюст РФ не позднее 15 апреля 2020 года. Для этого нужно разместить его на официальном сайте Минюста РФ. Отчет сдается независимо от наличия поступлений: если их не было, отчет сдается нулевым с прочерками вместо сумм.
2. Уведомление о продолжении деятельности.
Уведомление подается в территориальный орган Минюста РФ по почте, лично или через представителя по доверенности. Законодательно срок предоставления не определен, но обязанность подачи ежегодная. Обычно его подают одновременно с отчетом ОН0003.
НКО, выполняющие функции иностранного агента
Иные НКО
1. отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001;
2. отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников по форме ОН0002.
Если НКО не соответствует ни одному из указанных критериев, достаточно подать уведомление о продолжении деятельности.
Уведомление и отчеты подаются не позднее 15 апреля 2020 года, путем размещения его на сайте Минюста.
Фонды и благотворительные организации должны ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности. Форма данного отчета не утверждена законодательно и не представляется в Минюст РФ. Отчет формируется организациями в информативной форме и публикуется в свободном доступе, например, на собственном интернет портале. Срок размещения не определен, но формироваться отчет должен ежегодно. Например, так выглядит отчет одного из наших клиентов — благотворительного общественного движения «Искорка Фонд».
Благотворительные организации готовят и сдают в Минюст РФ отчет благотворительной организации. Отчет сдается руководителем, лицом по доверенности или по почте не позднее 30 марта 2020 года.
Ответственность за непредставление отчетности
При нарушении сроков в адрес НКО выносится предупреждение об устранении нарушений. В предупреждении указывается срок (не менее месяца), в течение которого необходимо представить необходимые отчеты. Если его не выдержать, последствия будут такими:
Бухгалтерская отчетность
Фонды; НКО, владеющие крупным целевым капиталом; НКО, выполняющие функции иностранного агента, и структурные подразделения иностранных некоммерческих организаций обязаны предоставить аудиторское заключение в региональные органы статистики не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года.
Также, с 2017 года организации обязаны в течение трех рабочих дней с даты получения аудиторского заключения разместить сведения о результатах аудита в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Налоговая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды
Статистическая отчетность
НКО — это самые человечные хозяйствующие субъекты в российской экономике.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>