Что проверяют при плановой проверке роспотребнадзора
Плановые проверки Роспотребнадзора
Кого Роспотребнадзор проверяет планово
В соответствии с ч. 1 ст. 9 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ Роспотребнадзор может проводить плановые проверки в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В связи с распространением на территории России коронавирусной инфекции плановые проверки в 2020 году были отменены (п. 2 постановления Правительства РФ «Об особенностях…» от 03.04.2020 № 438). Из этого правила есть исключение: плановая проверка Роспотребнадзора на 2020 год придет, если организация ведет деятельность с высоким уровнем риска. Проверить предприятие на соответствие этому критерию можно с помощью специального сервиса.
План проверки Роспотребнадзора
В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья «Порядок проведения проверок Роспотребнадзором». Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
План проверок находится в открытом доступе. Например, в Москве его можно скачать на сайте Роспотребнадзора. В каждом регионе план свой — чтобы его найти, зайдите на сайт регионального отделения ведомства.
Доступность информации, включенной в план, позволяет предпринимателям заранее подготовиться к грядущей проверке — привести в порядок документы, найти слабые места и устранить их.
В плане содержится следующая информация (ч. 4 ст. 9 ФЗ № 294):
Что проверяет Роспотребнадзор при плановой проверке
В ходе плановой проверки Роспотребнадзор проверяет:
Порядок проведения проверки
Плановая проверка Роспотребнадзора проходит в следующем порядке:
Проверочный лист при проведении плановой проверки
Проверочный лист при проведении плановой проверки Роспотребнадзора — это список контрольных вопросов, ответы на которые инспектор должен получить в ходе проверки (ч. 11.1 ст. 9 ФЗ № 294). Перечень закрытый — запрашивать сведения, не входящие в чек-лист, проверяющий не вправе.
Формы чек-листов утверждены приказом Роспотребнадзора «Об утверждении…» от 18.09.2017 № 860. Рекомендуем использовать их, чтобы подготовиться к проверке — вы будете знать, на что обратит внимание инспектор, и сможете самостоятельно устранить нарушения (если они имеются).
Полномочия Роспотребнадзора
В ходе проведения проверки инспекторы Роспотребнадзора вправе:
Срок проведения плановой проверки
Ответ на вопрос, каков максимальный срок проведения плановой проверки Роспотребнадзора, содержится в ст. 13 ФЗ № 294. По общему правилу продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней (еще на 20 дней срок может быть увеличен, если требуется провести сложное исследование или экспертизу). В случае если у предприятия есть обособленные подразделения, суммарный срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.
ВАЖНО! Малые предприятия не могут проверять более 50 часов в год, а микропредприятия — 15 часов в год. В сложных случаях этот срок может быть увеличен, но не более чем еще на 50 и 15 часов соответственно.
Как часто может приходить Роспотребнадзор
Плановые проверки проходят раз в три года (ч. 2 ст. 9 ФЗ № 294). Два раза в три года проверки могут проводиться в отношении организаций, работающих в следующих сферах (ч. 9 ст. 9 ФЗ № 294):
Итоги
Роспотребнадзор проводит плановые проверки раз в три года (в отдельных случаях раз в два года). Проверка проводится по чек-листам, содержащим закрытый перечень вопросов — выходить за их пределы проверяющий не вправе. По результатам проверки составляется акт, а если выявлены нарушения, выносится предписание об их устранении.
Проверка Роспотребнадзора: все, что нужно знать
Юристы рассказали Контур.Журналу о том, зачем нужны контрольные закупки и проверочные листы, как подготовиться к визиту контролеров, когда ждать уведомления о грядущей проверке и как обжаловать решение проверяющей комиссии в административном порядке и в суде.
Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»
Подготовка сотрудников к проверке
Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.
В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.
Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.
Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке
Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.
У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.
Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора
В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.
Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.
Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.
Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.
После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.
Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.
Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.
Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора
Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.
Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).
Возможные итоги проверки
По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.
Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:
Сроки проверки
По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.
Инспекторы не имеют права
Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.
Илья Савельев, старший партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»
Какие компании проверяют чаще всего
Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы. Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги. Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.
Зачем нужны плановые проверки и план проверок
От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.
Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.
По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.
Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ.
Зачем нужны внеплановые проверки
Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.
Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.
Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Какие документы нужно предоставить контролерам?
Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).
Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.
Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.
Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.
Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.
Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?
О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.
О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.
Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.
Зиннур Зиннятуллин, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»
Если вы не согласны с результатами проверки
Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.
Досудебный порядок обжалования
Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.
Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.
По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.
Судебный порядок обжалования
Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.
Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.
Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.
Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?
Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.
Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.
Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы
С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.
Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.
Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Контрольные мероприятия Роспотребнадзора: к чему нужно быть готовым
artursz / Depositphotos.com |
В связи с введением в апреле прошлого года моратория на проведение абсолютного большинства плановых проверок предпринимателей (на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438; соответствующий запрет действовал до конца 2020 года) значительное их число было исключено из сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и ИП, который, напомним, ежегодно формируется Генеральной прокуратурой РФ (ознакомиться с ним можно на ее официальном сайте в разделе «Сводный план проверок»). Так, только из московского сегмента плана, по данным прокуратуры Москвы, было исключено более 5800 мероприятий.
Другие контрольно-надзорные мероприятия, в том числе, разумеется, внеплановые проверки по фактам причинения вреда жизни и здоровью граждан или угрозы причинения такого вреда, в целях проверки исполнения выданных предписаний о принятии мер по устранению нарушений и др., проводились, и, как отмечают представители бизнес-сообщества, самым активным надзорным органом был Роспотребнадзор. Что неудивительно, учитывая, что к его компетенции относится санитарно-эпидемиологический надзор. Сотрудники ведомства имеют право, в частности, беспрепятственно посещать и обследовать территории, помещения и другие объекты в целях проверки соблюдения ИП, руководством организаций и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ; далее – Закон № 52-ФЗ). Как сообщил в ходе состоявшегося позавчера на площадке ИД «Коммерсантъ» онлайн-семинара начальник отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания человека Управления Роспотребнадзора по Москве Алексей Худобородов, за прошлый год управление провело 19 133 таких мониторинговых обследования, в том числе на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами «антиковидных» требований (почти половина обследованных объектов – торговые предприятия: 24,4% – продовольственные магазины, 20,7% – объекты непродовольственной торговли). Для сравнения: число плановых проверок, проведенных управлением, составило 671, внеплановых – 1877, и это, в свою очередь, значительно меньше, чем годом ранее: в 2019 году было проведено 1849 и 4976 проверок соответственно. По результатам мониторинговых обследований было вынесено 7906 предписаний, причем не только хозяйствующим субъектам, но и префектурам Москвы, и департаментам московского правительства.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
В этом году плановые проверки проводятся, хотя и с некоторыми ограничениями – они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969 (далее – Постановление № 1969). В частности, закреплено общее правило о непроведении плановых проверок субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр МСП. Исключения из этого правила сделаны, например, для организаций и ИП, деятельность или используемые производственные объекты которых относятся к категориям чрезвычайно высокого или высокого риска, I, II или III классу опасности опасных производственных объектов, для тех субъектов малого предпринимательства, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении наказания за грубое административное правонарушение и др. (п. 8 Постановления № 1969).
Часть особенностей проведения плановых проверок в 2021 году обусловлена принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), соответственно, действовать они начнут с момента вступления его в силу – с 1 июля текущего года.
Однако поскольку до указанной даты контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в привычном режиме – на основании Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), а порядок проведения Роспотребнадзором некоторых мероприятий и вовсе регулируется другими законами, целесообразно обозначить несколько важных нюансов, которые помогут подготовиться к проверкам или иным надзорным мероприятиям ведомства.
Во-первых, поскольку в контрольно-надзорной деятельности уже несколько лет применяется риск-ориентированный подход (ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806), не стоит забывать о праве предпринимателей подать в контролирующий (надзорный) орган заявление об изменении присвоенных ранее его деятельности или используемым производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора). Данное заявление должно быть рассмотрено органом контроля (надзора) в течение 15 рабочих дней с даты его поступления, по результатам рассмотрения выносится решение либо об удовлетворении требования об изменении категории или класса опасности, что, соответственно, повлияет на частоту плановых проверок, либо об отказе в его удовлетворении (п. 17-22 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности). Такой отказ, разумеется, должен быть обоснованным.
Во-вторых, следует иметь в виду, что при проведении проверок в рамках ряда видов государственного контроля (надзора) должны использоваться проверочные листы – списки контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении проверяемым субъектом обязательных требований, составляющих предмет проверки (ч. 11.1-11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). В части государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором, такие проверочные листы утверждены для проведения плановых проверок предприятий общественного питания, предприятий торговли, парикмахерских, салонов красоты, соляриев.
Кроме того, стоит помнить, что вне зависимости от предмета проверки в случае обнаружения сотрудниками Роспотребнадзора данных, указывающих на совершение проверяемым субъектом правонарушения, возбуждается дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП).
Так как одним из оснований проведения внеплановой проверки является выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований (п. 5.1 ст. 2, п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ), нелишним будет привести примеры таких индикаторов. К ним, как отметил Алексей Худобородов, относятся, в частности:
Также представитель Управления Роспотребнадзора по Москве напомнил, что действующее законодательство предусматривает необходимость проведения органами контроля (надзора) профилактических мероприятий (ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ), одним из которых является направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, и отметил, что данная мера активно используется ведомством. Однако в ряде случаев ее применение невозможно. Например, когда нарушение обязательных требований причинило вред жизни и здоровью граждан или создало угрозу причинения такого вреда (ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ). «Если к нам поступило заявление о нарушении в области санитарного законодательства, реагируем не иначе как путем инициирования внеплановой проверки», – подчеркнул Алексей Худобородов.
Если говорить о санитарном надзоре в целом, то нужно обратить особое внимание на утверждение новых нормативных требований в этой сфере. Так, 1 января 2021 года вступили в силу санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-19), к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию (СП 2.3.6.3668-20), к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20), к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры (СП 2.5.3650-20), к условиям труда (СП 2.2.3670-20), к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг (СП 2.1.3678-20). С 1 марта начали действовать санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СанПиН 2.1.3684-21) и гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (СанПиН 1.2.3685-21). А 1 сентября вступят в силу санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней (СанПиН 3.3686-21). Это достаточно объемные документы, так как они объединяют в себе требования к разным видам объектов, но представители Роспотребнадзора считают, что в их положениях хозяйствующим субъектам будет проще разобраться, чем в действовавших до их утверждения актах, и в распоряжениях о проведении проверок теперь будет содержаться ссылка не на огромное число СанПиНов, как было ранее, а на два-три соответствующих нормативных документа. Что, конечно, не исключает необходимость внимательного изучения предпринимателями этих новых санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.
При осуществлении санитарного надзора Роспотребнадзор проверяет следующие «критические точки».
В заключение напомним, что под действие Закона № 294-ФЗ не подпадают (и, соответственно, не будут подпадать под действие Закона № 248-ФЗ):