что такое кода на гитаре
Некоторые особенности гитарной «аккордики». Кода.
Уважаемые гитаристы! Надеюсь, что заметки, посвященные гитарным аккордам, принесут Вам пользу. Прошу прощения за подробную детализацию отдельных моментов. Но, тем не менее, как я много раз убеждался на практике, именно эти детали порой являются очень важными в практике гитарного аккомпанемента. Одной из таких деталей является обозначение аккордов. Не хочу банально повторять большинство из того, что подробно описано в гитарной литературе. Остановлюсь лишь на тех моментах, которые действительно могут создавать определенные трудности.
Чтобы подчеркнуть в партии гитары линию шагающего баса, в обозначение гитарных аккордов нередко вводятся дроби. Например: Em/G. Нижняя тоника такого аккорда будет заменена на ноту «соль», терция и квинта – без изменений.
Если внимательно посмотреть на таблицы №1 и №2, у вас может возникнуть законный вопрос: «А почему бы не располагать основные трезвучия «тупо» по терциям в пределах одной октавы? Ведь это возможно». Отвечаю – не удобно (раз), практически отсутствует возможность играть альтерированные аккорды (два). Попробуйте сами. Мизинец держит тонику, указательный палец (с растяжкой) – квинту, средний или безымянный пальцы – терции (большую или малую). До каких тут альтераций? В крайнем случае, вам удастся сыграть «кривой» нонаккорд. Уточняю – тоники этих аккордов расположены на 5-ой или 6-ой струнах. Словом – везде свои «заморочки».
Напомню также, что приставка «sus» к обозначению аккорда говорит о замещении терции на соответствующую ступень, например: «sus 2»,«sus 4», «sus 6», «sus 7», «sus 9». Двойка – она же девятка через октаву (встречается крайне редко). Приставка «add» говорит об отсутствии в аккорде седьмой ступени. Можно встретить обозначения «maj 6», «maj 9», «maj 11», «maj 13». В этих аккордах сознательно не прописывается цифра 7, чтобы не перегружать чтение. Т.е. большая септима присутствует, а остальные ступени добавляются.
До какой же степени можно усложнять гитарные аккорды? Чисто теоретически – до пяти ступеней, учитывая, что в аккорде можно заменить все, кроме терции (чтобы не поменять мажор на минор или наоборот). На практике – до двух ступеней в септаккордах и до трех – в обычных. Это больше касается композиторов, предельно гармонизирующих мелодию. Практическим гитаристам нужно быстро прочитать партию гитары в аккомпанементе и также быстро и уверенно ее сыграть. Вот цель, которую мы перед собой ставим в этих заметках.
Чтобы добиться поставленной задачи, попробуйте поиграть аккорды с движениями по одной струне (в пределах вашей растяжки), удерживая при этом основное трезвучие («квинтовую» струну тоже можно двигать безболезненно). Посмотрите, как они будут при этом называться. Эти нехитрые практические упражнения придадут вам уверенности в «боевой» обстановке. Затем посмотрите, какие ступени вы можете еще «зацепить» на других струнах. Это и будет являться вашим аккордовым арсеналом.
В заключении приведу две классификации септаккордов: по В.Манилову и по И.Бойко (лучшему ученику Манилова).
Классификация гитарных септаккордов В. Манилова:
Классификация гитарных аккордов И. Бойко:
1 группа мажорных аккордов: G, Gmaj7, G6, G6/9, Gmaj7#5, Gmaj7/9.
2 группа минорных аккордов: Gm, Gm6, Gm6/9, Gm7, Gm+7, Gm add9, Gm7/9, Gm7/11.
3 группа доминантовых аккордов: G7, G7/9, G13, G7#11.
4 группа альтерированных доминантовых аккордов: G7b9, G7#9, G7b5b9, G7#5#9, G7#5b9, G7b5#9, G9b5, G9#5, G13b9, G13#9, G7#5.
5 группа – полууменьшенные аккорды: Gm7b5, или G (ноль перечеркнутый).
6 группа – уменьшенные аккорды: Gm6b5, или Gdim7, или Go.
7 группа – аккорды с задержанием: Gsus7, Gsus9.
Как видно из этой классификации, И.Бойко не стал отдельно выделять септаккорды, а показал все возможные альтерации, разбив аккорды по группам. Нота «соль» (G), стоящая в начале обозначений просто случайна (вместо неё может быть любая нота).
Тема гитарной «аккордики» настолько обширна и содержит столько нюансов, что в одной работе невозможно «объять необъятное». Я буду очень рад, если мои заметки помогут гитаристам в практической работе и позволят при необходимости найти и уверенно сыграть любой, пусть даже самый «навороченный» аккорд. Спасибо всем, кто нашел время с ними познакомится. Желаю всем удачи, хорошего настроения и творчества во всем!
Как читать табы (табулатуры) для гитары. Полное руководство для начинающих гитаристов.
Что такое табулатура для гитары
Раньше песни записывались при помощи нот и нотных листов. Это было очень удобно, поскольку позволяло разложить и сыграть партии, не базируясь на особенностях инструментов, а также вносило единство игры оркестра на концертах. С появлением гитары ситуация не поменялась до тех пор, пока люди не поняли некоторое неудобство этой системы. В гитаре одни и те же ноты можно взять на совершенно разных ладах и в разных позициях, и, поскольку ноты не обозначают этого, то манера игры некоторых произведений становилась менее очевидной. Ситуацию исправил другой способ записи – табулатуры, который плотно вошел в обиход гитариста. Сколько нужно играть на гитаре для того, чтобы использовать табы? Чем раньше вы начнете это делать – тем лучше.
Они представляют собой тот же самый нотный стан, только с шестью, по количеству струн, линий. На них вместо нот записаны гитарные лады, на которых следует зажимать обозначенные струны для получения нужного звука. Такой метод записи оказался намного удобнее, и поэтому сейчас каждый гитарист должен понять, как читать табулатуру для удобства разучивания произведений. Именно этому и посвящена данная статья. Это действительно стоит знать даже тем, кто учился в музыкальной школе – ведь то, как мы читаем табулатуры для гитары сильно различается с тем, как распознавать ноты.
Виды табулатур
Интернет запись
Такой способ распространен на сайтах, где нет возможности записывать табы в специальных программах. В этом случае внешний вид полностью копируется и суть практически не меняется, за исключением способа обозначения приемов игры.
Запись через редактор табулатур
Самый популярный способ. В этом случае данный вид записи воспроизводит программа, которая при помощи специальных пресетов имитирует звуки гитары, включая различные приемы игры. Это гораздо удобнее, ведь помимо непосредственно цифр, в них, как правило, есть еще и ноты с их длительностями, что еще больше упрощает разучивание песни.
Как пользоваться табами новичку
Обозначение боя
Перебор или арпеджио
Переборы на гитаре обычно визуально видно сразу – вы можете понять, какую струну и когда дергать, какой лад зажимать, и какие приемы использовать. В случае с арпеджио номера ладов будут выстроены синусоидами – то есть дугами вверх-вниз. Заранее просматривайте весь такт, поскольку обычно зажав все участвующие струны вы получите нужный аккорд. Разумеется, это не относится к свип-соло, которые требуют иную постановку рук.
Обозначение аккордов
Обычно над группой цифр, которые обозначают лады, пишутся также и аккорды, которыми эти группы и являются. Они находятся прямо над ними – далеко искать не надо.
Мелодия
Всю мелодию можно проследить внутри табов. В программе каждому инструменту отведена своя дорожка, благодаря чему вы легко сможете выучить нужную вам партию.
Как читать табы обозначения и знаки
Хаммер-он (Hammer On)
На письменной табе он обозначается как буква «h» между двумя цифрами. Первая – номер лада, который вам требуется зажать, вторая – тот, на который надо положить палец для данного действия. Например, 5h7.
В программе это действие контекстуально и обозначается дугой под двумя цифрами. Если первая меньше второй – то это хаммер.
Пулл-офф (Pull Off)
В письме этот прием пишется как буква «p» между также двумя цифрами. Первая – то, что вы зажимаете изначально, а вторая – то, какой лад играется после. Например, 6p4 – то есть вы должны сыграть сначала ноту на шестом ладу, а потом произвести пул-офф, зажав при этом четвертый.
В программе он обозначается так же, как и хаммер – дугой под ладами, однако первая цифра будет больше второй.
На письме он обозначается как буква b после номера лада. Проблема в том, что существует несколько видов бэндов, и чтобы понять, какой используется сейчас, придется вслушиваться в композицию. Кроме того, иногда придется возвращаться в исходную позицию – и тогда писаться будет так – 4b6r4, то есть, буквой r.
В программе все намного проще – там от лада будет прорисована дуга, которая покажет полноту подтяжки, а также необходимость туда возвращаться.
Слайд (Slide)
И на письме, и в программе, он обозначается линиями \ или / — если это нисходящий или восходящий слайд соответственно. При этом в программе вы также услышите характерный для слайда звук.
Вибрато (Vibrato )
На письме вибрато обозначается символами Х или
возле номера нужного лада. В программе же изображается символом кривой линии над числовым обозначением.
Let Ring
Так пишут, когда надо дать струне или аккорду прозвучать – особенно это критично в басовых партиях фингерстайл-паттернов. В этом случае в программе над таблицей ладов будет надпись Let Ring и пунктиром будет проставлено, до какого момента это надо делать.
Глушение струны правой рукой (Palm Mute )
На письме этот прием тоже никак не обозначается. В программе же вы увидите значок PM над таблицей ладов, а также пунктирную линию, которая показывает, до какого момента аккорд играется так.
Не звучащие или мертвые ноты (Mute)
И на письме, и в программе, подобные вещи обозначаются знаком Х вместо номера лада.
Нота призрак (Ghost Note)
Эти ноты и в письме, и в программе для чтения табов, будут заключены в скобки. Играть их необязательно, но для полноты мелодики крайне желательно.
Переменный штрих — удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes)
Они обозначаются символами V или ^ для движения вниз или вверх соответственно. Такое обозначение будет прямо над группой аккордов в табулатуре.
Натуральный флажолет (Natural Harmonics)
Каподастр (Capo)
Обычно факт наличия капо пишется до начала табулатуры – в пояснениях во вступлении.
Тэппинг (Tapping)
Тэппинг и в письме, и в программе обозначается буквой T над играемым паттерном.
Общая таблица символов используемых в текстовых и нотных табах
Обозначения ритма, размера и строя в табулатуре
Размер
Размер обозначается в начале нужного такта – в виде двух чисел, которые находятся одно над другим.
Темп обозначается в самом начале нужного такта, прямо над ним в виде картинки ноты и проставленного напротив него числа, обозначающего Bpm.
Нумерация тактов
Такты также нумеруются в начале каждого нового.
Строй гитары
Строй, если он не является стандартным, также обозначается в начале всей табулатуры – и не меняется на протяжении всей песни.
Программа для табулатур
Самая удобная программа для чтения табов – это Guitar Pro версий 5.2 или 6. Кроме того, существует Tux Guitar, однако этот вариант подойдет преимущественно для пользователей Linux.
Советы и рекомендации
Совет можно, по факту, дать только один – читайте табы внимательно, и по возможности, ориентируйтесь еще и по нотам. Постоянно слушайте и вслушивайтесь – все приемы обозначены в тексте, и поэтому вам будет только легче понять, как играется данная композиция. Не стесняйтесь при необходимости менять темп отдельных кусков трека, чтобы выучить его лучше, а также понять, как исполняется тот или иной отрезок. Ну и, разумеется, не забывайте про метроном.
Как читать гитарные табулатуры
Самое полное руководство о том, как читать гитарные табулатуры и диаграммы аккордов.
Познакомившись с основами и разобравшись в вопросе «что такое гитарная табулатура и как ее читать», самое время приступить к более углубленному изучению данного способа музыкальной записи. Мы попытались собрать все часто встречающиеся обозначения и пометки, встречающиеся в современных гитарных табулатурах, и пояснить их смысл.
Обозначение пальцев правой и левой руки
Традиционно пальцы правой руки обозначаются малыми латинскими буквами:
Эти буквы являются начальными буквами названий пальцев на испанском и французском:
Пальцы правой руки, которыми необходимо перебирать струны, обозначаются в нижней части табулатуры.
Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами:
Пальцы левой руки, которыми необходимо зажимать струны на тех или иных ладах, проставляются на нотном стане, рядом с каждой нотой. Цифры проставляются далеко не везде: так, если в табулатуре имеются повторяющиеся части, а также звуки и ноты, рядом с ними цифры не проставляются, т.е. подразумевается, что следует использовать уже указанные ранее пальцы левой руки.
Диаграммы аккордов
Для записи аккордов и гамм используются специальные диаграммы, которые представляют гриф гитары так, как показано на фотографии.
Аккордовая диаграмма
На данном примере изображена диаграмма аккорда G, а так же фотография, демонстрирующая правильную постановку руки. Кругами обозначены лады, которые необходимо зажимать соответствующими пальцами, номер которых также указан. Над верхним порожком указаны «0», что является обозначением открытых струн. Черным цветом обозначается тоника аккорда или гаммы, которой в данном случае нота Соль.
Каподастр
В диаграмме аккорда или табулатуре может присутствовать специальное графическое или текстовое обозначение, которое сообщает о необходимости использования каподастра. В соответствии с указанным ладом, его необходимо установить в заданную позицию, что позволит транспортировать гитарные аккорды.
Гаммы
Следующий пример демонстрирует запись гаммы Ля-мажор с помощью диаграммы. Кругами обозначены все ноты, входящие в гамму, а цифры соответствуют пальцам левой руки, которыми необходимо зажимать струны. Черным цветом обозначается тоника аккорда или гаммы, которой в данном случае нота Ля.
Направления ударов медиатором в гитарных табулатурах
В нижней части гитарной табулатуры изображаются символы, обозначающие нисходящие (П) и восходящие (V) удары медиатора.
Обозначения общих приемов игры в табулатурах
Тремоло
Тремоло — это многократное быстрое повторение звука или созвучия. Наличие данного символа подразумевает быстрое и непрерывное исполнение партии.
Глушение ладонью
Глушение ладонью, также известное как palm muting (PM), представляет из себя технику игры на гитаре и бас-гитаре, выполняемую путем касания ребра ладони струн вблизи струнодержателя, что позволяет создавать приглушенное звучание.
Рэйк (rake) — это прием игры медиатором, идея которого заключается в том, что при его выполнении нужно с силой скрести медиатором по нескольким струнам подряд (Х). Данная техника может использоваться как при нисходящих, так и при восходящих движениях медиатором.
Арпеджированные аккорды
Арпеджированные аккорды обозначаются вертикальной волнистой линией со стрелкой на конце, обозначающей нисходящее или восходящее движение звука. Для того чтобы исполнить арпеджио необходимо взять аккорд и извлечь каждую ноту отдельно в заданной последовательности.
Hammer-on и pull-off
Оба приема обозначаются в табулатуре одинаково — дугой. Однако, hammer-on обозначает восходящую последовательность нот, в то время как pull-off — нисходящую.
Трель
) представляет из себя быстрое чередование двух соседних нот, отстоящих на малую или большую секунду.
Глушение левой рукой
Если же в партии присутствуют ноты, которые необходимо приглушить левой рукой, то они обозначаются как буква Х.
Fade in
Fade In (нарастание) обозначается в табулатуре как « Огонь!
Буквенно-цифровое обозначение аккордов: для начинающих гитаристов
Буквенно-цифровая система – способ обозначения аккордов при помощи латинских букв, цифр и специальных знаков. Этим символьным набором в названии аккорда указывается вся необходимая информация о его строении. От какой ноты построен, к какому типу аккордов относится (мажорный, минорный, уменьшённый, септаккорд и т.д.), какие ступени добавлены, альтерированы (повышены или понижены).
Например, C – до мажор, Am – ля минор, E7#9 – ми мажор септаккорд с повышенной 9-ой ступенью, Bb13 – терцдецимаккорд от ноты си-бемоль и др.
Система предназначена не только для шестиструнной гитары, для фортепиано, но и для других музыкальных инструментов.
А вот так выглядит буквенно-цифровое обозначение аккордов в различных вариантах записи аккомпанемента:
Ритм-партия в виде слэш-нотации:
Аккорды дополнительно обозначены в нотах и табулатуре для гитары:
Над нотами мелодии указаны аккорды аккомпанемента:
Далее в статье: подробно изучим буквенно-цифровые обозначения, как посредством этой системы записываются названия простых и сложных аккордов.
Если вы хотите больше узнать о строении сложных аккордов с надстройками, ознакомьтесь с этой статьёй (в картинках, сетки, чтобы показать пальцовку; как построить – ноты, схемы).
Первая буква в названии – основной тон
Большой латинской буквой в названии обозначается основной тон, нота, от которой построен аккорд.
Для каждой ноты соответственно своя буква:
Для обозначения повышенных/пониженных звуков на полтона используются знаки альтерации, как и в нотах.
«Диез» (#) или «бемоль» (b) добавляется после большой буквы, обозначающей ноту.
Также для любого альтерированного звука в названии два вида записи – диезный или бемольный. В зависимости от используемой тональности (с # или b в ключе).
В некоторых странах, например в Германии, Польше, России, для обозначения ноты «си» может использоваться буква «H». А буква «B» в этом альтернативном варианте – это звук си-бемоль.
Так что, когда будете разучивать какой-либо аккомпанемент на гитаре, обязательно принимайте во внимание эту особенность.
1 вариант:
2 вариант:
Обязательно выучите наизусть ноты буквенными обозначениями. В том числе, и два варианта для нот «си» и «си-бемоль».
Дополнительные буквенные сокращения
Дополнительные буквенные сокращения указывают тип аккорда. Добавляются к латинской большой букве (основному тону).
Через запятую аналог сокращения в виде специального символа. Также распространённый вид «компактной» записи.
Названия аккордов и их обозначения:
Для обозначения мажорных аккордов (без надстроек) не используются дополнительные буквенные сокращения и спецсимволы. Они записываются только большими латинскими буквами (по основному звуку).
Например, C – до мажор, Eb – ми-бемоль мажор, A# – ля-диез мажор, F – фа мажор и т.д.
Цифры в названии аккордов
Цифры – это добавляемые ступени, надстройки. В названии аккорда выписываются после буквенного обозначения.
Расшифровка цифрового обозначения:
Примеры записи: C13, Amaj7, Bm9, Eb6, Fm11
По надстройке в названии можно определить, какой это тип аккорда: 6 – секстаккорд; 7 – малый мажорный септаккорд или доминантсептаккорд; maj7 – большой мажорный септаккорд, m7 – малый минорный септаккорд, 9 – нонаккорд и т.д.
SUS2 и SUS4
Для задержанных аккордов цифра с приставкой «sus» указывает, какая ступень вместо терцового тона в аккорде:
Альтерированные надстройки
Альтерированные добавляемые ступени в названии аккорда указываются с соответствующими знаками альтерации:
Надстройки с обозначениями:
Сокращения «add» и «no»
Если добавляемая надстройка с сокращением «add» в названии, к трезвучию (мажорному или минорному) добавляется только указанная ступень.
Например, С add9 – к до мажору добавляется только 9-ая (нона).
А вот если обозначение С9 (без add) – тогда это уже полный нонаккорд: мажорное трезвучие + 7-ая ступень (малая септима) + 9-ая (нона).
«no5» в названии – в составе аккорда опускается квинта, т.е. без 5-ой ступени.
Сложные аккорды – несколько добавляемых ступеней
Если в аккорде несколько надстроек, они выписываются подряд в названии после большой буквы (тоники), или после маленькой буквы «m» (в минорном аккорде).
Варианты оформления:
В строку: Cmaj9#11, F13b9, Fm9
Две неальтерированные ступени записываются через косую черту (слеш): C6/9, D9/11
В названии большого минорного септаккорда надстройка «maj7» записывается обычно в скобках: Bm (maj7), Abm (maj7)
Если большой мажорный септаккорд с добавляемой ступенью (9, 11 или 13), в названии к тонике добавляется только приставка «maj» (имеется в виду большая септима) и надстройка. Cmaj9, Ab maj13 и др.
Дробные аккорды
Если самый низкий звук (в басу) аккорда не тоника, а другая нота, для названия используется дробный формат записи.
Такие аккорды ещё называют «дробными», «с дробью» или «аккорды с дополнительным басом».
Первая часть названия – обозначение аккорда по буквенно-цифровой системе. А вторая часть – через косую черту указывается нота большой латинской буквой, которая должна звучать в басу аккорда (его самый низкий звук).
Давайте в качестве примера разберём несколько названий аккордов с дробью (нотное обозначение баса через «/»):
В аппликатурах для 6 струнной гитары басовая нота дробного аккорда обычно берётся на 6-ой, 5-ой или 4-ой струне.
Таблица: как записывать и читать основные аккорды
Таблица с информацией по каждому обозначению – список аккордов и их названия:
В схемах (3-ем столбце) интервалы обозначены цифрами. Повышенные и пониженные ступени указаны с соответствующими знаками альтерации (b и #). 3 – большая (мажорная) терция, b3 – малая (минорная) терция, b7 – малая септима, maj7 – большая септима.
Подчёркнутые ступени (цифры в схеме с нижним подчёркиванием) можно пропустить при построении аппликатур сложных аккордов на 6 струнной гитаре.
Иногда сыграть все тона аккорда на 6 струнах довольно сложно или просто невозможно (когда аккорд состоит из 7 звуков). И в таком случае убираются ступени, без которых аккорд всё равно сохраняет свою окраску. Довольно часто пропускается квинта (5). А в аккордах с 11-ой, 13-ой ступенями – ещё и нона (9).
Например, maj9: 1 – 3 – 5 – maj7 – 9
Квинту (5) можно пропустить (цифра подчёркнута в схеме). Фактически для построения аккорда на грифе можно использовать звуки – 1 – 3 – maj7 – 9
Таблица поможет вам не только в расшифровке буквенно-цифровых обозначений, но и в построении простых и джазовых аккордов.
На сегодняшний день буквенно-цифровое обозначение аккордов – общепринятый стандарт. В джазе, блюзе, роке и других музыкальных жанрах. Для начинающих гитаристов рекомендуется к изучению в обязательном порядке. Сразу, конечно, не обязательно заучивать все какие есть аккорды. Можно начать с обозначения минорных, мажорных аккордов, септаккордов и секстаккордов. И затем уже постепенно продвигаться дальше – осваивать более сложные аккорды с надстройками.
В любом онлайн-песеннике, в табах, нотах, учебниках наверняка вы увидите аккомпанемент, записанный в буквенно-цифровой системе. Научитесь читать, понимать эти обозначения. Это несложно. И всегда пригодится – в любой гитарной практике.