что такое dx код на пленке
Код DX
Система кодирования фотоплёнок «DX» была предложена фирмой Kodak в 1983 году для достижения большей автоматизации процесса съёмки и последующей обработки плёнки.
Это было расширение аналогичного кодирования, применявшегося в фотоаппаратах на дисковую фотоплёнку системы Kodak Disc. Сам индекс «DX» никогда фирмой Кодак не расшифровывался, однако его происхождение, возможно, связано именно с этим обстоятельством — Disc camera coding eXpanded system — расширенная на 35-мм плёнку система кодирования фотоаппаратов семейства Disc. По другой версии: Digital indeX — цифровой индекс.
Система DX являлась также и продолжением системы Kodapak, представленной 28 февраля 1963 года. Фотоаппараты с кассетной зарядкой были снабжены окном в задней крышке, через которую фотограф мог видеть информацию, отпечатанную на кассете, на которой кроме светочувствительности плёнки были и служебные отметки для её обработки.
Первой фотоплёнкой системы DX была плёнка Кодаколор VR-1000, появившаяся на рынке весной 1983 года.
На металлической кассете с DX-кодом имеются 12 площадок: или закрашенные чёрной изолирующей краской, или неокрашенные — электропроводящие контакты. Комбинация проводящих и непроводящих участков позволяет системе управления фотоаппаратом узнать параметры заряженной в камеру плёнки (код носит название CAS — код автоматического определения чувствительности плёнки).
Зоны 1 и 7 (см. рисунок кассеты) — всегда проводящие, это общие контакты — «земля», хотя они не обязательно задействуются.
Система DX построена таким образом, что может быть реализована с различным числом контактов, для различных применений — соответственным уменьшением возможностей, но с сохранением общей работоспособности системы. Полное число контактов в фотоаппарате применяется достаточно редко.
В связи с тем, что стандартно в большинстве фотокамер 1) для кассет без кода DX автоматически будет установлена светочувствительность плёнки в 100 единиц, для случая четырёхконтактного считывания, кассеты с кодами 25, 32 и 40 ISO будут восприняты системой управления фотоаппаратом как не имеющие кодирования, и соответственно, будет установлена светочувствительность плёнки в 100 единиц — т.е. ошибка экспозиции, определённая системой управления фотоаппаратом достигнет 2 EV.
Второй ряд контактных полей предназначен для кодирования дополнительной информации — количества кадров в кассете и фотографической широты или типа плёнки.
Помимо контактных площадок, в стандарте DX кода на кассете со стороны выхода плёнки имеется полосковый код (штрих-код) для оптического считывания информации о плёнке проявочно-печатным обороудованием. Второй штрих-код, встречающийся на некоторых кассетах и расположенный с другой стороны, к DX-кодированию отношения не имеет.
Кроме того, имеются ещё два кода, но уже на самой фотоплёнке: кругло-перфорационный растровый код в начале плёнки (до 12 отверстий на ракорде) и полосковый код скрытого изображения, нанесенный по краю плёнки через каждые полкадра.
В дополнение, как и в системе Kodapak, определено поле на кассете, на котором печатается: обозначение типа плёнки, её светочувствительность по ISO, число стандартных кадров (24×36 мм ), вмещающихся в кассете. Данная информация может визуально считываться через соответствующее специальное окошко на задней крышке фотокамеры.
Чувствительность:
ISO (ед.) | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
без DX = 100 | |||||||
25 | + | + | |||||
32 | + | + | |||||
40 | + | + | + | _ | |||
50 | + | + | + | ||||
64 | + | + | + | ||||
80 | + | + | + | + | _ | ||
100 | + | + | + | ||||
125 | + | + | + | ||||
160 | + | + | + | + | _ | ||
200 | + | + | + | + | |||
250 | + | + | + | + | |||
320 | + | + | + | + | + | _ | |
400 | + | + | + | ||||
500 | + | + | + | ||||
640 | + | + | + | + | _ | ||
800 | + | + | + | + | |||
1000 | + | + | + | + | |||
1250 | + | + | + | + | + | _ | |
1600 | + | + | + | + | |||
2000 | + | + | + | + | |||
2500 | + | + | + | + | + | _ | |
3200 | + | + | + | + | + | ||
4000 | + | + | + | + | + | ||
5000 | + | + | + | + | + | + | _ |
Широта:
Количество кадров:
n (шт.) | 10 | 9 | 8 | 7 |
не определено | + | |||
12 | + | + | ||
24 | + | + | + | |
36 | + | + | ||
48 | + | + | + | |
60 | + | + | + | |
72 | + | + | + | + |
+ | — контакт |
— изолированная площадка |
Чувствительность — светочувствительность фотоплёнки в единицах ISO/ГОСТ
Широта — допустимое отклонение от номинала экспозиции, в ступенях
или, иначе — тип плёнки (сверху вниз):
обращаемая, спектрозональная, чёрно-белая, цветная негативная.
Изображённая на рисунке кассета содержит цветную негативную плёнку чувствительностью 100 ISO и длиной 24 кадра.
Код Fuji
Фирма Kodak была не единственной, продвигавшей свой стандарт на то или иное кодирование фотографических кассет (помимо электрических существовали и механические системы кодирования).
Так, в 1977 году, после окончания процесса патентования (см. патент США 4,024,557) фирма Fuji Photo Film начала выпуск кассет с собственной системой кодирования:
По непонятным причинам система Fuji никогда фирмой не анонсировалась и особо не афишировалась, так, например, на запрос журнала Amateur Photographer, фотография из номера от 16 февраля 1977 года, которого приведена слева, никакого ответа получено не было.
Система предусматривала пятиконтактное кодирование фотокассеты в двух вариантах — похожем на DX-кодирование, в котором можно было различать светочувствительность в 16, 32, 40, 50, 64, 80, 100, 125, 160, 200, 320, 400, 640, 800 и 1000 единиц ASA и более простую систему, различающую светочувствительность в 100, 200, 400 и 800 единиц, реализованную в вышеприведенной кассете (фотоплёнка Fujicolor F-II 400, чувствительностью в 400 единиц ASA, считается первой в мире цветной негативной плёнкой такой светочувствительности, появившейся в 1976 году).
Данная система не получила распространения, — победил стандартизованный ANSI и более информативный стандарт, предложенный Кодаком.
Геометрический код
Кроме электрических существовали и чисто механические, вернее сказать: геометрические или тактильные, системы кодирования, которые, в частности, довольно широко использовались в кассетах с киноплёнкой.
В конце 1960-х годов фирмой Кодак была предложена универсальная система кодирования (см. патент США 3,444,795), позволявшая кодировать разнообразные кассеты, как фотографические, так и предназначенные для кинокамер.
Для кассеты с фотоплёнкой типа 135 данная система так и не нашла применения, т.к. в отличие от других упомянутых в указанном патенте кассет 2), изначально изготовлявшихся литьем из пластмассы, усложнение конструкции подобной одноразовой кассеты было бы чрезмерным.
Примечания:
Основные источники:
Пресс-релизы 1-83-1425, 1-83-1427 от 03.01.1983 г. и другие материалы фирмы Eastman Kodak
Соглашение между в/о «Техноинторг», СССР и «Кодак Лтд.», Англия от 26 ноября 1987 года, Москва.
1) — Для кассет без кода DX в фотокамере ЗЕНИТа-412LS будет установлена светочувствительность плёнки в 25 единиц ISO.
2) — Механическое кодирование применялось в системе «Кодапак» (Kodapak) или «типе 126» и кинокассетах фирмы Kodak. Необходимо в этой связи упомянуть и систему «Рапид» (Rapid) фирмы Agfa, которая также имела механическую систему кодирования светочувствительности заряженной в кассеты фотоплёнки.
Дополнительные материалы:
Факсимиле статьи Fuji’s latest auto system из журнала «Amateur photographer» 16.02.1977 — в формате TIFF
(Для просмотра графических файлов в формате TIFF необходимо установить plug-in к браузеру, например: AlternaTIFF)
Что такое dx код на пленке
Что обозначает DX код на фотопленке?
Участки 1-7 показывают чувствительность пленки, 8-10 количество кадров, 11-12 экспоширота пленки (EV).
Камеру какой фирмы лучше купить для 35мм пленки?
Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Каждая фирма имеет свои преимущества и недостатки.
В нижеприведенной таблице приведена одна из субъективных оценок продукции ведущих фотофирм :
Фирма | За | Против | Качество (макс.*****) |
Pentax | -очень хорошее просветление объективов -старые MF объективы могут использоваться со всеми новыми корпусами -есть очень хорошие объективы со значком* | -в линейке продукции незначительное число видов камер и объективов, -среднее качество некоторых автофокусных объективов, -относительно медленный автофокус, -нет по настоящему профессиональных камер | Число AF объективов-28 Число MF объективов-15 Любительские объективы*** Профессиональные объективы**** Любительские камеры**** Профессиональные камеры** Отношение цена/качество*** |
-очень качественные профессиональные камеры
-быстрый автофокус
-ограничения по применению ряда объективов на автофокусных камерах
-относительно высокая цена
Число MF объективов-37
Любительские объективы***
Профессиональные объективы*****
Любительские камеры**
Профессиональные камеры*****
Отношение цена/качество***
-очень хорошие вспышки
-удобные органы управления
-очень хорошие объективы серии G
-некоторые бюджетные фиксфокалы не очень хорошие
Любительские объективы****
Профессиональные объективы****
Любительские камеры*****
Профессиональные камеры****
Отношение цена/качество****
-качественная AF система
-уникальный, управляемый глазом автофокус
-хороший дизайн
Число MF объективов-3
Любительские объективы**
Профессиональные объективы*****
Любительские камеры*****
Профессиональные камеры*****
Отношение цена/качество***
-очень хороший дизайн и качество камер
-нет широкодиапазонных Zoom объективов
-автофокус только у Contax AX
Профессиональные объективы*****
Любительские камеры***
Профессиональные камеры*****
Отношение цена/качество**
-нет автофокусных объективов
-мало вариантов камер
-высокая цена
Профессиональные объективы*****
Профессиональные камеры****
Отношение цена/качество**
-линия EX имеет хорошее качество
-низкие цены
-плохое качество линейки любительских объективов нижнего уровня
-несколько очень хороших объективов<> (28-70/2.6-2.8 ATX Pro II, 80-200/2.8 ATX Pro, 100-300/4 ATX, 300/2.8 ATX Pro, 300/4 ATX).
-плохое качество линии EMZ
-недостаточное качество не SP объективов
Насколько влияет pазмеp зонта на хаpактеp освещения, какая pазница междy белым и сеpебpяным, глянцевым и матовым?
Большой зонт- мягкое освещение, как y окна. Больше зонт- больше окно. У сеpебpистых и позолоченных коэфф. отpажения больше- экономия света от вспышки, золотистые делают коppекцию по цветовомy балансy в стоpонy тёплых тонов (испpавляя синевy вспышек).
Правда ли, что не все объективы хорошо фокусируют красный цвет при наводке на резкость по общей картине (видимо, обычная хроматическая аберрация)?
Как единицы чувствительности импортной современной фотопленки (100, 200, 400) переводятся в стандартные? Т.е. в единицы ГОСТ, ASA, DIN и т.п.?
Немецкий стандарт. Значения чувствительности индексируются по логарифмической шкале
Американский стандарт. Значения чувствительности индексируются по линейной шкале
ГОСТ
Советсткий стандарт. Значения чувствительности индексируются по линейной шкале. В 80-е годы методика измерения светочувствительности была изменена и в 1984 году был принят новый ГОСТ. Значения светочувствительности в соответствии с этим ГОСТ’ом, почти полностью совпадает с ASA
ISO | DIN | ASA | ГОСТ 10691-84 |
---|---|---|---|
25/15 | 15 | 25 | 25 |
32/16 | 16 | 32 | 32 |
40/17 | 17 | 40 | 40 |
50/18 | 18 | 50 | 50 |
64/19 | 19 | 64 | 63 |
80/20 | 20 | 80 | 80 |
100/21 | 21 | 100 | 100 |
125/22 | 22 | 125 | 125 |
160/23 | 23 | 160 | 160 |
200/24 | 24 | 200 | 200 |
250/25 | 25 | 250 | 250 |
320/26 | 26 | 320 | 320 |
400/27 | 27 | 400 | 400 |
500/28 | 28 | 500 | 500 |
640/29 | 29 | 640 | 640 |
800/30 | 30 | 800 | 800 |
1000/31 | 31 | 1000 | 1000 |
1000/32 | 32 | 1000 | 1250 |
1600/33 | 33 | 1600 | 1600 |
2000/34 | 34 | 2000 | 2000 |
2500/35 | 35 | 2500 | 2500 |
3200/36 | 36 | 3200 | 3200 |
4000/37 | 37 | 4000 | 4000 |
Применительно к цветным плёнкам насыщенные цвета и контраст это одно и тоже?
Как сфотографировать лежащего новорожденного ребенка так, чтобы он не был похож на лежащего на операционном столе?
В кpоватке есть смысл фотогpафиpовать ребенка, котоpый уже может стоять, хотя бы деpжавшись за пpутья этой самой кpоватки. Тогда можно получить кpасивый кадp. Кадp с pебенком, лежащим в кpоватке, можно обыгpать, если снимать издалека телеобъективом. Можно снять и сидящего. Для этого уже достаточно давно придуман классный способ: мама (лучше всего, конечно, мама) накрывается с головой какой-либо материей и становится так сказать активным фоном взяв на руки малыша.
Как изобразить на фотографии дождь?
Есть ли связь между формой головы портретируемого и освещением?
Узкую длинную голову лучше осветить спереди, так как при боковом освещении голова резко разделяется на свет и тени и потому кажется еще более узкой. Полное круглое лицо, наоборот, целесообразно освещать сбоку: благодаря делению его светом и тенями оно не будет выглядеть на снимке слишком широким.
Как получить совершенно светлый фон при портретной съемке?
Как снимать покрытые инеем деревья?
Для успеха съемки нужен хороший сверкающий день. Эффект инея усиливается при контражуре и обычной для него недодержке. Скажем, 1/100 или 1/200 сек. при диафрагме 16. Подумайте и о фоне: заснеженные деревья лучше выделяются на синем небе, чем на светло-сером. Для притемнения неба используется желтый светофильтр; одновременно лучше выделится иней. Даже на цветных снимках иней редко получается столь эффектно сверкающим, каким мы его видим.
Каким образом на снимках получают солнце крупным без ореолов и вуалирования фотопленки?
Для этого солнце фотографируют вслед за восходом или перед заходом, при низком его стоянии, а также в зимние дни с морозной дымкой. Когда багровый диск солнца как бы висит в тумане, свет его ослаблен и безопасен для пленки, а солнце получается отчетливым. Для крупного масштаба солнца применяют телеобъектив.
Почему снимки при лунном свете получаются неестественными, почти без теней?
DX-код
DX-код (от англ. Digital indeX — цифровое обозначение) — стандарт ANSI для маркировки плёнок и кассет типа 135 или APS. Стандартная маркировка состоит из 3 частей, описываемых ниже.
Содержание
Штрих-код на кассете
Находится рядом с щелью для выхода плёнки.
Представляет собой штрих-код (кодирование 2/5) и читаемый номер, в котором зашифрованы следующие данные:
Штрих-код на краю плёнки
Находится на краю каждого кадра ниже уровня перфорации.
Штрих-код невидим до процесса проявки, он оптически запечатлён как скрытое изображение на этапе производства. Используется фотолабами для определения границ кадра и правильной ориентации перед печатью.
Состоит из двух параллельных линейных штрих-кодов
Код на кассете
Находится на кассете, выглядит как таблица 6×2, составленная из черных и белых прямоугольников.
Белые прямоугольники представляют собой открытый металл кассеты и проводят электрический ток. Чёрные прямоугольники являются закрашенными областями и не проводят ток. Таким образом возможно организовать двоичное кодирование некоторой информации, которая передаётся в фотоаппарат посредством электрического считывающего устройства.
Из этой таблицы фотоаппарат может получить данные о чувствительности плёнки, количестве кадров и фотографической широте. Первым фотоаппаратом с технологией распознавания DX-кода был Konica TC-X, выпущенный в 1985 году.