что такое qr код для бизнеса
«Плати QR» — новый эквайринг
Графический код и немного банковской магии — рассказываем о новом способе принимать безналичную оплату от клиентов без терминала.
Что такое «Плати QR»
Это новый вид эквайринга — оплата по куар-коду в банковском приложении. Куар-коды вы наверняка не раз видели: двухмерные штрихкоды, которые можно считать с помощью камеры смартфона.
Чем «Плати QR» отличается от привычного эквайринга:
Оплата через приложение «Плати QR» надёжнее переводов на карту продавца, потому что исключает риск ошибки и удобнее для клиента. А чем проще покупателю приобрести товар, тем больше вероятность, что он вообще это сделает.
Кому подходит сервис
«Плати QR» подходит любому бизнесу благодаря разнообразию решений для онлайн- и офлайн-оплат. Но особенно полезен:
Как работает «Плати QR» от Сбербанка
Вы заключаете договор с банком и получаете индивидуальный куар-код: один или несколько — для каждой точки или курьера.
Принимать оплату по QR можно на следующий день после подключения. Есть четыре способа делать это с помощью сервиса:
После покупки клиент увидит уведомление о том, что платёж прошёл успешно, в своём приложении, а продавец или курьер — в Сбербанк Бизнес Онлайн. Вы можете дать ограниченный доступ к аккаунту сразу нескольким кассирам и курьерам по специальному логину и паролю и не беспокоиться о безопасности: персонал будет видеть только операции по «Плати QR».
При оплате с помощью «Плати QR» покупатели получают бонусы СПАСИБО.
Узнать больше о сервисе и подключить его можно в разделе «Плати QR».
Ответы на самые частые вопросы про QR-код и систему быстрых платежей: ликбез для предпринимателей
Все уже что-то слышали о системе быстрых платежей и QR-кодах, но как все это работает, как подключиться, что новый вид расчетов даст бизнесу разобрались не все. Мы понимаем — новое всегда немного пугает и настораживает, поэтому сегодня ответим на самые горячие вопросы простым и понятным языком.
СБП была доступна и ранее, но ею пользовались только при переводах между физлицами. В конце 2019 года Центробанк позволил проводить расчеты также между физическими и юридическими лицами. Так что получать оплату за товары или услуги теперь можно намного быстрее и проще.
Сделать перевод можно не только через приложение банка по номеру телефона (да и подходит такой способ не всем), но и по QR-кодам. Причем этот вариант одинаково доступен и тем, кто торгует онлайн, и для офлайновых продавцов.
Итак, что же больше всего волнует предпринимателей.
Комиссия
Банковские комиссии постоянно растут, требования к расчетам ужесточаются. На онлайн-кассы предстоит переходить в следующем году всем, кроме самозанятых. К тому же приходится бороться с возросшей конкуренцией. Самое время искать способы экономии.
Для этого отлично подходят платежи через СБП, причем комиссия будет зависеть от того, за какие услуги или товары с вами рассчитываются :
Если сравнивать с комиссиями по эквайрингу ( стоимость оборудования и его обслуживания), то выгода становится очевидной.
Принимать платежи с низкими комиссиями можно при помощи МоегоСклада и Тинькофф Оплаты.
Как подключиться к быстрым платежам
Для начала убедитесь, что банк, в котором открыт ваш расчетный счет, подключен к СБП. Если счета нет, его необходимо открыть.
Если уже используете сервис МойСклад, для настройки оплаты через систему быстрых платежей вам понадобится счет в Тинькофф банке.
Теперь нужно настроить для приема платежей ваши торговые точки.
Как настроить платежи в сервисе МойСклад
Счет открыт и к системе вы подключились. Теперь остается провести интеграцию с сервисом. Для этого:
Чтобы вам было проще пройти все шаги по подключению, мы подготовили подробную инструкцию.
Как происходит оплата по QR-коду
Процесс немного отличается при оплате через розничную оффлайн-точку и в интернете.
Обратите внимание! Если банк не подключен к системе быстрых платежей перевод может идти гораздо дольше (от нескольких дней до недели), поэтому бессмысленно подключать оплату по QR-коду без СБП.
Оплата в интернете
В интернет-магазине система сама генерирует код для оплаты. Покупатель также сканирует код и переводит деньги.
При оплате с мобильного устройства достаточно выбрать вид оплаты через СБП.
Какие бывают QR-коды
Есть два типа кодов — статический и динамический.
Подходит для небольших объектов торговли и услуг: магазина, парикмахерской, фитнес-клуба, платной парковки. Распечатанный код можно прикрепить рядом с кассой.
Формируется для каждой оплаты. Удобен для среднего бизнеса, интернет-магазинов.
Чем оплата по QR-коду отличается от эквайринга, кроме технологии
Можно выделить несколько ключевых отличий:
Есть ли ограничения для использования QR-кодов при оплате
Не все банки охотно подключают СБП, поэтому использовать платежи по QR (и не ждать при этом неделю поступления средств на счет) стоит только если ваш банк подключился к системе.
В 2021 году все лидеры банковского сектора будут обязаны подключиться к СБП, их обязывает это сделать ЦБ и проблем с приемом платежей уже не будет.
Не стоит забывать и покупателях:
Ограничены ли расчеты по QR-коду
Сейчас лимит на совершение транзакции составляет — 600 т.р. В следующем году ЦБ собирается увеличить предельный размер перевода.
Платит ли комиссию покупатель
В общем случае — нет, например, в Тинькофф банке комиссия за переводы платежей через СБП по QR-коду отсутствует. Но комиссию могут удержать, если оплата совершается с кредитного счета или карты.
Что в итоге
Полность заменить другие виды расчетов платежи с помощью СБП и QR-кодов пока не может. Скорее, это альтернативный способ оплаты. Но для экономии денег и привлечения покупателей новый вид расчетов ввести стоит.
Если хотите посмотреть на практике, как создавать продажи, редактировать заказы и выставлять оплату по QR-коду, предлагаем бесплатно получить запись вебинара по QR.
Вести учет торговых операций, складской учет, обрабатывать заказы клиентов и подключить расчеты безналом по QR-коду можно в сервисе МойСклад.
Плюсы и минусы оплаты по QR-коду для бизнеса и покупателей
Клетчатый узор, а не шотландка,
Черно-белый, а не штрих-код?
Правильный ответ — QR-код. В период самоизоляции без них нельзя было покинуть квартиру. Сейчас их можно встретить в каждом кассовом чеке и практически на любом товаре. Помимо этого QR-коды уже используются в межбанковской системе быстрых платежей (СБП). Мы решили провести исследование и узнать, какие плюсы и минусы имеет система оплаты с помощью QR-кодов для предпринимателей и их клиентов.
Технология оплаты и приема платежей по QR-коду
С помощью определенного сочетания белых и черных квадратиков можно оплатить квартплату, а также купить товар магазине или услугу на сайте. Это магическое превращение называют новым эквайрингом или «Плати QR».
Предприниматель заключает договор с банком, который предлагает услугу: внесение выручки на счет по средствам СБП через QR-код. На следующем этапе продавец решает один или несколько видов QR-кодов ему использовать.
Чтобы ещё более облегчить и упростить жизнь и будни клиента, можно воспользоваться вторым способом предоставления QR-кода для оплаты. Кассир или курьер могут создать динамический код для каждой покупки, тогда клиенту не придется вручную вводить сумму, а только сканировать выданный на месте покупке код.
Откройте счет в Ак Барс Банке и начните работать с новым способом оплаты прямо сейчас. Быстрое получение реквизитов — через пять минут после отправки заявки вы уже сможете принимать оплату на счет. Бизнес карта с бесплатным обслуживанием на полгода и % на остаток по счету — это еще не все бонусы, которые вы получите.
Про QR-код в цифрах и процентах
Согласно данным РБК, по итогам четвертого квартала 2020 года доля операций по картам в общем обороте достигла 55,9%. А значит уже половина клиентов доверяет безналичным и электронным способам оплаты. На вопрос, готовы ли предприниматели и кредитные организации работать по QR-кодам, отвечает еще одна статистика от РБК. На конец 2020 года к сервису СБП были подключены 22 банка и более 44,5 тыс. торговых компаний. Это мягко говоря, очень скромный старт.
Опросы Национального агентства финансовых исследований выглядят многообещающе: «Большинство россиян — 84% — планируют оплачивать покупки по QR-кодам, хотя в своей массе считают эту технологию менее удобной, чем все другие способы оплаты».
Вместе с тем ЦБ РФ уже обязал все системно значимые банки подключиться к СБП до 1 октября 2021 года. Тянуть до последнего никто не стал и выполнили поручение досрочно. Дальше — больше, все банки, желающие работать по универсальной лицензии, обязаны включиться в работу с СБП до 1 апреля 2022 г..
Преимущества и недостатки оплаты по QR-кодам
Начнем перечислять плюсы и минусы оплаты для клиентов. Потому как бизнес должен идти навстречу покупателю, и делать все возможное, чтобы покупали чаще и больше.
Минусы для покупателя
Теперь давайте найдем плюсы. Посмотрим, смогут ли они перекрыть перечисленные недостатки.
Плюсы для покупателя
Исходя из перечисленных факторов, сложно определить — QR-код это плохо или хорошо для оплачивающей стороны. Скорее всего старшему поколению будет сложнее при проведении таких платежей, а вот подростки, молодежь откликнутся с удовольствием.
Принимайте платежи от покупателей с помощью смартфона и технологии SoftPOS: по банковским картам, с помощью Apple Pay, Google Pay и других приложений, через СБП по QR-коду.
Как же обстоят дела у предпринимателей?
Минусы для предпринимателя
Плюсы для предпринимателя
СБП это дополнительный и модный способ оплаты, который активно рекламирует и поддерживает государство. К тому же он будет одним из конкурентных преимуществ, отличающих вас от остальных.
Если вам ближе классический способ оплаты — по картам, то в Ак Барс Банке у найдется индивидуальное решение для вас. Средства зачисляются день в день, а информационная и техническая поддержка работает круглосуточно.
Девять неочевидных способов использования QR-кодов для бизнеса
Руководитель по продукту QR-коды «ВКонтакте» для бизнеса
Общение с клиентами с помощью QR набирает популярность: пару лет назад камеры смартфонов научились автоматически считывать такие коды, что сделало технологию массовой и легко применимой. QR-код со ссылкой на нужную web-страницу можно разместить в кафе, магазине, на витрине или просто на улице.
Руководитель по продукту QR-коды «ВКонтакте» для бизнеса Ирина Кирилушкина рассказывает, какому бизнесу подойдет эта технология, и делится неочевидными способами использования QR-кодов.
QR-код — это обычный штрихкод, только выглядит он немного иначе. Главное отличие в том, что в него можно зашифровать в несколько раз больше информации. Например, ссылку, геолокацию или пароль от Wi-Fi.
В чем преимущества QR? С помощью этой технологии бизнес может перевести своих клиентов из офлайна в онлайн. QR-коды можно вешать на стены, витрины, спинки передних кресел в такси или клеить на любые подходящие поверхности.
Пользователям этот формат тоже интересен — отсканировать QR-код намного удобнее, чем вбивать ссылку вручную.
Сгенерировать QR-код не сложно — для этого нужен специальный конструктор, который поможет «зашить» в него информацию. Такие сервисы можно найти в сети, скачать в App Store и Google Play.
Какому бизнесу подойдут QR-коды?
Особую популярность QR-коды получили в FMCG-бизнесе — то есть в сфере товаров повседневного спроса. Покупатели ежедневно пользуются такими товарами, и свой выбор они чаще всего делают в пользу уже знакомых производителей.
Расскажи, как цифровая трансформация изменила твой бизнес
При этом потребителям нужны не только товары, но и связанные с ними эмоции, ощущения и воспоминания. Поэтому брендам в условиях жесткой конкуренции приходится идти на ухищрения и искать новые пути, чтобы заполучить внимание клиента.
QR-коды — удобный и простой механизм, который позволит FMCG-компаниям не только увеличить продажи, а еще лучше понять свою аудиторию и повысить ее лояльность за счет новых впечатлений.
Принести пользу коды могут разным сферам бизнеса — от кафе до организации мероприятий. С их помощью можно дать ссылку на сайт или свое сообщество в соцсети.
Способы использования QR-кодов
Есть и целый ряд неочевидных способов использования QR. Вот лишь несколько из них.
Большинство организаторов используют различные площадки, чтобы рассказать аудитории о предстоящем событии. В QR-код можно «зашить» приглашения на лендинг с продажей билетов или на страницу ивента в соцсети.
Кроме того, в кодах, доступных для сканирования на площадке мероприятия, можно записать контакты организаторов, музыкальный line-up, информацию об участниках или ссылку на скачивание материалов.
Например, посетители катка в московском Парке Горького могли с помощью QR-кода получить музыкальную подборку, которую составили организаторы.
Код с контактами, адресом, ссылками на соцсети можно напечатать на визитке. Это станет не только дополнительной фишкой, но и позволит не вводить номер телефона вручную.
Такой код можно распечатать на стикере и приклеить на любую подходящую поверхность.
Это может быть полезно любому бизнесу, которому необходимо часто взаимодействовать с клиентами.
Например, организаторам мероприятий удобно собрать всех участников в одном чате, чтобы они могли общаться и задавать вопросы, первыми получать презентации и чек-листы от спикеров.
Салонам красоты ссылка на чат-бота (да, можно ставить ссылку и на ботов) поможет вести запись клиентов на услуги, а небольшим крафтовым магазинам — сообщать о размерах одежды или времени доставки.
Предприниматель может самостоятельно сформировать специальный код, включающий сумму оплаты и назначение платежа, а покупателю останется только отсканировать QR-код и завершить оплату. Одним из первых магазинов, который начал использовать оплату по QR-коду в России, стал ритейлер Wildberries.
Телевизионщики тоже не игнорируют эту возможность. Американский канал NBC демонстрирует коды во время трансляции спортивных или развлекательных передач, предлагая зрителям приобрести показываемый в кадре товар, не вставая со своих диванов. Это может быть поло Lacoste на теннисисте Новаке Джоковиче.
С помощью QR-кода даже можно оставлять чаевые. Так, петербургский ресторан «Библиотека» запустил пилотный проект, в рамках которого клиент может оставить чаевые официанту, отсканировав QR-код на его визитке.
В QR-код можно зашифровать состав продукта, дату производства, особенности применения. Например, McDonald’s «зашивает» состав бургеров и напитков в QR-кодах, расположенных на упаковке продукции.
На улицах интерактивная реклама привлекает больше внимания, чем обычные баннеры. Так, при обновлении приложения «ВКонтакте» мы решили рассказать об этом с помощью QR и зашили ссылку, которая активировала редизайн.
Чтобы получить ранний доступ к новой версии приложения, пользователю нужно было отсканировать один из QR-кодов, которые мы разместили на остановках, в БЦ и ТЦ в Москве и Петербурге. Мы сами не ожидали такого ажиотажа — люди начали сканировать, обновлять приложение, рассказывать друзьям.
Перейдя по QR-коду, клиент может получить виртуальную карту лояльности и копить бонусы. Так, например, поступил Starbucks.
Компания предложила пользователям сканировать код со ссылкой на скачивание приложения для оплаты покупок и накопления скидочных баллов.
Четкий призыв к действию повышает продажи. Так, во время Нью-Йоркской недели моды компания L’Oreal разместила в такси QR-коды, которые помогали пассажирам приобрести косметику во время поездки по Манхэттену.
Каждый третий пассажир отсканировал код, а каждый четвертый — совершил покупку. Около 90% тех, кто взаимодействовал с QR-кодом, загрузили мобильное приложение L’Oreal.
QR-код может подарить продукту дополнительную ценность и, соответственно, вызвать позитивные эмоции у клиента. Например, журнал Cosmopolitan в одном из номеров размещал рядом со статьей QR-код, который вел на плейлист или фотоальбом в соцсети. А производитель чая Curtis в преддверии Нового года разместил QR-код на чайных пакетиках. Отсканировав его, человек попадал на новогоднюю музыкальную подборку, размещенную в соцсетях Curtis.
Туристический бизнес тоже использует QR-коды — их наносят на таблички рядом с достопримечательностями, чтобы дать информацию об объекте или упростить навигацию.
Помните, что мало просто дать пользователю отсканировать код, нужно еще проанализировать, насколько эффективен такой канал взаимодействия.
Например, Fanta предложила покупателям отсканировать QR-код на чеке с напитком. Взамен пользователи могли получить набор брендированных стикеров VK. За время акции более 130 тысяч участников отсканировали QR-коды. Из них 60% загрузили более двух чеков с покупкой Fanta.
Технология позволяет клиенту получить новый опыт взаимодействия с брендом, а также поучаствовать в интересных активностях, которые формирует новые ассоциации с брендом.
Как размещать QR-коды
Есть ряд технических моментов, которые тоже стоит учитывать при работе с QR. Например, размер напечатанного кода. Если он будет слишком маленьким, камера может просто не сфокусироваться. На печатной продукции — буклетах и листовках — размер кода должен быть не меньше 2*2 см, на афишах — не менее 5*5 см.
Стоит позаботиться и о месте размещения. Важно, чтобы баннер находился на уровне глаз человека. Также не стоит экспериментировать с нанесением кода на динамические поверхности (двери, автомобили), клиенту будет неудобно его сканировать.
Однако наличие четкого и крупного QR-кода в удобном месте еще не гарантирует, что человек станет его сканировать. Просто черный квадрат вряд ли вызовет интерес клиента, а надпись «Отсканируй QR-код и получи чашку кофе в подарок» — вполне. Поэтому стоит точно обозначить ценность для клиента.
Когда все условия соблюдены, не забудьте проверить контент. Попробуйте сами перейти по ссылке — убедитесь, что зашифрованная информация открывается корректно.
И главное во всем этом процессе — проанализируйте эффективность кампании с использованием QR-кодов. Для этого лучше протестировать несколько макетов и форматов размещения и отследить результаты по каждому из них, чтобы в итоге выбрать оптимальный.
Как получить максимум
Фото в тексте и на обложке: Unsplash
Оплата по QR: как устроена и кому подходит? Подробная инструкция для бизнеса
Времена, когда магазинам нужен был терминал, чтобы принимать безналичную оплату от покупателей, прошли. Теперь достаточно настроить оплату по QR-кодам через Систему быстрых платежей или сервис Плати QR от Сбера. Продавцы сэкономят на эквайринге, а покупатели без кошельков и карт оплатят товар с помощью камеры смартфона. Если вы хотите применять способ оплаты, который постепенно завоевывает мир, прочтите эту статью.
1. Что такое Система быстрых платежей?
Это сервис Центробанка для перевода денег по идентификатору: номеру телефона или QR-коду. Через него физические лица могут отправлять средства клиентам другого банка. При этом они не платят комиссию, если общая сумма переводов по СБП в месяц менее 100 000 рублей. В некоторых банках этот порог выше.
Сначала в СБП не проводили расчетов с юрлицами, но в конце 2019 года ЦБ добавил эту возможность.
Расплачиваться по QR можно не только через Систему быстрых платежей. Еще есть сервис Плати QR от Сбера, который не связан с СБП и не дает доступа к ней.
2. Как устроена оплата по QR?
Через СБП можно платить за покупку и принимать оплату. Для этого нужен QR-код. В нем зашифрованы реквизиты, сумма и назначение платежа. Покупатель просто откроет приложение банка, отсканирует код камерой на смартфоне, подтвердит оплату и получит чек на электронную почту.
QR-коды для розницы и интернет-магазина генерирует банк, в котором у продавца открыт расчетный счет. Есть два вида кодов:
3. От чего зависит комиссия?
Центробанк сам регулирует комиссию в СБП. Из-за этого она ниже, чем у платежных систем Visa, Mastercard и МИР и составляет до 0,7% в зависимости от категории товаров или типа услуг. Принимать платежи по QR-кодам через СБП с комиссией ниже 1% можно в сервисе Тинькофф Оплата.
Продавец, который подключит оплату по QR-коду, максимально сэкономит на эквайринге. А еще сможет не тратить деньги на аренду и обслуживание терминала, если откажется от приема оплаты по банковским картам.
Для покупателя комиссии нет. За платежи по QR через СБП с него ничего не возьмут ни банки, ни магазины.
4. Какие преимущества у платежей по QR?
5. В чем отличие от онлайн-переводов?
6. Как выглядит оплата по QR-коду?
7. Как использовать в рознице?
Розничным магазинам удобнее работать с динамическим QR-кодом, в котором уже есть сумма к оплате. Это ускоряет обслуживание и исключает ошибки со стороны покупателей, которые могут ввести неправильные цифры.
После подключения к СБП или сервису Плати QR от Сбера продавец сможет выбрать новый способ оплаты в кассовом софте и показать QR-код клиенту на экране или на чеке. Для кассира это будет так же легко, как выбрать способ оплаты по карте или наличными.
Оплата по QR-кодам подойдет отраслям, где преобладают безналичные платежи. Для примера возьмем магазин одежды, чей оборот по безналу в 2020 году вырос до 2 млн рублей. На показатели повлияла пандемия, которая заставила покупателей реже платить наличными. С эквайрингом в 2,5% комиссия составила 50 000 рублей. Еще 6000 ушло на обслуживание терминала.
8. А в интернете?
Оплату по QR-можно добавить на любой сайт: все нужные настройки вводятся один раз — только при подключении. Далее код станет автоматически выводиться на экран при каждой покупке. Клиенту нужно будет отсканировать его камерой на смартфоне. Если покупатель зайдет на сайт с мобильного, вместо кода появится кнопка «Оплатить через СБП».
9. Какому бизнесу подойдет?
Перейти на оплату по QR-кодам выгодно небольшим магазинам, чтобы принимать безналичную оплату и не тратить деньги на терминал. Средняя стоимость аппарата, который подключается к интернету, кассе и системе учета, от 10 000 до 25 000 рублей. Его можно арендовать, но если обороты по безналу окажутся небольшими, банк поднимет цену или заберет терминал. С 1 октября 2021 года принимать оплату по QR-кодам могут в том числе самозанятые.
10. Есть ли ограничения?
11. Как быть с кэшбэком?
Если покупатель оплатит товар по QR через сервис от Сбербанка, он получит баллы «Спасибо». При этом комиссия для продавца будет выше. Сохранить кэшбэк в Тинькофф не получится.
Чтобы не терять клиентов, магазины могут предложить покупателям скидки при оплате по QR-коду. Настроить разные типы скидок на товары или услуги можно в МоемСкладе. Если захотите отменить скидку, ее легко отключить. Регистрируйтесь и попробуйте прямо сейчас!
12. Через какие сервисы можно подключить оплату по QR?
Подключить оплату по QR-кодам можно в сервисах Тинькофф Оплата и Плати QR от Сбера.
Для использования Тинькофф Оплаты продавцу нужно подключиться к Системе быстрых платежей и иметь счет в Тинькофф банке. В сервисе Плати QR от Сбера подключатся к СБП не нужно.
Оплачивать покупки по QR в Тинькофф смогут клиенты всех банков-участников СБП, а в сервисе плати QR от Сбера оплата будет доступна только для покупателей со счетами в Сбербанке или в Тинькофф банке.
13. Как подключить сервисы QR оплаты в МоемСкладе?
Зайти в Магазин приложений и выбрать один из сервисов для платежей по QR-кодам: Тинькофф Оплата или Плати QR от Сбера.
Установить и использовать их одновременно не получится. Это сделано для того, чтобы не усложнять работу кассиров. Иначе перед каждой продажей им бы пришлось уточнять, в каком именно банке открыт счет покупателя, и исходя из этого выбирать между двумя разными способами оплаты по QR-коду.
14. Как настроить Тинькофф Оплату?
Открыть расчетный счет в Тинькофф, если его нет. Затем написать в банк. В теме письма нужно указать «СБП МойСклад» и ИНН компании. Дальше вы получите ID терминала и пароль на сайте Тинькофф Оплаты и сможете настроить новый способ оплаты для одной или нескольких точек в разделе Розница. Там же нужно будет указать банк-эквайер и комиссию. Подробнее читайте в нашей инструкции.
15. Как настроить Плати QR от Сбера?
Оставьте заявку на подключение оплаты по QR на сайте Сбербанка. С вами свяжется менеджер, которому нужно сказать, что вы — клиент МоегоСклада. Для каждой из точек продаж, где вы хотите подключить новый способ оплаты, нужно получить от менеджера IdQR и Terminal ID (TID). Оба параметра понадобятся, когда будете настраивать точки продаж в МоемСкладе. Все шаги для подключения есть в нашей инструкции.
Остались вопросы? Посмотрите мастер-класс, чтобы узнать, как подключить к оплате по QR-кодам одну или несколько торговых точек.